персонажи хищные вещи века

Хищные вещи века (повесть)

Хищные вещи века (повесть)

«Хи́щные ве́щи ве́ка» — научно-фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1964 году, и публиковавшаяся в СССР в 1965 году, затем, после долгого перерыва — в 1990 году.

Содержание

Сюжет

Бывший бортинженер, один из главных героев повести «Стажёры» Иван Жилин, ныне сотрудник спецслужбы Совета Безопасности, прибывает в некий южный курортный город. Воспоминания и размышления Жилина позволяют представить мир, в котором происходят события. Этот мир будущего отличается от коммунистических утопий, которые изображались Стругацкими в их более ранних романах. Прирост населения внеземных колоний превысил прирост населения Земли. Коммунистический строй не является всепланетным, сохраняются национальные и монархические государства, в некоторых из которых происходят внутренние вооруженные конфликты и даже не решена проблема голода. Совет Безопасности стремится к разоружению таких государств. Одним из разоруженных государств является то, куда прибывает с заданием Жилин. Ранее Жилин уже бывал здесь, участвуя в вооружённом конфликте на стороне иностранных добровольцев и местных жителей, подавлявших фашистский мятеж.

Жилин проходит таможенный контроль и поселяется в доме у вдовы, сдающей комнаты туристам, знакомится с ее детьми и обстановкой в городе. Он обнаруживает общество, пресыщенное изобилием и множеством доступных удовольствий, с четырёхдневной рабочей неделей, но необременённое духовными запросами. Интеллектуальное оправдание обывательским настроениям дает доктор философии Опир, с которым Жилин встречается за обедом. Краткая суть философии «неооптимизма» Опира сводится к тому, что в течение всей истории люди стремились к недостижимому удовлетворению своих самых простых потребностей, и вот наконец развитие науки и техники дало им эту возможность, все потребности людей удовлетворены, люди счастливы, и цель человечества, наконец, достигнута.

Жилин пытается найти Римайера, который прибыл по тому же заданию ранее, находит его в отеле, обрюзгшего и опустившегося, стремящегося поскорее отвязаться от посторонних. Возле Римайера находятся подозрительные люди, и единственное, что добивается от него Жилин — это информация, что с целью их задания связаны «рыбари». Жилин находит «рыбарей» и понимает, что это молодёжь, которая от скуки занята экстремальными, опасными развлечениями, и что не будь Жилин межпланетником, он мог бы погибнуть. Жилин догадывается, что Римайер, возможно, именно поэтому дал ему неверный след, рассчитывая на его гибель. Жилин выясняет, что в городе есть какой-то «слег», о котором все знают, но говорить о чём считается крайне оскорбительным. Жилин понимает, что «слег» — видимо и есть объект его задания.

Жилин узнаёт о существовании тайного общества «меценатов», проникает на их ночное собрание и, будучи раскрыт, вынужден драться с несколькими членами общества. Как выясняется позже, цель преследуемого общества — приобретение произведений искусства и уничтожение их на своих тайных собраниях.

Для широких масс устроено другое развлечение, бесплатные сеансы коллективной волновой психотехники, устраиваемые на центральной площади, так называемая «дрожка». При посещении «дрожки» Жилиным она была обстреляна с аэропланов гранатами со слезоточивым газом и пулемётами. Выясняется, что это акция «интелей», возмущенных бездумным и бессодержательным стилем жизни обывателей. В свою очередь, обыватели ненавидят «интелей».

Затронутые проблемы

Роман считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа.

Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином и дезоморфинм — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей. В то же время от действия слега можно провести параллель к зависимости от «виртуальной реальности».

Философия доктора Опира очень похожа на теорию «общества развлечений».

В романе затронуты проблемы соотношения духовных и телесных потребностей человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *