периодизация истории древнего китая

Периодизация истории Древнего Китая

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода,каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классово­му обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат.

В царствование династии Шан,в более позднее время названной Инь,общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных темен. Социальное положе­ние светской аристократии определялось земельными владениями, на­личием рабов, близостью к царю, занимаемой должностью. В соот­ветствии с этим присваивались титулы, дававшие определенные при­вилегии.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась государственной собственностью и находилась в рас­поряжении царей. Все земли делились на две категории:

= общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

= частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании се­мьи, не являясь, однако, собственностью их держателей.

В частной собственности были рабы, дома, орудия труда. Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были:

захват пленных на войне;

продажа в рабство за долги;

обращение в рабство за некоторые преступления;

получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

В государстве Шан, (Инь) государственный стройна раннем этапе сохра­нял черты родоплеменной военной демократии.

высшие гражданские чиновники;

военные чиновники;

советники, прорицатели.

В XII в. до н. э. в государстве Шан (Инь) обостряются внутренние проти­воречия. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения пле­мя чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством этого племени объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства.

В 1076 г. до н. э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии. Госу­дарство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу(с XII в. до н. з. до 221 г. до н. э.) подразделяется на три основных периода:

На верху общественной лестницы находилась рабовладельческая арис­тократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также отчасти уцелевшей после покорения иньской арис­тократии.

периодизация истории древнего китая. Смотреть фото периодизация истории древнего китая. Смотреть картинку периодизация истории древнего китая. Картинка про периодизация истории древнего китая. Фото периодизация истории древнего китая

В данный период интенсивно развивается крупное землевладение, по­является тенденция к превращению владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли считался царь, одна­ко рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало иг­рать заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тя­желым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных аренда­торов. Число рабов пополнялось в этот период за счет:

= завоеванного мирного населения;

Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, будучи состав­лена из небольших кадровых отрядов и ополчения, которое присоеди­нялось к ним во время войны.

развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купе­чества в общественной жизни;

упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее зем­ли постепенно переходят к служилой знати.

Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках воена­чальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собствен­ность рабовладельцев на землю.

Государство Цинь и реформы Шан Яна

С середины VIII в. до н. э., после уничтожения монархии Западного Чжоу страна распалась на множество самостоятельных государств. Они вели между собой завоевательные войны, в ходе которых более слабые госу­дарства поглощались более сильными. Царство Цинь возникло примерно в X в. до н. э. Первоначально оно на­ходилось в зависимости от династии Чжоу, а затем, в период Чжаньго вошло в число семи могущественных «воюющих царств». В III в. до н. э оно подчинило себе остальные китайские государства.

Шан Ян являлся одним из основоположников философской школы легистов, ставившей превыше всего государственный закон. При нем строгое соблюдение законов считалось первостепенным условием по­рядка в стране. В этот период императором были утверждены обязатель­ные для всех законы, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований Шан Яна:

проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что также ускоряло распад общины;

налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

войско было перевооружено и реорганизовано.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские цар­ства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В импе­рии были произведены следующие преобразования:

аграрное. Поощрялось земледелие;

финансовое;

военное.

В Циньской империи наличествовало специальное судебное ведомство,что свидетельствует о выделении судебных функций из общеадминист­ративных.

В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Армияиграла огромную роль в Древнем Китае, что определялось часты­ми войнами и крестьянскими восстаниями.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на со­держании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу. На эти части возлагались и полицейские функции.

В империи Цинь существовала воинская повинность. В армию брали муж­чин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготов­ку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, пре­ступники, бродячие торговцы, а также те, кто потерял свободу за долги.

Государство Хань и падение Ханьской империи

Императорская династия Ханьправила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Этот период принято делить на следующие:

Лю Бан,провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы династии Цинь. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Новым момен­том в аграрных отношениях Западной Хань было то, что появились землевладения «сильных домов», своеобразные поместья-крепости с собственной вооруженной охраной.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман.Провозгласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на сме­ну легистам.

В области землевладения Ван Маном было сделано следующее:

= путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собствен­ность на нее;

= все земли объявлялись царскими;

= восстанавливалась система общинного землевладения.

