персонажи похожие на обломова

Обломов и Штольц: сравнительная характеристика (таблица)

Предлагаем вашему вниманию сравнительную характеристику Обломова и Штольца в виде таблицы. Сравнение героев романа «Обломов» по происхождению, воспитанию, образованию, внешности, характеру, образу жизни и отношению к дружбе. Характеристики персонажей сопровождаются цитатами из произведения.

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

ХарактеристикаОбломовШтольц
ПроисхождениеВ книге прямо говорится о его дворянском происхождении.

«…по смерти отца и матери он стал единственным обладателем трехсот пятидесяти душ…»

Его отцом был Иван Богданович Штольц агроном, технолог и преподаватель из обрусевших саксонских немцев. Дворянских корней он не имел.

Мать ­– гувернантка из обедневшего дворянского рода. «…Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную…»

ВоспитаниеВоспитывался в любви и заботе. Его излишне опекали и берегли от разного рода неприятностей.

«Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины»

В детстве отец поощрял самостоятельность мальчика. Старался приобщить его к труду. В воспитании проявлял некоторую строгость. Отношения между отцом и сыном были слегка прохладные.

Мать учила Андрея играть на фортепиано, приобщала к поэзии. Она не одобряла трудового воспитания, к которому прибегал её муж.

«…а с матерью читал Священную историю, учил басни Κрылοва и разбирал пο сκладам же «Τелемаκа»…»»

ОбразованиеВ 15 лет Илья закончил частный пансион. Его обучение проходило под руководством Штольца старшего. Сильная опека со стороны родителей не позволила Ивану Богдановичу повлиять на ученика.

Продолжил он своё образование в университете.

Отмечается его нелюбовь к учёбе.

«Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя»

В детстве был очень любознательным. Много читал. Родители прививали интерес к истории, географии, изучению Библии. Был репетитором в отцовском пансионе. Помогал решать вопросы безграмотным.

В юности окончил университет и выучил французский язык наряду с немецким, унаследованным от отца.

«С восьми лет он сидел с οтцοм за географической κартοй, разбирал пο сκладам Гердера, Виланда, библейсκие стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян»

ВнешностьОбломов описывается как полный, среднего роста мужчина с серыми глазами и нежной кожей.

«…среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами…»

Худощавого телосложения, мускулист. Глаза имеют зелёный цвет. Лицо смуглое.

«весь составлен из костей, мускулοв и нервов, как кровная английская лошадь…»

ХарактерВ произведении отмечаются его доброта и чувствительность. Илья Ильич мечтатель и фантазёр.

Тем не менее, часто акцент делается на его слабохарактерности, лени, безответственности.

«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья.»

Гончаров описывал персонажа как человека высоконравственного, обладающего мужеством и благородством, стремящегося к постоянному саморазвитию во многих областях знаний. При этом в произведении не называется ни одной отрицательной черты. «…Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею…»
Образ жизниСвоеобразным символом образа жизни Обломова является его диван и халат. Он ленив, безынициативен, изнежен.

«Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате»

Будучи ребёнком Штольц был шаловливым и активным мальчиком.

В книге описывается как человек, который умеет распоряжаться своим временем. Является успешным коммерсантом – приумножил отцовский капитал. «…сама жизнь и труд есть цель жизни»

Отношение к дружбеОбломов восхищался жизнелюбием Штольца. Считал его человеком, который всегда придёт на помощь. Признавал, что свои лучшие черты он приобрёл благодаря Андрею Ивановичу. «…прошу отзываться приличнее о человеке, который мне близок и который так много сделал для меня… …» (Так Обломов отзывался о Штольце в разговоре с Тарантьевым)Считает Обломова самым близким человеком. В детстве помогал с учёбой. Давал физическую и нравственную защиту.

Штольц хорошо видел и понижал все недостатки друга. Ценил его лучшие качества.

Источник

И. А. Гончаров «Обломов». Характеристика героев

В своем знаменитом романе «Обломов» И. А. Гончаров дал жизнь множеству ярких, запоминающихся персонажей.

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

Илья Ильич Обломов

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он – мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает Обломов. Характеристика этого человека неоднозначна. Обломов – прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об успешном человеке, если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Он наивен до такой степени, что в конце концов оказывается обманутым и разоренным жуликами: Михеем Тарантьевым и Иваном Матвеевичем Мухояровым.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Обломов влюбляется в молодую дворянку Ольгу Ильинскую, но их роман заканчивается разрывом. Позже Обломов женится на трудолюбивой бедной вдове Агафье Пшеницыной.

И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

Андрей Штольц

Зачастую темой школьных сочинений является сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами государственная служба, чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, мотивируя это суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

Ольга Сергеевна Ильинская

Молодая дворянка в возрасте 20 лет. Ольга – умная, красивая девушка, энергична и любознательна. Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца.

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

Агафья Матвеевна Пшеницына

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Агафья словно теряет часть себя и замыкается.

Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Захар Трофимович

Захар – слуга Обломова. Захару за 50 лет. Он с молодости служит у Обломова. Захар очень похож на своего барина: он такой же ленивый человек, как и его хозяин. Захар вечно ворчит, ворует еду у Обломова и часто врет ему. Но при этом Захар предан Обломову. После смерти Обломова и своей жены Анисьи Захар спивается и становится бродягой.

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

Иван Матвеевич Мухояров

Иван – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Тарантьев

Анисья

Кухарка Ильи Обломова. Анисье 47 лет. Она похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна. Она выходит замуж за слугу Захара. Спустя несколько лет Анисья умирает от холеры.

Марья Михайловна

Барон фон Лангваген

Господин Волков

Судьбинский

Бывший сослуживец Обломова по канцелярии, второй гость Обломова. Судьбинский активно строит свою карьеру чиновника, старается получать все возможные награды и премии. Он получает хорошее жалованье, но при этом и много работает. Вся жизнь Судьбинского заключается в службе.

персонажи похожие на обломова. Смотреть фото персонажи похожие на обломова. Смотреть картинку персонажи похожие на обломова. Картинка про персонажи похожие на обломова. Фото персонажи похожие на обломова

Пенкин

Иван Алексеевич Алексеев

Доктор Обломова

Доктор – шестой посетитель Обломова. Он хорошо знаком с Обломовым. Это внимательный и сдержанный человек. Он лечит состоятельных клиентов. Доктор советует Обломову меньше лежать и больше двигаться, но тот не прислушивается к советам доктора.

Сонечка

Приятельница Ольги Ильинской. Она является хитрой и кокетливой девушкой. После того как Сонечка распускает сплетни об Ольге, их дружба заканчивается.

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина».

Источник

Характеристика героев романа Обломов (описание главных и второстепенных героев)

И.А.Гончаров не зря назвал свое известнейшее произведение «Обломов», ведь Илья Обломов – это центральный персонаж романа, а значит его образ чрезвычайно важен для общего понимания главной идеи романа.

Сам Гончаров отмечает, что на первый взгляд Илья Обломов производит положительное впечатление, но при близком рассмотрении можно заметить полное отсутствие мысли в его лице. Илья ведет апатичный образ жизни, он практически постоянно лежит на диване в своем любимом халате вокруг него пыль и паутина, он не хочет что-либо делать, у него нет грандиозных планов. Илья ленив и неподвижен, ему не хочется даже встать с дивана, чтобы встретить гостей, он не любит находиться в обществе. За такой стиль жизни его можно осудить.

В чем же причина такого поведения? Почему Илья выбрал именно такой стиль жизни? Все дело в детстве Обломова. Он рос в отдаленной деревне Обломовке, он был единственным ребенком в семье, поэтому всю любовь, заботу родители отдавали ему. Он находился под чрезмерной опекой родителей, он жил спокойно, не зная никаких забот, ему не нужно было что-то делать, все делали за него.

Находясь в такой атмосфере, Илья думал, что все будут обращаться с ним так всегда, но когда он поступил на службу, он столкнулся с очень необычными для него вещами: никто не обращал на него внимания, всем было все равно на его желания и капризы. Столкнувшись с таким отношением, Обломов уволился с работы и больше не искал ее, довольствуясь деньгами, которые приходили из Обломовки.

Илья Ильич ненадолго выходит из апатичного состоянии, когда появляются его лучший друг Андрей Штольц и Ольга, они всячески пытаются вывести Илью в свет, заставить выйти из своей комнаты и чем-то заняться, но «обломовщина» поглотила Илью, он не хочет выходить из своей зоны комфорта, не хочет менять свою жизнь.

Ленивый и неподвижный Илья это одна сторона его образа. Есть и другая. Илья очень мягкий и добрый человек. Он обладает такими качествами как искренность, чуткость, честность. Он умный и очень отзывчивый, умеет любить Илья выделяется на фоне лживых людей, которых интересуют лишь светские мероприятия и деньги. Тем не менее, обломовщина берет верх над героем, несмотря на его человеческие качества. Лень и апатия побеждают. К главному герою романа трудно отнестись однозначно, он не является положительным героем, но он и не отрицательный персонаж. Несложно догадаться, что образ Обломова- собирательный, Гончаров описывал разные характеры и душевные качества русских людей.

Сочинение на тему Илья Обломов

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване. Но герой романа И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов выбрал именно лежать на диване, мечтая о большом будущем.

Главный герой произведения целыми днями лежит на диване, а все домашние дела за него выполняет его слуга. Его друг Андрей Штольц пытается продубить его к жизни, но тот оказывается равнодушным ко всему. И к дружбе, и к любви. Но Штольц не прекращает попыток. Он ценит своего друга Илью Обломова, потому что тот очень добр. Его доброта вдохновляет Штольца, но даже Андрея опускаются руки. Это означает только одно: если человек сам не хочет развиваться, то никто не сможет его заставить.

Илья Обломов по своей сути очень добр и раним. Он искренен со своим слугой Захаром, открыт для всех людей. Единственный его недуг – это лень, которая не может дать ему нормально жить.

Нельзя сказать, что Обломов лежал на диване всю свою жизнь. В действии книги он несколько раз выходил гулять с Агафьей Пшеницыной, но делал он это по настоятельному прошению Андрея Штольца. В этот момент он словно начинает жизнь заново, но лень ведет его к дивану, где он прекращает любые контакты с внешним миром.

Вскоре, Андрей Штольц и Агафья Пшеницына перестают за него бороться и Илья Обломов умирает. Образ Илья Обломова символизирует русского человека того времени, ленивого и равнодушного, ждущего помощи свыше. Но автор считает, что время Обломовых прошло. В мире начинается время Штольцев. Время активных людей, которые не просто мечтают, а что-то делают для воплощения своих целей. Наступает время, когда нужно много работать, чтобы добиться своего, и ленивому Обломову, которой без Захара не может ступить и шагу, в этом мире нет места. Поэтому он умирает, а Штольц и Агафья Пшеницына идут дальше, в новый мир.

Если бы не лень Обломова, Илья Ильич смог бы стать одним из членов нового общества. Но, к сожалению, лень победила добро, и Илья остается в прошлом. В том мире, где можно ничего не делать и хорошо жить. Илье Обломову на Руси жить хорошо. Но всему есть предел. И его предел наступил.

Образ Обломова в критике

Система образов романа И. А. Гончарова «Обломов» строится в соответствии с идейно-тематическим содержанием произведения. Главным героем произведения является Обломов. Образ этого персонажа получил достаточно противоречивые интерпретации и оценки в критике. Критическая оценка Обломова, сделанная Добролюбовым, оспаривалась А. В. Дружининым. Добролюбов увидел в Обломове символ крушения всей крепостнической системы и отражение комплекса «лишнего человека», которого довели до логического конца, ведь далее возможны лишь гибель и распад. Дружинин в своей статье ««Обломов», роман И. А. Гончарова» с Добролюбовым сходится в том, что образ Обломова – это отражение существенных сторон русской жизни. Однако при этом Дружинин считает, что «обломовщина», истоки которой растление и гнилость, плоха, но причина ее — незрелость общества, колебания людей с чистой душой перед практицизмом, что характерно таким молодым странам как Россия. Критик делает вывод, что герой роман Гончарова достоин не презрения, а симпатии, и даже любви. Он в Обломове даже находит черты былинного героя Ильи Муромца, до времени лежащего на печи. В Обломовке Дружинин видит утраченный патриархальный рай.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В дальнейшем мнения читателей и критиков или склонялись к критической оценке Добролюбова, или к точке зрения Дружинина, согласно которой характер Обломова расценивался как положительный. Например, В. С. Соловьев, русский поэт «серебряного века» философ называет Обломова «всероссийским типом». А И. Ф. Анненский, критик и поэт того же времени, не идеализирует героя Гончарова и утверждает, что Обломов не лишен мягкотелости и эгоизма, но в нем отсутствует самодовольство, главный признак пошлости.

В работе Н. О. Лосского, одного из крупнейших философов середины 19 века, подчеркивается, что объяснение лени Обломова развращающим воздействием крепостного права справедливо только отчасти, и во многом она связана с присущими национальному характеру особенностями. Такая позиция наиболее близка к позиции самого автора. Своему герою Гончаров дает разностороннюю характеристику, используя для этого различные художественные средства. Одним из таких приемов является сопоставление образа главного героя с другими персонажами.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Для выявления черт «обломовщины» И. А. Гончаров использует «двойников».

Ими является ряд второстепенных образов произведения:

При этом каждый из этих образов выполняет свою функцию и имеет самостоятельное значение в произведении.

Вариант 3

Свой роман автор опубликовал в то время, когда в России был поднят вопрос об отмене крепостного права. Прежде, чем создать произведение, писатель прошел через всю жизнь своих героев. Особенно ярко показан главный герой Илья Обломов, показанный инертным и апатичным человеком. Причина такого состояния в его нравственном и умственном развитии. Его главными занятиями считается отдых и еда. И самым насущным вопросом для него был, какие блюда ему сегодня подадут на ужин и обед. После обеда он всегда спит. И так проходит день за днем в течение года.

Если заглянуть в его детство, то можно увидеть, что все начинания пресекались моментально. Будучи подростком, он не может самостоятельно одеться. Захар натягивает чулки ему и надевает обувь. Ему делают прическу и надевают одежду. Всегда напоминают о том, что надо умыться. Такая беспомощность вызывает у нас улыбку. Илья растет, но ничего не меняется. Вот он уже взрослый и все также прислуга бегает вокруг него, а он лежит целыми днями на диване не от усталости, а все потому, что у него такое состояние бездельника.

Обломов не может жить без удобного халата и неуклюжими туфлями, которые всегда спадали при свешивании ног с тахты. Жизнь героя представляла собой ленивую спячку. Ему чужда служба, хотя в молодые годы он трудился и ожидал каких- то результатов. Ему дали неплохое образование в столице, но в голове остались лишь кусочки некоторых знаний. Служба ему вскоре надоела, и он ее бросил. С тех пор он так и лежал на диване, мечтая о том, как он станет великим полководцем или же талантливым писателем. Но в его жизни были минуты, когда он задумывался о причинах, которые побудили вести себя так. Обломов умный человек, но в его логических суждениях имеется грустная истина. Он думает, что раз так уж устроен такой порядок, то ему не стоит переживать и действовать, так как это пустая трата времени. Илью Ильича не беспокоит, в каком состоянии находится его дом, и беспорядок, царящий в нем.

Даже в любви он не может преодолеть свою леность и апатию. Когда он сделал Ольге предложение, то не надеялся, что она ответит утвердительно. А когда получил положительный ответ, то начал мучить ее вопросами. И сразу же, узнав все ее ответы, он начал прятаться от нее, притворяясь больным. Почему же он так поступил? А все потому, что от него стал требовать действия, на что он не способен. Обломов прекрасно понимает человеческую душу, но ему стоит перестать мечтать сверх своих возможностей и перейти к реальности. Прослеживая и переживая угасание человека в Обломове, мы глубже принимаем трагизм его судьбы и осознаем ценность того духовного состояния, которое было заключено в данном персонаже.

Система образов романа «Обломов» И. А. Гончарова

В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва­ется главный герой — Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике. Добролюбовская критическая оцен­ка Обломова, увидевшего в нем символ краха всей крепостнической системы, отражение комплекса «лишнего человека», доведенного до логического конца, за которым возможны только распад и гибель, оспаривалась критиком А.В. Дружининым. Он в статье «Обломов», роман И.А. Гончарова» сходится с Добролюбовым в том, что в образе Обломова отражены существенные стороны русской жизни. Но при этом критик утверждает: плоха «обломовщина», «истоки которой — гнилось и растление»; другое дело — если это «незрелость общества и колебания чистых душою людей перед практицизмом», что бывает в молодых странах, как Россия. Вывод Дружинина: Обломов достоин не презрения, а любви. Критик даже находил в Обломове черты бы­линного героя, подобного спящему до времени Илье Муромцу, а в Обломовке — утраченный патриархальный рай.

В дальнейшем мнения критиков и читателей Склонялись либо к добролюбовской — критической — оценке, либо к точке зрения, близкой Дружинину, при которой характер Обломова расценивал­ся как положительный. Так, например, русский философ и поэт «серебряного века» B.C. Соловьев назвал Обломова «всероссийским типом», «равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Поэт и критик той же поры И.Ф. Анненский, не идеализируя Обломова, утверждает, что герой не лишен эгоизма и мягкотелости, однако «в нем нет самодовольства, этого главного признака пошлости». В работе крупнейшего философа середины XX века Н.О. Лосского подчеркивается, что объяснение лености Обломова развращающим влиянием крепостного права верно лишь отчасти, во многом она связана с особенностями национального ха­рактера. Эта позиция наиболее близка авторской. Писатель дает разностороннюю характеристику своему герою с помощью различ­ных художественных средств, одним из которых является сопостав­ление Обломова с другими героями.

Для выявления в нем черт «обломовщины» Гончаров использует «двойников». Это ряд второстепенных образов романа: Захар, слуга Обломова, являющийся его карикатурным отражением; Алексеев, «человек без поступков»; Тарантьев — «мастер говорить», но не де­лать. В то же время каждый из этих образов имеет и самостоятель­ное значение и функцию в романе.

Другая группа — внесюжетные персонажи: это посетители, ко­торые приходят к Обломову в его квартиру на Гороховой улице. Они призваны показать среду, в которой живет герой, и в то же время представляют собой персонификацию той деятельности, ко­торая захватывает людей этого круга. Франт Волков — это светский успех, чиновник Судьбинский — карьера, беллетрист Пенкин — «игра в обличительство». Такая «деятельность» не способна напол­нить жизнь Обломова, не может «пробудить» его.

Гораздо более значимо сопоставление Обломов — Штольц, постро­енное по принципу антитезы. Штольц — антипод Обломова. По за­мыслу автора, в нем должны были соединиться разные национально­культурные и общественно-исторические элементы. Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на соб­ственные силы. Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Но реализация замысла внесла свои коррективы, обнаружив опре­деленную ограниченность такой личности. Действительно, апатии и бездеятельности Обломова противопоставлены энергия и динамизм Штольца, но авторские симпатии все же не на его стороне, так как ра­циональность и практицизм приводит этого героя к потере человечно­сти, а идеал писателя — «ум и сердце вместе». Недаром, начиная с Доб­ролюбова, критики относились к Штольцу в основном негативно. Героя упрекали в рассудочности, сухости, эгоизме, да и сам автор с сомнени­ем относился к такому качеству, как практицизм, который с середины XIX века выделяется как отличительная черта русских деловых лю­дей, волевых, предприимчивых, но часто излишне рационалистичных или нравственно неустойчивых. Ведь для писателя, как и для Обломо­ва, важна не просто деятельность сама по себе, а то, к чему она ведет.

Идеал же Штольца слишком прозаичен и приземлен. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он своей жене Ольге, — склоним головы и смирен­но переживем трудную минуту». Такова логика человека, видящего практическую сторону дела и готового сосредоточиться на частных вопросах, не разрешая главного. Но иное дело — натуры, подобные Обломову, мучимые «общечеловеческим недугом», а потому не удов­летворенные решением частных проблем. Именно они обладают не­постижимой силой воздействия на женские сердца. Материал с сайта //iEssay.ru

Особую роль в романе играют женские образы. Главные из них — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына — также представлены на основе антитезы. Ольга Ильинская, по мысли автора, близка той гармоничной человеческой норме, о которой мечтал писатель. Ее нравственное формирование было свободно от влияния сословно­ограниченной среды. В ней соединяется душевная чистота и устрем­ленность к идеалу, красота и естественность, артистичность натуры и здравый ум. Ольга — характер в такой же мере чаемый автором, как и реальный, отсюда его некоторая неопределенность. Ей удается на какое-то время пробудить Обломова ото сна, но изменить сущно­сти его характера она не в состоянии, а потому их любовь заканчива­ется разрывом. Ольга признается: «Я любила будущего Обломова».

Таким, каков он есть, его принимает другая героиня — Агафья Матвеевна Пшеницына. Она — антипод Ольги во всем. Даже их портретная характеристика резко контрастна. Подчеркнуто духов­ному облику Ильинской, в чертах которой отражалось «присутствие говорящей мысли», богатство внутренней жизни, противопоставлен портрет Пшеницыной с ее «полными, округлыми локтями», «про­стотой» душевных движений. Тем удивительнее то, что именно Агафье Матвеевне удалось просто и естественно, не задумываясь, воплотить ту самоотверженность в любви, которая оказалась непо­сильной для Ольги в ее любви к Обломову.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *