пеньковый мост в кронштадте история
Чугунная мостовая
Чугунная мостовая – пример уникального дорожного покрытия XIX века. В Кронштадте она частично сохранилась на Якорной площади у стены Адмиралтейства и около Пенькового моста.
История возникновения
Идею чугунных мостовых привёз из Америки управляющий пароходным заводом В. Лебедев. По проекту Кнаппа часть дорог в Бостоне, Чикаго и Нью-Йорке была вымощена чугунными шашечками. Такое прочное покрытие хорошо подходило и для болотистой почвы острова Котлин.
Чугунное покрытие на Якорной площади в Кронштадте
В качестве эксперимента заводской двор замостили новым покрытием, которое отлили на местном производстве по американским образцам. Далее в 1860 году начальник строительного управления порта в Кронштадте получил приказ Великого князя Константина на испытание чугунной мостовой в местах повышенной проходимости пешеходов и транспорта.
Для эксперимента был выбран участок у Пенькового моста шириной 6,4 метра и длиной 160 метров. Кружевное чугунное покрытие отлично перенесло суровые зимние морозы 1860-61 гг.
По новой технологии в 1862-64 гг. замостили ещё несколько кронштадтских дорог. Возможно, все чугунные мостовые в Кронштадте сохранились бы до наших дней, но война внесла свои коррективы. В сентябре 1941 года часть дорожного покрытия пришлось снять для переплавки на корпуса 70 000 мин.
Технология изготовления
Для устройства чугунной мостовой верхний слой дороги снимали, заполняли выемку на 15 см. гранитным щебнем и укатывали. Обочины укрепляли булыжником и укладывали чугунные шашки, соединявшиеся между собой зубцами.
Зазоры между ними засыпали щебнем, и полотно снова утрамбовывали. Получалась ровная дорога, которая устойчиво держалась на болотистой почве.
Обустройство чугунной мостовой обходилось достаточно дорого, но было экономически выгодно. Ремонт такого покрытия сводился только к периодической подсыпке щебнем.
Интересный факт
У жителей Кронштадта есть придание, что если девушка или женщина попрыгает на этой мостовой, то у неё будет много женского счастья и ей повезёт в любви.
Где находится чугунная мостовая в Кронштадте
В Кронштадте есть и другие интересные места
Пеньковый мост (Кронштадт)
Водная преграда: Обводный канал (Кронштадт)
Архитекторы: Дворкин Б.Э.
Год открытия: 1873 (деревянный), 1972 (современный)
Назначение: Автомобильные, Пешеходные
Ширина моста: 16,5 м
Пеньковый мост (Кронштадт) на карте
Характеристики моста
Пеньковый мост расположен в городе Кронштадт на улице Петровской, перекинут через Обводный канал в гоороде Кронштадт.
Длина моста – 20,6 метров, ширина – 16,5 метров.
Мост металлический однопролетный балочной системы.
Пролетное строение состоит из восьми сварных двутавровых балок, объединенных ортотропной плитой проезжей части с продольными ребрами и поперечными двутавровыми балками. Очертание нового пролетного строения повторяет очертание балок существовавшего ранее моста. Верхний пояс очерчен по кривой, нижний пояс – прямолинейный.
По металлической плите уложен защитный слой из гидротехнического бетона с металлической сеткой и чугунная шашка покрытия. Пустоты шашек заполнены мелкозернистым асфальтобетоном.
Устои моста выполнены из бутобетонной кладки с навесной гранитной облицовкой, являющейся продолжением гранитных стенок набережной. В основании устоев – гранитные плиты на деревянных лежнях. Для сопряжения устоев с насыпью применены железобетонные переходные плиты.
На мосту установлены металлические перила. Освещение уличное.
История моста
Мост был построен в 1873 году, перестроен в 1887-1888 годах. Разводные мосты через Обводный канал, каким первоначально являлся и Пеньковый мост, позволяли проводку по каналу парусных судов с высокими мачтами.
Проект капитального ремонта Пенькового моста, в результате которого он приобрел современный вид, разработан институтом «Ленгипроинжпроект» (ГИП – Дворкин Б.Э.) и выполнен в 1971-1972 годах.
В соответствии с архитектурно-реставрационным заданием, на мосту было сохранено покрытие проезжей части из чугунных шашек. Такое покрытие применялось для кронштадтских мостовых в начальный период их строительства (в настоящее время покрытие почти на всех мостах заменено на современный тип – асфальтобетон, гранитные плиты).
В 2019 году Пеньковый мост был отремонтирован по проекту ГУП «Ленгипроинжпроект». Генеральный подрядчик – ООО «КАСТ» — выполнил работы по ремонту опорных частей и антикоррозийной защите металлоконструкций пролетного строения. Заменены покрытия тротуара, отреставрированы перила, а также гранитные блоки устоев и парапетов.
Главное — в ходе ремонта были отреставрированы исторические чугунные шашки проезжей части. На шашки нанесли защитное покрытие. Кроме того, были изготовлены новые шашки, которые установили взамен утраченных во время долгой эксплуатации переправы.
«Чугунные кружева» кронштадтских мостовых
Прогуливаясь по Петербургу и пригородам, мы, обычно, любуемся роскошными дворцами и парками, величественными монументами и одетыми в гранит набережными. Спору нет, такие объекты трудно не заметить. Однако нашим предкам удавалось находить изюминки даже в таких казалось бы обыденных вещах, как оформление городских мостовых. Чтобы убедиться в этом, необходимо совершить небольшое путешествие в Кронштадт. Здесь, гуляя по улочкам «коронного города», можно встретить фрагменты необычного дорожного покрытия — мостовые, вымощенные узорными чугунными шашками. Зрелище, которое в России не встретить больше нигде.
Только в Кронштадте можно встретить столь завораживающее дорожное покрытие.
Своим появлением на берегах Финского залива чугунные мостовые отчасти обязаны случаю. В 1858 году в Кронштадте было завершено строительство Пароходного завода. Оно продлилось одиннадцать лет, а о важности объекта говорит тот факт, что руководство стройкой осуществлял Николай Первый, а после его смерти – сыновья император Александр Второй и великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич. Фактически не будет преувеличением сказать, что кронштадтский пароходный завод стоял у истоков русского броненосного кораблестроения.
Своим появлением на острове Котлин чугунные мостовые обязаны построенному Пароходному заводу. «Строящийся Пароходный завод в Кронштадте». Акварель. 19 век.
Прошло совсем немного времени, и первый управляющий заводом, морской инженер Александр Иванович Соколов, отправился по служебным делам за океан. Именно там его взору предстало необычно6е зрелище – городская мостовая, замощенная фигурными чугунными шашками. Такой способ мощения был запатентован инженером Кнаппом и являлся диковинным даже для американских городов: фрагментами подобных мостовых могли похвастать лишь Нью-Йорк, Бостон и Чикаго. Впоследствии на европейском континенте они появились в Варшаве и Лондоне. Необычные чугунные кружева произвели такое впечатление на российского гостя, что тот перед отплытием на Родину взял с собой несколько образцов. На пароходном заводе мастерами-литейщиками без труда были воспроизведены чугунные шашки, которые украсили заводской двор.
Горячим сторонником строительства чугунных мостовых в Кронштадте являлся великий князь Константин Николаевич.
Необычный вид дорожного покрытия сразу же привлек к себе всеобщее внимание. Не стал исключением и уже упоминавшийся великий князь Константин Николаевич. Часто бывая по делам в Кронштадте, он распорядился сделать опытный фрагмент чугунной мостовой в месте, характеризующимся интенсивным движением. В результате уже к 1860 году вдоль ограды Нового Адмиралтейства у Пенькового моста появилась полноценная общедоступная чугунная мостовая общей протяженностью 160 метров.
Фрагмент чугунной мостовой у Пенькового моста — единственный, где сохранились подлинные чугунные шашки.
Чугунная мостовая отличалась хорошей устойчивостью и низкой степенью износа.
Технология мощения была достаточно проста. Иллюстрация из книги «Проезжие дороги». Ф. Лессль.1884 г.
С технологической точки зрения мощение выполнялось следующим образом. Все отведенное под нее пространство было углублено, выемка утрамбовывалась и наполнялась гранитным щебнем толщиной примерно в 15 сантиметров, а щебень плотно укатывался. Полотно дороги обрамлялось крупным булыжником. На приготовленное таким образом полотно укладывали чугунные шашки. После установки и соединения шашек при помощи зубцов, промежутки, как в самих шашках, так и между ними засыпали гранитным щебнем, а затем тщательно утрамбовывали. Таким образом, создавалась сплошная масса ровного шоссе. Физический износ такой поверхности был не слишком заметен, требовалось лишь периодически подновлять гранитное покрытие.
Несмотря на довольно высокие удельные расходы (40 рублей серебром в расчете на квадратную сажень мостовой), новое городское дорожное покрытие обрело внушительное число сторонников. В частности, инженер-полковник Эйлер, под руководством которого мостовая сооружалась, отмечал:
Из всех существующих доныне мостовых, как в России, так и вообще по всей Европе, чугунная мостовая, устроенная в 1860 году в Кронштадте, без сомнения есть наилучшая, и хотя по первому взгляду кажется, что такого рода устройство дорог весьма ценно, но, вникнув в прочность и сравнив с другими мостовыми, убеждаешься, что чугунная мостовая едва ли не будет наивыгоднейшим в экономическом отношении.
После того как чугунные шашки прекрасно выдержали суровую зиму 1860-1861 годов, было принято решение аналогично замостить еще несколько кронштадтских мостовых, которые успешно эксплуатировались вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из этого количества 70 тысяч было предписано изготовить Кронштадтскому Морскому заводу. Трудности с поиском сырья заставили обратить внимание на старинные чугунные шашки.
Несмотря на непрерывные обстрелы Кронштадтский Морской завод во время войны не прекращал свою работу. Одним из источников сырья стали чугунные шашки местных мостовых. Из фондов Музея истории Кронштадта.
Необходимая помощь фронту была оказана, но Кронштадт лишился большей части своих неповторимых чугунных мостовых. До наших дней дошли лишь два небольших фрагмента на Октябрьской улице у Пенькового моста, где сохранились подлинные чугунные шашки, и вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади, где оригинальные шашки в ходе реконструкции были заменены вновь изготовленными образцами.
Наиболее известный фрагмент чугунной мостовой располагается на Якорной площади неподалеку от Морского собора….
… однако эти шашки — послевоенный новодел.
Сегодня чугунные мостовые заняли достойное место в длинном перечне кронштадтских изюминок, которыми так богат «коронный город». Они являются редчайшим свидетельством инженерно-строительной мысли девятнадцатого века, прекрасно передающим дух давно ушедшей эпохи.
На сегодняшний день кронштадтские чугунные мостовые не имеют аналогов в нашей стране.
История чугунной набережной в Кронштадте
В 1858 году, одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом Александр Соколов обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала руководителя Пароходного завода, и, вернувшись на родину, он приказал отлить в только что созданной на заводе литейной мастерской чугунные шашки по привезенным ими образцам. Кстати, Александр Соколов несколько усовершенствовал конструкцию элементов дорожного покрытия. У шашечек появились упоры и выемки, которыми они цеплялись друг к другу, превращая дорожное покрытие в своеобразную кольчугу. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.
В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер- подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.
В сентябре 1941 года, в самый трудный период Великой Отечественной войны, чугун с мостовых Кронштадта был изъят для производства корпусов противопехотных и противотанковых мин на Морском заводе. Таким образом, до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго и Детройте чугунные мостовые была также разобраны во Вторую мировую войну. В послевоенный период чугунные мостовые были утрачены в других американских городах, в тч в Нью-Йорке и в Бостоне… Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В Музее истории Кронштадта можно увидеть образцы шашек, которые передали туда при реставрации Якорной площади.
Уникальная чугунная мостовая Якорной площади протяжённостью около 200 метров — едва ли не единственная в России.
фото: Артём Трофимов / asaratov.livejournal.com
Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.
В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала В.П. Лебедева и, вернувшись на родину, он приказал отлить на Пароходном заводе по привезенным им образцам чугунные шашки. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.
В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, Кронштадскому Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч.
Стали искать сырье. И оказалось, что старые чугунные шашки состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен.
Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Таким образом до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго чугунная мостовая была разобрана во Вторую мировую войну.
Во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, но на Пеньковом мосту остались оригинальные чугунные шашки. Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В музее истории Кронштадта можно увидеть примеры шашек, которые передали в дар при реставрации Якорной площади.
Официальные партнеры:
Интернет-портал «Svyaznoy.Travel»
Бронирование отелей « Ostrovok.ru »