персонаж преступление и наказание лужин

Лужин

Лужин – второстепенный персонаж знаменитого произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Этот образ характеризуется поступками и мировоззрением, согласно которому и существует герой.

Характер

Петр Петрович Лужин – довольно высокомерный человек, привыкший жить по теории «целого кафтана», согласно которой каждый человек должен заботиться лишь о собственном благе. Лужин самостоятельно отмечает свой ум, свою внешность, часто любуясь своим отражением в зеркале. В повествовании отмечается, что он был человеком тщеславным, любил, когда на него обращали внимание, любил, когда его слушали.

Для Петра Петровича главным в жизни были деньги. Он во всех проявлениях жизни старался получить материальную пользу. Ради выгоды Лужин готов пойти на многое. Эта расчетливость и помогла герою выбраться «из грязи в князи». Лужин ценит свое положение в обществе и старается привлекать к себе внимание любыми способами.

Несмотря на его высокий статус, человеком Лужин был низким и ничтожным. Он быстро вспылял, и делал это так, что был похож на «мешок с мукой». Другие персонажи называли его мошенником, преступником, которому дела нет до чужой жизни.

Автор подчеркивает, что Лужин «принадлежал к разряду людей». То есть герой – типичный представитель современного Ф. М. Достоевскому общества.

Образ жизни

Лужин является надворным советником. Обладая большим количеством денег, он чувствует себя человеком выше других. Автор отмечает, что стал он таким состоятельным и обеспеченным, «пробившись из ничтожества». Теперь он человек, как отмечается в повествовании, занятой: Лужин планирует открыть свою адвокатскую контору в Петербурге. Все это опять связано с желанием героя получить как можно больше денег. Самая главная жизненная цель Лужина – получение прибыли. Поэтому он настолько занятой и расчетливый человек.

Лужин и Дуня

Господин Лужин хочет, чтобы за него вышла замуж Дуня Раскольникова, однако совсем не из-за любви к ней. Он понимает, насколько женщина рядом с мужчиной может поднять его положение. Петр Петрович всю свою жизнь мечтал о девушке благонравной, именно такая «прелестная, добродетельная, образованная» девушка способна «удивительно скрасить его дорогу, привлечь к нему, создать ореол». Для Лужина также было важным, чтобы его будущая супруга обязательно было бедна, чтобы на своем жизненном пути она прошла множество препятствий. Такая «запуганная» девушка, по его мнению, была бы ему предана всю жизнь. Она бы «всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному». Лужин искал себе рабыню, готовую ему прислуживать в знак благодарности.

Вот такие корыстные цели были у него по отношению к Дуне. Конечно, гордую и нравственно чистую девушку это не устраивало. Дуня первоначально хочет выйти замуж за Лужина, чтобы материально спасти свою семью. Она готова принести себя в жертву, однако ничтожный характер Лужина не смог бы ужиться с хрупкой девушкой. Дуня порывает с Петром Петровичем все отношения.

Значение образа

Роман не зря включает в себя образ Лужина. Он является своеобразным двойником главного героя – Родиона Раскольникова. Теория Лужина – доведенная до абсолюта теория Раскольникова. Лужин – темный человек, способный переступить через все рамки дозволенного и недозволенного. Образ жизни Петра Петровича показывает несостоятельность теории Раскольникова. Именно с этой целью в повествование и помещен образ Лужина.

Источник

Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.

Портрет Лужина

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.

Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Вся суть описания этого господина сводится к той же двойственности: «для параду» все в Лужине имеется, а за фасадом – просто тьма и отрицание.

Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.

Что за человек Петр Петрович Лужин

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.

Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Адвокат и любовь

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную. В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д. А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол… и вот всё рушилось. «.

Лужинская теория

Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.

П.П. — отражение главного героя и не только

Понятно, что в чем-то теория Лужина перекликается с теорией Раскольникова. Только теория студента отличается бескорыстием помыслов, не проповедует достижение личных только эгоистических целей. Достоевский в романе развил мысль о том, что теория «наполеонизма», весьма модная в то время, не имеет своего логического конца и жизнь любого человека вне зависимости от происхождения, звания, чина, достатка и проч. священна.

Преступление же, вне зависимости от цели его совершения, все равно будет наказано либо человек преступивший придет через раскаяние и страдание к очищению и прощению.

Лужин, живущий исключительно ради себя, и Свидригайлов, проповедующий, что

Раскольников же в этих персонажах как в кривом зеркале видит себя, хоть его цель, по сути: преступление оправдано, если совершено ради блага других сверхчеловеком. Потому что Аркадий Иванович, что Петр Петрович — оба одинаково Родиону неприятны и омерзительны, причем Лужин является жалкой карикатурой даже на Свидригайлова.И он не внутренне, на уровне подсознания сначала, а позже понимая четко и ясно отвергает все эти теории, через страдание приходит к раскаянию и покаянию, к полному душевному преображению через любовь.

Источник

Петр Петрович Лужин в романе «Преступление и наказание»

Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова. Надворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой.

Впервые он «появляется» в письме Пульхерии Александровны Раскольниковой к сыну. Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом. На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама:

Тем не менее, несмотря на в целом положительное описание матери, Родион Раскольников сразу разоблачает мелкую душу Лужина. Позже и Пульхерия Александровна понимает, что положительно только внешнее впечатление о Лужине, на деле он скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип.

Краткое описание

Лужину 45 лет. Он адвокат, надворный советник. Самовлюбленный человек ценящий деньги превыше всего. Дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, которая узнав, что ее муж влюблен в их гувернантку Дуню Раскольникову, знакомит девушку с Лужиным. Дуня становится невестой Лужина и вслед за ним отправляется в Петербург.

Прибытие в Петербург и знакомство с Родионом Раскольниковым перерастает в ссору. Раскольников сразу распознает в Лужине низкого человека, и становится его врагом. Надеясь расправиться с назойливым «молокососом», Лужин подставляет его хорошую знакомую — безобидную Соню Мармеладову, и обвиняет ее в воровстве. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Однако, план Лужина потерпел провал — его друг Лебезятников рассказывает, что Лужин сам подсунул сторублевый билет в карман Софьи.

На этом отношения Дуни с Лужиным закачиваются. Последний раз Пётр Петрович упоминается в конце романа на свадьбе Дуни с Разумихиным.

Цитатная характеристика Лужина

Петру Петровичу 45 лет, но он имеет приятную наружность и «еще может нравиться женщинам»:

Он служит адвокатом и занимает пост надворного советника:

Лужин планирует открыть в Петербурге собственную адвокатскую контору:

Он выбился в люди из низов, «из ничтожества»:

Лужин не получил хорошего образования, но при этом является умным человеком, по мнению Пульхерии Раскольниковой:

Больше всего на свете господин Лужин любит свои деньги:

Внешность

Внешность Петра Петровича Лужина подробно описывается в сцене его первого визита к Родиону Раскольникова:

Характер Лужина

Петр Петрович Лужин производит впечатление солидного, угрюмого и высокомерного человека, о чем писала Пульхерия Александровна своему сыну:

Он старается казаться любезным в обществе, но, когда что-то идет не так, как он хочет, он теряет все самообладание и становится похожим на «мешок с мукой»:

Он очень тщеславный человек и любит чтобы его слушали:

Он привык любоваться собой и высоко ценит свой ум:

Достоевский о Лужине

В черновых материалах к роману о Лужине, в частности, сказано:

Несостоявшийся брак с Дуней Раскольниковой

Петр Петрович Лужин давно мечтал о девушке ниже его статусом, рассчитывая, что она будет благодарна, и, как следствие, покорна ему:

Дуня Раскольникова, с которой его познакомила Марфа Петровна, даже превосходила его мечты:

Дуня соглашается на брак с ним, но не из любви, а надеясь таким образом помочь семье выбраться из нищеты:

Первоначально он произвел хорошее впечатление на Дуню и ее мать, но уже после помолвки стала проявляться истинная натура Лужина.Зная о их бедности, почти не помогает им переехать в Петербург. Лужин оплачивает перевоз багажа (что стоит недорого), но не оплачивает проезд невесты и ее матери (что гораздо дороже). Бедная Дуня и ее мать вынуждены ехать в Петербург третьим классом на взятые в долг деньги:

После он еще и упрекнул Раскольниковых, тем что понес «издержки» перевозя их багаж:

При этом, услышав от Расскольникова правду о себе, Лужин обижается (или изображает обиду):

Но на самом деле его обижало то, «что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»:

Да и от Раскольникова он готовился выслушивать комплементы, а не оскорбления в свой адрес. По его мнению, взять в жены нищую Дуню с подпорченной репутацией было подвигом, и он не мог понять, «как другие могли не любоваться на его подвиг»:

После того как Лужин попытался подставить Соню, чтобы доказать свою правоту и, пощадив ее показать свое «благородство», его низкая душа становится очевидна всем. От Лужина открещивается даже Лебезятников, которого он называл другом:

Теория Лужина о целом кафтане

Расчетливый господин Лужин придерживается теории целого кафтана. Согласно этой теории, люди должны преследовать только личные интересы и «возлюбить одного себя»:

Согласно теории Лужина, все люди должны думать прежде всего о своем благополучии, а не благополучии окружающих. То есть якобы не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в итоге у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана.

Прототип

Прототипами Лужина послужили, вероятно, присяжный стряпчий Павел Петрович Лыжин, одн из кредиторов Достоевского, фамилия которого упоминается в черновых материалах к «Преступлению и наказанию», и П.А. Карепин — муж сестры писателя. В 1840 году Карепин женился на Варваре Михайловне Достоевской, бывшей моложе него на 26 лет, и вскоре стал опекуном её младших братьев и сестёр. Фёдор Михайлович никогда не встречался с ним, но вёл переписку, по которой и составил отрицательный образ Карепина.

Кроме того, по мнению Н. Наседкина существует некоторое сходство между действиями Лужина и обстоятельствами жизни самого Достоевского: в период создания «Преступления и наказания» 45-летний Достоевский, как и 45-летний Лужин, посватался к молоденькой девушке — А. Г. Сниткиной, являвшейся в свою очередь одним из прототипов Дуни Раскольниковой.

Источник

Пётр Петрович Лужин («Преступление и наказание»)

Кто такой Лужин

Пётр Петрович Лужин — обеспеченный дворянин, служащий адвокатом. Он дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, что ещё раз подтверждает его внутреннее «родство» с Аркадием Свидригайловым. Он хочет жениться на сестре Раскольникова Дуне (Авдотье Романовне), но получает решительный отказ. Его неоднократные встречи с Раскольниковым и его родственниками постоянно превращаются в ссору.

Когда умирает Мармеладов, Лужин пытается оговорить Соню — видимо, с тем, чтобы её потом «спасти». Он незаметно засовывает ей в карман купюру, а потом обвиняет её в воровстве. Однако Лужина быстро разоблачают и выгоняют.

Внешность и характер

Достоевский описывает внешность Лужина весьма подробно и ярко. С определённой иронией он описывает его блестящий костюм, моложавую и красивую внешность, касается каждой детали его одежды и причёски. Иронично это выглядит потому, что впоследствии оказывается, что за этой красивой и эффектной внешностью ничего нет — Лужина отличают полная душевная пустота и мрак.

Лужин имеет довольно высокий чин надворного советника. Этот чин давал в то время право на потомственное дворянство. К таким чиновникам принято было обращаться «ваше высокоблагородие». И здесь Достоевский тоже иронизирует, поскольку в душе и характере Лужина нет ничего ни «высокого», ни «благородного».

Лужин — человек «деловой». Его всецело интересуют карьера, деньги, общественное признание. Он — законченный эгоист, причём не скрывает этого. Прагматичность, недоверие к эмоциям, примитивная прямолинейность — ещё одни характерные черты Лужина.

Лужин считает себя «современным» человеком, представителем «нового мира»; он надеется, что новые порядки (видимо, имеется в виду зарождающийся в России капитализм) помогут решить все проблемы и привести его к окончательному успеху.

Лужин, Раскольников и Дуня

Лужин не случайно сопоставляется с главным героем — Родионом Раскольниковым. Внешне они как будто не имеют ничего общего: тот — бедный студент, а этот — богатый и успешный дворянин. Однако на деле Лужин оказывается этакой «тенью» Раскольникова. Он тоже имеет свою «теорию», и она в значительной степени напоминает «теорию» Раскольникова.

«Теория» Лужина состоит в том, что для достижения личного успеха все средства хороши. Ради этого можно пойти на любое преступление, даже убийство. Можно предавать, обманывать, нарушать уговор, если это «необходимо». При этом Лужин считает, что приводя к успеху себя, можно тем самым помочь и другим достичь успеха.

Отличие от концепции Раскольникова здесь только в том, что студент руководствуется высшими целями — избавлением мира от зла и несправедливости, наказанием злодеев. Помыслы Раскольникова бескорыстны. Однако Достоевский даёт понять, что «на выходе» и у Раскольникова, и у Лужина получается одно и то же — совершение преступления. Борясь с несправедливостью такими методами, Раскольников порождает ещё большую несправедливость.

Это замечает и сам Раскольников. Такие люди, как Лужин и Свидригайлов, вызывают у него отталкивающее впечатление, они ему ненавистны. Постепенно он видит в этих персонажах свои собственные отражения — и таким образом сам отказывается от своей «теории».

Лужин страстно хочет добиться расположения Дуни, но им руководит совсем не любовь, а собственные принципы. Он желает выбрать себе в жёны девушку благородную, образованную, красивую, но при этом бедную. Это ему нужно, чтобы эксплуатировать Авдотью Романовну и сделать её, по сути, своей рабыней. Он рассчитывает, что Дуня будет ему благодарна до конца своей жизни и позволит ему распоряжаться собой так, как он того захочет.

Прообразы Лужина

Ещё один прототип — Пётр Андреевич Карелин, муж сестры Достоевского. С ним писатель активно переписывался, при этом Карелин пытался уговорить его смотреть на вещи более трезво и отказаться от бесплодной мечтательности. За это Достоевский на него жутко обижался.

Наконец, третий прототип Лужина — сам Достоевский. В свои сорок пять лет он пытался свататься к молоденькой девушке. Этот эпизод своей жизни он и отразил в биографии Лужина.

Заключение

Образ Лужина демонстрирует характерного представителя тех «новых людей», которые приходили на смену старому русскому дворянству. Они отвергали классические традиции и моральные нормы и считали, что всего можно добиться исключительно с помощью денег.

Источник

Характеристика Лужина, образ, описание, внешность, характер | «Преступление и наказание»

Петр Петрович Лужин является одним из ярких второстепенных героев выдающегося романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Лужине

Характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание», образ, описание внешности и характера

Петр Петрович Лужин является женихом Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.

Возраст господина Лужина — 45 лет:

«Правда, ему уже сорок пять лет. » (часть 1 глава III)

«Он уже надворный советник, Петр Петрович Лужин. « (часть 1 глава III)

«. Петр Петрович, пробившись из ничтожества. « (часть 4 глава III)

«. Петр Петрович отправляется теперь в Петербург. У него там большие дела, и он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Он давно уже занимается хождением по разным искам и тяжбам и на днях только что выиграл одну значительную тяжбу. В Петербург же ему и потому необходимо, что там у него одно значительное дело в сенате.» (часть 1 глава III)

«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. « (часть 2 глава V)

«. преувеличенно-строгою осанкой здесь, в этой «морской каюте», ровно ничего не возьмешь. « (часть 2 глава V)

«Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название «жениха». « (часть 2 глава V)

«. Петр Петрович состоял на линии жениха. Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: всё это было даже к лицу Петру Петровичу.

Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка.

Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.» (часть 2 глава V)

«. он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам. « (часть 1 глава III)

«. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами. « (часть 1 глава II)

«. золотой лорнет Петра Петровича, который он придерживал в левой руке. «(часть 5 глава I)

«. большой, массивный, чрезвычайно красивый перстень с желтым камнем, который был на среднем пальце этой руки. « (часть 5 глава I)

«Человек он деловой и занятый, и спешит теперь в Петербург, так что дорожит каждою минутой. « (часть 1 глава III)

«Человек с деньгами…» (Зосимов о нем, часть 3 глава II)

«Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал.» (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«. он человек хотя и небольшого образования, но умный. » (часть 1 глава III)

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собою, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале.» (часть 4 глава III)

«Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. « (часть 4 глава III)

«. вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный.» (часть 1 глава III)

«Многое и еще он говорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. » (Пульхерии Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«Он, видимо, хлопотал о выгодном впечатлении, и тщеславие перебороло благоразумие. « (часть 2 глава V)

«. и очень любит, чтоб его слушали. » (часть 1 глава III)

«К тому же он человек очень расчетливый. « (Пульхерия Раскольникова о нем, часть 1 глава III)

«. за делового и рационального человека изволите выходить. « (Раскольников о нем, часть 1 глава IV)

«Он, например, и мне показался сначала как бы резким. « (часть 1 глава III)

«Ведь тут что важно: тут не скупость, не скалдырничество важно, а тон всего этого.» (часть 1 глава IV)

«Да и тут деловой-то человек их поднадул немножко: поклажа-то стоит дешевле ихнего проезда, а пожалуй, что и задаром пойдет.» (Раскольников про поклажу (багаж) и проезд, часть 1 глава IV)

«Завтра же, завтра же всё это надо восстановить, залечить, исправить, а главное — уничтожить этого заносчивого молокососа, мальчишку, который был всему причиной.» (часть 4 глава III)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *