пермский театр оперы и балета история
Эволюция Пермской оперы. От локальных постановок к мировым премьерам
Первые антрепризные труппы начинают выступать в Перми в 1843 году на соляном складе семьи Строгановых. Интерес к постановкам среди местной публики привел к тому, что в 1846 году было построено первое деревянное здание театра. Оно находилось рядом с Мариинской женской гимназией (корпус ПГАТУ на Петропавловской, 23). В 1863 году этот театр сгорел. Вместо него в 1864 году (через дорогу) было построено новое здание. Именно на этом месте сейчас находится Пермский театр оперы и балета.
Однако официальной датой рождения театра считается не дата завершения строительства здания, а 24 ноября 1870 года (7 декабря по новому летоисчислению). В этот день в Перми поставили первую оперу — «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Постановка была организована силами артистов сборной труппы под руководством антрепренера Херувимова и дирижера Немвродова. В это время пермский театр еще нельзя назвать на 100% оперным, и уж точно балетным. На его сцене музыкальные спектакли еще чередуются с драматическими.
В 1874 году деревянное здание театра разбирают, чтобы на его месте построить новое — каменное в стиле позднего русского классицизма с залом на 900 зрительских мест. Автором проекта стал архитектор Рудольф Карвовский, перестроивший также дом семьи Дягилевых на Сибирской.
План второго этажа каменного здания Пермского городского театра по проекту Рудольфа Карвовского. Источник: Государственный архив Пермского края.
Основные строительные работы продолжались четыре года, и в 1878 году новый театр открыл свои двери для зрителей. Из Казани в Пермь с драматической труппой приезжает известный актер и антрепренер Петр Медведев. Артисты выступают еще в недостроенном здании. Отделочные работы в театре будут вестись до 1880 года. Все работы финансируются из средств, пожертвованных пермяками. Однако особенно в строительство вложился Павел Дягилев (дед известного импресарио Сергея Дягилева).
Общий вид на театр. Начало XX века. Источник: Государственный архив Пермского края
В 1896 году театр переходит под покровительство городской думы Перми. Депутаты принимают решение о создании первой в России Городской театральной дирекции, в состав которой вошли влиятельные жители и люди культуры. Главной целью нового управленческого ведомства становится формирование культурной жизни в Перми.
При поддержке муниципальных властей дирекция занялась формированием труппы, репертуара и гарантировала театру финансовую стабильность. На должность главного режиссера дирекции был приглашен один из ведущих постановщиков тех времен Николай Боголюбов, открывший публике Федора Шаляпина. Под покровительством дирекции театр проработает семь лет. Сезон 1901/1902 становится последним для уникального предприятия. Из-за экономического кризиса Городская театральная дирекция терпит значительные убытки и прекращает свое существование. Театр вновь начинает жить лишь на пожертвования и доход с продажи билетов.
Жизнь в эпоху Советов
После завершения Гражданской войны первые постановки на сцене театра начнут показывать только в 1920 году. Это будут спектакли гастролирующих оперных трупп. Свой «крепкий» коллектив у театра появится к 1924 году. Во главе театра встанут дирижеры Букша и Алевладов и режиссер Альтшуллер.
В 1926 году опера и балет окончательно «побеждают» драматические постановки. На сцене театра ставят двухактный балет «Жизель» Адольфа Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии, а позднее оперу «Евгений Онегин» Петра Чайковского. В этот год драматический театр переезжает в отдельное здание. Однако гастролирующие драматические театры продолжают давать постановки на сцене театра, а собственная оперная труппа появится в Перми только в 1930 году.
В годы Великой Отечественной войны пермская труппа уступает свою сцену эвакуированному коллективу Ленинградского академического театра оперы и балета им. Кирова (сейчас — Мариинского театра), а сама в это время выступает на сценах малых городов Прикамья (Березники, Лысьва, Соликамск, Кизел, Краснокамск).
1942 год. Программа концерта-спектакля в честь 24-й годовщины Красной Армии. Источник: Государственный архив Пермского края.
В Перми (на тот момент — Молотове) выступают лучшие по тем временам артисты: Галина Уланова, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Семен Каплан. Всего за три зимних и два летних сезона ленинградцы дают около тысячи спектаклей и играют больше 3 тыс. концертов в госпиталях и воинских частях. В 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, труппа Мариинского театра возвращается домой, а пермские артисты — на сцену родного театра.
Эвакуация труппы ленинградского театра вдыхает новую жизнь в Пермский балет. Впитав все лучшее от старейших школ — московской и питерской, — пермская стала третьей балетной школой в России. В будущем именно выпускники Пермского хореографического училища одними из первых в стране исполнят балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, а вслед за ним хореографию Джерома Роббинса. Огромный вклад в становление Пермского балета внесла Людмила Сахарова, за что в 1986 году она получила звание народной артистки СССР.
Источник: Государственный архив Пермского края
XXI век. Мировое признание
В 2008 году оперная труппа театра выступает в Карнеги-холле (Нью-Йорк, США) с программой «Чайковский известный и неизвестный». Артисты исполняют арии из опер великого композитора, а также «Коронационный марш», который звучал на открытии Карнеги-холла в 1891 году под управлением самого Чайковского. Год спустя Пермская опера удивляет мировую театральную общественность постановкой духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос», которая почти сто лет считалась потерянной. Партитуру театру предоставил правнук композитора Антон Шароев, обнаруживший пропажу в Берлинской библиотеке.
Сегодня Пермский балет входит в пятерку лучших балетных компаний России. Новый взлет балетной труппы связан с именем Алексея Мирошниченко, возглавившего ее в 2009 году. Под его руководством Пермский балет исполняет как шедевры мировой классики, так и раритетные постановки и образцы современной хореографии. Кроме того, с 1990 года театр проводит международный конкурс молодых артистов балета «Арабеск», с 2012 года носящий имя легендарной балерины Екатерины Максимовой. Художественный руководитель и председатель жюри — один из лучших танцовщиков ХХ века Владимир Васильев.
Алексей Мирошиченко на репетиции с балетной труппой. Фото: Марина Дмитриева
Широкую мировую известность театру принес и дирижер Теодор Курентзис. Маэстро возглавил театр в 2011 году и превратил его в центр притяжения ценителей оперы, балета и симфонической музыки со всего мира. Также в 2012 году Курентзис становится руководителем Международного Дягилевского фестиваля, который проходит по инициативе театра с 2003 года. Благодаря чему Пермь называют «русским Зальцбургом».
Сегодня главное лицо в театре — генеральный директор Андрей Борисов. Вместе с ним художественную политику формирует художественный совет: главный дирижер Артем Абашев, руководитель оперной труппы Медея Ясониди, руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко, главный режиссер Марат Гацалов и главный хормейстер Евгений Воробьев. В театре начинается новая эпоха.
Реквием по греческой мечте. Восемь лет Теодора Курентзиса в Пермской опере
В ожидании новой сцены
Последняя реконструкция театра началась в 1957 году. Автором проекта был архитектор Николай Кузнецов. Работы велись на протяжении двух лет и были закончены в 1959 году. К «коробке» старого театра были достроены новые помещения. В результате площадь увеличилась в полтора раза, а количество мест в зрительном зале с 900 до 1020. При этом элементы прошлых лет сохранились — фасадные колонны старого здания в фойе и фрагменты кладки XIX века.
Через три десятка лет после последней реконструкции к руководству театра приходит понимание, что здание нужно в очередной раз обновить. Площадь исторической сцены театра — 308 кв. м, что не соответствует современным требованиям. Сцена должна быть больше в 1,8 раза, но ее расширение невозможно, из-за того, что площадка ограничена стенами первого каменного здания.
Разработка первых проектов началась еще в 1986 году. Рассматривались вариант как достройки новых помещений, так и возведения нового здания. Однако до сегодняшнего дня ни один из них не был реализован. В январе 2020 года был презентован очередной проект новой сцены Пермского театра оперы и балета.
Здание, разработанное архитектурным бюро wHY и «ГК Строй-Эксперт» собираются построить в микрорайоне Разгуляй в непосредственной близости от культурного кластера «Завод Шпагина». Новое здание театра площадью около 34 тыс. кв. м должно включать зрительный комплекс с двумя зрительными залами, сценический и оркестровый комплекс, которые смогут трансформироваться в филармонические залы, репетиционные залы и технические службы.
Инвестиции в строительство здания оцениваются в 7 млрд рублей. Предполагается, что проект будет реализован к 300-летию Перми в 2023 году. Деньги должны быть выделены из трех бюджетов: городского, регионального и федерального.
Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского
Как ни полноводна была Кама, она не давала надежного сообщения с Зауральем и Сибирью, и в середине XIX в. начались разговоры о строительстве железнодорожной ветки в Перми
По легенде театр в городе появился благодаря… вокзалу. Вот такой вот пердюмонокль 🙂 Как ни полноводна была Кама, она не давала надежного сообщения с Зауральем и Сибирью, и в середине XIX в. начались разговоры о строительстве железнодорожной ветки в Перми. Первый поезд от новой станции отправился уже в 1878 году. Прибывшие из столиц путейцы всколыхнули дотоле мирную, тихую Пермь. В городе взметнулись цены — «железнодорожники» буквально швыряли деньгами. Для небогатых пермяков это обернулось ростом цен, но в целом Пермь стала преображаться в богатый, оживленный город, жизнь в котором уже не угасала с концом навигации.
Спросите, а при чем тут театр? Дело в том, что главный подрядчик строительства Губонин Пётр Ионович пообещал выстроить новый каменный театр на месте сгоревшего в 1963 году деревянного, если город бесплатно уступит землю под станцию. А купеческое слово — кремень! Пообещал — выстроил! Да, хочу сказать, что сам театр на фотографиях не представляет особого интереса — здание и здание. Весь интерес в антураже 🙂
27 февраля 1874 года в Городской думе был поднят вопрос о постройке большого каменного здания для городского театра. Ходатайствовал об этом известный пермяк Павел Дмитриевич Дягилев, он же в 1876-1878 годах внес 4 тысячи 300 рублей для строительства. Так же большие денежные средства вложил в возведение театра крупнейший пермский предприниматель Иван Иванович Любимов. В 1877 году приступили к строительству. Проектировали здание и курировали строительные работы два замечательных архитектора Рудольф Иосифович Карвовский и Василий Васильевич Попатенко, знатоки секретов акустики церковного строительства.
Потолок был сделан из резонансной ели, в углах были вмонтированы перевернутые корчажки для усиления звука. Еще одна тайна замечательной акустики театра раскрылась во время капитального ремонта здания в 1950-х годах. Многих зрителей, да и артистов удивляло, что сцена помещается на втором этаже, а под ней расположены аркады каких-то галерей. При вскрытии пола были обнаружены фарфоровые слуховые трубы с отверстиями по всей длине. Карвовский заказывал эти трубы на фарфоровом заводе.
В 1895 году началась целая эпоха в истории Пермского городского театра. Его взяли под свое попечительство гласные Городской думы, которые решили вести все театральные дела за счет города. Была выбрана городская театральная дирекция — антреприза, которую возглавил статский советник А.В. Синакевич. Первый «муниципальный» сезон открылся в сентябре 1895 года постановкой «Аиды». А всего дирекция провела шесть сезонов. Начинались они в сентябре, завершались перед Великим постом; за сезон проходило до ста и более спектаклей. В основном ставилась русская классика, но были и новинки, например «Богема» Пуччини или «Демон» Рубинштейна. За это время Пермь получила прочную репутацию театрального города, про который говорили:«Летом он живет навигацией на Каме, а зимой — оперой». К сожалению, в 1901 году Городская дума отказалась содержать театр, так как этого не выдерживала городская казна.
Городской театр получил название театра оперы и балета с 1931 года, когда была организована первая постоянная оперная труппа. В мае 1956 года, в ознаменование 125-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского, театру было присвоено имя великого композитора (наш театр — единственный в России, на сцене которого поставлены все балеты и оперы на музыку, написанную Чайковским), а в 1969-м он получил почетное звание академического.
В 1956-1959 годах здание театра было реконструировано (архитекторы С.С. Андреев, Д.Я. Киржаков, инженер-строитель Ю.С. Гусев), увеличилась площадь сцены, стало больше зрительских мест, но, к великому сожалению, исчезло акустическое волшебство, которое было присуще старому театру.
Пермский театр оперы и балета история
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Пермский оперный театр. Прошлое, настоящее, будущее.
Небольшой набросок по истории Театрального сада и оперного театра. Только набросок, без особо глубокого содержания (в основном по Спешиловой).
Ну, и еще несколько фотографий из музейных фондов и неизвестно откуда.
Написано в связи с грандиозным проектом нового здания театра (подробности в perm_opera )
На месте нынешнего «Театрального сквера» в давние времена находились гостиный двор (от улицы Покровская (Ленина) до Петропавловской и плац для военных смотров (на месте нынешнего театра). Именно здесь присутствовал Александр Первый на построении местного воинского батальона в 1824 году.
Каменный гостиный двор был построен в начале 19 века при знаменитом губернаторе Модерахе.
С середины XIX века на это место (вниз от улицы Петропавловская, ниже гостиного двора) медленно, но верно, начинает претендовать театр.
Деревянное здание было построено в 1846 году. Постоянной труппы еще не было, приглашались артисты из других мест. Деревянное здание сгорело в 1868 году. Взамен опять построили деревянное, «больше похожее на балаган». С этого времени площадь стала называться Театральной.
Днем рождения театра признается 24 ноября 1870 года (открытие сезона, оперой «Жизнь за царя»).
С середины 1870-х ставится вопрос о сооружении каменного здания. Одним из больших сторонников был Павел Дмитриевич Дягилев. В отличие от внука, он действительно интересовался жизнью города и посвящал ей очень много средств и усилий.
Также финансировали постройку крупнейшие купцы города (И. И. Любимов, например) и многие простые граждане, вплоть до рабочих. Ссуду в 20 000 рублей выделил Марьинский банк.
Сезон в новом, еще не достроенном здании, открылся в 1879 году. В 1880 году строительство завершено. Про театральную жизнь здесь рассказывать не будем. Упомянем лишь, что открытие театра очень сильно изменило культурную жизнь губернии.
Театр был своеобразной «точкой роста» для города. По крайней мере, в прессе, произведениях пермских журналистов и писателей театр присутствует постоянно. Многие жители города в воспоминаниях указывают на большое значение театра для их жизни, доступность цен, хороший репертуар и хорошие голоса певцов.
В 1895 году театр стал «муниципальным», финансировался городской думой.
Это финансирование продолжалось 6 лет. Постепенно появлялось не только оперное, но и балетное искусство.
Театром оперы и балета стал называться с 1831 года, в 1956-59 годах перестроен и реконструирован. Стал выглядеть более, ммм, имперским, но утратил былую аутентичность.
Теперь еще про «театральный сад». После постройки театра вокруг него стал сооружаться сад (по распоряжению губернатора). Были посажены липы, тополя. В 1907 году посадили липы, клены, березы, ели, пихты, 25 кедров и кустарники. Поставлены красивые скамейки со спинками, сделаны клумбы, обложенные белыми камнями. Камнями обложены и газоны вокруг деревьев.
Сооружен красивый фонтан с каменным гротом, в котором сооружено и электрическое освещение «для получения световых эффектов».
Рядом стояла деревянная беседка.
В нынешнее время фонтан представлен унылым вариантом. Который, кроме того, и не работает. Беседка в 1940-х снесена.
Цветник в театральном саду (1932)
Трамвайная остановка у почтамта. Здание уже обезображено советскими орхитегторами.
Театр в советское время, еще до перестройки
А это уже памятник, и старый театр.
Будет так? Остальные прожекты были просто отвратительны.
Выигравший неплох. Однако и так у нас мало скверов, а тут его площадь уменьшится (хоть и за счет запущенных кусочков).
Не знаю.
Пермь — путь от городского до оперного театра
Здание оперного театра – одно из центральных мест города. Рядом находится живописный театральный сад, дом Смышляева, Мариинская гимназия и главпочтамп. Оперный театр – это старейший культурный центр Прикамья, который насчитывает 150 летнюю историю. Сейчас полное название театра – Пермский академический театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, а когда то он носил более простое имя — городской театр.
Городской театр в Перми. Фото начала XX века.
Театральная жизнь в Перми зарождается в 20-х годах XIX века, когда в доме чиновника казенной палаты В.Н. Берха начали выступать артисты Очерского крепостного театра. В 40-х годах устраиваются представления в соляных амбарах Строгановых, а в 1846 году недалеко от того места, где сейчас располагается оперный театр, строится деревянное здание для выступлений трупп и артистов. Также, выступления приезжих трупп и местных артистов проходили в благородном собрании и доме Дягилевых.
Театр оперы и балета
Датой рождения пермского театра оперы и балета считают 24 ноября 1870, когда в новом деревянном здании для выступлений прозвучала опера «Жизнь за царя». С этого времени начинается деятельность пермских активистов за постройку в городе Перми здания городского театра. Сбор средств шел три года, весомый вклад внесли пароходчик Любимов, П.Д. Дягилев и мотовилихинские рабочие. Строительство оперного (городского) театра в Перми начинается в 1877 году и заканчивается в 1880. Однако первый театральный сезон в Перми начинается на год раньше – в 1879 году.
Первый взлет городского театра пришелся на 1895 год, когда муниципалитет Перми взял театр на свой баланс. Это позволило значительно расширить репертуар театра и приглашать известных зарубежных артистов. К концу XIX века Пермь стала ведущим театральным городом Урала и по своему репертуару стал одним из лучших провинциальных театров России, которым он остается и по сей день. Новая веха в развитие – это создание собственной оперной труппы пермского городского театра, и с этого времени носит название «Театр оперы и балета». В 1965 году театр оперы и балета получает имя одного из лучших отечественных композиторов – Петра Чайковского.
На оперном театре есть две мемориальные таблички. Первая табличка, на которой большими цифрами написан год «1917» установлена в 1974 году, автор К.Н. Собакин. Надпись на доске гласит: «В этом здании в 16-17 декабря 1917 года проходил 1-й Пермский губернский съезд рабочих и солдатских депутатов, который провозгласил Советскую власть в Пермской губернии». Вторая мемориальная доска посвящена пребыванию в годы войны Мариинского театра (Ленинградский академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова). Эта табличка установлена в 140 юбилей оперного (городского) театра.
Пермский театр оперы и балета история
Официальная хроника Пермского театра оперы и балета ведется с 1870 года, когда на его сцене впервые была поставлена опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки. Однако его реальная история глубже. Деревянный прообраз театра находился по улице Обвинской (ныне улица 25-го Октября) и в 1863 году сгорел. За год было отстроено новое здание, снова деревянное, где и состоялась первая оперная премьера.
В 1879 году театр переехал в трехэтажное каменное здание в стиле позднего русского классицизма, построенное по проекту архитектора Рудольфа Карвовского. Строительство велось на пожертвования горожан. Большой вклад внес видный общественный деятель Перми Павел Дягилев, дед знаменитого импресарио Сергея Дягилева. Новое здание было оборудовано разнообразными техническими новинками того времени. К примеру, системы обогрева и вентиляции были совмещены, а вместо керосиновых ламп использовалось газовое освещение.
К началу XX века с расширением репертуара и увеличением оперной труппы театра возникла потребность в новом — более вместительном и технически усовершенствованном — здании. Спустя полвека, в 1957 году, началась капитальная реконструкция театра по проекту архитектора Николая Кузнецова. Особенность этого проекта была в том, что вокруг существующей «коробки» достраивали новые помещения. Размеры исторической сцены сохранялись. В результате через два года «старое здание словно обернули в новые стены»: его площадь увеличилась в полтора раза, а количество мест в зрительном зале — до 1020 (ранее было 900). В современном фойе сохранились фасадные колонны старого здания, а за кулисами можно обнаружить фрагмент кирпичной кладки, выложенной еще в XIX веке.
В более поздние годы руководство театра не раз обращалось к проблеме новой реконструкции здания. Так, с 1986 по 2008 год было разработано как минимум шесть разнообразных проектов. Только в 2010-м идея реконструкции начала приобретать реальные очертания. Был проведен международный конкурс на лучшее решение по строительству новой сцены и реконструкции исторического здания Пермского театра оперы и балета. Победу одержало английское архитектурное бюро David Chipperfield Architects.