персонаж белое солнце пустыни
Белое солнце пустыни
Персонажи
Поиск персонажей
Чёрный Абдулла — бандит, бывший контрабандист и главный антагонист фильма.
Третья жена Абдуллы.
Самая младшая, девятая по старшинству жена Абдуллы.
Трусливый, жадный, коварный и безжалостный разбойник, возможно, существующий лишь в сознании Саида. Закадровый персонаж, собственной персоной в фильме не появляется.
Вторая жена Абдуллы.
Первая жена Абдуллы.
Восьмая жена Абдуллы.
Шестая, любимая жена Абдуллы.
Жена Фёдора Сухова.
Седьмая жена Абдуллы.
Жена Павла Верещагина
Павел Артемьевич Верещагин — начальник бывшей царской таможни.
Красноармеец, молодой неопытный боец.
Местный житель, родом из бедной семьи.
Четвёртая жена Абдуллы.
Фёдор Иванович Сухов — главный герой фильма, красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени Августа Бебеля, возвращающийся из госпиталя домой.
Персонаж белое солнце пустыни
Здравствуйте уважаемые.
Все вы, наверное, любите наш супербоевик, настоящий истерн и легенду советской космонавтики 🙂 Это я все о «Белом солнце пустыни». Отличное кино. И,думаю, не имеет смысла в очередной раз разбирать главных героев и основу сюжета. И так все все знают. И Кузнецов, и Кавсадзе, и Годовиков, и Куркина, и Мишулин, и, конечно же, Луспекаев- просто прекрасны. Да и плюс неустаревающий хит Булата Окуджавы :-))
Отличное кино.
И я все-же решил еще раз к нему обратится. Но немного с другой стороны.
Давайте вспомним второстепенных персонажей, которые во многом создали прекрасный антураж и стали полноценными творцами успеха кинокартины.
И начнем, пожалуй, с жен Абдуллы. Коих у него было,если помните 9: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай.
Интересно, что из всех 9 только одна является профессиональной актрисой. Зухру сыграла Татьяна Ткач. Любимая жена Абдуллы 🙂
Народная актриса Российской Федерации, которая очень много играла (и играет) в театре и снимается в кино.
Зрители запомнили ее как Ирину Дроздовскую в «Золотой мине»
Ну и конечно подругу Фокса в «Место встречи изменить нельзя»
Хафизу сыграла еще одна известная девушка.
Латышка Велта Деглава (Чебатаренок) тогда была просто студенткой-филологом,но впоследствии стала известным журналистом, Депутатом Парламента Латвии и кавалером Ордена «Трех Звезд»
Зарину сыграла инженер Алла Лименес
Старшую жену Саиду сыграла переводчица и искусствовед Светлана Сливинская.
Лейлу сыграла простая ленинградка Лидия Смирнова, которую ассистент режиссера встретил на Невском и предложил сниматься в кино 🙂
Зульфию сыграла Зинаида Рахматова. И по легенде эта дама была профессиональной путаной в «Астории».Вот не знаю-правда или нет 🙂
Гюзель исполнила Марина Ставицкая, которую в кино привели по знакомству
Бывшую любимуюжену Джамилю играли аж 3 дамы. Это прежде всего студентка Татьяна Кричевская, в отдельных эпизодах фильма — Галина Дашевская и Галина Умпелева. Последняя- профессиональная актриса и даже впоследствии народная актриса РСФСР. Кричевская тоже снялась еще в 2 фильмах.
Думаю правильно будет вспомнить еще и дагоценню Катерину Матвеевну, которую сыграла Галина Лучай. Человек очень интересной судьбы. Она не профессиональная актриса и эта роль у нее единственная. А так она журналист, телеведущая, сценарист, редактор Центрального телевидения.
Работала редактором программ «Кинопанорама», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий».
В 1990 г. ушла с телевидения в Союз дизайнеров, затем несколько лет работала консультантом в Конституционном Суде Российской Федерации, юрист 1 класса. Вот такой интересный человек.
Интересный момент. В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы, а также Катерины
Ну не дамами едиными, как говорится.
Разве можно забыть подпоручика Семена? Роль эпизодическая, но шикарная :-))
Актер Владимир Кадочников сыграл еще 15 ролей,в основе эпизодных. Заомнился еще по «Команда 33»
Красного командира Рахимова сыграл один из самых известных и почитаемых чеченских актеров Муса Дудаев
Он много играл в театре, а в кино вы могли его запомнить в фильме «Кольцо старого шейха»
Хранителя музея сыграл Николай Бадьев
Хороший театральный актер
Большинство бандитов банды Абдуллы сыграли. настоящие местные бандиты. Просто так получилось :-)) И согласитесь, вышло хорошо. Очень органично.
Во главе был местный преступный авторитет по имени Али. Вошел в историю.
Это интересный дедушка. Фамилия его Май-Маевский. Говорящая фамилия, верно? :-))
Надеюсь, вам было интересно
Приятного времени суток.
Кем был прототип Верещагина из «Белого солнца пустыни», и почему у него был полный дом оружия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Павлинов во дворе видел? Вот на них сменял… мундир-то»
В «Белом солнце пустыни» персонаж Верещагина получился настолько удачным и харизматичными, что некоторые даже скажут, что это он главный герой фильма. Чего уж там, главная драма кино сводится к гибели Павла Артемьевича, а песню-лейтмотив «Ваше благородие, госпожа Удача», написанную Булатом Окуджавой, исполняет именно этот персонаж. На момент знакомства со зрителем киношный Верещагин – это человек, потерявший всякий смысл жизни: единственный сын умер, будучи совсем маленьким, пограничная застава упразднена после Революции, в регионе бардак и безвластие, а лучшие годы остались далеко позади. Поэтому Верещагин и заливает свое горе и безделье водкой.
При этом бойцовский дух Павла Артемьевича постоянно прорывается, однако каждый раз отсутствие конкретной цели и любящая супруга удерживают его от какого-нибудь безумного плана, в ходе которого «убьют ведь дурака». В конечном итоге под влиянием от знакомства с Суховым и Петрухой, а также после новостей о смерти последнего, Верещагин включается в борьбу с бандой Абдуллы и погибает.
«Я мзду не беру»
Судьба настоящего Верещагина – Михаила Дмитриевича Поспелова сложилась не так драматично. Однако, впечатление история Поспелова производит не меньшее. Родился Михаил Дмитриевич 10 августа 1884 года в Орле. В молодости, как и многие юноши, был пропитан революционным духом и идеями демократии. За излишнее вольнодумство Дмитрий Поспелов вылетел с первого места учебы, после чего поступил вновь в Тифлисское пехотное училище. Закончив учебу с отличием, поступил на службу в Русскую Императорскую армию. В 1911 году по собственному желанию перевелся служить на Каспий, на границу. Там он был отправлен в 30-ю Закаспийскую пограничную бригаду. С 1913 года стал ее начальником, получив звание штабс-ротмистра.
Под руководством Михаила Дмитриевича было 5 пограничных отделов сухопутной и морской охраны: несколько отрядов кавалеристов, четыре катера и целый миноносец «Часовой». Формирование Поспелова должно было контролировать 100 верст границы, бороться с нарушителями, контрабандистами и налетчиками из курдских племен, которые нападали на местные селения с целью угона рабов. Службу Михаил Дмитриевич знал на отлично, за что все бандиты в округе с ненавистью прозвали его «Красный шайтан». Такое прозвище Поспелов получил за рыжие усы. Коллеги отзывались о начальнике границе как о человеке исключительно надежном, честном, смелом, не берущим взяток. Вместе с Михаилом Дмитриевичем на границе жена и его семья: супруга и две дочери.
«Вот что, ребята: пулемёт я вам не дам»
Так как в стране был редкостный бардак, и без того немногочисленные пограничники начали дезертировать. Большинство просто опасалось за свои жизни: бандитов и контрабандистов становилось все больше. Всякий криминальный элемент был не прочь поквитаться с «прихвостнями режима» в лице таможенников. Однако, Михаил Дмитриевич с места службы не побежал, оставаясь верным присяге и долгу офицера, несмотря на то, что той страны, в которой он эту присягу давал, уже не было. Несколько раз басмачи крупным отрядом являлись к дому Поспелова. Каждый раз Михаил Дмитриевич окапывался и ощетинившись пулеметом и винтовками в руках детей и жены был готов дать бой. Правда, ни разу басмачи так и не решились штурмовать укрепленное жилище и поквитаться за старые обиды с царским таможенником.
Прошел год, случилась Октябрьская революция. Порядка в стране не добавлялось, а вскоре и вовсе началась Гражданская война. Все это время Поспелов оставался жить на границе в своем укрепленном доме. Местные жители шли кто куда. Одни шли к Красным, другие к Белым, третьи и вовсе становились бандитами. Оставшиеся в регионе немногочисленные бывшие сослуживцы звали Михаила Дмитриевича то к большевикам, то к белому движению, даже к бандитам Поспелова звали, но таможенник никуда идти не захотел.
«Мне за Державу обидно»
Между тем ситуация на границе становилась все хуже и хуже. По всей бывшей империи хозяйничали банды, красные и белые рубили друг друга, а державы Антанты начали интервенцию в страну Советов. Тогда Михаил Дмитриевич решил, что проблема с бандами в условиях безвластия лечится только одним способом – собственной «бандой»! Поспелов объехал всю округу, собрал неравнодушных местных жителей и оставшихся сослуживцев и сколотил новый пограничный отряд, вооружил и обучил его. После чего принялся наводить в округе порядок: отгонять налетчиков, контрабандистов и басмачей. Изобретать велосипед Поспелов не стал, а просто сформировал несколько старых-добрых и проверенных временем кавалерийских пограничных разъездов.
Спустя некоторое время Гражданская война начала клониться к закату, большевики одерживали победу: белые армии были разгромлены, а интервенты были вышвырнуты из страны, с Германией и Польшей был подписан мир. Тогда-то в регион и пришли Красные. Вверенные под охрану еще при Царе 100 верст границы у Каспия произвели на комиссаров сильное впечатление. Благодаря отрядам Поспелова там был какой-никакой порядок и спокойствие. Поняв, что безвластие закончилось и в истории Отечества начинается новая страница истории, Михаил Дмитриевич не стал долго колебаться и пошел на службу к Красным в ВЧК. В 1921 году царского таможенника назначили командиром 1-го пограничного полка в Ашхабаде. В 1923 году Поспелова сделали начальником учебной приграничной школы, где он обучал офицеров младшего командного звена. С 1925 по 1933 годы в составе ВЧК несгибаемый пограничник принимал активное участие в операциях против басмачества в Средней Азии.
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Дмитриевичу было 57 лет. Призыву на фронт бывший царский таможенник уже не подлежал. Вместо этого он был переведен на службу в пожарную охрану города Ташкент. Там он прослужил вплоть до своей смерти. Скончался настоящий Верещагин 10 августа 1962 года.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему в ряды Красной армии вступали царские генералы и офицеры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Верещагин, не заводи баркас!» Почему у прототипа героя фильма «Белое солнце пустыни» Поспелова дом был полон оружия
Коллаж © LIFE. Фото © Wikipedia, Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / Kinopoisk
Правду говорят, что шедевры рождаются неожиданно, из ничего. Сценаристу фильма Валентину Ежову на написание сценария дали всего полтора месяца. Чтобы погрузиться в атмосферу, Ежов отправился в поездку по Средней Азии, и там, где-то на границе, один из старых пограничников рассказал ему о человеке, который и стал прототипом Верещагина.
Это был начальник Гермабского пограничного отряда 30-й Закаспийской пограничной бригады штаб-ротмистр Михаил Поспелов. Басмачи и контрабандисты называли его «Поспела, сын шайтана», а сотрудников таможни звали «джигитами Поспела».
Родился Михаил Поспелов в 1884 году в Орле. В юности за вольнодумство вылетел из училища. Зато окончил пехотное училище в Тифлисе, где получил шесть императорских призов за кавалерийскую подготовку, и был назначен в 6-й пехотный Либавский полк. Армейские будни пришлись Поспелову не по душе, и в 1910 году он добился перевода в столицу Туркестанской губернии — Ашхабад. В Туркестане был кадровый голод, и молодого, образованного офицера назначили начальником поста на границе с Персией. Звучит хорошо, но на деле Гермабский пост был у чёрта на куличиках — в горной долине реки Секизяб в горах Копетдага. Население посёлка (до революции — Михайловский) в 1910 году составляло 98 человек. Можно только догадываться, о чём думала молодая жена Поспелова, отбывая в эти сказочные дали вместе с мужем и двумя дочерьми. Зато всё как на ладони.
И в Гермабе будут яблони цвести!
Гермабский погранотряд Поспелова держал под контролем сто вёрст государственной границы. Основных постов было четыре. Главными задачами у пограничников были борьба с контрабандистами и противодействие английским, германским и турецким шпионам, которые перед Первой мировой войной наводнили азиатское «подбрюшье» России. Кроме того, на селение то и дело нападали отряды курдов, воровали местных женщин, чтобы продать их в Персию.
Поспелов служил стране российской не за страх, а за совесть, чем и заслужил разнообразные прозвища со стороны нарушителей границы. За рыжеватые усищи его даже называли «красным шайтаном». Он создал разветвлённую агентурную сеть и был заранее предупреждён о набегах воинственных банд и появлении подозрительных людей.
«Всех в кулаке держал» — так отзывались о нём сослуживцы. Подчинённых подбирал себе под стать: умелых наездников, виртуозно владеющих шашкой и винтовкой. Пост в Гермабе при Поспелове превратился в оазис среди гор: вокруг был разбит сад, в котором росли алыча, абрикосы, груши, яблони и грецкий орех, был вырыт пруд, где водились карпы, организована небольшая свиноферма, по заднему двору разгуливали индюки. Это было продиктовано не столько любовью к красоте, сколько заботой о довольствии пограничников — провиант и жалованье в те времена в отдалённые посты зачастую доставляли не вовремя.
Смерть на съёмках, клубничка, стычки с бандитами и голодные поклонницы. Как снимали «Белое солнце пустыни»
Лайф нашёл неизвестные факты о том, как снимали всенародно любимый хит.
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоказ»
Рабочее название первого варианта сценария — «Басмачи». Его написали Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные пытаются вернуть его в свой стан. Комиссии сюжет показался надуманным, его отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».
Съёмки проходили в посёлке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач. Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съёмок Зинаида поругалась со съёмочной группой и уехала. Её нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съёмкам.
Смерть на съёмочной площадке
Создателям фильма не везло с самого начала. Ещё в подготовительный период режиссёру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съёмочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съёмки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съёмки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадёр. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошёл на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.
Пьянство, драки, поножовщина
Каждый съёмочный день начинался в шесть часов утра. Работали плотно, тем не менее организация съёмок хромала (режиссёру дали неопытных ассистентов), к тому же то и дело путали карты погодные условия — то поднималась буря, то становилось пасмурно. Вынужденный простой актёры компенсировали, проводя время в местных кабаках. Николай Годовиков, исполнивший роль Петрухи, и Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина, часто под воздействием алкоголя дрались с местными хулиганами.
Николай Годовиков в роли Петрухи. Фото © Wikipedia
Из-за Николая Годовикова отменили два съёмочных дня, поскольку полученные синяки не позволяли ему присутствовать в кадре. С Павлом Луспекаевым вышла другая история: в один из вечеров в дагестанском ресторане он бросился разнимать двух дерущихся, один из которых ударил его кинжалом в лицо. У актёра была повреждена бровь, и она во время съёмок боя на баркасе постоянно кровоточила. Владимир Мотыль придумал сцену, в которой от выстрела разбивается стекло и осколок ранит героя. Так травма оказалась оправданной в кадре.
Экшен-сцены и обнажёнку вырезать!
Несмотря на все трудности, свалившиеся на режиссёра и съёмочную группу, все работали в поте лица, особенно когда сроки начали поджимать, а бюджет почти иссяк. Но чиновники были настроены решительно, была даже идея положить фильм на полку, а то и вовсе уничтожить отснятую плёнку. «Белое солнце пустыни» дошло до зрителя благодаря счастливому случаю. Леонид Брежнев был большим фанатом американских вестернов, особенно он ценил фильмы с участием актёра Чака Коннорса. Генсеку регулярно поставляли на правительственную дачу новинки. Но в тот период, когда решалась судьба фильма Владимира Мотыля, с поставками вестернов случился перебой, поэтому ему отправили «Белое солнце пустыни». Фильм привёл его в восторг, он похвалил советских кинематографистов и удивлённо спросил, почему фильм ещё не вышел на экраны. Картине дали зелёный свет, уже в апреле её увидели миллионы зрителей. Люди влюбились в героев, фильм разошёлся на цитаты. Лента «Белое солнце пустыни» заняла второе место в прокате 1970 года, уступив эпопее Юрия Озерова «Освобождение».
Любовницы товарища Сухова
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Счастливый талисман космонавтов
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни» / «Кинопоиск»
Ещё в советское время картина стала культовой среди космонавтов. Перед каждым полётом в космос экипаж смотрел «Белое солнце пустыни», считая, что картина приносит удачу, а товарищ Сухов заряжает своим мужеством, чувством юмора и оптимизмом и является полноценным членом экипажа. Традиция жива до сих пор. Космонавт Валерий Кубасов в одном из своих интервью поделился, что с того времени, как была заведена эта традиция, ни один из космонавтов не погиб.
Владимир Мотыль стремился сделать советский вестерн (истерн), хотя и отмечал, что у него свои методы, которые отличаются от американской школы. Тем не менее изначально в фильме было больше драк и откровенных сцен. Комиссия на просмотре чернового монтажа картины единогласно решила, что лучше всего у него выходят лирические сцены, а драки часто нелепы. Что касается клубнички, то члены комиссии потребовали её свести к минимуму. Так исчезла сцена, в которой одна из девушек раздевает другую, готовя её ко встрече с Абдуллой, а также сцена, в которой обнажённая красавица кормит Абдуллу виноградом. Владимир Мотыль был расстроен. Он считал, что таким образом он мог показать красивую жизнь бандита, которой его лишил товарищ Сухов.