персонажи похожие на печорина
Двойники Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)
Двойники Григория Печорина нужны в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» для того, чтобы можно было лучше узнать внутренний мир этого персонажа и понять, почему автор считает его героем своего времени.
В центре художественной системы всех образов находится сам Печорин. Все остальные персонажи вводятся в роман для того, чтобы раскрыть его характер и объяснить его поступки. Это очень сложная и необычная личность, поэтому только при помощи сравнения и сопоставления главного героя с похожими людьми можно раскрыть в полной мере его положительные и отрицательные качества. У Печорина есть своеобразные двойники, выражающие его второе «Я». В число этих людей входят Грушницкий, Вернер и Вулич.
Первый двойник Григория Печорина – юнкер Грушницкий появляется в главе «Княжна Мери». Внешне молодые люди очень похожи: вместе служили, были офицерами, принадлежали к одному кругу, имели дворянское происхождение. Они оба представляют собой одиноких, непонятых обществом страдальцев, но практически сразу становится заметна внутренняя пустота Грушницкого. У него нет ума и глубины суждений Печорина, он не чувствует также тонко человеческие натуры, не обладает его проницательностью, наблюдательностью и не умеет анализировать происходящие события. Единственной целью в его жизни является стремление впечатлить окружающих, он мечтает стать героем одного из романов. Юнкер создал себе образ несчастного, отвергнутого рыцаря и пытается при его помощи покорять женские сердца.
В этой же главе появляется и второй двойник главного героя – доктор Вернер. Печорин считал его скептиком и материалистом, изучающим «живые струны сердца человеческого». Внешне эти персонажи совершенно не похожи, зато по образу мышления их можно назвать наиболее близкими. Вернер тоже обладал высоким интеллектом, скрывал свою способность любить и сострадать, стал равнодушным и эгоистичным, боялся проявления простых человеческих чувств, презирал общество, охладел к жизни и перестал к чему-либо стремиться. Не случайно Печорин именно его считал равным себе.
Однако отличия у них всё же были, доктор Вернер не растерял свою человечность, остался способным на жалость и сочувствие, что проявляется в частности после гибели Грушницкого. А в дальнейшем становится заметна разница и в их жизненных позициях. Личность Печорина была более глубокой и сложной, он любил свою независимость и был деятельным человеком, который пытался самостоятельно построить своё будущее и регулярно оказывал влияние на судьбы других людей. Он безразлично относился как с собственной жизни, так и к чужой, поэтому мог с лёгкостью всё поставить на карту, не задумываясь о последствиях. Вернер же был циником больше на словах, чем в деле. Наверное, он больше хотел им быть, нежели был на самом деле. Он придерживался всегда позиции наблюдателя, поэтому отдалился от своего приятеля после его участия в дуэли, чтобы отвести от себя подозрения. Вернер умел приспособиться и мирно сосуществовать с обществом, а Печорин – нет. Этот двойник показывает, каким мог бы стать главный герой, если бы нашёл своё предназначение.
В этой главе и сам Печорин представляется фаталистом, он верит в судьбу, но в отличие от Вулича хочет управлять ей, а не отдаваться воле рока. Все свои действия он продумывает заранее, тщательно планируя будущее, кроме тех случаев, когда в дело вмешивались эмоции.
Столкнув Печорина с его двойниками на разных жизненных этапах, М.Ю. Лермонтову удалось в полной мере передать одиночество главного героя, в котором и заключалась его основная трагедия. Печорин один противостоит всему обществу, поэтому и не может обрести душевный покой, найти своё место в жизни.
Двойники Печорина в романе Герой нашего времени сочинение
Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.
Один из них – юнкер Грушницкий. Они даже чем-то схожи внешне – оба молодые, красивые. Оба намерено играют роли задумчивых страдальцев, не понятых обществом. Офицеры, дворяне. Грушницкий играет роль отвергнутого и непонятого, его задача таким образом привлекать к своей персоне внимание окружающих и производить на них впечатление.
Он как бы отзеркаливает Печорина, он его зеркальное отображение. Психологи используют этот приём отзеркаливания для установления контакта между людьми. Зачем Грушницкий отзеркаливает Печорина? Он же не хочет завести с ним искренних отношений. Его цель – задеть его самолюбие и настроить против себя. Какое-то кривое отзеркаливание получается.
