периодизация истории развития европейской культуры
Лекция 3. «Основные этапы становления европейской культуры»
Культура Средневековья
Переход от «варварских империй» к «Классическим государствам средневековой Европы», связанный с утверждением феодальных отношений, был периодом социальных и военных потрясений. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры. Его принято называть Ранним средневековьем. Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля. Устраняется феодальная анархия, королевская власть становится сознательной выразительницей идей государственного развития страны. Опорой этой власти становятся рыцарство и богатые горожане. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция). Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.
Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Период средневековья занимает достаточно длительный временной отрезок — с V до XIV в., т.е. приблизительно тысячелетие. Социальные и культурные процессы, формировавшие художественную теорию и практику средневековья, неоднородны; в рамках средневековой эстетики и средневекового сознания принято выделять три больших региона. Первый — Византия, второй — западноевропейское средневековье и, наконец, восточноевропейский регион,
Древняя Русь
Формирование византийских эстетических представлений происходит на рубеже IV и V вв. В IV в. Римская империя распадается на две самостоятельные части — западную и восточную. Императором восточной части стал Константин, она устояла в последующих бурях, сохранилась и после падения Рима как империя ромеев.
Значение церкви в средневековом обществе очень велико. Церковь была крупнейшим землевладельцем в каждой из европейских стран. Почти до одной трети земель в разных королевствах принадлежало церковным корпорациям. Церковь являлась большой политической силой. Духовенство выделяло из своей среды королевских советников, канцлеров, государственных секретарей, чиновников, которые были широко представлены в средневековых сословных собраниях (генеральные штаты, парламент и т.п.). Но особенно значительной была роль церкви в идеологическом отношении. Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества. Искусство, которое называют кодом культуры, отчетливо демонстрирует нам доминирующее значение религии.
При всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присуще, в первую очередь, религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории). Другие общие черты, позволяющие нам говорить о едином средневековом стиле, в том числе и в искусстве:
•синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
•ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
•эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
•народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
•иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
XI—XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки— базиликального типа. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона.
Особенность романского стиля — в его приземленности, тяжеловесности, незамысловатости. Важно обратить внимание, что в архитектуре романского стиля поменялись между собой значения интерьера и экстерьера храма. Античность отдавала большее предпочтение экстерьеру — величественному, торжественному, масштабному. Интерьер античных храмов невыразителен, мал по объему; там выставлялись фигуры языческих богов, а главные события разворачивались вне храма. В романском стиле, наоборот, внешние формы архитектуры — округлые, давящие, тяжеловесные — достаточно аскетичны, гораздо большее значение придается интерьеру здания. Другой готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции, соответствующих идее устремления духа ввысь, к Богу.
Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. С развитием городов уже само возведение соборов перестало быть монополией церковных мастеров. Оно перешло в руки городских ремесленников, объединенных в соответствующие цехи и охотно применявших свое мастерство при строительстве светских сооружений. Осознав свою силу и богатство, горожане стремятся возвести рядом с городским собором на главной площади ратушу как символ города и олицетворение социального самосознания бюргерства.
В искусстве готики обретает большую самостоятельность скульптура.
Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность. Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции.
Монументальная живопись готики в основном представлена витражом.
В средневековой Европе XI—XII вв. собор в городе представлял собой нечто большее, чем место для церковной службы. Наряду с ратушей он выступал средоточием всей общественной жизни, часто в соборе заседал парламент, кроме богослужений читались университетские лекции, исполнялись театральные мистерии.
В XI—XIII вв. интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Прежде всего, это относится к религиозным мистериям, которые создавались на основе сюжетов Ветхого и Нового Заветов. В XIII в. во Франции возник новый жанр — театральный миракль, сочетавший бытовые, житейские эпизоды с изображением чудес святых. Заметное место занимала и моралите — дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами, темы которых брались из жизни: сочувственное отношение к крестьянам, высмеивание жадности богачей, ханжества монахов, тупости судей и т.п.
В какой-то момент церковь перестает терпеть театральные представления внутри храма, но, будучи передвинутыми на паперть или городскую площадь, они еще в большей мере усиливают свою зрелищность, злободневность, культивируют импровизационные моменты. Уже первые театральные жанры, безусловно, вмещали в себя немало религиозно неадаптированного содержания. Еще одно качество западноевропейского художественного сознания можно определить как укорененность в нем образа страдающего и оскорбленного человека. Изображение угнетенного и страдающего человека — затаенный нерв, проходящий через готическое искусство на протяжении нескольких веков. В готике, как правило, художественное утверждение духовного начала оказывается обратно пропорциональным физической красоте. Если античные статуи наводят на мысль, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то скульптура западноевропейского средневековья свидетельствует об обратном.
Средневековая университетская наука носила название схоластики (от того же слова Schola). Наиболее яркое выражение схоластика нашла в главной науке средневековья — богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы. Схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей античной культуры, например, Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания.
Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079—1142), сыгравший большую роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий (1193—1280), усердный почитатель Аристотеля и его логического метода, автор многих сочинений частью богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225—1274), известный своей «Суммой богословия»), которая была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших наибольшее внимание вопросам естествознания, был английский ученый монах Роджер Бэкон (1214— 1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы.
Объективным следствием развития городов стало также создание университетов. Первым университетом на Западе считался Болонский. Типичным средневековым университетом был Парижский, получивший первую королевскую хартию с узакониванием его прав еще в 1200 г. и являвшийся средоточием учащихся из самых различных стран Европы.
Международный язык науки — латинский — определял интернациональный характер университетов. В Парижском университете было четыре факультета: «младший», так называемый артистический, на котором изучались «семь свободных искусств», т. е. тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки), и три «старших» — медицинский, юридический и богословский, на которые принимали студентов по окончании «артистического» факультета. Можно было закончить университет бакалавром или магистром. Но обучение было сложным, и лишь одна треть учащихся заканчивала бакалавриат и одна шестнадцатая — магистрат. Студенты (от лат. глагола «студере» — усердно заниматься) объединялись в организации («землячества, «провинции» и «науки»), во главе их стоял прокуратор, а все вместе выбирали ректора.
Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Но они не возникли сами по себе, из ничего. Средневековье сформировало особый тип личности. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели превратности судьбы. Глобальная смена ориентации — от платонизма к аристотелевским принципам — отразила всю сложность эволюции средневекового менталитета и подчеркнула своеобразие позднего средневековья, одновременно выступающего и в качестве проторенессанса. Усиление внимания человека к предметному миру, любование его чувственно воспринимаемой красотой подготовило в XIV в. наступление новой культурной парадигмы Возрождения.
Культура эпохи Возрождения
Эпохой Возрождения (Ренессанса) называют мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран в XIV — первой половине XVII в.в. В разных странах культура Возрождения имела особенности и прошла разные этапы становления и развития. Раньше всего Возрождение началось (и раньше же завершилось) в Италии (XIV—XVI вв.). В других европейских странах культура Возрождения зародилась позже и охватывает XV—XVII вв. Такие страны, как Нидерланды и Германия, в развитии культуры Возрождения прошли не все этапы — в Нидерландах не было Высокого, в Германии — Позднего Возрождения.
Как изменилось в эпоху Возрождения мировоззрение человека? Первоначально в европейской культурной жизни это новое явление понималось (выглядело, оценивалось) как возвращение к забытым достижениям античной культуры, науки, философии, литературы. Но сводить Возрождение к простому возвращению к античности нельзя. Представители этого направления должным образом оценивали достижения раннего и классического Средневековья, а кроме того, они позволяли себе и известную долю критики античного наследия. Феномен Возрождения заключается в том, что стержнем этого многогранного явления в культурном развитии Европы является новое мировоззрение, новое самосознание человека. Согласно античному взгляду на окружающий мир человек призван учиться у природы. Мыслители Возрождения с этим не соглашались. Они полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя. Этим он выделяется из всех творений природы. Помимо того, что такое понимание сути человека отличается от античного, оно противоречит постулатам церкви, средневековой теологии. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился не Создатель, не Бог, а человек как высшее мерило всего сущего. Вот поэтому подобная система взглядов получила название гуманизм (от лат. humanus — человечный).
Открытый урок по истории на тему «Основные этапы развития европейской культуры»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx
План конспект открытого урока по истории в 10 классе
Тема: Основные этапы развития европейской культуры
Дать характеристику основным этапам развития европейской культуры 19 века
расширить представления о европейской художественной культуре 19 века;
развивать: познавательный интерес к всеобщей истории, истории искусства; информационные, навыки общения в группе и аналитические способности;
умение выделять главное и обобщать исторические факты;
воспитывать уважение к мировому историческому прошлому, к окружающим людям.
Формы организации учебной деятельности : работа в группах.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование урока : Мультимедийная аппаратура, экран; раздаточный материал: иллюстрации
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (40 мин)
4. Домашнее задание (1-2 мин.)
Организационный момент (1 – 2 минуты)
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Период нового времени охватывает не более 300-т лет. Изучив основные политические и экономические события всеобщей истории нового времени мы завершаем этот период рассмотрением особенностей культуры (архитектуры, искусства, литературы) своеобразной, поражающей воображение людей даже сегодня.
Беседа с учащимися по вопросам: Слайд 3 Время 3 минуты
Чтобы урок прошел продуктивно, вспомним понятие культура?
культура это все созданное руками человека, она включает в себя живопись, архитектуру, скульптуру и т.д
Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.
Учитель координирует работу групп, при необходимости оказывает методическую помощь.
Представители от группы представляют свои ответы (прилепляют к учебной доске).
Учитель сообщает : А сейчас я предлагаю вам, заслушать сообщения учениц Валентины Ликай и Саломатовой Юлии о политическом и экономическом развитии Европы в 19 веке. Время выступления 4 минуты
2 задание : Культура европейских стран проходила определенный путь развития, сейчас вам необходимо выделить этапы развития культуры на примере трех европейских стран: Англии, Франции, США. У каждой группы на столах в файле содержится информация о стране, вам нужно оформить свой мини-проект по следующему плану:
— этапы развития культуры,
— направления культуры и ее характеристика. Слайд 6 Время выполнения 6-7 минут, на защиту проекта отводится 3 минуты каждой группе.
Действия учеников : представитель от каждой группы защищает мини-проект.
Учитель проводит фронтальный опрос: Время 2 минуты
— На культуру Европы 19 века повлияло: 1…..2…..и т.д.
Предполагаемые варианты ответов учеников освещаются в презентации. Слайд 8.
Учитель: Молодцы ребята, отлично поработали, а сейчас запишем домашнее задание. Группе № 1 необходимо проанализировать изобразительное искусство в Европе 19 века, группе № 2 литературу, группе № 3 архитектуру и представить проекты сопровождающейся презентацией.
Темы проектов представлены на слайде №7. Время 1-2 минуты
3. Рефлексия Время 2 минуты
Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия: выставить оценки каждому участнику группы в рабочий лист и сдать мне его для того, чтобы я оценила вашу работу на уроке и поставила оценки в журнал.
Выбранный для просмотра документ Этапы развития.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные этапы развития европейской культуры
Новое время Цель: Дать характеристику основным этапам развития европейской культуры 19 века
Культура это все созданное руками человека, она включает в себя живопись, архитектуру, скульптуру и т.д это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык.
Правила работы в группе Правило поднятой руки. Думай, слушай, выскажи свою точку зрения. Говори коротко, ясно. Уважай мнения других. Координатором выбирайте того, кто сможет определить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение. Выступать от имени группы должен 1 представитель.
1 задание Определить, что влияет на культуру разных стран? Составить перечень.
Домашнее задание Группе № 1 необходимо проанализировать изобразительное искусство в Европе 19 века, группе № 2 литературу, группе № 3 архитектуру Представить проекты сопровождающейся презентацией.
Выбранный для просмотра документ раздаточный материал.docx
Этапы развития культуры:
Когда говорят о романтизме выделяют начальный период: предромантизм (конец 18 в.). Завершающая стадия романтизма (конец 19 в.).
Смысл романтизма – отрицание буржуазных отношений. Также они обратились к человеческой личности и восприняли ее как самоценную личность, а если у личности есть ценность, то это очень яркий внутренний мир. Романтики делают акцент на эмоциях и чувствах.
Романтизмом и сентиментализмом в английской литературе связан с таинственностью. Также романисты проявляли интерес к фольклору. Известные произведения Байрона «Паломничества Чайльд-Гарольда», стихотворения Джона Китса «Кузнечик и сверчок».
1. 2 реализм – вторая половина 19 века ставит проблему индивидуальности личности. Это и послужило основной предпосылкой появления реализма.
Чарльз Диккенс составил основу реалистической школы Англии.
II половина 19 века- реализм. Пейзажная живопись.
Подлинным новатором в создании реалистического пейзажа 19 в. был Джон Констебл (1776—1837).
Доминирующая в то время в Европе неоклассика стала активно вытесняться средневековыми готическими формами: арками, колоннами, фронтонами вытянутыми вверх, арками и башнями, адаптированными к современной архитектуре. Это течение, подарившее миру Тауэрский мост, замок Нойшванштайн, Вестминстерский дворец и другие шедевры архитектуры, получило название неоготики.
История Европы с древнейших времён до конца XV века
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Издание содержит систематическое изложение всемирной истории от времени происхождения, формирования, расцвета и упадка античной цивилизации до эпохи развитого средневековья. Для студентов вузов, преподавателей школ и коллежей, всех интересующихся историей мировых цивилизаций. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Европы с древнейших времён до конца XV века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Глава 1. Предыстория Европы
Основные понятия главы:
Вопрос 1. Периодизация европейской истории в соответствии с материалом орудий труда
Человек появился на просторах Европы примерно 2 миллиона лет тому назад. По письменным источникам можно узнать историю человека в Европе лишь за последние 3 тысячи лет. Остальные страницы туманного прошлого способны приоткрыть данные таких наук как археология лингвистика, палеоантропология, геология, палеонтология и др.
Каменный век учеными принято подразделять на три части: древний каменный век, или палеолит; средний каменный век, иди мезолит, и новый каменный век, или неолит.
