периодизация истории человеческого общества
10.2. Периодизация истории общества
Жизнь человеческого общества – это не только сохранение и воспроизведение общественных структур. Она представляет собой непрерывный исторический процесс изменения всех сторон социального целого. Из всего многообразия концепций выберем и рассмотрим наиболее общепринятую в современной философии истории. Она рассматривает
развитие общества как изменение характера деятельности людей, при котором изменяется положение человека и социальные отношения.
Выделяются три основные ступени социального процесса:
Традиционное общество (по Марксу это докапиталистические формации – первобытная, рабовладельческая и феодальная). В основе общественных отношений лежит традиция, нет стимула к развитию производства, повышению производительности труда. В этот период были сделаны многие открытия и изобретения (например, компас, бумага, порох), но они не использовались. Не потому, что люди были глупыми, просто система отношений между людьми противодействовала использованию техники. Существовало внеэкономическое принуждение к труду. Отношения между людьми имели характер личной зависимости. Общество было закрытым: контакты между народами и государствами были ограниченными и несистематическими, т.к. натуральное хозяйство не требовало широкого взаимодействия.
Индустриальное общество приходит на смену традиционному. В основе капиталистического промышленного производства лежат отношения вещной зависимости между людьми. Подневольный труд исчерпал себя, стал неэффективным. Новый уровень производства требует лично свободного индивида, заинтересованного в результатах своего труда, проявляющего находчивость и инициативу. Правда это относится в первую очередь к предпринимателям. Существует экономическое принуждение к труду. Первоначально, с развитием техники, усовершенствованием машин, перспективы развития кажутся безграничными. Но постепенно становится ясно, что индустриализация и прогресс – не одно и то же. Неравновесные отношения «предприниматель – работник» ведут к нарастанию конфликтов в обществе. Выясняются ресурсные и экологические ограничения такого типа производства.
В 20 веке окончательно становится ясно, что смысл экономической деятельности заключается не в вещах, а в человеке. Главным источником прибавочной стоимости становится сложный человеческий труд.
Все это свидетельствует о том, что современное общество стоит на пороге новой стадии своего развития, которую можно обозначить как постиндустриальная. Речь пока идет только о группе самых высокоразвитых государств, но на их примере можно увидеть тенденцию мирового развития. На первый план выходят организационно-управленческие, а не инженерно-технические аспекты производства. Т.е. главной становится организация деятельности людей. Это предъявляет новые требования уже не только к предпринимателю, но и к наемному работнику: современная техника предполагает высокую квалификацию, творчество и непрерывное саморазвитие. Индустриальное производство «диктовало» потребителю, выпуская массовую стандартизированную продукцию. Современное производство ориентируется на потребности потребителей, развивает идеологию маркетинга. Решение экологических, ресурсных и т.п. проблем требует перехода от экстенсивного к интенсивному развитию. Постиндустриальное общество не панацея, а просто качественно новый этап развития общества, который порождает свои сложные проблемы. Но окончательно стало ясно, что необходимо гармоничное совместное развитие общества, техники и природы (коэволюция). Другой альтернативы нет, если общество не хочет погибнуть.
Формационный подход отражает логику исторического процесса, его сущностные черты. Цивилизационный подход позволяет увидеть и отразить все многообразие форм проявления этих сущностных черт в отдельных конкретных общностях. Эти подходы дополняют друг друга.
Периодизация истории
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).
Содержание
Наиболее известные подходы
Формационный подход
В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.
Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.
Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.
В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.
Цивилизационный подход
В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.
Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.
Теории модернизации
Неоэволюционизм
Мир-системный
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
Литература
Ссылки
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Периодизация человеческой истории
Человеческую историю можно разделить на четыре больших периода:
1) первобытный период: присваивающе-производящий;
2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолитической революции до конца XVIII в.);
3) машинно-информационный (с конца XVIII века — с момента изобретения паровой машины — до примерно середины-конца XXI века);
Первобытный период — присваивающе-производящий период. Это не только эпоха присваивающей деятельности, иначе первобытные люди ничем не отличались бы от животных. Особенностью первобытных людей по сравнению с высшими животными было то, что они присваивали себе природные богатства с помощью изготавливаемых ими различных орудий деятельности: огня, рубила, топора, ножа, лука, копья, сети и т. д.
Первобытные формы объединения людей еще близки к стадам-стаям животных: это семьи, общины, роды, племена, племенные союзы. Если семьи и общины во многом напоминают семьи-стаи-стада высших животных, то роды, племена и племенные союзы — это уже чисто человеческие объединения. Они основаны не только на родстве, общности происхождения, но и на общности языка. Язык, членораздельная речь — мощное орудие общения людей, их взаимодействия в разных видах деятельности.
В первобытном обществе можно выделить два больших периода:
1) присваивающе-орудийный, доогненный
2) огнеделательный (последние примерно 500 тысяч лет, по некоторым данным — 1 миллион лет).
Отделение человека от животных началось на присваивающе-орудийной стадии. Именно орудийная деятельность способствовала революционным изменениям в биологии предчеловека, значительно увеличила удельный вес головного мозга, стала основой для следующих революций в становлении человека.
Овладение огнем — первая революция в истории собственно человечества. Оно резко увеличивает производительность человеческого труда, увеличивает досуг, усиливает общение людей и тем самым расширяет возможности развития членораздельной речи.
Овладение и пользование огнем — главный фактор изменения антропологического типа человека, прежде всего относительное-абсолютное уменьшение челюстной части и относительное-абсолютное увеличение объема мозга. Благодаря огню человек лишился волосяного покрова. Труд сам по себе этого сделать не мог (ведь есть некоторые виды животных, которые находятся в состоянии трудоподобной активности, например, бобры, белки, птицы, и тем не менее они имеют густой покров). Постоянный обогрев с помощью огня позволил людям селиться в местах с холодной зимой. Искусственно был создан перепад температур: у домашнего очага тепло-комфортно, а за пределами дома холодно. Выходя из дома люди стали одеваться, сначала в звериные шкуры, а затем изготавливая ткани и тканевую одежду. Искусственный покров в виде одежды и привел в конце концов к потере естественного волосяного покрова. Физический труд сыграл здесь не пусковую роль, а роль ускорителя-катализатора процесса.
Пользование огнем развивает ловкость, манипуляционные способности человеческой руки, способствует развитию орудийной деятельности. Ведь огонь — нечто весьма переменчивое, капризное, опасное. Человек должен быть ловким, уметь работать руками и всем телом, чтобы поддерживать огонь, держать его в определенных рамках и добиваться от него нужного эффекта. По поводу орудийной деятельности следует сказать особо. Ничто так не принуждает человека постоянно пользоваться орудиями, как огонь. Ведь голыми руками его не возьмешь. Нужно держать в руке палку, рогатку или что-нибудь подобное, чтобы поддерживать и использовать огонь. Нужно заготавливать для огня хворост, что-то вроде дров. Значит, надо манипулировать руками, ломать-рубить прутья, ветки, стволы. Даже охота на животных с использованием дубинок, рогаток и метательных орудий не так универсальна-постоянна как пользование огнем. Огнем учатся пользоваться все, от мала до велика, и мужчины, и женщины, и взрослые и дети. Далее, для приготовления мясной пищи на огне человек вынужден учиться разделывать туши убитых животных, а для разделывания он волей-неволей осваивает режущие и рубящие инструменты (нож и т. п.).
Благодаря владению огнем человек значительно расширил свои представления о свойствах различных предметов.
Утверждение Ф. Энгельса о том, что труд создал человека, является неверным. Это утверждение базируется на марксистской апологии людей из низших слоев общества, занимающихся разными видами физического труда — ремесленниками, крестьянами, рабочими. Марксисты называют их трудящимися и противопоставляют их “паразитам”-эксплуататорам. Вспомните: труд и капитал, “трудовой народ”, серп и молот, плехановскую группу “Освобождение труда”. Эта апология труда сослужила дурную услугу Ф. Энгельсу в исследовании проблем происхождения человека. Как в отношении современных ему социальных проблем преобладал упрощенный, классовый подход, так и в отношении проблем происхождения человека Ф. Энгельс допустил упрощенчество. Труд сам по себе не мог создать человека. Посмотрите, как трудятся бобры, белки, птицы, заботящиеся о потомстве. Они же не стали разумными существами.
Труд — это деятельность, которая не прямо, а лишь косвенно, опосредованно служит удовлетворению потребностей. Непосредственный прием пищи не является трудом. А вот поиск пищи, создание ее запасов (как у белок) и т. п. является трудом. Бобры возводят плотины и поддерживают их в хорошем состоянии. Это весьма опосредованная деятельность, лишь создающая условия для удовлетворения потребностей. Даже труд с использованием тех или иных орудий не является фактором становления человека, его прогрессивного восхождения к вершинам культуры. Примитивные сообщества аборигенов в Австралии до прихода европейцев занимались орудийной деятельностью, изготовлением орудий и тем не менее жили на одном уровне культуры многие тысячи, десятки тысяч лет, практически не прогрессируя. Сам по себе труд не только не может быть причиной-фактором происхождения человека, но и не может быть причиной-фактором дальнейшего исторического развития-становления человека к вершинам материальной и духовной культуры. Для того, чтобы человек стал человеком и все время поднимался-становился, он должен творить, быть творческим существом. Именно творчество (познание и изобретение) превратило обезьяну в человека и подняло его на небывалую высоту. Творчество находится в сложных отношениях с трудом. Труд может быть вне творчества, быть рутинной репродуктивной деятельностью. С другой стороны, если труд и входит в творческую деятельность, то лишь как элемент (как одна из “частей”), а не как главный фактор. Труд необходим для творчества, но недостаточен. Творчество возникает в результате синтеза труда и вдохновения, т. е. труда и антитруда. Иными словами, в творчестве обязательно должен быть элемент, прямо противоположный труду.
Вообще скукой веет от утверждения, что труд создал человека. Неужели всем человеческим в себе мы обязаны только труду? Неужели на свет мы рождены для того, чтобы потеть, потеть и потеть? И разве первобытный человек только трудился? Разве он не отдыхал, не развлекался, не веселился? Разве эта нетрудовая сторона жизни не развивала его?
Второй большой период человеческой истории, следующий за первобытным — это аграрно-ремесленно-торговый период(начиная с неолитической революции, примерно от 9-6 тысячелетия до н. э., и до конца XVIII века). Совершается переход от преимущественно присваивающих форм деятельности, когда человек в основном присваивал готовые продукты природы (животных, растения, полезные ископаемые), к сельскохозяйственному производству (скотоводству и земледелию), ремесленничеству, промышленности, торговле.
Возникает разделение труда: между скотоводством, земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей, государственно-политической и жреческо-религиозной деятельностью, между физическим и умственным трудом, между инженерной, научной, художественной, философской деятельностью.
Формы объединения людей приобретают характер территориальных — возникают и развиваются государства. На смену родам, племенам и племенным союзам приходят народности и нации с их своеобразными обычаями, традициями, материальной и духовной культурой. Устная речь дополняется письменной. Письменность развивается от иероглифической к буквенной, от рукописной к книгопечатанию.
Третий большой период истории можно охарактеризовать как машинно-информационный: с конца XVIII века (с момента изобретения паровой машины) до примерно середины-конца XXI века, когда появятся первые поселения людей в космосе. Люди объединяются не только в отдельные государства, но и в межгосударственные союзы, в мировое сообщество наций.
Основной особенностью третьего периода является необыкновенное усиление всех человеческих способностей: прежде всего физических, благодаря машинной технике, и умственных, благодаря информационной технике.
Машинная техника этого периода отличается от орудий труда, простых машин и механизмов предшествующего периода тем, что ее силовые, энергетические параметры не лимитируются мускульной силой человека, животных (быка, лошади, осла) или силой падающей воды и ветра. Напротив, от десятилетия к десятилетию они растут в очень высокой прогрессии — от силы пара к ядерной энергии. Подъемная сила двигателей космических ракет равна уже тысячам и десяткам тысяч лошадиных сил.
Информационная техника — не только письменность, полиграфия, почтовая связь, но и электрический телеграф, телефон, радио, граммзапись, магнитофон, телевидение, видео- аудиотехника, ЭВМ, компьютерная техника. Эти информационные средства значительно усиливают психические и умственные способности человека на всех стадиях информационного процесса (получения, сохранения, переработки и передачи информации).
Машинная техника и информационные средства — эти материальные усилители человеческих способностей — являются, с одной стороны, результатом развития человека, его творческих способностей, таланта, гения, а, с другой, сами необыкновенно развивают его, все его способности.
Третий период — эпоха становления массового образования и обучения, массовой физической культуры и спорта. Постепенно люди переходят в своем большинстве от растительно-рутинной жизни, освященной веками и тысячелетиями сельского труда, к жизнетворчеству: научному, художественному, изобретательскому, управленческому, философскому.
Четвертый большой период — космический. Начало эмбрионального развития космической цивилизации (в недрах машинно-информационного общества) можно датировать 1957-1961 годами, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полет человека в космос.
Ближайшее будущее человечества — космическая цивилизация. Человек сначала будет осваивать околоземное пространство, затем околосолнечное и далее — галактическое пространство. Он значительно изменится как живое существо, приобретет самые разные биологические формы. Часть космического человечества (а может быть и всё человечество) откажется от живорождения и будет выращивать потомство в искусственных биологических условиях.
Освоение космического пространства будет сопровождаться дальнейшим прогрессом науки, техники, искусства и других форм культуры.
На смену общей судьбе человечества как земного сообщества живых существ придет множественное сосуществование космических цивилизаций, где-то объединенных, где-то только взаимодействующих друг с другом, а где-то изолированных друг от друга. На смену конвергенции культур, народов, земного человечества придет дивергенция космического человечества. Следствием этого будет то, что темпы развития-становления разных космических цивилизаций будут весьма различными.
Выше, в разделе «Философская картина мира» были рассмотрены такие предельно широкие понятия, как становление, развитие, эволюция, революция. Зона действия обозначаемых этими понятиями процессов, безусловно, выходит за рамки человеческой истории. Тем не менее, стоит поразмышлять над их категориальным статусом применительно к ней. Ведь они как меридианы и параллели позволяют определить направление исторического процесса, возможные пути-дороги на длительную перспективу.
От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества
1. Каменный век (2,5 млн — 7 тысяч лет до н. э.)
Каменный век занимает 99 % всей хронологии человеческой цивилизации. Начался он 2,5 миллиона лет назад, когда какой-то гоминид догадался использовать камни для повседневных нужд. Тогда на земле ещё существовало нескольких конкурирующих видов Homo. В каменном веке зародилось искусство в форме наскальных рисунков и музыкальных инструментов, а также религия в виде обрядов и ритуалов. Появилась общинная иерархия и социальное расслоение; люди научились возделывать землю, строить жилища и даже первые постоянные поселения.
Палеолит ознаменовался выделением человека из животного состояния, появлением первобытно-общинного строя. Более миллиона лет понадобилось нам, чтобы эволюционировать из Homo habilis в Homo erectus, который уже использовал не просто камни, а каменные топоры и другие, более сложные, инструменты. Ещё около миллиона лет ушло на то, чтобы эволюционировать до анатомически современных людей, до Homo sapiens.
Кроме нас в палеолите выделяется другая группа Homo — неандертальцы, которые долгое время считались нашими примитивными предками. Однако сегодня научные исследования однозначно утверждают, что мы два разных вида, которые, конечно же, контактировали, обменивались культурой, орудиями труда и даже конфликтовали. Раскопано множество стоянок неандертальцев и sapiens, в которых обнаружились обглоданные кости другого вида. Первый в истории человечества известный нам военный конфликт произошёл 14 340 лет назад. Археологический объект «Кладбище 117», раскопанный в Египте, содержал в себе останки 59 человек, большинство из которых были убиты копьями.
Дальше идёт мезолит. Это уже совсем близко — около десяти тысяч лет до нашей эры. Завершился последний ледниковый период — нашим предкам пришлось адаптироваться к изменениям климата и находить новые источники пропитания. Появились микролиты — миниатюрные каменные инструменты, наконечники стрел и копий. Это, в свою очередь, существенно упростило процесс охоты, рыбалки и собирательства. Тогда же произошло одомашнивание некоторых животных — в первую очередь волка в качестве помощника на охоте.
Неолит, или новый каменный век, стал переходным этапом от каменных орудий к металлическим. Примерно в VII тысячелетии до нашей эры произошла неолитическая революция, появились первые крупные и постоянные поселения людей, например Иерихон и Чатал-Гуюк. Земледелие вытеснило охоту и собирательство, так как было намного более надёжным и, главное, постоянным источником пищи. Человек изобрел серп для сбора урожая и другие инструменты для обработки земли, в результате чего резко возросла численность вида. Так как теперь орудие труда — это не просто камень, а настоящий инструмент, для изготовления которого нужны знания и время, появилось понятие собственности. Естественно, возникла и социальная иерархия. Это, в свою очередь, породило новые формы сотрудничества — стало возможно привлекать для работы большие группы людей.
В IV–III тысячелетии до нашей эры возводятся мегалитические сооружения вроде Стоунхенджа, развивается гончарное ремесло, а в зоне «Плодородного полумесяца» возникают первые цивилизации.
Наиболее наглядно неолитический быт демонстрирует хорошо сохранившееся поселение Скара-Брей. Там кроме остатков домов нашли каменные кровати, полки, отдельные помещения для туалетов.
2. Бронзовый век (3 500–1 300 гг. до н. э.)
Так же как находки из Ирака и Ирана, Майкопская плита претендует на звание древнейшего бронзового изделия. Кроме этого, на плите присутствуют элементы нерасшифрованного иероглифического письма.
Постепенно бронза стала вытеснять камень там, где это было возможно. Появились более детализированные бронзовые предметы искусства, более эффективные орудия труда. Стало возможно выплавлять посуду, ритуальные украшения, элементы для доспехов. Бронзовые наконечники копий и топоры позволили тем, кто владеет технологией, быстро захватывать отстающие территории. Например, коренные европейцы были вытеснены индоевропейскими племенами.
Как бы странно ни звучало, но самое главное, что появляется в бронзовом веке, — это письменность. Сначала — как способ вести бытовой учёт, потом — передавать и хранить большие объёмы информации. Появились первые своды законов.
Кодекс Хаммурапи, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до нашей эры, — один из древнейших правовых памятников в мире.
Наконец до нас начали доходить какие-то имена, описания событий и другие задокументированные данные. Благодаря письменности мы знаем, что в XXVII веке до нашей эры жил Гильгамеш. Он был героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, человеком, жаждущим славы и бессмертия. Поэма «Гильгамеш и Агга» рассказывает о событиях, произошедших более пяти тысяч лет назад. О том, как Гильгамеш стал правителем города Урук, как дал отпор армии города Киш. Его деяния, возможно, ускорили процесс создания первой шумерской цивилизации. А может, и нет. Возможно и даже скорее всего, поэма описывает персонажей и события предвзято, но кому теперь какое дело до этого? В любом случае имя Гильгамеш останется в истории навсегда именно благодаря письменности.
В результате социального расслоения города и государства стали накапливать большие запасы ресурсов: сначала — просто человеческих, в виде рабочей силы, а за её счёт — всех остальных. Накопленные ресурсы и сохранённые знания позволили строить дворцы, храмы и другие величественные постройки, ставшие археологическими памятниками. Во многом благодаря им мы теперь имеем представление о собственной истории. В бронзовом веке построили пирамиду Хеопса в Египте, зиккурат Этеменанки в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе.
3. Железный век (1 300 год до н. э. — 340 год н. э.)
Железный век можно разделить на три части: пролог в виде бронзового коллапса, железные «Тёмные века» и железный Ренессанс, который для удобства назовём Античностью.
Катастрофа бронзового века — одна из главных загадок мировой истории. В результате ряда событий на протяжении XV–XII веков до нашей эры большинство цивилизаций бронзового века рухнули; часть из них так никогда больше и не восстановилась. Извержение вулкана на острове Санторини в Эгейском море повлекло за собой катастрофические последствия. Цунами обрушилось на остров Крит, практически уничтожив самую развитую цивилизацию региона. Возможно, именно гибель минойской цивилизации стала основой мифа об Атлантиде. Откуда-то приплыли «народы моря» и уничтожили Хеттское царство, которое вообще-то конкурировало с Египтом. В свою очередь, Египет тоже распался на две части — это де-юре. А по факту — на множество удельных княжеств. С тех пор он уже не играл доминирующей роли ни в мире, ни даже в регионе.
Массовое переселение народов, вызванное засухой, сопровождалось набегами и разрывом торговых связей между городами и странами. Некогда великий Вавилон был разграблен и разрушен, Ассирия больше не контролировала свои территории за пределами городских стен. Так как остановилась торговля, прекратились и дальние морские плавания. Это, в свою очередь, затормозило развитие всех наук. Масштаб катастрофы бронзового века превосходит даже падение Римской империи. Большая часть цивилизованного мира на сотни лет погрузилась в железные «Тёмные века».
Делается акцент на материале — железо. В гробнице египетского фараона Тутанхамона был найден железный кинжал хеттского производства. В середине XII века до нашей эры царь хеттов Хаттуссили III отправил письмо царю Ассирии Салмансару I, из которого стало известно, что хетты действительно овладели технологией добычи и плавки железа, но хотят сохранить её в секрете.
Краткая история «Плодородного полумесяца»
4. Античность (776 год до н. э. — 565 год н. э.)
Так или иначе, к VIII–VII векам до нашей эры железо распространяется и постепенно вытесняет бронзу, которая теперь чаще используется для изготовления украшений, предметов искусства и быта. В этот период на арене появляются новые региональные лидеры. Афины создают конфедерацию городов-государств. Появляется Держава Ахеменидов, которая вскоре начнёт войну с Грецией. Происходит то самое Фермопильское сражение. Карфаген становится доминирующей морской державой региона, а по другую сторону Средиземного моря зарождается Рим — на тот момент как небольшое царство.
В результате перехода к железу улучшилась обработка дерева, снова стало развиваться дальнее мореплавание, распространился наземный транспорт в виде колесниц. Большие массы людей и товаров снова стали циркулировать по региону и даже выходить за его пределы. Например, шёлк из Китая стал доходить аж до Римской республики! Экономика вновь заработала в полную силу. В VI–V веках до нашей эры получают распространение металлические монеты, которые стали компактным эквивалентом любого товара. Наверное, можно сказать, что с тех пор всё стало иметь свою цену.
Античность — это прежде всего Древняя Греция и, конечно, Рим с их архитектурными, культурными и научными достижениями. Строятся Колосс Родосский и Колизей, создаются потрясающие скульптуры, развивается поэзия и живопись. Античность — это Александр Македонский и Октавиан Август, царь Леонид и Гай Юлий Цезарь, Платон и Цицерон. Учёные Античности определяют форму Земли, что впоследствии сыграет важную роль в эпоху Великих географических открытий. В этот период зарождаются многие науки, в том числе и сама история, чьим «отцом» считается Геродот. Люди начинают задаваться философскими вопросами, пытаются понять, кто они такие и для чего существуют.
Впрочем, наука и поэзия — это, конечно, здорово, но и военное ремесло никто не позабыл. Профессиональная армия становится не только главным социальным лифтом, но и просто достойным занятием. Только на службе человек из ничего может стать всем, может посмотреть огромный мир, побывать в странах, о которых другие даже и не слышали. Римские легионы, ступая на берег Британии, полагали, что находятся на самом краю мира, на землях, где живут мифологические чудища. Римляне построили на острове Вал Адриана, который спустя 1 800 лет стал прообразом ледяной стены из «Игры престолов». Они методично разбили всех соседей и включили в состав империи весь благоприятный для жизни средиземноморский регион.
Гладиус — римский меч, завоевавший полмира.
5. «Тёмные века» (565–1 200 гг.)
«Тёмные века» наступали в разных уголках мира в разное время. Например, в Китае эпоха Шестнадцати варварских государств соответствует нашему пониманию «Тёмных веков». Но произошло это на несколько столетий раньше, чем в Европе. Уже упомянутые ранее Ассирия и Вавилон перестали существовать после бронзового коллапса, случившегося задолго до нашей эры. Арабский мир, напротив, столкнулся с «Тёмными веками» значительно позже и отчасти находится в них до сих пор.
Если вернуться к Европе, то самые тёмные и прямо века наступают в первую очередь в бывшей римской провинции Британии. Местная знать и население, лояльное Риму, бежали на материк, так как их начали быстро резать. Вал Адриана к тому времени был давно заброшен, а на всём острове не было ни единой римской когорты. Очень быстро земли Британии растащили буквально на лоскутки — появились десятки государственных образований вроде Вассекса, Эссекса, Кента, Уэльса и других. Они постоянно враждовали между собой, образовывали союзы, распадались, исчезали с карты и появлялись вновь. В каждом из этих государств сидел какой-то царь или как минимум король. По факту управлял он только тем, куда мог лично явиться со своим отрядом.
На несколько веков в Британии полностью прекратилась чеканка монет — люди вернулись к натуральному обмену. Набирающее популярность на материке христианство было полностью вытеснено местным язычеством. Естественно, в упадок пришла вся наука, военное ремесло и правовая система. И будто этого было мало — откуда-то с севера приплыли странные люди. Сначала они небольшими отрядами совершали набеги, но вскоре их стало больше — и вот у них уже собственные поселения, а вскоре и собственные государства, живущие по скандинавским порядкам.
Между тем на континенте дела обстояли несильно лучше. Инфраструктура Римской империи постепенно пришла в упадок, акведуки и дороги больше никто не ремонтировал. Снова оборвались торговые связи, вследствие чего опустели многие города. Численность населения Рима упала с почти миллиона человек до нескольких десятков тысяч, а Колизей распахали под огород. Европа перестала получать зерно из Египта и Северной Африки; в некоторых регионах начался голод. Кроме этого, продолжала свирепствовать Юстинианова чума. Знания, копившиеся тысячами лет, утратились — им на смену пришли «энциклопедии», в которых плоская Земля населена всевозможными василисками и драконами.
Представь себе огромный регион, почти целый континент, население которого пребывает в апокалиптическом настроении. Несколько веков постоянных войн, эпидемий и голода заставили людей не только поверить в скорый конец света, но и жаждать его. Тем более вырисовывается интересная дата — тысячный год от Рождества Христова. Всё это выливается в Крестовые походы 1096–1272 годов, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима. Армия крестоносцев представляет собой постоянные потоки людей, которые самостоятельно идут со всех уголков Европы. Около трети этой «армии» гибнет в пути, даже не добравшись до Константинополя; ещё столько же гибнет по пути к Иерусалиму.
Заканчиваются «Тёмные века», как ни странно, окончательным угасанием Византии. Справедливости ради нужно упомянуть, что сам Константинополь простоит ещё пару веков, но от некогда великой империи к началу XIII века уже ничего не останется. Её богатства и, главное, знания в виде великолепных библиотек и произведений искусства будут вывезены в Европу.
6. История человечества: Эпоха Возрождения (1 300–1 600 гг.)
Мы снова подходим к двум периодам, которые частично протекают в одно время. Это Ренессанс и эпоха Великих географических открытий. При этом по-прежнему держим в уме, что речь идёт по большей части о Европе. Хотя китайские мореплаватели тоже оставили яркий след, но об этом чуть позже.
В крупных европейских городах постепенно появляются независимые от церкви университеты. Соответственно, вновь развивается наука, к примеру собор Санта-Мария-дель-Фьоре наконец-то получает свой купол. Собор был огромным для своего времени, и почти сто лет простоял ненакрытым. Никто просто не знал, как построить такой большой купол, чтобы он при этом не развалился. Однако главное, что происходит в эпоху Возрождения, — это изменение отношения к человеку. Популярными становятся идеи гуманизма, и можно сказать, что именно с этого момента Европа начинает превращаться в то, какой мы её знаем сегодня.
Пример высокого искусства эпохи Возрождения — Пьета Микеланджело. На первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь.
К началу XVI века Франция и Англия обретают привычные нам границы, Оттоманская империя расширяется до своих максимальных размеров. В Испании заканчивается реконкиста и начинается эпоха Великих географических открытий.
7. Эпоха Великих географических открытий (1 500–1 700 гг.)
7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор — это соглашение между Испанией и Португалией о разделе сфер влияния в мире. Проще говоря, морские державы разделили мир пополам: на всё, что лежит западнее европейского континента, претендовала Испания; восток отходил в сферу влияния Португалии. Такой договор был необходим для избежания большой войны между зарождающимися империями, первыми настоящими владычицами морей. С одной стороны, где-то далеко на востоке находилась богатая специями, золотом и тканями Индия. С другой — на западе находилась недавно открытая Америка, на тот момент неизвестно что из себя представляющая.
Если попросить человека назвать какого-то великого мореплавателя, каждый сходу назовёт имя одного из «святой троицы»: Фернан Магеллан, открывший судоходный маршрут через Америку; Васко да Гама, первый европеец, обогнувший Африку и дошедший морским путём до Индии; Христофор Колумб, открывший Новый Свет. К этой троице следует добавить Чжэн Хэ — великого китайского мореплавателя, любителя раздавать жёлтые зонтики, символ императорской власти Поднебесной. Морские экспедиции Чжэн Хэ были беспрецедентными по масштабу: в одно плавание отправлялось по 20–25 тысяч человек — это соответствовало населению довольно крупного европейского города. В Барселоне в то время проживало около 50 тысяч человек. Для сравнения: Кортес приплыл в Мексику всего с несколькими сотнями человек. Естественно, имея целые плавучие города, китайцы расселились по всей Южной Азии, сделав многочисленные царства Малайского полуострова, Индонезии, Шри-Ланки и Южной Индии вассалами Империи Мин.
Эпоха Возрождения плавно перетекла в Великие географические открытия, а те, в свою очередь, — в колониальный период абсолютного доминирования Европы. Представь себе масштабы: практически вся Южная и Центральная Америка принадлежала Испании; Португалия, не имея достаточно человеческих ресурсов, выстроила точечную империю в водах Мирового океана. Она просто стала контролировать основные торговые маршруты, при этом отхватив целую Бразилию и большие куски Африки. К этому моменту арабский мир, который дал Европе компас и напомнил, как ориентироваться по звёздам, начинает приходить в упадок. В колониальную эпоху уничтожаются целые цивилизации — ацтеки, инки, а также и без того находящиеся в крайне тяжелом положении майя.
Размеры испанской каравеллы и китайской джонки XV века
Вскоре в гонку за место под солнцем включается Великобритания — и преуспевает на этом поприще. В 1607 году появляется Виргиния — первая английская колония в Северной Америке. К концу XVIII века в состав Британской империи входит большая часть Индии и Австралия. Солнце никогда больше не заходит над Британией. Это значит, что владения империи раскинулись так широко, что в одной её части может наступить ночь, но при этом в другой будет день.
8. История человечества: долгий XIX век (1789–1914 гг.)
Термин «Долгий XIX век» означает период времени, на протяжении которого в мире доминировали империи. В первую очередь — Британская и Российская. Их противостояние получило название «Большая игра», которая закончится лишь тогда, когда все умрут. Появилось новое государство в Северной Америке — США, которые однажды станут доминирующей мировой силой. Долгий XIX век длился 125 лет. Он вышел за рамки девятнадцатого столетия: начался немного раньше и закончился чуть позже.
Окончательно перестала существовать Священная Римская империя, начались освободительные войны в южноамериканских колониях и в Африке.
Паровоз («Ракета»), построенный в 1829 году, ставший основным локомотивом одной из первых общественных дорог Манчестер — Ливерпуль.
Сейчас нам нужно вспомнить о бронзовом коллапсе, произошедшем в XV–XII веках до нашей эры. В ту эпоху люди разучились определять долготу, и вот только в XIX веке нашей эры наконец снова появился дешёвый способ определения координат. Вместе с общей возросшей мобильностью человечества и технологическим развитием это помогло ликвидировать все «белые пятна» планеты.
Только в XIX веке появилась идея всеобщего обязательного образования, а все науки стали бурно развиваться, в первую очередь медицина. Снижение детской смертности спровоцировало небывалый рост населения, и всего за одно столетие общее число людей на планете удвоилось (с одного до двух миллиардов). В результате большая часть цивилизации отказалась от рабства, ведь появилось достаточно много людей, готовых работать добровольно за весьма скромную плату. И это выходило даже дешевле, чем закупать, перевозить и постоянно содержать рабскую силу.
Со стороны всё смотрится отлично: крупнейшие империи поделили мир на сферы влияния; произошло развитие гражданского общества; рабочие, ещё недавние рабы, теперь открыто отстаивали свои права, организовывали профсоюзы; у детей наконец-то появилось нормальное детство. Даже женщин начали признавать полноправными членами общества — это вообще произошло впервые в истории человеческой цивилизации. Однако возросшая вдвое численность вида означала, что места хватит не всем. Началась Первая мировая война, в огне которой сгорели почти все существовавшие на тот момент империи. Война, которая закончила затянувшийся XIX век и положила начало Новейшему времени.
9. Новейшее время (1914–1991 гг.)
Термин «Новейшее время» появился в СССР и охватывал период с 1918 до 1991 года. Большевики будто вообще отрицали всю прошлую историю и тем более результаты Первой мировой.
В огне той войны сгорели Германская, Оттоманская, Австро-Венгерская и Российская империи. Весь мир оказался охвачен революциями, самая значимая из которых произошла в России, преобразовав разваливающуюся империю в СССР. В 1920 году появилась Лига Наций — крупнейшая в истории (на тот момент) наднациональная организация. К 1935 году в Лигу Наций входило 58 стран, то есть все суверенные государства мира, кроме Монголии, Саудовской Аравии, Тибета и США.
Нужно отметить, что большая часть стран Африки и Юго-Восточной Азии оставались колониями либо мандатными территориями, что, в общем-то, практически одно и то же. Разница лишь в том, что мандат на управление той или иной территорией теперь приобретали не высадившись на берег с пушками, а получив одобрение Лиги Наций.
К концу 30-х годов XX века стало ясно, что Лига Наций неспособна выполнять возложенные на неё функции, а именно недопущение новой большой войны. Если сильно упростить, то организация не сумела добиться сокращения вооружений, так как не смогла гарантировать отдельным государствам защиту в случае войны. Некий замкнутый круг, когда немцы не хотели разоружаться, потому что французы, а французы не хотели разоружаться, потому что немцы.
Дальше была гражданская война в Испании, всплеск популярности идей нацизма и фашизма, такой же всплеск популярности коммунизма и демократии — и как результат Вторая мировая война. Вероятно, историки далёкого будущего станут рассматривать эти войны как нечто единое, как мы сегодня считаем единой Столетнюю войну между Францией и Англией, которая в действительности была серией военных конфликтов, протяжённостью в 116 лет.
К концу 40-х в мире не осталось империй старой формации, но появились современные сверхдержавы, по-прежнему делящие весь мир на сферы влияния.
Наконец, во второй половине XX века человечество приступило к освоению космоса. Люди, которые ещё недавно точили камни для охоты и придумывали сказки про Луну, теперь ходили по её поверхности. Более того, мы стали отправлять сложные автоматические станции к другим планетам, стали задумываться о колонизации Марса. И снова нет никаких сомнений: если бы холодная война продолжалась, если бы СССР не рухнул, сегодня человечество было бы межпланетным видом.
10. Информационный век (1980 г. — настоящее время)
Вот мы и добрались до нашего времени, в котором живём. Информационный век — это когда один человек, живя в одном конце страны, может написать статью, а другой, живущий в другом конце страны, может её прочитать и даже высказать своё мнение.
1980 год как начало информационной эры взят условно, ведь она всё ещё продолжается и, более того, находится в своей ранней стадии. Принято считать, что в 80-х произошла очередная, теперь уже цифровая, революция. Пока не ясно, насколько сильно она изменит мир и станет ли такой же значимой, как неолитическая или промышленная, ведь будучи современником события такого масштаба и такой исторической длительности, невозможно оценить его объективно.
Однако мы уже можем определить ценность и значение некоторых вещей, получивших распространение в результате информационной революции. Например, снова изменились правила ведения войн. Государства, перешедшие в информационную эпоху, предпочитают вести боевые действия удалённо, с помощью беспилотников и точечных спецопераций. Нападение на противника теперь начинается в информационном пространстве — появился даже термин «информационная война». Сегодня с помощью коммуникационных технологий стало возможно свергать правительства других стран, вообще не участвуя в конфликте напрямую.
Безусловно, интернет — это одно из величайших изобретений в истории человечества, открывающее невиданные ранее возможности, и, что важно, эти возможности доступны любому человеку. Если до конца XX века интернет стоил достаточно дорого, то теперь его может позволить себе буквально каждый: он стоит как несколько пачек сигарет, как один лёгкий завтрак в кафе. А между тем интернет содержит такой объём информации, который не уместился бы ни в какую Византийскую или Александрийскую библиотеку. Сегодня человек может изучать любую науку, может увидеть самые выдающиеся произведения искусства, может взять себе абсолютно любое знание, накопленное человечеством за тысячи лет.
Коммуникационные технологии развились до такого уровня, что теперь практически все люди всегда могут связаться друг с другом, всегда могут позвонить или выйти в Сеть. Теперь твоя рука не сжимает заточенный камень, а в твоём кармане лежит настоящее чудо техники — смартфон, путь до которого был очень долог и непрост.