Печорин умный молодой человек. Он разгадал Грушницкого, это его задело его самолюбие. И чтобы его позлить, влюбляет в себя княжну Мери, с которой тот хотел завести отношения. И всё, Грушницкий перестаёт претворяться, и зеркалить Печорина. Он просто-напросто завистливый, наглый, злой, да к тому же ещё и подлец. Естественно, Печорин убивает его на дуэли.
Зачем ему нужен перед глазами его двойник? Чтобы он постоянно напоминал ему о том, как он зависит от чужого мнения. И о том, что его взгляды несостоятельны. А Печорин очень зависим от мнения людей.
Второй двойник – доктор Вернер. Они мало, чем похожи с Печориным внешне. Зато сильно похожи внутренним мировоззрением. Он также скептически относится к жизни. Его невозможно ничем удивить – он всё видел, всё обо всём знает. Всё ему приелось и надоело. Он не видит цели, к чему надо идти и стремиться.
С Печориным его роднит образ мыслей. Они презирают общество. Окружающих людей они считают ниже себя, все они слабаки и глупцы.
Но, в отличие от Печорина, в нём ещё остались чувство жалости и умение сопереживать. Ему жаль убитого на дуэли Грушницкого, жаль убитого солдата. Различны и их жизненные позиции. Печорин пытается хоть как-то изменить свою жизнь. А Вернер просто наблюдатель и созерцатель. Да и трусоватым оказался.
После дуэли Печорина и Грушницкого, порвал все отношения с Печориным, чтобы его не посчитали его сообщником. Но Вернер умеет приспосабливаться к жизни с ненавистным ему обществом. А Печорин его откровенно презирает.
Вернер тоже отзеркаливает Печорина. Он показывает ему и нам каким бы он мог стать, если бы нашёл своё предназначение.
2 вариант
Роман «Герой нашего времени» написан так, чтобы полностью раскрыть образ офицера Печорина. Способ написания и другие герои построены так, чтобы показать насколько глубокий внутренний мир героя. Произведение разделено на 6 частей, а хронология его нарушена.
Первый двойник, с которым встречается главный герой — это юнкер Грушницкий. С первого взгляда персонажи похожи друг на друга, но стоит узнать Грушницкого получше сразу становятся видны их различия. Их внутренний мир абсолютно разный. Грушницкий любитель напыщенных фраз. Любит внимание толпы и пытается любым путем получить его, даже путем подлости и предательства. Его мечты и амбиции довольно мелочны, он мечтает стать героем какого-нибудь романа. Внутри Грушницкий заполнен завистью. Печорин же в свою очередь знает чего хочет от жизни. Он умен и обладает тончайшей интуицией, способен чувствовать людей, ему не нужно надевать маску, чтобы его принимали люди. Печорин убивает Грушницкого на дуэли показав тем самым свое превосходство над ним.
Вторым двойником является доктор Вернер, с ним ситуация обстоит наоборот. Внешне персонажи не похожи друг на друга, Вернер абсолютно противоположен красоте Печорина, доктор уже довольно стар и смотрит на жизнь лишь со стороны, не пытаясь ничего поменять в ней. Но их взгляды на мир совпадают, их духовная и интеллектуальная составляющая одинакова. Они оба скрывают свои чувства любви и сострадания, учатся быть более эгоистичными, чем есть на самом деле, бояться проявления человеческих чувств, но в то же время доктор остался более человечным нежели Печорин. После смерти Грушницкого, Вернер отдаляется от Печорина, не желая, чтобы люди думали, что доктор за одно с убийцей.
Ни для кого не секрет, что именно Печорина Лермонтов считал «героем нашего времени». В своем произведении автор уделил большое внимание личности Печорина, и для того чтобы его лучше понять Лермонтов ввел двойников Печорина.Юнкер Грушницкий и доктор Вернер помогают читателям лучше раскрыть главного героя — Печорина. Они помогают понять его мотивы и взгляды, проникнуться его внутренним миром и сравнить с другими людьми. Лермонтов раскрывает главного героя и показывает насколько тот на самом деле одинок и не хочет мириться со своей судьбой, он решает, что сам способен управлять ею. Печорин один борется против всего общества, поэтому и лишен покоя, он не может найти свое место в жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Двойники Печорина в романе Герой нашего времени
Популярные сегодня темы
Мечта в жизни людей играет важную роль. Жизнь без мечты превращается в очень скучное и однообразное существование. Люди, плывущие по течению жизни, не могут быть счастливыми, они в основном пессимисты и слабые духом
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» героев мало, но все занимают особое место в повествовании. Среди второстепенных персонажей выделяется образ директора школы, Василия Андреевича.
История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.
Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели
Каждый в школьные годы думает о выборе профессии. Выбор профессии не легкая задача. От выбора профессии зависит дальнейшая наша жизнь. В современном мире огромное количество разных профессий. Это кондукторы и врачи
Какие герои русской литературы близки по своему типу Печорину и почему?
В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип героев – “лишние люди”. Это герои, которые не похожи на людей своего времени. Они умны, образованы, они видят и понимают проблемы и пороки окружающего общества.
Но они не в силах что-либо исправить: их цели слишком идеалистичны и неопределенны, далеки от реальности и неконкретны. Они, по словам критиков, “болеют болезнью века” – пассивностью и бесполезностью существования. Прообразом этих героев стал Чацкий в комедии Грибоедова “Горе от ума”, затем родились
Тем не менее, и Евгений, и Григорий, воспитанные в духе дворянской интеллигенции, воспринимали окружающую действительность без оптимизма. Они могут строить в воображении идеалистические картины, но не делают ничего реального и полезного для других. Эти герои уходят в себя, бесцельно растрачивают силы, хотя осознают бессмысленность своего существования.
Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества, покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него не получилось, чтение не приносило удовольствия. Быть помещиком-хозяином фермы, доставшейся в наследство от дяди, и постоянно заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело.
Его преследует “душевная пустота” и одиночество, которые не могут развеять ни любовь, ни дружба.
Печорин более деятелен, чем Онегин, у него твердый характер и стальная воля, которая направляется на действия, его недостойные. Геройразрушает жизнь “честным контрабандистам”, похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от нее. Если для Онегина время замерло, то Печорин обречен жить, мучаясь и принося мучения окружающим.
Почему Онегина и Печорина называют “лишними людьми”? Потому что они не приняты и не поняты большинством людей своего круга. Оба героя принимают участие в дуэлях, от руки Онегина гибнет Ленский, от пули Печорина – Грушницкий.
В любви эти герои тоже “лишние”. Сердце Татьяны Лариной разбито, как и сердца Веры и Мери, а Бэла погибает. На душе Онегина и Печорина тяжело, они осознают, что рождены для добра, а на самом деле несут другим людям зло.
Н. А. Доролюбов писал, что “лишние люди” предшествующих десятилетий все же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью”. Именно кажутся, а не есть на самом деле, потому что не жизнь их “коверкает”, а они сами усложняют себе жизнь возвышенными идеалами и размышлениями. Это неплохо – иметь возвышенные идеалы, но эти идеалы обязательно должны пересекаться с делом.
Печорин и Онегин – обобщающие образы. Таких людей, отличающихся от остальных умом и высокими духовными требованиями, осознающих недостатки общества, было немало раньше и есть они и сейчас. Именно они устраивают революции и бунты, гибнут на дуэлях и призывают к действию других.
Проанализировав образы “лишних людей”, мы должны понять, что главное – разумное сочетание высоких идеалов и реальных дел.
Related posts:
«Печорин и его двойники в романе (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)»
Оказывается, в романе у Печорина есть двойники. Кто они? И зачем Лермонтов вводит их в роман? Чтобы глубже проникнуть во внутренний мир Печорина, понять его поступки. Чтобы читателю стал понятен образ Печорина.
Один из них – юнкер Грушницкий. Они даже чем-то схожи внешне – оба молодые, красивые. Оба намерено играют роли задумчивых страдальцев, не понятых обществом. Офицеры, дворяне. Грушницкий играет роль отвергнутого и непонятого, его задача таким образом привлекать к своей персоне внимание окружающих и производить на них впечатление.
Он как бы отзеркаливает Печорина, он его зеркальное отображение. Психологи используют этот приём отзеркаливания для установления контакта между людьми. Зачем Грушницкий отзеркаливает Печорина? Он же не хочет завести с ним искренних отношений. Его цель – задеть его самолюбие и настроить против себя. Какое-то кривое отзеркаливание получается.
Печорин умный молодой человек. Он разгадал Грушницкого, это его задело его самолюбие. И чтобы его позлить, влюбляет в себя княжну Мери, с которой тот хотел завести отношения. И всё, Грушницкий перестаёт претворяться, и зеркалить Печорина. Он просто-напросто завистливый, наглый, злой, да к тому же ещё и подлец. Естественно, Печорин убивает его на дуэли.
Зачем ему нужен перед глазами его двойник? Чтобы он постоянно напоминал ему о том, как он зависит от чужого мнения. И о том, что его взгляды несостоятельны. А Печорин очень зависим от мнения людей.
Второй двойник – доктор Вернер. Они мало, чем похожи с Печориным внешне. Зато сильно похожи внутренним мировоззрением. Он также скептически относится к жизни. Его невозможно ничем удивить – он всё видел, всё обо всём знает. Всё ему приелось и надоело. Он не видит цели, к чему надо идти и стремиться.
С Печориным его роднит образ мыслей. Они презирают общество. Окружающих людей они считают ниже себя, все они слабаки и глупцы.
Но, в отличие от Печорина, в нём ещё остались чувство жалости и умение сопереживать. Ему жаль убитого на дуэли Грушницкого, жаль убитого солдата. Различны и их жизненные позиции. Печорин пытается хоть как-то изменить свою жизнь. А Вернер просто наблюдатель и созерцатель. Да и трусоватым оказался.
После дуэли Печорина и Грушницкого, порвал все отношения с Печориным, чтобы его не посчитали его сообщником. Но Вернер умеет приспосабливаться к жизни с ненавистным ему обществом. А Печорин его откровенно презирает.
Вернер тоже отзеркаливает Печорина. Он показывает ему и нам каким бы он мог стать, если бы нашёл своё предназначение.
Двойники Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения — Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.
В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи
группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.
С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Автор говорит об этом герое следующее: «Грушницкий — юнкер. Он… носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».
Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление:
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель — трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Моя солдатская шинель — как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня», — гордо сообщает Грушницкий.
«Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. Самое интересное, что в этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком. Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает.
Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Печорин так отзывается о своем приятеле: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», — говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям — покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина — это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.
Таким образом, наличие двойников в романе — это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи
Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Русская литература 1-й половины XIX века
Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Образы персонажей М. Ю. Лермонтова, как и вся художественная структура романа “Герой нашего времени”, направлены в первую очередь на раскрытие образа главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно ярче стремится показать внутренний мир Григория Александровича Печорина. Более полную картину, описывающую характер героя, можно получить благодаря тому, что автор вводит в роман второстепенныхперсонажей, так называемых “двойников” Печорина. И именно с помощью их сопоставления и сравнения открываются в полной мере все – положительные и отрицательные – черты главного героя. Наиболее глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в главе “Княжна Мери”. Очень важными для понимания личности главного героя являются образы Вернера и Грушницкого, так как именно они помогают осознать главные черты центрального персонажа. Являясь одновременно и противоположностями, и подобиями Печорина, они отражают его характер. Доктор Вернер и Печорин случайно встречаются в Пятигорске. “Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизни не написал двух стихов”. Оба героя – романтики, хотя друг другу в этом и не признаются. Они “скоро сделались приятелями”. Но, по убеждению Печорина, в дружбе один всегда является рабом другого; сам Печорин рабом быть не привык, а повелевать – “труд утомительный”. Одно из сходств героев состоит в том, что в Печорине присутствуют “два лица” Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе поражало его в самое сердце; не случайно Печорин упоминает, что видел, как Вернер плакал над умирающим солдатом). Ни Печорин, ни Вернер особо не дорожат собственной жизнью, к которой они достаточно равнодушны. Разница лишь в том, что Печорин более деятелен, нежели доктор. Последний, в свою очередь, лишь наблюдатель и во многом идет на поводу у Печорина. Как пример можно рассмотреть дуэль с Грушницким. Вернер нисколько не противится замыслам приятеля и лишь задает перед дуэлью Печорину вопросы о завещании и о женщинах, которым он, возможно, хотел оставить что-то на память. Но Вернер, в отличие от Печорина, раскаивается в содеянном: возможно, после дуэли ему искренне жаль Грушницкого. И в записке, присланной им, проявляются эмоции доктора: “…вы можете спать спокойно, если можете”. Но все же Вернер лишь созерцатель. Сопоставление двух образов показывает, что между Вернером и Печориным есть много общего, но в то же время эти люди принципиально отличаются друг от друга. Именно Печорин, а не Вернер назван в тексте “героем времени”. Другим героем, которого можно назвать “двойником” Печорина, является Грушницкий, который оказывается своеобразным “кривым зеркалом” для главного героя. Обоим персонажам присущи черты демонизма: у Печорина – истинный, у Грушницкого – наносной. Вот что пишет Ю. М. Лотман по этому поводу: “То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно”. Грушницкий изображает демона, но того, о котором он узнал из романтических повестей: “У Грушницкого есть все отрицательные качества Печорина (крайний эгоцентризм, нездоровое честолюбие), но нет ни одного положительного (искренность, глубина натуры)”. Поведение обоих героев по отношению к княжне Мери не вызывает одобрения. Печорин начинает мстить Грушницкому за их похожесть. Будучи крайним индивидуалистом, Печорин не может смириться с появлением человека, во многом повторяющего его черты. Отношения героев “упираются” в дуэль. В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, и простить этого он не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает. Безусловно, он вел себя недостойно в последнее время. Но для Печорина нет никаких способов решить конфликт по-другому. Ему просто-напросто неинтересно что-то выяснять и доказывать. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Ему важно было не только наказать Грушницкого и показать последнему его место, но и дать герою почувствовать свою никчемность. Убив Грушницкого, Печорин убивает что-то в себе, он проходит испытание смертью. Третьим, и последним героем, во многом повторяющим Печорина, выступает Вулич в новелле “Фаталист”. Последний, как и главный герой, ощущает свою исключительность, что дает ему право в полной мере полагаться на случай и быть уверенным: тот его не подведет. Вулич слишком уверен в своем везении, потому-то и погибает из-за бессмысленных игр с судьбой. И Печорин кажется фаталистом, недаром он тоже решает “испытать судьбу”. Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року, безо всяких приготовлений спуская курок пистолета, то Печорин поступает совсем иначе. Он бросается в окно к казаку-убийце, заранее продумав план действий. Используя прием гиперболы в раскрытии характеров героев-“двойников”, Лермонтов доводит до крайности личностные черты каждого из них, для того чтобы образ самого Печорина представал для читателя более объемно.
Печорин и его двойники в романе (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов задался целью написать «портрет, составленный из пороков всего … поколения, в полном их развитии». Главный герой произведения – Григорий Александрович Печорин. Это очень неординарная, необычная, сложная личность. Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями.
В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго «Я» героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича.
С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы «Княжна Мери». Автор говорит об этом герое следующее: «Грушницкий — юнкер. Он… носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель… Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».
Сразу же акцентируется внимание на страсти Грушницкого производить впечатление: «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий. Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Толстая солдатская шинель – трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые страдания и несуществующие страсти. «Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня», — гордо сообщает Грушницкий.
«Страстного юнкера» невозможно представить без позы, без эффектных жестов и пышных фраз. Самое интересное, что в этом Грушницкий схож с Печориным. Молодой юнкер является своеобразной пародией на главного героя романа. Можно сказать, что Печорин тоже постоянно играет в чувства, переживания, по большому счету, играет в саму жизнь. Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт. Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком. Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает.
Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в «Княжне Мери». Печорин так отзывается о своем приятеле: «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…». Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания. Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. «Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру», — говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям – покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер. Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь. Цинизм Вернера во многом «на словах». Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.
Таким образом, наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи