перемышль на карте древней руси
Перемышль на карте древней руси
Перемышль, этот город трижды в течение двадцатого века становился украинским, и трижды Украина не смогла его удержать. Когда-то это был центр общественной, политической и культурной жизни украинцев всего западного региона, а сейчас Перемышль (Пшемысль) превратился в заштатный польский населенный пункт, перевалочную базу для людей и товаров на границе с Украиной.
Перемышльская земля до середины двадцатого века была одной из составляющих сплошной украинской этнической территории «від Сяну до Дону», и именно река Сян (Сан) разделяет некогда польскую часть города Перемышль от некогда украинской.
1. Вид с правобережного «украинского» берега Сана на левобережный «польский».
В начале двадцатого века украинцы (православные и греко-католики) составляли примерно треть от населения этого города, основанного еще в древнерусские времена, и бывшего частью так называемой Червоной Руси. Здесь действовала украинская гимназия, Украинский народный дом, украинские церкви, товарищества, землячества, культурные и политические организации. Украинская жизнь в этом городе, как пишут историки, была развита сильнее, чем в более ополяченном Львове.
2. Украинский народный дом. Открыт в 1904. Последняя активность зафиксирована, судя афишам, в 2013.
4. Виды на правобережную часть Перемышля, где находится исторический центр города.
А потому осенью 1918 года при распаде Австро-Венгерской империи украинцы (ЗУНР) на некоторое время захватили власть в Перемышле и соседних селах, где они также составляли большинство. Но через две недели контроль над городом установили поляки, и до 1939 года данный населенный пункт находился в составе Польской Республики.
7. Кладбище украинских солдат, погибших в Первой мировой войне.
8. Современный логотип Перемышля. Кривая линия, разделяющая изображение, символизирует реку Сан.
9. Остатки Перемышльской крепости, одной из крупнейших в Европе в начале 20 века.
В 1939 Перемышль снова стал частью Украины, но в данном случае это была УССР. Расчленив Польшу, Третий Рейх и СССР провели границу на этом участке по реке Сан. Так что левобережная часть Перемышля оказалась в Германии, а правобережная – в Советской Украине. Однако коммунальные службы в разделенном кордоном населенном пункте были объединены. Парадоксальная ситуация.
11. Вид с крепостного холма на центр Перемышля.
12. Возвышается над городом.
В 1941 году Перемышль полностью перешел под контроль Германии, в 1944 году его правобережная часть снова оказалась в составе Дрогобычской области УССР, а в 1945 город был передан Польше.
13. На центральной площади.
15. Городская ратуша.
В 1944-47 годах украинское население Перемышля и окрестных сел подвергалось нападкам со стороны поляков, а потом и практически полному принудительному выселению. Часть людей расселили по территории УССР, часть – вывели в Сибирь и Казахстан, а часть – на Запад и Север Польши, в отобранные у немцев земли.
Сейчас об украинском прошлом Перемышля мало что свидетельствует. Кое-где в городе можно увидеть надписи на украинском языке, осталась украинская школа, которая сейчас носит имя Маркияна Шашкевича, но Украинский народный дом стоит с закрытыми дверьми, а украинские церкви, в большинстве своем, превратились в польские. Сменилось на поляков и этническое население окрестных сел.
Но украинцев в Перемышле много. Как я уже упоминал выше, близость границы превратила город в крупный транзитный пункт, в центр экономического, транспортного и человеческого взаимодействия между Украиной и Польшей.
Но нет никакой злобы или реваншизма по отношению к полякам. Двадцатый век прошелся катком по многим народам, у всех были потери и приобретения. А потому не нужно сейчас держать зла друг на друга, требовать возвращения «исторических земель» и «сакральных мест». Современные, модерные нации живут мыслью о будущем, а не фантомами прошлого.
19. Церкви Перемышля.
21. Католический собор Девы Марии и Иоанна Крестителя. Изначально построен в качестве православного для местной русинской общины.
25. Колокольня собора. На нее и взберемся.
29. Перемышльский замок.
30. Историческая застройка в центре города Перемышль.
32. Книги на украинскую тематику в витрине книжного магазина.
34. Музей колоколов и почему-то курительных трубок.
35. Иоанн Павел II. Меня всегда удивляло, почему памятники и надгробия изображают людей в старом возрасте, а не в расцвет сил.
38. Неплохой музей для 67-тысячного городка.
39. В Первую мировую войну здесь бывал и бравый солдат Швейк.
40. Верстовой столб Пути Святого Иакова. Именно по этой причине я оказался в феврале 2015 года в Перемышле. Но о Польском Камино я расскажу в отдельном репортаже.
Перемышль Московский
Перемышль Московский (Родневское городище, Перемышльское городище)
Перемышльское городище, расположенное на правом берегу р. Мочи (правый приток р. Пахры) примерно в 12 км к юго-западу от современного Подольска, впервые попадает в поле зрения археологов в середине 20-х годов нашего столетия. Вполне справедливо отождествленное с одноименным летописным городом, оно в дальнейшем постоянно фигурировало в многочисленных исследованиях по истории и археологии как земель Московского княжества, так и работах, посвященных общим вопросам русской истории. В 1954—1955 годах на нём проводятся довольно масштабные археологические раскопки (750 кв. м.), детально изучается система укреплений. Уже в последние годы, в связи со значительным увеличением интереса к истории отдельных регионов России, появляются работы, посвященные непосредственно Перемышлю. Тем не менее, до сих пор дискуссионными остаются вопросы о времени возникновения и роли города в системе городских центров Залесской Руси.
В литературе прочно утвердилась точка зрения, согласно которой, крепость Перемышля своим появлением обязана строительной деятельности Юрия Долгорукого. Основываясь на сообщении В.Н. Татищева, называется даже точный год основания города — 1152. Однако, в духовной грамоте Ивана Калиты, датированной около 1339 г., Перемышль упоминается как село, — что определенно указывает на отсутствие укреплений в это время.
В сложившейся ситуации представляется оправданным более внимательное рассмотрение результатов археологических исследований Перемышльского городища с целью выяснения правомерности утверждения о существовании на памятнике материалов, свидетельствовавших о городском характере домонгольского поселения.
Автором раскопок на основании вещевого и керамического материала было выделено всего 2 объекта (из 11 исследованных), которые, по его мнению, могли бы быть датированы ХII—XIII столетиями. Это печь-каменка в раскопе 7 и сооружение в раскопе 9, представлявшее собой остатки глинобитной печи-горна с большой (3,20 * 2,70 м. при глубине 1,15 м.) предгорновой ямой.
Наличие в комплексах XII—XIII вв. более поздних керамических типов исследователь объясняет сильной перемешанностью культурного слоя. Кроме этих комплексов керамика XII—ХIII вв., судя по материалам отчета, представлена в культурном слое городища в пределах раскопов 1955 г. единичными фрагментами.
Примерно также обстоит дело с индивидуальными находками. По подсчетам А.А. Юшко, в процессе исследований на городище было обнаружено 223 индивидуальных находки. Большинство из них или имеют весьма широкие датировки (например, черешковые ножи, керамические грузила и пряслица), или могут быть с большей уверенностью отнесены к XIV—XVI вв. Тем не менее, к находкам, относящимся к XII—ХIII вв., можно причислить 13 из 223. Все эти предметы были встречены или в перемешанном культурном слое, или в поздних сооружениях, и могут быть привлечены для датировки культурного слоя памятника только с серьезными оговорками. При этом, раскопы 7 и 9, где были исследованы сооружения XII—ХIII вв., были заложены в центральной части городища, на значительном удалении от оборонительных сооружений города. Ближе к валу никаких свидетельств освоения территории городища в домонгольское время в процессе раскопок 1955 г. обнаружено не было.
Таким образом, нет никаких серьезных оснований, позволявших бы относить возведение укреплений Перемышля к XII столетию. Вероятнее всего, крепость была построена между 1339 и 1370 гг. Это предположение может быть основано на сообщении Рогожского летописца, в котором описываются события похода на Москву великого князя литовского Ольгерда в декабре 1370 г. Согласно летописному рассказу, Перемышль служит местом сбора войск князей Владимира Андреевича Серпуховского и Владимира Дмитриевича Пронского. Располагаясь в Перемышле, объединенные силы князей угрожали литовцам, осаждавшим Москву, ударом с тыла. Кажется маловероятным, чтобы князья выбрали для подобного стратегически важного расположения своих полков неукрепленное село. Дополнительным свидетельством того, что Перемышль Московский изначально строится как крепость, предназначенная для размещения значительных воинских контингентов, служат размеры городища (около 6 га), превышающие размеры крепостей таких крупных городов Московского княжества, как Можайск (4,86 га), Звенигород (3,4375 га), Дмитров (2,4 га), немного уступая Волоколамску (7 га). Намного превышали размеры укреплений города только кремли крупнейших городов княжества — Москвы (28 га) и Коломны (21 га).
Расположение крепости представляется весьма выгодным в стратегическом отношении: она находилась примерно на расстоянии одного дневного перехода от Москвы, была выдвинута в направлении юго-западной границы княжества, проходившей по течению Оки, и контролировала дорогу, ведущую в верхнеокские земли.
Появление нового города предстает более значительным событием, если рассматривать его с точки зрения развития Серпуховского удела Московского княжества, в пределах которого он был построен. Владения младшего из сыновей Ивана Калиты — князя Андрея занимали земли правобережья верхней Пахры, бассейна Лопасни, нижнего и среднего течения Нары. В условиях напряженных отношений с Литвой, вылившихся в продолжительную войну конца 60 — начала 70-х гг. XIV в., постройка крупной крепости в пределах удельного княжества, расположенной в одном дневном переходе от Москвы, выглядит вполне закономерной. В 60—70-е гг. XIV в. Перемышль становится (за исключением небольшого городка в низовьях Протвы) единственным хорошо укрепленным поселением во владениях Владимира Андреевича Серпуховского — одного из самых активных участников войны с Литвой.
Однако, доминирующие положение в пределах удела Перемышль теряет очень скоро, после строительства в Серпухове укреплений и основания Высоцкого монастыря, а также существенного расширения территории княжества на запад (в 1378 году, по просьбе митрополита Алексея, к владениям Владимира Андреевича были присоединены Боровск и Лужа), значение его падает. Уже в начале XV столетия он не рассматривается как престижное владение — князь Владимир завещает его младшему из своих пяти сыновей, Василию, в удел которому досталась небольшая территория на севере Серпуховского княжества.
Во 2-ой половине XV — начале XVI вв. Перемышль престает быть центром удела, оставаясь лишь местом сбора дорожных пошлин. Писцовые книги начала XVII в. фиксируют на месте бывшего города распахиваемое городище. Позже,в XVIII веке здесь отмечен лишь Перемышельский погост.
Перемышль — город Московского княжества, располагавшийся на правом берегу реки Мочи западнее нынешней деревни Дмитрово, в Подольском районе Московской области. Ныне на месте города расположено Родневское городище. Вокруг валов и рвов города расположено девять селищ, некогда являвшихся торгово-ремесленными посадами.
Считается, что основание Перемышля связано с князем Юрием Долгоруким. Согласно данным В. Н. Татищева, город основан в 1152 году. Более вероятно, что крепость в Перемышле была построена между 1339 (первое упоминание в дошедшем до нас источнике) и 1370 годами, что подтверждается данными археологических раскопок. Расположение крепости представляется весьма выгодным в стратегическом отношении. Её защищали три естественные преграды — берег реки и два глубоких оврага, а со стороны плато верховья оврагов соединил широкий (27 метров) искусственный ров, выгнувшийся дугой в сторону, откуда ожидали нападения.
Доминирующие положение в пределах Серпуховского удела Перемышль теряет очень скоро, после строительства в Серпухове укреплений и основания Высоцкого монастыря и существенного расширения территории княжества на запад.
В 1481 году, в заточении в Угличе скончался последний князь боровский, Василий, и Перемышль окончательно вошёл в состав московских владений.
Во второй половине XV — начале XVI веков Перемышль перестаёт быть центром удела, оставаясь лишь местом сбора дорожных пошлин. Писцовые книги начала XVII века фиксируют на месте бывшего города распахиваемое городище.
Перемышль, Пшемысль, польск. Przemysl [;p;;m;;l], укр. Перемишль — пограничный город на юго-востоке Польши на реке Сан, в 12 км от границы с Украиной. В истории бассейн реки Сан – спорные, пограничные территории между Россией, Польшей и Австро-Венгрией. Официальной этимологии топоним не имеет.
* Первое упоминание города в летописях исследователи относят к 981 году. Повесть временных лет: «В лето 6489. Иде Володимиръ к ляхомъ и зая грады ихъ: Перемышль, Червенъ и ины городы, иже суть и до сего дне подъ Русью».
«В лето 6605 (1097). Приидоша Святополкъ и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичь, и Василко Ростиславичь, и Давыдъ Святославичь и братъ его Олегъ, и сняшася Любчи на строенье мира. И глаголаше к собе, рекуще: «Почто губимъ Рускую землю, сами на ся котору имуще? …Кождо держить очьчину свою: Святополку — Киевъ… — Перемышль Володареви…».
Кн. Володарь Ростиславич (1085-1124) сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича (Тамань), Тмутаракань в хазарское правление Самкерц, торговый город со смешанным населением: хазары, евреи, греки, славяне и т.д., основные религии: христианство, иудаизм.
* Позже Пшемысл пограничный с Польшей город, в составе Галицко-Волынское княжества с 1199 года, в 1344 окончательно завоёван Польшей. После разделов Польши под управлением Австро-Венгрии в XVIII-XIX вв., с 1920 года в Польской республике, с 1939 г. в составе СССР, затем в составе Польши.
* См. Карту СССР послевоенных лет
* См. Карта Европы 1889 года Фридриха Баура
3) Применение топонима в литературе
* Галицкая летопись (1201-1260): «смерды многы пьшьцы и собра я в Перемышль».
* Статейный список Желябужского (1657): «А сдались де было ему городы: Сенгуръ, Перемышль, Галичь, Терновъ, Пивчюгъ, а со всехъ взялъ денги; а сколко де съ которова взялъ, того я не ведаю».
* Н. М. Карамзин. История государства Российского: Том 2 (1806-1818): «Историки польские говорят, что великий князь, обязанный королю счастливою переменою судьбы своей, взялся содержать его войско, давал ему съестные припасы, одежду и жалованье; что Болеслав, плененный красотою места, роскошными приятностями Киева и любезностию россиянок, едва мог выйти из сей новой Капуи, что он на возвратном пути, в Червенской области, или Галиции, осаждал Перемышль, который, будучи весьма укреплен искусством, каменными стенами и башнями, долгое время оборонялся».
* ЭСБЕ/Сан, река https://ru.wikisource.org/wiki//,_
На Сане более значительные города Пржемысл и Ярослов. На протяжении 15 вер., между сел. Лязни и Каменкой, Сан течет по границе Австрии с Россией (Люблинской губ.). Сан делит Галицию на 2 половины, вост. и зап., и служит этнографической границей между двумя главными ее народностями — (мало) русской и польской, вследствие чего у галицких русских сложилась поговорка: «Знай, Ляше! по Сян наше».
* См. ЭСБЕ/Пшемысл
https://ru.wikisource.org/wiki//
4) Обобщение и вывод
а) Историческая география
В X веке оформлялись национальные границы Польши и Киевской Руси, слабая заселенность громадных территорий не позволяла закрепить пределы появившихся государств. Христианизация в Польше началась в 966 году, Русь приняла христианство в 988 г., епископская кафедра в Перемышле известна с XIII в., в церковная организация на территория Червонной Руси оформилась к 1367 году.
Киев – Львов – Пшемысль – Краков – Прага – практически прямой путь. Пшемысль, скорее всего транзитный, сторожевой и таможенный пункт на границе между Киевской Русью и Польшей – важный торговый путь, выход в Европу (источников мало). В конце X века Перемышль входил в состав Киевского княжества, в XI веке в Западной Руси сформировались два княжества — Галицкое и Волынское, в конце XII века были объединены в Галицко-Волынское.
б) Восточная литература. Хроника великой Польши
*
Гл. 11. О Болеславе первом: «Подать эта называется «строжа» потому, что брали ее для [удовлетворения] нужд людей, находившихся на страже в крепостях, особенно для тех, кто пребывал на крайних границах королевства. Ибо вышеупомянутый король Болеслав, после того как установил границы Польши в Киеве,…».
Глава 28. О пленении какого-то русского князя: «В то время как Болеслав был занят разными делами в других районах, некий князь русских по имени Володарь (князь перемышльский с 1092 г.), завидуя счастью Болеслава, созывает русских князей, всех будоражит, каждого в отдельности убеждает помнить о своем знатном происхождении». …
в) Ян Длугош (каноник, 1415-1480). Аналы или хроники славного королевства Польши, кн.1
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Dlugos_3/frametext1.htm
«Также Перемышль, основанный Пржемыславом, более чем чем–либо иным, знаменит епископским достоинством, а также замком и храмом, построенным в замке из квадратных камней, и кроме того – рекой Саном, что протекает под ним».
* Комментарий переводчика
65. Перемышль – древнерусский город в Прикарпатье на правом берегу реки Сана (ныне на территории Польши). Впервые упоминается в летописи под 981 г.; возможно, входил в число так называемых Червенских городов (Исаевич Я.Д. Грады Червенские. С. 119).
Располагался на международном торговом пути, связывавшем Центральную Европу со Средней Азией и Ближним и Дальним Востоком (Даркевич В.П. К истории. С. 99), отсюда все возраставшее значение города и прилегавшей области в русско–польско–венгерских спорах. (Пржемыслав – легендарный прародитель чешской княжеской династии Пржемысловичей (Cosm. I, 6–9. P. 15–22).
В третьей четверти X в. восточнославянские хорваты, центром которых был Перемышль, входили в сферу политического влияния Древнечешского государства. Именно к этому времени, возможно, и относится возникновение Перемышля, в силу чего могло возникнуть представление о связи его названия с эпонимом чешских князей. – Ред.).
В Гнезненском архикафедральном костёле есть Гнезненские врата (XII в.) отлитые из бронзы — двупольные распашные двери. На них изображен сюжет, где Святой Войцех (955-997) обвиняет евреев в торговле христианскими невольниками перед чешским князем Болеславом II Благочестивым (932-999). Еврейские торговцы (официально признанные монархами купцы) фиксируются на территории Польши с X века.
* ЕЭБЕ/Польша
Первые фактические сведения о переселении евреев в Польшу относятся к концу XI в. — все, что сообщается о более раннем пребывании евреев, легендарно. Чешский летописец Козьма Пражский передает, что ввиду преследований евреев в Чехии, незадолго до первого крестового похода (1096), состоятельные евреи переселились в Польшу. Дальнейшее переселение состоялось ко времени 3-го похода. К концу XII в. имеется уже больше данных. Найденные в Великой Польше, в деревне Гленбокое, брактеаты (монеты) с еврейскими надписями свидетельствуют о том, что в то время в Польше были евреи-монетчики или откупщики монетного двора. Летописец Кадлубек сообщает, что в княжение Мешки III налагались тяжелые наказания за убийство еврея и за нападения школьников на евреев…
Судя по частым ссылкам в респонсах XII и XIII вв. на торговые сношения немецких евреев с Польшей и Киевской Русью, надо полагать, что в этих странах жили их единоверцы, благодаря чему торговля могла принять оживленный характер. В записи об иммунитете, пожалованном в 1262 г. монастырю в Копршивнице (Малая П.) краковским и сандомирским князем Болеславом Стыдливым, монастырю разрешено было привлечь для колонизации всякого рода людей, за исключением евреев; цель ясна — князь не желал лишиться доходов от евреев, которые пошли бы в пользу владетеля иммунитета. Правовое положение евреев вырисовывается более определенно в изданной два года спустя знаменитой привилегии Болеслава Калишского; евреи — его собственность, servi camerae.
Исторические данные сообщают о пограничном состоянии территории Перемышля, соответственно мы должны рассматривать топоним как пункт начала одной и конец другой страны, обычно такие «сторожевые» и таможенные точки на местности укрепляли. Отметим, что в Пшемысле каменная стена и замок построены в 1389 году, возможно, какие-либо укрепления существовали и ранее, однако сведений об этом найти не удалось.
Необходимо «связать» имя с библейской терминологией и ОБРАЗАМИ, сознание и мышление людей в раннем средневековье было религиозным, свою жизнь и деятельность мыслили ОБРАЗАМИ, взятыми из Библии; достаточно посмотреть древнерусское летописание и западные анналы и хроники.
5) Терминология иврита и библейский образ
Перемышль, польск. PrZemysl – очевидно, что эти два имени ТОЖДЕСТВЕННЫ по написанию, в польское имя добавлен знак Z, скорее всего, в более поздний период, т.к. в польских документах XV века фигурирует Перемышль (см. выше).
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот, как в иврите и выделим корни.
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л. + Ш.М.Р. + П. = L + S.M.R. + P.
У нас сразу же появляются два корня иврита – Ш.М.Р. хранить, нести охрану, сторожить, стеречь и П край, конец, сторона; рубеж.
Русск. ПЕРЕМЫШЛЬ = польск. PR(Z)EMYSL = П.Р.М.Ш.Л., P.R(z).M.S.L. = наоборот Л +Ш.М.Р. + П; L+ S.M.R. + P = иврит Л принадлежность, направление + Ш.М.Р., ШАМАР нести охрану, хранить, сторожить + ПЕ от ПЕА край, рубеж.
Топоним можно интерпретировать как – охраняемый рубеж (край), собственно это функция любого средневекового города; каждое поселение имело свою зону военной и хозяйственной ответственности.
Источник
* См. стронг иврита 6310 ПЕ
* См. стронг иврита 8104, ШАМАР
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_498.htm
б) Библейский образ
* ПЕ, край, конец, рубеж
Ездра 9:11: «которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края (ПЕ) до края (ПЕ) в осквернениях своих».
Забытая великая победа Российской империи. Взятие австро-венгерской крепости Перемышль
9 марта (22 марта ст. ст.) отмечается годовщина одной из самых великих побед русской армии – взятие австро-венгерской крепости Перемышль.
Об истории боевых действий на восточном фронте во время Первой мировой войны известно немного, даже в России. Если кто-то и слышал об этом, то, скорей всего, только о катастрофическом поражении под Таннебергом в августе 1914 года, когда вторая армия генерала Самсонова попала в окружение и была уничтожена. Тем не менее, победа России под Перемышлем была сопоставима по значению с немецкой победой под Таннебергом.
Крепость Перемышль (в настоящее время польский город Пшемысл) занимала важное стратегическое значение в оборонительной системе Австро-Венгрии. Она располагалась на реке Сан, при выходе ее из Карпатских предгорий на Галицийскую равнину и прикрыла коммуникации к предгорьям Карпат. Австрийцы и немцы придавали Перемышлю большое значение и считали его «одной из лучших крепостей в Европе», котоя может держать осаду до года и более. «Пока Перемышль не взят – русские владеют Галицией лишь временно», – говаривали австрийцы. Оборонять крепость от русских было поручено способному и энергичному генералу Герману Кусманеку фон Бургнойштэдтену.
Австрийская армия обороняет Перемышль ( Картина австрийских художников)
Осада вражеской твердыни была возложена на 3-ю армию (генерал Р.Д.Радко-Дмитриев), 4-й и 5-й армиям надлежало поддержать операцию с севера, а 8-й армии ‒ с юга. Критически оценивавший эту операцию военный историк А.А.Керсновский, по мнению которого следовало «преследовать разбитые неприятельские армии, а не задаваться планами осады никому не нужного Перемышля», писал: «Русская стратегия требовала очередного географического объекта ‒ “пунктика”, обозначенного на карте жирным шрифтом или звездочкой. Таковой оказался налицо и был крепостью Перемышлем. Перемышль, подобно магниту, притянул к себе все русские армии. (…) Три австрийские дивизии в Перемышле связали руки 38 русским! Ставка отнеслась к этой досадной авантюре несочувственно, но не сумела настоять на ее отмене (и даже полусогласилась на штурм)».
.
Николай II во время посещения Перемышля в апреле 1915 года
.
«Обложение Перемышля было поручено новому командующему 3-й армией Радко-Дмитриеву, ‒ вспоминал генерал А.А.Брусилов. ‒ Когда он был командиром 8-го армейского корпуса во вверенной мне армии, а также по предыдущим действиям в болгаро-турецкую войну, я составил себе о нем представление как о человеке чрезвычайно решительном, сообразительном и очень талантливом; ни малейшим образом я не сомневался, что он и в данном случае развернет присущие ему боевые качества и попробует взять Перемышль сразу, что развязало бы нам руки, закрепило бы за нами Восточную Галицию и дало бы возможность невозбранно двигаться дальше, не оставляя за собой неприятельской крепости и осадной армии. Действительно, после ряда поражений и громадных потерь австрийская армия была настолько потрясена, а Перемышль был настолько мало подготовлен к осаде, гарнизон же крепости, состоявший из части разбитых войск, был настолько расстроен, что, по моему глубокому убеждению, была возможность в половине сентября взять эту крепость штурмом при небольшой артиллерийской подготовке».
Однако насчет того, что Перемышль был мало подготовлен к осаде, Брусилов ошибался. Это была настоящая твердыня, готовая к длительной обороне. Одна из крупнейших крепостей Европы состояла из восьми секторов обороны. Первые два сектора включали внутренний обвод протяженностью 15 км и радиусом 6 км. Всего в рамках внутреннего обвода крепости было возведено 18 фортов и 4 батареи. Внешний обвод крепости общей протяженностью 45 км подразделялся на шесть секторов обороны в составе 15 главных и 29 вспомогательных фортов. Между фортами размещались 25 артиллерийских батарей. Большинство фортов крепости были оснащены современной артиллерией: 150-мм гаубицами, 53-мм скорострельными орудиями и 210-мм мортирами. Все главные и броневые форты имели электроснабжение, прожектора, лифты, вентиляторы, помпы, рефлекторы для улучшения условий круглосуточной обороны; в крепости работала система радиосвязи.
Генерал Д.Г.Щербачев
Командовать осадою Перемышля был назначен командир 9-го корпуса 3-й армии генерал Д.Г.Щербачев, заверивший Брусилова в том, что австрийскую крепость «взять штурмом легко и за удачу он ручается». «Предложение было очень соблазнительное, ‒вспоминал Брусилов, ‒ даже если предполагать, что потери будут значительны, ибо с падением Перемышля вновь сформированная 11-я армия имела бы развязанные руки и значительно усилила бы фронт 3-й и 8-й армий. Кроме того, было несомненно, что противник, ввиду общего положения дел и нашего бездействия на левом фланге, в ближайшем будущем предпримет сильные наступательные действия, для того чтобы освободить Перемышль».
.
К тому же Щербачев вынужден был торопиться, так как тем временем на 350-км фронте уже во всю разыгрывалось новое сражение ‒ Варшавско-Ивангородская операция, в ходе которой германская армия стремилась помочь находящимся в отчаянном положении австро-венгерским силам, а последние рассчитывали деблокировать Перемышль и, пополнив свои ряды 135-тысячным гарнизоном крепости, двигаться на Львов.
Но подготовленный наспех первый штурм крепости, осуществлявшийся с 22 сентября / 5 октября по 24 сентября / 7 октября 1915 года оказался неудачным ‒ генерал Щербачев потерял 182 офицера, 9871 солдат (убитыми и ранеными), но не смог взять Перемышль. А когда 25 сентября / 8 октября к крепости подошли австрийские войска, осаждавшие были вынуждены снять осаду и отступить. Потери австрийцев составили лишь 7 офицеров и 945 солдат.
После отражения германо-австрийского наступления в ходе Варшавско-Ивангородской операции австрийские войска снова отступили, и 8 ноября началась вторая осада Перемышля армией генерала А.Н.Селиванова. Новый командующий Блокадной армией не стал повторять ошибок предшественника и отказался от штурма крепости, предпочтя окружил ее сплошным кольцом в надежде на достижение капитуляции измором. С прибытием тяжелой артиллерии дело осады заметно улучшилось и вопрос падения Перемышля стал вопросом времени.
.
.
Описывая взятие русскими войсками Перемышля, корреспондент «Нового времени» А.Ксюнин отмечал: «При вступлении наших войск, крепость вовсе не производила впечатления голодного блокированного города; правда, магазины пустовали, в кафе поили жидким кофе без сахару, но оставалось еще много лошадиных трупов, за хорошие деньги можно было найти коровье мясо, у всех крестьян была скотина и домашняя птица. Изголодавшимися выглядели только славяне, в то время как немецкие и венгерские офицеры бравировали шикарным видом и даже поражали упитанностью». Но если не нехватка продовольствия, то что же тогда заставило австрийцев выбросить белый флаг? Прежде всего, причиной падения крепости стал психологический надлом гарнизона, осознавшего бессмысленность продолжения обороны, в виду невозможности соединения со своими войсками. Кроме того, одной из причин причиной капитуляции стала порочная политика снабжения и распределения, в результате которой при наличии больших запасов и хорошего снабжения офицерского корпуса (в офицерских кафе по-прежнему подавали обеды из трех блюд, вино и сигары), среди нижних чинов армии и гражданского населения города свирепствовали голод, холера и тиф. Непрерывно находящиеся под обстрелом русских тяжелых орудий войска стали роптать, дух гарнизона упал, обострились межнациональные конфликты, вся вина за неудачи была взвалена на славян и, опасаясь бунта, прозванный «львом Перемышля» Кусманек, решился на капитуляцию.
.
.
Падение Перемышля, ставшее самым крупным успехом Русской армии в 1915 году, было воспринято российским обществом с огромной радостью. «Биржевые ведомости» называли 9/22 марта «Днем русской славы», почти все газеты рассматривали это радостное событие как «торжество славянства», повсеместно высказывалось мнение, что с падением Перемышля Австро-Венгрия будет вынуждена просить у России мира.
.
Генерал Селиванов сразу же был награжден орденом Св. Георгия 3-й степени в обход 4-й степени, которой он не имел; Брусилов ‒ удостоился звания генерал-адъютанта, а Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич получил орден Св. Георгия 2-й степени и украшенную бриллиантами саблю с надписью «За освобождение Червонной Руси». «Взятием Перемышля наши чудо-богатыри вернули России ее старинное достояние. Это древний русский город (Галицкой Руси), основанный еще в X веке. Один из крупнейших городов удельной великокняжеской Руси он несколько столетий был предметом спора между русскими и поляками, пока, наконец, в 1349 г., не попал во власть Польши, а при разделе ее в 1773 г. между Россией, Пруссией и Австрией отошел к последней и с тех пор сделался австрийским городом», ‒ отмечало одно из изданий. А газета «Русский инвалид» опубликовала на своих страницах патетическое стихотворение Ксении Богаевской «Пал Перемышль!», в котором, частности, были такие строки:
.
Сквозь свист и шум ночной метели
Мы ваши слышали шаги…
За эти серые шинели
Молились сердцем, как могли.
.
По грудь в снегу – чрез глушь лесную,
Презрев опасности и страх,
Вы шли к врагу на встречу злую
С победным знаменем в руках.
И, вкруг врага кольцо смыкая,
Кольцо железное сковав,
Вас много пало, погибая…
Но другу – битву завещав.
Под русским натиском удалым
Их чудодейственных штыков
Под мрачным заревом кровавым
Оплот – не выдержал врагов.
.
И к нам – сквозь бури завыванье –
К подножью Царского шатра –
Несутся клики ликованья,
Могучих витязей «ура!»
Пал Перемышль!! Врагов гордыня
Рукою смелою взята!
Пред победителем – твердыня
Раскрыла настежь ворота.
Под барабанов мерный рокот
Вступают русские полки;
Гремит труба… Орудий грохот…
Гарцуют лихо казаки… (…)
Пал Перемышль. Падут другие
Надежды вражеских затей!
Жива Велика Россия,
И луч побед – всегда над ней!
Очередное сокрушение австрийцев давало надежды на скорое окончание войны, газеты писали о скором наступлении наших войск в Венгрию и прогнозировали скорое взятие Будапешта. А генерал Селиванов в разговоре с архиепископом Никоном (Рождественским) уверенно заявлял: «Мы победим, победим, потому что так хочет народ, а глас народа ‒ глас Божий. Нет в армии солдата, который бы сомневался в победе, потому что русский солдат знает, что война идет ‒ за веру православную!»Но ни взятия Будапешта, ни скорого окончания войны, не последовало. Перемышль не долго оставался в русских руках. После Горлицкого прорыва, вызвавшего отступление наших армий, уже 3 июня 1915 года Перемышль пришлось оставить…
В будущем уже войскам захваченной большевиками России, придется занимать этот город еще трижды: в октябре 1939-го, во время похода Красной Армии в Польшу; в июне 1941-го, когда захваченный немцами город был на несколько дней осовобжден бойцами Красной армии и погранвойск, и в июле 1944-го в ходе Львовско-Сандомирской операции.
Источник