перголези стабат матер история создания
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История создания
В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому — начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года — Stabat Mater.
Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (даты жизни точно не установлены; родился между 1228 и 1236 годами, умер предположительно в 1306 году), адвокат, по другим сведениям францисканский монах, из итальянского города Тоди.
Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья
Меч в груди ее пронзал.
Что за скорби и печали
Благодатную терзали
Матерь Просветленного.
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.
Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Слезы несравненные?
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья
С Сыном разделенные?
Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.
Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух свой предающего.
Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.
Мать Святая, в дар чудесный
Все Ты язвы смерти крестной
Мне на сердце впечатлей.
Дай Ты мне, чтобы кручина
За меня Страдальца Сына
Разлилась в душе моей.
Дай мне плакать, дай терзаться,
О Распятом сокрушаться
Век, пока я жизнь влачу,
У креста стоять с Тобою
И к Тебе припав душою
Ударять я в грудь хочу.
Дева, всех страданий Мати,
В милосердьи благодати
Дай с Тобою мне страдать,
Дай страдания Христова
Став сообщником, мне снова
Раны все воспринимать.
Пусть тот бич меня терзает,
Крест во мне воспламеняет
Всю любовь к Страдавшему.
Дай пылать святой отрадой
Будь, о Дева, мне оградой
В судный день представшему.
Крест мою пусть силу множит,
Смерть Христа мне да поможет
Ревностью безбедному,
Как остынет в смерти тело,
Чтоб душа моя взлетела
К раю заповедному.
Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.
№1, Stabat Mater dolorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто. Следующее за ним соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны. За печальным дуэтом «O guam tristis et afficta» (Что за скорби, №3) следует ария альта «Guas moerbati» (Как страдала, как дрожала), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына. Медленный дуэт сопрано и альта «Guis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы, №5) сменяется небольшой арией сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына). Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».
Л. Михеева
Перуджино «Stabat Mater» 1482
Рубрики: | Музыка/Духовная Композиторы |
Метки: Перголези «Stabat Mater»
Процитировано 11 раз
Понравилось: 13 пользователям
Перголези стабат матер история создания
Состав исполнителей: сопрано, альт, струнный квартет, орган.
История создания
В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому — начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года — Stabat Mater.
Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (даты жизни точно не установлены; родился между 1228 и 1236 годами, умер предположительно в 1306 году), адвокат, по другим сведениям францисканский монах, из итальянского города Тоди.
Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья
Меч в груди ее пронзал.
Что за скорби и печали
Благодатную терзали
Матерь Просветленного.
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.
Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Слезы несравненные?
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья
С Сыном разделенные?
Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.
Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух свой предающего.
Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.
Мать Святая, в дар чудесный
Все Ты язвы смерти крестной
Мне на сердце впечатлей.
Дай Ты мне, чтобы кручина
За меня Страдальца Сына
Разлилась в душе моей.
Дай мне плакать, дай терзаться,
О Распятом сокрушаться
Век, пока я жизнь влачу,
У креста стоять с Тобою
И к Тебе припав душою
Ударять я в грудь хочу.
Дева, всех страданий Мати,
В милосердьи благодати
Дай с Тобою мне страдать,
Дай страдания Христова
Став сообщником, мне снова
Раны все воспринимать.
Пусть тот бич меня терзает,
Крест во мне воспламеняет
Всю любовь к Страдавшему.
Дай пылать святой отрадой
Будь, о Дева, мне оградой
В судный день представшему.
Крест мою пусть силу множит,
Смерть Христа мне да поможет
Ревностью безбедному,
Как остынет в смерти тело,
Чтоб душа моя взлетела
К раю заповедному.
Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года она стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий.
Музыка
Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.
№1, Stabat Mater Adorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто. Следующее за ним соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны. За печальным дуэтом «O guam tristis et afficta» (Что за скорби, №3) следует ария альта «Guas moerbati» (Как страдала, как дрожала), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына. Медленный дуэт сопрано и альта «Guis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы, №5) сменяется небольшой арией сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына). Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Шедевры духовной музыки. «Stabat Mater» Перголези
Рубрики: | Музыка/Духовная |
Метки: Перголези Stabat Mater
Процитировано 62 раз
Понравилось: 50 пользователям
В 1735 году Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный, главным образом своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя, где проходила, в основном, его деятельность, он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому — начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди других его сочинений этого года — Stabat Mater.
Stabat Mater dolorosa — «Мать скорбящая стояла» — одна из средневековых секвенций (песнопений, исполнявшихся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Автором латинских терцин, повествующих о страданиях Богоматери у подножия креста на Голгофе, считается Якопоне да Тоди (даты жизни точно не установлены; родился между 1228 и 1236 годами, умер предположительно в 1306 году), адвокат, по другим сведениям францисканский монах, из итальянского города Тоди.
Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья
Меч в груди ее пронзал.
Что за скорби и печали
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.
Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья
С Сыном разделенные?
Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.
Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух свой предающего.
Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.
Мать Святая, в дар чудесный
Все Ты язвы смерти крестной
Мне на сердце впечатлей.
Дай Ты мне, чтобы кручина
За меня Страдальца Сына
Разлилась в душе моей.
Дай мне плакать, дай терзаться,
О Распятом сокрушаться
Век, пока я жизнь влачу,
У креста стоять с Тобою
И к Тебе припав душою
Ударять я в грудь хочу.
Дева, всех страданий Мати,
В милосердьи благодати
Дай с Тобою мне страдать,
Дай страдания Христова
Став сообщником, мне снова
Раны все воспринимать.
Пусть тот бич меня терзает,
Крест во мне воспламеняет
Всю любовь к Страдавшему.
Дай пылать святой отрадой
Будь, о Дева, мне оградой
В судный день представшему.
Крест мою пусть силу множит,
Смерть Христа мне да поможет
Как остынет в смерти тело,
Чтоб душа моя взлетела
Эта секвенция исполнялась в день Семи скорбей Богородицы, отмечавшийся 15 сентября. С 1727 года она стала звучать также в Великую пятницу на Страстной неделе. Некоторые отрывки использовались и в другие праздники. Уже с XV и вплоть до XX века текст Stabat Mater стали использовать крупнейшие композиторы своего времени — Палестрина, Гайдн, Шуберт, Россини, Лист, Верди, Дворжак, Пендерецкий.
Stabat Mater состоит из 13 частей, причем сольные и дуэтные, медленные и более быстрые чередуются. Общий характер сочинения отличается камерностью, трогательностью, проникновенной лирикой.
№1, Stabat Mater Adorosa («Мать скорбящая стояла»), — выразительный дуэт сопрано и альта, — напоминает оперное ламенто. Следующее за ним соло сопрано Cujus animam gementem («Сердце, полное волненья») с словно задыхающимися от волнения синкопами выдержано в духе неаполитанской канцоны. За печальным дуэтом «O guam tristis et afficta» (Что за скорби, №3) следует ария альта «Guas moerbati» (Как страдала, как дрожала), повествующая о страданиях Матери, видящей муки Сына. Медленный дуэт сопрано и альта «Guis est homo» (Кто без слез бы мог суровый видеть Матери Христовой слезы, №5) сменяется небольшой арией сопрано «Vidit suum dulcem natum» (Дорогого видит Сына). Заключительный просветленный дуэт распевает одно лишь слово: «Amen».
Состав исполнителей: сопрано, альт, струнный квартет, орган.
сожалею раньше не слышал.
«Stabat Mater» Pergolesi №1. «Stabat mater dolorosa»
Pergolesi «Stabat Mater» № 3 «O quam tristis ed afflicta»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Видео
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Джованни Баттиста Перголези, «Стабат Матер»
Джованни Баттиста Перголези, «Стабат Матер»
Гимн Stabat Mater послужил источником вдохновения для многочисленных композиторов различных стран и эпох. В настоящее время установлено более 200 композиций на основе гимна. Вот авторы самых известных произведений:
1
Stabat Mater dolorosa
Juxta crucem lacrymosa,
Dum pendebat Filius,
2
Cujus animam gementem,
Contristantam et dolentem
Pertransivit gladius.
3
О quam tristis et afflicta
Fuit ilia benedicta
Mater unigeniti.
4
Quae morebat et dolebat,
Pia Mater dum videbat
Nati poenas inclyti.
5
Quis est homo qui non fleret,
Christi Matrem si videret
In tanto supplicio?
Quis nоn posset contristari,
Piam Matrem contemplari
Dolentem cum Filio?
Pro peccatis suae gentis
Vidit Jesum in tormentis
Et flagellis subditum,
6
Vidit suum dulcem natum
Moriendo desolatum,
Dum emisit spiritum.
7
Eia Mater fons amoris!
Me sentire vim doloris
Fac, ut tecum lugeam.
8
Fac, ut ardeat cor meum
In amando Christum Deum,
Ut sibi complaceam.
9
Sancta Mater istud agas
Crucifixi fige plagas
Cordi meo valide.
Tui nati vulnerari,
Tam dignati pro me pati,
Poenas mecum divide.
Fac me vere tecum flere
Crucifixo condolere,
Donec ego vixero.
Juxta crucem tecum stare
Те libenter sociare
In planctu desidero.
Virgo virginum praeclara,
Mihi iam non sis amara,
Fac me tecum plangere.
10
Fac ut portem Christi mortem,
Passionis fac consortem
Et plagas recolere.
Fас me plagis vulnerari,
Cruce hac inebriari
Ob amorem Filii.
11
Inflammatus et accensus
Per te, Virgo, sim defensus
In die judicii.
Fac me cruce custodiri,
Morte Christi praemuniri,
Confoveri gratia.
12
Quando corpus morietur,
Fac ut animae donetur
Paradisi gloria,
Amen. Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят сын,
чью душу стонущую,
омраченную и скорбящую
пронзил меч.
О как печальна и огорчена
была эта благословенная
Мать единородная.
Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.
Какой же человек не опечалился бы,
видя Мать Христа
в таких муках?
Кто не омрачился бы,
видя благой Матери
скорбь о Сыне?
За грехи своего народа
видит Иисуса покорившегося
пыткам и бичеванию,
видит свое милое дитя
умирающим,
испускающим дух.
О Мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
чтобы я мог плакать с тобой.
Сделай так, чтобы загорелось мое сердце
любовью к Господу Христу,
чтобы я был угоден Ему.
Святая Мать, этот
обращенный к распятию плач
излечит раны сердца моего.
Твоего Сына муки,
страдающего за меня,
раздели со мной.
Позволь мне искренне
оплакивать Распятого,
пока я жив.
Возле креста хочу стоять
с Тобою вместе
и плакать тоскуя.
Дева пречистая,
чтобы мне не было так горько,
дай мне рыдать с Тобою.
Из огня и пламени
Тобою, Дева, буду я спасен
в день судный.
Оставь мне крест,
мертвого Христа сохрани
для непреходящего благодарения.
Когда тело мое умрет,
сделай так, чтобы душа пребывала
со славою в раю,
Аминь.
«Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…») — канонический средневековый духовный гимн. Он посвящен Деве Марии, стоящей в скорби перед умирающим на кресте сыном. Многие знаменитые композиторы разных эпох создавали на этот волнующий сюжет свои произведения: мастера Возрождения — Палестрина и Депре, в XVIII веке — Скарлатти и Гайдн, в XIX веке — Лист, Шуберт, Россини, Верди, Дворжак, наши Серов и Львов, в XX веке — Шимановский и Пендерецкий. Но самое большое признание получила кантата Джованни Перголези, обессмертившая своего автора, современника Баха и Вивальди.
Родился он в Италии в 1710 году, в эпоху перехода от барокко к классицизму, и за свою очень короткую жизнь успел стать выразителем новых музыкальных идей. Его жизнь была подобна вспышке яркой звезды и овеяна легендами. Даже псевдоним (его настоящая фамилия — Драги) он выбрал себе на средневековый манер и стал называться скромно — Джованни из Ези, то есть Перголези.
Двенадцати лет от роду он оказывается в Неаполе, «музыкальной Мекке» Южной Италии, и там поступает в консерваторию. Тогда это был, по-нашему говоря, интернат для сирот и бедных детей, которых воспитывали посредством различных искусств лучшие итальянские мастера, и таких заведений было множество! Первое же большое ученическое произведение юного Джованни, созданное им в конце обучения, — духовную кантату сразу начали играть во всех церквях Неаполя. Однако судьба подарила ему лишь четыре (!) года творчества…
Джованни 21, он известен, его душа переполнена музыкой возвышенной и в то же время очень лиричной, очень человечной. Это так непохоже на то, что звучит в театрах: оперы-seria («серьезные») постепенно пришли в упадок, стали слишком формализованными и патетическими. Их приходится разбавлять в антрактах комическими интермедиями в стиле дель арте, дабы публика не зевала. Перголези мечтает о новой музыке и успевает написать больше 10 опер с живыми, а не застывшими персонажами. Публика принимает их очень холодно, зато она без ума от сочиненных им комических вставок, герои которых как будто сняли свои маски и стали смеяться и влюбляться, как типичные неаполитанцы! Интермедии Перголези исполняли уже отдельно по всей Италии, и он при жизни стал классиком нового жанра — оперы-буфф, которую позже так любил сам Моцарт. «Служанка-госпожа», первая комическая опера Перголези, написанная в 1732 году, до сих пор входит в репертуар крупнейших театров по всему миру!

Дирек Боутс. Мадонна скорбящая. 1470-1475 Образ скорбящей Богоматери вдохновлял не только многих композиторов, но и многих художников эпох Средневековья и Возрождения
Однако такую популярность Джованни воспринимает очень болезненно. Он охладевает к опере и снова обращается к духовной и инструментальной музыке, наполняя их новыми звуками — светлыми, лирическими, проникновенными. Он успевает написать 33 трио для скрипок и баса, концерты и арии, изумительные кантаты «Miserere», «Magnificat», «Salve Regina», десятиголосную мессу. Ему удается удивительно гармонично соединять духовную и светскую традиции в музыке в единое целое!
Известно, что посещавшие композитора удивлялись: отчего он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового дома. Перголези же отвечал: «Звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома! И потом — кто знает? — может, мои строения окажутся долговечнее». Так оно и вышло.
«Stabat Mater», одно из самых исполняемых его произведений, была начата композитором в 25 лет, за год до смерти. История ее создания связана с поистине шекспировской драмой любви Джанни и прекрасной 16-летней неаполитанки. Ее родители были против союза дочери и бедного музыканта. Несчастная девушка, не представляя иного выхода, ушла в монастырь и там через некоторое время умерла. Памяти своей единственной он и посвятил последнее гениальное творение. А подсказано оно было… Девой Марией, чей образ, удивительно похожий на лик его возлюбленной, вдруг предстал перед Джованни. Последние такты он сочинял уже в монастыре капуцинов, умирая от туберкулеза в 26 лет!
Но музыка «Stabat Mater» Перголези не траурная, напротив, очень светлая! Мотив любви и человеческой преданности объединяет авторов поэтической и музыкальной «Stabat Mater». Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слезы очищения, света, добра и смирения.
Перголези стабат матер история создания
Д. Перголези «Стабат Матер»

Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.
Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.

Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.
В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.
В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.
Stabat Mater Перголези

Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.
Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.
Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.
Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.
По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.

Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.
Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.
Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.
Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.
Лучшие номера
Музыка Стабат Матер в кино
Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:

Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.
Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Stabat Mater
- пергамент это в древней руси
- перевал 09 кчр история
Stabat Mater dolorosa
Juxta crucem lacrymosa,
Dum pendebat Filius,
2
Cujus animam gementem,
Contristantam et dolentem
Pertransivit gladius.
3
О quam tristis et afflicta
Fuit ilia benedicta
Mater unigeniti.
4
Quae morebat et dolebat,
Pia Mater dum videbat
Nati poenas inclyti.
5
Quis est homo qui non fleret,
Christi Matrem si videret
In tanto supplicio?
Quis nоn posset contristari,
Piam Matrem contemplari
Dolentem cum Filio?
Pro peccatis suae gentis
Vidit Jesum in tormentis
Et flagellis subditum,
6
Vidit suum dulcem natum
Moriendo desolatum,
Dum emisit spiritum.
7
Eia Mater fons amoris!
Me sentire vim doloris
Fac, ut tecum lugeam.
8
Fac, ut ardeat cor meum
In amando Christum Deum,
Ut sibi complaceam.
9
Sancta Mater istud agas
Crucifixi fige plagas
Cordi meo valide.
Tui nati vulnerari,
Tam dignati pro me pati,
Poenas mecum divide.
Fac me vere tecum flere
Crucifixo condolere,
Donec ego vixero.
Juxta crucem tecum stare
Те libenter sociare
In planctu desidero.
Virgo virginum praeclara,
Mihi iam non sis amara,
Fac me tecum plangere.
10
Fac ut portem Christi mortem,
Passionis fac consortem
Et plagas recolere.
Fас me plagis vulnerari,
Cruce hac inebriari
Ob amorem Filii.
11
Inflammatus et accensus
Per te, Virgo, sim defensus
In die judicii.
Fac me cruce custodiri,
Morte Christi praemuniri,
Confoveri gratia.
12
Quando corpus morietur,
Fac ut animae donetur
Paradisi gloria,
Amen.
Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят сын,
чью душу стонущую,
омраченную и скорбящую
пронзил меч.
О как печальна и огорчена
была эта благословенная
Мать единородная.
Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.
Какой же человек не опечалился бы,
видя Мать Христа
в таких муках?
Кто не омрачился бы,
видя благой Матери
скорбь о Сыне?
За грехи своего народа
видит Иисуса покорившегося
пыткам и бичеванию,
видит свое милое дитя
умирающим,
испускающим дух.
О Мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
чтобы я мог плакать с тобой.
Сделай так, чтобы загорелось мое сердце
любовью к Господу Христу,
чтобы я был угоден Ему.
Святая Мать, этот
обращенный к распятию плач
излечит раны сердца моего.
Твоего Сына муки,
страдающего за меня,
раздели со мной.
Позволь мне искренне
оплакивать Распятого,
пока я жив.
Возле креста хочу стоять
с Тобою вместе
и плакать тоскуя.
Дева пречистая,
чтобы мне не было так горько,
дай мне рыдать с Тобою.
Из огня и пламени
Тобою, Дева, буду я спасен
в день судный.
Оставь мне крест,
мертвого Христа сохрани
для непреходящего благодарения.
Когда тело мое умрет,
сделай так, чтобы душа пребывала
со славою в раю,
Аминь.
«Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать скорбящая…») — канонический средневековый духовный гимн. Он посвящен Деве Марии, стоящей в скорби перед умирающим на кресте сыном. Многие знаменитые композиторы разных эпох создавали на этот волнующий сюжет свои произведения: мастера Возрождения — Палестрина и Депре, в XVIII веке — Скарлатти и Гайдн, в XIX веке — Лист, Шуберт, Россини, Верди, Дворжак, наши Серов и Львов, в XX веке — Шимановский и Пендерецкий. Но самое большое признание получила кантата Джованни Перголези, обессмертившая своего автора, современника Баха и Вивальди.
Родился он в Италии в 1710 году, в эпоху перехода от барокко к классицизму, и за свою очень короткую жизнь успел стать выразителем новых музыкальных идей. Его жизнь была подобна вспышке яркой звезды и овеяна легендами. Даже псевдоним (его настоящая фамилия — Драги) он выбрал себе на средневековый манер и стал называться скромно — Джованни из Ези, то есть Перголези.
Двенадцати лет от роду он оказывается в Неаполе, «музыкальной Мекке» Южной Италии, и там поступает в консерваторию. Тогда это был, по-нашему говоря, интернат для сирот и бедных детей, которых воспитывали посредством различных искусств лучшие итальянские мастера, и таких заведений было множество! Первое же большое ученическое произведение юного Джованни, созданное им в конце обучения, — духовную кантату сразу начали играть во всех церквях Неаполя. Однако судьба подарила ему лишь четыре (!) года творчества…
Джованни 21, он известен, его душа переполнена музыкой возвышенной и в то же время очень лиричной, очень человечной. Это так непохоже на то, что звучит в театрах: оперы-seria («серьезные») постепенно пришли в упадок, стали слишком формализованными и патетическими. Их приходится разбавлять в антрактах комическими интермедиями в стиле дель арте, дабы публика не зевала. Перголези мечтает о новой музыке и успевает написать больше 10 опер с живыми, а не застывшими персонажами. Публика принимает их очень холодно, зато она без ума от сочиненных им комических вставок, герои которых как будто сняли свои маски и стали смеяться и влюбляться, как типичные неаполитанцы! Интермедии Перголези исполняли уже отдельно по всей Италии, и он при жизни стал классиком нового жанра — оперы-буфф, которую позже так любил сам Моцарт. «Служанка-госпожа», первая комическая опера Перголези, написанная в 1732 году, до сих пор входит в репертуар крупнейших театров по всему миру!
Дирек Боутс. Мадонна скорбящая. 1470-1475 Образ скорбящей Богоматери вдохновлял не только многих композиторов, но и многих художников эпох Средневековья и Возрождения |
Однако такую популярность Джованни воспринимает очень болезненно. Он охладевает к опере и снова обращается к духовной и инструментальной музыке, наполняя их новыми звуками — светлыми, лирическими, проникновенными. Он успевает написать 33 трио для скрипок и баса, концерты и арии, изумительные кантаты «Miserere», «Magnificat», «Salve Regina», десятиголосную мессу. Ему удается удивительно гармонично соединять духовную и светскую традиции в музыке в единое целое!
Известно, что посещавшие композитора удивлялись: отчего он, волшебник звуков, ютится в убогом деревянном домишке и не построит себе нового дома. Перголези же отвечал: «Звуки, из которых создается моя музыка, дешевле и доступнее, чем камни, необходимые для постройки дома! И потом — кто знает? — может, мои строения окажутся долговечнее». Так оно и вышло.
«Stabat Mater», одно из самых исполняемых его произведений, была начата композитором в 25 лет, за год до смерти. История ее создания связана с поистине шекспировской драмой любви Джанни и прекрасной 16-летней неаполитанки. Ее родители были против союза дочери и бедного музыканта. Несчастная девушка, не представляя иного выхода, ушла в монастырь и там через некоторое время умерла. Памяти своей единственной он и посвятил последнее гениальное творение. А подсказано оно было… Девой Марией, чей образ, удивительно похожий на лик его возлюбленной, вдруг предстал перед Джованни. Последние такты он сочинял уже в монастыре капуцинов, умирая от туберкулеза в 26 лет!
Но музыка «Stabat Mater» Перголези не траурная, напротив, очень светлая! Мотив любви и человеческой преданности объединяет авторов поэтической и музыкальной «Stabat Mater». Здесь нет места трагедии и смерти. Это возвышенная печаль и память о прекрасных созданиях, безвременно покинувших мир. Это слезы очищения, света, добра и смирения.
Перголези стабат матер история создания
Д. Перголези «Стабат Матер»
Полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Она исцеляет и воздействует на самые тонкие струны человеческой души.
Среди сокровищниц духовной музыки отдельным пластом стоят песнопения на средневековый текст «Stabat Mater dolorosa» (Стояла мать скорбящая»). Они поражают особым проникновенным содержанием и характером звучания. Если в целом богослужебные и культовые произведения (мессы, страсти) возвеличивают Бога Абсолютного, напрямую взывают к душе человека, рождают в нем покаянные молитвы и осознание бренности земного пути, то «Стабат матер» являет собой феномен подлинного человеческого сострадания. Это наблюдение со стороны и сопереживание чувствам Богоматери, это попытка прочувствовать чужую боль.
Образ безмолвно скорбящей, страдающей матери, видящей своего сына умирающим на кресте, настолько пронзителен сам по себе, что не оставляет равнодушным никого. Сострадание Иисусу, идущему на жертву во имя человечества, полно благодарности и ощущения божественной природы Христа. Тогда как образ матери, образ Марии – по-настоящему земной, кроткий и человечный.
В эпоху Возрождения многие художники обращались к этой теме, каждый по-своему осмысливая ее. Наиболее известна Пьета Микеланджело – «Оплакивание Христа» (с итальянского pieta – милосердие). В России образ Скорбящей Матери получил новую трактовку после Великой Отечественной Войны, его олицетворяет бронзовая скульптура «Родины-матери» на Мамаевом кургане в Волгограде.
В музыке к этой теме обращались многие композиторы. Канонический текст на латыни для «Стабат Матер» утвержден католическим духовенством. Но существует и альтернативный вариант, он принадлежит авторству итальянского монаха-францисканца (по иной версии – юристу) Якопоне да Тоди.
Stabat Mater Перголези
Перголези – псевдоним, настоящая фамилия композитора – Джованни Драги. Pergola – город, откуда происходили родом родители Джованни. В память о них он назвался Pergolesi еще в детстве. Уже в 15 лет он переезжает в Неаполь, где заканчивает музыкальную консерваторию.
Музыкальное наследие, которое он оставил за почти 10 лет занятий творчеством, впечатляет знатоков. Он успел сделать блестящую карьеру для своего времени – быстро прославился как автор 4 опер-seria, огромного количества произведений вокально-инструментального жанра (оратории, кантаты, мессы, мотеты), пьес для инструментов solo и ансамблей, 4 симфоний. Он успел наделать шуму в Париже, когда привез туда (впервые в мире!) оперу-buffa, справедливо предполагая, что комический сюжет уместен не только на сцене драматического театра, но и в музыке.
Многие исследователи полагают, что одаренность Перголези в музыке превзошла бы даже гениальность Моцарта или Баха, доведись ему прожить хоть немного дольше. Нам остается только догадываться, как расцвел бы цветок таланта этого прекрасного юноши. Но и того, что он успел создать, достаточно, чтобы замереть в почтении – его музыка полна глубоких чувств, ярких образов, психологической и духовной зрелости.
Возможно, причиной всему этому послужила личная драма, которую пережил композитор в тот период своей недолгой жизни. Он был влюблен в юную неаполитанку, ответившую ему взаимностью. Но ее родители были против союза дочери с бедным музыкантом, девушку отправили в монастырь, где вскоре она скончалась от чахотки. А затем, на фоне душевных терзаний, болезнь одолела и самого Джованни.
По легенде автор поэтической поэмы так же пережил похожую личную трагедию в своей жизни, потеряв безвременно ушедшую в мир иной супругу, что вдохновило его написать проникновенный текст. Жившие в разное время, но пережившие схожие события, Джованни Перголези и Якопоне де Тоди стали авторами уникального произведения на все времена.
Современники не оценили произведение, посчитав его слишком холодным и полным «лишних украшений» (пассажей). Перголези соединил здесь традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы. Настоящее осознание его художественной ценности пришло много позже.
Композиция кантаты Stabat Mater представляет собой чередование сольных и дуэтных номеров (всего 13), где главный аффект – скорбь, а вокруг него выстраиваются контрастные лирические и торжественные по характеру части. Такая структура делает церковное произведение близким оперному. И в целом некоторая «театральность» присуща ему.
Спокойная мелодика и ритм настраивают на отрешенное созерцание и погружение в глубокие размышления. Несмотря на контрастность номеров и даже их разножанровость, драматургия развивается удивительно целостно и гармонично. При этом выразительные средства используются лаконично и сдержанно.
Сквозное развитие музыкального и образного материала позволяет воспринимать кантату «на одном дыхании». Постепенное движение к свету выливается в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке Stabat Mater нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.
Лучшие номера
Музыка Стабат Матер в кино
Тонкий лирический психологизм музыки привлекает не только дирижеров и исполнителей. Авторы современных фильмов используют ее для саундтреков и отдельных сцен, выразительность которых нужно подчеркнуть. Вы можете услышать ее в таких известных фильмах как:
Также существует несколько версий исполнения произведения не только в сценическом варианте, но и в интерьерах католических соборов и известных музеев. Интересным с художественной точки зрения считают исполнение «Стабат Матер» Перголези хором мальчиков Хорового училища им. Свешникова (под управлением Свешникова). Детские голоса придали ему совершенно новое неповторимое звучание, а авторская трактовка дирижера считается одной из самых успешных. Примечательно, что запись этого исполнения делалась во времена, когда в Советском Союзе полностью отсутствовала церковная жизнь (1957 год), не исполнялись (за очень редким исключением) духовные произведения, не было единого понимания и образцов исполнения подобной музыки. Тем не менее, эту запись можно послушать и сейчас – и удивиться ее красоте.
Более 300 лет прошло с момента создания этого шедевра. Но и сегодня волшебная сила его воздействия ни на миг не ослабла. Слушатели собираются в концертные залы и на открытом воздухе, не упуская возможности приобщиться к великому искусству.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Stabat Mater
- пергамент это в древней руси
- перевал 09 кчр история