персонажи романа вечный зов
Персонажи романа вечный зов
1 серия — «Старший брат»
1906 год. С фронта домой — в глухую сибирскую деревню — возвращаются двое односельчан. Один вернулся без ноги, другой — с пулей в лёгких. В семье их соседа Савельева три сына — Антон, Фёдор и Иван. Старший Антон подаётся на заработки в город, где его привлекают к подпольной работе.
2 серия — «Ночь перед рассветом»
Идет 1914 год. Иван Савельев служит конюхом у местного богатея и мироеда Михаила Кафтанова и влюбляется в его дочь Анну. А его брат Фёдор становится доверенным лицом хозяина. С фронта возвращается Поликарп Кружилин, отданный когда-то за дерзость в солдаты по настоянию Кафтанова. У них старые счёты. В городе арестован Антон, допросы которого ведёт следователь Лахновский.
3 серия — «В чём твоя вера. »
1916 год. Антон сбегает из тюрьмы, но в деревне, где он пытается спрятаться, его опять арестовывают. Демьян Инютин — «цепной пес» Кафтанова — заставляет Фёдора «испортить» Анфиску, дочь деревенской повитухи, в которую влюблён его сын Кирьян. В деревню приходит известие: скинули царя.
4 серия — «Мятеж»
1918 год. В Сибири поднимается белогвардейский мятеж. Кафтанов собрал отряд кулаков и ищет для расправы Поликарпа, а Фёдора, отказавшегося помочь в поисках, жестоко сечёт плетьми. В городе Лахновский приказывает расстрелять Антона, но один из конвоиров помогает ему бежать. В село посылают карательную экспедицию, но с помощью отца братьев Савельевых отряду партизан удаётся скрыться в глухом ущелье. К ним присоединяются Фёдор с Анной.
6 серия — «Возвращение»
1925 год. Отсидев пять лет, на свободу выходит Иван Савельев. В деревне у Анны и Фёдора, у Анфисы и Кирьяна растут дети. Но Анфиса по прежнему льнёт к Фёдору, доставляя мужу немалые страдания. На селе идут дебаты о новой форме хозяйствования — колхозах. В лесах бродят банды «недобитков», одну из которых возглавляет Лахновский. Они жгут село, пытаясь расправиться с «краснозадыми». В деревню возвращается Иван с женой Агатой. И у него сразу возникает конфликт с Фёдором, который не может простить ему смерти отца. Яков Алейников, бывший красный партизан, а ныне чин НКВД, ловит Лахновского. Идет 1933-й год.
7 серия — «На своей земле»
У Петра Полипова, бывшего купеческого сынка, а ныне высокого партийного руководителя, появляется дочь якобы расстрелянного Лахновского и сообщает, что её отец жив. В село привозят кино и сельчане видят на экране своего земляка Антона Савельева, ставшего крупным руководителем производства. Фёдор подговаривает Кирьяна «свести счёты» со своим братом Иваном. За это Фёдор обещает оставить Анфису в покое. Ивана арестовывают по ложному обвинению
8 серия — «Испытание»
Агата едет в город к Антону за помощью, убеждая, что муж обвинен напрасно, из-за мести. В партии идут массовые чистки. Этим пытается воспользоваться и Пётр Полипов для упрочения своих позиций. Спасая старого друга Кружилина, секретарь обкома Субботин организует его перевод в Хакассию. Вместо Кружилина секретарем райкома становится Полипов. А Яков Алейников признается жене, что совсем запутался. Она уходит от него
Злой рок «Вечного зова»: Как сложились судьбы звезд легендарного фильма
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот фильм называют киноэпопеей – в судьбах главных героев, братьев Савельевых и их односельчан отразилась история большей части ХХ века. Съемки продолжались более 10 лет, из-за чего «Вечный зов» актеры в шутку прозвали «вечным возом». Работа была очень серьезной, некоторые эпизоды, которые длились на экранах всего несколько минут, снимали по несколько суток. Актеры успели так сродниться со своими героями, что их трагические судьбы словно наложили отпечаток и на жизни звезд «Вечного зова».
Во время съемок фильма случалось немало опасных ситуаций, которые едва не стоили жизни некоторым актерам. Так, Валерий Хлевинский, сыгравший Антона Савельева, старшего брата, чуть не погиб. Позже он рассказывал: « Я сел в наш «пазик», стал читать какую-то книжку. Рядом обрыв и река внизу. Вдруг у «пазика» заводится движок. Водитель, башкир Федя, сел за руль. «Федь, куда?» – «Да отвезу компрессор, колеса надо подкачать». И он начал сдавать – спокойно, не на скорости. Я читаю-читаю, потом смотрю – обрыв-то уже рядом. Встал, а заднее колесо уже почти над обрывом! Я только обернулся сказать: «Федя, руль-то выверни, а то мы сейчас все перевернемся». Смотрю, а Федя уже выпрыгнул из кабины. И – хорошо, что не на скорости – я пошел вниз вместе с автобусом. Все видел, как в замедленной съемке. Была даже мысль через окно вылезти, но Господь уберег. И я, как белка в колесе, стал вращаться. На песке около воды «пазик» кверху колесами остановился. Насмотревшись фильмов, думаю: только бы не загорелось! И вылезаю через окошечко. Какой ужас был на лицах у нашей группы, когда они это увидели! ».
Николай Иванов, сыгравший младшего из братьев Савельевых, свое участие в проекте называет мистическим. Как только он закончил читать роман своего однофамильца Анатолия Иванова «Вечный зов», раздался звонок, и ему предложили исполнить одну из главных ролей в экранизации – именно того персонажа, который ему приглянулся. После съемок Николай Иванов полностью посвятил себя театру, кино он называет случайностью для театрального артиста, каким себя считает.
Во время долгих съемок актеры не играли, а проживали жизни своих героев, иногда это приводило к трагедиям не на экране, а в жизни. Через 2 года после начала съемок не выдержало сердце Ефима Копеляна, сыгравшего Михаила Лукича Кафтанова, прозванного «главным кулаком страны», – с ним случился инфаркт.
Режиссер рассказывал, что гибель своих героев многие актеры переживали, как личную трагедию. Так, с Вадимом Спиридоновым, сыгравшим среднего брата, Федора Савельева, на съемках случилась истерика, когда по сюжету убили его персонажа. После отснятого эпизода актер долго не мог встать, лежал и рыдал: « Вот и кончился мой Федор! » Автор романа Анатолий Иванов, потрясенный игрой актера, даже сказал ему: « Ты сыграл больше и лучше, чем я написал! » Однако с этой ролью закончилась и кинокарьера Спиридонова – больше таких же значительных работ в его фильмографии не было. Актер пристрастился к алкоголю, а спустя 6 лет после окончания съемок ушел из жизни. В последние годы его беспокоило сердце, но он избегал врачей. 45-летний Вадим Спиридонов умер во сне от сердечной недостаточности.
Ада Роговцева поначалу хотела отказаться от съемок в фильме, так как на тот момент у нее была годовалая дочь. Режиссеры пообещали предоставить ей няню и уговорили приехать. Помощницу для молодой мамы так и не нашли, и нянчить девочку приходилось всем членам съемочной группы по очереди. А однажды во время съемок Ада Роговцева чуть не погибла. По сюжету ей нужно было упасть на землю. Режиссер Владимир Краснопольский осмотрел площадку перед началом работы и посчитал ее абсолютно безопасной, но во время падения актриса ударилась головой об острый гранитный камень. Ее спасли только заплетенные толстые косы. Актриса во многом повторила судьбу своей героини Анны, пережившей гибель сына: сначала она потеряла мужа, а потом от рака умер ее 50-летний сын.
Роль Кирьяна Инютина сыграл актер Андрей Мартынов. Он женился на дочери немецкого дипломата Франциске Тун. Супруга не смогла привыкнуть к жизни в СССР, и она вместе с сыном уехала в Германию. Какое-то время Мартынов их навещал, но затем узнал о том, что супруга встретила другого человека, и их брак распался. А сам актер так и остался одиноким.
Роль предателя Петра Полипова поставила под угрозу актерскую карьеру Юрия Смирнова. Когда картина была уже завершена, в его жизни началась черная полоса. Цензоры потребовали вырезать из фильма всю его роль – уж очень не понравился комиссии чиновник, разваливший колхоз. Но удалить из готового фильма одного из главных героев было просто немыслимо, и тогда 6 серий положили «на полку». Только в 1984 г. фильм вышел на экраны в полной версии. Но роль, сыгранная Смирновым, все же сыграла с ним злую шутку – после этого ему не предлагали главных ролей, тем более положительных героев. К тому же он стал единственным из звезд «Вечного зова», кто не получил Государственную премию.
Драматической была судьба и Петра Вельяминова, который исполнил роль Поликарпа Кружилина. Потомок древнейшего дворянского рода впервые был арестован еще в 16 лет, почти 9 лет он провел в сталинских лагерях, но именно в заключении Петр увлекся театральной самодеятельностью и после освобождения в 1952 г. начал выступать на театральной сцене и сниматься в кино. Только после окончания съемок «Вечного зова» в 1983 г. он получил справку о реабилитации. Эта роль была для него знаковой, актер рассказывал: « В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи. На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени – Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых… ».
Многих звезд фильма «Вечный зов» уже нет в живых, и многие ушли из жизни преждевременно. В 1989 г. умер Вадим Спиридонов, в 1993 г. прямо во время выступления скончался Иван Лапиков, в 2005 г. не стало 63-летнего Владлена Бирюкова, в 2009 г. скончался от пневмонии Петр Вельяминов, в 2012 г. – Наталья Кустинская. В 2018 г. ушла из жизни Тамара Дегтярева, последние годы которой были страшными: в 2012 г. актриса перенесла операцию по ампутации ноги после гангрены, развившейся из небольшого пореза.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Судьбы актеров сериала Вечный зов
Недавно пересмотрел сериал «Вечный зов» в который уже раз, и решил немного напомнить своим читателям о судьбе некоторых артистов, сыгравших в этом сериале различные роли, как положительные, так и отрицательные. Сериал снимался целых 10 лет, с 1973 по 1983 год, и поведал нам о жизни сибирских городов и сел почти за полвека.
В киноэпопее «Вечный зов» были задействованы не только известные актёры, но те, для которых сериал явился отправной точкой в профессии. Причем даже при придирчивом просмотре я не нашел ни одного фальшивой сцены, ни один из участвующих в сериале актеров не смазал впечатление о достоверности тех событий, что увидели зрители на экране. Этот фильм на все времена, и многим зрителям хотелось бы узнать о том, как сложилась судьба любимых актёров. О некоторых из них и пойдет рассказ.
Тамара Дегтярёва очень трогательно и проникновенно сыграла роль Агаты Савельевой. Она показала всю душевную красоту своей героини, её огромную любовь к мужу Ивану и детям. В кино у Дегтярёвой ролей было немного, но зато в театре «Современник», где она прослужила почти пятьдесят лет, востребованность актрисы была невероятно высока.
К сожалению, 2012 год оказался для Тамары роковым. Через небольшой порез на ноге в кровь проникла инфекция. Было сделано несколько операций, но это не остановило развивающуюся гангрену. Пришлось ампутировать ногу. Вопреки тому обстоятельству, что актриса находилась в инвалидной коляске, она в 2014 году всё-таки вернулась на сцену родного театра и потрясающе играла в спектаклях.
Спустя четыре года здоровье Тамары Дегтярёвой стало ухудшаться из-за сахарного диабета и возникших проблем с сосудами. Сердце не выдержало, и 9 августа 2018 года её не стало.
Николай Иванов (Иван Савельев)
Образ Ивана Савельева, созданный Николаем, полюбился всем телезрителям. Именно эта роль сделала Иванова популярным и узнаваемым. Хотя у него в арсенале внушительный список фильмографии, сам актёр больше склоняется к участию в театральных спектаклях. Однако от ролей в кино не отказывается и продолжает сниматься.
Начиная с 60-х годов и до настоящего времени он верен Ленинградскому (ныне Санкт-Петербургскому) ТЮЗу. Артист много лет служит в любимом театре и довольно успешно пишет сценарии. Кроме этого, Николай Иванов занимается преподавательской деятельностью, передавая своим студентам опыт актёрского мастерства.
Ефим Копелян (Кафтанов Михаил Лукич)
Благодаря таланту и колоритной внешности, Ефим Копелян безупречно сыграл роль кулака Кафтанова Михаила Лукича. Когда все сцены сериала с его участием практически были отсняты, жизнь актёра внезапно оборвалась. Копелян умер от инфаркта 6 марта 1975 года в возрасте 62-х лет.
Заключительный эпизод гибели Кафтанова уже сыграл хорошо подобранный дублёр, которого в основном снимали со спины.
Вадим Спиридонов (Фёдор Савельев)
Актёр блистательно изобразил отрицательную роль своего героя Фёдора Савельева. Вадим Спиридонов всегда был востребованным в профессии. Даже во время работы в киноэпопее «Вечный зов» он параллельно снимался в других фильмах.
Валерий Хлевинский (Антон Савельев)
Глядя на образ Антона Савельева, который создал Валерий Хлевинский, можно смело заявить, что этот персонаж является воплощением мужественности, отзывчивости, чести и справедливости. С 2007 года кинокарьера актёра практически сошла на нет. Но зато он до сих пор занят в спектаклях МХТ им. Чехова и преподаёт в Школе-студии МХАТ. Свободное время любит проводить вместе с семьёй на даче.
Владлен Бирюков (Яков Николаевич Алейников)
В роли Якова Алейникова артист смотрится весьма органично. Владлен Бирюков сумел передать обаяние своего персонажа, его героизм, отвагу и преданность делу. После успеха картины он продолжал работать в Новосибирском Тюзе и сниматься в других фильмах.
По словам коллег, у Бирюкова был сложный и беспокойный характер. Он часто конфликтовал с руководством театра, что негативно отразилось на его карьере.
Наступившие 90-е годы обернулись для артиста не востребованностью в профессии и депрессией, что привело к злоупотреблению спиртными напитками. Именно длительный алкоголизм стал причиной смерти, которая наступила 2 сентября 2005 г.
Роль Семёна Савельева у молодого актёра Куйбышевского (Самарского) театра драмы им. Горького Владимира Борисова была первой в кино. Я не знал, что Борисов был земляком другого артиста – Николая Михеева, сыгравшего роль Инютина-старшего.
Петр Вельяминов исполнил роль Поликарпа Кружилина. Родился в Москве. В 1932 году был репрессирован его отец. А в 1943 году арестован был и Петр Вельяминов и отправлен в лагерь для заключенных в город Котлас. Прошел несколько лагерей. Был освобожден в 1952 году. Ему удалось устроиться в Абаканский русский театр драмы им. Лермонтова. В 1955 году получил приглашение в Тюменский областной драматический театр.
В этом фильме Иван Лапиков сыграл Панкрата Назарова. Родился в селе Горный Балыклей возле Царицына (ныне Волгоград). Закончил два курса Харьковского театрального института. С 1941 года играл в Сталинградском драматическом театре им. Горького. В этом театре он проработал до 1963 года. В кино с 1955 года. Первая роль в кино была эпизодической в фильме «Запасной игрок». Всего в фильмографии актера 77 ролей в кино. Умер от инфаркта во время выступления перед солдатами одной из подмосковных частей.
Николай Еременко сыграл роль Ивана Субботина. Родился в Новосибирске. Закончил ремесленное училище. Когда началась война, поступил на курсы лейтенантов и в 1942 году ушел на фронт. Познал тяготы фашистского концлагеря. Воевал в составе подпольной группы Сопротивления. После войны в 1948 году закончил студию при театра им. Я. Коласа в Витебске. Был зачислен в труппу этого театра и работал здесь до 1959 года.
А;да Ро;говцева сыграла дочь кулака Кафтанова Анну, у которой была тяжелая жизнь с так любимым ею Федором Савельевым, ставшим, в конце концов, предателем. Советская и украинская актриса театра и кино. Герой Украины (2007). Народная артистка СССР (1978). Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1981), Государственной премии Украины имени Александра Довженко (2017).
С 1959 года — актриса Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, прослужила в нём 35 лет.
Много играет в кино и на сцене. Исполнив роль Натальи Башкирцевой в фильме «Укрощение огня» стала символом женственности и супружеской верности. Роль Анны в киноэпопее «Вечный зов» сделала Аду Роговцеву любимицей всей страны.
После ухода из Театра имени Леси Украинки гастролирует с концертными программами и камерными театрами Украины и России. Играла во многих спектаклях Р. Виктюка, с 1994 по 1997 и с 2007 по 2012 год работала в Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. В 2016 году вернулась в театр с возрождённым аншлаговым спектаклем «Вася должен позвонить».
Много лет преподавала актёрское мастерство в Киевском институте театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого, а также на кафедре дикторов и ведущих телепрограмм Киевского университета культуры и искусств.
Была членом Советского комитета защиты мира. С 1992 года — член Комитета по Государственным премиям Украины имени Т. Г. Шевченко при Кабинете Министров Украины. Член Телевизионной академии Украины (1997).
Член КПСС с 1967 года, более 20 лет была членом партбюро, избиралась секретарём парткома театра и делегатом XXVII съезда КПСС. Увы, в последних своих публичных выступлениях она говорит, что ненавидела советскую власть, которая, по сути дела, сделала её известной всей стране. Когда она говорила правду – когда была в рядах КПСС или сейчас, в «самостийной» Украине – большой вопрос. О таких в 30-е годы прошлого века говорили «двурушники». Видимо, предательство её киношного мужа оказалось заразным.
Еле;на Драпе;ко сыграла внучку мироеда Инютина и дочь Кирьяна Инютина, которых отрекся от родителей. Вера Инютина в её исполнении получилась достоверной, очень расчетливой девушкой, в жизни ставящей во главу угла личную выгоду.
Советская и российская актриса кино, политик. Депутат Государственной думы Российской Федерации с 2007 года.
Предки Елены Григорьевны по отцовской линии — украинцы, выходцы из Черниговской губернии Новгород-Северского уезда село Ображеевка (Преображенское) — в начале XX века переселились в Башкирию. Предки по материнской линии — из староверов, в петровские времена переселившиеся на Урал.
Елена Драпеко родилась 29 октября 1948 года в городе Уральске Западно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1966—1968 годах училась на факультете режиссуры народных театров Ленинградского института культуры имени Н. К. Крупской. В 1972 году окончила ЛГИТМиК, курс Л. Ф. Макарьева.
В 1972—1992 годах — актриса киностудии «Ленфильм»; снялась в фильмах «А зори здесь тихие», «Вечный зов», «Самый жаркий месяц», «Безотцовщина», «Полынь — трава горькая», «Одиноким предоставляется общежитие».
Не замужем, есть дочь Анастасия от брака с актёром Олегом Беловым.
Юрий Гусев (1936 – 1991) в фильме сыграл роль сына полковника Зубова, на глазах которого был убит его отец. В дальнейшем он пережил многое, из врага советской власти стал её защитником.
Юрий Евгеньевич был очень одаренный актер, мог играть разных персонажей, как отрицательных, так и положительных. Тем более внешность ему это позволяла. Но, все-таки режиссеры видели в нем героев-злодеев, эдаких дерзких, немного нервозных негодяев. С возрастом правда, внешность артиста стала более благородной, и его амплуа резко поменялось. Гусев переходит на положительных персонажей, играет военных, руководителей предприятий, деловых людей. Единственные роли, которые ему не предлагали, так это сказочных героев. Невозможно себе представить Гусева, например в роли Иванушки-Дурачка.
Юрий Евгеньевич женился всего один раз, его избранницей стала диктор Всесоюзного радио Марина Кузнецова. Супруги жили в мире и согласии, до конца дней сумев сохранить теплоту и доброту в отношениях. В 1969 году у них родилась дочь Татьяна. Больше у четы детей не было, всю свою родительскую любовь они отдали ей. Танюша с раннего детства вращалась среди актеров, росла творческим человеком. После школы пошла учиться в театральный институт, в фильмах сниматься не захотела, отдала предпочтение театру.
В 1956 году окончил в Москве Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и получил распределение в Сталинградский областной драматический театр им. М. Горького, который покинул, даже не начав там работать. В Ленинграде, куда актёр с супругой Т. В. Дорониной отправился после Сталинграда, был приглашён в Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола (ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»), где играл до 1959 года.
В 1959 году вместе с женой был приглашён в Большой драматический театр им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова), где, по собственному признанию, весьма неудачно дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» М. Горького и долго не мог найти себя. Тем не менее, со второй половины 1960-х годов стал одним из ведущих актёров театра.
Широкую известность актёру принесли роли в кинофильмах Э. А. Рязанова («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово»), Георгия Данелия («Осенний марафон»).
В 1975 году в связи со смертью отца и одного из ведущих актёров театра Е. З. Копеляна был вынужден отказаться от роли Ипполита в телефильме Э. А. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Безусловно, в таком продолжительном по отраженному в нем времени сериале было очень много актеров. Хочется напомнить некоторых из них хотя бы в двух словах. Тамара Семина сыграла женщину, долгие годы изменявшая мужу Кирьяну Инютину, которого сыграл Андрей Мартынов, с Федором Савельевым, в конце ставшей преданной женой потерявшему обе ноги на фронте мужу. Владимир Козел, сыгравший полковника Зубова, карателя, Сергей Харченко, роль главного инженера завода, а потом председателя райисполкома Хохлова. Небольшую роль жены Антона Савельева Лизы сыграла Наталья Селиверстова. Об исполнителе роли Петра Полипова Юрии Смирнове у меня есть отдельная заметка.
Уверен, что киноэпопея «Вечный зов» режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, снятая по одноименному роману Анатолия Иванова, рассказывающему о судьбе семьи Савельевых из сибирской деревни Михайловка, вошла в сокровищницу отечественного кинематографа на все времена, наравне с картиной Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», сериалом «Освобождение» Юрия Озерова, сериалом «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой и другими кинофильмами советского периода.
3. 098. Анатолий Степанович Иванов, Вечный зов
3.098. Анатолий Степанович Иванов, «Вечный зов»
Анатолий Степанович Иванов
(1928—1999)
Русский писатель, зам. главного редактора журнала «Сибирские огни» и главный редактор журнала «Молодая гвардия», депутат Верховного Совета СССР, лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства и дважды Государственной — РСФСР и СССР, Герой Социалистического труда, Анатолий Степанович Иванов (1928—1999) во второй половине XX в. был одним из самых популярных романистов в нашей стране.
Перу прозаика принадлежат сборники рассказов («Алкины песни», «Случайные встречи»), повести («Жизнь на грешной земле», «Вражда», «Печаль полей» и др.), романы («Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»).
Роман-эпопея «Вечный зов» (1963—1975, опубликован 1970—1976) четверть века была настольной книгой в каждом доме, где любили Россию и чтили человека труда.
«Вечный зов»
(1963—1975, опубликован 1970—1976)
В некоторых современных литературных энциклопедиях (например: «Русская литература». — М.: Дрофа-Плюс, 2007) нет упоминания об Анатолии Иванове.
Скорей всего потому, что романы этого писателя вопреки желанию составителей чересчур велики и никак не помещаются в отведенное им место. Оттого их там нет и вовсе.
А может, потому, что на страницах «Вечного зова» написана правда, которая режет глаза. Хотя бы вот эта, высказанная отрицательным персонажем, фашистским прихвостнем, бывшим томским жандармом Лахновским, сказанная им в конце Великой Отечественной войны: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!»
И таки сделали. А ведь Иванов предупреждал не просто ради красного словца. Но нет пророков в своем отечестве — они все в эмиграции.
Как бы ни сложилась история России и история новой российской культуры, лет через 100, если не раньше, потомки наши будут искать правду об истории страны и о русской культуре не в «самиздатовских» опусах и макулатуре конца-начала столетий, а в таких произведениях как «Тихий Дон», «Василий Теркин» и «Вечный зов».
То же самое станут делать и иноязычные читатели, поскольку любой народ прежде всего интересует судьба каждого народа, а не тех индивидуумов, что не «ужились» с ним.
Человечество никогда не избавится от своих идеалов, особенно когда ему не хватает их как воздуха. И где искать идеалы, как не в лучших произведениях социалистического реализма? Да и вообще — в русской классике.
Есть гоголевский персонаж — Тарас Бульба, огромный, неподъёмный и несгораемый (в отличие от рукописей). Что толку обсуждать его — плох он или хорош. Он отлит не только из слов гениального художника, а из самой жизни. Он данность, он ее плоть и дух. То же самое можно отнести и к героям романа «Вечный зов».
Над «Вечным зовом» А. Иванов работал 13 лет (1963—1975).
«Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям не просто», — акцентировал внимание автор. Первая книга романа была опубликована в журнале «Москва» в 1970 г., вторая — в 1976. Публикации и многочисленные издания этого произведения имели колоссальный, как сказали бы сегодня, коммерческий успех.
Масштабное повествование с множеством действующих лиц и сюжетных ответвлений, в котором показана история нескольких поколений одной семьи, как часть истории всего народа на сломе эпох, позволяет назвать это произведение не только эпосом, но и семейным романом.
Автор вслед за А.С. Пушкиным, видевшим в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, особое внимание уделил показу семейных коллизий.
Место действия — Сибирь-матушка, время — с 1906 по 1960-е гг. «Сибирский» материал придал этой вещи еще и своеобразный колорит, и этнографическую сочность. В центре повествования история семьи Савельевых, выходцев из далекого сибирского села.
Главными героями как в русских сказках являются три брата Савельевых: Антон, Федор и Иван. На их долю выпали три войны, революция, становление нового общественного строя. Басовой нотой, пронизывающей эту героическую симфонию, является категорическое неприятие собственничества и потребительства, если точнее — буржуазности, не приемлемой русской литературой (включая эмигрантскую) априори.
Критики увидели в самом названии эпопеи «концепцию зова жизни», где каждый человек становится личностью только как член социума, коллектива, крестьянского «мiра».
В начале романа старший брат Антон Савельев подался на заработки в город, и там стал подпольщиком. Его арестовывали, сажали в тюрьму, откуда он совершал побеги, приговаривали к расстрелу, но ничто не могло вышибить его из седла — в 1930-е гг. Антон стал крупным руководителем производства, а в 1941 г. за несколько месяцев на пустом месте под открытым небом возвел завод, производивший снаряды для фронта. Директор трагически погиб, спасая людей во время пожара.
Он поддерживал с ней связь до начала Великой Отечественной войны, но когда Кирьян добровольцем ушел на фронт, Анфиса дала Федоруу от ворот поворот. Кирьян, потерявший на фронте обе ноги, не захотел возвращаться домой и стал побираться, пока Анфиса не отыскала и не забрала нелюбимого мужа к себе. Видно, таков крест русской женщины — заботиться о защитниках, ставших калеками.
Младший брат Иван Савельев служил у Кафтанова конюхом, в Гражданскую войну побывал и в рядах белогвардейцев, и у партизан. Из-за того, что он отпустил приговоренного к расстрелу односельчанина, белогвардейцы казнили его отца.
После этого Иван воевал в одном танковом экипаже со своим племянником, старшим сыном Федора Семеном и прославился боевыми подвигами. Иван выжил, а Семен попал в плен, после которого сражался в рядах антифашистского Сопротивления в Норвегии и героически погиб.
Показательно, что роман, в котором слились «глубочайшая правдивость, остроконфликтность, как сама жизнь, психологическая убедительность» некоторые критики уже в XXI в. назвали «пророческой книгой, предсказавшей крушение социализма в России» (В. Юдин).
Кинорежиссеры В. Усков и В. Краснопольский по сценарию А. Иванова 10 лет снимали телесериал «Вечный зов». В 1973 г. в кинопрокат было выпущено 12 серий и в 1982—83 гг. еще 7. В 2000 г. по новым стандартам был смонтирован 27-серийный фильм.
Картина имела огромный зрительский успех, в адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.
И сегодня фильм спорит по популярности с романом.
Но часто в блогах встречаются записи вроде следующей: «Взял прочитать только из-за когда-то просмотренного телефильма, все время высматривал нестыковки, попадаются, конечно, но все равно книга лучше фильма; понравилось описание работы в тылу, как они смогли пережить все это?».