персонажи белого солнца пустыни
Белое солнце пустыни
Персонажи
Поиск персонажей
Чёрный Абдулла — бандит, бывший контрабандист и главный антагонист фильма.
Третья жена Абдуллы.
Самая младшая, девятая по старшинству жена Абдуллы.
Трусливый, жадный, коварный и безжалостный разбойник, возможно, существующий лишь в сознании Саида. Закадровый персонаж, собственной персоной в фильме не появляется.
Вторая жена Абдуллы.
Первая жена Абдуллы.
Восьмая жена Абдуллы.
Шестая, любимая жена Абдуллы.
Жена Фёдора Сухова.
Седьмая жена Абдуллы.
Жена Павла Верещагина
Павел Артемьевич Верещагин — начальник бывшей царской таможни.
Красноармеец, молодой неопытный боец.
Местный житель, родом из бедной семьи.
Четвёртая жена Абдуллы.
Фёдор Иванович Сухов — главный герой фильма, красноармеец Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени Августа Бебеля, возвращающийся из госпиталя домой.
Пятая жена Абдуллы.
Бабушка подскользнулась и упала. Кажется, перелом шейки бедра. Можно мне магии, чтобы все обошлось?
Персонажи белого солнца пустыни
Здравствуйте уважаемые.
Все вы, наверное, любите наш супербоевик, настоящий истерн и легенду советской космонавтики 🙂 Это я все о «Белом солнце пустыни». Отличное кино. И,думаю, не имеет смысла в очередной раз разбирать главных героев и основу сюжета. И так все все знают. И Кузнецов, и Кавсадзе, и Годовиков, и Куркина, и Мишулин, и, конечно же, Луспекаев- просто прекрасны. Да и плюс неустаревающий хит Булата Окуджавы :-))
Отличное кино.
И я все-же решил еще раз к нему обратится. Но немного с другой стороны.
Давайте вспомним второстепенных персонажей, которые во многом создали прекрасный антураж и стали полноценными творцами успеха кинокартины.
И начнем, пожалуй, с жен Абдуллы. Коих у него было,если помните 9: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай.
Интересно, что из всех 9 только одна является профессиональной актрисой. Зухру сыграла Татьяна Ткач. Любимая жена Абдуллы 🙂
Народная актриса Российской Федерации, которая очень много играла (и играет) в театре и снимается в кино.
Зрители запомнили ее как Ирину Дроздовскую в «Золотой мине»
Ну и конечно подругу Фокса в «Место встречи изменить нельзя»
Хафизу сыграла еще одна известная девушка.
Латышка Велта Деглава (Чебатаренок) тогда была просто студенткой-филологом,но впоследствии стала известным журналистом, Депутатом Парламента Латвии и кавалером Ордена «Трех Звезд»
Зарину сыграла инженер Алла Лименес
Старшую жену Саиду сыграла переводчица и искусствовед Светлана Сливинская.
Лейлу сыграла простая ленинградка Лидия Смирнова, которую ассистент режиссера встретил на Невском и предложил сниматься в кино 🙂
Зульфию сыграла Зинаида Рахматова. И по легенде эта дама была профессиональной путаной в «Астории».Вот не знаю-правда или нет 🙂
Гюзель исполнила Марина Ставицкая, которую в кино привели по знакомству
Бывшую любимуюжену Джамилю играли аж 3 дамы. Это прежде всего студентка Татьяна Кричевская, в отдельных эпизодах фильма — Галина Дашевская и Галина Умпелева. Последняя- профессиональная актриса и даже впоследствии народная актриса РСФСР. Кричевская тоже снялась еще в 2 фильмах.
Думаю правильно будет вспомнить еще и дагоценню Катерину Матвеевну, которую сыграла Галина Лучай. Человек очень интересной судьбы. Она не профессиональная актриса и эта роль у нее единственная. А так она журналист, телеведущая, сценарист, редактор Центрального телевидения.
Работала редактором программ «Кинопанорама», «В мире животных», «Клуб кинопутешествий».
В 1990 г. ушла с телевидения в Союз дизайнеров, затем несколько лет работала консультантом в Конституционном Суде Российской Федерации, юрист 1 класса. Вот такой интересный человек.
Интересный момент. В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы, а также Катерины
Ну не дамами едиными, как говорится.
Разве можно забыть подпоручика Семена? Роль эпизодическая, но шикарная :-))
Актер Владимир Кадочников сыграл еще 15 ролей,в основе эпизодных. Заомнился еще по «Команда 33»
Красного командира Рахимова сыграл один из самых известных и почитаемых чеченских актеров Муса Дудаев
Он много играл в театре, а в кино вы могли его запомнить в фильме «Кольцо старого шейха»
Хранителя музея сыграл Николай Бадьев
Хороший театральный актер
Большинство бандитов банды Абдуллы сыграли. настоящие местные бандиты. Просто так получилось :-)) И согласитесь, вышло хорошо. Очень органично.
Во главе был местный преступный авторитет по имени Али. Вошел в историю.
Это интересный дедушка. Фамилия его Май-Маевский. Говорящая фамилия, верно? :-))
Надеюсь, вам было интересно
Приятного времени суток.
Кавсадзе, Куркина, Годовиков: трагические судьбы звезд «Белого солнца пустыни»
Почему Гюльчатай оказалась втянута в секту? За что сидел в тюрьме любимец Петруха? Подробности — в материале 5-tv.ru.
В актерской среде есть поверье: не стоит играть в фильмах, сценарии которых полны мистики и кровопролития. Считается, что злые духи обязательно навредят героям этих картин уже в реальной жизни. Впрочем, как выяснилось, бывают и исключения.
Лента Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» вышла на экраны 30 марта 1970 года. Казалось — приключенческая комедия, чего плохого от нее ожидать? Но трагедии происходили одна за другой. Кто из главных героев погиб, кто-то попал в тюрьму, кто-то не смог выбраться из секты.
Павел Луспекаев — Верещагин
«Белое солнце пустыни» для Павла Луспекаева стало последним проектом. Сыгравший легендарного Верещагина актер умер от разрыва сердечной аорты. Трагедия произошла 17 апреля 1970 года.
Как отмечали близкие и друзья Луспекаева, у него всегда была масса проблем со здоровьем. Еще будучи молодым он ушел на фронт добровольцем, где сильно обморозил ноги. В 26 лет медики диагностировали ему нарушение кровообращения в нижних конечностях, что впоследствии привело к развитию атеросклероза.
К сожалению, вдоволь насладиться жизнью и славой он не успел. Луспекаев умер в 42 года.
Павел Луспекаев. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Анатолий Кузнецов — Федор Сухов
По воспоминаниям друзей и супруги Анатолия Кузнецова, актер никогда не жаловался на здоровье и проблемы в жизни. Но как только закончились съемки «Белого солнца», ситуация резко изменилась.
Отправившись на консультацию к действительно профессиональным медикам, он узнал, что раком никогда не болел. Причиной плохого самочувствия Анатолия изначально был полип, устранить который не составило бы труда. Но время было упущено, а здоровье загублено. Оказавшись в очередной раз в больнице, он наложил на себя руки.
Анатолий Кузнецов. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Николай Годовиков — Петруха
Не повезло в жизни и Николаю Годовикову. После выхода в свет картины он женился, вскоре супруга забеременела и родила дочь. Содержать семью на актерские деньги было непросто, да и подработку искать становилось все труднее. Брак распался, некогда знаменитый молодой человек переехал в «коммуналку» и запил.
В 90-х годах Николай наконец встретил свою судьбу — любимая женщина помогла ему устроиться на работу, начать жизнь заново. Но счастье продлилось недолго. В 2015 году спасительница актера скончалась, а вскоре — в ноябре 2017 — и он сам — от рака почек.
Николай Годовиков. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кахи Кавсадзе — Абдулла
Кахи Кавсадзе скончался 27 апреля 2021 года. По предварительным данным, в результате осложнений коронавирусной инфекции. Сколь ярким и успешным актером он был, столь же несчастным являлся за кадром.
Отца грузин почти не видел. На пути с фронта мужчину сняли с поезда, арестовали и впоследствии сослали в Сибирь. Мама актера больше не вышла замуж и умерла на руках наследника. Очередная трагедия в жизни Кавсадзе произошла в 1992 году. После 23 лет болезни скончалась его обожаемая супруга Белла Мирианашвили. Женщина подарила Кахи двоих прекрасных детей — сына и дочь. Остаток жизни актер провел в одиночестве, так и не женившись.
Кахи Кавсадзе. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Татьяна Кузьмина — Гюльчатай
В «Белом солнце пустыни» танцовщица Татьяна Кузьмина снималась, еще когда носила девичью фамилию Федотова. Ее жизнь раз и навсегда изменил брак. Звезда фильма ответила согласием на предложение руки и сердца композитора Геннадия Кузьмина, и все пошло под откос.
Влюбленные находились словно в прострации: у них не было стабильной работы и даже друзей. Многие считали Кузьмину скандалисткой, а потому не желали с ней общаться. Однако после нескольких лет странствий Татьяна все-таки нашла свое пристанище. Актриса подалась в общину, которую священники считают сектой. Но женщина уверена, что ее жизнь удалась. Все время она проводит за молитвами и призывает людей следовать за ней.
Татьяна Кузьмина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Раиса Куркина — жена Верещагина
Актриса Раиса Куркина запомнилась отечественному зрителю как жена Верещагина — Настасья. Сниматься в «Белом солнце» ей разрешили без проб — мужем звезды был режиссер картины Владимир Мотыль. Правда, с окончанием проекта закончилось и ее семейное счастье — благоверный начал изменять.
Замуж Куркина больше не хотела, да и зачем? Ведь у нее уже была наследница, а тратить нервы на мужчин и строить жизнь заново не очень-то и хотелось. С актерской карьерой она закончила еще в конце 80-х годов. Когда дочка выросла и перебралась в Канаду, Раиса Семеновна осталась совсем одна без помощи и поддержки, пишет » Экспресс газета ».
Раиса Куркина. Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
От тюрьмы до секты. Трагические судьбы актеров «Белого солнца пустыни»
30 марта 1970 года на экраны вышел фильм «Белое солнце пустыни», считающийся первым советским вестерном. Несмотря на то, что критики тогда восприняли его неоднозначно, а Государственную премию, причем не СССР, а России, картина получила только в 1998 году, сегодня можно с полным правом говорить о космическом успехе фильма. Именно его смотрят все наши космонавты перед стартом. Фразы из фильма давно стали крылатыми. А к актерам, исполнявшим главные роли, намертво пристали имена их персонажей. Жаль только, что всенародная любовь не смогла защитить артистов от житейских невзгод и смертельных болезней.
О том, как сложилась их судьбы, – в материале EG.RU.
Павел Луспекаев
Раньше всех коллег по картине, 17 апреля 1970 года, ушел из жизни легендарный Верещагин. Здоровье его было подорвано еще задолго до съемок в кино. На фронте, куда Павел Луспекаев ушел добровольцем, он сильно обморозил ноги. К 26 годам нарушение кровообращения в поврежденных конечностях привело к развитию атеросклероза. Несколько операций, ампутация пальцев на ногах. Луспекаеву не было еще и 38, когда он вышел на пенсию по инвалидности.
В «Белом солнце пустыни» он согласился сниматься только без дублеров и не принял предложения от режиссера играть персонажа на костылях. Кстати, по сценарию Верещагина звали Александр, но харизма Луспекаева очень скоро убедила всю съемочную группу, что гораздо больше этому персонажу подойдет имя самого актера, Павел.
Эта роль сделала Луспекаева известным и всенародно любимым актером. Но насладиться плодами популярности ему не удалось. Спустя несколько недель после премьеры картины Павел Луспекаев умер – разрыв сердечной аорты. Ему было 42 года.
Анатолий Кузнецов
Александра Ляпидевская, супруга актера, исполнившего роль «товарища Сухова», не раз называла своего мужа баловнем судьбы. Он не стал актером одной роли, в отличие от многих своих коллег был востребованным артистом до последних лет жизни. Кроме того, Анатолий Кузнецов долгие годы мог похвастаться отменным здоровьем. Но когда здоровье подвело его в первый раз, куда-то испарилась и удача.
Два года врачи лечили Кузнецова от рака. Облучение, операция, удаление части органов. Он фактически стал инвалидом. Но лечение не помогало. Когда Кузнецов обратился к другим специалистам, выяснилось, что никакого рака у него нет и никогда и не было. Все дело было в полипе.
Эту проблему легко можно было бы решить, если бы не упущенное время и загубленное неправильным лечением здоровье. Жена и врачи уверяли Анатолия, что шанс у него еще есть, пытались приободрить его. Но у актера были другие планы. 7 марта 2014 года он сказал постоянно дежурившей в больнице жене, что нужно срочно ехать платить за газ, а пока ее не было, принял смертельную дозу лекарства. Врачи не смогли его спасти.
Николай Годовиков
Мало кто мог представить в 1970 году, что Николая Годовикова, обаятельного Петруху из «Белого солнца пустыни», ждет не успешная карьера в кино, а полная скандалов, ошибок и падений судьба.
Когда картина вышла на экраны, Николай служил в армии. Вернувшись со службы в 1972 году, он женился, на свет появилась дочка. Но карьера актера не складывалась, да и супруга требовала чего-то более приземленного, лишь бы деньги муж приносил регулярно. Делать это Годовикову не удавалось. Брак вскоре распался, Николай остался жить один в коммуналке. Перебивался случайными заработками, на достойную работу его не брали.
Спустя два года холостяцкой и разгульной жизни в коммуналке подрался с соседом. Бытовая ссора кончилась для Годовикова ранением в области груди – сосед разбил бутылку и напал на молодого актера.
Травма оказалась серьезной. Из-за нее Николай больше не мог зарабатывать себе на жизнь грузчиком, а на другую работу его не брали. Дальше статья за тунеядство и первый тюремный срок. А затем пошло-поехало – бродяжничество, воровство, новый срок, свобода, новый брак, еще один ребенок, снова безработица и развод, снова тюрьма.
В начале 90-х в жизни Николая началась светлая полоса – он встретил свою третью жену, та помогла ему вырваться из порочного круга, устроиться на постоянную работу, Годовиков даже снялся в нескольких картинах. В начале 2015 года его третья супруга умерла – диабет. А в ноябре 2017 года не стало и самого Николая – рак почек.
Татьяна Кузьмина
Про Татьяну Кузьмину говорят, что она загубила карьеру актрисы. Роль Гюльчатай, доставшаяся ей случайно, могла открыть юной танцовщице двери в мир большого кино. Но не сложилось. Татьяна вышла замуж за композитора Геннадия Кузьмина, сменила фамилию, появившуюся в титрах «Белого солнца пустыни» (Федотова), на фамилию мужа.
Однако брак с композитором обернулся для Татьяны общественным порицанием, ведь по сути ради молодой танцовщицы Кузьмин ушел из семьи. Татьяна работала в танцевальном ансамбле, но многие коллеги отзывались о ней как об очень скандальной и проблемной даме.
Успеха в работе не было ни у нее, ни у мужа, друзей, по сути, тоже не нажила. Но при этом сейчас она говорит, что это «Бог уберег ее от карьеры актрисы». Дело в том, что вот уже больше десяти лет Татьяна состоит в общине, которую многие священнослужители считают сектой. Именно религии она посвящает почти все свое время и силы. А редкие интервью использует, чтобы проповедовать.
Кахи Кавсадзе
Исполнителю роли Абдуллы, Кахи Кавсадзе, в жизни выпало немало испытаний, и, пожалуй, самое большое – смотреть, как уходят твои близкие, а ты не в силах ничего с этим сделать.
Первым Кахи, тогда еще мальчика, покинул отец. Он ушел на фронт, попал в плен, но после освобождения между перспективой построить успешную жизнь за границей и шансом вернуться на родину к жене и детям выбрал второе. До дома он доехать так и не успел. Сняли с поезда, арестовали. Несколько свиданий с родными, и отца Кахи сослали в Сибирь. Оттуда он уже не вернулся. Мать Кахи всю себя посвятила детям, так больше и не вышла замуж. Она умерла на руках сына.
Еще одной большой утратой для Кавсадзе стала его жена Белла. Они прожили вместе 26 лет, и 23 года из них Белла болела. Ее недуг – последствие тяжелейшего гриппа, перенесенного во время беременности. Ребенка удалось сохранить, но вот здоровье матери было безнадежно подорвано. Она говорила, что не может ходить, не чувствует свои пальцы и вообще будто теряет контроль над телом. Лишь спустя годы удалось выяснить, что у Беллы поражен спинной мозг и нервные окончания. Вылечить ее было уже невозможно.
И она стала жить с этой болезнью, при этом не бросала работу и в доме всегда успевала навести идеальный порядок. Кахи поддерживал ее как мог, но видеться удавалось не так часто, как хотелось бы, ведь его актерская карьера в это время шла в гору. Кавсадзе был успешным актером, но не мог избавить от страданий свою жену. Она умерла в 1992 году. Кахи вовремя вернулся со съемок и успел попрощаться с Беллой.
Сейчас ему 82 года, он полон оптимизма, но на постоянные призывы родных и близких вновь жениться, как и прежде, отвечает, что не хочет «фальшивить всю оставшуюся жизнь».
Раиса Куркина
Раиса Куркина исполнила в фильме роль Настасьи, жены Верещагина. Режиссер картины Владимир Мотыль в то время был ее мужем и утвердил Раису на роль без проб.
Личного счастья актриса так и не построила. Активно сниматься перестала еще в конце 80-х. Уже много лет она живет одна. Дочь давно уехала в Канаду, а Раиса отправиться вслед за ней не решилась.
Знаменитая актриса сейчас часто вынуждена пользоваться помощью социальных работников. Это обстоятельство четыре года назад сыграло с ней злую шутку – в квартиру Раисы Семеновны постучались неизвестные и представились соцработниками. Сообщили, что все рублевые сбережения актрисы скоро сгорят и ей необходимо срочно обменять их на валюту. Куркина поверила и отдала все свои сбережения – около полутора миллиона рублей. Взамен мошенники дали ей фальшивки. Но, когда актриса обнаружила это, было уже поздно. В прошлом году Куркина отметила 90-летие.
Проклятье «Белого солнца пустыни»: актеры пили, дрались и гибли, а режиссер едва не стал изгоем
Это сейчас «Белое солнце пустыни» – часть золотой коллекции советского кино и признанный шедевр. Но история картины – настоящая драма. С самого начала никто из режиссеров не хотел это снимать, а тот, кто решился-таки взяться, очень пожалел об этом.
В конце 60-х, глядя на «загнивающий» Запад, в котором киноиндустрия процветала и приносила доход, в СССР решили поставить эксперимент. При «Ленфильме» и «Мосфильме» была создана еще одна студия, призванная опробовать зарубежную модель кинопроизводства. Режиссерам позволяли делать фильмы так, как им хочется, но и гонорар зависел от сборов в кинотеатрах. Во главе новой структуры встал Григорий Чухрай, чьи работы к тому моменту были отмечены Ленинской премией.
Снимать, понятное дело, нужно было что-то массовое и потенциально популярное. Оглядываясь на колоссальный успех «Неуловимых мстителей», решено было сделать нечто похожее, историко-приключенческое, про Гражданскую войну. Сценарий поручили Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Они написали историю про диверсантов, перешедших на сторону басмачей, вооруженных бандитов Туркестана, но потом одумавшихся и вновь вставших на сторону Красной Армии. История не понравилась. Команду усилили двумя новыми авторами – Рустамом Ибрагимбековым и Валентином Ежовым. Последний когда-то слышал историю, как в Гражданскую войну басмачи, спасаясь от победившей советской власти, бросали свои гаремы в пустыне, и красноармейцы не знали, что делать с красавицами в парандже. Решено было взять этот факт за основу и развить в нужном направлении. Рабочее название у фильма было «Спасите гарем», позднее переформулированное в «Пустыню».
Снимать новое коммерческое кино кому только ни предлагали, но режиссеры как будто чувствовали, что ничего хорошего из этого не выйдет, – отказались многие. Мотыль тоже сначала сказал «нет», он тогда грезил кино о декабристах. Но Чухрай надавил, он знал, что режиссеру вместе с мамой негде жить, а снимать ему не давали. После «Жени, Женечки и «катюши» имя Мотыля попало в списки неблагонадежных. В итоге он все-таки уговорил режиссера и даже пообещал, что вмешиваться в процесс создания кино никто не будет. Тот поверил, согласился, даже не представляя, каким кошмаром для него это обернется.
Съемки начались 24 июля 1968 года. Первыми были отсняты сны красноармейца, – в роли родины Сухова выступила деревня Мистолово в Ленинградской области. После группа уехала в Дагестан, на берег Каспийского моря, а оттуда в Туркмению. Несколько месяцев они провели в Каракуме, в 65-градусной жаре под палящим солнцем. Нормального оборудования не было, операторский кран и прочие приспособления пришлось мастерить из подручных материалов. Зато на свою беду привлекли кавалеристов-каскадеров для постановки вооруженных стычек на лошадях. Через несколько дней один из трюкачей по неосторожности погиб. И что самое обидное, для финальной версии эти кадры вообще не пригодились.
Однажды украли реквизит. Понимая, что ворам противопоставить нечего, и они придут снова, Мотыль сделал ход конем и привлек в фильм местного авторитета, – так в картине оказался бандит в красной рубашке, он появляется в двух эпизодах. Но главное, с площадки больше ничего не пропадало. Однако съемки все равно шли трудно, ресурсов не хватало, – люди выматывались и снимали стресс привычным способом. Изрядно выпив, мужчины ввязывались в драки с местными. Рассеченная бровь у Верещагина на баркасе – как раз последствия одного из визитов как-то вечером в ближайший кабак.
С ноября и до конца года снимали в павильоне, записывали музыку. В январе 1969 году материал показали Чухраю. Тот остался дико недоволен, – как-то не так он представлял себе новый хит в стиле «Неуловимых». К тому времени кончились деньги, – оказалось, что на картину истратили 300 тысяч рублей, а результата нет. Будущего автора «Звезды пленительного счастья» и обладателя госпремии России обвинили в профессиональной непригодности, – подобное случалось крайне редко. На студии решили передать отснятые материалы другому режиссеру. Но все открещивались от «Пустыни», как от какой-то заразы.
Режиссер был в отчаянии. Он знал, что поставит крест на своем будущем, если отдаст фильм кому-то другому, и у этого кого-то получится лучше. И будет еще хуже, если картину закроют, а к этому все и шло. Понимая, что терять ему нечего, Мотыль позвонил своему приятелю Вадиму Спицыну, тот воевал вместе с заместителем председателя Госкино, – они до сих пор дружили. Спицын разговаривал с боевым товарищем несколько часов. Он под свою ответственность выбил разрешение для Мотыля самому переделать фильм с учетом всех требований и замечаний. Еще одним обязательным условием было сменить название, – тогда и придумали романтичное «Белое солнце пустыни».
В сентябре группа вернулась в Москву. Фильм смонтировали и озвучили, наложили музыку. Но Чухраю снова все не нравилось, – он требовал переделать то одно, то другое. Мотыль внес более 30 исправлений, но работал уже фактически на автомате. Хотелось просто закончить то, что начал, – и забыть, как страшный сон. Он уже не верил, что картину вообще когда-либо выпустят. Да собственно никто уже в это верил. И были правы, так как директор «Мосфильма» Владимир Сурин в день сдачи не подписал акт о приемке картины. Это был конец!
Существует легенда, что советские зрители увидели «Белое солнце пустыни» только благодаря личному вмешательству Леонида Брежнева, большого любителя кино. Ему якобы показали фильм взамен не пришедших из Америки новых вестернов. Тот пришел в восторг и дал команду руководству Госкино выпускать фильм на большой экран. Так или иначе, картина все-таки вышла в кинотеатрах, но. не приобрела особой любви у зрителя. Признание пришло гораздо позже. А тогда, в 1970 году фильм оказался в прокатном рейтинге только десятым. По опросу «Советского экрана», только 4% зрителей оценили историю по достоинству и готовы были назвать «Белое солнце пустыни» фильмом года. Да, его цитировали, да, музыку часто передавали по радио. И на этом все.
В 1971 году случилась трагедия с российскими космонавтами. «Союз-11» не смог пристыковаться к МКС, и, возвращаясь на Землю, экипаж погиб. Следующая миссия спустя два года готовилась особенно тщательно. Обычно летали втроем, но в этот раз решили не рисковать еще одной жизнью. Перед стартом Василий Лазарев и Олег Макаров попросили посмотреть «Белое солнце пустыни». Никто не знал, вернутся ли они в полном здравии домой, поэтому отказа не было ни в чем. Миссия прошла на удивление гладко. При этом космонавты все время шутили, что с ними все время находился красноармеец Сухов как третий член экипажа. Так зародилась традиция. Каждый раз накануне полета космонавты смотрят кино, и, тьфу-тьфу-тьфу, больших аварий больше не случалось.
Владимир Мотыль после съемок еще долго приходил в себя. Следующий фильм про декабристов, о которых давно мечтал, он снял только пять лет спустя. А еще через четыре год что-то поменялось, и в 1979-м Рустаму Ибрагимбекову дали премию Ленинского комсомола, в том числе и за сценарий «Белого солнца. ». Однако настоящая, народная слава пришла уже в 90-е, – потребовалось 20 лет, чтобы кино было признано классикой советского кинематографа, его создатели получили заслуженные награды, а герои – памятники. В конце концов, шедевры часто рождаются в муках.