персонаж пьесы островского последняя жертва
Эта пьеса А.Н. Островского, как и большинство его произведений ― рассказ о жизни московского купечества.
В центре история отношений молодой состоятельной вдовы Юлии Павловны Тугиной и разорившегося помещика Вадима Григорьевича Дульчина.
Юлия влюблена и надеется на замужество. Вадим ― молодой, но морально опустившийся человек, промотал наследство и живет в долг, представляясь богатым барином. Ухаживая за Юлией, он не думает о браке, а, используя её чувства, вымогает деньги.
Однажды Дульчин просит Юлию принести последнюю жертву: дать 6 тысяч рублей, чтобы избежать «ямы» ― долговой тюрьмы, обещает начать новую жизнь и просит её руки; Юлия счастлива, верит и, чтобы добыть деньги, решает продать дом.
С этим она приходит к дальнему родственнику Флору Федулычу Прибыткову ― богатому пожилому купцу, вдовому и бездетному, ранее обещавшему ей покровительство. После долгих уговоров он дает деньги, которые Юлия передает Дульчину, а тот проигрывает их в карты.
Тётка, Глафира Фирсовна, узнав об отношениях Юлии и Вадима, предостерегает её от ошибки, но та слепа в своей любви. Тогда она доносит о романе Прибыткову. Он удручен племянником ― Лавром Миронычем, лентяем, который, пытаясь выдать замуж дочь Ирину, надеется на дядины деньги. Слухи о её миллионном приданом, распущенные тёткой, доходят до Вадима.
Легко отказавшись от Юлии, он делает предложение Ирине, но скоро выясняется что оба обманулись: у Ирины нет приданого, у Вадима ― состояния, на которое она метила. Он решает вернуться к Юлии и «начать новую жизнь», надеясь на прощение и деньги.
В это время Юлия получает открытку с приглашением на свадьбу Вадима и Ирины, но, узнав об измене, теряет сознание и впадает в беспамятство. Тётка приходит к Дульчину с вестью о её смерти. Внезапно в дом входит сама Юлия. Он молит о прощении, но та непреклонна: она нашла поддержку Прибыткова и выходит за него замуж, да с приданым ― долговыми расписками Вадима.
Вначале он как будто хочет застрелиться, но, услышав предложение посвататься к богатой вдове Пивокуровой, кричит: «Вези меня к ней сейчас!». И обещает заплатить извозчику. после женитьбы.
Также читают:
Рассказ Последняя жертва (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
В центре повествования девочка Саша, единственный ребенок в семье, которого растили как цветочка, бережно и с любовью. Родители ее старенькие уже, вложили в нее все, что могли вложить, кроме образования.
Наш новый завод расположился в самом лесу, там работал почти весь город, в том числе и моя мама. И вот я сидел на крыше старого сарая, и смотрел в сторону завода, от туда шел дым и едкий запах
В произведении говорится о несчастной любви и непоправимых последствиях. Речь идет об одном юноше по имени Ильяс, который работал водителем. Он был круглым сиротой и устроился водителем сразу после армии.
Ариэль был воспитанником индийской школы Дандарат. Семнадцатилетний юноша почти не помнил своего детства. Учителя делали всё возможное, чтобы их воспитанники забыли о своём прошлом, не задавали вопросы о будущем
Последняя жертва
Последняя жертва — комедия в пяти действиях Александра Островского. Написана в 1877 году.
Содержание
История написания
Пьеса была задумана ещё в декабре 1874 года. Название пьесы менялось трижды: от первоначальной «Жертвы века» драматург отказался в пользу «Попечителей», окончательным же вариантом стала «Последняя жертва». Островский начал писать «Последнюю жертву» 24 августа 1877 года и окончил через 2 месяца, 26 октября.
В письме Ф. Бурдину от 6 сентября 1877 г. Островский сообщал о «Последней жертве»: «Пишу пьесу, собираю последние силы, чтобы её кончить. Трогательный драматический сюжет пьесы, в который я погружаюсь всей душой, ещё более расстраивает меня». В другом письме тому же Бурдину, написанном три недели спустя, драматург замечает, что «пьеса подвигается к концу, вещь выходит большая и, кажется, сценическая».
Первое чтение «Последней жертвы» состоялось 22 октября 1877 года на квартире Фёдора Бурдина. Пьеса вызвала живой интерес и восторженные отклики.
Премьера состоялась 8 ноября 1877 года в Малом театре, в бенефис артиста Музиля. В качестве режиссёра выступил сам Островский. В Петербурге, на сцене Александринского театра была поставлена 2 декабря того же года, в бенефис артиста Бурдина. Для постановки в театре драматург сделал в пьесе некоторые сокращения.
По просьбе Михаила Салтыкова-Щедрина драматург отдал «Последнюю жертву» в журнал «Отечественные записки»; комедия была впервые опубликована в январском номере за 1878 год.
Действующие лица
Постановки
По этой пьесе в 1975 году Петр Тодоровский снял одноименный фильм, в 1982 году Михаил Казаков — телеспектакль «Попечители».
Краткое содержание и анализ «Последней жертвы» Островского
Пьеса «Последняя жертва» была задумана ещё в конце 1874 года. Её название менялось 3 раза. Автор начал писать произведение летом 1877 года и завершил его спустя пару месяцев. Если необходимо подготовить сочинение или пересказ по «Последней жертве» Островского, краткое содержание позволит быстро ознакомиться с сюжетом. Конечно, лучше всё же читать оригинальную версию.
Влюблённость Юлии
В своей пьесе автор повествует о жизни московского купечества. В центре сюжета взаимоотношения Юлии Павловны Тугиной, молодой богатой вдовы, и Вадима Григорьевича Дульчина, обедневшего барина. Женщина влюблена и мечтает выйти замуж за избранника. Вадим — морально опустившийся мужчина, он потерял наследство и нахватал долгов. Он представляется богатым помещиком, скрывая своё истинное финансовое положение. Негодяй не собирается жениться, единственная цель его ухаживаний за Юлией — получение денег.
Как-то Дульчин просит Тугину принести последнюю жертву — дать ему 6 тысяч рублей. Он утверждает, что это позволит ему спастись от долговой тюрьмы. Мужчина клянётся, что начнёт новую жизнь, и делает Юлии предложение руки и сердца. Девушка сказочно счастлива. Чтобы помочь любимому избежать «ямы», она принимает решение продать свой дом.
Тугина даёт деньги избраннику
Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.
Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.
Анализ пьесы
После Октябрьской революции пьеса приобрела большую популярность. В ней затрагивается тема, которая перекликается:
Н.А. Добролюбов называет мир, в котором живут персонажи Островского, тёмным царством, где сложно приспособиться «не своему» человеку. Главная героиня «Бесприданницы» Лариса гибнет в безысходности, Катерина из «Грозы» прыгает с обрыва, Юлия из «Последней жертвы» вынуждена стать женой человека, которого не любит.
Флор Федулыч отличается:
Чтобы добиться своего, он готов пойти на многое. В ход идут интриги, подкуп, наглое враньё. Он не беспокоится, что пострадают его близкие: племянник и внучка. Пускай это ничтожные люди, но ведь герой так часто говорит о своих добрых намерениях и родственных чувствах. Глафиру Фирсовну можно охарактеризовать, как рабу денег предыдущего персонажа.
Вадим — картёжник и прожигатель жизни. Он потерял доставшееся от родителей наследство, однако скрывает это, выдавая себя за человека с огромным состоянием. Юлия беззаветно влюблена в негодяя, чем он с радостью пользуется, разоряя девушку.
Когда Дульчин очередной раз проигрывает деньги, он делает предложение Ирине, которая, как он думает, богата, об этом становится известно Юлии. В пьесе есть сцена, когда тётка девушки сообщает обманщику о кончине племянницы.
Однако через короткое время она появляется живой и невредимой. Можно подумать, что женщина соврала, однако это не так.
Перед Вадимом предстаёт уже совсем другая Юлия. Это уже не та девушка, кого он знал раньше. Тугиной, способной на большое и светлое чувство, больше нет. Теперь есть только невеста Флора Федулыча.
Это произведение о манипуляторах, отчаянно требующих снисхождения к себе, людях, которые с лёгкостью играют на чувствах добропорядочных и наивных членов общества.
«Последняя жертва» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
Деньги и любовь. Что дороже: золотой телец или беззаветная преданность? Вопрос о том, как влияют два понятия на человеческие судьбы, волновал литераторов во все времена. Этой же теме посвящена и пьеса «Последняя жертва» Островского. Краткое содержание комедии представляет развитие событий, которые произошли в московском Замоскворечье в конце XIX столетия.
Певец купеческого Замоскворечья
Александр Николаевич Островский (1823—1886) начал заниматься литературным трудом, будучи студентом юридического факультета Московского университета. Основным предметом его творчества стала жизнь купечества в Замоскворечье, где драматург родился и провёл детские и юношеские годы. Взаимоотношения между людьми в мещанской среде, описание патриархального быта, поэтика национального своеобразия — этим темам посвящены труды русского писателя.
Сюжет пьесы Островского «Последняя жертва» был задуман в конце 1874 г. Воплощение замысла на бумаге состоялось осенью 1877 г. Александр Николаевич писал комедию 63 дня — с 24 августа по 26 октября. Чтение чернового варианта прошло 24 октября на квартире актёра Императорских театров Ф. А. Бурдина. Впервые пьеса опубликована в журнале «Отечественные записки» в январе 1878 г.
Первую театральную постановку произведения в Москве осуществил Малый театр 8 ноября 1877 года во время бенефиса Н. И. Музиля, исполнявшего роль Салая Салтаныча. В роли Дульчина выступил А. П. Ленский, Тугину сыграла М. Н. Ермолова. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 2 декабря 1877 года. Режиссировал спектакль сам автор.
В 1975 году режиссёр Пётр Тодоровский снял полнометражный фильм «Последняя жертва» по комедии А. Н. Островского. Музыку для картины написал Исаак Шварц. Булат Окуджава — автор стихов романса «В нашем старом саду». В главных ролях снялись актёры:
Краткое содержание
События, описанные в пьесе, происходят в Москве. Действия разворачиваются в доме Тугиной, в гостиной Флора Федулыча, на лужайке перед дворянским клубом и в кабинете Дульчина. Время действия — 80-е годы XIX века. Главные действующие лица:
Посетители дома Тугиной
Пьеса начинается с визита Глафиры Фирсовны, которая пришла проведать племянницу. Пока хозяйки нет дома, пожилая женщина беседует с ключницей и узнаёт об отношениях Тугиной с Вадимом Григорьевичем. Вернувшаяся из церкви Юлия Павловна рассказывает, как после вечерни присутствовала на венчании незнакомых людей. Обсуждая Дульчина и Прибыткова, женщины отправляются перекусить.
Дергачёв приносит письмо от Вадима. Получив послание, Тугина выпроваживает визитёра и читает записку от любимого человека.
Приезжает Флор Федулыч. Купец предлагает взять Юлию на содержание, если она ответит любовью на заботы старика. Тугина отклоняет предложение, объяснив отказ намерением выйти замуж за другого. После ухода Прибыткова появляется Дульчин. Он просит достать денег и трижды обещает любящей женщине, что это её последняя жертва.
В гостиной Флора Прибыткова
В начале второго действия Глафира Фирсовна обещает Флору Федулычу разузнать всё о Дульчине и расстроить отношения Юлии с кавалером. В комнату входят Лавр Мироныч с дочерью. Выясняется, что Ирина без ума влюблена в Вадима Григорьевича. Пока гости рассматривают новую картину, хозяин дома и Глафира Фирсовна составляют план интриги.
К Прибыткову приезжает Тугина. Ей необходимо встретиться с хозяином по неотложному делу. Используя всевозможные уловки, молодая женщина пытается раздобыть денег. Сначала купец отказывает. Но когда вдова слёзно молит о помощи, Флор Федулыч идёт на уступку и даёт деньги. Юлия от всей души благодарит старика и искренне целует его.
После ухода Тугиной Прибытков четырежды говорит, что такой поцелуй «дорогого стоит». В гостиную возвращаются Глафира Фирсовна и Лавр с Ириной.
Хозяин дарит внучке 500 рублей. Девица целует деда, и Флор Федулыч в сторону ещё раз дважды повторяет, что «тот поцелуй дорогого стоит».
В саду дворянского клуба
Третье действие начинается на лужайке перед входом в клуб. Разносчик вестей оповещает присутствующих о появлении в Москве богатой невесты. Выходит Дульчин и жалуется Дергачёву на невезение в картах. Появляется Салай Салтаныч, которому Вадим должен 5 тыс. рублей. Молодой человек просит кредитора подождать с возвратом долга. Ростовщик отказывает и удаляется.
На сцену выходят Глафира Фирсовна и вдова Пивокурова. Женщины приглашают Дульчина отобедать с ними. Тем временем Лавр Мироныч заказывает роскошный ужин. Три приятеля предлагают Вадиму присоединиться к карточной игре.
Дульчин проигрывает оставшиеся деньги. Салай Салтаныч читает нравоучения неудачнику. Глафира убеждает Вадима сделать предложение влюблённой в него Ирине. Между молодым человеком и девушкой происходит объяснение. Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери. Отец согласен и приглашает будущего жениха приехать в гости.
Тайное становится явным
В начале четвертого действия Юлия мечтает о семейной жизни с Дульчиным. Вдова отправляется к портнихе заказывать подвенечное платье. После отъезда хозяйки поочерёдно приезжают Глафира Фирсовна, Лавр Мироныч и Флор Прибытков. Не застав ее, визитёры разъезжаются.
Появляется Дергачёв. Вслед за ним возвращается Тугина. Лука Герасимыч сообщает об отъезде Вадима в Петербург. Юлия понимает, что приятель Дульчина лжёт. Женщина, поражённая вероломством возлюбленного, выпроваживает Дергачёва из дома.
Оставшись одна, Тугина обнаруживает оставленный Лавром конверт с приглашением на помолвку Дульчина с Ириной. Возвращается Флор Федулыч. Юлия собирается ехать к Вадиму и просит купца помочь вернуть деньги. Прибытков объявляет, что это невозможно, так как Дульчин нищий. Юлия падает в обморок.
Финита ля комедия
Финальное действие происходит в кабинете Дульчина. Хозяин собирается на ужин к Лавру Миронычу, где будет объявлено о помолвке с Ириной. Появляется будущая невеста. Она предлагает Вадиму бежать из Москвы, обвенчаться и «утопать в блаженстве» любви. Приход Салая Салтаныча заставляет девушку уйти в соседнюю комнату.
Ростовщик извещает об аресте Лавра и требует возврата выданных креди́тов. У Дульчина нет денег. Уходя, Салай обещает найти способ взыскать долги.
Возвращается Ирина. Удручённый Вадим объясняет девушке, что свадьба не состоится, потому что денег нет ни у него, ни у неё. Тем не менее молодые люди расстаются друзьями. Дульчин решает вновь обратиться за помощью к Тугиной.
Появляется Юлия и обвиняет Вадима в предательстве, предъявляя приглашение на помолвку Дульчина. Вошедший Флор Федулыч объявляет, что Юлия выходит за него замуж, и он становится владельцем долговых расписок молодого человека, поэтому Дульчину придётся платить либо отправляться в «долговую яму». Вадим Григорьевич просит Глафиру Фирсовну сосватать ему вдову Пивокурову.
До Островского никто из литераторов не обращал внимания на русское купечество. Александр Николаевич представил на суд читателей и зрителей огромный пласт российского общества. В комедии «Последняя жертва» для драматурга важен не только сюжет. Автор приглашает понаблюдать за героями пьесы — живыми людьми, чьи характеры развиваются от первого до последнего действия.
Певец купеческого Замоскворечья
Александр Николаевич Островский (1823—1886) начал заниматься литературным трудом, будучи студентом юридического факультета Московского университета. Основным предметом его творчества стала жизнь купечества в Замоскворечье, где драматург родился и провёл детские и юношеские годы. Взаимоотношения между людьми в мещанской среде, описание патриархального быта, поэтика национального своеобразия — этим темам посвящены труды русского писателя.
Сюжет пьесы Островского «Последняя жертва» был задуман в конце 1874 г. Воплощение замысла на бумаге состоялось осенью 1877 г. Александр Николаевич писал комедию 63 дня — с 24 августа по 26 октября. Чтение чернового варианта прошло 24 октября на квартире актёра Императорских театров Ф. А. Бурдина. Впервые пьеса опубликована в журнале «Отечественные записки» в январе 1878 г.
Первую театральную постановку произведения в Москве осуществил Малый театр 8 ноября 1877 года во время бенефиса Н. И. Музиля, исполнявшего роль Салая Салтаныча. В роли Дульчина выступил А. П. Ленский, Тугину сыграла М. Н. Ермолова. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 2 декабря 1877 года. Режиссировал спектакль сам автор.
В 1975 году режиссёр Пётр Тодоровский снял полнометражный фильм «Последняя жертва» по комедии А. Н. Островского. Музыку для картины написал Исаак Шварц. Булат Окуджава — автор стихов романса «В нашем старом саду». В главных ролях снялись актёры:
Краткое содержание
События, описанные в пьесе, происходят в Москве. Действия разворачиваются в доме Тугиной, в гостиной Флора Федулыча, на лужайке перед дворянским клубом и в кабинете Дульчина. Время действия — 80-е годы XIX века. Главные действующие лица:
Посетители дома Тугиной
Пьеса начинается с визита Глафиры Фирсовны, которая пришла проведать племянницу. Пока хозяйки нет дома, пожилая женщина беседует с ключницей и узнаёт об отношениях Тугиной с Вадимом Григорьевичем. Вернувшаяся из церкви Юлия Павловна рассказывает, как после вечерни присутствовала на венчании незнакомых людей. Обсуждая Дульчина и Прибыткова, женщины отправляются перекусить.
Дергачёв приносит письмо от Вадима. Получив послание, Тугина выпроваживает визитёра и читает записку от любимого человека.
Приезжает Флор Федулыч. Купец предлагает взять Юлию на содержание, если она ответит любовью на заботы старика. Тугина отклоняет предложение, объяснив отказ намерением выйти замуж за другого. После ухода Прибыткова появляется Дульчин. Он просит достать денег и трижды обещает любящей женщине, что это её последняя жертва.
В гостиной Флора Прибыткова
В начале второго действия Глафира Фирсовна обещает Флору Федулычу разузнать всё о Дульчине и расстроить отношения Юлии с кавалером. В комнату входят Лавр Мироныч с дочерью. Выясняется, что Ирина без ума влюблена в Вадима Григорьевича. Пока гости рассматривают новую картину, хозяин дома и Глафира Фирсовна составляют план интриги.
К Прибыткову приезжает Тугина. Ей необходимо встретиться с хозяином по неотложному делу. Используя всевозможные уловки, молодая женщина пытается раздобыть денег. Сначала купец отказывает. Но когда вдова слёзно молит о помощи, Флор Федулыч идёт на уступку и даёт деньги. Юлия от всей души благодарит старика и искренне целует его.
После ухода Тугиной Прибытков четырежды говорит, что такой поцелуй «дорогого стоит». В гостиную возвращаются Глафира Фирсовна и Лавр с Ириной.
Хозяин дарит внучке 500 рублей. Девица целует деда, и Флор Федулыч в сторону ещё раз дважды повторяет, что «тот поцелуй дорогого стоит».
В саду дворянского клуба
Третье действие начинается на лужайке перед входом в клуб. Разносчик вестей оповещает присутствующих о появлении в Москве богатой невесты. Выходит Дульчин и жалуется Дергачёву на невезение в картах. Появляется Салай Салтаныч, которому Вадим должен 5 тыс. рублей. Молодой человек просит кредитора подождать с возвратом долга. Ростовщик отказывает и удаляется.
На сцену выходят Глафира Фирсовна и вдова Пивокурова. Женщины приглашают Дульчина отобедать с ними. Тем временем Лавр Мироныч заказывает роскошный ужин. Три приятеля предлагают Вадиму присоединиться к карточной игре.
Дульчин проигрывает оставшиеся деньги. Салай Салтаныч читает нравоучения неудачнику. Глафира убеждает Вадима сделать предложение влюблённой в него Ирине. Между молодым человеком и девушкой происходит объяснение. Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери. Отец согласен и приглашает будущего жениха приехать в гости.
Тайное становится явным
В начале четвертого действия Юлия мечтает о семейной жизни с Дульчиным. Вдова отправляется к портнихе заказывать подвенечное платье. После отъезда хозяйки поочерёдно приезжают Глафира Фирсовна, Лавр Мироныч и Флор Прибытков. Не застав ее, визитёры разъезжаются.
Появляется Дергачёв. Вслед за ним возвращается Тугина. Лука Герасимыч сообщает об отъезде Вадима в Петербург. Юлия понимает, что приятель Дульчина лжёт. Женщина, поражённая вероломством возлюбленного, выпроваживает Дергачёва из дома.
Оставшись одна, Тугина обнаруживает оставленный Лавром конверт с приглашением на помолвку Дульчина с Ириной. Возвращается Флор Федулыч. Юлия собирается ехать к Вадиму и просит купца помочь вернуть деньги. Прибытков объявляет, что это невозможно, так как Дульчин нищий. Юлия падает в обморок.
Финита ля комедия
Финальное действие происходит в кабинете Дульчина. Хозяин собирается на ужин к Лавру Миронычу, где будет объявлено о помолвке с Ириной. Появляется будущая невеста. Она предлагает Вадиму бежать из Москвы, обвенчаться и «утопать в блаженстве» любви. Приход Салая Салтаныча заставляет девушку уйти в соседнюю комнату.
Ростовщик извещает об аресте Лавра и требует возврата выданных креди́тов. У Дульчина нет денег. Уходя, Салай обещает найти способ взыскать долги.
Возвращается Ирина. Удручённый Вадим объясняет девушке, что свадьба не состоится, потому что денег нет ни у него, ни у неё. Тем не менее молодые люди расстаются друзьями. Дульчин решает вновь обратиться за помощью к Тугиной.
Появляется Юлия и обвиняет Вадима в предательстве, предъявляя приглашение на помолвку Дульчина. Вошедший Флор Федулыч объявляет, что Юлия выходит за него замуж, и он становится владельцем долговых расписок молодого человека, поэтому Дульчину придётся платить либо отправляться в «долговую яму». Вадим Григорьевич просит Глафиру Фирсовну сосватать ему вдову Пивокурову.
До Островского никто из литераторов не обращал внимания на русское купечество. Александр Николаевич представил на суд читателей и зрителей огромный пласт российского общества. В комедии «Последняя жертва» для драматурга важен не только сюжет. Автор приглашает понаблюдать за героями пьесы — живыми людьми, чьи характеры развиваются от первого до последнего действия.