персональная история каждого человека историческое бессмертие и цифровая история
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, «ИСТОРИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ» И ЦИФРОВАЯ ИСТОРИЯ
Журнал: ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА
Номер: 2 (32) Год: 2020 Страницы: 1-25
Автор: БУРМИСТРОВ ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Описание
Аннотация
Предметом исследования является персональная история каждого (любого, конкретного) человека, целью которой является изучение путей достижения «исторического бессмертия» человека путём создания и сохранения истории его жизни. Цель статьи состоит в том, чтобы донести до научного сообщества и развить понятия, положения и содержание персональной истории каждого человека. Особое внимание автор уделяет взаимосвязи персональной истории каждого человека с цифровой историей, исторической информатикой, с другими гуманитарными и техническими науками. Цель статьи достигается путем систематизации междисциплинарного взаимодействия персональной истории каждого человека с гуманитарными и техническими науками. Автором определены понятия «персональная история каждого человека», «историческое бессмертие» человека, сформулированы специфические задачи и предложены пути их решения, установлена связь между персональной истории каждого человека и массовой культурой, определены мотивы, формы и пути создания истории жизни человека, установлена связь между «историческим бессмертием» человека и информационными технологиями, предложены специализированные компьютерные программы, сделан вывод о том, что история жизни человека есть цифровая история. Проанализирована техническая задача сохранения истории жизни. Показано, что философским фундаментом персональной истории каждого человека являются понятия «горизонт», «жизненный мир», «культурно-исторический горизонт». Введено понятие «историческая смерть». Показано, что «историческое бессмертие» человека есть вероятностный процесс, который автором описан математически. Рассмотрены перспективы развития персональной истории каждого человека. Сделано заключение о том, что персональная история каждого человека является системой знаний, методов и цифровых технологий, основанной на признании ценности личности человека и направленной на достижение «исторического бессмертия» человека.
Personal History, “Historical Immortality” and Digital History
PhD in Technical Science
Data measuring systems specialist
113534, Russia, g. Moscow, ul. Trofimova, 35/20, kv. 175
Просмотров статьи: 4002 c 5.5.2015
Abstract: The article studies personal history of each (any, specific) person which addresses ways to achieve person’s “historical immortality” by creating and preserving the history of one’s life. The article aims at informing the scientific community and developing the concepts, the main issues and the subject matter of personal history. The author pays special attention to the relationship of personal history with digital history, historical information science and other humanities and technical sciences. The aim of the article is attained by systematizing the interdisciplinary interaction of personal history with humanities and technical sciences. The author defines such concepts as “personal history”, “historical immortality”, poses specific problems and provides their solutions, finds the relationship of personal history with mass culture, specifies the motives, forms and ways to create person’s life history, finds the relationship of person’s “historical immortality” with information technologies and develops special software. The author concludes that person’s life history is digital history. The technical task of preserving the history of life is analyzed as well. The author shows that the philosophical foundation of personal history is the concepts of “horizon”, “life world”, and “cultural-historical horizon” and introduces such a concept as “historical death”. He demonstrates that “historical immortality» of a person is a probabilistic process which is described mathematically. The article addresses the prospects of personal history development as well. The author concludes that personal history is a system of knowledge, methods and digital technologies based on the recognition of the value of personality and aimed at achieving “historical immortality”.
Персональная история каждого человека историческое бессмертие и цифровая история
Персональная история каждого человека
к судьбам отдельных людей, каждая из
которых по определению
«индивидуальна» и «уникальна» —
лишь бы нашелся историк ,
желающий эти индивидуальность
и уникальность выявить»
«Часто … исторический персонаж, лишённый
своего голоса (и визуального образа),
выступает как силуэт на фоне эпохи,
больше проявляя её характер, чем
1. Проблема персональной истории каждого человека
Персональная история – новое направление исторической науки. Предметом исследования персональной истории является «… «история одной жизни» во всей уникальности и полноте» [3, С. 8]. Примерами произведений персональной истории являются истории, включенные в сборник «Персональная история» («История жизни и внутренний мир Екатерины II», «Духовная биография и душевная жизнь К.Н. Батюшкова», «Судьба генерала И.Я. Пржибышевского» и другие) [5], а также истории, включенные в книгу «История через личность: историческая биография сегодня» [6], о которых Л.П. Репина пишет: «В нашей «портретной галерее» нашлось место и для крупных исторических деятелей, и для лихих авантюристов, и для знаменитых писателей, и для образов святых» [3, С. 16].
Из этих примеров персональных историй мы можем судить с одной стороны о творческих пристрастиях профессиональных историков, а с другой стороны задать вопрос: а не слишком ли узок круг героев персональной истории?
Проблема выбора героя персональной истории порождает ряд вопросов. Необходимо и возможно ли такое расширение круга героев персональной истории, при котором потенциальным героем персональной истории может быть каждый (любой, конкретный) человек? Необходимо и возможно ли создание массовой культуры, основанной на ценности персональной истории каждого человека? Необходимо и возможно ли создание персональной истории каждого человека, живущего на Земле или недавно покинувшего мир, как сверхзадачи персональной истории?
Совокупность этих взаимосвязанных вопросов, требующих решения, представляет собой проблему персональной истории каждого человека.
2. Персональная история, ее герои и историческое бессмертие человека
Кому в настоящее время необходимы, кому предназначены произведения персональной истории? Д.М. Володихин, рассматривая проблему предназначения персональной истории, утверждает: «…персональную историю стоит рассчитывать на большую аудиторию образованных людей, а не на горстку узких специалистов» [5, С. 260].
Героями произведений таких персональных историй становятся, прежде всего, избранные исторические личности. В отличие от произведений персональной истории избранных исторических личностей произведения персональной истории каждого (любого, конкретного) человека предназначены в первую очередь и в основном людям близким к герою персональной истории (сыну, дочери, внукам, другим родственникам, друзьям, знакомым) и его потомкам.
Произведение персональной истории может стать полноценным и надежным свидетельством пребывания человека на Земле. Исследуя кладбищенское дело, можно сделать вывод о том, что количество могил, являющихся подчас единственным неутраченным свидетельством пребывания человека на Земле, значительно меньше, чем количество людей, живших на Земле. Часто не остается фотографий человека или остается одна, две фотографии, на которых человека не могут опознать родственники. Таков сегодняшний уровень памяти о человеке. Можно сказать резче: уровень современной культуры таков, что одни люди, жившие на Земле, не нужны другим людям, живущим на Земле. Огромное количество людей обречено на историческую смерть, не нашли и не найдут исторического бессмертия, «канут в лету». Одновременно с пассивным отношением к истории прошедшей жизни существует осознанное или неосознанное желание создать и сохранить эту историю для себя, близких людей и потомков ради познания прошедшей жизни и исторического бессмертия близкого человека.
Персональная история каждого человека – это такое направление исторической науки, которое имеет своей целью достижение исторического бессмертия каждого (любого, конкретного) человека путем создания и сохранения истории его жизни.
3. На пути к персональной истории каждого человека
«Грандиозность задач и заведомая невозможность выполнения такого проекта не может служить препятствием для тех, кто решился писать всеобщую (мировую историю)» [2, С. 43]. Это мобилизующее к научному поиску изречение, но применительно к персональной истории каждого человека, можно и нужно использовать для выявления реальных возможностей создания произведений персональной истории каждого человека.
Рассмотрим ограничения, свойственные в настоящее время персональной истории и влияющие на создание произведений персональной истории каждого человека.
Первое ограничение: персональные тексты. Л.П. Репина констатирует: «Основным исследовательским объектом персональной истории являются персональные тексты…» [3, С. 8]. Не является секретом, что современный человек всё более и более утрачивает желание излагать и передавать свои мысли в письменной форме. Утрачивается культура письма. Но и ранее такие исследовательские объекты персональной истории как персональные тексты были не слишком распространены. Л.П. Репина делает следующее заключение: « И все же в своих попытках восстановить внутренний мир индивида этого времени ученые вынуждены главным образом обращаться к немногочисленным представителям культурной элиты» [4, С. 61].
Путь преодоления первого ограничения на пути к созданию произведений персональной истории каждого человека видится в расширении видов исследовательских объектов персональной истории. В.М. Магидов в своем фундаментальном труде «Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания» справедливо утверждает:
Рассуждения В.В.Магидова приобретают все возрастающую актуальность в современном обществе, что связано с революционными техническими достижениями, приведшими к массовому распространению видеотехники, фототехники, аудиотехники, техники преобразования видео, фото изображений, аудиозаписей в электронную цифровую форму с возможностью компьютерной обработки цифровой информации с помощью специальных программ. В результате личные архивы граждан России, содержащие видеофотоаудиодокументы, растут с большой скоростью и вполне могут быть положены в основу произведений персональной истории.
Второе ограничение: литературная форма произведений персональной истории. В настоящее время произведения персональной истории имеют литературную форму. Однако, как точно замечено в [2, С. 266], «Часто … исторический персонаж, лишённый своего голоса (и визуального образа), выступает как силуэт на фоне эпохи, больше проявляя её характер, чем свой собственный». Наделение героя персональной истории визуальным образом и голосом позволяет создать историю его жизни «…во всей уникальности и полноте» [3, С. 8]. Что может быть ценнее для потомков и близких людей, чем видеть и слышать живого предка или близкого человека, окружающих его людей, видеть условия его жизни, слышать рассказ о его жизни?
Мы приходим к выводу, что персональная история каждого человека должна представлять собою видеоисторию жизни человека, т.е. такую историю, произведение которой имеет не литературную форму, а форму видеоизображений, которые можно наблюдать на экране телевизора, монитора компьютера или на других экранах видеопросмотра и которые имеют звуковое сопровождение.
Используя суждение И.Л. Беленького, примененное им к биографии, можно сказать, что персональная история каждого человека «… как культурно-историческая форма заключает в себе единство науки и культуры» [11, С. 49]. Следует добавить, что это такая форма, которая соответствует современному уровню развития науки, техники и искусства и новым зарождающимся потребностям общества.
Третье ограничение: недостаточное количество историков для создания персональной истории каждого человека. Обращаясь к первому эпиграфу к настоящей работе, в котором говорится: «… мы возвращаемся… к судьбам отдельных людей, каждая из которых по определению «индивидуальна» и «уникальна» – лишь бы нашелся историк, желающий эти индивидуальность и уникальность выявить» [1, С. 11], обозначим проблему: где найти историка для каждого человека?
Путь преодоления третьего ограничения видится в превращении каждого человека в историка, создающего персональную историю близкого ему человека. Человек, создающий персональную историю близкого ему человека, обладает наиболее сильными мотивами к созданию истории, имеет доступ к архивным документам героя истории.
Задача профессиональных историков видится в том, чтобы создать систему взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок для побуждения к созданию видеоистории жизни близкого человека, указать непрофессиональному историку пути и способы создания и сохранения произведения видеоистории, предложить ему систему операций, процедур, приемов нахождения и установления достоверности исторических первоисточников.
4. Содержание персональной истории каждого человека
Л.П. Репина в работе [3] рассматривает два направления исследований, результаты которых могут быть положены в основу создания персональной истории. Она пишет:
Основоположник экзистенциальной версии персональной истории Д.М. Володихин утверждает ее положения следующим образом:
«Фактически, исследование в рамках персональной истории, помимо технических особенностей, диктуемых самим характером материала и личным стилем историка, должно основываться на систематизации «ответов» источников при использовании вопросника примерно такого рода: как этот человек любил, творил, как он относился к трансценденции, какой смысл (способ, стиль) жизни он для себя избрал, и почему все сложилось именно так, а не иначе. Сколько раз он выбирал для себя основной жизненный смысл, насколько следовал своему выбору. Как, в итоге, он решал проблему адаптации к собственному небессмертию, и решил ли» [7, С. 2 59 ].
Каким же путем идти при создании персональной истории каждого человека?
При выборе пути используем идеи, изложенные Л.П. Репиной в работе [13]: « Именно люди, а не общество, порождают структуры и инициируют изменения, но их креативная деятельность и инициатива являются социально вынужденными. Согласно онтологии Ллойда «люди имеют действенную силу, а структуры – обуславливающую»…» [13, С. 348], то есть поступки человека ограничены социальными структурами, например, структурами государства и элементами общества, в частности, отдельными личностями. Совокупность этих ограничений можно назвать внешним миром человека в отличие внутреннего мира человека, под которым понимается совокупность таких ограничений как нравственные принципы человека, стереотипы поведения, мировоззрение человека. Персональная история каждого человека должна отражать историю взаимоотношений человека с его внешним миром и историю формирования и развития его внутреннего мира.
Персональная история жизни человека представляет собой множество историй, отражающих разные стороны такого сложного многопланового явления как человеческая жизнь. К этому множеству можно отнести истории взаимоотношений с родителями, братьями, сестрами, детьми, внуками и другими близкими людьми, историю отношения к предкам, истории взаимоотношений с государственными, общественными и политическими структурами, с другими сторонами внешнего мира, истории формирования и изменения нравственных принципов человека, стереотипов поведения, мировоззрения человека, других сторон внутреннего мира человека.
Человек ограничен биологической природой своего существования. Биологическая история человека является важной составляющей персональной истории каждого человека и может включать в себя такие сведения как дата рождения, вес, рост младенца, сведения о том, когда ребенок заговорил, когда сделал первые шаги, какими болезнями болел, как, став взрослым, относился к своему здоровью, занимался ли спортом, физкультурой, курил ли, употреблял ли алкогольные напитки, какова была медицинская история его жизни, был ли он психически здоров.
Биологической особенностью человека является принадлежность к виду «человек разумный». Поэтому важной составляющей персональной истории каждого человека является интеллектуальная история человека, в которой может рассказываться о том, когда человек, будучи ребенком, нарисовал первый рисунок, научился читать, писать, работать на компьютере, какие способности проявил в школе, какие отметки получал, когда вбил первый гвоздь, когда пришил первую пуговицу. В интеллектуальной истории человека может рассказываться о взрослых годах его жизни, о том, какое высшее или среднее учебное заведение он окончил или сразу выбрал рабочую профессию, насколько он был умелым в быту, построил ли дом, посадил ли яблоню, какие у него были увлечения. Составляющей частью интеллектуальной истории человека могут являться его размышления о смысле жизни, о смысле своего существования, изложение жизненного опыта и другие размышления, характеризующие его как мыслящую личность.
Человек существует благодаря окружающей его природе и одновременно ограничен ею в своих поступках. История взаимоотношений человека с окружающей его природой может рассказывать о месте рождения человека, о местах, в которых он проживал в течение жизни, об окружавшей его природе в местах проживания, о его отношении к природе, любил ли он животных, любил ли выращивать овощи и фрукты, любил ли путешествовать и какие города и страны он посетил, какие необычные явления природы он наблюдал, как относился к родине предков и о многом другом.
Как произведение искусства персональная видеоистория (видеоистория жизни человека) является документальным видеофильмом (так как трудно представить игровой вариант видеофильма для каждого человека) и должна подчиняться законам киноискусства. «Алан Розенталь – общепризнанный авторитет в области документального кино…» [12, С. 4] настаивает «… на том, что драматический сюжет является основной составляющей документального фильма» [12, С. 17]. Далее Алан Розенталь пишет:
«В основе хорошего документального фильма лежит крепкий повествовательный стержень и история, рассказанная максимально убедительно и драматично… …Мощный сюжет (по-видимому – это сюжет истории, рассказанной максимально убедительно и драматично – Е.Б.) всегда обладает силой обобщения, выходя за рамки одной личности… …Захватывающий сюжет сразу переводит ваш фильм из категории «интересных» в категорию «незабываемых» [12, С. 17].
Результат определяется твердостью намерений создателя персональной видеоистории, его жизненным опытом, его технической готовностью и обладанием историческими источниками.
5. Источники исторических знаний и архивы документов для персональной видеоистории
Первоисточниками исторических знаний при создании персональной видеоистории являются видеофотоаудиодокументы, тексты, устные истории, относящиеся к жизни героя персональной истории. Источниками исторических знаний для создателей видеоистории являются также научные статьи и научные книги по истории, так или иначе связанные с героем видеоистории, его близкими людьми, предками или с эпохой, в которой они жили.
К сожалению, создание исторических документов происходящих во внешнем мире событий и архивов этих документов не является в настоящее время предметом полномасштабной практической деятельности исторической и архивоведческой науки. В связи с этим следует обратить внимание на следующие соображения В. М. Магидова:
«Среди наиболее острых проблем, требующих постановки и специального обсуждения, следует назвать следующие:
Таким образом, проблема создания исторических документов происходящих событий и архивов этих документов остается актуальной, но нерешенной и далекой от практической реализации.
На перечисленные проблемы накладываются исследовательские проблемы.
По этому поводу В. М. Магидов пишет:
«Во взглядах отечественных специалистов и исследователей в последние годы наметились зачастую взаимоисключающие точки зрения… …в первом случае комплектование рассматривалось как активное, сугубо прагматическое явление… Его цель – расширить всеми возможными средствами и методами документальную базу архива, не упустив из виду наиболее крупные и интересные события и факты в жизни города или региона. Однако этот подход не может до конца быть оправданным в научном и практическом отношениях, поскольку главный вопрос о целенаправленном характере этой работы, а также о содержательной и эстетической ценности кинофотофонодокументального наследия в рамках Архивного фонда России остается нерешенным…
…Сторонники противоположной точки зрения… …убеждены, что «инициативное кинофотофонодокументирование» не является вообще прерогативой архивных учреждений (как государственных, так и негосударственных). Их основная задача – принять в надлежащие сроки объем КФФД и ВФ (видеофонограммы. – Е.Б.) от учреждений, организаций, предприятий – источников комплектования и обеспечить их сохранность» (курсив мой. – Е.Б.) [10, С. 16].
Одной из возможных целей «инициативного кинофотофонодокументирования» может являться обеспечение создателя персональной видеоистории необходимыми для него историческими документами событий внешнего мира. При этом будут конкретизироваться как задачи «инициативного кинофотофонодокументирования», так и задачи обеспечения сохранности документов. Создатели произведений персональной видеоистории выступят как потребители архивных документов, а архивные учреждения будут оказывать услуги по предоставлению этих документов.
Совокупность архивных документов, необходимая для создания произведений видеоистории, должна включать в себя документы общего назначения (для создания персональных историй различных людей) и документы персонального назначения (связанные с героем видеоистории, его близкими людьми и предками). Совокупность архивных документов общего назначения должна включать в себя документы событий мирового значения, событий, происходивших в стране, областях, городах, районах, селах, деревнях. Примером документов общего назначения и одновременно происходящих событий являются видеодокументы, созданные в результате видеосъемок различных участков местности страны, в областях, городах, районах, селах, деревнях. По этим видеодокументам можно проследить изменение условий жизни людей с течением времени в данной местности, в данном населенном пункте. Раздел исторической науки, направленный на создание и исследование видеодокументов, рассказывающих о конкретной местности и о ее изменениях во времени, можно назвать визуальным историческим ландшафтоведением. Возможно, что эти видеодокументы в будущем будут приравнены к историческим памятникам и охраняться государством. Совокупность архивных документов персонального назначения состоит из личных, государственных, ведомственных архивов, архивов местных органов власти, органов записи актов гражданского состояния и других учреждений. Из этих архивов можно получить необходимые сведения об актах гражданского состояния и сведения генеалогического и биографического характера.
6. Создание видеоистории жизни человека
Возникает вопрос: насколько реально в настоящее время создать видеоисторию жизни человека?
Видеоистория жизни человека в рамках настоящей работы трактуется как форма персональной истории каждого человека и должна обладать следующим основными свойствами:
героем видеоистории может быть любой, конкретный человек,
цель создания видеоистории состоит в том, чтобы обеспечить историческое бессмертие герою видеоистории,
видеоистория предназначена в первую очередь и в основном людям близким к герою видеоистории и потомкам,
видеоисторию создает рядовой человек близкий к герою видеоистории, который и является историком его жизни,
технология создания видеоистории есть технология создания документального видеофильма, которая должна быть приспособлена для массового использования людьми.
Для проверки практической реализуемости видеоистории человека проведен эксперимент. Создатель видеоистории обладал следующими качествами, приведенными в табл.1.
Табл.1. Качества создателя видеоистории (документального видеофильма)
Качества до начала создания видеофильма
Качества, приобретенные во время создания видеофильма
Владел компьютером только в объеме работы с текстами в формате Word
Не владел практикой работы с видеокамерой
С помощью рекомендаций, данных в [14] осуществил выбор цифровой видеокамеры, овладел практикой работы с видеокамерой
Не владел практикой оцифровки старых видеозаписей с аналоговых видеокамер
Овладел практикой оцифровки старых видеозаписей с аналоговых видеокамер с помощью рекомендаций, данных в [14]
Не владел практикой создания DVD – видеодисков
Овладел практикой создания практикой создания DVD – видеодисков с помощью рекомендаций, данных в [14]
Не владел практикой нанесения изображений на DVD – диски с помощью фотопринтера
Овладел практикой нанесения изображений на DVD – диски с помощью фотопринтера
Не являлся профессиональным историком
Не стал профессиональным историком
Имел сильный мотив к созданию видеоистории
Самостоятельно создал видеоисторию в виде документального видеофильма, реализовав свои желания
Видеофильм «История жизни моей матери» состоит из двух серий общей продолжительностью около 2 часов и обладает всеми атрибутами документального видеофильма:
динамичными заставками в начале и конце фильма,
видео и фотоизображениями событий,
звуковым сопровождением видеозаписей;
дикторским, текстовым и музыкальным сопровождением,
видео и звуковыми эффектами.
Как произведение истории видеофильм «История жизни моей матери» содержит:
воспоминания, написанные героиней фильма,
видеозаписи и фотографии героини фильма и окружающих ее близких людей,
видео интервью близких людей,
рассказ о предках матери,
видеозаписи и фотографии мест, где героиня фильма родилась, жила училась, работала,
видеозаписи и фотографии мест, где родились, жили, учились, работали предки материи, ее близкие люди,
документальные видеосъемки и фотографии общественно значимых событий удаленного прошлого, повлиявшие на жизнь героини фильма,
рассказ об отношении героини фильма к различным людям и событиям, о ее поведении в различных ситуациях.
Как произведение искусства видеофильм «История жизни моей матери» является драматическим произведением, вызывающим глубокие переживания у близких людей и явную эстетическую реакцию у посторонних зрителей.
Описанный выше эксперимент подтверждает реальность самостоятельного создания персональной видеоистории в виде документального видеофильма человеком со средними способностями, то есть человеком, обладающим качествами, описанными в табл.1., главным из которых является наличие сильного мотива к созданию видеоистории.
7. Перспективы развития персональной истории каждого человека
Ближайшая перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в расширении круга героев и круга создателей видеоисторий, в увеличении количества артефактов в виде произведений этих видеоисторий. Для реализации ближайшей перспективы есть все предпосылки. Об этом можно судить по тому факту, что только в России эксплуатируется 15 миллионов персональных компьютеров и имеется соответствующее количество пользователей этих компьютеров, каждый из которых может являться потенциальным создателем видеоистории.
Среднесрочная перспектива развития персональной истории каждого человека видится в возникновении новой культурной формы, основанной на ценности персональной истории каждого человека. Если эта культурная (культурно-историческая) форма в процессе своего существования и развития породит новые и сохранит старые артефакты, подобные описанному выше видеофильму «История жизни моей матери», породит более совершенные технологии по сравнению с технологией, описанной в таблице 1, то у нее есть перспектива стать исторической традицией общества, традицией создавать и сохранять произведения персональной истории. Совершенствование технологии в среднесрочной перспективе видится, прежде всего, в разработке теоретических вопросов персональной истории каждого человека, методов, методик создания и способов хранения артефактов, в расширении доступности исторических первоисточников и архивных документов. Культурная форма, основанная на ценности персональной истории каждого человека, должна приобрести массовый характер. В этой культурной форме понятие массы отличается от понятия массы, принятой в культурологии. А.В. Костина в своей работе «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» пишет: «Масса сегодня – это совокупность деперсонализированных индивидов, объединенная не участием в той или иной деятельности, а общностью потребляемой продукции…, а также единством картины мира и системы ценностей» [9, С. 19]. Таким образом, сегодня масса – это масса потребителей. В культурной форме, основанной на ценности персональной истории каждого человека, масса – это масса созидателей, объединенная технологией создания и сохранения артефактов, другой картиной мира и другой системой ценностей.
Отдаленная перспектива развития персональной истории каждого человека состоит в полном охвате общества культурной формой, основанной на ценности персональной истории каждого человека. Должен быть совершен переход от персональной истории каждого человека, принадлежащего к определенному, ограниченному кругу людей, к персональной истории каждого человека, живущего на Земле или недавно покинувшего мир. Этот переход можно рассматривать как сверхзадачу персональной истории. Нетрудно предсказать, что возможности и экономическая доступность техники для создания и хранения видеоистории каждого человека Земли не будут иметь ограничений через сто, тысячу, десять тысяч лет. Но для того, чтобы новая культурная форма доминировала в культурном пространстве будущего, необходимы существенные культурные преобразования в обществе. Представляется, что главную роль в этих преобразованиях должна сыграть историческая наука, которая должна быть не только наукой о прошлом, но и должна стать наукой о новой культурной форме, основанной на ценности персональной истории каждого человека.
2.Зверева В. В., Парамонова М. Ю., Репина Л. П. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с
5. Персональная история / Составитель Д.М. Володихин – М.: Мануфактура, 1999. – 336 с.
6.История через личность: историческая биография сегодня / Под редакцией Л. П. Репиной. – М.: Кругъ, 2005. – 720с.
7. Володихин Д.М. Экзистенциальный биографизм в истории // Информационный бюллетень Ассоциации «История и
компьютер», № 24, июль 1999.
8.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 576с.
9.Костина А.В. «Массовая культура как феномен постиндустриального общества». – М.: КомКнига, 2006. – 352 с.
12.Алан Розенталь. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. – М.: Издательство ТРИУМФ; г. Жуковский: Издательство ЭРА, 2000. – 352с.
14.С.М. Блохнин, Ф.А. Резников. Быстро и легко. Цифровые видеокамеры, видеомонтаж и фабрика видеодисков дома: Ulead MediaStudioPro 7.0: Учебное пособ. – М.: Лучшие книги, 2003. –576 с.
15. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2006 – 896с.
16.Бессмертный Ю.Л. Метод // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 2000. – С.23