В области рабовладения:

◆ государство получало законное право владеть рабами, то есть рабы становились государственными.

Ван Маном проводились и другие реформы, в том числе денежные, были введены новые налоги, учреждены особые управления, которые должны были регулировать рыночные цены и регламентировать ссуд­ный процент.

Однако все это не привело к стабилизации политического положения, а лишь к углублению и обострению классовых противоречий, к разру­шению экономики страны.

В 18 г. н.э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название «краснобровых».

Вернувшись в 23 г. н. э. на престол, Ханьская династия отменила указы и распоряжения Ван Мана. Были сделаны некоторые уступки крестьян­ству, отчасти облегчено налоговое бремя.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Восточной Хань в результа­те мощных крестьянских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники, возглавлявшие различные воо­руженные политические группировки, стали независимыми от цент­рального правительства. Это привело к политическому кризису и к раз­рушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена— она распалась на три самостоятельных цар­ства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

5. Право в странах Др. Востока

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

Источник

1. Периодизация истории Древнего Китая

2. Общественный и государственный строй Древнего Китая

3. Право Древнего Китая

1. На обширной территории между реками Хуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

2. Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:

1) Традиционная крестьянская община, которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;

2) Развитый бюрократический аппарат, который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.

Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.

Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

• захват пленных на войне;

• продажа в рабство за долги;

• обращение в рабство за некоторые преступления;

• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.

В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.

Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.

Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)

Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.

Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.

Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.

3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.

В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Таким образом, важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов.

Государство и право Древней Греции. Древняя Спарта

Источник

Исторические периоды государства и права Древнего Китая

Периодизацию Древнего Китая можно разделить на следующие этапы, связанные с управлением конкретных фамильных родов:

В течение последнего периода формируется процесс трансформации рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства

Формирование древнекитайского государства, следуя китайской традиции, было смежное с покорением племенем Шан близлежащих племен. Важность удержания в покорном состоянии людей простимулировало процесс организации государства.

Правительственный строй Древнекитайского государства с течением времени превратился в классическую восточную тиранию. Царь считался средоточием высшей правительственной власти, управляющим войском, высшей судебной ступенью, верховным жрецом, считающим свое происхождение от бога. Высшие ступени в государственном механизме занимали родные царя, а более низкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – специализированные служащие.

На верхней ступени в общественной иерархии был царь (Ван). Следом шел шанский рабовладельческий аристократический слой и жречество. Затем располагалась рабовладельческая аристократия завоеванных племен.

В зависимости от близости к царю знать наделялась званиями, которые давали право на различные преимущества.

Большая часть жителей были свободные общинники. Во время государства Инь (Шан) община играла основную роль. Общинное землевладение было сформировано по форме «колодезных полей».

Категории земель

Все территории разделялись на 2 категории:

«Социальная» земля ухаживалась совместно целой общиной, весь доход сначала поступал старосте данной общины и после царю.

«Частные» территории были в индивидуальном использовании семьи, в пользовании которой находилась и вся жатва. Все поля представлялись как правительственная собственность и были в пользовании царя. В личном имуществе были рабы, дома, орудия труда.

Не только частные собственники, но и государство имело возможность править рабами.

Началами рабства были:

Рабы были в роли животных без права иметь семьи и имущество.

Второй этап формирования Китая

Правление династии Чжоу делится на три эпохи:

Первые правители Чжоу расформировали своим родным и главам дружественных общин территории в наследственное пользование. В целом зафиксировано около 200 таких дарований. Хозяины участков сформировали классы наследственной знати – чжу хоу. Самые элитные звания – гун и хоу – имели ближайшие родные правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, даровали своим самым родным звание даифу. Последний слой чжоуской элиты составляли служилые люди – ши – будущее поколение знатных граждан по боковой линии.

Верховное правительство в государстве было во власти царя (вана), который считался Сыном Неба (тянь цзы).

Все земли страны группировались на сферы во главе с правителями, которых назначал ван. Но в принципе это были обособленные царства. Главного объединяющего государственного механизма за весь период Чжоу не было.

Во время империи Чжоу царь также был верховным хозяином территории, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в личную собственность, которую можно было конфисковывать, арендовывать, закладывать. Для рабочих оставалась значимой община и общинное землепользование. Однако на этапе «противоборствующих царств» происходит разваливание структуры «колодезных полей» и идет дальнейшее установление частного землевладения.

Постепенно области традиционного проживания чжоу стали испытывать все более регулярные набеги западных народов и в 771 г. до н.э. царь Китая Пин-ван был вынужден перенести центр на восток. Пошел этап Восточного Чжоу или, как его еще называют, «разъединенных царств» (чунцю). Оказавшись на территории удельных правителей китайские цари обладали лишь некоторыми полномочиями. Усиливалась разобщенность и противоборство между участками, которые превращаются в фактически обособленные государства. В средних районах располагались относительно маленькие царства, созданные ближайшими родными чжоуских царей. К их числу входят царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их управляющие первыми стали обозначать свои территории серединными государствами. На окраине находились более властвующие государства:

С VII в. до н.э. эти территории вступили в противоборство за власть, которое изначально велось под девизом восстановление власти чжоуских правителей. Возник термин «гегемона» (ба), полномочия которого основывались на голой мощи, в отличие от царя (вана), который управлял подчиненными «силой добродетели». Первый раз титул принял в 651 г. хозяин царства Ци Хуаиь-гуи. Позже он много раз переходил к правителям иных царств. В 544 г. до н.э. хозяины территорий подписали соглашение о мире, который длился очень короткое время.

В V в. до н.э. государство разделилось на много отдельных территорий, которые вели между собой жестокую войну.

Официальной датой, ограничивающей эпоху «разделенных царств» от эпохи «борющихся царств» является 481 г. до н.э. – время финиширования древнейшей китайской хроники «Чунь цю».

Но для сравнения двух этапов имелись справедливые поводы, смежные с глубокими изменениями в социальной и финансовой жизни Китая. Во многих царствах проводились политические перемены, направленные на локализацию преимуществ родовой аристократии и усиление единоличных полномочий правителя. Основной задачей данных изменений была привлечение всех сил государства в войне за существование.

Циньская империя

В III в. до н.э. чемпионом в этой схватке стало государство Цинь, превратившееся в мощную центральную страну. Важную роль для усиления Циньской державы имели изменения Шан Яна – чиновника Циньской территории (умер в 338 г. до н.э.). Для объединения государства управленческое разделение проводилось по территориальному положению, была легализована свободная продажа и приобретение территории, прописано налогообложение в соответствии с числом принадлежащих земель, было перевооружено и расформировано войско. В каждую из 36 полученных территорий были поставлены по 2 управителя, армейский и гражданский, бывшая аристократия была подвергнута постоянному наблюдению. Мера известности стали состояние и государственные достижения, старые титулы были отобраны. Были добавлены строгие законы, наказывающие за незначительные нарушения. Перемены Шан Яна способствовали мгновенному укреплению циньской армии и территории в целом. В 249 г. до н.э. циньские вооруженные силы разгромили домен чжоуского царя, тем самым завершив Чжоускую империю. В дальнейшие годы правителям Цинь получилось разбить и другие государства. К 221 г. до н.э. объединение государство закончилось.

Цинь Шихуанди

Правитель Цинь получил титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Закончив слияние Китая, Цинь Шихуанди сразу сделал несколько значительных жестов, обозначающих его статус неизменного владыки. Он побывал на всей территории своей страны, расположив на многих ее частях памятные плиты, взошел на божественную гору Тайшань и сделал на ее пике жертвоприношение Небу, начал строительство величественных замков в столице и т.п.

Но еще более значимым явлением для дальнейшей истории Китая имели царские новшества, обратившие на стандартизацию политической и социальной жизни государства.

Цинь Шихуанди упразднил ранее удельную собственность и ввел целую структуру правления государством, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, разделились на районы.

Были введены цельные положения правительственной службы и меры оценки служебных отличий служащих, причем местным чиновникам вменялось в обязательства чуть ли ни каждый день подавать своим начальникам доклады о положении дел в управах; даже отсутствие служащего на работе по состоянию здоровья следовало удостоверять на бумаге.

Были приведены к единообразию деньги, введены цельные меры длины и веса, письменность, даже единая ширина оси для повозок. Цинь Шихуанди ввел и единое наименование для своих подчиненных – «черноголовые».

Цинь Шихуанди волновался о защите внешних границ своего государства. Он решил построить великие стены вдоль северных границ Китая, согнав на работы ни один миллион людей. Эта стена должна была уберечь Китай от набегов кочевых народов сюнну. Вместе с этим Цинь Шихуанди отправил войска на юг – в район нынешних столиц Гуандун и Фуцзянь. Там были возведены крепости и построены новые столицы, первое китайское поселение которых названы ссыльнопоселенцы.

Цинь Шихуанди принял нужные меры и для создания идеологических целостностей. Он не разрешил своим подчиненным чтение всех книг кроме тех, которые могли принести существенную пользу. В 213 г. до н.э. произошло известное «сожжение книг», за которым произведена казнь более 400 человек, уличенных в несоблюдении правил.

Но затеянные величественные постройки оказались нереально тяжелым бременем для капитала, а назначенные меры административного наблюдения далеко не такими рабочими, как предполагал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был помещен в своей шикарной усыпальнице, как по всему государству начались беспокойства, быстро превратившиеся в вооруженные столкновения. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди («Второй император») был явно мал для того, чтобы циньские вооруженные силы могли локализовать волну людского возмущения. Острые общественные противоречия и человеческие восстания привели к уничтожению циньской монархии.

Лю Баном

В 209 г. до н.э. на землях бывшей империи Чу закипело мощное восстание. Несколько лет позже одни из повстанческих вооруженных сил, под предводительством Лю Баном, нанесли мощное поражение цинским войскам.

Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, оккупировав столицу государства, стал создателем новой династии Хань. Вскоре ему удалось распространить свои полномочия на весь Китай.

Лю Бан не стал реставрировать циньский механизм управления. Он подарил семерым своим самым ближайшим помощникам титул царя, а позже передал наследственные участки еще 130 соратникам. Но все наследственные имущества располагались в восточных и южных областях государства, тогда как в западной части остались области и уезды, созданные Цинь Шихуанди. Заведенная Лю Баном система существовала еще в течение около 50 лет после его смерти, когда на престоле правили его сын и внук.

Император У-ди

Взошедший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди совершил значительные меры для облегчения центральной власти. Теперь участок необходимо делить между всеми родственниками его владельца. Вместе с этим У-ди реставрировал существовавшее в Цинь ведомство участковых, мониторившее местное руководство.

Правителям территорий отныне назначалось в обязательства предложить для службы умных молодых граждан, а для подготовки следующих служащих в столице была создана определенная академия.

Основным государственным ведомством стал секретариат государя.

Ванами нового рода были созданы множество попыток ослабить остроту общественных столкновений.

В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены локализация на объем земельных территорий и количество рабов, находящихся во владениях. Каждый должен иметь до 138 га земли и не более 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьский престол взошли мало способные правители. При дворе был распространен фаворитизм, полномочия часто оказывались в руках временщиков из числа родни императриц или служителей императорского гарема. Одновременно большое количество крестьян – неизменной основой трона – разорялись и восполняли ряды бомжей или батраков имений громоздких землевладельцев.

Император династии Синь

Упадок ханьского дома вызвал смену власти. Родня императрицы Ван Ман в 8 г., став «да сы ма» – великим чиновником державы Хань, овладел полномочиями после правительственного переворота. В 9 г. н.э. он назвал себя императором нового рода Синь. Придя к управлению в положения нарастающей войны народных масс против великих собственников, Ван Ман совершил множество изменений.

Свой социальный образец Ван Ман нашел в представлении раннечжоуского государства. Он отменил куплю-продажу территории, которая была названа царской, возобновил структуру коммунального землевладения. Каждой семье был выдан пахотный участок. Купля-продажа рабов также была отменена, но одновременно возросло число правительственных рабов. Было введено правительственное управление рыночными ценами и процентными ставками по займам, подписана реформа в сфере денег и введено дополнительное налогообложение. Утвердилась правительственная монополия на изготовление монеты, холмистые и водные добычи.

Ван Ман хотел сосредоточить во власти государства все начала прибыли и создать сильную бюрократическую державу. Механизм государственных чиновников был усовершенствован, приведение на должности стало проходить на основе экзаменов.

Однако предупредить кризис рабовладельческого правительства все эти перемены, конечно, не могли. В 12 г. под натиском знатных землевладельцев было снова введено разрешение на куплю-продажу территорий и рабов. Одновременно безводность и наводнения, проявляющееся с исключительным постоянством несколько лет к ряду, вызвали в центральных областях массовое голодание, за которым последовали вооруженные восстания. Наибольшую популярность приобрели повстанческие группировки из Шэньдуна, членов которых называли «краснобровыми», потому что они красили лица красным цветом, чтобы своим видом походить на чертов. Их глава выдавал себя за потомка Ханьской рода. В 23 г. «краснобровым» удалось занять царскую столицу. Ван Маи умер в своих хоромах.

Поздняя Хань

Но победа досталась наследнику известной ветви ханьского рода Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реорганизацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своим центром Лоян, его род получил наименование Восточная, или Поздняя Хань.

Прошлое позднеханьского рода во многом похоже на историю ее предшественницы. На первых началах центральные полномочия восстановили наблюдение над всей территорией страны, хотя покой в державе был куплен ценой договора между руководством и местной элитой. Со временем увеличение большой земельной собственности и разорение крестьянства разрушили государство. Политически падение рода, как и в эпоху Ранней Хань, выразилось в увеличении императорских лидеров из числа родни императриц и дворцовых прислуги, что привело к усугублению противодействия между этими временщиками и постоянным чиновничеством. Общественная база власти постоянно сужалась, а вместе с этим уменьшались налоговые отчисления в казну.

В 184 г. разгорелись возмущения, известные как революция Желтых Повязок, сразу же заполонившие большинство центральных областей державы. Восстание Желтых Повязок было подавлено государственными военными силами и дружинами отдаленных магнатов, но ханьский двор бесповоротно потерял контроль над державой.

В 189 г. дворцовые военные силы провели побоище евнухов гарема императора, а затем вернувшиеся с границы армии генерала Дун Чжо окончательно разграбили столицу. Ханьская империя фактически была стерта. Правда, официально власть ханьского императора существовала еще 30 лет, пока конкуренты на трон выясняли отношения друг с другом. Почти все это время ханьский император был в положении полководца Цао Цао, который легко использовал влияние ханьского дома для того, чтобы укорениться в центральных территориях бывшей державы. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, подтолкнул ханьского управляющего отказаться от своего титула и объявил о воцарение рода Вэй.

Царство Вэй

Царство Вэй являлось самым великим среди новых держав. Базой его силы стала структура военных поселений, в которых находилось около 80% подданных. Одновременно был придуман новый механизм отбора и категорирования чиновников. Отныне все державные рабочие в соответствии с их «достижениями, добродетелями, талантами и образом мышления» группировались на 9 рангов. На территориях учреждались особые ранги чжунчжэнов («беспристрастных и прямых»), ведавшие назначением кандидатов на должность. Последним присваивался «деревенский» статус, который обозначал их личные способности. Институт «деревенских» рангов закреплял главенство местной элиты, очень быстро давшей себе право на имение высшей 2-ой категории.

Цао недолго являлись хозяевами в своей державе.

В 40-х гг.главные посты в армии отошли к династии Сыма, и скоро преемники Цао Цао разделили судьбу Ханьского рода: в 265 г. последний вэйский император «отдал трон» Сыма Яню, основавшему род Цзинь.

К этому времени Сыма Янь уже покорил себе империю Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство. Китай был снова заключен под власть рода Цзинь. Однако победа дома Сыма была кратковременной. В конце 311 г. внутри царствующей династии вспыхнула недопонимание между собой, которое привело в движение кочевые народы, уже давно существовавшие на северных и западных районах державы. В 308 г. Лю Юань назвал себя императором, а 3 года после конница кочевников завоевала и разграбила цзиньскую державу Лоян. Это происшествие можно назвать окончание эпохи древних империй.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *