персонаж какого произведения оружейник просперо

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Краткое содержание

Официальная идеология не могла не сказаться на оценке дебюта Юрия Олеши в большой прозе. Жанровая принадлежность его определялась критиками и как фантастическая повесть, и даже как детектив. Понятно, что главной темой тогда называли борьбу рабочего класса против капиталистов-угнетателей. Сейчас такую оценку принято считать однобокой.

Появление персонажей и их знакомство

Современный читатель, ознакомившись даже с кратким содержанием повести «Три толстяка», главную мысль ее может сформулировать по-своему. Долгое время считалось, что сказка предназначена скорее для взрослых, чем для детей. В любом случае школьникам младшего возраста стоит поработать над произведением вместе с родителями, старшими братьями или сестрами.

Завязка сюжета:

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Теперь, когда все главные герои сказки появились на сцене, начинается главное.

Основные события и развязка

Хотя Олеша и назвал свое произведение «Три толстяка», персонажами они являются отнюдь не главными. Правители скорее лишь олицетворяют негативное начало, зло, несправедливость, несдержанность. Настоящими героями выступают простые, далекие от власти люди. Характеры их все четче проявляются по ходу развития сюжета.

Композиция книги позволяет читателю постепенно проникать во внутренний мир героев:

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Олеша написал прекрасную историю со счастливым концом. Одной из особенностей произведения является простой, доступный, понятный язык, свойственный как раз сказкам, рассчитанным на детский возраст.

Описание героев произведения

Прочитав книгу, несложно составить характеристику ее главных героев. Написание ее не предусматривает необходимости включения в текст излишних подробностей. Выполнить задачу можно и в небольшом формате. Главные моменты можно определить исходя из аннотации произведения.

Примерная краткая версия описания:

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

В сказке есть и иные персонажи. Но отдельно описывать их обычно не требуется. К персонажам второго плана можно отнести Августа, тетушку Ганимед, учителя танцев, продавца шаров, графа Бонавентура, ученого Туба. Последнего иногда выдвигают на первый план. Он отказался поставить мальчику железное сердце и пострадал за это.

Разбор книги и ее критика

Некоторые критики и сейчас называют произведение Олеши романом. Сам он, как свидетельствовали его современники, не был против такой оценки. Анализ произведения «Три толстяка» показывает, что здесь имеется в наличии смешение сразу нескольких начал. Но это идет книге только на пользу. Она легко читается и воспринимается, надолго откладывается в памяти.

Нужно иметь в виду:

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Время показало, что Олеша создал без малого гениальное произведение, проявил высокий художественный стиль. Сегодня его творчество подтверждает, что аллегория и притча могут быть востребованы и в индустриальном обществе.

Запись в дневнике читателя

Сейчас произведение рассматривается в качестве чтения для учеников 3−4 классов. Родители детей такого возраста обычно помогают им в учебе. Взрослые должны четко понимать, что запись в читательском дневнике должна быть сделана с учетом именно детского восприятия сказки. В ней не должно быть научных формулировок, сложных выражений.

Заполнить страничку дневника можно примерно так:

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Иногда педагоги требуют, чтобы в дневнике был отмечено время чтения книги.

«Толстяков», скорее всего, будут читать еще долго. Настоящая классика не может устареть.

Источник

Сказка «Три толстяка»: краткое содержание. «Три толстяка» Юрия Олеша: сюжет, персонажи

Юрий Карлович Олеша (1899-1960) – писатель, которого считают одним из самых лучших стилистов в русской литературе XX века.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Часть первая. Канатоходец Тибул. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери. Десять плах

Краткое содержание: «Три толстяка», главы 1-2. Об учености Гаспара Арнери, доктора всех наук, в городе знали все – от уличных мальчишек до знатных особ. Однажды он собрался на далекую прогулку за город, ко дворцу злобных и жадных правителей – Трёх толстяков. Но из города никого не выпускали. Оказалось, что в этот день оружейник Просперо и цирковой гимнаст Тибул возглавили штурм правительственного дворца.

К вечеру оказалось, что восставший народ побежден, оружейник Просперо захвачен гвардейцами и по приказу Трех толстяков посажен в клетку в зверинце наследника Тутти, а гимнаст Тибул остался на свободе, чтобы его найти, гвардейцы жгли кварталы рабочих.

Площадь звезды

Краткое содержание: «Три толстяка», глава 3. Богачи радовались пленению Просперо, а рабочий люд радовался, что Тибул на свободе и смеялся на представлении в зверинце, где правителей изображали три толстых обезьяны. Возвращаясь домой, доктор Гаспар попал на площадь Звезды. Она называлась так, потому что над ней висел на тросах самый большой на свете фонарь, похожий на планету Сатурн. Над толпой, заполнившей площадь появился Тибул. Он шел по тросу, на котором держался огромный фонарь. Гвардейцы тоже разделились на тех кто поддерживал народ, и тех, кто кричал: «Да здравствуют три толстяка!». Дойдя по проволоке до фонаря, Тибул выключил свет и в наступившей темноте скрылся.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Добравшись домой, где за него волновалась экономка – тетушка Ганимед, доктор как истинный историк собрался записать события дня. Тут за спиной раздался шум, доктор оглянулся и увидел, что из камина выбрался Тибул.

Часть вторая. Кукла наследника Тутти. Удивительное приключение продавца воздушных шаров

Краткое содержание «Три толстяка», глава 4. На площади Суда готовилась казнь плененных восставших. Сильный ветер поднял в воздух огромную связку воздушных шаров вместе с глупым и жадным продавцом. Он полетел в сторону Дворца Трех Толстяков и через открытое окно королевской кухни попал в середину огромного праздничного торта. Чтобы избежать гнева обжор-правителей, кондитеры кремом и цукатами залепили продавца и подали его к столу.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Празднуя победу над восставшим народом, толстяки велят привести Просперо. Оружейник с презрением говорит, что скоро придет конец власти богатеев, чем пугает гостей толстых правителей. «Мы казним тебя вместе с Тибулом, когда схватим его!» Просперо уводят, все собираются приняться за торт, но их прерывают громкие крики наследника Тутти.

Двенадцатилетний мальчик, будущий наследник Трех Толстяков, избалованный принц, был в гневе: часть гвардейцев, перешедших на сторону народа, изрубила саблями любимую куклу наследника. Ростом с него, это кукла была единственным другом Тутти, и он требовал починить её.

Праздничный завтрак срочно прекратили и отложили казнь, Госсовет направил капитана дворцовой гвардии Бонавентуру с изломанной куклой к доктору Арнери, с повелением починить куклу к утру.

Продавец шаров очень хотел исчезнуть из дворца. Поварята указали ему тайный ход, начинавшийся в одной из гигантских кастрюль, а за это попросили по шару. Продавец исчез в кастрюле, а шары улетели в небо.

Негр и капустная голова

Ю.К.Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 5. Утром, зайдя к доктору, тетушка Ганимед очень удивилась, когда увидела у него в кабинете негра.

Правительство подкупило артистов и на одной из площадей шло цирковое представление, прославляющее Толстяков. Туда отправились и доктор с негром. Зрители прогоняют клоуна, призывавшего казнить мятежников, а негра принимают за такого же продавшегося циркача. Оказалось, что это Тибул. Спасаясь от тех, кто хотел поймать его и передать властям, бросая в них капустные кочаны, гимнаст натыкается на продавца шаров и обнаруживает тайный ход на дворцовую кухню.

Непредвиденное обстоятельство

Ю. К. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 6. Доктор Гаспар превратил Тибула в негра с помощью специальных жидкостей и ужасно расстроился, когда он неосторожно открылся на представлении, а потом пропал.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Ночь странной куклы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 7. В пути доктор засыпает в коляске, а очнувшись, обнаруживает, что кукла пропала, ему даже почудилось что она ожила и ушла от него. Долго искал он куклу, пока не попал в балаганчик труппы бродячих артистов дядюшки Бризака. Здесь он вспомнил, где видел лицо куклы наследника – на неё была похожа маленькая артистка из труппы дядюшки Бризака – танцовщица по имени Суок.

Часть третья. Суок. Трудная роль маленькой актрисы

«Три толстяка», краткое содержание, глава 8. Когда доктор увидел Суок, он долго не мог поверить, что она не кукла. Его сумел убедить в этом только Тибул, который появился в балаганчике. Когда доктор рассказал о необычайном сходстве девочки и куклы и о своей потере, гимнаст изложил свой план: Суок сыграет роль куклы наследника, откроет клетку оружейника Просперо и они покинут дворец через тайный ход, который обнаружил Тибул.

По дороге во дворец они увидели учителя танцев Раздватриса, несшего в руках найденную сломанную куклу наследника.

Кукла с хорошим аппетитом

Ю. Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 9. Суок хорошо играла свою роль. Доктор объявил, что он не только переодел игрушку в новое платье, но и научил её петь, сочинять песенки и танцевать. Наследник Тутти был в полном восторге. Были довольны и толстые правители, но они страшно разгневались, когда доктор в качестве награды потребовал отменить казнь восставших рабочих. Тогда доктор сказал, что кукла снова сломается, если его требование не будет исполнена и наследник будет очень недоволен. Помилование было объявлено, доктор уехал домой, Суок осталась во дворце.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Ей очень понравились пирожные и у куклы появился аппетит, чему Тутти очень обрадовался – ему так скучно было завтракать одному. А ещё Суок услышала, как бьется железное сердце наследника Тутти.

Зверинец

Краткое содержание, рассказа «Три толстяка», глава 10. Толстяки хотели вырастить Тутти жестоким, поэтому лишили его общества живых детей, подарили зверинец, чтобы он видел только злых диких зверей. Суок рассказала ему, что в мире есть богатство и бедность, жестокость и несправедливость, что трудящиеся обязательно свергнут власть толстяков и богачей. Она много рассказывала ему про цирк, что она умеет насвистывать музыку. Тутти так понравилось, как она высвистывает песенку на ключике, который висел у него на груди, что он не заметил, как ключ остался у Суок.

Ночью девочка пробралась в зверинец и стала искать клетку с Просперо. Вдруг её окликнуло по имени страшное существо, похожее на гориллу. Страшный зверь умер, успев передать Суок небольшую дощечку: «Там написано всё».

Часть четвертая. Оружейник Просперо. Гибель кондитерской. Учитель танцев Раздватрис

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, главы 11-12. Толстяки получили страшные известия о том, что на дворец идут восставшие. Все сторонники власти бросились из дворца, но у зверинца они в страхе остановились: на них двигался Просперо, держа в одной руке за ошейник огромную пантеру, в другой – Суок.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Учителя танцев Раздватриса должны были доставить во Дворец по приказу Трех Толстяков, но его остановили гвардейцы, перешедшие на сторону народа. Им досталась и сломанная кукла наследника Тутти.

Победа

Юрий Олеша, «Три толстяка», краткое содержание, глава 13. В то время, когда Просперо бежал через подземный ход, в спальню Тутти по приказу канцлера вошли три человека. Они влили в ухо Тутти снотворное, усыпив его на трое суток, чтобы он своими слезами не помешал расправе над Суок.

Судьи не могли добиться от куклы ни слова. Попугай, которого позвали в качестве свидетеля, повторил разговор Суок с Просперо и существом, умершем в клетке, которого звали Туб.

Суок приговорили к смерти от диких зверей. Но когда её положили перед тиграми, те никак не отреагировали на рваную, грязную куклу. Разразился скандал, но тут начался штурм дворца восставшим народом.

Победа восставших была полной, а трех толстяков посадили в ту клетку, где сидел Просперо.

Эпилог

Источник

Революция глазами сказочника

«Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле…» — так начинается самая популярная сказка Юрия Олеши «Три толстяка». Битва, преследование, плен, освобождение, вера в дружбу и самопожертвование… Калейдоскоп событий, повороты сюжета, которые нельзя ожидать и предсказать. Весело, легко, занимательно и увлекательно.

персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть фото персонаж какого произведения оружейник просперо. Смотреть картинку персонаж какого произведения оружейник просперо. Картинка про персонаж какого произведения оружейник просперо. Фото персонаж какого произведения оружейник просперо

Многие советские критики считали книгу холодной. К примеру, Лидии Чуковской полагала, что она не трогает сердце ребенка. И что даже когда Суок отправляют на казнь, душа остается спокойной: «мир Олеши — мир вещей, а не мир человеческих чувств».

Когда Олеша писал свои произведения, в моде были искания себя, которые зачастую шли во вред самому произведению. Многим хотелось сбросить Пушкина с корабля современности и создать что-то новое, исключительно свое, и часто злоупотребляли этим стремлением. Времена менялись. Когда Алексей Баталов решил снять фильм «Три толстяка», для сценария был переработан сюжет, исключены недостатки оригинального текста. И вот уже несколько поколений фильм смотрят даже взрослые — и, зная сказку практически наизусть, волнуются как в детстве.

Повесть-сказка (иногда издатели указывают «роман-сказка») была написана в 1924 году и стала первым большим произведением Юрия Карловича Олеши. Вдохновила его Валентина Грюнзайд, писатель был влюблен в нее и ухаживал с серьезными намерениями. К 1928 году (год первой публикации сказки) Валентина стала женой Евгения Петрова (соавтора Ильи Ильфа, брата Валентина Катаева). А у Юрия Карловича появилась новая муза, Ольга Густавовна Суок, на которой он впоследствии и женился. Именем Суок писатель назвал главную героиню.

Олеша был из обедневших дворян, его род известен со времен Фёдора Иоанновича. Со временем обнищавшие Олеши перебрались в Польшу и приняли католичество. Юрий вырос в Одессе и особой атмосферой этого города наполнены все его произведения. Многие считают, что вымышленный город «Трех толстяков» и есть Одесса конца 1910-х и начала 1920-х годов.

Три толстяка — это символ абсолютной власти, симбиоз трех сил: финансовой, военной и промышленной. У них нет семьи и детей. Являются ли они родственниками друг другу, неизвестно. Сообща они воспитывают своего преемника, наследника Тутти, у которого якобы нет сердца, а вместо сердца — железо. Мальчик им верит и растет с убеждением в своей исключительности, с сознанием того, что жестокость — единственное стоящее чувство в мире. Тутти привязан лишь к одному, к своей кукле. Когда-то ученый Туб по приказу трех толстяков создал куклу наследника Тутти, точную копию его сестры Суок, с которой мальчик был разлучен. Кукла была уникальной. Она росла вместе с наследником, как живая девочка, стала единственным другом для изолированного от всех мальчика и помогла ему сохранить в душе частицы доброты.

Ученый отказался заменить человеческое сердце Тутти на железное. Тогда его заключили в клетку, где он провел восемь лет и, полностью одичав, превратился в зверя…

Начинается сказка с баталии. Народ восстал против толстяков. В городе предреволюционная ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят жить» по-старому. Верхи — это толстяки, обжоры и бездельники и поддерживающее их меньшинство. Низы — бедные и обездоленные люди, от безысходности и отчаяния они решились поднять мятеж. Восстание возглавили оружейник Просперо и гимнаст Тибул. Во время мятежа гвардейцы испортили куклу. Наследник был в отчаянии. Починить куклу поручают знаменитому ученому Гаспару Арнери, который знает и как лететь с земли до звезд, и как из камня сделать пар. Тибул, с согласия Арнери, подменяет сломанную куклу на живую Суок. Попав во дворец, она помогает бежать оружейнику Просперо, но сама попадает в плен. Народ побеждает. Тутти и Суок узнают, что они брат и сестра.

В сказке нет ничего сказочного, нет магов и магии. Есть бесстрашные и самоотверженные люди, которые делают сказку былью.

Писатель перенес в книгу свое отношение к революции. С его точки зрения, революция не только буря, но и счастье, романтика, восторг. Негативную сторону писатель не замечает. Он в восторге от того, как старый мир ломают до основания. Вся книга пропитана духом протеста против толстяков, жадных властителей жизни. Мятеж и восстание воспевается как благо для людей.

И пусть советские критики отнеслись к «Трем толстякам» очень прохладно и не советовали детям читать, поскольку в ней отсутствовал героический пример страны советов. А дети и взрослые читали и восторгались. В 1930 году МХАТ заказал Олеше написать инсценировку. До сих пор эта пьеса идет во многих театрах мира. До сих пор сказку читают и не только в России. Она переведена на 17 языков.

Читайте самое интересное в рубрике «Культура»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Персонаж какого произведения оружейник просперо

Беспокойный день доктора Гаспара Арнери

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был ученый. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и ученей Гаспара Арнери.

Об его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом:

Однажды летом, в июне, когда выдалась очень хорошая погода, доктор Гаспар Арнери решил отправиться в далекую прогулку, чтобы собрать некоторые породы трав и жуков.

Доктор Гаспар был человек немолодой и поэтому боялся дождя и ветра. Выходя из дому, он обматывал шею толстым шарфом, надевал очки против пыли, брал трость, чтобы не споткнуться, и вообще собирался на прогулку с большими предосторожностями.

На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы; легкий ветер развевался, как бальное воздушное платье.

– Вот это хорошо, – сказал доктор, – только все-таки нужно взять плащ, потому что летняя погода обманчива. Может пойти дождь.

Доктор распорядился по хозяйству, подул на очки, захватил свой ящичек, вроде чемодана, из зеленой кожи и пошел.

Самые интересные места были за городом – там, где находился Дворец Трех Толстяков. Доктор чаще всего посещал эти места. Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в черных клеенчатых шляпах с желтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты кружились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.

«Но пешком идти далеко. Я дойду до городского вала и найму извозчика. Он довезет меня до дворцового парка», – подумал доктор.

Возле городского вала народу было больше, чем всегда.

«Разве сегодня воскресенье? – усомнился доктор. – Не думаю. Сегодня вторник».

Доктор подошел ближе.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелеными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их женами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актеров, зеленых, желтых и пестрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих веселых собак.

Все толпились перед городскими воротами. Огромные, высотою в дом, железные ворота были наглухо закрыты.

«Почему закрыты ворота?» – удивился доктор.

Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать.

Доктор подошел к молодой женщине, державшей на руке толстую серую кошку, и спросил:

– Будьте добры, объясните: что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения и почему закрыты городские ворота?

– Гвардейцы не выпускают людей из города…

– Почему же их не выпускают?

– Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города и пошли к Дворцу Трех Толстяков…

– Я ничего не понимаю, гражданка, и прошу меня простить…

– Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трех Толстяков?

– Да, гражданин… Вал высок, и по ту сторону засели гвардейские стрелки. Никто не выйдет из города, и тех, кто пошел с оружейником Просперо, дворцовая гвардия перебьет.

И действительно, грохнуло несколько очень далеких выстрелов.

Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлепнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.

«Значит, я прозевал такое значительное событие, – подумал доктор. – Правда, я целый месяц не выходил из комнаты. Я работал взаперти. Я ничего не знал…»

В это время, еще дальше, ударила несколько раз пушка. Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру. Не только доктор испугался и поспешно отступил на несколько шагов – вся толпа шарахнулась и развалилась. Дети заплакали; голуби разлетелись, затрещав крыльями; собаки присели и стали выть.

Началась сильная пушечная стрельба. Шум поднялся невообразимый. Толпа наседала на ворота и кричала:

– Долой Трех Толстяков!

Доктор Гаспар совсем растерялся. Его узнали в толпе, потому что многие знали его в лицо. Некоторые бросились к нему, как будто ища у него защиты. Но доктор сам чуть не плакал.

– Что там делается? Как бы узнать, что там делается, за воротами? Может быть, народ побеждает; а может быть, уже всех перестреляли.

Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улички. На углу был дом с высокой старой башней. Вместе с остальными доктор решил взобраться на башню. Внизу была прачечная, похожая на баню. Там было темно, как в подвале. Кверху вела винтовая лестница. В узкие окошки проникал свет, но его было очень мало, и все поднимались медленно, с большим трудом, тем более что лестница была рваная и с поломанными перилами. Нетрудно представить, сколько труда и волнений стоило доктору Гаспару подняться на самый верхний этаж. Во всяком случае, еще на двадцатой ступеньке, в темноте, раздался его крик:

– Ах, у меня лопается сердце, и я потерял каблук!

Плащ доктор потерял еще на площади, после десятого выстрела из пушки.

На вершине башни была площадка, окруженная каменными перилами. Отсюда открывался вид, по крайней мере, километров на пятьдесят вокруг. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал. Все смотрели в ту сторону, где происходило сражение.

– У меня есть бинокль. Я всегда ношу с собой бинокль с восемью стеклами. Вот он, – сказал доктор и отстегнул ремешок.

Бинокль переходил из рук в руки.

Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.

Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картину волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты, пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком.

Парк и Дворец Трех Толстяков заволокло белым прозрачным дымом.

– Они бегут… Народ побежден!

Бегущие люди приближались к городу. Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки.

Бомба просвистела над площадью.

Слесарь зацепился кожаным фартуком за какой-то крюк. Он оглянулся, увидел нечто ужасное и заорал на всю площадь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *