персонажи славянской мифологии и фольклора
Славянская мифология — боги и другие персонажи в картинках с пояснениями
Перуница в славянской мифологии — это дочь громовержца Перуна, облачная дева — прекрасная, крылатая, воинственная, напоминающая скандинавских Валькирий. Сердце ее навеки отдано воинам, богатырям. На поле брани Перуница подбадривает сражающихся воинственными кликами, ее золотой шлем сверкает на солнце, вселяя радость и надежду в сердца. Ну а если воин пал от удара вражеского меча или пронзенный стрелою, Перуница осенит его своими крылами, коснется охладелых уст — и даст выпить воды из золотой чаши. Отведавший живой воды Перуницы отправится в Ирий, в райские чертоги, — для жизни вечной, где и средь неземного блаженства вечно помнит он последний поцелуй Магуры-Перуницы.
Лебединые девы в народных славянских сказаниях это существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя «лебедь», употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь. Царевна-лебедь — наиболее прекрасный образ русских сказок.
В сказке о Морском царе и его премудрой дочери юный Иван-царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двенадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки (или перышки), обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой. Девицы испугались, похватали крылышки и улетели; осталась одна Василиса Премудрая. Начала она упрашивать доброго молодца возвратить ей крылья, и царевич отдает их с условием, чтобы она согласилась быть его женою.
Лель — маленький бог страсти у древних славян, до сих пор о нём напоминают слово «лелеять», то есть нежить, любить. Он сын богини красоты Лады, а красота, естественно, рождает страсть. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима. Лель метал из рук искры: ведь страсть — это пламенная, жаркая любовь! Он то же, что греческий Эрос или древнеримский Амур, только те поражают сердца людей стрелами, а Лель возжигал их своим ярым пламенем.
Леший — дух в восточнославянской мифологии, воплощение леса, хозяин леса и зверей. Его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами. У него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т.п. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть, потому что всякое угощение лешего заставляет терять память о доме, или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева).
Мавки — это злые духи (часто смертоносные) в восточнославянской мифологии, русалки. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от «навь» — образ посмертного бытия. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.
Мара — злой дух, первоначально, как и Марена, воплощение смерти, мора в славянской мифологии. Позднее Мара отчасти утратила связь со смертью, но сохранила свой вредный для человека характер, способность к оборотничеству и т.п.
Марена в славянской мифологии — это богиня, связанная с воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян Мареной называлось соломенное чучело — воплощение смерти (мора) и зимы,которое топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай.
Макошь — единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Мокоша опрядет». Непосредственным продолжением образа Мокоши после принятия православия стала Параскева Пятница.
Перун — это грозный славянский бог. Перун почитался производителем всех воздушных явлений:рука его управляла громом и молниями. Кумир сего божества был сделан не из одного вещества: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши и усы изваяны из золота; ноги же выкованы из железа; в руке идол держал нечто, похожее на молнию, которую представляли вместе составленные рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага божества. В 988 году, когда князь Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками: «Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!»
Сварог — верховный владыка вселенной, родоначальник славянских богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии. Все основные славянские боги — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.
Святогор — богатырь, особо почитаемый русским народом. Былинный герой — старейший из всей дружины богатырской. Святогор — мученик своей собственной силы. «По моей по силе богатырской я бы всю землю поднял!» — изрек он однажды и отправился тягу земную искать: решил самой Матери-Сырой Земле показать свою мощь. Ехал Святогор, ехал да вдруг встретил прохожего человека, который бросил с плеч какую-то малую сумочку. Сначала Святогор ткнул ее перстом пренебрежительно, однако не смог сдвинуть с места. Обеими руками схватился за нее богатырь — напрасно. Натужился так, что кровь из глаз пошла — «а поднял сумку он всего-то на волос, сам же по колено в сырую землю угряз!» Прохожий был не простой человек, а богатырь-оратай (пахарь) Микула Селянинович, а в его сумке была таинственная тяга — сила земная.
Стрибог — это повелитель, верховный царь ветров в славянских мифах. «Слово о полку Игореве» называет ветры Стрибожьими внуками, которые веют с моря стрелами, то есть мечут молнии из дождевой тучи. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
Чернобог — ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Чернобога изображали закованным в крепкую броню, да и сам истукан его был железный. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к нанесению всяких зол. Храм Чернобога был построен из черного камня, а перед статуей стоял жертвенник, всегда обагренный кровью, как и ступени храма, на которых приносили ему в жертву коней, пленников и рабов. Однако для умилостивления грозного чудища в лихую годину бросали жребий и среди жителей этих мест, чтобы новой кровью улестить Чернобога. Страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством, а потому хоть и мог он отвратить войны и всяческие бедствия, молились ему, не испытывая никакой благодарности и любви, а один только страх.
Славянская мифология
Персонажи
Поиск персонажей
Группы персонажей
Богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.
Другие имена — Лелья, Лельо, Любич.
Бог любовной страсти.
Богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады.
Женские духи леса, могут быть детьми лешего или человеческими девочками, заблудившимися в лесу.
Старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина.
Персонифицированное воплощение злой доли (лихой, несчастливой судьбы).
Другие имена — лихоманка, трясавица.
Персонифицированная в образе женщины болезнь, вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб, то жар. Называют семь, девять, двенадцать или семьдесят семь сестер-лихорадок.
Другие варианты имени — луговичок, луговик.
Дух лугов, ребёнок полевика.
Злые духи, близкие к русалкам. Мавками становились малолетние дети, умершие без крещения или задушенные матерями.
Богиня плодородия, мать всего живого, персонифицированный образ Земли.
Дух, обитающий на границах поля, на межах. Сын полевика и брат луговика.
Богиня судьбы, покровительница ремесел, особенно прядения и ткачества.
Другие формы имени — Марена, Морана, Мара.
Богиня, связанная с сезонным умиранием и воскресанием природы. Богиня смерти.
Дух, обитающий во мху и наказывающий тех, кто собирал ягоды в неположенное время.
Покойник, загробный духи, воплощение смерти.
Главная среди лихорадок. Если человек заболел невеей, то умрет.
Ночной зловредный дух, не дающий спать младенцам.
Дух, живущий в овине (на гумне), оберегающий его и хлеб от всякой напасти, беды и нечисти, часто даёт хороший примолот.
Бог бесстрашия и смелости, войны и охоты. Бог-оборотень, хозяин дремучих лесов.
Другие имена — змей-любака, маньяк, налёт огнянный, прелестник.
Злой дух, часто являлся инкубом, принимающим облик умершего или находящимся в отлучке мужа или любовника, и вступающим в любовные отношения с женщинами.
Бог веселья и всяческого блаженства. Большинство историков считает, что его образ появился в XVI веке из-за ошибки в переводе Повести временных лет на латинский язык.
Таинственный бог. Возможно, бог семян.
Бог-громовержец, покровитель князя и дружины.
Западнославянская богиня. Ее функции неизвестны, предположительно она была женской ипостасью Дажьбога.
Другие варианты имени — Посвист, Похвист.
Бог ветра, хорошей и плохой погоды.
Дух-хозяин поля, охраняющий его и влияющий на его плодородие, цветение и урожай хлебов, благополучие пасущегося на поле скота.
Другие формы имени — Полуденница, Полудница.
Богиня дня, сестра Вечорки, Купальницы и Зари-Заряницы.
Дух жаркого полдня, воплощение солнечного удара, относится к полевым духам. С ней был связан запрет работать в полдень.
Западнославянский пятиликий бог, почитавшийся на о. Рюген. Возможно, бог посевов и мужского семени.
Западнославянский бог, почитавшийся на о. Рюген.
Западнославянский бог, который покровительствовал священным дубам, лесам и рощам.
Другие варианты имени — Радгост, Радегаст, Радогаст.
Западнославянский бог, почитавшийся на о. Ретра. По некоторым версиям, бог возмездия.
Другие имена — Рарашек, Рариг.
Огненный дух, связанный с культом очага, представлялся в образе птицы, обычно сокола, с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря.
По одной версии, общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. По другой, бог-покровитель рода и судьбы.
Западнославянский бог, почитавшийся на о. Рюген. Возможно, бог победной войны.
По одной версии, утопленница, душа погибшего неестественной смертью человека, обычно молодой женщины, некрещёной девушки. По другой версии, персонаж, связанный с культом растений, плодородия, влаги, дух водоёмов. По третьей, вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.
Внимание: У славянских русалок не было хвостов!
Персонажи славянской мифологии и фольклора
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «уркан», что означало «на конце». Здесь находился храмовый комплекс Световида, один из последних известных языческих пантеонов богов славян. В 1168 году его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БЕЛОВОДЬЕ — другое имя Ирия-рая. Ирий получил это имя из-за молочной реки, текущей по раю из вымени небесной Коровы Земун.
БОГУМИР — прародитель ряда славянских племен: русов, северян, полян, кривичей, дреговичей.
БУЯН — райский остров в Восточном море, подобен Атлантиде, Макарийскому острову. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Зоря, и Перун.
БУРЯ-ЯГА (УСОНЬША, ВИЕВНА) — супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.
ВЕДУН (ВЕДУНЬЯ) — колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка.
ВОЛХВ — кудесник, волшебник, колдун, угадчик, прорицатель. Сверх магического дара и прорицаний, волхвы обладают также и навыками врачебного искусства. «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен; правдив и свободен их вещий язык, и с волей небесною дружен». Напрямую происходит от имени бога Волоса (Велеса).
ГРИФОН — могучая птица-собака. Грифоны преграждали путь к Рипеиским горам, охраняли золото Ирия. Так же грифоны стерегли проход в пекельное царство.
ДИВА-ДОДОЛА — (Перуница) супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня грозы и молнии, шествующая
ДНЕПР — бог реки Днепра, отец русалки Роси.
ДРЕМА — богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени.
ДУНАЙ — бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг ДАНЫ. Брат Святогора и Святибора.
ЗЕМУН — небесная корова, богиня скота, облаков-туч, земли, исполнительница желаний. Личина ЛАДЫ. Мать Велеса, его кормилица. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Небесного ИРИЯ.
ЗЛАТОГОРКА — великанша, первая супруга Дажьбога. Погребена в каменной гробнице в Святых горах близ Арарата.
ЗНИЧ — под этим божеством славяне подразумевали начальный огонь, или животворящую теплоту, способствующую существованию. «Тогда отважный Знич, блистающ весь извне, вещал: намеренья сии ненравны мне. Я хижинам свещу и озаряю троны; во существе огня я россам жизнь дарю, питаю, грею их, их внутренности зрю». Также Знич и бог погребального огня (в Беларуси).
ИНДРИК-ЗВЕРЬ — царь темного царства, свергнут с престола и убит своим сыном Волхом. Отец Волха от связи с Матерью Сырой Землей. Супруг змеи Пераскеи.
КИСЕК — один из мифологических прародителей славян. Племя Кисека соединилось с племенем Орея (Ария).
КРИВДА — олицетворение темных сил, противница ПРАВДЫ. Также: богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли.
КРЫШЕНЬ — Бог звезд. Сын Перуна и Дивы-Додолы.
ЛЕЛЯ — дочь Лады, так же рожаница. Богиня любви, весны и расцветающей природы, побуждающая природу к оплодотворению, а молодых к брачным союзам. Сестра Полеля (он же Лель).
ЛЯХ — в западнославянской мифологии генеалогический герой, предок поляков (ляхов), брат Чеха и Руса (согласно польской хронике XIV века). Вероятно, имя образовано от слов «пустошь», «новь», «необработанная земля».
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ — богиня земли, плодородия, подобная греческой Гее. Плодородящая Мать, супруга Неба. Мать Змей, Горынычей, Волха.
МОГОЛ — могучая птица, унесшая Сурицу с горы Березань, чтобы оживить Перуна. Она же вынесла из подземного царства Велеса.
сосyт кpовь y pодильниц. В «Повести вpеменных лет» эпидемия в Полоцке пpиписывается меpтвецам, скачyщим на невидимых конях по yлицам: «навье бьют полочаны». У восточных славян сyществовал особый Hавий день, день поминовения yмеpших, позднее пpиypоченный к последнемy четвеpгy великого поста (yкpаинское Hавский велик-день, Мавський велик-день, Меpтвецький велик-день). Соответствyющий день в балтийской тpадиции пpиходится на осень. [литература: Есkert R., Zum Problem der baltisch-slawischen Sprachbeziehungen, «Zeitschrift fur Slawistik», 1972. Bd 17, H. 5.]
НЕДОЛЯ — богиня, дочь Макоши и сестра Доли, ткет несчастливую судьбу.
ОРЕЛ — птица Перуна Громовержца, его инкарнация. Именно Орел в мифах многих народов сопровождает Громовержца. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, посылать его выполнять различные поручения.
ПАТАР ДЫЙ — бог ясного неба у многих индоевропейских народов. Родствен Сварогу, Перуну, Зевсу, Юпитеру, Световиду.
ПОЛЕЛЬ (ЛЕЛЬ) — бог страсти и любви, супружества. Брат-близнец Лели, второй сын богини любви Лады. Полель изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Он благославлял людей на будничную жизнь в тернистом семейном пути.
ПРАВДА — олицетворение всех светлых сил, противница КРИВДЫ. Так же: богиня правды, честности, верности клятве. Дочь Суда и сестра Кривды.
ПРАВЬ — одно из основных понятий славянской философии. Всеобщий закон, установленный Родом. Согласно этому закону (совокупности законов) и существует Вселенная. Подробнее: Правь, Явь, Навь.
РА — по одной из мифологических версий, река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку («Вашу»), отделяющую Явь от небесного царства.
РАРОГ — сокол. Огненная, солнечная птица. Воплощение (инкарнация) Сварожича-Семаргла. Рарог, по народным представлениям, мог появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Также представлялся и в виде огненного вихря.
РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифические горы, где находятся сады Ирия. Известны по греческим, скифским и индийским мифам.
САДКО — русский былинный герой, сохраняющий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится «богатым гостем». Садко снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр выбирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли.
чтили петуха как птицу Святовита: как представитель дневного рассвета, огня и молний, в мифических сказаниях петух изображается блестящею красною птицей, а аылающий огонь доныне называется «красный петух».
СВЯТОГОР — сын Вия, охраняет столб, поддерживающий Небо. Подобен греческому Атланту. Отождествляется с исполином необычайной силы, обитающим в святых горах (т.е. в тучах).
СИТОВРАТ — один из художественных образов Велеса: изображался в виде старца с палкою в руках, которой он разгребает кости умерших; под правою его ногою были видны муравьи, а под левою сидели вороны и другие хищные птицы.
Bestiary.us
Быстрый переход
Славянская мифология и фольклор
в славянской мифологии обозначение нечистой и неведомой силы, восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, рожденных после грехопадения и скрытых от бога
в литовской и польской мифологии летучий дух в виде огненного змея, дракона
в славянской мифологии райская птица с женским ликом и сладостным голосом
в германской мифологии, а также в мире ведьмака, нежить, разновидность вампира, способная выносить солнечный свет
в русских поверьях дух амбара
в восточнославянской мифологии мелкий бес, чертенок с утиными чертами и лысой как у татарчонка головой
по славянской мифологии существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой
в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли
в славянской мифологии дух леса, персонификация эха
в славянской мифологии и фольклоре живущая в лесу старуха-чародейка
у славян страшный старик, которым пугают детей
в русском фольклоре злая старуха, сходный с бабаем женский образ
некое существо, которым в поселениях белорусов-будаков Нижегородчины пугали детей
в русской глубинке одна из страшилок для детей, бабай
в белорусской мифологии дух-хранитель домашнего рогатого скота
в белорусской мифологии болотник, обитающий в багне — безжизненном торфяном болоте
у южных славян дух в образе бородатого старичка, либо в виде полена, сжигаемого в Сочельник
в белорусской мифологии некий дух, склоняющий человека к бродяжничеству
в белорусском фольклоре живущее в избе существо, которое незримо бродит по стенам и своим чуть слышным мелодичным пением усыпляет детей
в белорусской мифологии опасный для женщин водяной человек с одутловатым лицом, гусиной кожей и огромным животом
по славянской мифологии дух бани, как правило, стоящей на отшибе
в современной русскоязычной среде, озорной домашний дух, которому приписывают действия, связанные с полтергейстом
сверхъестественное существо из польских и силезских легенд, связанная с темнотой страшилка, локальная разновидность пугала, бабая
в белорусском фольклоре одетая в белое свадебное платье призрачная предвестница смерти
распространенный в европейской культуре тип привидения в облике девушки в белой одежде
в белорусской мифологии полевой дух в облике белобородого старика, предлагающий встречному утереть ему нос, за что щедро награждает золотом
в славянских поверьях человек-оборотень, оборачивающийся бурым медведем
локальная нечисть, разновидность вампира в фольклоре Западной Украины, Польши, Чехии и Словакии
cогласно силезским суевериям, дух-охранитель в облике маленького человечка, живущего в кустах бузины
в немецком фольклоре злобные древесные духи, живущие внутри дерева, и имеющие на больших пальцах левых ног серпы вместо ногтей
в русском фольклоре фантастическое страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в пустых постройках, в лесной глухомани
в восточно-славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников, заставляет их плутать по лесу, заводит в болото или чащу
таинственные природные явления или мифологические существа, наблюдаемые по ночам на болотах, полях и кладбищах
согласно славянскому бестиарию, мифическое животное с пятью ногами
в поверьях западных славян страшные природные демоны в облике уродливых старух или бледных девушек
в польской мифологии (как правило, дружелюбный) призрак ребенка, умершего до крещения
по русским поверьям большеголовый и неуклюжий дух леса, живущий в ягодных местах, норовящий обманом запрыгнуть на шею и голову петлей стянуть
в славянской мифологии хозяин болота, затягивающий людей в трясину
по славянской мифологии сестра русалкам, живущая на болоте, в белоснежном цветке кувшинки с котел величиной
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей; бука, бабай
по славянской мифологии один из лесных духов, хозяин боров и рощ
по славянской мифологии маленькие старички, подчиненные боровика, хозяева грибов
в беларуском фольклоре царь всех петухов, зооморфный символ огня и солнца
в русском фольклоре страшилище, которым пугают детей, бабай; таинственное существо в лесу, в пустых постройках
демоническое существо сербско-хорватской мифологии, шестиногий монстр с оленьими рогами
в русском фольклоре сказочное страшилище, которым пугают детей, фантастическое существо в доме
в русском фольклоре одна из страшилок для детей, бабай, фантастическое существо вроде домового
в русском фольклоре мифическое существо в подполье дома; страшилище, которым пугают детей
в русском фольклоре нечистая сила неопределенного облика
в польском фольклоре лесные или полевые демоны, сбивающие путников с пути, вынуждая их блудить
легендарный цмок-дракон, проживавший в пещере под вавельским холмом в Кракове
если верить Древлянскому, дух-покровитель лошадей в белорусском фольклоре
в белорусской мифологии демонический черный кот огромных размеров, царь кошачьего царства
обобщающее понятие для мифологических растений, имеющих некие части или черты, характерные для гуманоидов
в восточнославянских сказках чудовищное агрессивное лесное создание, которое убивает объединённая группа людей, животных и предметов
воспетый Гоголем персонаж восточнославянского фольклора, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками
стихийный дух женского пола в мифологии южных и западных славян
в славянском бестиарии волшебная птица, перья которой режут и железо, и камень
в венгерском фольклоре особый демон, указывающий шаркани куда гнать тучи
в славянском фольклоре персонаж, которым пугают непослушных детей, бабай, бука; также покойник, являющийся во сне
в славянской мифологии злой дух, воплощение стихий воды как отрицательного и опасного начала
в славянской мифологии оборотень, чeлoвeк, вынужденный принимать oблик вoлка
в русском фольклоре нечистый дух или черт; змей, который посещает женщин, превращаясь в красивого парня, отсутствующего мужа
домашний дух, который ночью тревожит спящих, и в тоже время название кожной болезни
в белорусском фольклоре дух-сторож дома
в русском фольклоре злой дух, который стрелой мчится по проезжим дорогам за душой умирающего грешника
в белорусском фольклоре девушка-змея, дочь змеиного царя
в русском фольклоре нечистая сила, которой пугают детей; возможно, она сходна с букой
в русском фольклоре (точнее, в пушкинской интерпретации фольклорных текстов) упырь
в поверьях Костромского края тоскующая, «ноющая» душа непогребенных костей
в белорусской мифологии внучки гаёвого деда, лешего
по славянской мифологии вещая птица с человеческим ликом, глашатай богов
по белорусскому поверью духи стихий, которые в облике птиц делают непогоду сильными размахами крыльев
в белорусской мифологии лесной дух, вид лешего
в чешской мифологии вредный лесной дух, окликающий эхом, заставляющий блудить или вообще наваливающийся на человека невидимым грузом
в низшей греческой мифологии и фольклоре демон, вредящий новорожденным детям и их матерям
в славянском бестиарии похожее на вепря рогатое животное с огромной пастью
в греческой традиции львиноголовый змей, зооморфное воплощение бога Асклепия
в русском фольклоре разновидность домового, дух, ведающий домашним хозяйством
полевой демон, похожий по характеру на Полудницу, известный по преданиям северного Подляшья * и Кашубии *
подгальские * полевые духи, разновидность блуждающих огней, проклятые души бесчестных землемеров
в белорусской и русской мифологиях дух-хранитель гумна (места и/или помещения для сушки и обмолота зерна)
в словацком и польском фольклоре гигантская лесная женщина с чёрными ногами, которая ловит мужчин и душит их, засовывая свою грудь жертве в рот
у славян дух-хранитель двора и хозяйственных построек
женский вид карпатской и околокарпатской лесной нечисти, обменивающей младенцев и похищающей людей
понятие народной демонологии, обозначающее различных лесных существ чудесной, «дивной» природы
призрак Красного болота под Мозырем Гомельской области Беларуси, девочка с глазами цвета мутной воды, которая предлагает заблудившемуся страннику горсть волчьих ягод
представитель низшей белорусской и польской мифологии, сочетающий в себе качества домового, лешего и ряда других персонажей
в славянской мифологии жена домового или самостоятельный персонаж, покровительница дома и семьи
в белорусском фольклоре незамужняя дочка домовых, склонная к любовным утехам с людскими парнями
у славян (а также в ряде других культур) дух-хранитель дома
в фольклоре Терского Берега Белого моря, «хозяин» моря и зверей, предсказывающий каким будет промысел
одно из наиболее распространенных вымышленных существ, встречающееся почти повсеместно, как правило — крылатый змей; общее название различных яшероподобных мифических существ
мифическое существо из фольклора южных славян, душа мёртвого некрещёного младенца, в облике человека или зверя с непропорционально большой головой
в балканской мифологии и в современной игровой мифологии дитя вампира и человеческой женщины; прирожденный охотник на вампиров
в украинском фольклоре персонификация зимнего холода в облике огромной снежной старухи
в белорусской мифологии дух-хранитель евни (помещения для сушки снопов разных зерновых культур)
в русском фольклоре сказочный зверь, питающийся воздухом
в белорусской и русской мифологии проклятые колдуны, обреченные после смерти возвращаться упырями, вредить людям или друг другу
у русских Архангельской области персонаж, которым пугали детей перед Великим постом, персонификация поста
согласно Афанасьеву, оборотень из белорусского фольклора, являющийся в виде жабы или лягушки
в фольклоре Вологодской области, существо, живущее в гороховом поле, в огороде, персонификация полуденного жара
в фольклоре Русского Севера, живущий в подовине у печки злой дух, который показывается в огненном сиянии
в белорусской мифологии (согласно записей П.Древлянского), покровитель рек в облике небольшого старичка с тонкими конечностями, длинной шеей и рыжей бородой
в белорусском фольклоре страшное пугало в облике бабы-жабы с железным крюком, живущее в полях и огородах и хватающее детей, которые без разрешения бегают за горохом
в фольклоре Полесья мифический железный великан, живущий в болоте или заболоченном лесу и охраняющий свою территорию от посягательств и незваных гостей
в приграничных с Беларусью районах России старуха-пугало с железными грудьми
персонаж славянской мифологии, нечистая сила, очень длинный и худой дух, бродящий ночью по улицам
по славянской мифологии один из многочисленных домовых духов, мелкий пакостник, да любитель тепла
в белорусском фольклоре дух огня, который постоянно расхаживает под землей, испуская из себя пламя
в фольклоре северо-запада Беларуси, локальная лесная демоница в облике прекрасной девушки с длинными волосами, которая завораживала юношей и заводила их в чащу
согласно фольклору гуцулов, похороненные некрещенными дети, чьи души спустя семь лет становятся нечистой силой
по сербским и черногорским поверьям, человек или животное с демоническими свойствами, обладающие способностью бороться с непогодой, защищать свои угодья от нападения других атмосферных демонов
по поверьям жителей Урала подземная кошка, охраняющая клады
легендарная серна, жившая в словенских Альпах
в славянском фольклоре мелкие пакостные создания
в белорусском фольклоре недоброе существо в образе невидимой женщиной без языка, глаз и ушей
неугасимый огонь в белорусской и литовской мифологиях; священный огонь, воплощение памяти
в белорусской мифологии дух зимы, воплощение холода, а также локальный аналог Деда Мороза
в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий урод
в русском фольклоре разновидность домового, дух, который подшучивает над людьми
по славянской мифологии могучий подвид единорога, способный разгулявшись «всколдыбать» всю вселенную
дух-обогатитель в украинском и польском фольклоре, хозяин зачарованных денег
по славянской и коми-зырянской мифологии мелкий злой дух из рода водяных и помощник их
в белорусском и польском фольклоре часто упоминаемый в проклятиях нечистый дух, ответственный за болезни и припадки
странное животное славянских бестиариев, которое сражается ушами
демоны-карлики греческого фольклора, появляющиеся в мире людей на Рождество
какие-то нечистики в рассказах Витебщины (север Беларуси), способные к оборотничеству, а также обладающие свойствами, характерными для блуждающих огоньков
у южных славян сезонные демоны, сродни русским шуликунам
некое фантастическое существо, неоднократно изображавшееся на русских лубочных картинках, речной ящер неясного происхождения
в белорусской мифологии действующие исключительно стаей вампироподобные существа неопределенного облика
в славянской мифологии беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра домового
в славянской мифологии злобный женский дух, живущий в болотах и топях
морское чудовище средневековых бестиариев
крылатый кентавроид, упоминаемый в апокрифах Киевской Руси с XIV века
в поверьях русского севера водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом, обитающий в реке Кице
корабельный «домовой» балтийских флотилий
согласно славянских поверий, дух, охраняющий клады
в славянской мифологии дух, живущий в клети-кладовой, помощник домового
в польской мифологии дурной дух низшего уровня, который, будучи пригретым в доме, приносит своим хозяевам добро, краденое им у соседей
в славянской мифологии фантастическое существо, которым пугают детей
в восточнославянской мифологии помощники ведьмы, колдуна или домового, накапливающие в себе достаток и приносящие его в дом
в русском фольклоре разновидность домового, «хозяин» колодца
в славянском бестиарии свирепый зверь, всё своей мочёй сжигающий
согласно славянскому бестиарию, мифическое существо, кентавр-единорог
в русских сказках маленькая горбатая лошадка со сверхъестественными способностями
в фольклоре западной Беларуси, а также в соседних с Беларусью регионах Польши и Литвы, полевая русалка, живущая в конопле
в белорусском фольклоре дух, охранитель кладов, закопанных в землю (в частности, в могилы)
в славянской мифологии злой дух, убивающий коров, в образе безобразной старухи с граблями вместо рук или в виде черного зверя
по белорусскому фольклору встающие из могил покойники, сгнившие до костей
персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным усыпляющим голосом
в фольклоре Верхней Силезии, таинственное водяное существо, похожее на гибрид большой цапли и выдры с острыми, как бритва, зубами
в фольклоре лясовяков с юго-востока Польши вредный домашний дух, ночами высасывающий молоко у коров
согласно Шпилевскому и Афанасьеву, кот-оборотень из белорусского фольклора
в мифологии и фольклоре восточных славян злой колдун, омерзительный старик, обитающий в тридевятом царстве на краю света
согласно белорусским поверьям, неупокоенный дух в облике седого ворона с человечьими глазами, обитающий в пределах границ кладбища
по поверьям Урала и Пермского края маленький нечистый дух, чертик
в белорусской мифологии царь птичьего царства, большая волшебная птица, охранявшая всех пернатых от посягательств хищных животных
в фольклоре жителей Вологодщины водяной чертенок
если верить Древлянскому, вредящий лошадям злой дух в виде получеловека-полуконя в белорусском фольклоре
в белорусском фольклоре добрый лесной дух, собирающий «папараць-кветку» в купальскую ночь
в русских поверьях дух в облике женщины, обитающий в углу (в куте) дома
ужасный горбатый демон греческого фольклора, особо опасный среди своих сородичей калликанцаров
у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой, дракон
согласно славянским поверьям: дух, превращающийся в пса и лаем охраняющий клады
в славянской мифологии дух соломы, весь запухший от сна
оленеподобный демон, обитающий в лесах Лодзинского воеводства Польши, заманивающий путников в дебри и там атакующий их
самый известный белорусский цмок, представитель водяного подвида цмока поозёрского
в белорусском фольклоре мелкие лесные духи, дети лешего и кикиморы
по славянским поверьям дух, который слетает на землю падучей звездой и, принимая знакомый человеческий образ, вступает в связь со своими жертвами
подвид дивьих жен, которые служат ведьмам и колдунам, причиняя людям всякий вред и пакости
в славянской мифологии дух леса
в фольклоре северной Беларуси пугало с длинным языком, живущее в колодце или в огороде и способное лизнуть непослушного ребенка до крови
согласно поверьям, зафиксированным в Литинском уезде (сейчас — Литинский район Винницкой области Украины), лесной черт-людоед в облике большого зверя
у восточных славян воплощение злой доли в образе одноглазой старухи
в фольклоре лясовяков с юго-востока Польши лесной демон из Сандомирской пущи, охотящийся на неприкаянные души
в белорусском фольклоре мелкие шаловливые нечистики, обитающие около водоемов в кустах лозы
в белорусском фольклоре некий лесной или болотный нечистик, живущий в лозе
в белорусской мифологии коварный лесной или болотный дух исключительно женского пола
в славянской мифологии дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из травы, один из детей полевика
у славян дух-охранитель брачного ложа в образе большеухого, мохнатого, златовласого кота
в белорусской мифологии (согласно записей П.Древлянского) злой дух, портящий людей
в украинском и польском фольклоре лесные девы, живущие в карпатских лесах, пещерах и на горных пастбищах, обычно описываемые как «отворенные», то есть дырявые сзади
в мифологии Белорусского Полесья огромная рыба, живущая в подземном море-океане, которая держит на себе землю, влияя на разливы и засухи
в русском фольклоре демонический персонаж, уродливая старуха, которая бродит по белому свету, разыскивая погубленного ею сына
в русском фольклоре привидение или дух
в фольклоре Восточного Полесья безвредное несуразное существо в облике толстого вертикального бревна на непропорционально маленьких барсучьих лапах
в западно-славянской мифологии воплощение Смерти, соломенный персонаж, деревце или кукла для ритуальных проводов зимы и встречи весны
невидимые домашние духи-пакостники, подбивают детей шалить, создают «суМатоху» в делах и «поМехи» «неуМехам»
в поверьях восточного Полесья, умерший до крещения мальчик, который становится после смерти главным над русалками-мавками
в ряде культур (как правило северных: скандинавы, финно-угры, балты, славяне) люди, превращающиеся в медведей, и наоборот
персонаж славянского фольклора, известный в русских и сербских сказках, получеловек-полумедведь
согласно чешского фольклора, лесная белая пани, дух-покровитель диких пчел и меда
в славянской мифологии дух-оранитель межи, маленький черный человечек в одежде из травы, один из детей полевика
дух-хозяин мельницы в фольклоре жителей русского севера
в польском, литовском и германском фольклоре блуждающие огоньки, в которых превратились души землемеров, нечестно мерявших землю при распределении участков
по славянской мифологии добрый дух полей, покровительница спелых хлебов
в белорусской мифологии некий проклятый дух в облике небольшого черного лохматого зверя, не приносящий вреда, но пугающий по ночам
в русском фольклоре домашний дух, оставляющий на полу мокрые следы
геральдический зверь из польского гербовника, не то обезьяна, не то кот, сидящий на задних лапах
по славянской мифологии дух мшистых болот, самый маленький из лесных духов
в поверьях западной и северной Болгарии, зловредный демон, вызывающий мор кур и прочей домашней птицы
согласно славянской мифологии ночной дух, который приходит к человеку во время сна и давит до синяков
вампирическое существо из средневекового северогерманского и кашубского фольклора, покойник, поедающий себя в могиле
собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после своей смерти
согласно сербским преданиям, мелкие летающие вампироподобные существа, которыми становятся умершие до крещения дети
в лужицком * фольклоре вредный домашний дух, всячески препятствующий успеху в в любых хозяйственных делах, насылая на женщин непреодолимую дрему, лень и безразличие
в славянской мифологии чудесная птица с четырьмя ногами
в русском фольклоре зловредный женского пола дух бани
человек, способный превращаться в некоторых животных, обычно — в опасных хищников
