перечислите уровни классификации цифровых навыков в простой классификации иннополис
Перечислите уровни классификации цифровых навыков в простой классификации иннополис
Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета
ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной
конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет
Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-
тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка
«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать
Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус
Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,
чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили
за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-
Среди участников конференции были руководители крупнейших
российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры
ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-
нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-
ного профессионального образования»
В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-
перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр
внимания поставили следующие вопросы:
• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного
• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;
• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;
• инновационные модели образования и передовые образовательные
• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.
Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных
решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными
Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-
лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой
парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей
обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,
социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.
Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно
разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу
определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых
навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много
неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.
Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-
ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-
ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные
и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся
обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-
ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения
в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,
как École 42, является тому подтверждением.
Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-
строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,
в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством
образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-
вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-
тивном университете Сбербанка.
Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и
умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования
лежат цифровые компетенции (digital competencies) —
— способность решать разнообразные задачи в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,
включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с
Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital
competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию
цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и
ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,
в общественной жизни
Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому
сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-
ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать
устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные
на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-
никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления
ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым
контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-
ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.
Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-
ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное
преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые
чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников
ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала
компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-
тивны в своей деятельности, в частности в связи с:
• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных
изменившимся потребностям цифрового мира;
• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием
цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;
• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических
• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции
в цифровые таланты;
• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов
• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному
Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается
на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital
Competence Framework for Educators)
Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно
поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские
навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью
в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для
получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-
сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,
онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные
навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-
ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять
цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.
Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-
пользование цифровых технологий и получение практических результатов.
Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-
вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),
способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-
мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные
с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-
де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-
мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для
их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно
включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-
Паспорт цифровых компетенций как модель развития цифровых навыков обучающихся
Кокорина Наталья Александровна,
педагог-психолог МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска
Паспорт цифровых компетенций как модель развития цифровых навыков обучающихся
Все больше развитие и обучение ребенка проходит в цифровой среде. В последнее время мы наблюдаем цифровую трансформацию образования. Умение взаимодействовать и обучаться в виртуальном мире становится критерием успешности в коммуникации и образовании школьника. Для развития цифровых навыков у подрастающего поколения необходимо пересмотреть существующие модели и подходы обучения с учетом развития навыков общей цифровой грамотности.
Несмотря на то, что сегодня первые знания о цифровом мире и первые навыки использования цифровых устройств дети получают в семье, вопросы обучения детей информационным технологиям, в педагогическом смысле, являются предметом научных дискуссий многих российских ученых, таких как Ю.А. Первин, И.В. Соколова, Т.Б. Казиахмедов, А.А., Олейников, Е.В. Тихнов и др. [8,11].
Понимание важности развития цифровых компетенций представлено в различных областях и сферах деятельности. Начиная с 2016 года, когда понятие «четвертная промышленная революция» впервые стало темой Давосского форума [15], стремительно ускоряется прогресс цифровых технологий, набирает силу понимание новых реалий в организации работы и обучения, порожденных цифровизацией нашей жизни, становится актуальным повышение цифровой грамотности населения.
Под цифровой грамотностью понимается способность безопасно и надлежащим образом получать доступ, управлять, интегрировать, обмениваться, оценивать и создавать информацию с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни [5]. Цифровая грамотность включает в себя компетенции, которые в разных источниках включают ИКТ навыки, медиаграмотность, коммуникативные навыки для взаимодействия в цифровом мире и т.п.
С 2018 года Министерство просвещения РФ реализует проект «Цифровая школа», который нацелен как на переоборудование школ, так и на создание цифровой среды, обновление учебных курсов, направленных на развитие цифровых навыков у школьников [9].
Одной из важных государственных инициатив является программа по разработке цифровых компетенций и программ DigitalSkills в рамках чемпионата WorldSkills [16].
В настоящее время корпорация Ростех реализует проект Единой электронной образовательной среды, которая должна стать комплексной электронной инфраструктурой российских школ.
Ряд крупных компаний и государственных корпораций выражают заинтересованность в развитии цифровых навыков у будущий специалистов. Так, в 2018 году комплексное понимание цифровых навыков представил Корпоративный университет Сбербанка РФ [6]. В отчете представлены две модели. Одна из них, «Европейская модель цифровых компетенций для образования» представляет три ключевых направления:
1. Совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении.
2. Развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации.
3. Опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
Навык «программирование/робототехника/искусственный интеллект» является одним из надпрофессиональных навыков, которые необходимы будущим специалистам. Это один из одиннадцати универсальных навыков, описанных в Атласе новых профессий, разработанном при поддержке Агентства стратегических инициатив. Атлас является альманахом отраслей и специальностей, перспективных в ближайшие 15-20 лет, и дает представление о том, какие навыки потребуются от будущих специалистов, какие навыки являются универсальными, необходимыми для успешной профессиональной самореализации в ближайшем будущем. По мнению авторов Атласа, стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно, как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне [3].
Широкое распространение обучения цифровым навыкам населения наблюдается по всему миру. Например, принятая в странах ОСЭР (организации экономического сотрудничества и развития) концепция обучения населения цифровой грамотности исходит из того, что широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни требует от людей умения использовать и обрабатывать сложную информацию, думать системно и принимать взвешенные решения, постоянно обновлять свои навыки, чтобы соответствовать быстрым техническим изменениям на рабочем месте [4].
Другим примером служит «Модель цифровых компетенций для граждан» EU DigComp 2.1 [14]. Согласно этой модели, предлагается подробная классификация цифровой компетентности, включающая 5 областей и 21 цифровую компетенцию. Данная модель применяется в 21 стране Евросоюза и дает рекомендации для обучения людей.
В статье представлена модель «Паспорта цифровых компетенций» как способа классификации цифровых навыков и оценки их динамики развития у школьников. В данной статье под цифровыми компетенциями (digital competencies) понимается способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
– использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми (общие компетенции);
– компьютерное программирование (профессиональные компетенции).
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанной на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей [5].
Последние социологические исследования уровня цифровой грамотности подростков говорят о том, что большинство российских детей и подростков знают о возможностях интернета, для них не составляет труда быстро разобраться, как работает новый гаджет, как получить информацию сразу с нескольких источников, однако не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность [2]. Таким образом, актуальным становится системная работа по развитию цифровых компетенций у подрастающего поколения, в том числе включающая развитие навыков безопасного поведения и цифрового взаимодействия. Для описания такой системы цифровых компетенций может служить модель «Паспорта цифровых компетенций».
Модель «Паспорта цифровых компетенций» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель «Паспорт цифровых компетенций»
Перечень цифровых компетенций
1. Математическая компетентность
1.1. умение оперировать знаками и символами, грамотная математическая речь;
1.2. умение обобщать математический материал с выделением главной и значимой информации, абстрагирование от определенных количественных отношений, оперирование отношениями и связями, способность решать текстовые задачи;
1.3. способность к логическому рассуждению, нахождению обоснований и выводов.
2. Информационная компетентность
2. 1. Работа с данными (умение пользоваться электронными таблицами);
2.2. Создание цифрового контента (медиа и текстовые файлы, сайты, личные страницы и т.п.);
2.3. Программирование, разработка приложений.
3. Цифровое взаимодействие (коммуникационная компетентность)
3.1. Владение инструментами для внутренней коммуникации (мессенджеры);
3.2. Работа в команде над проектом (умение четко ставить цели, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результат работы, Agile-подход и т.п.);
3.3. Защита здоровья и благополучия (Понимание рисков и угроз в цифровой среде. Умение защитить себя и других от возможных опасностей в цифровой среде. Фишинговые письма и файлы, фейковые новости).
4. Профессиональная компетентность (дополнительные навыки)
4.1. Проектирование робототехники, создание роботов с помощью специальных конструкторов (умение определять функции и предназначение любых компонентов робота; умение рассчитывать основные данные; понимание последовательности работы).
4.2. 3Д-моделирование (знание как минимум одной 3-Д программы, основ полигонального моделирования, высокий уровень пространственного мышления).
4.3. Технические навыки (Применения основ электроники и робототехники на практике; Взаимодействие с микропроцессорной техникой, 3D-печатающими машинами, измерительной техникой, навыки взаимодействия с искусственным интеллектом).
Для мониторинга динамики развития цифровых компетенций в процессе обучения разработана таблица «Паспорт цифровых компетенций», которая представлена в Таблице 1.
Таблица 1. «Паспорт цифровых компетенций»
Уровень сформированности компетентности (высокий-3, средний-2, начальный-1)
8 цифровых навыков, на которые нужно сделать ставку в 2020 году
Сейчас на российском рынке наблюдаются две крайности. По данным BCG, почти 34 миллиона россиян либо слишком хороши для своей должности, либо недостаточно квалифицированы, особенно — для работы в условиях повсеместной цифровизации. Треть из них жили бы более счастливой и полноценной жизнью, сменив работу. Но для успешного построения и карьеры, и бизнеса в следующие пять лет надо делать ставку на digital-навыки. И речь идёт не только про IT-сферу — это касается всех отраслей.
Эксперты TalentTech проанализировали ключевые исследования о навыках будущего и составили список компетенций, без которых невозможно достичь успеха во время digital-трансформации.
Информационная безопасность
Социальная сеть Facebook заплатит рекордный штраф в 5 миллиардов долларов за утечку персональных данных 87 миллионов пользователей. Предыдущий рекорд принадлежит корпорации Google, которую оштрафовали на 22,5 миллиона. В России штраф за утечку персональных данных сейчас составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Так что лучше заранее подготовиться.
Конечно, случаются и внешние атаки, но главной угрозой информационной безопасности до сих пор остаются ваши сотрудники. Около 78% «сливов» происходят из-за злого умысла или неосторожности персонала, который зачастую не знает базовых правил обращения с корпоративными данными. Если менеджер Даша владеет основами кибербезопасности, она ни при каких обстоятельствах не вставит в компьютер непонятную флешку, не откроет письмо с заголовком «вы выиграли миллион» и не скачает «самый лучший антивирус» на подозрительном сайте, из-за которого выйдет из строя офисная сеть. Всё это важно, чтобы сохранить репутацию надёжной компании и обеспечить бесперебойную работу всех систем, которые влияют на производительность бизнеса.
Цифровизация процессов
Цифровое взаимодействие
И мессенджеры, и таск-трекеры полезны для организации работы и отслеживания её эффективности. Особенно у распределённых команд, которых с развитием гибких форм занятости становится всё больше и больше. Главное условие здесь — чтобы все умели и хотели пользоваться новыми инструментами. Только тогда все процессы ускорятся, а важные дела больше не будут подвисать из-за проблем в коммуникациях.
Например, в IT-холдинге TalentTech сотрудников приобщают к корпоративной культуре с помощью мессенджера Slack. Эйчары просят всех полностью заполнить профиль в системе, представляют новичков в общем канале #general и создают развлекательные каналы, которые помогают найти общие интересы. Казалось бы, мелочь, но на сплочённость команды это действительно влияет. Повспоминайте сами: во многих офисах коллеги не знают не то что удалённых сотрудников, но и штатных — из соседнего кабинета.
Что касается таск-трекеров, то они дают общее представление о том, кто участвует в конкретном проекте и за что отвечает. Маркетологи краудфандинговой площадки Kickstarter, например, используют Trello, чтобы устанавливать себе точные и прозрачные цели и дедлайны и наблюдать за прогрессом. А сети магазинов «Рив Гош» с помощью Jira удалось выявить процессы-паразиты и отказаться от них. Например, количество задач по фотофиксации выкладки товаров уменьшилось сразу на 80%, а часть задач перенесли из торговых точек в подразделения офиса. К тому же, управляющие теперь тратят меньше времени на поиск информации, потому что все вводные хранятся в одной системе.
Работа с данными
В цифровую эпоху бизнес, который не придерживается data-driven подхода и принимает решения без оглядки на реальные данные, попросту вымрет. Поэтому всем сотрудникам так важно уметь собирать, обрабатывать и считывать данные из всевозможных отчётов, графиков и таблиц. Конечно, линейному персоналу хватит и базового понимания статистики — например, умения отличить среднее от медианы и способности не потеряться в листах в Excel. Руководителям же лучше прокачаться хотя бы до среднего уровня. Им нужно принимать решения на основе данных, а сделать это сложно, если ты не в состоянии отфильтровать таблицу нужным тебе образом и в принципе не понимаешь, насколько значимы изменения в показателях бизнеса.
Data-driven подход к бизнесу применяет, например, крупнейшая нефтехимическая компания «СИБУР». На производстве ежедневно генерируется огромное количество данных, поэтому в каждом подразделении внедрены панели с ключевыми показателями эффективности, в том числе — в денежном выражении. Оператор сразу видит, насколько продуктивно он работает и сколько денег теряет, если за чем-то не уследил.
Управление проектами
Всё больше современных компаний так или иначе переходят на проектную деятельность. Запуск нового направления бизнеса — проект, проверка гипотезы в существующем продукте — тоже. И всеми этими проектами нужно управлять. Например, на базовом уровне нужно знать основные принципы поведения в проектной команде: чётко ставить цели, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результаты работы. На среднем — уметь организовать работу по конкретной методологии, будь то Agile, Scrum, Kanban или классический PM. Менеджерам высшего звена неплохо бы разбираться во всех этих методах, чтобы выбрать оптимальный для конкретной команды. Или нескольких команд, которые ещё нужно скоординировать между собой.
Agile-подход, например, помог билетному сервису Ticketland. В какой-то момент руководство поняло, что из-за сложной архитектуры продукта, сосредоточения важных данных у незаменимых сотрудников и низкой скорости разработки бизнес начал отставать от конкурентов и терять клиентов. Тогда в компании отказались от жесткой иерархии в командах, ввели должность Product Owner, который представляет интересы пользователей, а также упростили разработку. Вместо длительного добавления никому ненужных функций начали выпускать простые, но при этом быстрые в разработке продукты, с которыми тут же могут взаимодействовать пользователи. Так компания получила возможность вкладываться только в то, что действительно влияет на бизнес-результат, а не просто в то, что хочется. Примечательно, что руководство Ticketland связывает попадание компании в список Forbes в том числе с внедрением Agile.
С чего начать обучение?
Цифровая грамотность — это не только понимание того, какие технологии сейчас встречаются, но и умение работать с данными и пользоваться современными digital-инструментами. Без этого построить цифровую компанию не получится.
Нельзя делать упор на что-то одно: один базовый навык не заменяет другой — нужно развивать их все. Но не забывайте про индивидуальный подход к сотрудникам. Одни уже и так знают, что нельзя оставлять пароли на стикерах у монитора, а другие запросто понимают даже самые сложные графики. Чтобы вы не тратили деньги и время на неэффективное обучение, команда TalentTech разработала комплексное решение для автоматического формирования индивидуальных планов развития сотрудников. Инструмент уже доступен для пилотирования и идеально подходит для прокачки digital-навыков.