пермский звериный стиль история
История пермского звериного стиля
В эпоху викингов Прикамье неожиданно оказалось на перекрестке мировых путей. Магистральное движение в те времена шло по рекам, по воде шли завоеватели, торговые караваны, путешественники и разведчики.
Прикамье находилось на пересечении трех путей из Сибири в Европу, в Византию и в Среднюю Азию, с другой стороны это были своеобразные ворота в Сибирь на дороге из Скандинавии, Ирана и Средиземноморья.
Как существовала известная дорога «из варяг в греки», так на востоке, в Прикамье, пересекались три речных пути «из варяг в бьярмы», «из бьярм в греки», из «манси в персы».
На перекрестке магистральных путей Евразии, среди потока товаров, людей, идей мировых религий, на берегах Камы и Вишеры родилась уникальная цивилизация. Эта цивилизация лесных народов не обладала письменностью, поэтому мы не знаем ни исторических хроник, ни преданий, ни даже самоназвания народа Прикамья. Но эта культура оставила нам ни с чем не сравнимое богатство: огромный пантеон своих богов, духов, мифологических сюжетов, отлитых в металле.
Бронзовые изображения, не имеющие аналогов в мире, позволяют с уверенностью предположить, что именно эта цивилизация стояла у истоков мифологических культур Сибири и Дальнего Востока. В Прикамье в диалоге с мировыми культурами Европы и Средней Азии оттачивались магические практики, рождались мифы и укреплялась вера в существование Трех миров. Эта первобытная, магическая религия завоевала пространства Сибири, добралась вместе с сюжетами мифов до Дальнего Востока и просторов Арктики.
Как в свое время Афины, родина греческой скульптуры, стали источником средиземноморской культуры, так и цивилизация Урала — родина металлопластики — стоявшая у ворот Сибири, была в Средневековье идейным центром сибирских и дальневосточных культур.
Бьярмы, как называли их викинги и новгородцы, или люди вису, как говорили волжские булгары, занимались торговлей, рыболовством и охотой, развивали культовую металлургию и по уверениям соседей были сильны в магии и сведущи в ритуалах. Они создавали не только мифы и экспортировали не только меха. Волшебные кресала и магические наборные пояса прикамского производства ценились на просторах Евразии и через тысячу лет были обнаружены археологами в курганах викингов, на Волге и Днепре, в Зауралье и даже на Ямале.
Тысячи бронзовых изображений богов и духов были найдены на родине цивилизации — в Прикамье.
Этот ресурс посвящен Пермскому звериному стилю как называют ученые металлопластику Прикамья. Здесь вы найдете ссылки на работы специалистов, литературу, посвященную ПЗС. Здесь мы постарались собрать самую большую в Сети фотогалерею Звериного стиля, фрагменты литературных произведений на тему пермской культовой металлопластики, работы по реконструкции значений изображений ПЗС.
Также на нашем сайте вы сможете выбрать и заказать сувениры на тему Пермского звериного стиля — уникального собрания произведений древней цивилизации.
Пермский звериный стиль: следы древней цивилизации Русского Севера
Пермский звериный стиль. Именно под таким названием учёные описывают многочисленные фигурки животных, в том числе выполненные в качестве ювелирных изделий, обнаруживаемые в достаточно большом количестве на территории Пермского края, регионов севера России. Однако до сих пор учёные точно не могут сказать, какой именно цивилизации принадлежало это удивительное ремесло.
На канале День ТВ представлен сюжет, в котором рассказывается о Пермском зверином стиле и в котором пытаются найти ответ на вопрос об авторстве этих выдающихся работ древности.
Археологи говорят о том, что всё это северное искусство родилось примерно в VII веке новой эры. Однако далеко не все учёные склонны разделять именно эту точку зрения.
Примечательно, что финно-угорские народы, населяющие существенные территории России, Евразийского материка, не считали и не считают обнаруженные артефакты изделиями своих предков.
Эксперт «Изборского клуба» Алексей Комогорцев, находясь в Пермском краеведческом музее, рассказывает о богатой коллекции Пермского звериного стиля.
В ролике представлены размышления относительно того, какая именно древняя цивилизация могла населять Русский Север в древности и оставить свой культурный след.
Пермский звериный стиль – высокое искусство из металла
Пермский звериный стиль – знаковое для Прикамья явление. Древние мастера смогли создать уникальные изделия из металла, которые вызывают восхищение и в наши дни. Чем же интересны эти многочисленные артефакты? Попробуем найти ответ на этот вопрос в нашей статье.
Что такое пермский звериный стиль
Изображения зверей из металла получили большое распространение практически на всей территории Евразии. Такие изделия также встречают на территории Южной и Северной Америки, Африки, Австралии. Повсеместное распространение изображений животных можно объяснить как стремлением человека быть частью окружающего мира, так и попыткой взаимодействия с ним.
Медведь в жертвенной позе из села Кын. Один из самых знаменитых артефактов пермского звериного стиля.
Принято считать, что пермский звериный стиль зародился в I тысячелетие до нашей эры, на территории нижнего течения реки Камы. Племена, населявшие эти земли, получили название ананьинцев, поэтому сама археологическая культура получила название ананьинской. К пермскому стилю относят следующие археологические культуры:
Для всех археологических стилей характерно наличие главной идеи звериного стиля – создание металлических изделий с изображением животного мира. Пожалуй, главной особенностью именно пермского стиля станет придание таким изображениям полусказочного полуфантастического мотива, отчего даже спустя тысячу лет специалисты спорят о природе и назначении предметов.
Почему этот стиль носит название «Пермский»? Именно на территории Прикамья в конце XIX-начале XX века в больших количествах находили металлические изделия с характерным исполнением. Это дело основание локализовать находки по территории Пермской губернии. Впоследствии, изделия пермского звериного стиля находили на обширной территории Урала, Сибири и средней полосы России.
История
Примерно 4000 тысячи лет назад на территории Прикамья возникают очаги металлургии. Первые изделия отливались из меди, чуть позже появились изделия из бронзы. Предпосылками для зарождения нового рода деятельности становится наличие медистого песчаника (широкая сырьевая база) и повсеместное распространение древесины.
Изображение медведя в жертвенной позе. Один из самых узнаваемых мотивов пермского звериного стиля. Датируется VII-VIII веком н.э.
Постепенное совершенствование технологий позволило освоить выплавку железа, при этом, качество таких изделий не уступало лучшим мировым образцам того времени. Центры металлургической промышленности (Месопотамия, Древний Египет, Финикия, Индия) того времени находились на достаточном удалении от Прикамья, поэтому трудно судить, как сюда попала технология обработки цветных, а затем и черных металлов.
Коньковая подвеска. Свидетельствовала о взросшей роли земледелия и роли лошади в жизни древних пермяков.
С уверенностью можно сказать, что к VIII-VII веку до нашей эры искусство обработки металлов достигает такого уровня, что древние мастера могут не просто создавать примитивные орудия труда их железа. Они научились отливать высокохудожественные произведения искусство, заложив в их образ высокий смысл. Именно так, на базе огромного опыта и знаний возникает ананьинская культура.
Полая пронизка с изображением птицы. Частый предмет в пермском зверином стиле. Ломоватовская культура VI-VIII век н.э.
По мнению ученых данная культура сформировалась на базе скифо-сибирского звериного стиля. Не до конца понятны мотивы, по которым жители с чертами древних скифов покинули Причерноморье и переселились на территорию современного Татарстана. Здесь они ассимилировались с местными обитателями и создали собственное племя.
Мотивы пермского звериного стиля
В ананьинской культуре главным мотивом было изображение птицы. Птица выступала как проводник в неведомый мир и образ человеческой души. Сложно сказать, во что верили жители того времени, однако благодаря металлическим изображением можно судить об их уровне развития и сделать предположение о мировоззрении. Часто, птица изображалась с чертами человека, поэтому эти изделия называют человекоптицы.
Мотив птицы в пермском зверином стиле. В центре находится человеческая личина. Возможно, это представление древних людей о душе, переселяющейся в птицу.
Мотив птицы характерен практически для всех культур пермского звериного стиля. Однако постепенно он эволюционировал от изображения космогонических персонажей, до вполне реального изображения лошади. Медведи, утки, лоси, соболя и куницы – все эти персонажи пермского звериного стиля поначалу наделялись сверхъестественным образом, впоследствии получали вполне узнаваемые черты.
Металлическая пластина с изображением сцены. Пермский звериный стиль, ломоватовская культура, VI-IX век н.э.
Приблизительно в 3 веке до нашей эры в районе современного города Пермь складывает гляденовская культура, образы который расшифровке поддаются с трудом. Это были не просто изображения медведя или утки, а целые комплексные сюжеты, в которых скрывался непонятный современнику мотив. Главными персонажами таких предметов принято называть человеколосями, однако кем они были на самом деле, остается только гадать.
Один из вариантов изображения «Человеколося». Гляденовская культура, I-III век н.э.
Особый интерес представляют собой металлические изделия с изображением сцен. В таких сценах, как правило, участвуют фантастические персонажи. О сюжете и природе таких предметов уже не первое столетие ведутся ожесточенные споры. Без знаний и мифологии и религиозных верований жителей того далекого времени трудно делать однозначные выводы об этих предметах, и как следствии – расшифровке пермского звериного стиля.
Мотив утки в пермском зверином стиле
Утка — один из самых популярных персонажей пермского звериного стиля. Кроме того, именно утка является одним из самых старых образов стиля. Большое количество предметов, найденных на территории Урала, выполнены с использованием образа утки.
Образ утки был популярен еще до появления пермского звериного стиля. На некоторых памятников эпохи неолита имеются отчетливые изображения утки,которые, как считают ученые, могут быть образами создателей мира. Мифы об утке, создательницы мира, известны у индейцев Северной Америки, Китая и кельтских племен.
Но самое большое распространение образ утки получил у финно-угорских племен.В мифологии практически каждого финно-угорского народа имеется сцена с уткой. У коми-пермяков утка является самой почитаемой птицей. Фигурки уток в большом количестве находят на гляденовском костище.
В изделиях древних мастеров наиболее популярными были 4 образа с использованием утки:
Все эти предметы являются яркими представителями пермского звериного стиля. Считается, что они обозначали высший мир и символизировали переселение человеческой души из земного мира в мир небесный.
В большинстве коми-пермяцких мифов именно в образе утки бог Ён создавал мир. Его брат-антогонист, Куль, также изображался в виде утки. В ряде мест Чердынского и Соликамского уезда утка считалась священной птицей, поэтому охота на нее была негласно запрещена (у пермяцких охотников).
Цивилизация Хранителей
Б. Эренбург
Пермь, «Сенатор», 2011
История
Никто не знает, как появились и куда исчезли Хранители. Они сами позаботились о том, чтобы убрать следы. Кое-что мы знаем, о многом будем догадываться и предполагать.
Цивилизация Хранителей исчезла около тысячи лет назад.
В период расцвета цивилизации в VIII веке н.э. земли Хранителей простирались от рек Вымь и Вычегда на западе до Камы, Колвы и Вишеры на северо-востоке. Хранители торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазарского каганата, с родственными племенами Югры и обских угров за Уральским хребтом. Племена Хранителей жили вдоль рек, занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов.
К X веку с юга усилилось давление кочевников, на земли Хранителей наступали молодые племена коми. В Кунгурскую лесостепь пришли войска Волжской Булгарии. Хранители решили уйти в Зауралье, через ущелья Хребта, которые они хорошо знали. К тому времени ареал Хранителей уменьшился до чердынских земель, именно там они перед последним походом похоронили своих богов, неразрывно связанных с землей Прикамья. Уйти могли только люди, а не духи мест.
Таким образом, оправдывая название, Хранители сберегли для будущих поколений воплощения своих духов, византийские изделия и блюда сасанидского Ирана с изображениями зверей и шахиншахов. Эти блюда племена Хранителей меняли у булгар на меха, и таких изделий не осталось даже в мусульманском Иране.
Племена коми-пермяков заняли опустевшие земли. Исчезновение старых противников, народа магов, поразило коми, и они создали легенды о таинственном народе — Чуди, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от злого и таинственного духа, бросив находку в воду. До наших дней дошли расказы о странных людях, которые умели превращаться в зверей и охраняли в земле многочисленные клады. Постепенно память о живых Хранителях стерлась, и в рассказах коми они превратились в духов здешних мест. Остатки Хранителей растворились среди обских племен, которые тоже верили в Великую богиню Среднего мира. Прикамские племена оставили след в мифах зауральских угров и принесли туда свою технику литья металлов. Но многое погибло: исчезли человеколоси, братья-близнецы, сыновья Верхнего бога и богини Среднего мира. Великий Мэнло, научивший людей охоте и металлургии, приказавший птицам лететь летом на Север, и проказник хулиган Оло-ло, перепутавший человеческие сны, бесследно пропали на чужой земле.
От древней пермской культуры остались тысячи металлических оберегов, амулетов, целый пантеон духов. По богатству образов и разнообразию предметов Культура Хранителей превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя.
Космос
Хранители жили в трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем, каждым из которых управляли свои боги, вернее, Духи. Все три мира были примерно равнозначны и жизнь в каждом зеркально отображалась в другом. Так, если в Верхнем мире человек умирал, в Среднем — рождался. Если люди погибали в Среднем мире, они рождались в Нижнем. Если песня в Среднем мире уже забыта, значит она только что создана в другом Мире, а недавно отлитый амулет в Среднем мире только что потерян наверху. Автор, художник, кузнец не изобретают новое, а открывают дверь в иной мир, где созданное ими уже существовало. Ночь и день чередуются в этих мирах, и люди Нижнего мира — левши. Люди Нижнего мира становятся со временем моложе и превращаются в младенцев.
У обских угров до сих пор существует обычай Хранителей ломать на могилах вещи умерших, ведь они возникнут в мире ином и будут нужны родившемуся там хозяину. Поскольку окончательной смерти не существовало, Хранители были, в сущности, бессмертны.
Ками-эва — богиня Земли следит за порядком. Она хранит души людей, отмеряет срок жизни в нашем мире. Миры были проницаемы, но не для всех. Проникать через барьер могли крылатые боги, священные птицы и герой Мэнло, крылатый человеколось. С помощью птиц и богинь через границу миров могли путешествовать шаманы.
Мы помним, что явления в трёх мирах зависели друг от друга. Благодаря перемещению, шаманы корыстно или бескорыстно воздействовали на события параллельных миров и заглядывали в будущее. Великие реки: Кама, Вишера, Чусовая, Сылва и Колва омывали миры, текли от горизонта к горизонту, из Нижнего мира в Верхний, на Небо и обратно. По небу протекала великая река — Млечный путь, которую Хранители называли Дорога птиц. Так Хранители предугадали круговорот воды в природе.
Это строение Вселенной легко читается на изображениях Великой крылатой богини Среднего мира, матери зверей.
Медведь — сын божий, убитый и вознесенный
Медведь — важное существо пантеона Хранителей. Медведь — сын бога, хозяин леса. При этом он, еще вечный жених, первый охотник, хозяин праздника, посол людей к великому богу Верхнего мира. Нет, не зря пермяки, ожидая благ, натирают нос своему медведю.
У бога Верхнего мира помимо семи сыновей был сын, «одетый в шубу» — медведь. Нарушив запрет отца, медведь в серебряной люльке с помощью братьев спустился в леса Среднего мира. Ради вкусных ягод и меда медведь бросил божественный мир и остался на земле. К тому же он был прекрасным охотником, знал от братьев привычки лосей и других тварей.
Однажды девушка, заблудившись в лесу, попала в берлогу зверя. Медведю понравилась красавица, и он стал жить с ней как с женой. У них появились медвежата и сын-человек. Но девушка тосковала о людях и уговорила «мужа» посетить свой дом. Ей хотелось показать сына людям своего рода. Братья женщины убили медведя, птица Карс унесла его душу к небесному отцу.
Медвежата убежали в лес, а сын остался среди людей и стал великим охотником. От отца медведя он унаследовал умение охотиться и знание повадок зверей. Женщин он обучил разбираться в лесных дарах: ягодах и меде. К тому же именно он научил людей «медвежьему празднику». Как сыну бога и предку человека, Хранители приносили духу медведя дары. И охота на медведя, и праздник после охоты проводились со множеством ритуалов и различных охотничьих табу. Отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с произнесением заговорных текстов. Для всего, что связано с медведем у Хранителей был разработан тайный язык. Медведя называли «зверь», шкуру — «изготовленная матерью мягкая одежда», снег — «белая пыль», медведя не убивают, а низводят из леса в селение.
По подсчетам специалистов у хантов в XIX века в подобный язык входило около 500 слов. У Хранителей слов в этом особом языке было не меньше. Гостя надо было «расстегнуть и раздеть, снять шубу», то есть отделить мясо от шкуры. Иногда шкуру с медвежьей головой возили по рекам, озерам, возвышенностям — показывали медведю достопримечательности края. Потом шкуру вносили в дом, голову клали на передние лапы, как изображено на пластинах, одевали шапку, закрывали медведю глаза, а на стол перед ним ставили миску с дымящейся чагой. Начинались медвежьи игрища, которые длились семь дней. Во время праздника медведь знакомился с племенем, в танцах ему представляли духов-покровителей рода, в которых перевоплощались танцоры, ему рассказывали обо всех людях племени. В песнях и сказаниях медведь и присутствующие слушали историю народа. Душа медведя направлялась к богу-отцу, Сол-туру, которому она должна была поведать о людях. Хороший отзыв о племени сына отцу гарантировал роду удачу и защиту небесного бога. Небесный зверь медведь, конечно, должен был возродиться на небе.
Медведь считался первым суженым, к умершим до замужества девушкам в могилу иногда клали медвежью лапу — обручали с небесным женихом, умиротворяли душу не познавшей замужества девушки. Девушки Хранителей в надежде на суженого одевали на когти медведю медные кольца. На свадьбах «медведи» похищали невесту, а жених отвоевывал ее в ритуальной борьбе.
Эти мифы Хранителей ушли с ними на восток в Зауралье к хантам и манси, но также попали на запад к язычникам-славянам в леса Поволжья.
Культ медведя существовал у племен мери в районе современного Ярославля, фольклор славян сохранил пережитки этого мотива: ряженые медведями на свадьбах валили на пол девушек, мазали их сажей, а сама «молодая» — невеста — именовалась медведицей. У мордвы одна из родственниц молодых встречала их обряженной в вывернутую наизнанку шубу — изображала медведицу. У карел медвежьи лапы использовались в качестве свадебных оберегов«. (Петрухин, Мифы)
Древнее имя медведя, как имя многих божеств, было запретным, и вместо него произносились слова-перифразы: например, в русском языке мед-ведь (ведающий медом) вместо Бер. Хранители называли медведя «изобилие зверей дающий дух», «зверь пряжки», «лесной человек», «младший брат» (младший у Хранителей — главный) и множеством других иносказательных имен. Подлинное индоевропейское имя зверя сохранилось в немецком языке и в названии столицы Германии, а в русском — в названии его жилища: берлога.
Хранители клялись на лапе медведя, и это была самая сильная клятва, сильнее, чем клятва на щучьем носу, на луке или другой вещи. Ведь медведь обязательно накажет клятвопреступника, разорвет или просто не пошлет добычи. А если человек прав и не виновен, посредник-медведь разберется с оболгавшим врагом. В большой семье, а Хранители жили в больших домах семьями из нескольких поколений, обязательно хранился медвежий череп — талисман рода.
Язык пермского звериного стиля
Мы знаем, что означает серп и молот, зебра на дороге, красный сигнал светофора и много других знаков. У амулетов Звериного стиля есть свой язык, свои символы, эти знаки не столь известны.
Вот несколько из них:
1. Фигура на ящере обозначет существо нашего человеческого Среднего мира.
Ящер охраняет вход в Нижний мир, и сульдэ (так называют фигуру сверху), будь то божество, герой или несколько персонажей — находится сверху, в Среднем мире.
2. Пять птиц сверху. Это пять кукушек, пять душ человеческих. Так считали Хранители. У каждого из нас есть пять душ.
3. Фигура с крыльями. Крылья — знак того, что существо причастно к двум мирам: Среднему и Верхнему. Это герой человеколось — он может подниматься в Верхний мир — или божество, которое может спускаться в Средний.
4. Обрамление из голов человеколосей. Персонаж находится в нашем Среднем мире. Он рядом с нами.
5. Три головы. Одновременно присутствует в трех мирах, создатель миров или герой, побывавший в каждом из них. Три головы есть у богини огня, она живет в трех мирах сразу.
Три головы есть также у птицы Рум, вестницы Богов.
Три головы — это пропуск в любые миры.
6. Лицо на груди.
Человеческое лицо на груди птицы обозначает первопредка, покровителя рода.
Это не просто животное, не только человек.
Летящая душа, душа птица может покинуть тело человека за год до смерти. Чтобы удержать душу, Хранители создавали такие амулеты. В дальнейшем, когда искусство литья было отчасти утрачено, потомки Хранителей, ханты и манси, делали на теле татуировку в виде птицы.
7. Руки в боки. Этот жест «хозяина» характерен для бога-покровителя. С руками упертыми в бока обычно изображали Светлого мальчика, Сына бога, Альви — покровителя людей, хозяина зверей и птиц.
8. Ребристая линия. Обозначает первичную воду. Эта вода окружает Землю, наш Средний мир. В воде плавает рыба, на которой держится земля, в эту воду уходят старые звери, превращаясь в гибридов-монстров, из этой воды приходят небесные лоси, чьи головы замыкают небосвод.
Железо и бронза
Но небесные боги не любили творцов железа. Поэтому отношение к кузнецам было двойственным, их боялись, но часто презирали.
Неосторожный и злой кузнец мог навлечь гнев духов на племя. Кузнецы не отливали священные амулеты.
Хотя кузницы создал великий герой Мэнло, покровителем кузнецов считался Хул-тур, владыка болот, из недр которых добывалась железная руда. Огнедышащий дракон Вэс тоже благоволил к кузнецам.
Изделия из бронзы отливали женщины, носители жизни, последовательницы культа Великой богини Среднего мира.
«Свойства» металла сохранились до наших дней.
Так подкова над дверью не просто приносит удачу, железное изделие отпугивает на входе злых духов. А суеверные люди до сих пор носят в одежде стальную булавку «от сглаза».
Технологии
Материал амулетов звериного стиля — бронза, металлические сплавы на основе меди. На некоторых амулетах остались следы позолоты. Мастера бронзовых амулетов владели искусством отливки, шлифоки, напайки отдельных частей изображений. Большинство обычных амулетов были деревянными. Техника резьбы по дереву достигла у лесного народа Хранителей высокого искусства.
Но у шаманов, вождей и в святилищах были амулеты из настоящих металлов, которые так ценили духи: бронза, серебро, медь. Родовой дух-покровитель также предпочитал бронзу. С помощью деревянной модели делали оттиск в глине и получали двустороннюю глиняную форму. Затем в форму заливали бронзу. Существовали сложные отливки на основе восковых моделей. Но самым важным был процесс передачи магической силы «тонх» амулету. Для этого во время специального ритуала деревянный амулет перед погружением в глину смачивали жертвенной кровью. Необходимо было следить, чтобы жертвенное животное было соответствующего цвета.
Черное — если дух-покровитель или божество было из Нижнего мира.
Пестрое — если это была богиня земли или духи Среднего мира.
Белое — для божества или духа Верхнего мира.
Цвет строго соответствовал подбору животных на праздничных жертвоприношениях.
Путешествие в нижний мир за луной и солнцем
Изгнанный с неба бог Нижнего мира мира украл светила. На земле настала вечная ночь. Люди не могли охотиться и рыбачить, заниматься делом. Пришел холод.
Герой Мэнло решил вызволить солнце и луну из подземелий Хул-тура. Он знал, что вход в подземный мир сторожит Вит-кан, водяной дух.
Птица Карс отнесла братьев-человеколосей к старому заросшему озеру. На берестяной лодке братья отправились по воде. Внезапно перед носом суденышка с разных сторон загорелись два желтых глаза. Огромная столетняя щука набросилась на лодку и проглотила ее вместе с братьями.
Они видели реку смолы, над которой огромный паук сплел паутину. Души умерших перебирались по этим нитям и с криками срывались в кипящую смолу.
Человеколоси пошли дальше. Они набрели на землянку. Вокруг дома на шестах сушились шапки умерших, а возле землянки их встретила одноногая старуха с железными зубами. Старуха пригласила их в жилище. Лол зашел и увидел котел на огне. Приоткрыв крышку, герой обнаружил, что в воде кипят человеческие сердца. Тогда Лол прикинулся дурачком и сказал, что высокий брат не сможет войти в низкий проем. Хозяйка пригнулась, показала, как это сделать, а братья заперли старуху, завалили дверь бревнами, взяли шапки и пошли дальше.
Они увидели мужа и жену, которые ссорились из-за покрывала на земле и обречены были вечно ссориться и ругаться в стране умерших. Они увидели голодного человека, запутавшегося в сетях, потому что когда-то он пожалел добычу для товарищей.
Но семейная пара, счастливо прожившая жизнь, также дружно жила на том свете, наслаждаясь изобильной едой. Они предложили угощение братьям, и Лол уже хотел отведать их пищи, но Мэнло вовремя выбил чашку из его рук, а не то Лол никогда бы не вернулся из страны мертвых.
Страну Мрака ярко освещало украденное солнце.
Увидев человеколосей, на них бросились пожиратели душ, но братья одели шапки умерших и стали невидимы для духов. Наконец, они пришли к серебряному дому Хул-тура. Остроголовый бог в черной шубе сидел у котла, вокруг него толпились духи болезней. Хул-тур удивился пришедшим. Рядом с ним была красавица-девушка, дочь владыки теней.
Девушка понравилась Мэнло, и он приглянулся красавице. Мэнло сказал удивленному хозяину, что змеи, ящерицы, тараканы и другие существа подвластные владыке Нижнего мира, ослепли от яркого света и бегут на Землю. Встревоженный Хул-тур пробил посохом отверстие в своде и бросился в Средний мир.
Духи разбежались, а девушка отвязала конец железной цепи, на которую были привязаны светила.
Лол схватил Луну и Солнце, а Мэнло подхватил девушку, и они кинулись бежать. По мосту-радуге они поднялись на небо.
Хул-тур погнался за ними в виде железной чайки, но Мэнло подбросил светила на небесный свод, а меч Солнечного бога отогнал птицу.
Братья вернули светила на небо, мир осветился, герои увидели горы, леса и реки на огромных пространствах до ста дневных переходов.
Бог подземелий смирился с тем, что преисподняя останется страной мрака и вернулся к себе.
Возвратившись к матери, братья окликнули богиню. Но Ками-эва не увидела ничего.
Что-то в ухе гудит, — сказала Мать зверей, — наверное, пчелы. Мэнло догадался снять шапки умерших, и тогда богиня увидела сыновей и обняла героев. А Мэнло взял в жены дочь владыки Нижнего мира.
Иногда рассказывали, что дочь осталась с отцом, и Мэнло совершил второе путешествие в Нижний мир специально за дочерью владыки мрака.
Кстати, у Хранителей существовал древний способ захоронений в распиленной поперек лодке, одна часть которой служила гробом, а другая — крышкой. Гробом служила лодка, с мертвым клали брюшко рыбы, сваренное в рыбьем жиру, а на могилу обязательно клали весло.
Цивилизация хранителей: расцвет и закат
К X веку магическая культура Хранителей достигла совершенства. Шаманы-визионеры создавали пространство и время, наполняли мир деяниями богов и проделками духов. Мастера создавали разнообразные вещи, у которых не было аналогов в тогдашнем мире. Сложные биметаллические кресала со стальным сердечником и бронзовой фигурной ручкой, гребни-амулеты, скульптурные ложки, шумящие коньковые подвески расходились из Прикамья на Восток, в Нижнее Приобье и в Европу, в земли славян, хазар и венгров. Дорогие наборные пояса с амулетами купцы везли в дальние страны Севера, археологи обнаружили их в захоронениях конунгов Швеции. В соболях и горностаях Прикамья щеголяли магнаты Византии, славянские князья, сасанидские шахи и ханы хазар.
Меновая торговля процветала.
Кладовые Хранителей ломились от византийских изделий и сасанидского серебра. У шаманов не было недостатка в драгоценных серебряных блюдах, на которые опускались копыта золотых лосей. Археологи XX века нашли в Прикамье более шестидесяти кладов иранских, византийских и азиатских серебряных изделий.
И тут что-то произошло, цивилизация надломилась.
Шаманы берегли традиции и выступали против иноземных новинок техники, изменений в укладе и образе жизни. Число запретов росло. Снотолкователи противоречиво толковали туманные сны с явлениями богов и знаками духов. Хранители стали во всем полагаться на магию, волю духов, эффект жертвоприношений и силу слов.
Слухи о богатствах земли магов привлекли внимание иноземцев.
Ритуалы не подействовали, камлания оказались бессильны, советы старейшин погрязли в бесконечных спорах и не могли принимать решений. Тревожные красные полотнища поднимались над частоколом городков, тучи стрел обрушивались на защитников, чужеземные воины в тяжелых доспехах рубили бревна, крепости сдавались, начиналась резня, хранители гибли или становились рабами.
Наконец, вожди Хранителей поняли, что боги отвернулись от них и приняли решение. В неприметных местах, недалеко от селений, они зарыли сокровища, похоронили амулеты, простились с богами родных мест, с реками отцов и ушли на Восток. Схроны не предполагали возвращения за сокровищами, Хранители просто вернули их Матери-Земле, богине Среднего мира. Это было последнее великое жертвоприношение. Через ущелья Хребта, через отверстие, пробитое когда-то громовой стрелой героя Мэнло, Хранители отступили в земли родственных им племен хантов. В опустевшие города вступили отряды коми, но не нашли там ни людей, ни богатств.
Народ магов исчез. Вожди коми приписали это силе враждебных колдунов, спрятавших народ под землю.
На протяжении веков новые жители Прикамья не искали и не трогали заклятые клады. Через столетие после ухода Хранителей на сибирских землях, на берегах Оби, чьи свинцовые воды напоминали цвет волн далекой Камы, хотя и текли в другую сторону, образовалось великое Кодское княжество. Потомки Хранителей вошли в число его основателей.
«Все Крылатые и Ноги имеющие» — так до сих пор называют ханты своих предков. Среди них был и народ крылатых человеколосей — Хранители Прикамья.