период царей в ветхом завете

4-14. Мировые державы в Ветхом Завете

Напомню, что в Библии нет дат, но есть годичные отрезки времени важных событий или жизни людей от сотворения мира и до рождества Иисуса Христа. В справочнике Геллея эти сроки упоминаются по ходу изложения, но без указания дат от сотворения мира.

Но моя потребность все упорядочивать, для себя хотя бы, побуждает соединить эти отрезки в хронологическую ленту до возможного предела. Говорить об абсолютной точности мы, конечно, не можем. Но для ориентирования в древней истории избранного народа – достаточно, как мне кажется. Последующая судьба еврейского народа, по воле Божьей, рассеяного по всему миру, будет теснейшим образом связана с историями мировых держав и народов.

Хронологические штрихи библейской истории от сотворения мира:

1656 лет – от Адама до Потопа.
2008 – 2183 – годы жизни Авраама.
2288 – Иосиф стал правителем в Египте.
2298 – Иаков, его отец, поселился с семейством в Египте.
2668 – 2788 – годы жизни Моисея.
2748 – исход из Египта.
2788 – 2813 – завоевание Ханаана под водительством Иисуса Навина.
2813 – 3223 – годы правления судей.
3223 – 3273 – служение пророка Самуила, и священником и судьей одновременно.
3273 – 3393 – время царей Саула, Давида и Соломона (по 40 лет каждый).
3357 – Соломон начал строить храм Богу в Иерусалиме (закончил через семь лет).

После смерти Соломона Единое Израильское царство разделилось на два царства:

Северное, Израильское, просуществовало около 210 лет, до захвата его Ассирийской империей.

А Южное, Иудейское, – приблизительно 350 лет, до разрушения храма и Иерусалима и вавилонского пленения иудеев.

То, что сыновья Иакова продали своего брата Иосифа в Египет, – это исполнение замысла Божьего. 70 евреев поселились в земле Гошен, на востоке от дельты Нила, а через 430 лет из Египетской империи вышло 3 000 000 человек, из них мужчин, старше 20 лет, – 600 000. И вышли они с большим богатством, которым египтяне вынуждены были поделиться с ними.

Связи еврейского народа с Египтом никогда не прерывались, впоследствии они часто искали там защиту. В Египте жило много евреев, до дней окончательного изгнания иудеев из Иерусалима, в апостольские времена. В Александрии Египетской был сделан перевод с еврейского на греческий Ветхого Завета. Он назван Септуагинтой – гр. «семьдесят толковников». И в распространении раннего христианства Египет играл существенную позитивную роль.

Ассирийское царство со столицей Ниневия было создано сыном Сима – Ассуром в северной части Междуречья. До него первенствовало Вавилонское царство Нимрода, внука Хама. Борьба за владение плодородными землями Междуречья велась между этими царствами постоянно. Ассирия все-таки сумела поглотить территории, завоеванные Вавилоном, и раздвинула свои границы, создав вторую, после Египта, мировую державу.

Надо думать, что цивилизованная жизнь народов в те времена проходила в основном на территориях между 10 и 50 параллелями и 20 и 60 меридианами, где расселялись первые потомки Сима, Хама и Иафета. Холодные территории к северу начали осваиваться, возможно, позже, по мере отступления послепотопного ледника в сторону полюсов.

Завоевательная политика ассирийцев состояла в том, чтобы покоренные ими народы переселять в другие земли, уничтожая тем самым их национальное самосознание. Так легче управлять империей. В это время израильтяне продолжали отходить от послушания Богу.

«И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни». 4 Цар.13:3.

Ассирия покоряла земли Израильского царства по частям, в течение 13 лет, и в итоге все десять колен израильтян были уведены в плен. Они поселялись на землях, расположенных к востоку и югу от Междуречья, смешивались с другими народами, внося разнообразие в этнографическую карту будущего мира. Вполне вероятно, что кто-то из израильтян хранил в памяти изначальное знание об Едином Боге и передавал другим. Отсвет этого знания есть во всех религиях юго-восточной Азии.

Жестокая Ассирийская империя пала под ударами объединенных сил вавилонян и мидийцев. Все эти события подтвердили записи на клинописных табличках из библиотеки Ашшурбанипала, найденной археологами при раскопках Ниневии в середине 19 века.

Вавилон снова вернул себе первенство в Междуречье. Его имперская территория продвинулась далеко к югу, захватив северную часть Египта и Аравийского полуострова. Настала очередь наказания иудеев и поражения южного иудейского царства.

Навуходоносор, величайший царь тех времен, победил еврейского царя Иоакима и взял часть сосудов из Иерусалимского Храма. Он увел в плен все царское потомство, включая пророка Даниила, который был назначен одним из самых главных советников при вавилонском царском дворе. (По замыслу Бога, так произошло и с Иосифом, которого братья продали в Египет). В течение последующих двадцати лет Навуходоносор еще два раза приходил грабить храм и в итоге сжег Иерусалим.

Через пять лет в плен увели и остальных евреев. Некоторым из них, вместе с пророком Иеремией, все же удалось убежать в Египет. Эти события вызвали деятельность пророков Иеремии, Иезекииля и Даниила.

Пленение Иудеи Вавилонянами было предсказано Богом за сто лет:

«Вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь». Ис.39:6.

«Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих». Мих.4:10.

О судьбе Земли Обетованной и о наказании разрушителя Иерусалима Бог говорил пророку Иеремии:

«И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. И совершу над тою землею все слова Мои, которые Я произнес на нее, все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы. Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их». Иер. 25:11-14.

И это пророчество Бога исполнилось. Как мировая империя Вавилон существовал только 70 лет, именно в те 70 лет, когда евреи находились у него в плену.

«Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтобы истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его». Иер. 51:11.

Могучий персидский царь Кир свергнул тридцатилетнюю власть мидян в Вавилоне. Имперская власть перешла к Персии. В этом исполнилось еще одно пророчество Бога, данное пророку Исаии за 210 лет:

«Я Господь, Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!». Ис.44:24, 28.

Кир вернул все, что было взято Навуходоносором из храма Соломона, и сам сделал большие пожертвования для восстановления храма. Персидская империя простиралась от Средиземного моря до Индии, от Малой Азии до северного побережья Персидского залива, включая Египет, и состояла из 20 сатрапий. Иудея была одной из них.

В книге Есфирь описываются персидские нравы и обычаи того времени. Правители Персии оказывали покровительство иудейской религии. По провидению Божьему первым министром при персидском царе Ксерксе был еврей Мардохей, а его племянница Есфирь, пленница, стала женой Ксеркса. И это спасло еврейский народ от уничтожения по плану коварного царедворца Амана. Этим рассказом и заканчивается ветхозаветная история.

Источник

Период царей в ветхом завете

Понимание природы царской власти занимает умы человечества уже многие тысячи лет. С момента появления первых государств и первых монархий, интеллектуальная элита древнего общества искала источник дарования власти, занималась поиском понимания справедливости власти и ее предназначения. И хотя крайне интересно углубиться в архаичные времена истории и изучить философско-религиозный опыт древних народов в понимании общих принципов власти, а в особенности принципов царской власти – эта тема представляется нам крайне широкой, требующей значительного времени для ее изучения и требует последующего раскрытия в отдельных статьях.

Однако, мы все признаем, что на христианское понимание власти вообще и царской власти в частности, значительное влияние оказала преемственность ветхозаветным традициям, о которых мы и скажем далее.

В Ветхом Завете особое внимание уделяется людям, которые несли на себе особую печать Бога или, если угодно, благословение Господа. Видимым образом оно проявлялось через таинственное священнодействие – помазание освященным елеем (миром).

Следуя христианской догматике таковыми помазанниками могут являться только первосвященники, пророки и цари. Как повествует нам Библия, еврейский народ долгое время существовал без своего земного правителя и управлялся непосредственно Богом. Такая форма правления называется Теократией. Известный толкователь Священного Писания, академик Лопухин Александр Павлович говорит о Теократии еврейского народа следующее: «Будучи равно Богом и небесным Царем всех вообще народов, Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был, в тоже время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу Его Воля. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа». [1]

Однако, по мнению Лопухина А.П., так как, народ еврейский, будучи по природе своей жестоковыйным [2] и постоянно отходившим от Господа в язычество и во все другие всевозможные прегрешения, то этот народ был слишком груб для подобного божественного подданства. За неоднократные отступления от Бога они получали всевозможные наказания. Однако, древний Израиль, вместо того чтобы пойти по пути нравственного совершенства, решил пойти путем более прагматическим – избрать себе постоянного военного вождя, т.е. царя, который мог бы их защитить от врагов, следил бы за нравственной чистотой народа и нес за это ответственность перед Богом. Увидев преимущества монархического управления, старейшины еврейского народа обратились к пророку и судье израильского народа Самуилу: «Вот, ты состарелся, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтоб он судил нас, как у прочих народов» [1Цар.8:5].

Подобная формулировка требований со стороны еврейского народа расстроила Самуила, так как народ не испросил сначала слова Божьего и захотел быть, как языческие народы, а не как избранный, которым он являлся по Воле Божьей. Господь же благословляет Самуилу исполнить волю народа. Ряд толкователей, рассматривая этот эпизод, любят указывать на то, что с установлением царской власти в древнем Израиле теократия сменяется монархией, а также подчеркивается очередное отступление еврейского народа от Бога, когда более высокая форма правления (теократия) сменяется на более низкую (монархия).

период царей в ветхом завете. Смотреть фото период царей в ветхом завете. Смотреть картинку период царей в ветхом завете. Картинка про период царей в ветхом завете. Фото период царей в ветхом заветеОднако, подобные заявления кажутся нам несколько натянутыми и неверными по своей сути. Бог не покинул еврейский народ и все также проявлял особый Промысел над этим народом, вмешиваясь в его дела. Т.е. Теократия сохранилась.

Установлением монархии теократия не ниспровергалась, просто вместо судей, роль лидера израильского народа перенял на себя царь, которому надлежало стать ревностным исполнителем воли и законов Царя Небесного.

Ведь далее в Библии мы видим, что не народ избирает себе Царя, а Бог указывает Самуилу на Саула, которому надлежало стать первым ветхозаветным царем. Тогда же, в книге Царств мы впервые встречаем помазание на служение Богу царя: «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия своего…» [1Цар.10:1].

Елей, которым помазывал Самуил Саула, это было то самое миро, которое является особой святыней, и никто из людей, кроме избранников Божьих, не имел права к нему прикасаться и растирать им свое тело согласно Закону. Вот что там говорится:

«И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.

А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас; кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего» [Исх.30:22-33].

Таким образом, мы видим, что избрание царя для ветхозаветного народа было особым таинством и особой милостью Бога, так как ни один прочий смертный не мог более соприкоснуться с величайшими святынями Израиля, среди которых было и миро.

Последующие события известны: в городе Массифе произошло официальное избрание царя путем бросания жребия, где по Воле Божьей жребий пал на Саула [1Цар.10:17-21]. Видя красоту и силу своего нового лидера, подобному которого не было во всем народе, люди одобрили его избрание словами: «да живет царь!» [1Цар.10:24] – на этом процедура «венчания на царство» и закончилось, хотя чуть позже, после военной победы над аммонитянами, в Галгале, народ вторично признает Саула царем, и приносит мирные жертвы. С того времени власть нового царя уже никем не оспаривалась [1Цар.11].

Однако Саул не оправдал тех надежд, которые возлагал на него Господь и еврейский народ. Саул сам дважды нарушает заповеди Бога.

Первый раз, когда фактически попытался себе присвоить священнические функции.

Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» [1Цар.13:6-14].

В другой раз Саул отказался исполнять условия священного похода на амаликитян [1Цар.15], после чего Господь решает избрать себе нового избранника. Им стал юный отрок Давид, которого Самуил помазывает на Царство, после чего Дух Господень покидает Саула и почивает уже в Давиде [1Цар.16:12-14].

Говоря о личностях первых царей Израиля Давиде и Сауле, следует сказать, что, хотя последний и искал смерти первого, сам Давид, как действующий помазанник Божий, никогда не покушался на жизнь Саула, хотя имел возможность поквитаться со своим соперником[4].

Более подробно мы узнаем о чине помазания на Царство в 3-ей книге Царств [3Цар.1:33-41]. Там говорится о возведение на Престол сына Давида – Соломона.

Процедура венчания на царство следующая. Будущего Царя Соломона сажают на царского мула[6] и он отправляется к Гиону, где при стечении народа первосвященник Садок и пророк Нафан помазывают царя священным елеем (миром) из Скинии. После завершения этого священнодействия трубят трубы и возглашается «да живет царь Соломон!», что звучит как словесная форма легитимации царя народом.

На этом ветхозаветный обряд помазания на царство заканчивался. Последующие цари восходили на престол схожим образом, возможно добавляя в священнодействия какие-либо пышные обряды, присущие соседним народом. Но центральным моментом всей процедуры венчания на царство являлся обряд миропомазывания, вследствие которого Господь даровал царю особые благодатные Дары на управление народом.

Иудейская монархия просуществовала где-то в период между 1029-586 гг. Так или иначе, стоит отметить, что краеугольным камнем этой монархии являлась защита религиозной чистоты израильского народа, в связи с чем нельзя не произвести параллели с христианскими монархиями, где также одним из важнейших принципов существования царской власти являлась забота о чистоте веры.

Эпоха иудейской монархии – это время наивысшего расцвета Израильского государства.

Так называемая Хасмонейская династия (ок.166-37 гг.) возникшая в Иудее в ходе восстания евреев против Селевкидов, не может называться преемницей ветхозаветной монархии, так как она не обладала Божественной легитимностью и не поставлялась на царство, на что, впрочем, они и не претендовали, рассматривая себя как временные вожди иудейского народа, до тех пор, пока не придет истинный пророк или другими словами: Мессия.

И действительно, Мессия пришел. Вместе с Римской империей. Началась новозаветная эра для всего человечества. С приходом Христа и распространением христианства римская монархия преобразилась в удивительный политический институт, семена которого нашли благодатную почву на русской земле. Но это уже другая история.

Подытоживая все вышесказанное, мы можем выделить особенности ветхозаветного понимания монархической власти.

Монархия – есть институт Божественного установления, но устанавливаемый не насильно и не против воли народа, но по его естественному желанию иметь заступника, вождя и защитника национальных интересов.
Монарх приобретает особые благодатные Дары от Господа, видимым образом получаемые через помазание на Царство, на управление народом, тем самым становясь избранником Его Воли.
Целью монархии является защита Божественного Закона и забота о благе своего народа.
Монархия и Теократия не противоречат друг другу и не имеют иерархического различия, так как Богом установленная монархия остается теократическим государством. Примеры царей Давида и Соломона, которые как пророки общались с Богом, подтверждает данный тезис.

Актуальны ли данные тезисы для современной политики – вопрос злободневный и, очевидно, что для сторонников различных политических систем ответы будут разниться. Но бесспорным утверждением будет являться тезис о том, что русскому народу, нужен Божественный избранник, чистый, как царь Давид и мудрый, как царь Соломон.

Лидер, которому мы вручим свои сердца для защиты России.

период царей в ветхом завете. Смотреть фото период царей в ветхом завете. Смотреть картинку период царей в ветхом завете. Картинка про период царей в ветхом завете. Фото период царей в ветхом завете

[1] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.244.

[2] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета». Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1998г. – С.52

[3] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.248.

[5] Лопухин А.П. «Толковая Библия. Т.2». 2-ое издание. – Стокгольм: «Институт перевода Библии», 1987. – С.310.

[6] Очевидная параллель с традициями соседних народов, где будущих правителей сажали на царских лошадей, что скорее всего должно символизировать воинственную природу царской власти.

Источник

ЦАРЬ, ЦАРСТВОВАНИЕ, ЦАРСКОЕ ДОСТОИНСТВО (KING, KINGSHIP)

В Библии вряд ли есть более величественный или более распространенный образ, чем царь. Впечатляющий своим внешним видом, пользующийся почетом и уважением среди народа, царь обеспечивает защиту, творит справедливый и милостивый суд и символизирует силу и власть. В Библии мы видим два царских образа – Бога как Царя и людей как царей. В библейском богословии важное значение имеет факт, что вторые служат отражением первого и что, в конечном счете, эти два образа сливаются воедино.

Еврейско-арамейское слово melek («царь») – одно из самых распространенных в Ветхом Завете и встречается в нем почти 2700 раз. То же самое относится к Новому Завету – греческое слово basileus встречается свыше 125 раз. Если к этому добавить глагольные, другие именные формы и производные слова (напр., царствовать, царство и т. д.), мы получим важную библейскую тему, пронизывающую всю структуру библейского послания.

Царей окружало пышное и показное богатство, которым не пользовались никакие другие слои общества. Дворец Соломона строился почти в два раза дольше, чем храм, а его богатство и известность были просто поразительными. Его двор ежедневно потреблял неимоверное количество продуктов, у него были тысячи коней ( 3Цар. 4:22–28 [ Мф. 5:2–8 ]), он держал большой торговый флот ( 3Цар. 9:26–28 ), а его мудрость, богатство и слава получили широкую известность ( 3Цар. 10 ).

В свой сан царь возводился через помазание. Рассказывается конкретно о помазании Саула, Давида, Соломона и Ииуя (см. особенно рассказ о помазании Ииуя [ 4Цар. 9:1–13 ]). Личными символами царского достоинства были царские одежды ( 3Цар. 22:10, 30 ; 1Пар. 15:27 ), скипетр ( Быт. 49:10 ), богато украшенный престол ( 3Цар. 10:18–20 ), венец ( 2Цар. 1:10 ; 4Цар. 11:12 ), беспримерное богатство ( 3Цар. 10:14–29 ; 2Пар. 32:27–30 ), личное отборное войско ( 2Цар. 23:8–39 ) и захоронение в царских гробницах в Самарии ( 4Цар. 13:13 ) или в Иерусалиме ( 4Цар. 9:28 ; 2Пар. 32:33 ).

Но при всем описанном в Библии богатстве израильских и иудейских царей, более крупные империи, такие как ассирийская, вавилонская, персидская, греческая и римская, по богатству и роскоши превосходили достижения Соломона и других царей Израиля и Иудеи. На древнем Ближнем Востоке сила, богатство и власть царя символизировали положение всего народа.

Предполагалось, что монархия в Израиле должна отличаться от властных структур, существовавших у других народов. Хотя в сравнении с институтами священника, судьи или пророка она появилась на сцене израильской истории достаточно поздно, корни установления царского правления уходят в обетования Бога Аврааму. В число обещанных благословений входило и то, что от него произойдут цари ( Быт. 17:6, 16; 35:11 ). Более четкие очертания это обетование приобрело в благословении, данном Иаковом своим двенадцати сыновьям, когда царская власть была обещана Иуде ( Быт. 49:8–12 ). Теперь братья должны поклониться Иуде (не Иосифу, как раньше [ Быт. 37:5–11 ]), и скипетр, руководящий жезл, принадлежит исключительно Иуде.

Это обетование исполнилось, когда установилась Давидова монархия (Давид был из колена Иуды) и Бог обещал Давиду, что его династия будет вечной ( 2Цар. 7:11–16 ). В книгах Паралипоменон неоднократно подчеркивается вечный характер этого царства (напр., 1Пар. 17:12, 14, 17, 23–24, 27 ; 2Пар. 9:8; 13:5, 8; 21:7 ), а также выражается важная мысль, что земное царство Давидовой династии следует рассматривать как отображение Божьего Царства: во 2Пар. 13:8 говорится о «царстве Господнем в руке сынов Давидовых», а в 1Пар. 28:5 и 1Пар. 29:23 – о Соломоне, сидящем «на престоле царства Господня» (ср. 2Пар. 9:8 ). Израиль должен был стать «царством священников» ( Исх. 19:6 ), и в Новом Завете Петр и Иоанн распространили это понятие на всех верующих ( 1Пет. 2:9 ; Отк. 1:6; 5:10 ).

Израильский царь должен был соответствовать нескольким строго определенным требованиям, изложенным во Втор. 17:14–20 :

1) он должен быть избран Богом;

2) он не должен быть иноземцем;

3) он не должен умножать себе коней (создавать военную мощь и полагаться на нее);

4) он не должен умножать себе жен, дабы не развратилось сердце его;

5) он не должен копить богатство лично для себя;

6) он должен сделать для себя список закона,

7) он должен читать его и повиноваться ему.

Таким образом, царь был не выразителем собственного закона, а исполнителем Божьего закона. Его основная задача заключалась в том, чтобы служить примером смиренного слуги Яхве, ведущего народ по пути соблюдения закона. Что касается национальной безопасности (важнейший вопрос в Израиле и во всех других странах), в роли Небесного Воителя Израиля выступал Сам Яхве. Поэтому, когда Израиль попросил царя, как у прочих народов, который вел бы его войны ( 1Цар. 8:5, 20 ), это означало отказ от Яхве как Воина Израиля. Такой же смысл имело обращение израильтян к Гедеону с просьбой править ими, поскольку, по их мнению, он – а не Яхве – разгромил мадианитян ( Суд. 8:22–23 ).

Цари несли ответственность перед Яхве, а пророки были Его представителями, обличавшими царей, когда они согрешали. Царей неоднократно обличали такие пророки, как Нафан, Гад, Илия, Елисей, Михей, Исаия, Иеремия, Амос и другие. Это резко контрастировало с древними ближневосточными представлениями о царском достоинстве, согласно которым цари, например, фараоны в Египте, сами считались богами. Как правило, на древнем Ближнем Востоке – и нередко в Израиле и Иудее – пророки находились в зависимости от царей и говорили им то, что те хотели слышать (см. взаимоотношения Ахава с 450 пророками Ваала в 3Цар. 18 и, позднее, с 400 пророками-советниками в 3Цар. 22 ).

Неизраильские цари в Ветхом Завете почти все представлены в негативном свете как противники Божьего народа и препятствия на пути осуществления Божьего плана. Будь то великие египетские фараоны, мелкие ханаанские «царьки» (то есть цари небольших городов-государств) или ассирийские и вавилонские цари-воины, всех их снедало сознание своей власти и своего значения, и поэтому они противостояли Яхве. Среди примечательных исключений можно отметить нескольких персидских царей. Кир, например, послужил инструментом, который Яхве использовал для вывода Своего народа из плена ( Езд. 1:1–4 ), и Бог назвал его «пастырем Моим» и «помазанником» ( Ис. 44:28; 45:1 ). Дарий тепло относился к Даниилу ( Дан. 6 ), а Артаксеркс (Ксеркс I) хорошо обошелся с Есфирью и Мардохеем.

В Новом Завете земные цари тоже показаны настроенными против Яхве и Его Помазанника: в таком свете представлены фараон, Ироды, Арета и римские императоры. Эти цари характеризуются как «цари земные» (напр., Мф. 17:25 ; Отк. 1:5; 6:15 ), «цари, господствующие над народами» ( Лк. 22:25 ) или «цари земли всей вселенной» ( Отк. 16:14 ). Положительной оценки заслуживают только Давид и Мелхиседек: Давид благодаря полученному обетованию вечной династии, которое исполнил Иисус Христос (ср. Мф. 1:1 ), а Мелхиседек, царь Салимский ( Быт. 14 ), благодаря положению священника (ср. Евр. 7 ).

Небесный Царь. Бог как Царь. Один из самых важных образов Бога в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете – образ Царя. Впервые мы встречаемся с ним в песне Моисея и Мариами: «Господь будет царствовать во веки и в вечность» ( Исх. 15:18 ). Мысль о вечном владычестве Бога как Царя в будущем повторяется множество раз (напр., Пс. 9:37; 28:10; 65:7; 145:10 ; Иер. 10:10 ; Мих. 4:7 ; 1Тим. 1:17 ). Она выражается также распространением этого понятия на незапамятные времена (напр., Пс. 73:12; 92:2 ).

Яхве царствует над Своим народом, в том числе над царем Израиля (напр., Чис. 23:21 ; 1Цар. 12:12 ; Пс. 43:5; 73:12; 144:1 ; Ис. 33:22 ; Иез. 20:33 ). Вместе с тем, в библейском видении владычества Яхве оно распространяется и на народы. Яхве обладает верховной властью над ними, и в конце они будут поклоняться Ему (напр., Исх. 15:18 ; Пс. 21:29; 46:3, 8, 9; 92:1; 95:10 ; Мих. 4:7 ; пар. 1Пар. 16:31 ; 2Пар. 20:6 ; Пс. 96:1; 98:1; 145:10 ; Иер. 10:7, 10; 46:18; 48:15; 51:57 ; Зах. 14:16 ; Мал. 1:14 ). Кроме того, владычество Бога распространяется на природные стихии и на богов, которым поклоняются народы (см., в частности, псалмы воспевания Яхве: Пс. 46 ; Пс.92 ; Пс.95 – 98 ; Пс. 144 ). Здесь ярко выражается образ Яхве как Царя-Творца.

Бог правит на небе, но Его престолом в Ветхом Завете часто изображается ковчег завета ( 1Цар. 4:4 ; Пс. 98:1 ). Исаия получил славное видение Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном в окружении поклоняющихся Ему серафимов ( Ис. 6:1–5 ). Ему должны поклоняться народы ( Зах. 14:16 ).

Иисус как Царь. В Новом Завете Иисус тоже часто изображается Царем. Этот образ основывается на ветхозаветном представлении о царской линии Давида (Иисус был Сыном Давидовым [ Мф. 1:1 ; Рим. 1:3 ]) и на ветхозаветной мессианской идее. Мессия происходит от еврейского слова masiah, означающего «помазанник». Оно перешло в греческий язык как messias или переводилось как christos. Таким образом, Иисус Христос – по определению помазанный Царь династии Давида, и с Ним связаны многие мессианские пророчества Ветхого Завета. Иисус был Сыном Божьим в онтологическом смысле как второе лицо Троицы (см. Ин. 1:1–18 ), а также как Сын Давидов, ибо любой царь Давидов был Божьим «сыном» ( 2Цар. 7:14 ; Пс. 2:7 ). В лице Иисуса окончательно и неповторимо соединяются образы земного и небесного царского достоинства.

В евангелиях Иисус назван «Сыном Давидовым», «Царем Иудейским» или «Царем Израилевым», прежде всего Его противниками на суде у Пилата ( Мф. 27 ; Мк. 15 ; Лк. 23 ; Ин. 18 – 19 ). В ответ на вопрос первосвященника Иисус открыто признал Свое царское достоинство в выражениях, подчеркивающих Его славу: «Я [Христос]; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мк. 14:62 ).

Кульминационной точки образ Иисуса Христа как Царя достигает в Откровении. Здесь Он показан «Царем царей и Господом господствующих» ( Отк. 19:16 ; см. также Отк. 17:14 ), то есть занимающим такое же положение, которое занимает Яхве в ветхозаветных отрывках о Его владычестве. Сам Господь Бог назван «Царем народов» ( Отк. 15:3 NRSV <«Царь святых»>) или «веков» (NIV). Действительно, большая часть Книги Откровение посвящена провозглашению победы Бога над силами зла.

В лице Иисуса Христа соединяются ветхозаветные образы Пророка, Священника, Судьи и Царя, и Он изображается превознесенным над всем Царем, пред Которым преклонится всякое колено ( Флп. 2:9–11 ).

См. также: ВЕНЕЦ, ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, ДАВИД, ИЕРУСАЛИМ, ИИСУС ХРИСТОС, КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН, КНИГИ ЦАРСТВ, 3-я и 4-я, ПРЕСТОЛ, СИОН, СКИПЕТР, СОЛОМОН, ЦАРСКИЙ ДВОР, ЦАРСТВО БОЖЬЕ/ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

Библиография: D. М.Howard Jr., «The Case for Kingship in Deuteronomy and the Former Prophets», WTJ 52 (1990) 101–115;

B.Klappert, «King, Kingdom», NIDNTT 2:372–90;

G.V. Smith, «The Concept of God/the Gods as King in the Ancient Near East and the Bible», Trinity Journal 3 (1982) 18–38.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *