периодизация истории таможенного дела
Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.
VII – IX вв.— догосударственный период, характеризуется: зарождением таможенного дела в землях восточных славян вместе с появлением важнейших межрегиональных торговых путей, складыванием первых таможенных обрядностей.
IX – первая четверть XII вв.– период функционирования таможенного дела в Киевской Руси, характеризуется: зарождением элементов таможенной политики, складыванием правовой основы таможенного дела и административного аппарата.
вторая четверть XI I в. – середина XV в. – период функционирования таможенного дела в условиях удельной раздробленности, характеризуется развитием и усилением дифференциации видов таможенных платежей, таможенного права; особенность выделяемого периода – объединяет в себе два принципиально разных периода с историко-политической точки зрения.
вторая половина XVII – первая половина XVIII вв. – период осуществления таможенного дела с позиций политики протекционизма, характеризуется активным включением России в систему общеевропейского регионального разделения труда, началом складывания капиталистического уклада и национального рынка в стране, проведением реформирования таможенной службы в соответствии с новыми условиями.
вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.– осуществление таможенного между протекционизмом и фритредерством, период характеризуется лавированием между двумя указанными формами таможенной политики, стремлением найти оптимальный ответ на модернизационные вызовы Западной Европы при сохранении феодально-крепостнических пережитков внутри страны.
вторая половина XIXв. – 1917 г.– период осуществления таможенного дела как механизма экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях развития капитализма, на завершающем этапе происходит потеря Россией автономности таможенной политики.
1917 – 1985 гг.— период осуществления таможенного дела в советском государстве, в целом характеризуется сужением сфер таможенного дела и функций таможенной службы в условиях монополии государства на внешнюю торговлю.
1985 г. – по наши дни– период характеризуется возвращением в таможенном деле к механизму экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях рыночной экономики, глубоким реформированием таможенной службы.
3. История изучения предмета.
Активное изучение истории таможенного дела и таможенной политики начинается в России с середины XIX века. В этот период выходят как специализированные работы, посвященные данной тематике, так и работы – по проблематике смежной. В числе первых следует отметить книги Е. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850 г.), К. Лодыженского «История русского таможенного тарифа» (СПб., 1886 г.) и др. Ко вторым относятся – Ю.А. Гагенмейстер «О финансах древней России» (СПб, 1833 г.), И. Козловский «Краткий очерк истории русской торговли» (Киев, 1898 г.), А. Семенов «Изучение исторических сведений о российской внешней торговле с половиныXVIIпо 1858 г.» (СПб., 1859 г.) и др.
Обращение со стороны научной общественности к вопросам истории таможенного дела и таможенной политики не только с точки зрения нарративно-описательной, но обогащенное специальными теоретическими подходами, относится к концу XIXвека. Связано это с переходом страны к протекционизму, принятием целой серии мер для развития и защиты отечественного капитала, вершиной которых стали протекционистский таможенный тариф 1891 г. и новый таможенный Устав 1892 г. Авторами первых публикаций по теории и истории таможенного дела и таможенной политики были известные ученые-экономисты М.Н. Соболев, И.М. Кулишер, Н.Н. Шапошников, П.Б. Струве. Их обращение к данной проблематике было обусловлено борьбой мнений вокруг принципов формирования таможенной политики. Сами указанные исследователи довольно критически относились к тенденции абсолютизации протекционизма в то время.
Кроме того, нельзя обойти вниманием деятельность на этом поприще выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева. Много занимаясь теорией таможенного тарифа, он обращался к истории для объяснения проблем современности. Вторая глава его фундаментального научного труда «Толковый тариф», или исследование о развитии русской промышленности в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 г.» (СПб., 1891 г.) посвящена историческим особенностям русского таможенного тарифа и выполнена на основе сравнительно-исторического метода. По сути, Д.И. Менделеев показал значение исторического подхода к изучению таможенного дела и таможенной политики. Одно из важных мест в главе занимала систематизация протекционизма. Д.И. Менделеев считал, что протекционизм воплощался в конкретно-исторических формах, каждая из которых соответствовала определенному этапу развития национального производства и предлагала адекватные ему средства защиты национального рынка. Эволюция протекционизма, в русле господствующей тогда в научном мышлении прогрессисткой парадигмы, представлялась Д.И. Менделееву как закономерный исторический процесс восхождения от низших форм к высшим.
Крупными специализированными исследованиями по истории таможенного дела и таможенной политики стала монография В. Витчевского «Торговля, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до наших дней», изданная в 1909 г. Применяя сравнительно-исторический метод для анализа торговой, таможенной и промышленной политики России на протяжении указанного периода, он соотносил ее с политикой других европейских государств.
Другим важнейшим исследованием дореволюционной историографии следует считать книгу профессора М.Н. Соболева «Таможенная политика России во второй половине XIXв.», изданную в 1911 г. Томским императорским университетом. Работа имела историко-экономический ракурс. М.Н. Соболев доказывал, на примере эволюции таможенной политики России протяжении второй половинеXIXв., что основным принципом ее был скорее не протекционизм, а «фискализм». Протекционистское же влияние на развитие промышленности, по мнению ученого, было побочным результатом высоких фискальных пошлин.
В связи с переходом к государственной монополии внешней торговли функции таможенной системы были значительно упрощены, а изучение истории таможенного дела и таможенной политики фактически свернуты. Специальные исследования в данной области были сравнительно редким явлением. В их числе отметим классическое исследование С.А. Покровского «Внешняя торговля и внешняя торговая политика России» (М., 1947 г.), затрагивающая проблемы таможенной политики. Однако отечественной исторической наукой советского периода был наработан впечатляющий материал по истории внутренней и внешней торговли, промышленности, государственного и частного права и т.д., который существенно способствует прояснению картины отечественного истории таможенного дела и таможенной политики России.
В последнее десятилетие XXвека история таможенного дела и таможенной политики начали оформляться в отдельную предметную область исторической науки. Этот процесс во многом обусловлен ростом значения таможенной системы и той ролью, которую она начала играть в новой российской государственности. Помимо большого массива статей, рассматривающих частные аспекты истории таможенного дела и таможенной политики России, выходят серьезные фундаментальные исследования как посвященные отдельным периодам и проблемам, так и обобщающего характера. Среди них – Н.М. Блинов «Таможенная политика РоссииX–XXвв.» (М., 1997 г.); Ю.Г. Кисловский «История таможни государства Российского» (М., 1995 г.); С.А. Козлов, З.В. Дмитриева «Налоги в России доXIXв.» (СПб., 1999 г.); коллективный труд «Таможенное дело в РоссииX– началаXXвв. (Исторический очерк. Документы. Материалы.)» (СПб., 1995 г.); П.В. Дзюбенко, Ю.Г. Кисловский «Таможенная политика в России» (М., 2000 г.), П.В. Дзюбенко «Д.И. Менделеев и таможенный тариф: уроки для России» (М., 2003 г.); М.М. Шумилов «История торговли и таможенного дела в РоссииIX–XVIIвв.» (СПб., 1999 г.) и др. К числу несомненных заслуг таможенной историографии последнего десятилетия следует отнести расширение понятийного аппарата исторических исследований через внесение использование профессиональной терминологии в историческом контексте. Однако в силу относительной молодости направления имеются определенные недостатки, в частности, – проблемы методики и методологии исследований не разрабатываются, источниковая база слаба. Эти проблемы еще только предстоит разработать научному сообществу.
Тема 2. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ
В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.)
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История таможенного дела и таможенной политики России
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
История таможенного дела и таможенной политики России
Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации
AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE
DE GUINEE AMOSCOU
119034 – Pomerantsev per 6
Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31
Fax (7502) 220 21 38
15 августа 2005 года
В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.
Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.
Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.
После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.
13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.
24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.
1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.
8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.
16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.
19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.
17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.
24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.
31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.
18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.
Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.
Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.
Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.
Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.
Его Превосходительство господин Амара Бангура
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Гвинейской Республики в Российской Федерации,
Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie
AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE
DE GUINEE AMOSCOU
119034 – Pomerantsev per 6
Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31
Fax (7502) 220 21 38
15 августа 2005 года
Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.
Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.
Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.
Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.
Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.
Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.
Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики
IX – первая четверть XII вв. – период функционирования таможенного дела в Киевской Руси, характеризуется: зарождением элементов таможенной политики, складыванием правовой основы таможенного дела и административного аппарата.
вторая четверть XI I в. – середина XV в. – период функционирования
таможенного дела в условиях удельной раздробленности, характеризуется развитием и усилением дифференциации видов таможенных платежей, таможенного права; особенность выделяемого периода – объединяет в себе два принципиально разных периода с историко-политической точки зрения.
таможенного дела в условиях формирования централизованного государства, характеризуется ликвидацией частноправовых отношений в таможенном деле, унификацией таможенных сборов, становлением общегосударственной таможенной службы.
вторая половина XVII – первая половина XVIII вв. – период осуществления таможенного дела с позиций политики протекционизма, характеризуется активным включением России в систему общеевропейского регионального разделения труда, началом складывания капиталистического уклада и национального рынка в стране, проведением реформирования таможенной службы в соответствии с новыми условиями.
вторая половина XVIII – первая половина XIX вв. – осуществление таможенного между протекционизмом и фритредерством, период характеризуется лавированием между двумя указанными формами таможенной политики, стремлением найти оптимальный ответ на модернизационные вызовы Западной Европы при сохранении феодально-крепостнических пережитков внутри страны.
вторая половина XIXв. – 1917 г. – период осуществления таможенного дела как механизма экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях развития капитализма, на завершающем этапе происходит потеря Россией автономности таможенной политики.
1985 г. – по наши дни – период характеризуется возвращением в таможенном деле к механизму экономического регулирования социально-хозяйственного развития страны в условиях рыночной экономики, глубоким реформированием таможенной службы.
Периодизация истории таможенного дела
Принцип периодизации истории таможенного дела и таможенной политики и анализ ее этапов развития в России. Принципы и методы формирования периодизации, ее периодизация. Периоды развития таможенного дела. Таможенные службы социалистических стран.
Рубрика | Таможенная система |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.01.2009 |
Размер файла | 28,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра таможенного дела
РЕФЕРАТ по дисциплине
«История таможенного дела и таможенной политики»
Периодизация развития таможенного дела и таможенной политики в России.
студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ
1.Принципы и методы формирования периодизации
3. Периодизации истории таможенного дела
1. Принципы и методы формирования периодизации
Предложенный им принцип позволяет проанализировать политические, экономические, социальные и таможенные факторы и рассмотреть их влияние на ход исторических процессов в России начиная с древних времен и до наших дней.
В основу периодизации легло предположение об объективности процессов истории таможенного дела и таможенной политики как важного института государства или группы государств в интересах создания условий для развития цивилизации на земном шаре.
Являясь ведущим фактором в развитии и регулировании внешней торговли, в защите национальной экономики и в решении финансовых вопросов, таможенное дело России имеет свою историю, свои особенности, тенденции и подходы к формированию таможенных обрядностей, о чем указывалось ранее.
В работе в соответствии с принципами историзма дается оценка событий и явлений настоящего в сравнении с предшествующими историческими периодами и этапами. На основе критического подхода и сравнительного анализа исторического прошлого таможенного дела и таможенной политики определяются закономерности развития таможенных обрядностей и развитие торгово-пошлинных отношений.
При изложении материала автор отказался от презентизма, который приводит к модернизации исторического процесса и противоречит принципу историзма. Уходя от простой регистрации и исторических событий и опираясь на современную методологию, на принцип единства логического и исторического, он стремился выявить особенности рассматриваемых явлений и событий, используя при этом принцип целостности, принцип сочетания национальных и общечеловеческих интересов, а также ретроспективный метод.
Для решения поставленной задачи потребовалось создать эмпиричес-кие и теоретические подходы к предмету исследования.
Важным принципом исследования явился принцип цельного анализа, предполагающий единство анализа в подходе к исследованию предмета, а, в конечном счете, определенную завершенность и системность. В основе идеи целостности истории таможенного дела и таможенной политики лежат системообразующие факторы. Методологическая парадигма, связанная с указанным принципом, позволяет целостно рассмотреть не только средства и методы исследования, но также и объект, и субъект познавательной деятельности с учетом уровня развития отечественной истории и в целом науки о таможенном деле в различные периоды.
При освещении истории таможенного дела потребовалось выявление ее социальной направленности и роли, которую она выполняет в овладении научными знаниями в контексте истории государства. Эта задача решалась на основе научного анализа исторического пути таможенного дела и использования соответствующих методов и методик для поиска источников и выявления редких исследований, посвященных истории таможенного дела.
2. Критерии периодизации
Ранее говорилось о том, что история таможенного дела тесно связана с историей развития общества и насчитывает несколько тысячелетий, что соответствует историографии развития древних государств и сложившейся хронологии, как отмечали многие ученые XIX—XX вв. Однако они не оставили исследований о периодизации истории таможенного дела на Руси и в Российском государстве. Между тем периодизация диктует необходимость выделения периодов и этапов и определения их хронологических рамок, т.е. требуется на основе новых подходов к истории таможенного дела переосмысление ее, поиска редких документов, привлечение новых исследований.
Выделение периодов и этапов с учетом развития Российского государства является наиболее доступным методом решения этой задачи. Этот принцип соблюдался и ранее, при составлении сборника документов и хрестоматии по таможенному делу. Но предыдущий вариант периодизации не учитывал таких важных факторов, как цикличность развития таможенного дела и влияние мировой и отечественной истории на историю таможенного дела. Поэтому ранее разработанная периодизация была в некоторой степени условной.
Целью данного раздела является разработка периодизации истории таможенного дела России на основе тесной связи самого таможенного дела с отечественной и мировой историей.
Методологической основой его взглядов на историю явился ряд положений, среди которых он выделил духовные ценности, познание окружающего мира и его эстетической стороны. Выделяя среди духовных ценностей образование, ученый подчеркивает, что созданный человеком противоречивый духовный и материальный мир постоянно меняется. Изучая логику исторического процесса, Ю. Яковец обосновал новый подход к критериям периодизации истории.
Ю.В. Яковец утверждает, что любое развитие в природе и обществе циклично. Исторические циклы связаны с развитием той или иной страны и народа и имеют свои общеисторические закономерности. Под историческим циклом понимается период времени от начала одной исторической формации до ее перехода в другую. Между историческими циклами лежит переходный период со свойственными ему особенностями и потрясениями.
Цикличный подход позволяет по-новому взглянуть на историческое время, определить длительность жизненного цикла, продолжительность фаз и, в конечном счете, выявить объективные факторы периодизации.
Некоторые ученые, в том числе и Яковец, обосновывают исторические циклы и их продолжительность в развитии страны, народов, мира. Они отмечают, что каждое поколение приходит со своим видением мира, своими концепциями, стремлением утвердить свои идеалы, свои подходы и оценки, опираясь на прошлый опыт и достигнутый уровень знаний.
Определяя подходы, структуру и разрабатывая проект периодизации, мы исходили из оценки научных взглядов указанных авторов, возможного характера периодизации истории таможенного дела и таможенной политики, рассматривая ее с позиции мировых исторических процессов и истории государства Российского.
3. Периодизация истории таможенного дела
Опираясь на научные исследования, напрашивается вывод о том, что история таможенного дела на Руси насчитывает более тысячи лет. Его возникновение связано с образованием и развитием Древнерусского государства во второй половине первого тысячелетия.
Таможенно-пошлинные отношения прошли в своей эволюции ряд ступеней. Их история напоминает о прошлом, хранит накопленный человеческий опыт и показывает движение к современному понятию таможенного дела.
Этому способствовал целый ряд обстоятельств: строительство городов, развитие культуры, становление денежной системы, организация и расширение производства и др. Но главным явился товарообмен, его объективная потребность для народов, имеющих различные климатические и природные условия и разные возможности производить те или иные товары. Мировая экономика продвигалась к цивилизованному товарообмену на основе внедрения тарифно-пошлинных отношений, формирования таможенной политики. Ускорителем этого процесса стало развитие промышленности и сельского хозяйства.
Выделяют следующие периоды развития таможенного дела.
Претерпевают изменения и пошлинные обрядности: осуществляется дифференциация видов пошлин и закрепление за каждым мытником (таможенником) его обязанностей. На Руси появляются данщики, осменики, мытники, пошлинники. Осуществляется обмен и обогащение опытом сбора пошлин в ходе торговых отношений.
Этому способствовала реформа, проведенная княгиней Ольгой, женой князя Игоря. Суть реформы состояла в том, что вместо сбора полюдья княжеской дружиной она установила пункты для сбора дани. Пункты назывались погостами и были установлены по всей Руси. Дружина на погостах «гостила», и туда окрестные жители свозили дань.
Получает развитие и система торгово-пошлинных отношений, которые становятся обязательным атрибутом государства как при торговых сделках внутри страны, так и за ее пределами. Пошлинные обрядности проявляют себя как объективный, обязательный элемент внешней торговли и оказывают влияние на взаимоотношения с другими государствами. Это находит отражение в договорах Руси с Византией 907, 911, 944 гг., в редакциях Русской Правды, в Судебнике князя Владимира, в летописи «Повесть временных лет» и в других древних источниках.
Киев в 1169 г. был захвачен удельными князьями и беспощадно разграблен. Население уходило на запад, в Польшу, Галицию, на северо-восток, в Суздальскую землю. Завершился разгром Киевской Руси нашествием монголо-татар в 1237—1240 гг. Часть русских земель в XIII в. была захвачена литовцами.
Так произошла первая национальная катастрофа, одним из последствий которой стал распад сложившейся системы торгово-пошлинных обрядностей в виде мытных сборов.
К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.
Шестой период (XV—XVII вв.). Для него характерен процесс складывания таможенных обрядностей. Этому способствовало освобождение от монголо-татарского ига, территориальное и политическое объединение русских земель и, в конечном счете, образование Московского централизо-ванного государства как сословно-представительной монархии, под властью Москвы, возникновение предпосылок экономического развития государства, зарождения всероссийского рынка.
Объективно встал вопрос о реформировании таможенного дела. К началу XVI в. таможенное дело представляло собой, по образному выражению К. В. Базилевича, «Механический конгломерат долголетних исторических напластований». Местные князья творили суд таможенный, бесправный. Попытки русских царей упорядочить таможенные сборы, законодательно закрепить таможенные правила не всегда достигали цели. В указанный период предпринимались усилия для реформирования таможенных обрядностей. Это просматривается в содержании царских таможенных грамот. Среди них Уставная грамота по сбору таможенных пошлин в городе Суздале (1606), «Память Новгородским таможенным головам о взимании пошлин с немецких людей, приезжающих из Швеции» (1612), «Таможенная грамота Никольскому Песношскому монастырю на взимание пошлины в селе Рогачеве» (1621), «Таможенная грамота о сборе пошлин в селе Холму в пользу Бежецкаго Антониева монастыря» (1641), Именной указ «О высылке Английских купцов из России и по приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно же за учиненное в Англии убийство Короля Карла I» (1649).
Документы показывают стремление государственной власти влиять на таможенное дело и назревшую необходимость его централизации.
Наступает период реформирования таможенного дела. Определяющую роль в решении этой задачи сыграл вышедший 25 октября 1653 г. Именной указ царя Алексея Михайловича с боярским приговором «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по сколько взято и с каких товаров». Царским указом вместо различных таможенных сборов вводилась рублевая пошлина. Дальнейшему развитию таможенного законодательства послужил Новоторговый устав 1667 г. В последней четверти XVII в. в дополнение к нему было издано около восьмидесяти законодательных и нормативных актов, регламентирующих таможенное дело в Московском государстве. В 1668 г. был принят документ, учреждающий централизованную сдачу таможенных сборов в царскую казну.
Во второй половине рассматриваемого периода таможенное дело осуществлялось на основе включения механизма таможенного регулирования. Это время характеризуется поисками наиболее приемлемой системы таможенного обложения и определением направлений таможенно-тарифной политики. Таможенное дело оказало влияние на экономические преобразования в стране, рост промышленности и торговли. Доходы от внешней торговли выросли более чем в 3 раза, во столько же увеличились и таможенные доходы.
Развитие России шло цивилизованным путем, но преградой на этом пути стояло крепостное право, которое сдерживало промышленный переворот.
Восьмой период (XIX в.) характеризуется поисками наиболее приемлемой таможенно-тарифной политики. Он состоит из трех этапов.
Лишь со времени принятия протекционистского таможенного тарифа 1822 г., обеспечивавшего защиту национальной промышленности от внешней конкуренции, удалось осуществить первый этап промышленного переворота, развернуть строительство предприятий легкой и химической промышленности, приступить к индустриализации страны.
Принятие умеренного тарифа 1868 г. и введение некоторых элементов протекционизма способствовали экономическому развитию страны. Решающую роль в этом процессе сыграла отмена крепостного права в 1861 г.
Страна выходила из общенационального кризиса. Большое значение имело принятие протекционистского таможенного тарифа, начало которому положила золотая пошлина 1877 г. Это позволило перейти к осуществлению второго этапа промышленного переворота.
Под давлением Германии Россия пошла на уступки. В 1894 г. был заключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в результате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образному выражению Н. Н. Шапошникова, свернула с мирового ма-гистрального экономического пути развития.
В связи с отсутствием соответствующих законов в Россию беспрепятственно пошли иностранные капиталы, которые вкладывались в российскую экономику и в создание филиалов иностранных предприятий. Производимые ими товары беспошлинно поступали на российский рынок. Таможенный протекционизм себя изжил, а таможенная политика подчинилась интересам иностранных государств.
В то же время в начале XX в. усиливается рост таможенных доходов. Это происходило за счет активного ввоза на российский рынок иностранных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производимыми в стране.
В начале XX в. активизировалась нормотворческая таможенная деятельность. К дискуссии о целесообразности протекционизма и путях выхода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общественность.
Таможенные службы социалистических стран внесли значительный вклад в осуществление экономических реформ и экономического роста своих государств и подготовили условия для перехода регулирования внешнеэкономических связей в условия рыночной экономики.
Однако, учитывая тот факт, что государство держало в руках регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм регулирования внешней торговли не работал, таможенная система не выполняла своих главных функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность и непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные высшие учебные заведения по подготовке таможенных кадров и не велась научно-исследовательская работа в этой области.
В ходе этого этапа был упразднен Таможенный комитет СССР, введена новая структура таможенных органов. Создавались таможенные границы между суверенными государствами (странами СНГ). Потребовались огромные усилия по созданию новой структуры таможенных органов, изменению принципов размещения таможенной инфраструктуры. Ставка была сделана на внутренние таможни. Возросла роль региональных таможенных учреждений.
Таможенные органы России преобразованы в федеральные органы исполнительной власти, органы регулирования внешнеэкономической деятельности, на них возлагаются решения многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Эти положения получили законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, в Законе РФ «О таможенном тарифе».
На первый план вышли также вопросы усиления контроля за достоверностью объявленной стоимости товаров, борьбы с контрабандой и совершенствования таможенной статистики.
Приоритетной задачей является пополнение бюджета РФ на основе внедрения ноу-хау в осуществление таможенного и валютного контроля, опыта конвенциальной институализации таможенных служб.
Важную роль на современном этапе сыграло принятие нового Таможенного кодекса, отвечающего требованиям Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации, дальнейшей унификации таможенного законодательства.
Таможенная служба развивалась в соответствии с Программой на 2004-2008 гг.
Каждый период был связан с собственными характерными особеннос-тями формирования таможенного дела, которые способствовали развитию его экономики, торговли и упрочения финансового положения. При этом свою важную роль играли экономический, финансовый и социальный факторы как конечная цель проведения в жизнь таможенной политики.
Список используемой литературы:
Подобные документы
курсовая работа [49,6 K], добавлен 29.06.2010
Предмет, специфика и периодизация истории таможенного дела и таможенной политики России. Торговля и таможенная политика в России в первой четверти XVIII века. Таможенная реформа П.И. Шувалова. Возникновение и становление советской таможенной системы.
курсовая работа [88,7 K], добавлен 17.06.2015
Назначение и функции таможенного дела в развитии экономики государства, сущность его таможенной политики, как основы таможенного дела. Понятие таможенного механизма. Современные проблемы и перспективы развития таможенного дела в Российской Федерации.
курсовая работа [49,2 K], добавлен 08.05.2009
Теоретические аспекты таможенной политики и таможенного дела. Становление и развитие данной государственной службы России. Использование инструментов таможенного регулирования; импортные пошлины. Основы организации и проведения таможенного контроля.
дипломная работа [112,6 K], добавлен 17.12.2014
Правовой статус, структура и функции Федеральной таможенной службы России. Виды административных правонарушений в области таможенного дела. Разработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в области таможенного дела.
курсовая работа [40,9 K], добавлен 08.12.2014
Понятие, сущность и структура таможенного дела. Таможенная политика в Российской Федерации. Основные особенности регулирования таможенной деятельности в Таможенном союзе. Анализ тенденций развития таможенного законодательства Российской Федерации.
дипломная работа [1,1 M], добавлен 22.04.2013
История возникновения таможенного дела в Республике Беларусь, его законодательная регламентация. Перечень и значеие понятий, применяемых в таможенном деле согласно Таможенного Кодекса РБ. Сущность таможенного режима переработки вне таможенной территории.
контрольная работа [26,5 K], добавлен 10.09.2010