персонажи мертвая зона стивен кинг

Мёртвая зона (роман)

Из Википедии — свободной энциклопедии

персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть фото персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть картинку персонажи мертвая зона стивен кинг. Картинка про персонажи мертвая зона стивен кинг. Фото персонажи мертвая зона стивен кинг
Обложка первого изданияАвторСтивен КингЖанрполитический триллер, детектив, ужасыЯзык оригиналаанглийскийОригинал издан30 августа 1979 [1] :407 [2]ПереводчикиО. Васильев, С. Таск; В. Антонов [3]ИздательViking PressСтраниц

372 [4] или 426 [5] :56НосителькнигаISBN978-0-670-26077-5Предыдущая«Противостояние»Следующая«Воспламеняющая взглядом»

«Мёртвая зона» (англ. The Dead Zone ) — роман американского писателя Стивена Кинга, написанный в жанре политического триллера с элементами детектива и ужасов, впервые опубликованный в 1979 году издательством Viking Press. Это был пятый изданный роман Кинга и первое произведение автора, достигшее лидирующей позиции в списке бестселлеров года газеты The New York Times. Согласно основной сюжетной линии, главный герой Джонни Смит после пробуждения от почти пятилетнего пребывания в коме после автомобильной аварии обнаруживает у себя способности к предвидению будущего. В ходе повествования он встречается с политиком Грегом Стилсоном, который, согласно видению, развяжет Третью мировую войну.

Идея «Мёртвой зоны» возникла из мысли о том, что политический убийца может быть прав. По сути писатель хотел поменять отношение общества к «человеку с винтовкой» после смерти Джона Кеннеди. Посыл произведения в каком-то плане оправдывал убийство. Автор очень гордился этой работой, несмотря на некую «запланированность» сюжета, считая её своим первым настоящим романом. По замыслу Кинга, облик главного героя сводился к простому «парню из народа», в то время как основной антагонист должен был выглядеть пугающим и мерзким. Политический образ последнего восходит к Ричарду Никсону. Произведение было номинировано на премию «Локус» за лучший роман фэнтези.

Литературные критики относили «Мёртвую зону» к числу лучших произведений писателя. К достоинствам романа они причисляли архетипичного антагониста, уверенное повествование без фальшивых нот и провисаний сюжета, небольшой объём и кинематографичность. Одна из центральных тем произведения — назревающая политическая катастрофа. Успех книги укрепил репутацию автора. Роман был дважды экранизирован: впервые в формате кинофильма режиссёром Дэвидом Кроненбергом в 1983 году, впоследствии — в одноимённом сериале, который транслировался в период с 2002 по 2007 год телеканалом USA Network.

Источник

ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ

персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть фото персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть картинку персонажи мертвая зона стивен кинг. Картинка про персонажи мертвая зона стивен кинг. Фото персонажи мертвая зона стивен кинг

НазваниеМертвая зона
Оригинал названияThe Dead Zone
АвторСтивен Кинг
ЖанрУжасы
ЯзыкАнглийский
Оригинал выпускаАвгуст 1979
ПереводчикиО. Васильев, С. Таск (1984)
В. Антонов (2013)
СерияСтивен Кинг. Собрание сочинений
ИздательствоАСТ
Выпуск1997
Страниц416
НосительКнига
ПредыдущаяПротивостояние
СледующаяВоспламеняющая взглядом

«Мёртвая зона» (The Dead Zone) — фантастический роман Стивена Кинга.

Сюжет

Молодой учитель по имени Джонни приглашает свою девушку в парк аттракционов. В детстве он получил травму головы, но потом и не вспоминал о ней. Но, возвращаясь домой, он попадает в автомобильную аварию и впадает в кому на пять лет. И отец, и его девушка потеряли надежду. Его возвращения ждала только несколько одержимая религиозными идеями мать. Джонни очнулся вполне способным продолжать жизнь. Но вот только детская травма головы в совокупности со второй, пробудила сверхъестественные способности его мозга — ясновидение. Джонни теперь может увидеть многое недоступное обычным людям во время кратких «озарений». Но при этом один участок мозга для него закрыт — он не помнит некоторые географические объекты, даты и числа.

Используя свой дар Джонни помогает найти серийного убийцу и предупреждает о пожаре на выпускном балу, спасая десятки жизней.

На его могилу приезжает его бывшая возлюбленная — оплакать Джонни.

Герои

Интересные факты

Источник

Стивен Кинг «Мёртвая зона»

Мёртвая зона

Другие названия: Мёртвый сезон

Язык написания: английский

Перевод на русский: — С. Таск, О. Васильев (Мёртвая зона) ; 1984 г. — 9 изд. — О. Васильев (Мёртвая зона) ; 1992 г. — 1 изд. — В. Антонов (Мёртвая зона) ; 2013 г. — 6 изд. Перевод на шведский: — Дж. Хофсо (Död zon) ; 2010 г. — 1 изд. Перевод на украинский: — В. Митрофанов (Мертва зона) ; 1988 г. — 1 изд. — В. Ракуленко (Мертва зона) ; 2021 г. — 1 изд.

Джон Смит после получения травмы головы обретает способность получать информацию о событиях прошлого и будущего. Для выполнения своего долга, необычные способности приведут его к драматическим, а подчас детективным ситуациям…

Впервые на русском: журнал «Иностранная литература» №№ 1-3 1984 г. Перевод: О Васильева, С Таска.

— условный цикл «Судьба Иерусалима» > Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

Номинации на премии:

номинантБалрог / Balrog Awards, 1980 // Роман
номинантВсемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1980 // Роман
номинантПремия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1999 // Хоррор (США)

— «Мёртвая зона» / «Stephen King’s Dead Zone» 2002, США, Канада, реж: Джеймс Хэд, Джефри Леви, Майкл Робисан

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть фото персонажи мертвая зона стивен кинг. Смотреть картинку персонажи мертвая зона стивен кинг. Картинка про персонажи мертвая зона стивен кинг. Фото персонажи мертвая зона стивен кинг Стронций 88, 23 сентября 2019 г.

Я продолжаю читать романы Кинга по порядку их выхода. Странная это была затея, что-то она мне подпортила в плане удовольствия, но что-то и дала. Что-то в понимании, как Кинг делает это. «Мёртвая зона» уже седьмой роман, что я читаю «в ряд», и теперь мне с полной ясностью видится, что Кинг невероятно прагматичный автор. Он выжимает из того, что делает, всё. Он берёт то, что уже использовал, в той или иной степени меняет и прибавляет ко всему этому что-нибудь новое – и вот, очередное блюдо готово. Хорошо это, или плохо? ¬– да какая разница, ведь получается-то отлично!

А ещё «Мёртвая зона» повторяет «Противостояние» и в теме Бога. Теме несправедливого Бога, чей дар напоминает скорее проклятие, вырывающее, отнимающее от нормальной жизни. Ему не жалко своего избранника, он для него лишь орудие. И в этом чувствуется и трагедия и некоторое смирение (как смирение со своей судьбой). И в этом, наверное, видится представление о Боге самого Кинга.

Но ещё в «Мёртвой зоне» продолжается темя сверхспособностей, «сияния». И в первую очередь, тут вспоминается, почему-то, «Кэрри» (вот ведь штука – тут даже есть отсылка к этому роману!). Наверное, тем, что тут, как и в «Кэрри», есть попытка дать этому феномену научное объяснение. Попытка покопаться в этом деле не только как в суеверии и Божьем промысле. Приятная такая попытка. А ещё так называемый «Стилсоновский комитет» в конце романа сильно напомнил выдержки работ и протоколов о «деле Кэрри Уайт» в одноимённом романе. Да и само окончание – могила, некая связь, и т.д. – тоже что-то из Кэрри, пусть и киношной…

Но больше всего тут политики. Роман насыщен ею как арбуз соком. Тут всё с ней, так или иначе, связанно – это и понятно. Хотя для меня лично, как человека живущего в России, многие из имён и событий, что тут приводятся, и, наверное, многое говорят американцу – мне же не говорят ничего. Да и система всех выборов и дебатов в чём-то была для меня диковатой и одновременно удивительной (кандидаты, дебатирующие в каких-то заштатных городках – да мы своих, в основном, только по телевизору и видим). Но, с другой стороны, оно позволило мне в чём-то худо-бедно, да разобраться. Да и это пространство – пространство реальной политики, это то, что я увидел у Кинга впервые, его новое. Да и вообще, этот роман можно, наверное, отнести и к «политическому триллеру». А если так, то это первый политический триллер, что я читал. И он, несомненно, пришёлся мне по вкусу.

И всё это Кинг умеет сделать. Умеет держать баланс всему, отчего пусть роман (исключительно этот) не становится сверхдинамичным, но увлекает, держит, заставляет глотать его, но по достоинству оценивать его вкус. И как бы ни были мной рассекречены его приёмы, Кинг всё равно остаётся для меня классным автором (мне кажется сейчас, что будь Кинг поваром, он не был бы поваром-виртуозом, из тех, что балуют чем-то сверхизысканным и оригинальным – да простят меня его фанаты! ¬– но у него бы всё было на своём месте, так как надо – и невероятно вкусно!), а его книги – хорошими книгами. Как и «Мёртвая зона».

Первая вешь Кинга, прочитанная мной много-много лет назад в обложке, с иллюстрациями Любарова, в великолепном переводе (были люди!). Короче, сплошная ностальгия.

Кинг был юный и заводной, еще пивший и нюхавший, и возможно поэтому угадавший Трампа, и многое другое. Но роман в общем не об этом, конечно. Он про просранную (невольно) жизнь, когда остаётся только один шанс, да и тот сомнительный и призрачный. Когда ты не уверен прав или не прав (даже внутренне будучи уверенным). Это о том, что внутри тебя. О жизни, которая может не задаться, хотя так клево начиналась, а потом сломалась. Пронзительная вешь. Именно этим и сильна. А не фантастикой, которой в ней немало и очень замечательной, кстати.

РУКИ ПРОЧЬ ОТ ГРЕГА СТИЛСОНА!

«Мёртвую зону» я читал ещё в первом классе, она стала одним из камней, что легли в основание моей любви к Кингу, которую я питал всё детство и немалую часть жизни вообще. Перечитывал роман не меньше пяти раз, а, узнав, что любимый с младых ногтей перевод Васильева/Таска неполон, приобрёл новое издание и перечитал снова. Вот зимним воскресным утром вспомнилась что-то сцена, как Джонни разговаривал с Нго об игре в тигра, захотелось освежить фрагмент. Слово за слово, перелистал почти всю книжку, благо что ранний Кинг с водой не усердствовал, писал чётко и по делу.

И вот на что обратил я внимание.

Талантливый писатель, Кинг умеет влезть в голову читателю и выставить персонажа неприглядным, ярко его демонизируя и щедро пользуясь всякими литературными приёмчиками типа рефрена и гиперболы. Однако если посмотреть на личность Грега непредвзято, то становится совершенно непонятно, чем он так плох.

Грег заботился о матери до самой её смерти. Не пил и не наркоманил. Хотел сделать свою страну великой. Желание простое и понятное, достойное уважения. Ну а что шантажировал, запугивал, вымогал деньги у банкиров, склонен к насилию и пробивал себе дорогу наверх в том числе и заказными убийствами — господи, да кто эти не занимается-то? Это в 70-е можно было так написать и люди верили, а мы здесь в 2021-м, машем рукой из мира тотальной электронной слежки, цензуры и вместе с тем открытости, нас не проведёшь и мы знаем, что в политике только такие вот стилсоны и обретаются, других там на ленч едят. Без соуса. И то, что Грега за все эти проделки не поймали, говорит о том, что он хороший стилсон, годная, как говорит Галковский, зверушка. Опасная и умная. Подходящий лидер для мирового гегемона.

Дабы читатель не сумлевался, Кинг стращает его поочерёдно двумя главными жупелами современности, поочерёдно вытаскивая их из-за спины: «Гитлер!», «ядерная война«! «Гитлер!», «ядерная война«! «Гитлер!», «ядерная война«! и так до конца, где он мастерски забивает в крышку гроба честолюбивого политика Стилсона толстый гвоздь. Двухсотку. Тут уж без вариантов. Жаль всех, а больше всего — бедолагу Джонни Смита, которого автор для начала изуродовал, как физически, так и умственно, а потом ещё и заставил палить в политиков из винтовки. Жаль, да, но без этого не было бы романа.

Обычный учитель волею судьбы получает способность видеть будущее. По сути, это делает его уникальным человеком, но Джон Смит не рад этому дару. Он четыре года пролежал в коме, лишился любимой девушки (она не дождалась его возвращения и вышла замуж за другого), мать умерла, а сотни людей видят в нём пророка и умоляют о помощи разными способами; а кто-то, напротив, травит его как может. К тому Джону приходится видеть вещи, которые пугают похлеще монстров из шкафа — маньяков, невинных жертв, искалеченных судеб. Это не дар, а проклятие, которое давит и сводит с ума. Джону остаётся смириться с судьбой, но дар не даёт ему расслабиться. Не даст и когда он узнает, что один из новоявленных политиков стремится в диктаторы.

Перед не просто мистический роман, а самая настоящая человеческая драма. Просто представьте себя на месте того, кого судьба одарила божественным даром и взвалила на его плечи такой непомерный груз. Это страшно, это мучительно. И Джона Смита чертовски становится жаль. А в конце, напротив, радуешься за него несмотря на. Впрочем, читайте сами.

Спасибо, Кинг, за то наделил меня мыслью, что быть обычным человеком не так уж и плохо.

Не смотря на то, что Мертвая зона прямая противоположность принципу «меньше слов, больше действия», роман получился очень интересным. В книге нет ни присущих стилю Кинга элементов жёсткого триллера или ужаса, вульгарных словечек, откровенного насилия и ярких конфликтов. 90% книги сфокусировано на описании того, как складываются судьбы персонажей, их внутреннем переживании событий и попытках принять ту вопиющую несправедливость, которую преподнёс им этот мир.

Наиболее сильными сторонами этого произведения можно назвать отличное обозначение персонажей (это бросается в глаза во всех романах Кинга) и реалистичность событий (конечно если не брать в расчёт паранормальные способности гл. персонажа).

Из уважения к автору не хочется говорить о слабых чертах Мертвой зоны, но всё же, ради баланса, попробую. Судьба главного героя складывается очень очень грустно. Ему сочувствуешь на протяжении всего сюжета из-за того, что не задалась личная жизнь и промах настолько досадный, что некого винить и остаётся только мириться с жестокостью таких обстоятельств, и надеешься на какой-нибудь проблеск в последующих главах. А сейчас, если ещё не читали книгу, то убедительно прошу перескочить через спойлер

Пару баллов я вынужден снять, потому что три предыдущие романа Кинга, которые я прочёл до этого, практически на голову выше Мертвой зоны.

Если свериться с хронологией, то можно заметить, что семидесятые прошли для Кинга под знаком тематики пробуждения сверхъестественных способностей в человеке. Об этом были «Кэрри», «Сияние», «Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом». Из которых «Мертвая зона» оказалась мне ближе всего. Потому что фирменное кинговское сочетание мистики и психологизма я перевариваю с трудом, однако в «Мертвой зоне», в отличие от прочих означенных романов, мистического не наблюдается. Да, Джонни Смит обладает необычайным даром видеть будушее, но дар этот не влечет за собой никаких сверхъестественных событий, и кошмары остаются кошмарами только в голове Джонни.

Он страдает от своего дара, раз за разом вынужденный переживать чужую боль, и терзается от невозможности сделать чудо. Ключ к спасению лежит в руках самих людей, вот только кто поверит человеку, который утверждает, что способен предсказывать будущее? Где-то на страницах романа встречается такая мысль: люди не готовы поверить в то, что еще не свершилось. «Мертвая зона» — о страдании за веру в мире, который ее лишен.

Кинг, на мой взгляд, человек глубоко верующий, и «Мертвая зона» — один из самых «религиозных» (если такое определение уместно по отношению к творчеству автора, вполне однозначно высказывающегося о религиозном мракобесии) его романов. Библейские параллели здесь вполне очевидны. Джонни, учитель (то есть проповедник), праведник, сын плотника, наконец — с одной стороны. Политик-психопат Грег Стилсон — с другой. В отличие от Касл-Рокского Душителя, являвшегося жертвой психологической травли со стороны мамаши, о природе безумия Грега нам почти ничего не известно, что лишь подчеркивает абсолютность зла, воплощением которого он является. Джонни и Стилсон — и между ними орды грешников. В семидесятых носилось что-то такое в воздухе. Померкла эпоха хиппи, война во Вьетнаме оказалась несмываемым грязным пятном на душах сражавшихся на ней людей. И тогда в обществе родился запрос на необходимость найти себя в этой новой реальности, заново уверовать, чтобы спастись — быть может, перед лицом грядущего Апокалипсиса. Тогда появились такие вещи, как «Изгоняющий дьявола», «Омен». И «Мертвая зона» — из их числа.

И что самое удивительное и восхитительное в этом романе — то, что мистики в нем при всем при том нет ни грамма. Он предельно реалистичен. Местами «Мертвая зона» является детективом, местами политическим триллером. Но на мой взгляд, это прежде всего драма о человеческой боли и возможности превозмочь эту боль, совершив сквозь многочисленные страхи и сомнения чудо. Нет, не обязательно чудо. Просто Поступок. Но Поступок с большой буквы — такой, который, быть может, хоть немного изменит изуродованный агрессией и войнами мир, чтобы чаша весов в конце концов качнулась в другую сторону. Такие истории нужны людям. Не удивительно, что «Мертвая зона» стала классикой.

Распад, разрушение и рок. Куда бы мы без них делись?

«Мы все поступаем, как можем, и стремимся к лучшему. а если не выходит, довольствуемся тем, что имеем.»

Все началось с «Мертвой зоны», напечатанной « Иностранкой» в 84-м, с тех пор большая (и лучшая) часть моей жизни протекала под кинговой эгидой. Нас таких на русскоязычном пространстве миллионы. Это не преувеличение, интересные номера журнала в пору советского книжного дефицита читались всей кучей родственников и знакомых кролика. Мне роман попал в руки уже переплетенным наподобие книги вместе с «Крестным отцом» Пьюзо, наверно в соседних номерах печатались.

Давали на три дня, но проглотила за два, и на всю жизнь полюбила Стивена Кинга. Даже еще и теперь помню начало той журнальной публикации: «Чернота. Черный лед. Чернота. Черный лед. Черный, черный лед, больше не прыгай на нем, Чак» — пролог, в котором маленький Джонни Смит падает на лед, ударившись головой, на секунду теряет сознание, а очнувшись, произносит первое в своей жизни пророчество, которого ни сам он, ни кто-то из окружающих истолковать не сможет. Старший мальчишка после утонет, провалившись под лед, а Джонни надолго забудет о неожиданном прозрении.

Удивительно, но впечатления не стерли прошедшие тридцать семь лет и полсотни прочитанных с тех пор кинговых книг. В той первой поразительно было все: политический триллер, история о маньяке, мистический роман, философская притча, лавстори — все вместе в удивительной, лишь Кингу доступной идеальной пропорции Золотого сечения. Не менее удивительно, что после того первого раза к роману не возвращалась, хотя любимое у Кинга не по разу перечитала.

Не обратилась бы и теперь, если бы не аудиокнига, от Князева вообще все слушаю, а Стивена Кинга в его исполнении пропустить невозможно. И да, это снова великолепно, и я. в очередной раз удивляюсь, как в этом театре одного актера удается создавать столь непохожие друг на друга образы мужчин, женщин, детей, стариков, подростков. Как зримые образы вспыхивают перед глазами: фанатичная Вера и отстраненная умничка Сара, здоровяк шериф, и цинично-обаятельный злодей Грег.

Всякий ингредиент попадает в романный котел в идеальное для него время, варясь ровно столько, чтобы внести в действие свою ноту вкуса и аромата: история медсестры (операция на роговице пройдет удачно) и врача (« мальчик в безопасности») — период манифестации чуда, оно только входит в романное пространство и проявляет себя щедро, одаривая всех. Но этот дар может причинить и боль (кто к нам с мечом — пресс-конференция).

А после уж только «во многом знании многие печали» и «если только можно, Авва отче, чашу эту мимо пронеси». Не пронесет, мело Ему было отнять у тебя четыре года жизни, любимую женщину и мать, мало сделать тебя физическим и психологическим калекой, загнать в долги, лишить возможности заниматься любимым делом — Он возложит на тебя, ни много ни мало, миссию спасения мира от ядерного апокалипсиса.

И все же Кинг не богоборец. Убежденный антиклерикал — да, но глобально его мир, в тысяче локальных случаев жестокий и злобный, устроен правильно и справедливо. Что не отменяет случаев заклания невинных.

«Мертвая зона» – роман Кинга, в котором нет ужасов, зато присутствует мистика и глубокая проработка психологии персонажей.

Сюжет книги повествует о жизни одного человека по имени Джонни Смит. Абсолютно нормального и ничем непримечательного молодого человека, с которым в детстве произошел небольшой несчастный случай, в результате которого он повредил голову. Совершенно непримечательный случай для ребёнка, ведь все мы в детстве постоянно что-то да повреждали, и Джонни об этом почти сразу же забывает. Главный герой работает в средней школе штата Мэн. Его жизнь размеренна и нетороплива, как у любого среднестатистического человека. У Джонни есть девушка, Сара Брэкнелл, с которой он вместе работает. Его родители живут отдельно. Отец – Эрб – сильный и целеустремленный человек, опора семьи. Мать – Вера – глубоко верующий человек, легко попадающий под влияние разных сомнительных идей. Всё в жизни Джонни было хорошо до тех пор, пока он не попадает в жуткую автокатастрофу, после которой его голову буквально приходится собирать по кускам. Главный герой оказывается в коме более чем на 4 года. Врачи не дают никаких гарантий на выздоровление. Удивительно, как легко может разрушиться жизнь человека по воле какого-то злого случая. Но это же роман Стивена Кинга, и, конечно же, тут не обошлось без некоторой доли мистики. Когда Джонни всё же выходит из комы, в нём просыпается удивительная способность – умение заглядывать в будущее при прикосновении к человеку. С одной стороны, это великий дар, но сам Джонни считает это проклятием. Окружающие видят в нём урода и отклонение от задумки природы, шарахаются как от прокаженного. Кто-то называет главного героя шарлатаном, другие же умоляют о помощи, присылая вещи своих близких с целью узнать хоть что-то об их судьбе. Самого Джонни подобная известность очень тяготит, и он отвечает резким отказом на предложение одной «желтой газеты», желающей сделать его одним из своих проплаченных «ясновидцев».

На самом деле Джонни можно только искренне посочувствовать. У него была девушка, любимая работа, заботливые родители, крепкое здоровье. Теперь он чувствует себя порой дряхлым стариком, ему делают операции, просто для того, чтобы он смог ходить. Девушка давно вышла замуж и родила ребёнка. На работу в школе его брать обратно не хотят, предпочитая держаться подальше от такой сомнительной личности. Отец за время комы очень сильно сдал, измотанный непосильной работой ради денег на дорогостоящее лечение. Но самая большая метаморфоза произошла с мамой – она тратит все деньги на различные шарлатанские приборы, которые якобы спасут её сына. Вера Смит всё больше сходит с ума, вступает в различные религиозные секты и отказывается от традиционной медицины. По итогу получается крах всего, что было дорого Джонни. А тогда зачем дальше жить?

Что же такое «мёртвая зона», которая вынесена в заголовок? Дело в том, что видения Джонни неполные, и в них он не способен видеть даты, имена и географические названия. Они как бы находятся в «мертвой зоне» его мозга, образовавшейся из-за детской травмы.

Помимо самого главного героя довольно подробно описаны Сара и родители Джонни. Саре мучительно стыдно за то, что она не стала ждать выздоровления любимого. Она всё вспоминает тот момент, когда не предложила ему остаться в тот злополучный вечер. Однако и своего мужа она действительно любит, постоянно разрываясь между любовью и чувством вины.

Итог: Хороший триллер с легким налетом мистики. Стивен Кинг был всегда силён в описании психологии своих персонажей, и в «Мёртвой зоне» талант писателя смог раскрыться по полной. Рекомендую к прочтению поклонникам автора, а также тем, кто хочет познакомиться с творчеством Стивена Кинга, но его отталкивает жанр ужасов.

«Мёртвая зона» — роман в раннем стиле Кинга. Чем-то он мне напоминает «Воспламеняющую взглядом», «Кэрри». Здесь есть один главный персонаж – Джон Смит. Он, как и главные герои вышеназванных романов Стивена, испытывает гонения определенного толка. Но Джон Смит всё-таки выделяется. Он решает, что путь человека-индиго не для него. Ему привычнее жить в тихом городке, в небольшом доме. Ему нет нужды в деньгах, нет нужны в славе. Но всё меняется, когда маньяк начинает убивать женщин всех возрастов в соседнем городке…

…в это же время мэр другого провинциального городка рвётся к власти. Кинг показывает его в динамике – вот будущий мэр убивает пса, когда в этом совершенно не было нужды, вот он издевается над человеком из-за надписи на футболке. Вроде обычная песнь для того, кто с детских лет пошёл иным путём. Но всё меняется, когда ситуация подается под тем углом, код которым на это смотрит Джон Смит.

Кинг привычен в своей амбивалентности. Каждый читатель волен выбирать, что за жанр перед нами –

Понравилась отсылка Кинга на самого себя и роман «Кэрри». Такие мелочи всегда замечаются и оцениваются. Понравилось, что Стивен прибегнул к эпистолярному жанру, который время от времени украшал страницы «Мёртвой зоны». Понравились герои – Джонни, его отец, Сэйра, доктор. Они получились добрыми, живыми. А вот личность Грэга вышла несколько стереотипной и блеклой. Хотелось бы больше знать о нём, но Кинг полагает иначе.

Финал достоин отдельного упоминания. Он прекрасен не только своей грустной толикой, но и вычурностью. Думаю, многие предсказали некоторые аспекты финала, но точно не все. Кинг сумел удивить. Ему нечасто удаются хорошие финалы, но это – один из них.

Пару слов об издании и переводе. Мне досталась раритетная книжка 1999 года. Есть информация, что у Кинга есть новое (дополненное) издание за 2012 год. Разница примерно в полторы сотни страниц (электронных!) в пользу 2012 года. Честно говоря, даже жаль, что у меня именно 1999, ибо дополненная версия, вероятно, лучше. А перевод забавный. Меня бесило слово «Джекиль». Не знаю никаких Джекилей, но знаю Джекила (он же Джекил в именительном падеже). А «невысоклики» вообще вызвали нервных смех. Как только не обзывали хоббитов Толкина (в книге он стал Толкиеном, увы). В общем, резюмирую сабж по издательствам и переводам – если есть выбор, то хватайте поздние версии с 2012 года. Тем более там есть разделение по главам (это удобно!).

Заключение: очень хороший, живой роман раннего Кинга. Желателен к прочтению.

Роман Стивена Кинга «Мёртвая зона» я впервые прочитал ещё летом 1985 года сразу по возвращении к гражданской жизни. Он вышел годом раньше в «Иностранке». А выписала журнал мама и, хотя я был тогда в армии, специально для меня (спасибо, мама! увы, я так и не отблагодарил тебе за этот подарок, считая его чем-то само собой разумеющимся, а теперь уже поздно, давно поздно; как писал знаменитый земляк: спешите делать добрые дела. увы, и этот простой очевидный завет осознаётся чаще всего задним числом. )

В романе Кинга не было ничего про армию, даже про американскую, лишь упоминания мимоходом войны во Вьетнаме, однако книга как-то очень близко легла на мой недавний опыт. Я прочитал её не как фантастику, а скорее — как антифантастику. Наверно, не было в моей жизни периода, когда я относился к фантастике с большим недоверием! Паранормальные экстрасенсорные способности героя казались всего лишь частью его судьбы.

Людям присуще возведение кумиров из людей. Я же тогда сотворил себе кумира из книжки — этой книжки. Продержалось преклонение недолго (о порочности идолопоклонничества сказано уже не раз и — со всеми на то основаниями) и сменилось, как и следовало ожидать, полным ниспровержением с пьедестала как книги, так и её автора. В ту пору я погрузился в куда более умственную и тернистую литературу. А на Кинга стал посматривать свысока и с презрением.

Однако где-то на стыке веков, будто предчувствуя отдалённые — хотя и не такие уж далекие — шаги приближающегося жареного петуха с безжалостным клювом, я неожиданно Кинга реабилитировал. «Сердца в Атлантиде», вышедшие в серии «Современная проза. Мастера» (хотя и не «Мастера современной прозы», однако название придумал хороший маркетолог) неожиданно сломали лёд недоверия. А годом спустя, когда жизнь действительно резко поменялась, и не в лучшую сторону, я перечитал и «Мёртвую зону». Не в журнале, а уже в книжке с твёрдыми корочками, но в том же переводе. Многое увидел уже иначе. Иные моменты, в первый раз показавшиеся очень удачными находками, раскусил как голимую американщину. В 1985 году количество просмотренных мною американских фильмов можно было по пальцам перечесть. Прочитанных книжных новинок было ещё меньше. Но к 2001 году американские кинобоевики давно перестали быть экзотикой и где-то даже оскомину набили. А роман Кинга всё-таки больше похож на кинобоевик, чем на прозу Драйзера или Лондона. В общем, в америнканщине я куда как поднаторел. Хотя роман всё-таки принял благосклонно. Хотя, да, и без былого благоговения.

А нынешнее чтение (ну наконец-то я добрался до основной темы!) выявило, что прежде я действительно читал журнальный, довольно сокращённый вариант. Читая главу, в которой родители главного героя узнают, что их сын попал в больницу, в тяжелейшем состоянии, я решил уточнить смысл какого-то предложения и полез в имеющийся готовый перевод. И не без удивления обнаружил, что такого фрагмента в русском тексте нет. Однако более удивительным оказалось другое: читая эти прежде неизвестные мне эпизоды, я не находил их таковыми и, более того, вдруг отчетливо вспомнил далёкое время первого знакомства с романом.

Как говорится, время больших надежд. Время больших открытий. Тогда, после армии, моя жизнь только начиналась. Всё предшествовавшее ей было всего лишь учёбой, пробой, необходимым и неизбежным экзаменом. И частью этой начавшейся взрослой жизни был журнальный вариант романа «Мёртвая зона».

И сейчас я, кажется, понял, почему я так его идолизировал тогда, этот роман. Меня ведь опять слегка покоробили некоторые штампы американской народной культуры. И уж совсем почти не впечатлили диковинные прозрения, время от времени постигавшие героя. Ну, быть может, самые первые, в больнице. То, как он узнал местопребывание якобы потерянной во Вторую Мировую матери врача. Некоторые подробности личной жизни репортера, выуженные через прикосновение к медальону на встрече с журналистами. Возможно, как раз потому, что никаких острых сюжетных ходов из этого не выросло. Просто человеческое страдание.

Простое человеческое сострадание и есть самое ценное в романе. Не политический оттенок (он предугадал Трампа!), не попытки богоискательства (Джонни Смит выполнял волю Бога, не веруя в него!).

«Мёртвая зона», быть может, самый человечный из романов Кинга. Без садистского (почти!) смакования ужасов — как в позднем романе «Под куполом», без смакования физиологических отправлений в «Ловце снов», без крутой детективщины «11/22/63».

Молодой Кинг был талантливее Кинга пожилого.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *