персонажи казахских сказок картинки

Женские образы в казахских сказках

Если верить психологии, то сказки – закодированное послание каждому новому поколению. С ними мы растем, взрослеем, мудреем. С ними учимся ориентироваться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Понимаем какими должны стать, а какими – нет. Находим внутри себя сильных, мудрых, смелых женщин. По крайней мере, если ориентируемся на казахские сказки. Или же отыскиваем темную сторону себя – казахский этнос богат на демонические женские образы.

А иногда мы просто любуемся на женщин из сказок и представляем их себе сегодня – какими бы они были здесь и сейчас. В помощь нам – исследования филологов, талант Виктора Магдеева и вещи казахстанских дизайнеров (некоторые из них выступили и в качестве моделей).

«Если говорить о тотемном образе Умай, то часто она олицетворяется с птицей».

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

«Прошло немного времени, и самрук грузно опустилась на дерево. От тяжести птицы дерево изогнулось и достало до земли. Мать принесла оленей, газелей и много других зверей и сложила в большую кучу. Увидев, что ее птенцы живы и невредимы, птица перестала плакать. Ветер утих, засверкало солнышко. Самрук, глотая слюну, стала оглядываться по сторонам».

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Платье, фартук, сапоги, все Ainur Turisbek

«Пери воспринимались в качестве представительниц как добра, так и зла. Загадочные образы пери становятся символом мечтаний батыров. Это летучие девы, обладающие красивыми голосами и даром ясновидения. Добрые образы пери могут вступать в схватку и победить злых демонов и джиннов. Иногда они могут на некоторое время соединяться с земными образами людей и от них происходят будущие народные герои, но рожденные от них дочери становятся злыми духами (албасты), имеющими много общего с шайтанами. Служительницы зла, пери могут заколдовать человека, превратив его в больного, потерявшего память. Злые образы пери могут парализовать действия человека. Внешне, имея человеческий образ, пери могли иметь и зооморфные черты».

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Если хочешь поцеловать пери.

«Однажды в мечети мулла расхвалил народу прелести рая. Особенно расписывал райских дев – пери.

– Девушки эти так красивы, что сказать даже невозможно. Они излучают свет, и всюду, где они проходят, становится светло как днем.
– А ростом какие они: высокие или нет? – спросил Ходжа Насыр.
– Конечно, высокие! – поторопился мулла.
– Значит и на том свете есть неудобства, – заметил Ходжа.
– Это какие?
– Ну как какие? Если захочешь поцеловать пери, откуда взять лестницу?»

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Платья: Mandarin Narbayeva

Чапаны: #oyu, Experimentarium

«Жалмауыз, жалмауыз кемпир – название персонажа переводится с казахского как «пожирающий рот», а слово «кемпір» означает старуха. Сегодня это мифическое существо больше известно по народным сказкам, а в далеком прошлом было иначе. Упоминания в некоторых рассказах жалмауыз без приставки «кемпир» только лишний раз доказывает этот факт. Об архаичности этих существ свидетельствует и то, что не осталось никаких сведений об их половой принадлежности, а также отсутствие описаний внешнего облика. Единственное, о чем можно догадаться, это то, что они были очень опасными. В отличие от них, про знаменитую жалмауыз кемпир известно достаточно много. Это старая, сгорбленная, чуть ли не до самой земли, женщина. Имеет огромный рот с редкими пожелтевшими зубами, которые при необходимости может превращать в различные предметы. Питается исключительно людьми, изловив которых, варит в огромном котле с сорока ушками. Иногда входит в доверие к какой-нибудь девушке и ежедневно втихаря посасывает из ее колена кровь, пока не доводит несчастную до полного истощения».

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

«Долго ехал Жанадил, повстречался ему дом. Возле дома сидела страшная женщина. Она в котле с сорока ушками вскипятила масло, бросила в масло человека и, сделав из него куырдак, стала есть. Это была жалмауыз-кемпир. Жалмауыз-кемпир увидела Жанадила и подбежала к нему, чтобы поймать и бросить в котел. Жанадил стал бегать вокруг котла, жалмауыз-кемпир – за ним. У старухи закружилась голова, она споткнулась и упала. Жанадил поднял ее и бросил в огонь. После этого он вошел в дом жалмауыз-кемпир и увидел много людей. Они ждали своей участи. Жанадил освободил их всех, роздал им богатство старухи и отпустил домой».

Источник

Презентация по проекту на тему «Казахские народные сказки»

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект «Казахские народные сказки» Воспитатель старшей «В» группы Вишенки Ступнева О.В. 2015-2016уч. г.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!

Виды сказок о животных; волшебные; социально-бытовые. Об Алдаре Косе

Казахский народ в давние времена жил в степях, кочевал, менял пастбища для скота, Люди выбирали зелёные луга, богатые растительностью, чтобы домашние животные были сытыми. Казахи хорошо понимали и чувствовали природу. Домашние животные были главными помощниками в жизни кочевого народа. Хитрые и умные, храбрые и трусливые персонажи изображают животных, поступки, которых похожи на поступки людей. Поэтому казахский народ сложил очень много сказок о животных.

«Лиса и коза» «Грубая благодарность» «Три друга» «Глупый волк» «Два ягненка» «Журавль и лиса» «Волк и баран»

Пересказ сказки «Волк и баран» Как-то раз отстал от своей отары тощий баран. Наткнулся на него волк, который, выйдя из густого тростника, отправился бродить по степи, и обрадовался: О, мой хороший! Откуда ты взялся? Сколько ни искал, никак не мог найти тебя. А сейчас, как видно, повезло — ты сам готов угодить мне в рот. Что ж, полакомлюсь не спеша! Если близок мой конец, ничего не поделаешь!—вздохнул грустно баран.— Однако взгляни-ка на меня, ведь ты неплохо разбираешься в баранах. Во мне так мало мяса, что тебе и на зуб положить нечего, сплошные жилы и только! Зачем я тебе такой? Отпусти меня. Давай лучше я схожу к баранам и приведу к тебе ягненка. Позарившись на нежное, сочное мясо ягненка, волк отпустил тощего барана, который тут же побежал к отаре. Долго ждал волк его возвращения и сильно проголодался. В конце концов он подумал: Ягнята такие послушные и наивные! Наверное, этого ягненка отговорила какая-нибудь хитрая коза, пойду-ка взгляну!— и отправился в путь. Взобравшись на один из холмов, он огляделся вокруг и увидел впереди себя козу. Тебя-то я и ищу!—сказал волк и бросился к ней. У тебя и отец, и мать были такими хорошими!—взмолилась коза.— К чему я тебе, когда есть бараны? Давай-ка лучше я спляшу и развеселю тебя! Ну, если ты на это мастерица, показывай свое искусство! —согласился волк. Тогда отпусти меня!—обрадовалась коза. Волк отпустил ее, и коза тут же вскочила на высокий камень. Ну, пляши!—сказал ей волк. А ты смотри, не отрываясь, на мои ноги!— хитро ответила коза и начала перепрыгивать с камня на камень. Волк уселся, неотрывно глядя на ее ноги, но тут подоспел чабан и прогнал волка прочь.

: В волшебных сказках человек борется со злом и всегда торжествует добро и справедливость. В казахских волшебных сказках герои встречаются с чудовищами, убивают драконов, находят клад драгоценностей, золота, бриллиантов. В волшебных сказках есть чудесное зеркало взглянув в которое можно увидеть всё, что творится на земле и всегда добро побеждает зло.

«Джигит и Мыстан» «Три брата и прекрасная Айсулу» «Любопытная жена» «Бей, дубинку» «Три задачи» «Добрый и злой»

В бытовых сказках рассказывается о жизни и быте казахского народа, о проблемах. Главными героями являются простые люди, жадные баи, умные и находчивые юноши, красивые девушки. В сказках описываются обычаи и традиции казахского народа.

«Жиренше и хан» «Старик и его дочка» «Мудрая девушка» «Хан и бедняк» «Три вора»

Ещё мы знаем сказки об Алдаре Косе. Говорят, когда-то жил среди казахского народа безбородый хитрец. «Алдар» — значит обманчивый. «Косе» — значит безбородый. Этот человек защищал бедных и несчастных людей от злых и жадных баев. Он был ловким и хитрым, справедливым. Народ его очень любил и поэтому сложил очень много сказок.«Чудесная шуба» «Алдар Косе и жадный бай» «Алдар Косе и сухая лопатка».

Этот герой многих казахских сказок и называют его безбородый обманщик Загадки

Источник

Мультипликация и национальные легенды: как в Казахстане объединяют современное творчество и историю

Казахские батыры, персонажи народных сказок и легенд обретают вторую жизнь в работах современных аниматоров и мультипликаторов.

О том, как объединяются казахская мифология и актуальные тренды, рассказывает корреспондент Caravan.kz.

Новые сказки на основе старых историй

В конце сентября в Нур-Султане состоялась презентация комиксов, на страницах которых подрастающее поколение познакомится с народными героями Баян-Сулу, Айша-Биби, Ер-Тостик и другими. Действие комиксов разворачивается в сакральных местах страны: у озер Балхаш и Шайтанколь или скалы Жумбактас в Боровом. Также в рамках презентации организована выставка фотографий, сделанных по сюжетам необычных комиксов.

В будущем планируется выпуск серий под названием «Ұлы дала хандары» и «Ұлы даланың арулары».

Анимационные школы и ярмарки комиксов

Также сообщается, что в этом году в Казахстане планируют выпустить пять анимационных фильмов. Кроме того, 1 октября в рамках международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового пути» подписано соглашение между АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова», ООО «Базелевс» и Национальным агентством кинематографии Узбекистана. Известный режиссер Тимур Бекмамбетов снимет мультфильм про Ходжу Насреддина в Казахстане и Узбекистане.

Также кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова вместе с киностудией «Казахфильм» и Национальным агентством кинематографии Узбекистана откроет в республиках анимационные школы.

Между тем анимационный контент становится все более популярным среди молодежи. Более 30 алматинских художников-иллюстраторов приняли участие в прошедшей недавно в Алматы ярмарке комиксов. Мероприятие призвано поддержать молодые таланты, которые хотели бы создавать анимационную продукцию.

Также, по ее словам, сейчас группа молодых аниматоров задействована в съемках сериала «Кенже кыз». Это фильм для детей, основанный на традициях и национальной мифологии. Проектом заинтересовалось государство, которое выделило финансирование для продолжения работы.

Ермек-батыр в США

Между тем, по сообщению Forbes.kz, казахстанские комиксы вошли в топ на Google Play. В 2018 году Мадибек Мусабеков и Бекзат Мырзахметов стали участниками рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» как издатели комиксов с казахским национальным колоритом.

По словам Бекзата Мырзахметова, цифра с шестью нулями была достигнута в июне, на сегодняшний день читают по 32 тысяч экземпляров в месяц. Рассказ посвящен казахскому герою Ермеку, который после долгого путешествия решает вернуться домой.

Мульттерапия объединяет в себе несколько видов искусства: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку и литературу. Еще дети и подростки знакомятся с интересными компьютерными программами.

Как утверждают специалисты, мультфильм можно сделать и в домашних условиях вместе с родителями. Для этого необходимы компьютер, веб-камера и простая программа для монтажа. Программу по созданию анимации можно скачать и на смартфон.

Источник

Из уст в уста: рассказываем детям о батырах и героях легенд

Легенды, предания передаются из уст в уста, а отважность и другие качества казахстанских батыров становятся примером для подрастающего поколения.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz представляет подборку национальных героев и историй, которые передаются из уст в уста.

Кобланды-батыр

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Казахский батыр и народный герой. По преданиям, Кобланды жил в XV веке во времена правления чингизида Абулхаира и был одним из его военачальников. По одной из версий, именно Кобланды стал причиной образования Казахского ханства.

В народном эпосе «Кобланды-батыр» описывается борьба Кобланды против Сефевиды и Казан-хана. Также говорится о битвах с Алшагыр-ханом и потомками Едиге-батыра. Эпос впервые был записан Ибраем Алтынсариным по воспоминаниям Марабай-джирауа.

Согласно одной из национальных легенд, народный герой, преследуемый врагами, оказался на пустынном острове Барсакельмес. Там он пробыл трое суток, а затем отправился в обратный путь. Вернувшись на родину, он обнаружил, что прошло не 3 дня, а 33 года. С тех пор остров Барсакельмес приобрел славу места, где меняются время и пространство.

Очевидно, народный батыр попал в пространственно-временную ловушку. По одной из версий, она существует до сих пор. В 1934 году на берегу Барсакельмеса был пойман японец, который знал только диалект Страны восходящего солнца. В итоге переводчику удалось выяснить: японец утверждает, что является членом императорской семьи и что родился в 1718 году. Пленный пояснил, что попал в шторм в Тихом океане, а очнулся здесь – на берегу острова Барсакельмес.

Источником сведений о народном герое также является сложенный народом эпос «Кобыланды батыр». В героической эпопее рассказывается о мужестве и подвигах полководца.

Память о Кобланды-батыре живет по сей день. На берегу реки Кобда расположен мавзолей Кобланды-батыра. В 1995 году на месте захоронения был установлен камень, а в 2007 году возведен мавзолей высотой 17,5 метра и шириной 12 метров. По задумке создателей он напоминает традиционный шлем казахских батыров.

Также в Кызылорде в 2009 году воздвигнут 12-метровый памятник Кобланды-батыру. Авторами памятника являются архитектор Сагидолла Кубашев и скульптор Муратбай Умбетов.

В городе Актобе именем Кобланды-батыра назван Центральный стадион. Именем батыра названы улицы в Астане, Актобе, Кентау (ЮКО), Костанае, в посёлках Айтеке-Би (Кызылординская область) и Зачаганске (Западно-Казахстанская область).

Бекет-ата

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Казахский батыр и просветитель Бекет-ата родился в ауле Кульсары в Атырауской области. Обучался в Хорезме у Пакыржана-хаджи. Религиозный деятель, почитаемый как святой. С детства отличался живым умом и интересом к новым знаниям. Строил медресе и мечети.

