персонаж уральских легенд медной горы 7 букв сканворд
Красавица Медной горы: кто вдохновил Бажова на образ сказочной Хозяйки
Павел Петрович Бажов – знаменитый писатель, фольклорист и журналист, который прославился как автор сборника «Малахитовая шкатулка». Серия сказов основана на фольклоре уральских горняков. Один из ключевых персонажей сказов – Хозяйка Медной горы, мифическая владелица и хранительница земных богатств, покровительница рудокопов. Медная гора – не миф, она реально существует. Где она находится? И какие легенды легли в основу образа ее могущественной Хозяйки? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
На месте Медной горы – пруд
Полевской – город на западе Свердловской области. Он расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Легендарная Медная гора из сказов Павла Бажова находится именно здесь, на восточных склонах Среднего Урала.
На Гумешевском руднике или, как его прозвали в народе, Гумешках, добывали не только медь, но и одно из главных сокровищ Урала – малахит. Именно здесь в 1775 году нашли малахитовую глыбу массой почти три тонны. Ее полуторатонную часть Алексей Турчанинов подарил императрице Екатерине II.
Хозяйка озлилась на горняков
В конце XIX века запасы малахита иссякли, а вскоре шахты затопило. Местные жители сразу заговорили о том, что чем-то прогневали Хозяйку Медной горы.
В сказах Бажова Хозяйка Медной горы – это хранительница подземных богатств Урала и покровительница рудокопов. Бажов описывает ее как прекрасную молодую женщину с длинной косой в платье из переливающегося малахита.
Легенды уральских промышленников
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка», где фигурирует Хозяйка Медной горы, вышел в свет в 1936 году. Но, судя по исследованиям фольклористов, легенды о хранительнице земных богатств появились на Урале за несколько столетий до публикации сказов Бажова.
Жители Урала, которых некоторые филологи называли представителями «горнозаводской цивилизации», отличались от остального населения царской России. Образованные и свободолюбивые, они придумывали собственные мифы и легенды, которые в корне отличались от крестьянских сказок.
Сказы дедушки Слышко
Представителем «горнозаводской цивилизации» был и сам Павел Бажов. Он родился в семье рабочего Сысертского завода. Спустя 10 лет Бажовы перебрались в поселок Полевской, где Паша познакомился с местным сказителем по прозвищу дедушка Слышко, которого на самом деле звали Василий Хмеленин. Именно от него Бажов впервые и услышал про Хозяйку Медной горы. Спустя годы он написал сказ о хранительнице подземных богатств Урала.
Дух-хранитель
Бажов считал, что в образе Хозяйки Медной горы воплотилась тоска молодых рудокопов по женщинам. Представительницам слабого пола спускаться в шахту было категорически запрещено, это считалось плохой приметой.
По мнению многих исследователей, в основу образа Хозяйки Медной горы легли также старинные предания о духах-хранителях местности. Легенды о таких мифических персонажах существовали не только на Урале, но и почти в каждом шахтерском регионе.
Несмотря на уважение, уральские рудокопы считали Хозяйку Медной горы опасной и старались всячески избегать встречи с ней. К тем, кто хотел завладеть подземными богатствами только ради наживы, она была сурова. А вот мастерам, которые стремились превратить самоцветы в произведение искусства, покровительствовала. При этом Хозяйка была истинной женщиной и не терпела соперниц, поэтому шанс снискать ее благосклонность был только у холостяков.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Хозяйка Медной горы
История персонажа
Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы. В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают. На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.
Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.
Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.
Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.
История создания
Писатель и фольклорист первой половины ХХ века Павел Бажов литературно обработал уральский рабочий фольклор и написал ряд сказов, которые опубликовал в сборнике «Малахитовая шкатулка». Среди прочих персонажей там присутствует и Хозяйка Медной горы.
Портрет Павла Бажова
В 30-ые годы изучение рабочего фольклора было поставлено как задача после ряда дискуссий, которые прошли в Ленинграде и Москве. Решено было издать сборник, в который войдет дореволюционный уральский фольклор. В декабре 1935 года сборник должен был выйти, но первый редактор не смог найти тот самый «рабочий фольклор». Новый редактор сборника вошел в контакт с Павлом Бажовым — и дело пошло. Позже Бажов сам оказался на должности редактора этого сборника и написал для него три сказа, среди которых оказалась и «Хозяйка Медной горы».
Главная мысль сказа: красота природы воодушевляет человека и подталкивает того к творческим поискам.
Легенды уральских горняков
Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском. Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания. Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.
Девка-Азовка
Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.
Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.
Хозяйка Медной горы – арт
Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.
Экранизации образа
В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.
Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.
Тамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы
В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого. Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает. Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. Наверху мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.
В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них. Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок». Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.
Кадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»
Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.
В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.
Лариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы
Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет. У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером. Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.
В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.
Книга «Медной горы Хозяйка»
В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.
Цитаты
«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».