В эпоху палеолита (различают верхний, средний, нижний палеолит) человек, существуя на европейском пространстве, занимался охотой и собирательством. Его каменные орудия были изготовлены без шлифовки и сверления, методом оббивки. Условия жизни того времени были крайне суровыми: палеолит совпадает с плейстоценом — ранней частью ледникового (четвертичного) периода истории Земли.
Мезолит отличается от протяженного по времени палеолита новыми природными условиями — наступлением послеледникового периода. Наряду с охотой и собирательством стали развиваться рыболовство, в том числе и морское, охота на морских млекопитающих, собирание морских моллюсков. Человек научился применять уменьшенные в размерах каменные орудия труда — микролиты.
Однако главное событие в развитии человеческого сообщества на территории Европы происходит в эпоху неолита. Именно тогда присваивающий тип хозяйства заменяется на производящий. На смену охоте, собирательству, рыболовству приходят земледелие и скотоводство. Этот важнейший рубеж называется неолитической революцией, так как кладет основу для возникновения новой стадии в развитии человеческого общества — стадии цивилизации.
После каменного века приходит бронзовый век. Между ними выделяют медно-каменный век (энеолит, халколит), однако этот период прослеживается не во всей Европе, а преимущественно на юге континента. В то время там возникают и достигают расцвета земледельческо-скотоводческие общества, обладающие крупными поселениями, развитыми социальными отношениями, религией и даже протописьменностью.
В эпоху энеолита появляются первые медные орудия крупных размеров — например, боевые топоры, а также украшения из меди, золота и серебра.
Уже с конца палеолита в древней Европе наблюдается неравномерность экономического и культурного развития. Так, неолитическая эпоха на юго-востоке, а затем и в Центральной Европе существует параллельно с мезолитом на севере и востоке Европы. Энеолит на юго-востоке Европы развивается параллельно палеолиту на западе, севере и востоке этой части света. Ранний бронзовый век на территории Эгейского побережья совпадает с поздним энеолитом в Подунавье и Центральной Европе, энеолитом юга Восточной Европы и поздним неолитом Северной и Северо-Восточной Европы.
Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы
Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и подобию Божьему. С XVIII в. начинают развиваться научные представления об антропогенезе. В середине XVIII века К. Линней в своей книге «Система природы» отнёс человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. Он дал название человеку Homo(гоминиды).
Бурный отклик вызвала публикация трудов Ч. Дарвина в середине XIX столетия, в частности, книга «Происхождение видов путем естественного отбора».
Обезьяноподобные предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека. Таким образом, по мысли Дарвина важнейшее слово в эволюции имеют биологические факторы. Это — изменчивость (мутации), отбор (оценка средой эффективности этих мутаций) и наследственность (передача этих мутаций). Среди свойств человека, представляющих в нём специфически человеческое, прежде всего, выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.
Формирование составляющих сознание когнитивных особенностей современного человека — целеполагания, способности к абстрагированию, воображения, памяти — было определено изменениями организма предков людей. Среди них — увеличение объёма головного мозга — от 500 кубических сантиметров у современных крупных обезьян до 1450 у современного человека, противопоставление большого пальца руки (сделало возможным манипуляцию предметами), формирование современного вида стопы (сделало возможным прямохождение). Это — так называемая гоминидная триада.
Еще одно видение происхождения человека — сугубо биологическая концепция анатома Л. Болька, высказанная в начале XX. Он считал, что человек представляет собой как бы «неповзрослевшую» обезьяну, половозрелый ее зародыш.
В 1876 г. Фридрих Энгельс опубликовал статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. «Труд создал человека», а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков.
На важность климатических признаков как внешних условий существования человека указывает концепция Г. Вейнерта (1935 г.). Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей — согревал, защищал от свирепых хищников… Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Таковы тезисы ученого.
Еще один вариант представлен концепцией Б.Ф. Поршнева, делающего акцент на психологические аспекты эволюции человека.
Таким образом, теории эволюции человека прошли определенный путь развития. В отечественной науке существует представление, что ключевым фактором в эволюционном процессе стала деятельность человека по производству орудий труда. В связи с этим принято считать, что эволюцию человека можно представить в виде следующих основных форм.
Человек умелый (Homo habilis). Жил 2—1,5 млн. лет назад.
Человек прямоходящий (Homo erectus), питекантроп, синантроп. Жил от 1,6 млн. до 200 000 лет тому назад.
Человек разумный (Homo sapiens), неандерталец. Жил от 200 тыс. до 35 тыс. лет назад.
Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens), кроманьонец. Жил 40 тыс. — 10 тыс. лет тому назад.
Рассмотрим развитие человека, его становление и появление первых обществ в соответствии с эпохами, названными по материалам, из которых изготовлялись орудия труда.
Древний человек появился в Европе 2 млн. лет назад. Среда его обитания определялись условиями четвертичного или ледникового периода. Длительность этого периода на планете Земля по оценкам некоторых ученых составляла 2,8 или 3—3,5 млн. лет. Именно тогда на территории Европы появилась современная фауна с такими животными, как слон и лошадь. Ледниковый период подразделяют на более раннюю часть (плейстоцен) и более позднюю (голоцен), причем границей между ними принято считать окончание последнего оледенения — около 10 тыс. лет назад.
В период плейстоцена, когда происходили значительные колебания температуры, Европа, пережила шесть-семь оледенений. Основными центрами оледенений были Скандинавия, где толща ледника доходила до 3 км, Новая Земля и Северный Урал. К концу плейстоцена ледник покрывал только Скандинавский полуостров. Эти природные условия формировали соответствующую флору и фауну. Например, во время последнего оледенения тундра и холодные степи продвинулись на юг до Пиренеев, Альп, Динарских гор и Кавказа. И если в теплые периоды представителями европейской фауны вплоть до Англии были гиппопотамы и слоны с прямыми бивнями, то при похолодании стали распространяться мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь, пещерный лев.
Как человек появился на европейской территории? Существуют разные точки зрения. Возможно он пришел из Индии, многие считают, что первые гоминиды прибыли из Африки. Для такого перемещения называются три возможности. Первый кратчайший путь по суше — через Босфор и Дарданеллы, второй — через Тунисский залив, третий — через Гибралтар.
Начальной структурной фазой человека разумного (Homo sapiens) — архантропом — многие антропологи считают древний вид человека прямоходящего (Homo erectus). Следы пребывания и останки такого архантропа находят археологи и в Европе, и в Азии. Однако большой редкостью являются свидетельства пребывания архантропа в Европе в древнейший период палеолита. Так во Франции, в Сан Валье, обнаружили каменное орудие, возраст которого 2,3—2,5 млн. лет. Еще одна группа находок на территории Франции — это Шийяк (1,8 млн. лет назад) и Ля Рош Ламбер (1,5 млн. лет назад). Очень интересным памятником является пещера Шандалья I (Истрия), возраст находок в которой составляет примерно 1,6 млн. лет назад. В пещере найдены два примитивных каменных орудия из гальки, зуб гоминида и много костей млекопитающих, значительная часть которых принадлежала молодым особям лошади, носорога, кабанов и была обожжена. Можно предположить, что уже тогда примитивный человек был знаком с использованием огня.
Древнейшие останки архантропа, найденные на территории Европы, датируются временем 360 — 340 тыс. лет назад и представляют собой фрагменты черепа из Вертешсёллёша, череп из Петралоны и челюсть из Мауэра под Гейдельбергом (Германия). Ученые отмечают различия в найденных скелетах первых европейцев и считают, что существовали целый волны расселений древнего человека различного физического типа.
Описать древнего человека типа Homo erectuc (человек прямоходящий) можно следующими характеристиками. Объем мозга — около 1000 куб. см, черепной свод довольно уплощен, лоб слегка выпуклый, нижняя челюсть массивна, но без подбородка, надглазничные валики большие. Двуногое хождение уже было усвоено архантропом, но форма черепа и строение лицевого скелета содержали еще многое от обезьяны.
Как жили древние люди в Европе в самые отдаленные времена? Лучше других известна культура раннего палеолита Европы, названная ашельской (примерно 900 — 600 тыс. лет назад — 170 тыс. лет назад). Она широко распространена на западе и юге Европы, встречается в центре и на востоке — в Закарпатье, Поднестровье, Приазовье и на Кавказе. Одним из характерных орудий этого периода были ручные рубила (орудия универсального назначения длиной 35 см, овально-миндалевидной формы с двумя продольными лезвиями и одним заостренным концом).
По находкам в Терра Амата и Ле Лазаре (Франция) ученые реконструировали жизнь людей той эпохи. Видимо, весеннее и зимнее места обитания различались. В основании легкого жилища в Терра Амата (кстати, древнейшего из найденных на территории Европы) была положена овальная ограда из камней. Длина ее — 8 — 16 м, ширина — 4 — 6,5 м. Внутри жилища находились очаги и места изготовления орудий. Люди жили здесь, когда занимались охотой на травоядных, сбором морской рыбы, моллюсков и черепах. Рядом в пещере Ле Лазаре было сооружено убежище (размером 11 x 3,5 м). Ученым удалось реконструировать вход, внутренние перегородки, два очага в большем помещении и малое помещение без очагов. Восстанавливаются даже места для сна, своего рода постели из волчьих, рысьих, лисьих шкур и водорослей. Археологи отмечают, что примерно в середине ашельской эпохи начинают появляться региональные различия. Причины их остаются неизвестными, хотя можно предположить различия в экологических условиях и др.
В более позднюю палеолитическую эпоху, которую называют еще мустье (от 125/100 до 40 тыс. лет назад) древний человек расселился почти на всю свободную от ледового покрова территорию Европы, и, конечно, найдено значительно больше памятников того периода. Территория России тогда заселяется вплоть до Волги. Возможно, было два очага развития эпохи мустье — западная Европа и Кавказ. А уже оттуда произошло распространение новых явлений на остальную Европу.
В этот период произошли изменения в орудиях труда человека. Основным орудием становится скребло, которое использовали для обработки дерева и шкур, для строгания, резания и даже сверления.
Люди эпохи мустье жили в пещерах и гротах, под скальными навесами, реже — на открытых местах. Они продолжали заниматься охотой и собирательством, но в этой охоте стали появляться отличия, связанные с определенным видом преследуемого животного. Например, в Крыму охотились почти исключительно на дикого осла и сайгу, на Кавказе, в Воронцовской пещере, 98,8 % остатков фауны принадлежат пещерному медведю, в венгерском местечке Эрде объектом весенней охоты древних людей был в основном пещерный медведь (было убито около 500 особей), а летней — лошади и гиппопотамы.
По-прежнему люди жили в доплеменном родовом обществе мелкими изолированными группами — общинами, члены которых были связаны общими хозяйственными интересами и узами родства. Но появляются изменения, связанные с духовной сферой. Археологи находят первые погребения, и следы ритуалов, возможно связанных с зарождением тотемизма.
Тотемизм — вера в сверхъестественную связь между племенем, общиной, группой людей и животным, птицей. Считается одной из первых ступенек религиозного сознания
Например, встречаются случаи особого обращения с черепами и костями медведей: черепа складывают в специальные ниши в пещерах или в ящики из каменных плит (Драхенлох, Швейцария; Петерсхёле, Германия), кости погребают в специальных каменных сооружениях (Регурду, Юго-Западная Франция). Видимо, медведь — пещерный или бурый, — был тотемом для многих родов.
Существуют данные о применении, правда крайне редком, орнаментации — ритмичные повторения нарезок на костях или камнях, а также об использование краски — в первую очередь красной охры.
Появление погребений должно свидетельствовать о том, что древние люди уже осознавали свое отличие от животного мира. Быть может, в их головах зарождались какие-то смутные представления о «жизни после смерти».
Внешность человека в эпоху среднего палеолита претерпела изменения. По найденным останкам неандертальцев можно описать как низкорослых, или среднего роста людей, большеголовых. У них отсутствует подбородочный выступ, имеется выступающие надглазные дуги, низкий уплощенный череп, затылочный выступ. Объем мозга у неандертальцев не меньше, а подчас даже больше, чем у современного человека. Структура мозга, однако, более, примитивна, например, слабо выражены лобные доли мозга. Необходимо отметить, что наряду с типом неандертальца в Европе существовали и другие формы первобытного человека. Вероятно, на континенте происходило скрещивание популяций, которое приводило к тому, что мутации или генетически благоприятные адаптации переносились и возрастали.
Быть может, к концу среднего палеолита начинается процесс формирования Homo sapiens sapiens и выделения расовых групп и антропологических типов. Эти процессы ярко проявятся в верхнем, последнем периоде палеолита, начало которого датируется временем от 37 до 32 тыс. лет назад.
Верхний палеолит — время возникновения и высокого взлета искусства. Изменения, имевшие место на грани между средним и верхним палеолитом, затронули не только технику изготовления орудий, хозяйственную деятельность человека, но и его физический облик. Человек верхнего палеолита — это Homo sapiens sapiens, или кроманьонский человек, по антропологическим характеристикам стоящий очень близко к современному человеку. Но как место неандертальского населения заняла популяция Homo sapiens sapiens, остается во многом неясным.
В верхнем палеолите не только увеличивается плотность населения, но и, расширяется человеческая ойкумена, охватывая новые области на севере и северо-востоке Европы и поднимаясь в горные районы. По мнению ряда ученых, лук и стрелы распространяются в Европе именно в это время. Охотники-собиратели верхнего палеолита имели общинно-родовую организацию. Минимально община состоит из совокупности нескольких семей, связанных кровно-родственными или близкородственными связями. Она насчитывала в среднем из 25 членов. Общины могли образовывать более крупное объединение, связи внутри которого осуществлялись через общие ритуалы, а также сеть браков, которая гарантировала биологическое сохранение его членов. Такое объединение насчитывало от 200 до 500 человек, в него входило от 7 до 19 минимальных общин.
В духовной жизни кроманьонцев широко распространился тотемизм и анимизм в сложном переплетении с охотничьей магией.
Анимизм — одушевление природы
В верхнем палеолите Европы развивается и достигает первого взлета искусство. Ученые выделяют две большие группы произведений первобытного искусства. Это — наскальная и пещерная живопись, а также гравировка, своего рода монументальное искусство. В качестве примеров можно привести гроты Дордони (Франция), пещеры в Пиренеях (Северная Испания). В некоторых из них найдены десятки и сотни изображений. Самые известные из пещер — Альтамира в Испании, Ласко и Фон-де-Гом во Франции.
Изображения, первоначально выполненные в технике гравировки, однотонно закрашенные, меняются в сторону многоцветных изображений. Древние художники пытаются дать представление о перспективе и о движении животного, причем человеческие фигуры в этом искусстве редки.
Рис. 1. Пещера Альтамира
Второй вид первобытного искусства — произведения из рога, кости и камня. Это — малые формы и первое появление декоративного искусства. Например, женские фигурки высотой от 12 до 25 см из бивня мамонта, найденные на территории Франции, Италии, Австрии и др.
Районы, где зародилось первобытное искусство, немногочисленны. Это — Средиземноморская область — преимущественно Италия, Восточная область, которая простирается от Центральной Европы до Сибири (например, Капова пещера на Урале). Но важнейшим по объему представленных памятников археологами считается франко-кантабрийский регион, к которому относится территория от Астурии на севере Испании до Прованса на юго-востоке Франции, то есть южная половина Франции и северная полоса Испании у Бискайского залива.
Примерно 10 тыс. лет назад началось наступление постледникового периода, или голоцена. Оно ознаменовалось значительными изменениями природных условий в Европе. Экологические изменения после конца оледенения имели комплексный характер: менялись и температура, и влажность, а вместе с ними — растительность и животный мир. В конце плейстоцена вымерли многие из гигантских травоядных, составлявших характерную черту фауны ледникового периода. Мамонт на Украине существовал до XI тыс., а шерстистый носорог и степной бизон — до IX — VIII тыс. Исчезли мускусный бык, гигантский олень, лев, гиена, а северный олень и песец значительно продвинулись на север.
Начавшийся в Европе во второй половине IX тыс. д.н.э. значительный сдвиг на север температурных зон означал, что человеком могли быть заселены те регионы, которые ранее были для него недоступны, например север Скандинавии и Шотландии или высокогорные зоны — Швейцарские Альпы.
С изменением характера животного мира изменились методы и приемы охоты. В центре внимания охотников мезолита оказались животные, жившие поодиночке или небольшими группами. Охота стала более сложной и менее успешной. Мезолитическое население Европы вынуждено было обратиться к добыче иных пищевых ресурсов — к рыбной ловле, морскому промыслу, собиранию морских моллюсков, более интенсивному собирательству семян и плодов.
Человек стал вести более подвижный образ жизни, используя в разное время года различные экологические зоны своей территории. Появился специфический тип памятников на берегах Средиземного и Северного морей и Атлантического океана — раковинные, или кухонные, кучи (кьёккенмёдинги). Они представляли собой скопления остатков человеческой жизнедеятельности в виде обширных куч раковин морских моллюсков, смешанных с костями морских и сухопутных млекопитающих — объектов охоты мезолитических общин. Сами общины стали менее крупными, а количество сезонов, когда община могла собираться целиком, сократилось.
Характерной чертой большинства мезолитических культур Европы является обилие микролитов — орудий, сделанных из мелких пластин или отщепов и имеющих геометрические формы (треугольники, трапеции, сегменты и др.). Они чаще всего служили наконечниками стрел и метательных дротиков, но могли использоваться в качестве составных орудий. Примером новых явлений в жизни европейцев могут служить данные о пещере Франхти (Греция). Здесь ученые нашли обсидиан, который привозили с о. Мелос, находящегося на расстоянии 150 км от Франхти.
Следовательно, примерно на рубеже третьей и четвертой четвертей VIII тыс. д.н. появились лодки, и началось мореходство. Рыболовство играло существенную роль в хозяйстве обитателей пещеры. С лодок, вероятно, ловили крупную рыбу типа тунца. Единственным домашним животным в эпоху мезолита была собака.
Неолит и неолитическая революция.
Кардинальные изменения в жизни первобытного человека произошли в эпоху неолита. Новый каменный век начинается в Европе на рубеже VII и VI тыс. д.н.э. и захватывает районы крайнего юго-востока Европы, юг Балкан, и Северо-Западное Средиземноморье. Одновременно существуют мезолитические поселения. Завершение неолита на территории Европы происходит разновременно. На Балканах, в Нижнем и Среднем Подунавье неолит довольно быстро сменяется энеолитом (медно-каменным веком), или медным веком. В других регионах, например в Прибалтике и Скандинавии, энеолит не выделяется, на смену неолиту непосредственно приходит бронзовый век.
Неолит — новая эра в истории Европы и всего человечества. Появление земледелия и скотоводства, переход к производящему характеру хозяйства приводит к устойчивой оседлости, к постоянным поселениям и более прочно построенным жилищам. Такой порядок сохраняется тысячелетиями, вплоть до возникновения и распространения городов. Отношения обмена получают для своего развития новый импульс. Новый тип хозяйства способствует росту населения, его концентрации в более крупных поселениях, а также переселению земледельцев и скотоводов на новые территории. Впервые неравномерность в развитии отдельных регионов Европы выступает отчетливо и ярко.
В неолитическую эпоху появляется новая техника изготовления каменных орудий — шлифовка и полировка, посуды и других изделий из обожженной глины — керамики.
Европа не являлась тем центром, где процесс перехода к неолиту свершился независимо. Она находилась вблизи переднеазиатского, древнейшего центра возникновения земледелия и скотоводства. И, когда первые свидетельства производящего хозяйства появились на юге Балканского полуострова на рубеже VII и VI тыс. д.н.э., неолитическая революция на Ближнем Востоке, начало которой относят к IX — VIII тыс. д.н.э., уже закончилась.
Новые явления отразились на социальной структуре общества. Именно с переходом к неолиту ученые связывают появление племенного общества. Увеличились количества и размеры поселений, плотность их застройки, количество их обитателей. Значительно возросло население древней Европы.
Земледельческое население Европы медленно распространялось с юга, Балкан, на север, северо-запад и северо-восток. Оно соседствовало с охотниками-собирателями. И это соседство не всегда было конфликтным. Но влияние на окружающий ландшафт земледельцев оказалось значительным: часть лесов была расчищена, появились новые, неместные растения и животные, и тогда вероятность столкновений с охотниками и собирателями становилась все большей. Преимущество было за земледельцами, которые имели более крупные общины. В результате охотники и собиратели оказывались в районах, расположенных на окраинах ареала земледельческих культур.
Земледельческое население неолита на территории Европы создавало различные культуры. Где-то процесс изготовления керамики и ее применение опережал процессы земледелия, скотоводства и оседлости, где-то было наоборот (например, Греция и Крит). А где-то задолго до земледелия и оседлости стали использовать шлифовку и полировку каменных орудий (Волго-Окское междуречье). Ученые выделяют культуры расписной керамики, линейно-ленточной керамики и ряд других, имевших характерные особенности в хозяйственной и социальной жизни.
Интересны сведения об обмене, которые осуществляло население Европы эпохи неолита. Основным предметом обмена, видимо, были различные породы поделочного камня, высококачественное сырье для изготовления орудий труда, прежде всего обсидиан, хороший кремень и те породы, которые предназначались для шлифованных орудий. Кроме того, ценились раковины моллюсков (Spondylus). Те общины, которые жили вблизи источников ценного сырья, разрабатывали их и готовили к обмену.
Социальная сфера эпохи неолита характеризуется наличием племенной организации. Отличительными чертами племени являются общая культура, язык и территория. Племя действует как единое целое под руководством вождя, но это лишь временное назначение, вызванное необходимостью. Характерной чертой племенного общества является однородность, отсутствие слоев (страт). Каждое племя было экономически самостоятельным, но полной изоляции племен друг от друга не существовало. В коллективе людей неолита важное положение занимали мужчины пожилого возраста, но свое влияние они по наследству не передавали. Об этом свидетельствуют данные археологов.
В IV и начале III тыс. д.н.э. процесс распространения неолитических особенностей на территории Европы продолжался. Производящее хозяйство охватывало новые регионы, которые были заселены только охотниками и рыболовами. Земледельческие общины появились на территории Швейцарии, Англии, Скандинавии. Появились ли здесь первые земледельцы извне или же местное население восприняло новую экономику — пока окончательно не выяснено. В результате распространения новых явлений увеличивалось общее количество обрабатываемых и засеваемых земель, росло население, и увеличивалась его плотность. Если раньше применялось подсечно-огневое земледелие, то теперь распространялось пахотное.
Важнейшим историческим событием V—IV тыс. стало сложение крупного центра высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы. Этот центр охватывал Балканский полуостров и юг Апеннинского, Нижнее и Среднее Подунавье, территорию Трансильвании, Молдавии и правобережной Украины. Его становлению способствовали импульсы с Переднего Востока, шедшего впереди Европы в своем историческом развитии. Эти культуры знали медь и золото, они широко развили металлургию и металлообработку меди. Поэтому с полным основанием их можно назвать энеолитическими.
Среди достижений энеолитических культур (например, Гумельница на территории Болгарии и Румынии, Вэдастра, Триполье и др.) — применение сохи или примитивного плуга, волов как тягловой силы, бесколесного транспорта (сани, волокуши). Кроме того, произошло выделение ткачества, кожевенного дела, изготовления керамики (применение гончарного круга) в самостоятельные ремесла наряду с металлургией и металлообработкой (кстати, медь и золото использовались для изготовления украшений).
В социальном развитии в эпоху энеолита произошли значительные изменения: начался процесс социальной и имущественной дифференциации, общество приобретало иерархическую структуру. Возникает возможность организации в широком масштабе общественных работ, таких, например, как сооружение укреплений, которые становятся характерной чертой энеолита Европы, создание ирригационных сооружений, святилищ и храмов, больших мегалитических построек. Отношения родства еще играют большую роль, но социальная дифференциация в обществе становится все более значительной и может быть наследственной.
В духовной жизни юго-восточных культур Европы ученые отмечают наличие целого пантеона земледельческих божеств, поклонение которым могло осуществляться в специальных святилищах. Такие сооружения археологи раскопали близ Бухареста. Стены одного из храмов были расписаны красными и зелеными спиральными узорами. Имелись глиняные столбы со сложной росписью. Кроме того, в энеолите Юго-Восточной Европы засвидетельствовано существование письменности в различных формах: это и так называемая протописьменность в виде миниатюрных глиняных изображений различных предметов, существ, символов чисел, пиктографическое письмо и знаки линейного письма.
Таким образом, в результате неолитической революции были созданы условия для перехода на новый виток развития, ясно проступившие в эпоху энеолита: социальная и имущественная дифференциация, возникновение протописьменности, протогосударственных образований. Европа находилась на пороге начала цивилизации с ее государственной структурой, развитыми экономическими, социальными и политическими отношениями, новыми духовными представлениями и свершениями.
Вопрос 3. От первобытности к цивилизации
Последующие два тысячелетия до нашей эры в Европе были связаны с изменением характера материала, из которого изготовлялись орудия труда. На смену камню и меди пришел металл — бронза.
Появление индоевропейцев в Европе бронзового века и проблема их происхождения.
На европейской территории возникновение первых культур бронзового века относится к началу III тыс. до н. э. Это — регионы Средиземноморья и юга Балкан, а также Западный Кавказ. Другие области расселения человека существовали в рамках позднего энеолита и даже позднего неолита. Для них бронзовый век наступил позже, на рубеже III и II тыс. до н. э.
На юге Европы сформировался один из центров, где развитие культуры бронзового века наступило раньше и достигло высокого уровня развития. Это регион острова Крита, Греции, Македонии, Фракии, Фессалии. Ученые установили четкую связь между этим центром и культурой Западной Анатолии, в том числе с Троей. Еще один такой центр возник на Пиренейском полуострове. К нему относятся культура на юго-востоке Испании и культура Вила Нова (по основному памятнику — Вила Нова де Сано Педрб) в Южной Португалии. Третий центр располагался на северо-западе Кавказа, где с начала III тыс. широко распространяется майкопская культура.
В III тыс. до н. э. на территории Европы бронзового века протекали процессы, положившие начало образованию народов древней и современной Европы. Ученые отмечают появление культур, которые они назвали культурами шаровидных амфор, ямной, шнуровой керамики и боевых топоров, колоколовидных кубков. Культура шнуровой керамики и боевых топоров получила название оттого, что в могилах археологи нашли так называемые кубки, украшенные в верхней части отпечатками шнура или веревки, а в мужских могилах — каменные шлифованные топоры, которые были боевыми, а может быть, служили символами власти.
Некоторые эти культуры принадлежали древним индоевропейцам, впервые появившимся в Европе в этот период. У древних носителей индоевропейского языка почти полностью отсутствовал культ богини-матери, зато значительную роль играло скотоводство. Надо отметить, что увеличение роли скотоводства было важной характеристикой жизни людей III тыс. до н. э. Скот стал новым источником накопления богатства.
В науке до сих пор остается дискуссионной проблемой происхождение индоевропейцев, ведутся поиски их прародины. Существовала точка зрения, согласно которой прародина индоевропейцев находится на Востоке. Например, это мог быть район древней Бактрии — территория между Гиндукушем, Оксом (Амударьей) и Каспийским морем. Другие возражали, утверждая, что прародина там, где в историческое время засвидетельствовано большинство индоевропейских языков, т. е. в Европе. Еще одна версия — прародина индоевропейцев — на юго-востоке Европы, в областях к северу от Черного моря, от устья Дуная до Каспийского моря. Наконец, многие современные ученые спорят, исходя из утверждений, что прародина индоевропейцев в Балкано-Карпатском регионе, или в евразийских степях, или на территории Передней Азии, или в так называемой циркумпонтийской зоне.
Надо отметить, что по вопросу, когда существовала индоевропейская общность (V — IV тыс. до н. э.), и когда начался распад ее на диалекты (IV тыс., рубеж IV и III тыс. до н. э.) принципиальных разногласий нет. Методы современной науки в поисках ответа прародины индоевропейцев различны. Это и сравнительно-историческое изучение индоевропейской мифологии и религии, и лингвистический анализ. Возможно, скоро ученые дадут более четкий ответ на проблему происхождения индоевропейских народов.
Бронзовый век в Европе II тыс. до н.э.
В Европе II тыс. д.н.э. распространение бронзового века характеризовалось резким усилением неравномерности социального и экономического развития. В то время как в Эгеиде во II тыс. до н. э. существовали древнейшие европейские цивилизации — минойская и микенская, города и государства, на крайнем севере и северо-востоке Европы сохранялись племена охотников и рыболовов эпохи мезолита.
Большая часть населения Европы в бронзовом веке занималась смешанным сельским хозяйством, т. е. земледелием и животноводством. Полагают, что в поисках возможностей для выпаса скота население бронзового века Европы все дальше поднималось на плато и плоскогорья. Земледелие было пахотным, что означало большой прогресс в сельском хозяйстве. Плугом, в который были впряжены волы (домашнюю лошадь стали использовать в упряжи позже), человек мог обрабатывать гораздо большие участки земли, причем более эффективно, чем при мотыжной обработке.
В качестве транспортного средства использовали телеги и повозки. Сначала у них были сплошные деревянные колеса, позже — со спицами. В зимнее время применялись сани и лыжи.
Во II тыс. до н. э. в Европе все большее значение приобретают добыча медных и оловянных руд, разработка золотоносных месторождений, плавка меди, олова, бронзы, золота, металлообработка. Рудные залежи распространены в Европе далеко не равномерно, и те регионы, где имелись источники сырья, или те, через которые проходили большие торговые пути, начинают играть более важную роль. Медные руды находились на Атлантическом побережье, в Альпах, Чешских Рудных горах, Карпатах и Балканах, на Кавказе и Урале. Месторождения олова встречались реже: на Атлантическом побережье, в Чешских Рудных горах и на Апеннинском полуострове.
Кто же занимался металлургией? По мнению одних ученых, металлургия бронзы и производство орудий из нее были столь сложным процессом, что требовали присутствия в общине или в регионе специалистов-ремесленников, которые занимались только металлургией и металлообработкой. При этом линия разделения проходила не внутри общины, а меж общинами, и существовали целые этнические группы, которые специализировались в качестве кузнецов или медников и обслуживала другие группы и общины. Предполагают, что такие группы ремесленников были странствующими и перевозили с собой орудия, сырье или полуфабрикаты.
Другие ученые, анализируя данные этнографии, считают, что в Европе II тыс. до н. э., за исключением, вероятно, минойского Крита и микенской Греции, ремесло еще не отделилось полностью от сельскохозяйственного производства. Поскольку потребность в орудиях труда, оружии была сезонной, кузнецы могли работать над ними лишь несколько месяцев в году. В некоторых обществах кузнецы вкладывали в производство орудий лишь свои знания и мастерство, а сырье, топливо и даже частично труд принадлежали заказчику. Специализация наблюдалась внутри самого кузнечного ремесла, например, на производстве мечей, бронзовых чаш или котлов.
В бронзовом веке, особенно во второй его половине, все большее экономическое значение приобретают добыча и экспорт соли. Соль не только вошла в ежедневный рацион питания, но использовалась для консервирования и хранения продуктов, в производстве сыра и при обработке кожи. Районы добычи и производства соли имели особую важность. Лучше всего известны соляные копи в Верхней Австрии.
Несомненно, в бронзовом веке Европы увеличивается количество добываемого сырья, готовых продуктов и товаров, предназначенных для обмена и торговли, различные регионы специализируются на производстве особых видов сырья и готовых изделий для обмена. Об этом говорят находки изделий из привозных материалов в различных частях Европы. Предметами широкого обмена были медь, бронза, золото и изделия из них, фаянсовые бусы, янтарь и янтарные украшения, морские раковины.
Какие изменения произошли в общественном устройстве в бронзовый век? Ученые отмечают дальнейшее усиление социальной дифференциации, причем ее наибольшее развитие отмечено в тех областях, где имелись важные источники сырья или через которые проходили важные торговые пути. Этот процесс прослеживается по материалам погребений. Самые богатые погребения принадлежали вождям крупных племенных объединений.
Развитие отдельных районов Европы отличалось своеобразием. Например, в степных областях Восточной Европы в бронзовом веке на территории от Днестра почти до Волги существовала катакомбная культурно-историческая общность. Ученые так ее назвали из-за характерной особенности погребального обряда — захоронению покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы. Еще одним примером является срубная культурно-историческая общность, распространенная на огромной территории между реками Днестр и Урал. Свое наименование она получила от бревенчатых конструкций, помещенных в могильные ямы или сооруженных над ними. Поселения срубной общности, как правило не укрепленные, располагались по берегам рек, на террасах, там, где было возможно примитивное земледелие.
Духовную жизнь человека бронзового века отличало поклонение древним земледельческим богам, богине земли, богине плодородия. Причем, во II тыс. женские божества занимали все более выдающееся положение в пантеоне Европы. В Северной Европы богиню плодородия изображали плывущей в ладье. В ее честь справляли великий весенний праздник — священную весеннюю свадьбу. Почитали также богиню воды, культ которой проник в Европу с Ближнего Востока. Символом этой богини является бронзовый котел, плывущий на двух ладьях, украшенных на носу и на корме фигурами лебедей. Ей приносили жертвы у священных источников, в болотах, причем жертвоприношения часто содержат женские украшения. С божествами земли, плодородия, воды связан и земледельческий праздник первой борозды, весенней вспашки, цель которого — пробудить плодородие земли после зимнего сна. Этот праздник сочетается с праздником майского дерева, где оно выступает как символ весны.
С глубокой древности в Европе был известен культ быка, который сохраняется и в бронзовом веке. О нем свидетельствуют многочисленные изображения «человека-быка» на петроглифах, рогатые шлемы и бронзовые рога — ритуальные музыкальные инструменты огромных размеров (длина 1,5—2,1 м). Их находят обычно парами, они олицетворяют правый и левый рог быка. Другое свидетельство культа быка — захоронения покойников на свежеснятых бычьих шкурах.
Культ солнца — небесного божества, влекомого лошадью в колеснице по голубым полям небес, — индоевропейского происхождения. Символом солнца был золотой диск, окруженный ореолом. Он найден в ряде областей Европы в памятниках бронзового века, в наскальных изображениях Скандинавии, а также в кладах — вместе с моделью колесницы и фигуркой лошади из бронзы. Изображение колеса со спицами или креста в круге также считалось символом солнечного божества. Культовые праздники солнца, церемонии, связанные с почитанием его как божества, проходили в середине лета и в середине зимы. Изображение солнца провозили перед народом на солнечной колеснице — это должно было обеспечить счастье и плодородие людям и животным.
Святилища и культовые сооружения бронзового века открыты в ряде мест Европы. Знаменитый Стоунхендж в Англии в его окончательном варианте также относится к бронзовому веку. Деревянное церемониальное или ритуальное сооружение открыто в Нидерландах, в болоте, в 250 м. от сухого места. В основе святилище имело каменное кольцо диаметром до 4 м. и реконструируется как круглое, с рогообразными выступами на самых верхних балках. Внутри найдены широкие дубовые доски. Оно было возведено около 1050 г. до н. э. Это ритуальное сооружение было намеренно разрушено еще в бронзовом веке.
Свидетельством изменений в духовной жизни людей служит распространение обычая сжигать трупы. Кремация свидетельствует о новых представлениях, связанных с загробной жизнью. Видимо, считали, что огонь помогал душе человека освободиться от тела и взлетать в небо, а чтобы «помочь» полету души, в погребальный костер часто клали крылья птиц.
Какие процессы перемещения людей проходили в Европе в эпоху бронзового века? Этот вопрос не изучен до конца. Возможно, миграция населения из Центральной Европы на юго-восток как-то повлияла на гибель микенской цивилизации, хеттского царства, разрушение городов Леванта. Но ничего подобного перемещениям III тыс. до н. э. в Европе не происходило. Хотя миграционные процессы меньшей интенсивности отмечены учеными.
Возможно именно они явились одной из причин распространения культурно-исторической общности под названием «полей погребальных урн». В XII—Х вв. до н.э. эта общность охватывает значительные территории Центральной Европы, а в Х — VIII вв. до н. э. распространяет свое влияние и на Западную Европу, проникая в Испанию, Западную Францию, а частью — и на Северную и Юго-Восточную Европу. Определенные проявления культуры полей погребальных урн засвидетельствованы и в Восточной Европе. Именно с начала распространения этой культуры будет протекать развитие, которое приведет на историческую сцену большинство народов Европы.
Начало железного века в Европе.
Процессы использования железа, изготовления орудий труда и предметов вооружения из железа характеризуют I тыс. д. н.э. Этот металл метеоритного происхождения был известен ранее, однако технология его обработки начала широко распространяться к концу II тыс. д.н.э. Из Азии она попала в Грецию, Италию, остальную Европу. Есть версии различных путей проникновения железа: через Грецию — Балканы, или через Грецию — Италию — северные Балканы, или через Кавказ — Южную Россию — Карпатский бассейн. Ученые называют несколько культур на европейском пространстве, связанные с использованием железа. Это, например, гальштатская культура и латенская культура.
Использование железа в Европе внесло изменения в жизнь людей, облегчило освоение природных пространств, обеспечило скачок в сельскохозяйственном производстве. Оно способствовало формированию европейской цивилизации, основой которой послужили античные общества Древней Греции и Древнего Рима.
1. Предыстория Европы — каменный век. Именнотогда человек поселился на европейском пространстве. Его эволюция шла от формы человек прямоходящий к человеку разумному. Менялись природные условия жизни, менялись размеры каменных орудий, неизменным оставался тип хозяйства — присваивающий. Человек занимался охотой и собирательством.
2. Уже в палеолите появляются региональные различия в развитии отдельных человеческих коллективов. Духовный мир человека усложнился. Появилось первобытное искусство.
3. В мезолите человек Европы стал использоватьрыболовство и усовершенствовал каменные орудия труда.
4. Переворот в жизни человеческого общества произошел в эпоху неолита, когда от охоты и собирательства человек перешел к земледелию и скотоводству. Были созданы условия для возникновения цивилизации, которую отличают образование государства, иерархическая структура в обществе, города, письменность. Неолит VII — VI тыс. до н. э. в Европе возник под влиянием передовых восточных центров. Они ускорили становление новых явлений. Именно в эпоху неолита появилась племенная организация в человеческом сообществе, и очень ярко проявились процессы неравномерности развития отдельных регионов.
5. Энеолитический период, существовавший не увсех европейских сообществ, характеризовался появлением высокоразвитых земледельческо-скотоводческих культур на юго-востоке Европы. В этих обществах шли процессы имущественного и социального расслоения, ремесло стало самостоятельной отраслью, складывалась иерархическая структура общества, возникла протописьменность. Для эпохи энеолита характерен усилившийся дух насилия.
6. В эпоху бронзового века в III тыс. д.н.э. Европуохватил мощный процесс перемещения населения. Появились новые племена, ставшие предками современных европейских народов. Прежде всего, речь идет об индоевропейцах, происхождение которых до сих пор вызывает споры ученых.
7. В следующее тысячелетие бронзового века произошло резкое усиление неравномерности социального и экономического развития отдельных европейских регионов. На юге, в районе Эгейского моря сложились первые государства. На севере сохранялись охотники и рыболовы эпохи мезолита. В передовых культурах было достаточно сложное социальное устройство, богатая духовная жизнь с поклонением земледельческим богам. Высокого уровня достигли металлообработка и производство первоклассного бронзового вооружения наступательного плана. К концу бронзового века происходит гибель нескольких высокоразвитых культур. На их основе уже в I тыс. до н.э. в эпоху железного века возникнут новые общества, которым суждено сыграть в истории Европы выдающуюся роль.
1. Когда человек появился на территории Европы? Какие находки свидетельствуют об его пребывании?
2. Каковы этапы эволюции человека?
3. Какие особенности существования человека эпохи древнего каменного века — палеолита, — Вы можете назвать?
4. Как появилось первобытное искусство и в чем оно выражалось?
5. В чем значение неолитической революции?
6. Когда в Европе появились индоевропейскиенароды и каково их происхождение?
7. Что характеризует эпоху бронзового века в Европе?
8. Когда в Европе начался железный век?
Задания для самостоятельной работы
1. Выполните творческое задание: опишите жизнь европейского племени эпохи неолита.
2. Выполните тестовые задания.
1. Имущественное неравенство появилось…
a) в человеческом стаде;
b) в родовой общине;
c) в соседской общине.
2. Причиной появления религии считается…
a) не умение человеком объяснять явления природы;
b) боязнь человека перед стихией природы;
c) желание человека отличаться от животных.
3. Несколько родовых общин, живших в одной местности, это…
a) человеческое стадо;
4. Появление первобытного искусства произошло в эпоху…
5. Соль стала продуктом обмена в эпоху…
6. Рыболовство появилось в эпоху…
7. Поклонение Солнцу, культ Солнца появился ународов Европы…
a) в эпоху мезолита;
8. Индоевропейские народы появились в Европе…
c) в эпоху железного века.
9. Рост насилия в отношениях между населением Европы отмечается…
a) в эпоху палеолита;
b) в эпоху мезолита;
c) в эпоху энеолита.
10. Среди последствий неолитической революции…
a) использование микролитов;
b) возникновение условий для появления цивилизации;
c) появление тотемизма.
3. Вставьте в текст пропущенные слова из числа предложенных ниже.
Первые люди, появившиеся в Европе относились к типу…(1). Они использовали для своих орудий труда, изготовленные методом…(2). Их жизнь целиком зависела от природы. Основными занятиями, которое давало пропитание, на протяжении почти всего каменного века были…(3). Сообщества первобытных людей представляли стадо, общину, род. И лишь в эпоху… (4) сформировалась племенная организация. Особые изменения на карте Европы произошли с приходом древних индоевропейских народов. В их жизни значительную роль играло… (5). Индоевропейцы — предки современных народов Европы.
Мезолит неолит бронзовый век
Человек умелый метод оббивки охота и рыболовство
Человек разумный метод шлифовки земледелие и охота
Человек прямоходящий метод сверления собирательство и охота