Помогал обучать детей грамоте. Также, как утверждают многие источники, Бекет-ата обладал даром лечить людей.

В семье, помимо Бекета, было ещё трое сыновей: Алдаберген, Алдонгар, Мендикул. Также, согласно сохранившимся источникам, у самого батыра было пятеро детей: Байтели, Жайлау, Тогай, Байнияз и Кодар.

Люди передавали любовь и уважение к этому благородному человеку через легенды из поколения в поколение. Сушествует немало легенд, но истории, связанные с именем Бекет-ата, были взяты из его жизни.

Подземная мечеть суфия Бекета-ата находится на плато Устюрт в урочище Огланды. Она расположена в среднем ярусе массивной скалы, уступами спускающейся в заросший кустарником глубокий овраг. Перед входом в подземную мечеть расположена небольшая площадка. В первом помещении свет льется из люка, пробитого в куполообразном потолке.

Девушка-батыр Гаухар

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Согласно легенде, однажды Назым пригнала на поле боя необученных верблюдов, которые создали суету в стане вражеского племени.

Сыпатай-батыр

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Казахский батыр. Его отец был сапожником, а также изготавливал плетки. С детства Сыпатай имел острый ум и отличные ораторские способности. Освободил родные земли от иноземных захватчиков.

Один из аулов Меркенского района Жамбылской области назван в честь Сыпатай-батыра.

Алдар-Косе

персонажи казахских сказок картинки. Смотреть фото персонажи казахских сказок картинки. Смотреть картинку персонажи казахских сказок картинки. Картинка про персонажи казахских сказок картинки. Фото персонажи казахских сказок картинки

Существует немало популярных сказок и сатирических миниатюр об Алдар-Косе.

Примечательно, что аналогичный персонаж встречается в фольклоре туркмен, узбеков и татар и других народов. Джоха — у арабов, Пулу-Пуги — у армян, Ахмет-акай — у крымских татар, Мушфике — у таджиков, Саляй Чаккан и Молла Зайдин — у уйгуров, Кемине — у туркмен. Тиль Уленшпигель — у фламандцев и немцев.

Связь поколений через народных героев и предания

О значении знания истории для подрастающего поколения высказалась мастер-кукольник из Алматы Евгения Бабникова, которая в своих работах воплощает национальных героев.

Источник

Алдар-Косе

История персонажа

Алдар-Косе — казахский персонаж, который имеет амплуа хитрого и находчивого человека с миссией борца за справедливость. Однако писатель Табыл Бекказыулы уверен, что у героя есть реальный прототип, живший в Казахстане. Такое прозвище мужчина получил из-за того, что презирал жадность и высокомерие. А еще потому, что по неведомой причине у него не росли волосы на лице. Так его и прозвали Алдар-Косе — «безбородым обманщиком».

Образ Алдара-Косе в народном фольклоре

У многих народов в сказаниях прослеживаются персонажи с благородной миссией защищать несправедливо обиженных. Не стали исключением и казахские предания. Как водится, Алдар родился в бедной семье и всю жизнь презирал богачей с набитыми карманами.

Но вот поступки его заслуживали почестей и признания. В отличие от Робина Гуда, судя по описанию приключений, казахский аналог не имел территориального ограничения. Словно по волшебству, он всегда появлялся там, где был нужен.

Идея неуловимого добряка проникла в народное творчество повсеместно. Анекдоты, сказки, мультфильмы и даже кино — везде хитрый плут выступает на стороне бедных. Правда, инструментом добра стало слово, а не стрелы и ножи. Благодаря уму и смекалке казахский герой легко расправляется с несправедливостью.

Согласно преданию, такой путь мужчина выбрал, поскольку его отец был обманут одним жадным баем. И совершал поступки не во славу, а чтобы обличить человеческую скупость, лицемерие и другие пороки. Сын бедняка стал эпическим персонажем. Ему приписывают способность побеждать словом не только ханов, но даже чертей. Народная любовь сделала его бессмертным и одним из узнаваемых борцов за справедливость у казахов, туркмен и узбеков.

До сих пор ведутся споры относительно природы возникновения неуловимого плута в творчестве. Некоторые считают, что он полностью выдуман. Другие же уверены в реальности существования некоего бедняка, который жил в середине XVIII века. Звали его Алдар Алданулы. Запомнился же он благодаря своему таланту высмеивать глупость, скупость и лень.

Алдар-Косе в фильмах и книгах

Неоднозначная характеристика героя могла бы отнести его к жуликам. Первоначальная же идея возникновения такого персонажа для детей — воспитание в них стремления к честности и благородству. Но Косе борется и за собственное счастье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *