пекарь с титаника чарльз джокин история
Пока люди паниковали, главный пекарь Титаника выпивал ликёр, который и спас его в ледяной воде
Удивительная история про храброго пекаря, который спасал команду и пассажиров, забыв про себя. Чарльз Джокин не покидал корабль до самого конца. Он находился в воде чуть меньше трех часов, пока ждал спасательную шлюпку. Что ему помогло не замерзнуть и оставаться спокойным во время величайшего бедствия?
Море зовет
Чарльз начал работать на кораблях в возрасте 11 лет. К 34 годам его карьера дошла до главного пекаря на Титанике. В 1912 году это был легендарный корабль и Чарльзу многие бы позавидовали.
Завидовать можно было ровно до 14 апреля 1912, когда Титаник налетел на айсберг. Большинство прекрасно знает, чем для судна закончилась эта фатальная встреча.
Идем ко дну
В тот день Чарльз отдыхал в своей каюте. После удара он выскочил и обнаружил панику среди пассажиров. Люди не понимали, что произошло. Тогда повар решил взять ситуацию под контроль и начал направлять беспорядочно бегающих людей на палубу.
Чарльз приказал своим подчиненным (его команда состояла из 13 пекарей) выносить со складов хлеб и класть его в спасательные шлюпки, чтоб у людей хватило еды, когда они будут ждать помощь.
Пока пассажиры метались по кораблю, Чарльз спокойно вернулся в свою каюту, чтоб выпить немного ликера.
Шлюпка №10
На палубе он обнаружил, что шлюпок почти не осталось и силой закинул на свое место женщину с детьми. Поняв, что ситуация серьёзная и покинуть корабль удастся не всем, он решил остаться помогать до конца.
Чарльз ещё раз спустился в свою каюту. Под ногами уже плескалась вода, но это не помешало пекарю хлебнуть ещё немного «жидкой храбрости». Повторно взбодрившись, Чарльз отправился скидывать за борт шезлонги.
К 1:30 стало ясно, что лодок на всех не хватит. К этому моменту в воде уже оказалось несколько человек. Выброшенные шезлонги должны были помочь людям держаться на плаву.
Последний на корабле
Чарльз уже не сомневался, что сегодня ему тоже придется искупаться в океане. Перед этим опасным мероприятием он сходил в кладовку, чтоб в последний раз «заправиться» ликером.
«У меня не было какого-то шока или чего-то такого», — уверял главный повар
Он спокойно дошел до кормы, которая начала подниматься вверх. Затянул спасательный жилет и перелез через ограждение. Около 2:20 корма Титаника встала вертикально и начала погружаться под воду. Джордж был одним из последних, кто всё ещё оставался на корабле.
Выжить в воде
Температура воды в Атлантическом океане была около нуля. Погружение моментально вызывало шок. Когда человек чувствовал, как остывает его кожа, то это неизбежно вызывает панику. Силы заканчиваются, мокрая одежда тянет на дно, тепло уходит. Люди сдавались за несколько минут.
На самом деле, неподготовленный человек может продержаться в холоде до 10 минут. Наше тело — большой кусок мяса и его не так просто охладить.
Чарльз невозмутимо вошел в ледяную воду. Он не паниковал и не расходовал силы. Повар оставался на плаву в кромешной темноте 2,5 часа. Когда поднялось солнце он смог разглядеть перевёрнутую спасательную шлюпку и подплыть к ней.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Непотопляемый: история пьяного повара, покинувшего «Титаник» последним
Британский трансатлантический пароход «Титаник» затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Лайнер следовал из Саутгемптона в Нью-Йорк. В результате катастрофы погибли около 1,5 тысячи человек, 712 спаслись. По словам исследователей, самая невероятная история спасения связана с именем главного пекаря «Титаника» Чарльза Джокина. Как ему удалось провести в ледяной воде два часа и не умереть от переохлаждения? И почему, несмотря на то что он выжил, его называют самым невезучим судовым поваром в истории? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Как пекарь спас десятки пассажиров «Титаника»?
В 23 часа 40 минут, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, главный пекарь Чарльз Джокин был в алкогольном опьянении. После рабочей смены он всегда выпивал. Но это не помешало ему принять трезвое решение.
«Когда узнал, что произошло столкновение и готовится посадка пассажиров в шлюпки, то первое, что он сделал – послал своих подчиненных за хлебом для погружения провианта в шлюпки. В соответствии с положенным количеством по четыре буханки полагалось на шлюпку», – рассказал кандидат исторических наук, экскурсовод Музея морского флота Тарас Чубчик.
Джокин стал помогать детям и женщинам садиться в лодки. Это было непросто, ведь многие пассажиры считали, что безопаснее оставаться на борту «Титаника».
«Публика наверху, на верхних палубах первого, второго класса, была избалованная. Тем не менее он даже силой женщин с детьми сажал в шлюпки», – отметил Тарас Чубчик.
У Джокина было место в спасательной шлюпке № 10, но он от него отказался в пользу другого пассажира. Когда последнюю лодку спустили на воду, пекарь стал бросать в воду деревянные шезлонги.
«1,5 тысячи пассажиров – шезлонгов там было более чем достаточно. И вот где-то полсотни шезлонгов он успел побросать в море, чтобы сделать из этого плавучий остров», – пояснил Тарас Чубчик.
Некоторым пассажирам это спасло жизнь. Когда шезлонги закончились, Джокин спустился в буфет и продолжил выпивать.
Спас других и спасся сам
«Он все свое оставшееся время на «Титанике» посвятил помощи другим людям. Ну, правда, себя он тоже не забыл. Когда уже вроде бы в нем нужда отпала, он спустился в буфет, налил себе ликер. Он имел право. Наверное, руководствовался идеей, что все равно пропадет добро», – сказал Тарас Чубчик.
Через некоторое время судно раскололось на две части. Лишь тогда Джокин побежал на корму и крепко схватился за поручень у флагштока. Он стал последним, кто покинул «Титаник».
«Потом он рассказывал, что почувствовал, как трескается и гнется корпус, и «Титаник» уходит под воду. Но, не поддаваясь панике, спокойно поднялся на корму. И как на лифте спустился, даже не погрузившись полностью под воду. То есть человек вообще не делал лишних движений», – отметил Тарас Чубчик.
Джокин считал, что сохранить хладнокровие ему помог опыт. Пекарю на момент катастрофы было 33 года. Впервые он вышел в море еще мальчишкой.
«Он себя называл потомственным моряком. Хотя это не так. Все-таки папа его был на берегу кулинаром. Но сам Чарльз довольно много работал на судах, он был не сухопутный повар, а настоящий морской кок», – поделился Тарас Чубчик.
Главный пекарь «Титаника» провел в ледяной воде около двух часов. Когда рассвело, он заметил спасательную шлюпку, но в ней не было места для еще одного человека.
«Но нашелся человек, его коллега – тоже кок. Протянул руку, его попытался если не совсем втащить на эту перевернутую шлюпку, то хотя бы хоть как-то из воды там вытянуть. И вот с ногами в ледяной воде Джокин провел еще достаточно долгое время. И когда подошла «Карпатия» подбирать спасшихся, то он отделался как раз только обмороженными ногами», – пояснил Тарас Чубчик.
Температура воды была всего два градуса. Большинство пассажиров «Титаника» погибали в ней в течение получаса. Медики недоумевали, как повару удалось выжить. По одной из версий, его спасли горячительные напитки, но в действительности это не так.
«Алкоголь способствует расширению периферических сосудов на конечностях, и холодная кровь начинает устремляться в зону жизненно важных органов. Вот это все может привести к ощущению, будто бы тепло, но на самом деле переохлаждение будет ускоряться», – отметил врач общей практики Сергей Длин.
Самый невезучий кок
Главный пекарь «Титаника» не только пережил его крушение, но и продолжил работу судовым поваром. Тем не менее его называют самым невезучим коком. Спустя пару лет Джокин снова попал в катастрофу на сухогрузе «Конгресс», но и это не отбило его любовь к морю.
«Настоящий моряк все-таки был, поэтому продолжил службу. И не один десяток лет прослужил на флоте. И даже успел еще раз потерпеть крушение – уже на эсминце. Но прослужил до 1944 года», – сказал Тарас Чубчик.
Из всех выживших членов экипажа «Титаника» Джокин дольше всех оставался на службе. Он умер в 1956 году в возрасте 78 лет. Чуть-чуть не дожил до премьеры фильма «Незабываемая ночь», где впервые рассказали о том, как невозмутимый повар спас десятки жизней.
О других невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.
Пекарь Чарльз Джокин и удивительная история о последнем пассажире Титаника
Весной этого года исполнится 109 лет со дня гибели «Титаника». За это время о пассажирском лайнере сняты фильмы, написаны книги и сложены песни. Мы расскажем историю чудесного избавления от смерти, случившуюся с главным пекарем британского трансатлантического парохода.
Вы знали?
Чарльз Джокин (Charles Joughin) «засветился» в блокбастере «Титаник» Джеймса Кэмерона. Его можно увидеть в кадре рядом с героями Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет, за несколько минут до затопления корабля. Чарльз «висит» рядом с ними на перилах.
Главные герои кинофильма – Джек и Роуз – полностью вымышленные персонажи. Но Кэмерон включил в фильм и некоторых реальных героев. В первую очередь, это непотопляемая Молли Браун – светская дама, филантроп, одна из немногих выживших, и наш герой – Чарльз Джокин.
Чарльз Джокин в исполнении ирландского актёра Лиама Туохи, кадр из фильма «Титаник»
Большинство людей, попавших после крушения «Титаника» в воду с температурой минус 2 °C, погибли за 15–30 минут. Чарльз Джокин прежде, чем его спасли, находился в воде минимум 2 часа.
История главного пекаря «Титаника» присутствует не только в фильме Джеймса Кэмерона, но и в фильме 1958 года «Гибель «Титаника» и в эпизоде комедийного сериала «Пьяной истории», США.
Док, откуда на воду сошёл Титаник. Белфаст, Северная Ирландия
Удивительная история Чарльза Джокина
Чарльз Джон Джокин родился в Биркенхеде недалеко от Ливерпуля 3 августа 1878 года в семье продавца закусок. Впервые он вышел в море в 11 лет, а затем был главным пекарем на различных пароходах компании White Star Line, в частности, на «Олимпике», а потом перешёл работать на «Титаник».
В 1912 году Джокин возглавлял команду из 13 пекарей и заботился о том, чтобы на «Титанике» каждый день был свежий хлеб. Чарльз зарабатывал 15 британских фунтов в месяц, что сегодня равно примерно 1500 фунтам (почти 156 тыс. рублей).
Титаник после спуска на воду в Белфасте, Северная Ирландия
Хотя у него было место в спасательной шлюпке №10, Джокин отказался от него и передал «счастливый билет» другому пассажиру. Многие продолжали паниковать, а Джокин оставался спокойным и… пьяным. Он сбросил в воду с палубы около 50 деревянных шезлонгов, надеясь, что они помогут тем, кто уже находился в ледяной воде. Многим это спасло жизнь.
Чарльз Джокин и одна из палуб Титаника с теми самыми шезлонгами
Когда на «Титанике» шлюпки закончились, Чарльз вернулся в каюту и продолжил пить виски. Когда Джокин услышал громкий треск, «как будто часть корабля прогнулась», покинул каюту и присоединился к толпе, бегущей на корму. В это время судно уже расколось пополам и оставшаяся на воде часть стала переворачиваться – многие словно провалились в колодец, соскальзывая в воду по уже почти вертикально стоявшей палубе. Многие, но не Чарльз! Он перелез через поручень у кормового флагштока. Через мгновение корабль ушёл под воду, не создав в этом месте водоворота. Позже Джокин вспоминал, что это было похоже на спуск в лифте. Чарльз оказался в воде, даже не намочив голову. Он стал последним выжившим, покинувшим «Титаник».
Главный пекарь пробыл в воде около двух часов. Когда рассвело, Чарльз заметил спасательную шлюпку и 25 пассажиров в ней. Джокин подплыл к лодке, но для него там не было места. Зато там был повар Исаак Мейнард. Он узнал Джокина и протянул ему руку, чтобы поддержать его на плаву. Скоро появилась ещё одна спасательная шлюпка. Джокин подплыл к ней и был поднят на борт. После двух часов в ледяной воде он просто пожаловался на опухшие ноги.
«Титаник», рисунок карандашом
Пережив гибель «Титаника», Джокин вернулся в Англию и дал показания в ходе расследования апрельской катастрофы. В 1920 году Чарльз переехал на постоянное жительство в США, где нашёл свою любовь. Во время Второй мировой войны он пёк хлеб для солдат на транспортных кораблях ВМС США, прежде чем уйти в отставку в 1944 году.
В 1952 году Джокину предложили поучаствовать в написании документально-исторической книги «Ночь, которую нужно помнить» (по ней в 1958 году и сняли фильм «Гибель «Титаника»). Конечно же Чарльз не отказался и рассказал всё, что помнил и знал.
Чарльз Джон Джокин умер в больнице Патерсона 9 декабря 1956 года в возрасте 78 лет от пневмонии.
Ирландская почтовая марка, посвящённая Титанику. На фото – Эдвард Джон Смит, капитан пассаживского лайнера
Как Джокин выжил?
Джокин был пьян, когда попал в ледяную воду. Считается, что алкоголь вызывает расширение кровеносных сосудов. Это даёт человеку фальшивое ощущение тепла, но на самом деле ускоряет переохлаждение. Особая опасность алкоголя состоит в том, что он притупляет все чувства. Человек может просто не заметить того, что замерзает.
Столовая «Титаника»
Именно поэтому на холоде не рекомендуется согреваться спиртным, попивая его из фляжки или бутылки!
Но расслабляющие свойства алкоголя дали Чарльзу неожиданную возможность пережить стрессовую ситуацию. Большинство пассажиров паниковали и потеряли самоконтроль на борту «Титаника». Когда они упали в ледяную воду, то начали паниковать ещё больше, теряя при этом энергию и тепло своего тела.
Гостинная перед входом в один из ресторанов «Титаника»
Экспозиция Международной выставки «Титаник: настоящая история». Турин, Италия, 27.04.2017
Самый необычный из выживших при крушении «Титаника» | История судового пекаря Чарльза Джокина (29 фото + 1 видео)
Как и в прошлых постах, если вы предпочитаете больше подробностей и деталей, то смотрите это видео. Если вы любите читать, то листайте ниже, там для вас будут фото и факты 🙂
В 1912 году новость о крушении «Титаника» без преувеличения повергла весь мир в шок. Гибель на то время самого крупного и самого комфортабельного пассажирского судна казалась просто немыслимой. На тот момент и на десятилетия вперед крушение “Титаника” стало самой крупной морской катастрофой в истории человечества.
Трагедия “Титаника” почти мгновенно стала обрастать множеством различных мифов, догадок и предположений, а обсуждение и споры об истинной причине этой катастрофы не прекращаются и по сей день. Поэтому не удивительно, что кинематограф, всегда тонко чувствующий настроение публики, не мог обойти стороной эту ужасную трагедию.
Прошло всего 29 дней после крушения “Титаника”, как в прокат вышел новый художественный фильм “Спасшаяся с Титаника”. Что интересно, главную роль в этом фильме сыграла американская актриса Дороти Гибсон, которая в действительности была пассажиром “Титаника”, которой удалось спастись.
За первым фильмом о “Титанике” последовало и множество других, но, несомненно, самым знаменитым из них является фильм режиссера Джеймса Кэмерона, вышедший в 1997 году. Конечно, у каждого будет свое мнение насчет художественных аспектов фильма, а также заслуживал ли ДиКаприо “Оскар” за роль в “Титанике”, но бесспорным будет то, с какой небывалой тщательностью Джеймс Кэмерон подошел к созданию своего фильма.
Причём это касается не только хронологии событий, случившейся катастрофы, и самого судна, воспроизведенного в фильме до мельчайших деталей, но также и человеческих судеб. Многие из пассажиров, даже те которых мы видим кадре, лишь эпизодически, показывают нам людей, которые существовали на самом деле.
и многие многие другие и даже вот этот человек, который в этой сцене появляется в кадре буквально на мгновение, помогая главной героине фильма подняться на ноги.
Не уверен, что вы вообще обращали внимание на этого человека в этой конкретной сцене, но думаю большинство из вас всё же его помнит. Правда уже по другой сцене.
После того, как корпус ”Титаника” разломился, главные герои фильма устремились на кормовую палубу, где перебрались на обратную сторону леерного ограждения. Это были последние мгновения перед тем, как “Титаник” полностью уйдет под воду. Именно здесь мы ещё раз видим этого человека, который в один из самых напряженных моментов этой трагедии, вдруг достает из кармана флягу и делает из неё хороший глоток.
Как бы нелепо и, возможно, даже комично не выглядел этот эпизод, но на самом деле это один из моментов фильма, где художественный вымысел пересекается с реальными событиями.
И, если в данной ситуации главные герои Джек и Роза персонажи полностью вымышленные, то вот находившийся рядом с ними человек в белой униформе личность более чем реальная. Это Чарльз Джокин, возможно, самый интересный из выживших в катастрофе “Титаника”.
САМЫЙ САМЫЙ
На момент ввода в эксплуатацию в 1912 году, “Титаник” являлся самым большим кораблем из когда-либо построенных за всю историю. Шедевр инженерной мысли. Поражавший своими гигантскими размерами “Титаник”, конечно же, стал большим событием в истории пассажирского флота.
Причем всех своих предшественников и конкурентов “Титаник” опережал не только благодаря своим огромным размерам и мореходным качествам, но также и за счет достигнутого уровня комфорта пассажиров.
Чаще всего, говоря о “Титанике” и созданных на нем условиях для морских путешествий, основной упор делается на небывалой роскоши первого класса, на фоне которой, конечно же, 2-й и тем более 3-й класс выглядят более чем скромно, если не сказать хуже. Но вот, если рассматривать созданные условия в перспективе своего времени, то в сравнение со всеми существовавшими тогда пассажирскими судами, именно в условиях третьего класса был достигнут небывалый прогресс.
Например, говоря о каютах 3-го класса, это были отдельные каюты, а не привычный для того времени один общий трюм с койками для всех пассажиров.
Также одним из самых больших новшеств в плане комфорта пассажиров было питание на борту “Титаника”. Конечно, же состоявший из 10 блюд ужин в роскошном ресторане первого класса, не шел ни в какое сравнение с питанием пассажиров 3-го класса. Но в данном случае самое главное то, что это питание вообще было. Потому как часто забывают, что до “Титаника” пассажиров низших классов вообще не кормили. Они сами должны были брать с собой свою еду, которой им должно было хватить в ходе, скажем, недельного морского путешествия. Поэтому то, что на “Титанике” было обеспечено питание пассажиров всех без исключения классов, по меркам того времени, было очень непривычно.
В подчинении Проктора было 62 человека, среди которых были и повара, и посудомойщики, и мясники, и другой персонал, в частности целая команда пекарей, руководил которой Чарльз Джокин.
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК
Чарльз Джокин родился 3 августа 1878 года в Англии в небольшом городке Беркенхед. Следуя примеру своих старших братьев, служивших на флоте, Чарльз уже с 11 лет начал ходить в море. Постепенно осваивая профессию судового пекаря, Чарльз успел поработать на различных кораблях торгового флота, прежде судьба улыбнулась ему по крупному и он получил назначение главным судовым пекарем на только-только построенном великолепном океанском лайнере “Титаник”.
Но всё же Чарльз Джокин был одним из многих, одним из почти девятисот членов экипажа “Титаника”. Маленький человек, причём в буквальном смысле т.к. рост Чарльза составлял всего 160 см, отвечавший на судне за свежую выпечку и подготовку десертов, на первый взгляд никак не производил впечатление человека способного на смелые и отважные поступки в экстремальной ситуации.
Но как оказалось такие качества, как внутреннее благородство и невероятное спокойствие перед лицом смерти не имеют ничего общего с невысоким ростом человека или же родом его занятий. Даже, если оба эти качества поддерживались благодаря алкоголю.
СУДОВОЙ ПЕКАРЬ
Вечером 14 апреля 1912 года Чарльз Джокин, уже закончив свою рабочую смену, отдыхал в своей каюте. На часах было без двадцати минут полночь, когда шедший всю ночь на максимальной скорости Титаник, столкнулся с Айсбергом.
Как рассказывал затем сам Чарльз, он проснулся от громкого скрежета и вибрации. В коридоре прозвучала общая команда “свистать всех наверх”, но в первые моменты после столкновения никто еще четко не понимал, что на самом деле произошло. Чарльз вышел из своей каюты и из общего шума услышал, что вскоре на воду будут спускать шлюпки. В этот момент вместо того, чтобы просто подняться на палубу Чарльз Джокин решил проявить инициативу. Он собрал на кухне всю свою команду из 13 пекарей, приказал собрать на кухне весь хлеб, который они могли унести с собой и равномерно распределить его по всем шлюпкам. Удостоверившись, что хлеб был отправлен наверх, а все шлюпки обеспечены провиантом, Чарльз также направился на шлюпочную палубу, но по пути решил ненадолго заскочить к себе в каюту и немного выпить.
После этого он направился к шлюпке номер 10, командиром которой он являлся согласно расписанию на случай аварийной ситуации.
В первое время после столкновения с айсбергом никто ещё толком не осознавал реальной опасности случившегося и, как вспоминал затем Чарльз, в начале даже было проблематично усадить пассажиров в шлюпки. Многие считали, что безопаснее оставаться на корабле, чем садиться в лодку. В первые минуты Чарльз в буквальном смысле искал на палубах женщин и детей и силой усаживал их в шлюпки. Если быть точным, как следует из его показаний, в некоторые моменты он силой “забрасывал” женщин и детей в шлюпку.
Да, возможно, это выглядело не совсем по джентельменски, но зато эти женщины и дети своим спасением во многом обязаны именно Чарльзу.
При этом, когда дело дошло до него самого и Чарльз должен был занять свое место в шлюпке с пассажирами, в лодку он не сел и отдал свое место одному из своих подчиненных. Как он затем заявил в своих показания, тогда он посчитал, что с его стороны это было бы плохим примером для подчиненных.
Повторюсь это не догадки и предположения, а слова самого Чарльза в ходе судебного разбирательства по катастрофе “Титаника”. Добравшись до своей каюты Чарльз спокойно устроился на своей кровати и в течение следующего часа просто наслаждался виски.
Звучит немного нелепо, но рассказывая историю Чарльза Джокина создается впечатление, что Чарльз вообще особо никак не переживал насчет неминуемой и быстро приближающейся катастрофы и все это время был невероятно спокоен.
Прошло уже больше часа после столкновения с айсбергом, судно всё быстрее погружалось в воду, а Чарльз Джокин всё это время находился в своей каюте, спокойно выпивая виски. Причем Чарльза не смущало даже то, что на полу уже была вода. Спустя некоторое время он всё же решил покинуть свою каюту. Именно в это время несколько свидетелей видели Джокина в коридоре, помогающего пассажирам третьего класса найти дорогу на верхнюю палубу.
Когда Чарльз и сам наконец поднялся на палубу, то увидел, что спасательных шлюпок на “Титанике” уже не осталось. То, что корабль обречен сомнений уже ни у кого не было и на судне быстро разрасталась паника.
Но похоже, что Чарльза это особо не беспокоило и панике он не поддавался. Даже наоборот. Вместо того, чтобы судорожно искать способ спасти себя самого, Чарльз начал выбрасывать за борт стоявшие на палубе шезлонги, посчитав, что это хоть как-то может помочь людям, которые вскоре окажутся в воде. С его слов никто ему в этом не помогал, а сам он выбросил за борт около 50 стульев.
К слову эта сцена была и в картине Джеймса Кэмерона, но, к сожалению, не вошла в прокатную версию фильма. Как Чарльз Джокин затем отметил в своих показаниях в суде, после того, как он выбросил стулья за борт он почувствовал жажду и поэтому отправился на кухню в ресторан, чтобы утолить жажду, где и выпил стакан воды.
В это мгновение, как вспоминал Чарльз, вдруг раздался громкий треск и все вокруг повалилось на пол. Это был момент, когда тонущий “Титаник” разломился надвое. Покинув кухню Чарльз снова вышел на палубу, где царила полнейшая паника. Сам же Чарльз, сохраняя спокойствие направился в сторону кормы, которая постепенно поднималась вверх. Большинство пассажиров, теряя равновесие падали вниз, но Чарльз каким-то образом умудрился добраться до кормы судна и затем перелез через ограждения. Именно этот момент многие из нас и запомнили в фильме. Правда по словам Чарльза за ограждением находился только он один.
Оторванная часть судна замерла на несколько мгновений, а уже вскоре корабль начал быстро уходить под воду. Как вспоминал Чарльз, ощущение было, как будто он спускался на лифте. В этот момент он переложил свои часы и другие ценности во внутренний карман, потуже затянул спасательный жилет и, после того, как “Титаник” ушел под воду, Чарльз оказался в воде.
К слову в отличие от художественного фильма, где Джек и Роуз начало тянуть под воду вслед за тонущим кораблем, Чарльз в своих показаниях заявил, что он спокойно сошел с тонущей кормы, лишь слегка намочив волосы на голове. Как бы то ни было, но считается, что Чарльз Джокин был самым последним человеком, покинувшим борт “Титаника”.
ТЫСЯЧА КИНЖАЛОВ
Резкое погружение в холодную воду часто приводит к быстрой гибели человека от шока и остановки сердца, но даже пережив шок, дальнейшее пребывание в ледяной воде приводит к онемению конечностей и переохлаждению. Считается, что всего 30 минут спустя после того, как “Титаник” скрылся под водой, большинство оказавшихся в воде пассажиров уже были мертвы. Но только не Чарльз Джокин.
Оказавшись в воде Чарльз, как он затем рассказывал, особо не чувствовал ни паники ни холода. Вероятнее всего из-за принятого перед этим алкоголя.
А уже позже, как и все остальные выжившие пассажиры “Титаника”, Чарльз поднялся на борт подошедшей “Карпатии”.
Правда все же не поднялся, а влез на коленях, т.к. ходить он не мог из-за опухших ног. Но что интересно, после нескольких часов пребывания в ледяной воде, это было единственное, что беспокоило Чарльза. Причем и это вскоре прошло.
НО КАК?
Если говорить в общем, то пьяный человек всегда замерзнет быстрее трезвого. Ощущение тепла, которое мы часто чувствуем от выпитого, скажем коньяка, вызвано расширением кровеносных сосудов и приливом теплой крови к поверхности кожи. Это называется вазодилатация. Чаще всего внешне мы наблюдаем этот процесс, как слегка покрасневшие щеки и кожу. Но в экстремальных условиях, когда вся теплая кровь уходит к коже от жизненно важных органов, означает, что выпивший человек подвергается большему риску переохлаждения или гипотермии.
Но при этом, однако, можно сказать, что Джокин был полон жизненной силы или, если хотите, жидкой храбрости.
Алкоголь и по сей день остается одной из основных причин большинства смертельных исходов, в том числе от переохлаждения и замерзания до смерти. Но при этом, давно известно, что расслабляющий эффект, оказываемый алкоголем, дает людям необъяснимую способность пережить тяжелые травмы. Результаты недавнего исследования, проведенного Университетом Иллинойса, в ходе которого были изучены и проанализированы данные за 14 лет из нескольких больниц в США, показали, что у жертв с ножевыми или огнестрельными ранениями, тем больше была вероятность выжить, чем более сильным был их состояние опьянения.
Как заметил профессор Гисбрект: «В отделение скорой помощи иногда приходили замерзшие пациенты, которые были чертовски пьяны. Причем температура их тела была настолько низкой, что они вообще не должны были быть в сознании. Но их это похоже не волновало».
И действительно, действия Чарльза Джокина в ночь гибели “Титаника” показывают нам человека, которого похоже абсолютно не беспокоит надвигающаяся катастрофа.
Тем не менее, холодный шок стал этапом, который большинство жертв Титаника пережить не смогли. В первые же минуты многие из них в панике утонули или же стремительно ускорили потерю температуры тела. В то же время Чарльз Джокин перенес встречу с ледяной водой Северной Атлантики с поразительным спокойствием.
Еще один известный канадский специалист по гипотермии Стивен Ченг из Университета Брока, анализируя случай Джокина заметил что он, конечно? не хотел бы пропагандировать алкоголь, как спасительное средство при кораблекрушении, но при этом также отметил, что, скорее всего эффект от принятого алкоголя мог «усилить и поддерживать в Чарльзе чувство спокойствия и самообладания».
«Алкоголь скорее всего притупил в нем чувство холода, так что, возможно, он действительно не чувствовал себя замерзающим, а значит был более спокойным и, как следствие, не паниковал».
Просто плавая и сохраняя спокойствие, Джокин провел в ледяной воде два часа, прежде чем был подобран в спасательную шлюпку. В итоге, оказавшись в смертельно опасной ситуации, всё, чем отделался Чарльз были лишь временно распухшие ноги.
ПЕКАРЬ НАВСЕГДА
Чарльз Джокин оказался одним из 6 человек, подобранных из ледяной воды, которым удалось пережить ту страшную ночь, навсегда вошедшую в историю. А уже чуть позже Джокину еще раз пришлось пережить случившуюся трагедию, когда Чарльз, один из немногих выживших членов экипажа “Титаника”, давал показания в ходе судебного разбирательства по этой катастрофе.
А в 1941 году сухогруз “Орегон”, на котором работал Чарльз, после столкновения с другим судном пойдет ко дну. В кораблекрушении погибло 17 моряков среди которых … Чарльза Джокина не было. Правда эта морская катастрофа стала в его послужном списке последней. Менее чем через три года после этого Чарльз уйдет на заслуженную пенсию.
Из всех выживших членов экипажа “Титаника” Чарльз дольше всех оставался на службе.
Умер Чарльз Джокин в 1956 году в возрасте 78 лет. К сожалению, совсем чуть-чуть не дожив до премьеры фильма “Незабываемая ночь”, описывающий трагедию “Титаника” и в котором впервые был не забыт и Чарльз Джокин.
Забавно, что в свидетельстве о смерти Чарльза в графе профессия было указано “пекарь на Титанике”. Несмотря на то, что проработал он на этой должности всего 5 дней. Очевидно, что память о “Титанике” оставалась с ним до самых последних дней.
В истории Чарльз навсегда останется пекарем с “Титаника”.
На первый взгляд обычный, маленький человек. Один из множества людей, плывших в ту роковую ночь на «Титанике», но при этом один из немногих, кто в условиях смертельной опасности, в первую очередь думал и действовал, спасая других.
И хотя очень многие, описывая случай Чарльза делают главный акцент на его алкогольном опьянении в ту ночь, на самом деле, как мне кажется, в основе всего просто был человек, который не сдавался и не желал умирать.
Как заметил профессор Стивен Ченг: «Ученые никогда не могут точно предсказать то, насколько хорошо человек сможет справиться со стрессом и пережить экстремальные ситуации. Некоторые люди сдаются очень быстро, других же, как иногда кажется, просто невозможно убить».
И сегодня, когда похоже, что наша привычная жизнь, как “Титаник” на полном ходу напоролась на айсберг и идет ко дну, такие качества, как внутреннее самообладание и стремление не сдаваться будут актуальными для нас, как никогда прежде.