по славянской мифологии один из усадебных духов, охранитель хлебных запасов, живущий в овине
по белорусским поверьям, мелкий домашний дух, живущий в печи и бросающий пепел в готовящуюся еду
в фольклоре жителей русского севера, полевой дух в образе старухи, прибегающей погреться к кострам на выжигании старой травы при бороновании
по славянской мифологии демон-искуситель и дух-добытчик
по украинским народным поверьям, подмененный чертом или ведьмой ребенок
в белорусском фольклоре и локальная разновидность русалок, обитающих в Черном озере на Мядельщине, и вообще озерный подвид русалки
дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной
в белорусской мифологии нечистик, склоняющий людей к пьянству
в южносибирских поверьях фантастическое существо, «оплетающее» людей, чудовище, похожее на человека и питающееся его кровью
по белорусским поверьям один из болотников, хозяин болота, покрытого ржавчиной
региональный подвид цмока-дракона, локализованный на северо-востоке Гродненской области Беларуси
в украинском фольклоре дух, живущий в болотных камышах
в фольклоре Беларуси и северо-запада России женский дух поля
в белорусском фольклоре олицетворение одноименного явления — мора, прежде всего падежа скота
согласно локальной легенды, призраки Боболицкого замка в Силезском воеводстве Польши, выглядящие как зайцы с девичьими лицами
в средневековой славянской учёной культуре чудесная индийская птица, перья которой режут камни и железо
в украинском, белорусском и польском фольклоре дух пасеки, исчезающей после смерти человека, который заключил договор с этим духом
в поверьях северо-запада Беларуси, живущий под печью домовой дух-хранитель в облике прямоходящего кота
в гуцульском фолькоре общее название для всей нежити: мертвецов, упырей, висельников, нявок, чертей, а также ведьм в их изменённом виде
у южных и западных славян мифические существа, пребывающие в дождевых и градовых тучах, управляющие движением туч, осадками, ветром, погодой
по белорусскому фольклору призрачная прекрасная плакальщица в белом платье и черном головном уборе
в фольклоре западной Болгарии восставший из гроба мертвец, на ранней стадии становления в статусе вампира
по словам П.Древлянского, в белорусской мифологии шестикрылая птица, сообщающая старшим духам о неполадках в домашнем хозяйстве
согласно белорусской мифологии, персонификация опасного ветра-вихря, способного погубить человека, покалечить или наслать болезнь
в фольклоре Олонецкого края, полевой или лесной дух, обитающий в кустарнике и стерегущий ягоды
ребенок нечистой силы (эльфов, русалок, леших, чертей и других), подброшенный вместо похищенного новорожденного
в беларуском фольклоре царь всех мышей
один из домовых духов белорусского фольклора, безобразное мохнатое животное с человеческими руками и ногами, живущее под печью
в славянской мифологии дух поля, маленький старичок с волосами и бородою из колосьев и травы
легендарный богатырь или чудовище-людоед, русский лубочный аналог кентавра
в славянской мифологии дух жаркого полудня, настигающий тех, кто вопреки народному обычаю работает в поле в полдень
духи полуночи; персонификация болезни и бессонницы
в поверьях Нижегородской губернии злой дух, живущий в полях, на земле
региональный подвид белорусских цмоков-драконов, локализованный в Поозерье — северо-западе Беларуси
украинская нечистая сила, представляющая собой тощую старуху с жутким синеватым лицом и очень длинными руками с костлявыми черными пальцами
в польской мифологии мелкий вредоносный демон, в которого превращается умерший до рождения или до крещения младенец
в русском фольклоре мелкий бесенок, живущий вблизи людей
в украинской мифологии демонические существа, которыми становятся мертворожденные или умершие некрещеными дети
в белорусском фольклоре незримые духи-помощники, которыми становятся проклятые родителями младенцы
в белорусском фольклоре подменыш, созданный колдуном или русалкой из полена или вырезанной из него куклы
зооморфные персонажи, имеющие человеческое тело и голову собаки либо волка, славянская интерпретация кинокефалов
в белорусской мифологии дух-хранитель пуни (помещения для сушки и хранения сена)
дух или призрак в силезской мифологии, обитающий на территории угольной шахты рядом с Карвиной * в Тешинской Силезии
в русском фольклоре нечистый дух в пустом доме; кикимора
в белорусском фольклоре хозяин ограниченного участка нетронутого леса (пущи), исключительно враждебный человеку
в фольклоре юго-востока Польши мелкие домашние духи-хохлики, вредящие хозяйству
блаженный народ апокрифов и бестиариев
в славянском фольклоре фантастическое существо («зверь-женщина»), обитающее в ржаном поле или в коноплях; русалка
в словацком фолькоре женский дух-хранитель золота и сокровищ, расположение которых может рассказать человеку в обмен на его ребёнка
в славянской мифологии духи водоемов, в которых превращаются умершие девушки, утопленницы, некрещёные дети
согласно народным поверьям северо-запада Болгарии, восставший из гроба мертвец, обретший плоть и кровь, но лишенный костей
в кашубской мифологии лесной демон, в виде самца косули являющийся охотникам, пришедшим в лес в час воскресной полуденной церковной службы
чудесные русалки озера Свитязь в Новогрудском районе Гродненской области Беларуси, соблазняющие парней и затягивающие их под воду
по сказаниям русскоустьинцев, дух-хранитель тундры (от «сендуха» — русское диалектное название тундры)
согласно локальной легенде, призрак измазанной пеплом панды, обитавшей в Любчанском замке под Новогрудком, на северо-западе Беларуси
в белорусском и литовском фольклоре антропоморфное существо, персонификация голода
древнерусское языческое божество, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, входившее в пантеон князя Владимира
в славянских мифах райская птица с ликом девичьим, песней своей погубить способная
в славянском фольклоре дух, верный хранитель богатств своего хозяина, а также заколдованных кладов
в западно-славянской мифологии домовые нечистики в облике маленьких человечков
в фольклоре белорусского Полесья, особый черт, сопровождающий смоляной промысел: ночью в облике черного козла, днем — под видом начальника смолярни
злобное существо из локальной былички, записанной в деревне Верхополье Брянской области России
в белорусской мифологии два пса князя Боя, прародителя населения белорусского края
в русских поверьях суровый дух-хранитель степи
в русском фольклоре духи, караулящие сено на сенокосе
на Русском Севере и Поволжье колдунья-пережинщица
в белорусском фольклоре полевой дух, вид полевого пугала-буки
в западно-славянской и карпато-балканской мифологиях ведьма, нежить, упырица, пьющая человеческую кровь
нижнесилезский подземный демон в облике карлика с клешнями вместо ладоней, преследовавший девчат, которые грешили гордыней и праздностью
в сербском фольклоре демоническое существо, делающее себе обувь из человеческих связок
в болгарской мифологии вечно живущий оборотень, который нападает ночью на людей и душит их
в фольклоре восточного Полесья мелкий бес, который цепляется к детям и иногда к взрослым, провоцируя их лениться
по гуцульским поверьям, чёрт, который сидит в телефоне или на телеграфном столбе и передаёт голос человека
у болгар и сербов календарные демоны, «нечистые» покойники, представлявшиеся в виде коней, всадников или существ с конскими телами и человеческими головами, превратившиеся в волколака или караконджула
у литовских русинов опасный лесной божок, под видом тура или оленя с золотыми рогами или копытами заманивающий путников в лес или болото
в славянской мифологии помощник Ырки, приносящий тому в мешке непослушных детей
по белорусскому поверью, лесная демоница, обросшая коровьими волосами, с небольшим хвостом, широким приплюснутым носом, красными глазами, и широким, чуть ли не до ушей ртом
в фольклоре русских жителях берегов реки Ояти покойник-ератник-упырь, встающий по ночам из могилы и пугающий беременных женщин
в славянской мифологии неупокоенные мертвецы, охотники за человеческим мясом
согласно распространенным в Архангельской губернии поверьям, подмененный лешим ребенок
в польском фольклоре злая водяная нежить, которой становится умерший в воде преступник или грешник, либо утопленный матерью некрещеный младенец
в русском фольклоре чудесное существо, похожее на птицу, живущее в воде
в славянском фольклоре полудевы-полурыбы
мифическая птица, сжигающая себя и возрождающаяся из пепла
в русском фольклоре лесные духи, эхом отзывающиеся на человеческий голос
по белорусскому фольклору царь всех раков, выделявшийся среди своих подчиненных большими размерами, а также золотыми клешнями и глазами
в южнославянской мифологии трехголовый, шестикрылый, двенадцатихвостый дракон
в белорусском и украинском фольклоре мифическое существо, похищающее маленьких детей и евреев независимо от возраста
в белорусской мифологии нечистик, который смеется в тот момент, когда с человеком случается несчастье
в белорусской мифологии дух-хранитель хлева (неотапливаемого помещения для содержания скота)
в украинском фольклоре домовой дух, приносящий богатство, но, как правило, забирающий душу хозяина после его смерти
в русском фольклоре чудесное существо, напоминающее большую рыбу, бегающую утром по росе
в славянском фольклоре маленький чертенок, помощник домового
дух-пересмешник в мифологии кашубов (народа, живущего на севере современной Польши)
в фольклоре северной Беларуси вид домовика, дух-обогатитель, близкий огненному змею, домовому цмоку и литовскому айтварасу
огромная птица, поедающая людей и скот, обитавшая в окрестностях Семипалатинска
как правило, доброжелательный к людям дракон в белорусской и польской мифологии
в фольклоре жителей Западного Полесья полубабы-полужабы, русалки-пугала, которые ловили детей и душили их своими железными грудями
по сказаниям русскоустьинцев, мифическая народность, представители которой впадали в зимнюю спячку и умирали, если до весны ломалась сосулька из их соплей
в беларусском фольклоре последний из числа похороненных на кладбище, выступающий защитником села перед Смертью
локальное привидение, появляющееся вблизи старой водяной мельницы в центре Орши Витебской области Республики Беларусь
в славянском фольклоре злые духи
в фольклоре лясовяков с юго-востока Польши мелкий водяной и болотный демон в облике ушастой хвостатой жабы
добродушный и веселый лесовик, известный только в украинских Карпатах
согласно записей из деревни Шо Глубокского района Витебской области Беларуси, чудовище в облике летающего толстоголового теленка
в русском фольклоре чудесный народ белоглазых великанов, обитавших на севере
в венгерском фольклоре дракон со змеевидным телом и крыльями
в беларусском фольклоре мелкие и практически неопасные нечистики веселого нрава
по славянской мифологии нечистая сила, живущая в вихрях на обочинах дорог
у славян маленькое горбатое существо, затягивающее зазевавшихся прохожих в воду
в поверьях Архангельской губернии нечистые духи, изгоняемые по окончании Святок
в русском фольклоре мелкие пакостные демоны, на Святки выходящие из проруби на свет
по поверьям славян: демон, тревожащий детей, а также стерегущий клады
в славянской мифологии злой ночной дух со светящимися глазами, выпивающий жизнь у жертв, пойманных в поле
в болгарской и македонской мифологии злобная разновидность вил, живущая у озер в горах и лесах
полевой демон Силезской мифологии, появляющийся на заболоченных полях в облике куропатки, фазана или зайца
в украинском фольклоре собака-духовидец, которая чует черта и наносит ведьмам неисцелимые раны волчьим зубом во рту, а под шкурой у нее скрыты две змеи-гадюки
русский женский демонический персонаж, дух пустого дома, связанный с прядением и схожий с пустодомкой