персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

В поисках клада девки-Азовки

Легенда Азов-горы

В восьми километрах от городка Полевской, который находится недалеко от Екатеринбурга есть Азов-гора.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовЭто одно из самых загадочных мест на Среднем Урале. Гора невысокая, всего лишь 589 метров над уровнем моря, на вершине расположены удивительно причудливые скалы-останцы похожие на зубчатые башни и стены средневекового замка. Гора овеяна легендами и былями, в которых сложно разобраться, так как народное творчество выдает бесчисленное количество разных вариантов.

Вообще там вершин две: Большой и Малый Азов. Это место, несмотря на свои скромные параметры, ежегодно привлекает тысячи посетителей и летом и зимой. Маршрут несложен и доступен и старым и малым. Установлены информационные стенды. Можно также взять гида-проводника, который все обстоятельно расскажет.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Есть несколько версий происхождения названия.

Географическую версию названия озвучивает гид. Азов перекликается с названием моря. В истории развития Урала известно, что существовала летняя тропа для пересылки воевод. Тропа шла из Тюмени с пересечением Урала возле Азов-горы в сторону Уфы. Для охраны караванов, сопровождавших воевод, устанавливались казачьи караулы. И казаки были родом будто бы с Азовского моря и назвали гору Азовская, изначально именно так, а позднее название укоротилось.

Еще несколько версий названия:

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Вершина Большой Азов скальная. Наверху площадка огорожена поручнями, и даже есть лестница. Вид с вершины Азов-горы на 40 километров. Виден хорошо город Полевской в одной стороне. Вторая вершина Малый Азов менее посещаема, но не менее красива. Каменные стены раскиданы на несколько километров, можно лазить по ним хоть целый день.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

В XVIII веке началось бурное промышленное освоение Урала. Открывали месторождения руд, строились шахты, заводы, а вокруг них поселения. Так и близ Полевского был открыт Гумешевский медный рудник, или попросту Гумешки. Также там добывался малахит, прославивший это место на весь мир. В 1722 году был построен Полевской медный завод.

Возможно, что на горе Азов было некогда капище или святое место. Местные (Бажов их называет «стары люди» то есть жившие тут раньше, до прихода переселенцев с запада) не забывали своих святынь и навещали на горе Азов духов своих предков. «Понаехавшие тут» к странной горе относились с опаской и без особой нужды туда не ходили.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Вскоре за каменным городищем закрепилась и дурная слава. Там обосновались разбойнички, которые грабят купцов на Уфалейской и Ревдинской дорогах, по которым в Екатеринбург с приисков и рудников часто возили золотишко и всякие драгоценные камни. Поговаривали, что среди разбойников есть будто бы девка которую молва окрестила Азовкой, и она жена самого атамана. После того, как его убили, Азовка возглавила разбойничью шайку. По другой легенде, после смерти атамана разбойники долго спорили, чьей она будет женой, да так и не договорились. Взяли тогда девку и замуровали в пещеру чтоб никому не досталась. Там же в пещере схоронены богатства. Кто ту пещеру найдет, навек станет богатым и счастливым. По легенде Азовка так и живет в горе, а когда ей становится скучно выходит ночью на вершину и зажигает там огонек. Огонек многие люди видели а найти пещеру еще никому не удавалось.

По другой версии Азовка была единственной дочерью барина Турчанинова. Работники Полевского завода ее выкрали так как барин плохо с ними обращался и оставили ее на горе жить. Там она долго плакала и ее слезы превратились в ключ-родник. Вариаций этой легенды опять же много.

Благодаря сказам Бажова именно в этой горе живет Хозяйка Медной Горы, а таинственная пещера и есть та самая, которая открылась только Даниле-мастеру.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Хозяйка медной горы. Народное наскальное творчество.

А рядом небольшой тайничок, в котором туристы оставляют Хозяйке свои подарки, монетки в основном.

Азов-гора очень живописна в любое время года. «Каменный город» влечет к себе туристов. Советуют побывать здесь во второй половине мая, когда в расщелинах между каменными глыбами зацветают рябина и бузина а у подножия скал на огромной поляне зацветает желтая примула. Также здесь очень красиво в разгар золотой осени, когда воздух особенно чист и прозрачен, а с вершины горы открывается красивая панорама уходящих вдаль за горизонт Уральских гор.

Туристы, которые приезжают с ночевкой в палатках порой слышат здесь какие-то непонятные звуки, дыхание горы, а может это вздохи девки-Азовки? Возможно эти звуки возникают из-за причудливой конфигурации скал. У некоторых возникает ощущение преследования. Кто-то считает, что здесь есть какая-то аномалия, может быть геомагнитная.

В поисках клада девки-азовки

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовВ 1939 году были напечатаны сказы П.П.Бажова. В «Дорогом имячке» говорится о скрытых на горе Азов сокровищах. Их зарыли там «стары люди». С тех пор разные кладоискатели надеялись отыскать эти сокровища, но лишь одним улыбнулась удача. Все дети, а особенно на Урале в поселке Полевском зачитывались ими. Ведь все описываемые события происходили именно здесь. И конечно же ребята настолько поверили рассказам дедушки Слышко, что решили непременно найти клад на Азов-горе.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Много камней они перевернули тогда. Мальчишки обследовали разные гротики, навесики, но ничего не находили. И вот наконец кладоискателям улыбнулась удача. На восточной части Азов-горы, у кромки обрыва под перевернутой каменной плитой нашли несколько металлических предметов. Мальчишки в азарте, надеясь обнаружить золото, начали рыть землю руками. Золота не обнаружили, но зато при рассмотрении необычные медные фигурки оказались хищными птицами с распахнутыми крыльями, также нашли антропоморфные фигурки, а кроме того: бронзовое втульчатое копье без прорезей, зеркало, две бляхи. Бажов, узнав о находках, на следующий же день приехал в Полевской. По просьбе писателя ребята передали большую часть находок в Свердловский областной краеведческий музей. На сегодня это самый богатый клад эпохи железного века известный на Урале. Более сорока предметов из меди, бронзы и серебра.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовВообще видно, что жители любят свою знаменитую гору. То тут то там встречаются такие вот картины местных художников с сюжетами из сказов Бажова.

Источник

Хозяйка Медной горы

История персонажа

Фольклорный персонаж, хозяйка Уральских гор из горняцких легенд. Дух гор, хранительница ценных минералов. Принимает различные образы. В антропоморфной форме предстает как красивая невысокая девица с зелеными глазами и черной косой, перевитой медными лентами, которые тонко позванивают. На Хозяйке – каменное малахитовое платье, которое со стороны выглядит как шелк, отливает алмазами и медью. Богатый облик Хозяйки символизирует красоту ее владений — рудников с драгоценными камнями и металлами.

Хозяйка Медной горы может выглядеть и инфернально – как нечисть с головой женщины и телом зеленой ящерицы. Способна являться и в виде бесплотного духа. В этом случае проявляет себя только голосом, звонким, но часто неразборчивым, говорит со смешками, веселится.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовХозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы покровительствует рудокопам, простым и смелым работягам, а к «администрации» обычно враждебна. Приказчика Северьяна Хозяйка превращает в «пустую породу», а тем, кто находится в поиске, героиня помогает.

Владелица богатств, скрытых в земных недрах, распоряжается ими по своему усмотрению. Любая разработка возможна только с ее согласия, Хозяйка может «увести» ценные минералы и не позволить их добыть. Хозяйке Медной горы подчиняются ящерицы и бурая кошка с огненными ушами, которая бродит под поверхностью земли. Хозяйка хранит секреты мастерства обработки камня.

История создания

Писатель и фольклорист первой половины ХХ века Павел Бажов литературно обработал уральский рабочий фольклор и написал ряд сказов, которые опубликовал в сборнике «Малахитовая шкатулка». Среди прочих персонажей там присутствует и Хозяйка Медной горы.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовПортрет Павла Бажова

В 30-ые годы изучение рабочего фольклора было поставлено как задача после ряда дискуссий, которые прошли в Ленинграде и Москве. Решено было издать сборник, в который войдет дореволюционный уральский фольклор. В декабре 1935 года сборник должен был выйти, но первый редактор не смог найти тот самый «рабочий фольклор». Новый редактор сборника вошел в контакт с Павлом Бажовым — и дело пошло. Позже Бажов сам оказался на должности редактора этого сборника и написал для него три сказа, среди которых оказалась и «Хозяйка Медной горы».

Главная мысль сказа: красота природы воодушевляет человека и подталкивает того к творческим поискам.

Легенды уральских горняков

Множество горняцких преданий Бажов слышал в детстве, которое прошло в городе Сысерть. Там на металлургическом заводе трудился отец писателя. Позже отец перевелся на медеплавильный завод в Полевском. Павел Бажов познакомился там со старым шахтером, в пересказе которого узнал фольклорные предания. Этот шахтер, который работал на дровяном складе сторожем и пересказывал горняцкие легенды детям, стал прототипом бажовского персонажа дедушки Слышко.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовДевка-Азовка

Прообразом Медной горы стал Гумешевский медный рудник, где добывали малахит и медную руду. Образ Хозяйки Медной горы прочно связан с локальным фольклором города Полевской, где та предстает духом места, «хозяйкой» Гумешевского рудника.

Есть схожий фольклорный образ, связанный с горой Азов, расположенной в 10 километрах от рудника. Это девка-Азовка, дух горы, хранительница клада, спрятанного в пещере разбойниками или «старыми людьми». Азовку связывали также с золотым прииском, который располагался в низовьях горы.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовХозяйка Медной горы – арт

Оба фольклорных персонажа созданы в одной и той же среде и могли повлиять на формирование образов друг друга.

Экранизации образа

В 1946 году вышел фильм-сказка «Каменный цветок» режиссера Александра Птушко, экранизация сразу двух сказок Павла Бажова — «Горный мастер» и «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы выступила актриса Тамара Макарова, а роль Данилы-мастера исполнил актер Владимир Дружников.

Хозяйка Медной горы завлекает в собственные владения Данилу-мастера, который с детства обучен искусно обрабатывать камень, но стремится к еще большему мастерству. Данила неудовлетворен собственным творчеством, хотя окружающие неизменно восхищаются его работой.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовТамара Макарова в образе Хозяйки Медной горы

В подземное царство Хозяйки Данила приходит, чтобы там создать каменный цветок, который невозможно будет отличить от живого. Хозяйка Медной горы рассчитывает покорить сердце Данилы несметными богатствами горных недр, собственной красотой и творческими возможностями, которые открываются перед мастером в ее владениях. Но это не срабатывает. Данила не забывает мир людей, и Хозяйке приходится отпустить его обратно. Наверху мастера уже разыскивает его возлюбленная – Катенька. Разгадав тайну камня, Данила возвращается к ней.

В 70-ые годы ХХ века вышла серия кукольных мультфильмов по мотивам сказов Бажова, снятая режиссером Олегом Николаевским на Свердловской киностудии. Хозяйка Медной горы присутствует в двух из них. Первый мультфильм — «Медной горы хозяйка» — вышел в 1975 году. А в 1977 году тот же сюжет был обыгран повторно в другом мультфильме серии — «Каменный цветок». Хозяйку Медной горы здесь озвучивает Татьяна Юшкова.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовКадр из мультфильма «Медной горы хозяйка»

Сценарий тот же: искусный резчик по камню Данила не может найти покоя и в поисках мастерства отправляется в царство Хозяйки Медной горы, оставив в «мире людей» невесту Катю. В недрах горы Данила доводит свои навыки до совершенства, а Хозяйка мечтает оставить мастера при себе и заставить того забыть прошлую жизнь.

В 1976 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-сказка «Степанова памятка». В основу сценария легло сразу несколько сказок Бажова. Роль Хозяйки Медной горы исполняет актриса Лариса Чикурова. Режиссер фильма — Константин Ершов.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовЛариса Чикурова в образе Хозяйки Медной горы

Сюжет таков: Степан, знаток рудного дела, влюбляется в Хозяйку Медной горы — та открыла перед ним «душу камня». Под влиянием любви к этой фольклорной даме Степан преображается и в итоге гибнет. У Степана остается дочь Танюшка, которая получила от отца в наследство талант, упрямство и гордый нрав. В детстве к Танюшке приходит под видом странницы Хозяйка медной горы, останавливается в доме и учит девочку вышивать шелком и бисером. Став взрослой, девушка отправляется в Петербург с молодым барином, который желает на ней жениться. Танюшке нужно увидеть Малахитовую комнату, созданную Степаном.

В 1978 году на студии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Горный мастер» по мотивам сказки «Каменный цветок». Режиссер – Инесса Ковалевская.

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азовКнига «Медной горы Хозяйка»

В 2016 году в издательстве «Речь» вышло новое издание сказов Бажова — книга «Медной горы Хозяйка» с иллюстрациями художника Вячеслава Назарука.

Цитаты

«Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

Источник

Азовка (персонаж)

девка Азовка
персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов
Вершина горы Азов
СоздательП. П. Бажов, на основе местного фольклора
Произведения«Дорогое имячко»
Полженский
ПрозвищеМалахитница [1]
Род занятийгений места, страж кладов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Азовка-девка (Малахитница [1] ) — персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в 1936 году. Гора расположена в 8 км от горнодобывающего посёлка Полевской, где находится Гумёшевский медный рудник, с духом которого — Хозяйкой медной горы, тоже описанной Бажовым, — Азовка иногда ассоциировалась.

Возникновение легенды

Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не является местом горной выработки, а с древности была культовым местом вогулов (манси), также известных как «стары люди» или чудь белоглазая. Даже после прихода сюда русских поселенцев и строительства Полевского завода в 1700-х годах вогулы не забывали свои святыни на горе, возможно продолжая совершать языческие обряды. Православные христиане относились с опаской к языческой скале и «странным людям».

Интересно, что после публикации сказов П. П. Бажова, впечатлённые ими местные школьники в 1940-м году обнаружили на горе археологический клад, и передали его, через приехавшего Бажова, Областному краеведческому музею. Клад датируется IV—III веками до н. э., и состоит из около 40 изделий: медных идолов, изготовленных в виде летящих хищных птиц с двумя парами крыльев, круглых бляшек, свернувшегося кольцом изображения волка. Предполагается, что в те времена такие птицы были атрибутом священного ритуала выплавки металлов, и по поверью древних металлургов, ассоциировались с огнём солнца и горна. Также в гроте горы были обнаружены 10 идолов. [4]

А там, слышь-ко, пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не мене угольной кучи, кразелитов насыпано.

Известно, дураки. Сами потом как без ума станут. Болбочут, а что — разобрать нельзя. Имена, слышь-ко, все выдумывают. Нет, видно, крепкое заклятие на то дело положено. Пока час не придет, не откроется Азов-гора. Одинова только знак был. Это когда ещё батюшка Омельян Иваныч объявился и рабочие на Думной горе собираться стали. Так вот старики наши сказывали, будто на то время из Азов-горы как песня слышалась. Розно мать с ребёнком играет и веселую байку поет.

Была и другая версия сказов, где фигурировали больше «старая дорога» и горы Азов и Думная, под которой действовал Полевской медеплавильный завод. Эта версия сказов относится больше к кладоискательским: в ней говорилось о кладах, а не о «земельном богатстве». На этих горах жили разбойники, грабившие обозы купцов на Ревдинской и Уфалейской дорогах, где перевозили золото и драгоценные камни с приисков и рудников. Захваченное складывали в пещеру Азов-горы, а сигналы о проходе обозов подавали с гор как с сигнальных вышек. [8] Будто бы среди разбойников видел женщину, жену атамана, которая возглавила банду после его убийства, но разбойники замуровали её в пещеру вместе с её богатством. [4] [5]

Анализ преданий

Пещера Азов-горы объединяла два вида сказов:

Источник

Азовка (персонаж)

девка Азовка
персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов
Вершина горы Азов
СоздательП. П. Бажов, на основе местного фольклора
Произведения«Дорогое имячко»
Полженский
ПрозвищеМалахитница [1]
Род занятийгений места, страж кладов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Азовка-девка (Малахитница [1] ) — персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в 1936 году. Гора расположена в 8 км от горнодобывающего посёлка Полевской, где находится Гумёшевский медный рудник, с духом которого — Хозяйкой медной горы, тоже описанной Бажовым, — Азовка иногда ассоциировалась.

Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не является местом горной выработки, а с древности была культовым местом вогулов (манси), также известных как «стары люди» или чудь белоглазая. Даже после прихода сюда русских поселенцев и строительства Полевского завода в 1700-х годах вогулы не забывали свои святыни на горе, возможно продолжая совершать языческие обряды. Православные христиане относились с опаской к языческой скале и «странным людям».

Интересно, что после публикации сказов П. П. Бажова, впечатлённые ими местные школьники в 1940-м году обнаружили на горе археологический клад, и передали его, через приехавшего Бажова, Областному краеведческому музею. Клад датируется IV—III веками до н. э., и состоит из около 40 изделий: медных идолов, изготовленных в виде летящих хищных птиц с двумя парами крыльев, круглых бляшек, свернувшегося кольцом изображения волка. Предполагается, что в те времена такие птицы были атрибутом священного ритуала выплавки металлов, и по поверью древних металлургов, ассоциировались с огнём солнца и горна. Также в гроте горы были обнаружены 10 идолов. [4]

А там, слышь-ко, пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не мене угольной кучи, кразелитов насыпано.

Известно, дураки. Сами потом как без ума станут. Болбочут, а что — разобрать нельзя. Имена, слышь-ко, все выдумывают. Нет, видно, крепкое заклятие на то дело положено. Пока час не придет, не откроется Азов-гора. Одинова только знак был. Это когда ещё батюшка Омельян Иваныч объявился и рабочие на Думной горе собираться стали. Так вот старики наши сказывали, будто на то время из Азов-горы как песня слышалась. Розно мать с ребёнком играет и веселую байку поет.

Была и другая версия сказов, где фигурировали больше «старая дорога» и горы Азов и Думная, под которой действовал Полевской медеплавильный завод. Эта версия сказов относится больше к кладоискательским: в ней говорилось о кладах, а не о «земельном богатстве». На этих горах жили разбойники, грабившие обозы купцов на Ревдинской и Уфалейской дорогах, где перевозили золото и драгоценные камни с приисков и рудников. Захваченное складывали в пещеру Азов-горы, а сигналы о проходе обозов подавали с гор как с сигнальных вышек. [8] Будто бы среди разбойников видел женщину, жену атамана, которая возглавила банду после его убийства, но разбойники замуровали её в пещеру вместе с её богатством. [4] [5]

Пещера Азов-горы объединяла два вида сказов:

Источник

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Вершина горы АзовСоздательП. П. Бажов, на основе местного фольклораПроизведения«Дорогое имячко»ПолженскийПрозвищеМалахитница [1]Род занятийгений места, страж кладов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Смотреть картинку персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Картинка про персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов. Фото персонаж уральского фольклора дух места и страж кладов горы азов

Азовка-девка (Малахитница [1] ) — персонаж уральского фольклора, дух места и страж кладов горы Азов. Известна по описанию её П. П. Бажовым в 1936 году. Гора расположена в 8 км от горнодобывающего посёлка Полевской, где находится Гумёшевский медный рудник, с духом которого — Хозяйкой медной горы, тоже описанной Бажовым, — Азовка иногда ассоциировалась.

Возникновение легенды

Хотя окрестности горы Азов богаты минералами, сама она не является местом горной выработки, а с древности была культовым местом вогулов (манси), также известных как «стары люди» или чудь белоглазая. Даже после прихода сюда русских поселенцев и строительства Полевского завода в 1700-х годах вогулы не забывали свои святыни на горе, возможно продолжая совершать языческие обряды. Православные христиане относились с опаской к языческой скале и «странным людям».

Интересно, что после публикации сказов П. П. Бажова, впечатлённые ими местные школьники в 1940-м году обнаружили на горе археологический клад, и передали его, через приехавшего Бажова, Областному краеведческому музею. Клад датируется IV—III веками до н. э., и состоит из около 40 изделий: медных идолов, изготовленных в виде летящих хищных птиц с двумя парами крыльев, круглых бляшек, свернувшегося кольцом изображения волка. Предполагается, что в те времена такие птицы были атрибутом священного ритуала выплавки металлов, и по поверью древних металлургов, ассоциировались с огнём солнца и горна. Также в гроте горы были обнаружены 10 идолов. [4]

А там, слышь-ко, пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из — самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не мене угольной кучи, кразелитов насыпано.

Известно, дураки. Сами потом как без ума станут. Болбочут, а что — разобрать нельзя. Имена, слышь-ко, все выдумывают. Нет, видно, крепкое заклятие на то дело положено. Пока час не придет, не откроется Азов-гора. Одинова только знак был. Это когда ещё батюшка Омельян Иваныч объявился и рабочие на Думной горе собираться стали. Так вот старики наши сказывали, будто на то время из Азов-горы как песня слышалась. Розно мать с ребёнком играет и веселую байку поет.

Была и другая версия сказов, где фигурировали больше «старая дорога» и горы Азов и Думная, под которой действовал Полевской медеплавильный завод. Эта версия сказов относится больше к кладоискательским: в ней говорилось о кладах, а не о «земельном богатстве». На этих горах жили разбойники, грабившие обозы купцов на Ревдинской и Уфалейской дорогах, где перевозили золото и драгоценные камни с приисков и рудников. Захваченное складывали в пещеру Азов-горы, а сигналы о проходе обозов подавали с гор как с сигнальных вышек. [8] Будто бы среди разбойников видел женщину, жену атамана, которая возглавила банду после его убийства, но разбойники замуровали её в пещеру вместе с её богатством. [4] [5]

Анализ преданий

Пещера Азов-горы объединяла два вида сказов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *