персонаж романа тургенева дым
Тургенев, «Дым»: краткое содержание. «Дым» Тургенева: главные герои романа, сюжет
Самобытность великого писателя Иван Сергеевич Тургенева известна всему миру. Это оригинальный и самостоятельный в своём развитии писатель. Иногда автор задерживал свои произведения, не открывая их широкой публике из-за сомнений, которые сопровождали его всю жизнь.
Действительно, не все его творения находили положительные отклики у критиков. Часто писателя обвиняли в том, что он слишком открыто демонстрирует окружающим свою личную жизнь, а все его герои имеют прототипы среди современников. Роман «Дым» не стал исключением. Когда он вышел в свет, критики сразу распределили роли главных героев среди современников. Некоторых можно было узнать просто по фамилии: Губарёв – Огарёв.
История создания
Роман Тургенева «Дым» был написан за 6 месяцев и опубликован в журнале «Русский вестник» № 3 за 1867 г. Отдельное издание романа вышло в 1868 г.
Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огарёвым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.
Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны (Губарёв – Огарёв).
Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины – княжна А.С.Долгорукова, фаворитка Александра ІІ. Но сам Тургенев утверждал, что Ирина в романе не соответствует прототипу: «Я не копирую действительные эпизоды или живые личности, но эти сцены и личности дают мне живой материал для художественных построений».
В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблён и даже собирался жениться.
Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант – «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочёл «Дым».
Примечания
Проблематика
Наиболее важной проблемой Тургенев как западник считал проблему усвоения русским обществом лучших достижений западноевропейской цивилизации. Она поднимается в высказываниях Потугина в ответ на вопрос Литвинова, какие заимствования с Запада полезны для России. Также Потугин говорит о необходимости служить цивилизации.
Тургенев считал, что политическая мысль в России ещё не оформилась, политическая и экономическая судьба России тоже не определена. Он подвергал сатирическому осмеянию две группы политических спорщиков. Во-первых, это Губарёв и его окружение, которых Тургенев изображает как мнимых последователей идей Герцена (преклонения перед русским народом).
Более едкой сатире подвергаются представители дворянского общества от высших до низших его сфер. Это группа генералов, представители высшей знати и либералы, которые сближались с реакционными кругами.
Мнения современников
Роман был опубликован в 1867 году и вызвал разноречивые толки: большинство критиков сходилось на том, что в произведении нет яркого динамичного сюжета, что было так характерно для предыдущих сочинений автора. Однако нашлись и те, кто положительно оценил новое творение знаменитого писателя, указав, что в нем он сумел не только передать сложную психологию героев, но и реалистично показать обстановку, в которой развивается действие, что доказывает краткое содержание. «Дым» Тургенева – это роман об одном из самых сложных периодов в истории пореформенной России.
В период его написания автор вступил в полемику с представителями народнического движения, отрицая их точку зрения об особой роли крестьянской общины в будущем возрождении России. Сам автор считал, что эту функцию должно взять на себя просвещенное дворянство. Вышеуказанные факты сказались на написании произведения, которое затянулось.
Герои повести
Ирина
Ирина совсем не похожа на традиционную «тургеневскую девушку». Тургенев наделяет её исключительной красотой. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь.
Ирина родилась в аристократической дворянской семье Осининых. Бедность этой многодетной семьи была унизительна, Ирина как будто от самого рождения имела право на богатство, роскошь, поклонение. Она презирает свою бедность, после посещения бала это презрение оформляется в ней как страсть к богатству. Скрытая страсть – её особенность. С юности в ней заметны лукавство и тщеславие, своеволие и опасная для окружающих страстность. Её цель – завладеть понравившимся мужчиной.
Став женой аристократа, Ирина испытывает двойственные чувства: с одной стороны, она понимает, что общество аристократов ничтожно, с другой – не способна вырваться из него, оставить его. После разрыва с Литвиновым её отношение к своему кругу не меняется: она насмехается над теми, у кого подмечает мелкие или смешные черты характера, и даже «безжалостно клеймит» их.
Ирина в глубине души понимает, что не способна изменить свою жизнь, читатель догадывается, что она неискренна с Литвиновым, хотя и любит его страстно. Ирина разбивает Литвинову сердце, предает его дважды.
Литвинов
В начале романа Литвинову около 30 лет. Внешность его приятная, но ничем не примечательная. Литвинов – сын чиновника из купеческого рода и дворянки. Он 4 года провёл за границей, учась агрономии и технологии, чтобы привести в порядок своё запущенное отцом после смерти матери имение. В Баден-Бадене он ждёт свою невесту и троюродную сестру Татьяну. Судьба Литвинова определена, он спокоен и прост, пока не встречает юношескую любовь Ирину.
Подчёркивается стихийность его чувств к Ирине, подобных болезни или наваждению. Так случилось с ним и при первой встрече, и через 10 лет. Это не мешает ему быть решительным в отношениях при разрыве: «Кончать, так кончать».
Литвинов не имеет политических убеждений. Он вообще считает, что русским рано иметь политические убеждения. Несмотря на это, он возражает генералу, что назад вернуться невозможно и волю у народа отнять нельзя.
Татьяна
Эта героиня напоминает пушкинскую Татьяну и невольно ассоциируется с ней у читателя. Она наделена лучшими чертами женской героини: чиста, умна и проницательна, добра и искренна. Литвинов заставляет её страдать, но она обрывает все отношения, не представляя замужества без любви. Татьяна уезжает в своё поместье, где они с тётушкой, убеждённой демократкой, посвящают свои жизни служению народу, открывают школу.
Больше двух лет прошло, пока Литвинов решился приехать к Татьяне и был прощён.
Потугин
У Потугина нет прототипа, но у него говорящая фамилия. Этот герой предпринимает тщетные потуги к изменению ситуации. Потугин – разночинец, выходец из духовной среды.
В этом герое скрыта авторская западническая позиция демократической части общества. Потугин высказывает также западнические идеи Белинского, учеником которого считал себя Тургенев: о пользе заимствований у Запада, о том, что образованные люди должны нести народу цивилизацию. Потугин считает, что самобытность и роль в истории русского народа сильно преувеличены.
Надворный советник Потугин – единственный, к чьему мнению прислушивается Литвинов. Он же предостерегает Литвинова от незавидной роли любовника Ирины. Темная история Потугина о том, как он покрыл грех значительного лица и женился на едва знакомой ему женщине по просьбе Ирины и любя её, вставлена Тургеневым в текст романа после журнальной публикации. Потугин помогает Литвинову не дать разбить Ирине ещё одну жизнь, как она разбила жизнь самого Потугина.
Представители высшей знати и губарёвского окружения
Основной приём изображения этих групп – сатира и зарисовка с натуры, что несвойственно Тургеневу как писателю.
Генералы говорят об исторических судьбах поместного дворянства и дворянских имений, крестьянской реформе, демократии. Ирина наблюдает за спорами свысока.
Муж Ирины – изысканный щёголь и сноб, он знает о её измене с Литвиновым и не против неё, если бы… Литвинов был аристократом.
Тургеневское общество в романе
Автор, как и многие писатели того времени, решил обратить свое внимание на общественную и политическую жизнь страны. Это было результатом проведения Александром Вторым новых реформ, когда все задумывались о том, каким путем должна пойти страна. Об этом и ведут дворяне разговоры, собравшись случайно у Губарева.
Литвинов тоже попадает в одну из таких бесед, когда его окружают люди самого разного сословия, имеющие различные звания. Каждого из присутствующих автор описывает с неким сарказмом. А все эти споры, по мнению писателя, пусты и бессмысленны. Также считает и его герой, которого раздражает все в этой беседе: и люди, и их фразы, и даже аргументы, которые они приводят. Но есть один человек, которого автор выделяет из всего общества. Это Потугин. Известно, что он советник при дворе императоре, довольно умен, и мыслит при этом очень оригинально.
Литвинов легко находит с ним общий язык. Кстати, этот тургеневский герой, который приближен к императору, выражает и авторскую позицию на ситуацию, которая происходит в стране. Потугин придерживает идей, которые в то время были широко распространены на Западе. Он так же, как и Иван Сергеевич, считает, что народ не может быть основной движущей силой в стране.
Сюжет и композиция
Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины.
На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.
Среди композиционных приёмов – ретроспективный рассказ о первой любви Литвинова и Ирины, вспыхнувшей за 10 лет до основных событий, вставной эпизод о тёмном деле, связанном с несостоявшейся женитьбой Потугина на Эльзе Бельской и оформлением опеки над её ребёнком.
Начало событий
В летнее время в курортном городе жизнь била ключом. Была отличная погода, разодетые отдыхающие увлеченно общались между собой, симфонический оркестр исполнял вальс, а в местном казино за удобными столами играли азартные игроки. Среди окружающих сильно выделялся симпатичный парень среднего роста, обладавший красивым и мужественным лицом. Это был Литвинов, который ждал приезда собственной невесты Татьяны.
Он был знаком с Ириной практически с самого детства. Когда-то мужчина решил начать новую жизнь и предложил ей выйти за него замуж. Однажды он нашел в собственном номере огромный букет цветов. Литвинов сразу догадался, что это был подарок от его давней любви, отдыхавшей на этом курорте.
С самого детства девушка была не только симпатичной, но и очень надменной. Она обладала властолюбивым и непостоянным нравом, но часто делала необдуманные поступки. Парень влюбился в нее при первом же знакомстве. Родители Ирины, несмотря на высокое происхождение, жили довольно бедно. По этой причине молодая особа постоянно мечтала о богатстве. Как только представился случай, она переехала в Петербург к влиятельному родственнику. Мужчине было очень тяжело пережить эту разлуку, но постепенно его душевная боль утихла.
Григорий встретился со своей бывшей возлюбленной. Однако она была замужем за успешным молодым офицером Ратмировым. Это не помешало ей дать мужчине робкую надежду на возобновление отношений.
Внутренний голос советовал Литвинову не совершать такого необдуманного поступка, но он уже запутался в грамотно расставленных любовных сетях.
Развитие действия
Настоящим мастером психологического анализа справедливо считается Тургенев. «Дым» (сюжет романа посвящен любовной линии, которая разворачивается на фоне описания общественной жизни русской интеллигенции) – это произведение, в котором история отношений героев тесно переплетена с характеристикой того общества, в котором они живут и действуют. Ирина, хотя и стала блестящей светской дамой, так и не свыклась с условностями той среды, в которую попала.
Она была вольнолюбивой натурой, сильной, смелой и страстной, и по своему темпераменту и уму стояла на голову выше всех представителей ее круга. Встретив Литвинова, Ирина сразу к нему потянулась как к искреннему и дорогому ей человеку. Роман «Дым» отличается стремительностью развития событий. Уже буквально после нескольких встреч старые чувства героев вспыхнули вновь, так что Литвинов даже решился расторгнуть помолвку с Татьяной.
Мнения читателей
Настоящим мастером поэтического изображения русской жизни являлся Тургенев. «Дым», отзывы о котором в целом весьма положительны, пользуется неизменной популярностью у читающей публики. Пользователи отмечают как главные плюсы интересный сюжет, колоритных персонажей, достоверное изображение внутреннего мира героев. Некоторые из них отмечают, что особенно удачными получились женские образы, которые прописаны с особым мастерством. Люди указывают, что на фоне Ирины и Татьяны главный герой получился несколько невыразительным и бледным. Ряд читателей полагает, что автор слишком критично подошел к описанию светского общества и преувеличил отрицательные его черты, чтобы оттенить положительные качества Ирины. Язык и построение повествования ни у кого не вызывает вопросов: все в один голос утверждают, что литературный стиль писателя и сама задумка оригинальны. Почти все отмечают, что хотя данное произведение и не проходится в школе, тем не менее оно должно быть рекомендовано учащимся к обязательному прочтению как один из лучших романов писателя. Данная книга может показаться интересной не только любителям литературы, но и историкам, поскольку в ней очень ярко отображена эпоха пореформенной России.
Нетипичный женский образ
Говоря о Тургеневе, скорее всего, многим на ум сразу же приходит легендарная «Муму», «Отцы и дети» и «Ася». Но рассматриваемый нами роман отличается от всех прочих. Женский образ героини Ирины не то чтобы далек от привычного образа «тургеневской девушки», а можно сказать, полностью ему противоположен. Как правило, в произведениях Ивана Сергеевича женские героини предстают в чистых и невинных образах − это наивные и неиспорченные девушки.
Ирина Осинина – одна из ключевых женских героинь произведения, стала полной противоположностью сложившимся стереотипам о тургеневских барышнях. Ее образ достаточно дерзок, полон насмешек над окружающими и сарказма. О ней говорят как об обладательнице «озлобленного ума», что для тургеневских героинь является своеобразным нонсенсом.
Кульминация
Наиболее напряженный момент в повествовании – это окончательное объяснение между Литвиновым и Ириной. Оба принимают отчаянное решение бежать вместе, чтобы вдали от шумного света начать новую жизнь. Однако уже в этом разговоре чувствовалась некоторая безнадежность их настроения: Ирина не сразу смогла решиться на этот шаг, а Литвинов сам не до конца себе представлял, как осуществить бегство и как жить с ней тайно. Тем не менее решение было принято, и влюбленные настроились на его претворение в жизнь.
Однако в последний, самый решительный момент Ирина отказалась бежать, прислав Литвинову записку, в которой объясняла, что не может оставить свет, несмотря на всю ненависть к нему. При этом она объявляла, что не хочет с ним расставаться, и просила сохранить их отношения в таком виде, в котором они были до сих пор.
И. Тургенев – «Дым»: анализ произведения и объект писательской сатиры
Конечно же, для того чтобы проанализировать эту работу, ее нужно прочесть в полном объеме. Но даже прочитав краткое содержание произведения «Дым» Тургенева, можно понять, что автор пытается разоблачить жажду власти, духовную бедность и интеллектуальную тупость в определенной аристократической среде.
В случае с событиями, описанными в «Дыме», становится понятно, что предметом тургеневской насмешки стала группа генералов-аристократов, а также их крепостнические реакции. С другой стороны, произведение «Дым» Тургенева достаточно сатирично высмеивает и другую сторону «вражеского фронта» − революционную эмиграцию.
Мой Тургенев. 35. Дым
Тургенев пишет ей: «Я чрезвычайно счастлив тем, что вы говорите о моей последней книге: вам известно, что вы верховный судия и повелитель; я знаю, конечно, что вы читаете мои произведения доброжелательными глазами или, вернее, глазами, которые довершают то, что я лишь наметил; и все же я знаю, что вы, с вашим тонким и безупречным чутьем, не поставите мне «хорошей отметки» за то, что заслуживает только удовлетворительной. Неизвестно, будет ли иметь успех мое сочинение в России, но я уже добился успеха,- единственного, о котором мечтал,- вашего одобрения» (29-30 января 1867 года).
В феврале 1867 года Тургенев едет в Петербург, чтобы представить свой новый роман друзьям-литераторам и опубликовать его. По дороге в Россию он остановился в Берлине и провел там несколько дней с Виардо, которая приехала туда раньше с дочерью Диди, чтобы дать несколько концертов. По-видимому, это были очень счастливые дни, так как по прибытии в Россию он опять в любовном опьянении и почти каждый день посылает в Берлин и затем в Баден восторженные письма.
9 марта 1867: «Ответ наконец пришел: он меня успокоил, хоть я и предпочел бы видеть рядом со словом «здоровье» иной эпитет, чем «сносно». Поэтому у меня остались некоторые сомнения. Важнейший вопрос не решен, но это случится, вероятно, в ближайшие дни. Не могу сказать вам, какая Sehnsucht (тоска, нем.) у меня по Баден-Бадену и сколь долгим и тяжким кажется мне каждый день!»
До Спасского писатель не доехал, по причине обострившейся подагры и наступившей весенней распутицы. А приехать в Спасское Тургеневу было важно, чтобы сменить управляющего. Много лет управляющим его имений был брат отца Николай Николаевич Тургенев. Но в баденский период писателю хронически не хватает денег, он считает, что доходы его от русских имений слишком малы, и это в первую очередь вина его престарелого дядюшки, которому к этому времени исполнилось 75 лет. По совету друзей Тургенев подыскивает нового управляющего, некоего малоросса Н. А. Кишинского, которого он и собирался представить в этот приезд своему дяде, и разойтись с ним подобру-поздорову. Однако приехать в Спасское он не смог по вышеизложенным причинам и вернулся обратно в Баден.
Роман «Дым», без сомнения, замечательное произведение с художественной точки зрения, впрочем, как и многие творения Тургенева. Действие происходит в Бадене-Бадене, на этот модный курорт съезжается много богатых и знатных русских соотечественников. Природа Бадена, людские образы написаны рукою мастера слова, и выписаны так изящно и ярко, что не оставляют никого равнодушными, и дают ощущение полнокровной жизни, праздника жизни, хотя не все описанные события радостны. Роман этот художественно совершенен, но он весьма спорен высказанными в нем идеями и мыслями.
Ну, а вторая тема, поднятая в романе, это рассуждения Потугина о превосходстве европейской цивилизации над славянской, а западного образа жизни над русским. Очевидно, эти мысли пришли писателю в голову в результате внутренней драмы, тяжелого душевного разлада, ведь выбирая любимую женщину, он отрывался от Родины. Несомненно, что западничество Тургенева- это плод его многолетнего общения с Полиной Виардо. Об этом сожалели многие соотечественники, в этом его неоднократно упрекала графиня Ламберт. Он подчинился этой властной и прославленной женщине, и покорился всем ее желаниям и требованиям.
В категоричных высказываниях Потугина сквозит оправдание Тургеневым того, что живет он в немецком Баден-Бадене, вместо того, чтобы служить Отечеству. И словами того же Потугина Тургенев отвечает на все попреки своих соотечественников, уверяя, что нет никакой значимой России, нечем его Родине гордиться, нет и никогда не было у нее ни развитой культуры, ни выдающихся достижений науки и техники, и Западу она и в подметки не годится. А славянофилы и почвенники, утверждающие обратное- это просто высокомерные болтуны с абсолютно ни на чем не основанным чувством превосходства. Без сомнения, что эти мысли созрели в голове писателя под влиянием мадам Виардо, поэтому она без колебаний одобрила роман.
***
Надо сказать, что мнение мадам Виардо, которому так доверял Тургенев, оказалось совершенно ошибочным и реакция большинства соотечественников на роман «Дым» была крайне отрицательной. Как же так, певец русской природы, создатель прекрасного образа русской женщины и вдруг так яростно нападает на русскую культуру, отвергает полностью ее достижения и самобытность? Особое восхищение в это время вызывали у Тургенева немцы, в то время как к французам, как и к русским, он относился весьма критически.
Роман был встречен неприязненно в критике разных направлений, и в различных слоях общества. Н. А. Островская передает в своих «Воспоминаниях» следующий рассказ Тургенева о впечатлении, произведенном «Дымом» в кругу петербургской аристократии: «Знаете ли, когда вышел «Дым», они, настоящие генералы, так обиделись, что в один прекрасный вечер в Английском клубе совсем было собрались писать мне коллективное письмо, по которому исключали меня из своего общества».
Из-за того же «Дыма» случилась тяжелая размолвка Тургенева с Достоевским, который приехал в Баден на лечение и 28 июня 1867 г. посетил Тургенева. Критические высказывания тургеневского героя Потугина в отношении России были восприняты патриотом Достоевским близко к сердцу. Во время этого посещения между великими русскими писателями произошел трудный разговор, который привел к полному разрыву отношений.
Однако Тургенев был чутким писателем и во многом провидцем. Он рассмотрел возвышенную русскую «тургеневскую» девушку, он первым заметил появление в России нового типа революционеров-анархистов, которых он назвал «нигилистами», и даже в неудачном романе «Дым» увидел за внешней бравадой и показушностью скрытую склонность многих русских людей к преклонению перед Западом. Говорит об этом Тургенев словами Потугина: «Бьет он нас на всех пунктах, этот Запад,- а гнил! И хоть бы мы действительно его презирали,- продолжал Потугин,- а то ведь это все фраза и ложь. Ругать-то мы его ругаем, а только его мнением и дорожим, то есть, в сущности, мнением парижских лоботрясов. Самые даже лоретки удивляются благоговейному трепету, с которым наши молодые степняки входят в их позорную гостиную. боже мой! думают они, ведь это где я? У самой Аnnah deslions!!»
***
«Дым», как ранее «Отцы и дети», способствовали духовной изоляции Тургенева от русской жизни. И, вероятно, писатель в такой ситуации мог не выдержать и задохнуться в одиночестве и жестокой обиде, если бы не поддержка со стороны иностранных писателей- его немецких и французских друзей. Тургенев получил от Адольфа де Сикура письмо с высокой оценкой романа «Дым» и в ответе этому видному французскому литератору мужественно признавал: «Эта книга создала мне много врагов в России, и признаю, что до некоторой степени я это заслужил: мой мизантроп полон горечи, которая, возможно, выражается слишком резко».
Тургенев с благодарностью отзывается на критический этюд немецкого литератора Юлианна Шмидта о романе: «Никто еще так метко и проницательно не говорил обо мне, так ясно не очертил пределов моего творчества и вообще так наглядно не вскрыл мое внутреннее существо».
Однако Тургенев был бы неискренним человеком и нечутким художником, если бы он не признал, что в упреках современников в его отрыве от России и слабом знании русской жизни была известная доля истины: «Я чувствую, что, отдалившись от почвы, скоро умолкну: короткие набеги на родину ничего не значат. Песенка моя спета». «Вдали от родной почвы долго не напрыгаешься».
Главные и второстепенные персонажи
Иван Сергеевич вынашивал идею написать повесть, в которой будет сразу два главных героя. Таким литературным творением стал «Дым». Персонажей произведенияТургенева условно можно разделить на две группы. Главные герои:
Второстепенные герои играют не менее важную роль в истории, рассказанной Иваном Сергеевичем на страницах книги. К ним относятся:
Кроме того, в Википедии можно онлайн изучить иных героев, фигурирующих в эпизодах. Это Потугин Сазон Иванович, Губарев Степан Николаевич, Шестова Капитолина Марковна и т. д.
Сюжет романа
Свое написание автор начинает с описания красот Баден-Бадена. С первых букв в романе уделяется внимание главному герою Литвинову. Он пребывает в предвкушении встречи со своей невестой и ее тетей, которые должны приехать к нему. Писатель подробно описывает похождения Литвинова в кругах интеллигенции, создание новых знакомств, а также отсутствие у героя интереса к ожесточенным спорам относительно своего Отечества и Запада.
Основной поворот сюжета происходит в тот момент, когда Литвинов встречает Ирину, свою первую юношескую любовь. После этого мужчина, поддаваясь чувству страсти, готов бросить свою размеренную жизнь.
Краткое содержание
Обитатели небольшого, но очень уютного городка Баден-Баден наслаждались жизнью и теплой августовской погодой, которая особенно радовала в 1862 году. Люди беседовали, слушали живую музыку, заводили новые знакомства. Одним из таких отдыхающих был мужчина в возрасте около тридцати лет — Литвинов Григорий Михайлович. Он ожидал, когда к нему присоединится невеста в компании своей тетушки.
Григорий однажды вернулся в свою комнату и обнаружил там небольшой букет гелиотропов — цветов, которые любила его первая любовь Ирина. Она также отдыхала на этом курорте, о чем Григорий узнал позже. Ирина была надменной, любящей себя, жаждущей власти и денег, но это не помешало главному герою влюбиться в нее с первого взгляда и вновь увлечься ею.
Давным-давно в юношестве Ирина разбила Литвинову сердце, бросив его ради более выгодной партии, но спустя время душевные раны затянулись, мужчина вновь зажил полноценной жизнью. Несмотря на печальное окончание романа в прошлом, Григорий снова встречается со своей первой любовью и поддается страсти. Вновь вспыхнувшие чувства побуждают его расстаться с Татьяной, разбив девушке сердце.
Ирина не собиралась оставаться с Литвиновым, для нее это было мимолетной игрой. Она без сожаления смеется над чувствами главного героя, отказываясь расстаться с мужем, молодым генералом, несмотря на обещания и клятвы.
Григорию после жёсткого отказа Ирины ничего не остается, как вернуться на родину. Мужчина уничтожен и разбит. Литвинов тратит почти два года на то, чтобы прийти в форму и стать собой. Когда это случается, он решает вымолить прощение у Татьяны, что ему и удается. Влюбленные мирятся и обретают свое счастье.
Роман показывает читателю, насколько сильной и разрушающей может быть страсть, как легко можно превратить собственные надежды и мечты в дым.