педагог психолог в обществе истории культуре и
Характеристика психолого-педагогической деятельности
Основные понятия:деятельность, психолого-педагогическая деятельность, гуманистическая природа психолого-педагогической деятельности, детство, личность, личность ребенка, гуманизация образования, личносто-ориентированный подход, образование, образовательное пространство, обучение, воспитание, развитие, педагогика, психология.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Структура человеческой деятельности включает: потребности, мотивы, цели, задачи, действия, операции. Деятельность человека – необходимое условие развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки.
Педагогическая деятельность– особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством опыта и ценностей, создание условий для личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Этот вид деятельности возник на заре цивилизации в ходе решения жизненно важных для общественного развития задач. Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность.
Психолого-педагогическая деятельность– вид педагогической деятельности, направленный на личностное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие субъектов образовательного процесса, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.
Цельдеятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях – социализация личности, т.е. подготовка ребёнка к жизни в обществе.
Основные механизмы реализации данного направления:
1.Включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
2. Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
3.Стимулирование детей к самопознанию, определение собственных позиций и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
4.Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;
5. Создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;
6. Педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.
В результате реализации данного направления из стен образовательных учреждений будут выходить подростки, подготовленные к жизни в новых социально-экономических условиях, способные найти своё место в ней и гибко ориентироваться в условиях изменяющейся реальности.
Предметом психолого-педагогической деятельности является личность– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества и определяющих его систему социальных отношений. Следовательно, психолого-педагогическая деятельность имеет гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога-психолога подчинены реальным интересам личности ребенка или взрослого, направлена на создание условий для гармоничного развития личности. Период интенсивного развития человека и становления его личности называется детством.
Гуманистическая направленность полностью отвечает основной задаче личностно-орентированной педагогики:оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. В современной педагогической культуре важное место занимают концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности, признание и защиту прав человека на свободу и развитие.
Специфика профессии педагога выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, своя убежденность; мастерство педагога заключается в умении направить процесс развития личности ребенка, так организовать деятельность учащихся, чтобы они имели возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.
Детство– период жизни человека, характеризующийся интенсивным биологическим, социальным и психологическим развитием индивида; в этот период закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых.
Важным фактором становления личности человека в период детства является образование– специально организованная в обществе система условий учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. Область действительности, охваченная влиянием системы образования, называетсяобразовательным пространством.
Одной из ведущих тенденций в развитии современного образовательного пространства России является гуманизация образования– распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и гармоничного развития личности, ее деятельностного участия в жизни общества.
Любая профессиональная деятельность требует от специалиста владения специальной терминологией, которое является важным показателем профессиональной компетентности специалиста, и, следовательно, условием успешности его профессиональной деятельности. В психолого-педагогической деятельности широко используются как общенаучные понятия, так педагогические и психологические понятия. К базовым психолого-педагогическим понятием относят: личность, образование, обучение, развитие, воспитание и целый ряд других понятий, с которыми специалист знакомится в период профессионального обучения.
Обучение— это процесс передачи научных и обыденных знаний подрастающему поколению и функционирование на их основе творческого мышления, теоретического и ценностного отношения к миру, научного мировоззрения и развития общих и специальных способностей.
Система педагогических и психологических наук, исследующих различные аспекты профессий педагога- психолога:
Тема № 2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре.
Социокультурная ситуация в современном образовании. Культурно-историческая роль педагога-психолога. Основные этапы развития образования, педагогики и психологии. Педагог, психолог, педагог-психолог, их образы в различные периоды. Психологическое обеспечение образовательного процесса, система психологической помощи в современном отечественном образовании Нравственно-этический образ современного педагога-психолога. Перспективы психолого-педагогической деятельности в нашей стране и за рубежом.
Тема № 3. Профессиональная деятельность педагога-психолога
Педагог-психолог как специалист, осуществляющий психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социокультурное развитие обучающегося. Задачи психолого-педагогической деятельности. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога: развивающая, учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, управленческая. Требования ФГОС к профессиональной подготовке бакалавра психолого-педагогического образования.
Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования.
Тема № 4. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога. Профессиональные способности
Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога-психолога.
Профессионально-значимые качества личности, понятие. Необходимые и ценные качества личности в психолого-педагогической деятельности: чуткость, объективность, требовательность, общительность, любовь к детям и другое; возможность их развития. Качества личности, мешающие достичь высокого уровня результативности психолого-педагогической деятельности: раздражительность, равнодушие, пессимизм и другое; способы их преодоления.
Понятие «способности», «педагогические способности», «способности к профессии психолога». Возможности их развития. Характеристика дидактических, академических, перцептивных, речевых, организационных, авторитарных, коммуникативных и других видов профессиональных способностей.
Тема № 5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога
Профессия, специальность. Профессия «педагог», педагогические специальности. Характеристика специальности «Педагогика и психология», квалификационная характеристика выпускника. Общая характеристика системы обеспечения успешного усвоения профессии педагога-психолога, государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа как документы регламентирующие содержание высшего профессионального образования. Специфика учебного процесса в вузе. Средства и формы освоения смыслов психолого-педагогической профессии. Квалификационные требования к педагогу-психологу. Функциональные и должностные обязанности педагога-психолога.
Тема № 6. Профессиональная компетентность педагога-психолога
Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога, компетенция и компетентность. Структура профессиональной компетентности педагога-психолога. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога-психолога. Общее понятие о методах оценки профессиональной компетентности педагога-психолога.
Общая и профессиональная культура педагога-психолога. Компоненты профессиональной культуры педагога-психолога. Понятие «такт», «тактичность», «профессиональный такт», «педагогический такт». Принципы профессиональной этики педагога-психолога.
Тема № 7. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Государственные стандарты профессионального образования. Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенция о правах ребенка, Декларация прав и свобод человека.
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, социальной защиты педагога-психолога.
Тема № 8. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога
Понятие профессионального самопознания, саморазвития, самообразования. Направления, содержание, формы профессионального саморазвития и самообразования. Мотивация к повышению профессиональной компетентности. Факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие.
Ограничения профессионального роста педагога-психолога. Функции самообразования, программа самообразования педагога-психолога.
Формы профессионального сотрудничества в психолого-педагогической деятельности. Профессиональная периодика: научная, популярная.
Тема № 9. Профессиональная карьера педагога-психолога
Профессиональное становление, профессиональный рост педагога-психолога. Этапы профессионального становления. Индивидуальный стиль психолого-педагогической деятельности. Основы профессионального мастерства в профессии педагога-психолога. Профессия и личность. Профессиональная карьера, имидж педагога.
Перечень тем лекционных занятий для очной формы обучения
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности.
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога.
4. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога.
7. Профессиональные способности педагога-психолога.
8. Педагогическая культура.
9. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога.
10. Профессиональная компетентность педагога-психолога.
11. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
12. Профессиональное самопознание педагога-психолога.
13. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога.
14. Профессиональное самообразование педагога-психолога.
15. Модели профессиональной деятельности педагога-психолога.
16. Психолого-педагогическая карьера.
Перечень тем лекционных занятий для заочной формы обучения
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.
3. Профессиональная компетентность педагога-психолога.
4. Профессиональное самопознание педагога-психолога.
Перечень тем практических занятий для очной формы обучения
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности.
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога.
4. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога.
7. Профессиональные способности педагога-психолога.
8. Педагогическая культура.
9. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога.
10. Профессиональная компетентность педагога-психолога.
11. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
12. Профессиональное самопознание педагога-психолога.
13. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога.
14. Профессиональное самообразование педагога-психолога.
Тема № 2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности
Социокультурная ситуация в современном образовании. Культурно-историческая роль педагога-психолога. Основные этапы развития образования, педагогики и психологии. Педагог, психолог, педагог-психолог, их образы в различные периоды. Психологическое обеспечение образовательного процесса, система психологической помощи в современном отечественном образовании Нравственно-этический образ современного педагога-психолога.
Перспективы психолого-педагогической деятельности в нашей стране и за рубежом.
Тема № 3. Профессиональная деятельность педагога-психолога
Педагог-психолог как специалист, осуществляющий психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социокультурное развитие обучающегося. Аспекты и направления, цели и задачи психолого-педагогической деятельности. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога: развивающая, учебно-воспитательная, научно-методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительская, управленческая.
Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях различного типа: дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования.
Тема № 4. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога. Профессиональные способности
Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога-психолога.
Профессионально-значимые качества личности, понятие. Необходимые и ценные качества личности в психолого-педагогической деятельности: чуткость, объективность, выдержка, самообладание, требовательность, общительность, оптимизм, обаяние, любовь к детям и другое; возможность их развития. Качества личности, мешающие достичь высокого уровня результативности психолого-педагогической деятельности: раздражительность, равнодушие, пессимизм и другое; способы их преодоления.
Понятие «способности», «педагогические способности», «способности к профессии психолога». Возможности их развития. Характеристика дидактических, академических, перцептивных, речевых, организационных, авторитарных, коммуникативных и других видов профессиональных способностей.
Тема № 5. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога
Профессия, специальность. Профессия «педагог», педагогические специальности. Характеристика специальности «Педагогика и психология», квалификационная характеристика выпускника. Общая характеристика системы обеспечения успешного усвоения профессии педагога-психолога, государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа как документы регламентирующие содержание высшего профессионального образования. Специфика учебного процесса в вузе. Средства и формы освоения смыслов психолого-педагогической профессии. Квалификационные требования к педагогу-психологу. Функциональные и должностные обязанности педагога-психолога.
Тема № 6. Профессиональная компетентность педагога-психолога
Понятие профессиональной компетентности педагога-психолога, компетенция и компетентность. Структура профессиональной компетентности педагога-психолога. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога-психолога. Профессиограмма как критерий оценки профессиональной компетентности. Общее понятие о методах оценки профессиональной компетентности педагога-психолога.
Общая и профессиональная культура педагога-психолога. Компоненты профессиональной культуры педагога-психолога. Понятие «такт», «тактичность», «профессиональный такт», «педагогический такт». Принципы профессиональной этики педагога-психолога.
Тема № 7. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные стандарты профессионального образования. Законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенция о правах ребенка, Декларация прав и свобод человека.
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, социальной защиты педагога-психолога.
Тема № 8. Профессиональное самопознание, саморазвитие, самообразование педагога-психолога
Понятие профессионального самопознания, саморазвития, самообразования. Направления, содержание, формы профессионального саморазвития и самообразования. Мотивация к повышению профессиональной компетентности. Факторы, стимулирующие профессиональное саморазвитие.
Ограничения профессионального роста педагога-психолога. Функции самообразования, программа самообразования педагога-психолога.
Формы профессионального сотрудничества в психолого-педагогической деятельности. Профессиональная периодика: научная, популярная.
Тема № 9. Модели профессиональной деятельности педагога-психолога. Психолого-педагогическая карьера
Профессиональное становление, профессиональный рост педагога-психолога. Этапы профессионального становления. Индивидуальный стиль психолого-педагогической деятельности. Основы профессионального мастерства в профессии педагога-психолога. Профессия и личность. Профессиональная карьера, имидж педагога.
Перечень тем лекционных занятий для очной формы обучения
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности.
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога.
4. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога.
7. Профессиональные способности педагога-психолога.
8. Педагогическая культура.
9. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога.
10. Профессиональная компетентность педагога-психолога.
11. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
12. Профессиональное самопознание педагога-психолога.
13. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога.
14. Профессиональное самообразование педагога-психолога.
15. Модели профессиональной деятельности педагога-психолога.
16. Психолого-педагогическая карьера.
Перечень тем практических занятий для очной формы обучения
1. Характеристика психолого-педагогической деятельности.
2. Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности.
3. Профессиональная деятельность педагога-психолога.
4. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.
6. Профессионально-значимые качества личности педагога-психолога.
7. Профессиональные способности педагога-психолога.
8. Педагогическая культура.
9. Подготовка, профессионально-личностное становление педагога психолога.
10. Профессиональная компетентность педагога-психолога.
11. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
12. Профессиональное самопознание педагога-психолога.
13. Профессиональное саморазвитие педагога-психолога.
14. Профессиональное самообразование педагога-психолога.
15. Психолого-педагогическая карьера.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. В чем заключается гуманистическая направленность психолого-педагогической деятельности?
2. Как педагог-психолог может влиять на развитее личности ребенка?
3. Какие группы психолого-педагогических понятий можно выделить?
4. В чем заключается культурно-историческая роль педагога-психолога?
5. Каков нравственно-этический образ современного педагога-психолога?
6. Каковы основные перспективы психолого-педагогической деятельности?
7. Каковы основные цели и задачи психолого-педагогической деятельности?
8. В чем заключаются основные отличия психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях различного типа?
9. В чем выражается взаимосвязь видов профессиональной деятельности педагога-психолога?
10. Какие профессионально-значимые качества личности педагога-психолога способствуют эффективности профессиональной деятельности?
11. Как развивать психолого-педагогические способности?
12. Как соотносятся понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»?
13. Каковы основные средства и формы освоения смыслов психолого-педагогической профессии?
14. Каковы требования к профессиональной компетенции педагога-психолога?
15. В чем заключаются основные требования к общей и профессиональной культуре педагога-психолога?
16. Каковы основные группы требований к профессиональной этике педагога-психолога?
17. В чем заключаются основные направления образовательной политики Российской Федерации?
18. Каковы основные направления развития системы образования Свердловской области?
19. Как защищаются права ребенка в мире и в России?
20. Как соотносятся понятия «профессиональное самопознание», «профессиональное саморазвитие», «профессиональное самообразование», «профессиональное самосовершенствование», «профессиональное самовоспитание»?
21. Есть ли ограничения для профессионального роста педагога-психолога? В чем они заключаются?
22. Каковы основные характеристики индивидуального стиля в психолого-педагогической деятельности?
23. Каковы основные задачи каждого из этапов профессионального роста специалистов?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
Тема 2 Педагог-психолог в обществе, истории и культуре. Социокультурный аспект психолого-педагогической деятельности
Основные понятия: образование, реформа образования, модернизация образования, качество образования, психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическая служба, субъекты образовательного процесса, этика профессиональная, нравственность, гуманизм, толерантность.
Образование – специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.
В соответствии с законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят стандарты, реализуемые через образовательные программы, а также органы управления образованием. Особенности и уровень развития системы образования зависят от многих факторов:
— развитие производства определяет требования к типу работника, уровню его образования;
— уровень развития культуры в широком смысле и науки в частности;
— особенностями форм общественного сознания (идеологией, моралью, религией);
— исторический опыт и национальные традиции;
— политика властных структур (финансирование, социальных заказ и т.д.).
Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, ориентируясь на запросы общества, государства и личности. Реформы образования проводятся периодически, обычно с интервалом в 10-15 лет. В XXв. российская система образования реформировалась около 10 раз. В настоящее время система образования нашей страны работает в рамках очередной реформы, основные положения которой обозначены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Концепция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756 Р (п. 2).
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к таковому выбору;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и углубление глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сотрудничества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х – начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный общественно-социальный кризис существенно затормозил позитивные изменения. Образование было обречено на самовыживание. Современные условия требуют модернизации всех структур системы образования: содержания, методов обучения и воспитания, механизмы управления и финансирования, подготовки квалифицированных кадров.
Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизмов устойчивого развития системы образования. Одной из приоритетных задач является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
В России сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании:
1 уровень– педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, работающие непосредственно в образовательных учреждениях.
2 уровень– методические кабинеты и центры в районных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях.
3 уровень– органы управления и специализированные службы министерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования.
Для научного обеспечения работы психологического сопровождения образования созданы и привлекаются научно-исследовательские центры федерального и регионального уровня.
Психологическое обеспечение образовательного процесса в нашей стране пережило несколько этапов развития. Первые попытки практического применения психологических знаний в обучении предпринималась на рубеже XIX и XX веков. В то время получила развитие педология – наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его социально-биологические особенности. В 20-30-е годы прошлого столетия психологическое и педагогическое обеспечение образования развивалось очень интенсивно. В практику образования внедрялись различные тесты, на их основе делались заключения об уровне развития детей, о профессиях, которые им необходимо выбрать и т.п. В 1936 году все работы по психологическому обеспечению образования были прекращены, на долгие годы остановлено развитие таких областей психологии, как возрастная психология, психодиагностика, практическая психология и др.
Лишь с середины 60-х годов возобновились исследования в данных областях и поиск условий применения их результатов в школе. В порядке эксперимента в системе образования начали работать психологи. Первая официальная школьная психологическая служба возникла в 1975 году в Эстонии. С 1991 года в школах официально введены ставки школьных психологов (сегодня педагогов-психологов).
Психологическое обеспечение системы образования постепенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, врачи-дефектологи, логопеды, психологи) оказывают помощь участникам образовательного процесса практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.
Психологическая служба рассматривается как интегральное образование, включающее три аспекта:
как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современного образования;
как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов;
как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми в образовательных учреждениях.
Во многих регионах система психологического обеспечения доказала свою необходимость и востребованность всеми субъектами образовательного процесса:учащимися, педагогами, родителями, работниками системы управления образованием.
Школьная психологическая служба до сих пор находится на этапе становления и интенсивного развития. Наиболее актуальными проблемами являются определение показателей эффективности деятельности специалистов и центров, показатели психологического благополучия и развития личности в образовательном процессе, отмечается нехватка стандартизированного и сертифицированного инструментария. Работе педагогов-психологов мешает низкий уровень оснащенности деятельности, что увеличивает трудоемкость многих видов работ, снижает их эффективность. Однако современный этап развития психологической службы образования позволяет специалисту полностью выразить себя в работе, привнести в нее новое, отвечающее его идеалам, ценностям, профессиональным предпочтениям.
Перспективы психолого-педагогической деятельности. Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, становится обобщенной системой взглядов, убеждений и идеаловXXI, что подчеркивает особую актуальность психолого-педагогической деятельности. Гуманизация образования предполагает
— реализацию идеи личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;
— постепенный переход от групповых форм взаимодействия к индивидуальным формам;
— оказание помощи ученику в его саморазвитии через восприятие культуры отношения человека к самому себе, людям, природе.
Интенсивное развитие общества предъявляет высокие требования к уровню профессионализма специалистов:
— повышение качества образования требует высокой профессиональной компетентности педагогов;
-в связи с интенсивным развитием педагогической науки и практики возрастает роль творческих и исследовательских способностей и умений педагогов;
— демократизация общества, личностно-ориентированный подход в образовании повышает роль духовно-нравственного потенциала педагога;
— информатизация общества повышает значение информационной культуры педагога, в частности компьютерной грамотности, навыков работы с информацией;
— быстро меняющиеся условия жизни требуют высокой профессиональной мобильности, мотивации и способностей к непрерывному образованию.
В целом, анализ мировых тенденций позволяет сделать вывод об актуальности психолого-педагогической деятельности в будущем.
Основные этапы становления психолого-педагогической деятельности. Профессия педагога является одной из древнейших. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию.
Первые школы возникли в странах древнего Востока, учителями главным образом были жрецы, составляющие привилегированную касту. Развитие школы как специального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки.
В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. Во всех типах школ учителями обычно назывались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии.
В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой.
В дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Были учительские семинары с четырехлетним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. В 60-70 годы ХIХ века были открыты Высшие женские курсы универсального типа.
После активного переворота 1917 года учительские семинары были преобразованы в трехлетние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовывались в педагогические институты для подготовки учителей по отдельным учебным предметам.
В настоящее время существует потребность в расширении состава специальностей. Сейчас древняя профессия педагога получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.
Нравственно-этический образ современного педагога-психолога.
Психолог в своей деятельности реализует специфические нравственные требования, нормы поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Особую значимость в психолого-педагогической деятельности имеют вопросы этики и нравственности, так как педагог-психолог работает с личностью, часто с формирующейся личностью. Профессиональное кредо педагога-психолога должно включать
— научную честность и корректность при сборе экспериментальных данных;
— отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;
— отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;
— отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами;
— при проведении исследований не использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;
— строго соблюдать гарантии конфиденциальности;
— информировать испытуемых о целях проводимого исследования.
Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.
Вопросы для самоконтроля
Педагог-психолог, работающий в центре детского творчества относится к
А. первому уровню психологического обеспечения системы образования
Б. второму уровню психологического обеспечения системы образования
В. третьему уровню психологического обеспечения системы образования
Специалисты какого профиля участвуют в психологическом обеспечении образовательного процесса
А. только психологи
Б. психологи и социальные педагоги
В. психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты
В нашей стране профессия педагога-психолога появилась на уровне законодательства в
4. Целью психологического обеспечения образовательного процесса является
А. оптимизация условий образовательного процесса
Б. решение психолого-педагогических проблем
В. благополучие всех субъектов образовательного процесса
5. Психологическая служба образования в России на современном этапе
А. активно развивается
Б. достигла наивысшего развития
В. сложилась по всем важным аспектам.
1.Культурно-историческая роль педагога-психолога.
2.Педагог, психолог, педагог-психолог, их образы в различные эпохи.
Задания для самостоятельной работы
Охарактеризовать основные тенденции в развитии образования в мире на современном этапе.
Составить таблицу «Основные этапы становления профессии педагога в России».
Представить аннотации двух статей по проблеме психологического обеспечения образовательного процесса.
Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства // Психологическая наука и образование, 1998 № 2
Жуковский И.В. Глобализация и новый мировой порядок в образовании // Образование в современной школе, 2003, № 9
Загвоздкин В. Качество образования: тенденции развития и инструменты реализации // Директор школы, 2003 № 8
Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Омега –Л, 2004.
Каменский А. Школьная психологическая служба: какой ей быть? // Директор школы, 2002 № 9
Кленова Н. В., Абдухкаримов К. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе, 2003 № 7
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь – М., 2003
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М, 2004.
Лобжанидзе В.А. Психологическая служба в условиях личностно ориентированного обучения // Завуч, 2002, № 7
Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учеб пособие для студентов пед. учеб. заведений. – М, 1999.
Попов В. С психологом работается лучше // Директор школы, 2003 № 5
Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) / Рос. акад. образования. – М., 2002.
Приоритетные направления развития системы образования РФ // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2005 № 1.
Рабочая книга школьного психолога/ под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. Словарь – М., 2001.
Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии, 2001 № 4
Степанов М.А. Профессия: практический психолог // Вопросы психологии, 2001 № 5
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.