персонажи на дне горького список
«На дне» — краткое содержание и пересказ по актам пьесы М. Горького
Краткие сведения о произведении
Главные герои пьесы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Сатин, Актёр и Барон — совершенно опустившиеся личности, а слесарь Клещ ждёт смерти больной жены, надеясь выбраться со «дна».
Однажды в ночлежке появился странник Лука. Он жалеет этих людей, а Пеплу предлагает уйти отсюда вместе с Натальей, чтобы начать честную жизнь.
После драки Лука исчез. Жена Клеща умерла, и тот не имеет денег даже на похороны.
Краткий пересказ по актам (более подробный, чем краткое содержание)
Акт 1
Действие происходит в подвале, который является ночлежкой.
Квашня рассказывает, что её зовет Абрам замуж, но она не пойдёт, так как сама себе хозяйка, свободная женщина.
Барон смеётся над Настей, что она читает книжку «Роковая любовь».
Сатин говорит, что любит разные непонятные слова и что раньше был образованным человеком, мальчишкой служил на телеграфе и много читал книг.
Бубнов рассказывает, что был скорняком, имел своё заведение.
Входит хозяин ночлежки, Костылев, и спрашивает у Клеща, который подпиливает ключи, была ли здесь жена. Тот ответил, что не видел. Хозяин сказал, что будет брать с него на 2 рубля больше, так как он занимает не только кровать, но и место, где слесарит.
Костылев стучит в комнату Пепла, и когда тот открыл дверь, заглядывает туда, проверяя, нет ли там жены. Из их разговора понятно, что Костылев покупает у Пепла ворованные вещи.
Актёр просит у Пепла двугривенный, тот даёт.
Клещ говорит Пеплу, что с малых лет работает, что презирает Актёра и Сатина, которые не работают. Он мечтает вырваться отсюда, когда умрёт больная жена.
Входят Наташа и Лука с котомкой за плечами. Наташа сказала, что это новый постоялец, и ушла. Пепел говорит, что жалеет Наташу, плохо ей тут. Послушав разговоры обитателей ночлежки, Лука сказал, что житьё у них несладкое. Барон спросил, кто он такой, Лука ответил, что странник.
Входит с гармонией в руках подвыпивший Алёшка и начинает куражиться. Приходит Василиса и выгоняет его. Общается она с постояльцами грубо, заглядывает в комнату Пепла, но его там нет. Спрашивает, была ли тут Наталья, и от Бубнова узнав, что была и говорила с Клещом. Василиса быстро ушла.
Лука спросил, всегда ли она такая. Бубнов ответил, что всегда, а сейчас разозлилась, что пришла к любовнику, а его нет.
В сенях слышатся крики, Костылев зовёт Медведева, крикнув, что Василиса убивает Наташу.
Акт 2
Больная жена Клеща Анна жалуется Луке, что всю жизнь терпит побои и голод. Лука утешает её, говорит, что она отдохнёт на том свете.
Актёр сообщает Луке, что раньше с большим успехом читал стихи, а сейчас память от водки стала плохая. Лука советует ему лечиться от пьянства в специальной лечебнице. Актёр спросил, где она, и Лука сказал, что когда вспомнит в каком городе, скажет. Посоветовал пока готовиться к лечению, не пить водки. Актёр мечтает вылечиться и начать новую жизнь.
Пеплу Лука посоветовал уехать в Сибирь, чтобы найти там свой путь в жизни, начать трудиться.
Приходит Костылев, ругает Василису и прогоняет её домой. У Костылева и Пепла вспыхивает ссора. Пепел хватает Костылева за шиворот, но тут на печи завозился Лука. Пепел выпустил Костылева, и тот убежал.
Лука сказал, что стал возиться на печи, чтобы Пепел не придушил старичка, и что Василиса мужа сама со свету сживёт. Он советует Пеплу уйти отсюда с Наташей или же одному.
Лука увидел, что Анна умерла. Он и Пепел пошли сказать об этом.
Входит Актёр, затем Наташа. Актёр пьян, читает стихи и говорит, что весной пойдёт искать город, где лечебница для алкоголиков.
Акт 3
Во дворе ночлежки Настя рассказывает Наташе историю якобы своей любви, на самом деле пересказывает книжку про любовь. Барон и Бубнов смеются над ней, а она уверяет, что у неё была настоящая любовь. Лука её успокаивает, говорит, что если она верит, что была у неё настоящая любовь, значит, была.
Пепел предлагает Наташе ехать с ним в Сибирь, уверяет, что бросит воровство, потому что хочет сам себя уважать. Лука советует Наташе идти замуж за Пепла, но она говорит, что не верит никому, и идти ей некуда.
Вошли Актёр и Сатин. Актёр похвастался, что сегодня не пил водки и мёл улицу.
Из окна Костылевых слышится крик Наташи, что её убивают. Сатин и Лука идут туда.
Квашня и Настя привели под руки Наташу (ей сестра с мужем на ноги опрокинули кипящий самовар). Василиса пытается её ещё бить, но Сатин не даёт и зовёт Пепла.
Прибегает Пепел. Костылев кричит Медведеву, чтобы хватал его. Пепел бьёт Костылева, тот падает.
Наташа говорит, что всё поняла — Пепел с Василисой всё подстроили, они любовники, а Костылев и Наташа мешали им.
Пепел в растерянности, а Наташа проклинает его и сестру и почти в беспамятстве кричит, чтобы их судили и взяли в тюрьму и её.
Акт 4
В ночлежке нет уже комнаты Пепла — переборки сломаны.
Постояльцы беседуют о Луке, исчезнувшем во время суматохи. Говорят, что он жалостливый, не обижал людей.
Барон убеждён, что Лука — шарлатан, а Клещ сказал, что странник не любил правды.
Сатин говорит, что Лука — не шарлатан, что он врал из жалости. Сатин убеждён, что утешительная ложь нужна слабым душой людям и тем, кто притесняет людей. Первых она поддерживает, а вторые прикрываются ею. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» — восклицает Сатин.
Настя говорит, что Наташа пропала из больницы.
Сатин продолжает рассуждать и говорит, что человека не нужно унижать жалостью, а надо уважать.
Актёр попросил молящегося Татарина помолиться за него, выпил водки и быстро вышел в сени, крикнув: «Ушёл!»
Заключение к краткому пересказу
В пьесе М. Горького «На дне» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) пьесы: тем, кто оказался «на дне», нужна не жалость и утешение, а реальная помощь. Но она будет действенна, только если человек сам захочет вернуться к нормальной жизни.
Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по актам — для подготовки к уроку литературы.
«На дне» (главные герои)
Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым. Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно. Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.
Главные герои пьесы «На дне»:
Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.
Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.
Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.
Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.
Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.
Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.
Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.
Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.
Сатин – пьяница и шулер.
Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.
Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.
Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.
Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.
Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.
Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни. Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.
Главные герои пьесы «На дне» Горького
В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни. Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.
Краткое описание персонажей
Главные герои:
Другие персонажи:
Развернутая характеристика героев
Пьеса Горькова «На дне» была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие, которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».
Костылёв
Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги. Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости.
Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба. В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.
Василиса
Наташа
Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.
Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.
Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.
Васька Пепел
Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.
Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.
Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.
Барон
Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей.
Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.
Бубнов
Клещ
Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.
Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.
Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.
Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.
Анна
Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.
Сатин
Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью. В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих.
В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.
Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.
Лука
Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.
Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.
Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.
Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.
Автор и образы в пьесе Горького «На дне»
Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски.
По-новому подошел Горький к теме босячества в пьесе “На дне”. Он решил вывести на сцену то, что старательно не замечалось обществом и о чем всячески замалчивалось. Автор хотел, чтобы читатели и зрители видели, что в обществе рядом с сытой и беспечной жизнью существует огромный мир нищеты и человеческого бесправия.
Максим Горький заставляет нас особенно остро и пронзительно ощутить эту несправедливость тем, что изображает своих героев людьми с незаурядными задатками, людьми, несомненно, достойными иной жизни. В пьесе возникает яркий собирательный образ “дна”. Важную роль здесь играют авторские замечания (ремарки), рисующие обстановку ночлежки.
Писатель использует выразительные детали. Действие пьесы начинается ранним весенним утром, когда пробуждается природа, а в ночлежке — вечный мрак, “тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Люди заперты в угрюмом сыром подземелье. Это впечатление усиливается тем, что место действия в пьесе почти не меняется.
Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Горький убедительно передает нравственное угасание этих людей, что проявляется в их поведении, репликах.
Писатель отказался от использования жаргонных выражений. Даже речь потомственного вора Васьки Пепла не содержит грубых слов. И без них, сохраняя чистоту литературного языка, Горький сумел достичь реалистической достоверности в изображении людей “дна”.
Речь их зачастую затруднена, односложна, отличается прерывистостью. Нередко герои разговаривают, плохо слушая и понимая друг друга, погрузившись в собственные переживания.
Тяжело воспринимает свое падение мягкий и поэтичный по своей натуре Актер. В ремарках отмечается его постоянно задумчивый, тоскливо-растерянный взгляд.
Характерны ремарки писателя к репликам Актера: “громко, как бы проснувшись”, “вдруг, как бы проснувшись”.‘Его доброта, отзывчивость, высокое представление о настоящем человеке заставляет невольно думать, что в нем погиб человек подлинного благородства.
С большой симпатией описывает Горький Клеща с его неистребимым желанием трудиться. Автор сумел показать, что “злыдень” и “скрипун” Клещ зол не от природы. Он по-своему привязан к Анне, но только не умеет выразить это.
С огромной силой передал Горький чувство одиночества, которое охватило Клеща после смерти жены. Он входит в ночлежку “медленно”, “съежившись”, а потом, “тупо” уставившись перед собой, с безграничным горем произносит: “Чего же мне теперь делать? А она… как же?”
Очень убедительно показана в пьесе Настя с ее мечтой о благородном чувстве. В ней много самоотверженности и тепла.
Несомненно, симпатичен автору и Васька Пепел, его богатырская удаль и душевная щедрость, его благородная любовь к юной и чистой Наташе.
Даже в отчаянном скептике Бубнове Горький под зачерствелостью и безразличием обнаружил страдающую человеческую душу. Его невозмутимость подчеркивалась постоянной ремаркой автора к репликам Бубнова “спокойно”. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
В каждой из жертв “дна” Горький обнаруживает, по словам одного из критиков, “жемчужины нравственных качеств”.
Но есть в пьесе и герои, вызывающие разноречивые оценки. Это, прежде всего, странник Лука. При первом же своем появлении в пьесе он оказывается в центре внимания ночлежников, потому что всех обласкивает, всем сочувствует, предлагает рецепты спасения. Кто же этот “занятный старичишка”?
На протяжении всей пьесы обитатели “дна” не раз приставали к Луке с расспросами, но лукавому старцу каждый раз удавалось уклониться от прямого ответа. Горький это очень точно передает в диалогах. Приспосабливаясь к жизни сам, Лука хочет примирить с ней и окружающих. Горький подчеркивает это, многократно повторяя в поучениях своего героя слова “потери”.
Автор не раз ставит Луку в такие обстоятельства, что по ходу развития действия он не может оставаться простым созерцателем. В конце первого акта Василиса за сценой избивает Наташу. Все, кто был в ночлежке, бросаются туда. Только Лука остается на месте, укоризненно “качая головой”. Доносящиеся стоны и крики Наташи перекрываются его “дребезжащим смехом”.
Выразительно помечает автор и другие поступки Луки: при столкновении с городовым Медведевым он говорит “смиренно”, когда входит Василиса, он хочет “выскользнуть” из комнаты, “сжимается”. В момент драки, когда Пепел убивает Костылева, Лука незаметно исчезает и больше не появляется. И, наконец, четвертый акт.
Таким образом, логика самого действия показала несостоятельность и беспомощность рецептов Луки.
И хотя в самой пьесе нет прямых оценок личности Луки, мы встречаем их в публицистике Горького. Так, в очерке “Лев Толстой” писатель вспоминает: “Когда я писал Луку в “На дне”, я хотел изобразить этакого старичка: его интересуют “всякие ответы”, но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить.
И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью.” А в статье “О пьесах”, написанной спустя тридцать лет после выхода “На дне”, Горький утверждает, что утешители, подобные Луке, “самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные”.
На мой взгляд, Горький выступает против Луки только в силу того, что рассматривает его исключительно в качестве носителя определенных философских идей. Если же подходить к Луке с мерками реальных житейских ситуаций, то, в большинстве случаев, советы его вполне правомерны.
Лука действует в пределах своих возможностей, и требовать от этого шестидесятилетнего беспаспортного и бесправного человека большего по меньшей мере несправедливо.
Что касается Сатина, то здесь, мне кажется, Горький был вынужден вложить свои идеи в уста героя, по характеру не отвечающему авторскому идеалу. Это признавал и сам писатель, говоря, что в пьесе нет положительных героев, но он хотел, чтобы в ней зазвучала речь о Человеке.
В одном из писем Горький признается, что “кроме Сатина ее (речь) некому сказать” и что “эта речь чуждо звучит его языку”. И когда на сцене Сатин произносит свой знаменитый монолог, мы слышим взволнованный голос автора: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”
Читайте также: Мужество – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Горький в своем произведении описывает целый калейдоскоп жизней и характеров, пытаясь в каждом из них донести до читателя определенную цель.
Характеристика героев “На дне”
Характеристика героев «На дне» помогает составить общий портрет людей, находящихся на «дне жизни»: бездействие, смиренность, нежелание и неспособность изменить собственную жизнь.
Костылевы
Владелец ночлежки, в которой проживают главные герои пьесы «На дне», и его жена Василиса – злые и порочные люди. Данные персонажи «На дне» считали себя «хозяевами жизни», не понимая, что нравственно они оказываются хуже тех, кому не повезло в жизни.
Актер
Это бывший актер, организм которого теперь «отравлен алкоголем». М. Горький не наделяет своего героя даже именем, чтобы показать нахождение его на «дне жизни», его безволие и бездействие.
Сатин
Сатин попал в ночлежку после тюремного заключения за убийство человека. Герой понимал, что его жизнь кончена, поэтому он не старался изменить ее. Сатин является своеобразным философом, который рассуждает на многие вечные вопросы. М. Горький особое внимание уделяет описанию данного образа, так как он во многом выражает авторскую позицию.
Настя
Это молодая девушка, которая мечтает об искренней любви, несмотря на то что сама она является девушкой легкого поведения.
Васька Пепел
Васька является вором, который мечтает о честной жизни в Сибири рядом со своей возлюбленной Наташей. Однако мечтам Пепла не суждено сбыться: желая защитить Наташу, он убивает Костылева и оказывается в тюрьме.
Наташа
Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.
Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.
Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:
Лука дает Актеру надежду на исцеление от алкоголизма, рассказывая о «праведной земле».
Лука говорит жителям ночлежки то, что они хотят услышать. Герой утешает их, а в некоторых случаях и обманывает их, чтобы дать надежду на лучшую жизнь. Однако полное бездействие жителей ночлежки не способно изменить их жизнь к лучшему, поэтому слова Луки почти не оказывают влияние, а в случае Актера – оказывают отрицательное воздействие.
Лука говорит Анне о покое, который она получит после смерти.
Лука дает надежду Ваське Пеплу, что его жизнь изменится, когда он уедет в Сибирь.
Лука говорит Насте, что она обретет настоящую любовь.
По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.
Бубнов
Раньше герой владел красильной мастерской, но окружающая среда сломала Бубнова, когда его жена сбежала от него к мастеру. Находясь на «дне жизни», Бубнов не стремится к улучшению жизни, он фактически плывет по течению, не думая о будущем.
Барон
Барон является человеком, который не думает о хорошем будущем, он живет в прошлом, которое для него было хорошим.
Квашня
Героиня произведения является торговкой пельменями. Это сильная женщина, которая привыкла зарабатывать на жизнь собственным трудом. Жизнь не озлобила ее, она привыкла помогать другим людям.
Медведев
Это полицейский, который посещает ночлежку для сохранения порядка. На протяжении всего повествования ухаживает за Квашней, в итоге женщина соглашается на отношения с ним.
Алешка
Это молодой сапожник, пьянство которого привело его на «дно жизни». Он не стремится исправить себя, сделаться лучше, он доволен тем, что имеет.
Татарин
Татарин является ключником, считавшим, что каждый человек должен жить честной жизнью, несмотря на различные обстоятельства.
Кривой Зоб
Это еще один ключник, который оправдывал свой нечестный образ жизни тем, что честные люди не смогут выжить в этом мире.