персонажи спектакля необыкновенный концерт

Необыкновенный театр. Как Сергей Образцов влюбил весь мир в своих кукол

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

В пять лет он понял, что кукла может быть живой, а спустя пару десятилетий убедил в этом всех. Его спектаклям рукоплескали и на домашних представлениях, которые Образцов устраивал для родных, и в театрах разных стран мира. Зрители плакали, смеялись, негодовали и приходили в восторг независимо от возраста, как дети. Все дело в любви, которая началась еще в детстве и продолжалась всю жизнь.

О художнике, создателе и бессменном руководителе Театра кукол, актере, режиссере и педагоге — в материале mos.ru.

Острохарактерный актер

Однажды мама купила пятилетнему Сереже Образцову в магазине японских товаров на Кузнецком Мосту смешную куклу: маленькая головка с дырочкой внизу для пальца и халатик, похожий на перчатку. Она была похожа на обычную игрушку, но стоило надеть ее на руку, как начиналось волшебство. Игрушка оживала, она могла помахать рукой, кивнуть, расхохотаться, заплакать или пуститься в пляс.

«Звали куклу Би-ба-бо, а я звал ее Бибабошка и очень любил. Прошло детство, кукольная головка потерялась, остался только халатик», — позже писал Образцов в своей книжке-картинке для детей «Всю жизнь я играю в куклы» (1983).

Родители Сергея Образцова — инженер-железнодорожник и учительница — мечтали, чтобы у сына была серьезная профессия. Но папе и маме пришлось смириться — сын решил стать художником. После Реального училища К.П. Воскресенского он поступил на живописный (а потом и графический) факультет ВХУТЕМАС, учился у Абрама Архипова и Владимира Фаворского.

А потом он стал актером. Первым местом работы Образцова стала музыкальная студия МХТ (сейчас это Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Там он проработал восемь лет. Потом шесть лет — во МХАТ-II. Роли в основном исполнял комические, острохарактерные.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

В 1923 году Владимир Немирович-Данченко выпустил спектакль «Лисистрата» по одноименной комедии Аристофана. Сюжет — женщины отказываются жить с мужчинами, пока те не прекратят все войны, и берут власть в свои руки — был практически на злобу дня: 1920-е в России стали временем, когда женщина обрела голос. Главную роль играла прима Ольга Бакланова, художник Исаак Рабинович создал прекрасные авангардные декорации, Рейнгольд Глиэр написал музыку. Но некоторые зрители вновь и вновь приходили в театр, чтобы увидеть в первую очередь смешного Предводителя стариков и послушать, как он переругивается с женщинами.

Его сыграл молодой актер Сергей Образцов, уже немного известный в Москве, правда, в другом качестве.

Первые куклы

Работать с куклами он начал еще во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году. Началось все не совсем творчески — просто катастрофически не хватало денег.

Образцов и несколько его друзей решили заняться изготовлением кукол, чтобы продавать их по небольшой цене. Затея провалилась: игрушки не пользовались спросом. Зато Образцов смастерил тряпичную перчаточную куклу Негритенка, которая осталась с ним на долгое время. Он стал придумывать про нее разные истории и смешить небольшими представлениями окружающих.

Сначала это были домашние постановки, для которых он пробовал делать разных кукол, а потом начал выступать на творческих вечерах, концертах. Со временем у публики появились любимцы — зрители неизменно требовали выхода своего любимого Негритенка.

В 1928 году он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша. «Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Театр кукол

В мае 1930 года в Москве прошла Всероссийская конференция работников кукольных театров. Именно на ней было принято решение о создании Главного центрального театра кукол. Предполагалось, что он станет базой для организации сети подобных театров в СССР. Возглавить театр предложили Сергею Образцову, который уже успел стать известным актером-кукольником. Поначалу Образцов смутился: он не знал ничего о том, как управлять театром, сколько нужно актеров, как правильно их набирать. Что делать с финансовой стороной вопроса, тоже не представлял.

Театр был создан в 1931-м. Однако целых четыре года у него не было своего дома: репетировали в Доме художественного воспитания детей, играли на разных площадках, используя переносную ширму. В 1936-м театру выделили здание на площади Маяковского (сейчас Триумфальная). Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах». Через год здесь открыли свою библиотеку и первый в стране Музей театральных кукол. Туда попадали куклы, отыгравшие свое.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Постепенно Образцов находил талантливых драматургов, которые писали пьесы специально для нового театра. К пьесам были свои требования: например, нельзя писать длинные монологи — сыграть такое с куклами очень сложно. Образцов очень любил шутливые пародии, высмеивающие мещанство и пошлость: «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Хабанера».

Одним из самых частых гостей театра был Иосиф Сталин. Он настолько любил юмор и находчивость Образцова, его мастерство, что не раз приглашал его в Кремль. Однажды Сталин опоздал на представление, и его любимая «Хабанера» уже прошла. Тогда он попросил Образцова вернуться на сцену и показать номер еще раз. Похвалы и аплодисментов не жалел.

«Волшебная лампа Аладдина»

В 1940-м в театре поставили легендарный спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет. В нем впервые в стране использовали тростевые куклы — настоящее новшество. Трехметровый джинн Кашкаш — самая большая кукла театра. Над ним вместе с Образцовым работал главный художник Борис Тузлуков. Они долго думали, как выполнить джинна, чтобы он выглядел волшебно и таинственно. Было много вариантов, это постоянно обсуждали, идеи менялись, пока однажды Тузлуков не принес куклу, которую мастерил втайне от всех.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Голову джинна он поместил на центральную трехметровую палку-трость, две другие трости представляли собой руки. Его телом из подсвечивающейся пурпурной ткани управляли три актера. В голове куклы сделали механизм, позволяющий ей шевелить усами и ушами, открывать и закрывать глаза и рот, опускать брови.

Вскоре и кукла, и сама постановка прославились на всю страну. Спектакль был рассчитан скорее на подростков и взрослых — малыши боялись страшного джинна.

Военное время

В годы Великой Отечественной войны Сергей Образцов создал 16 концертных бригад, которые выступали на фронте. Солдатам показывали «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие постановки. Сам Образцов в костюме Пьеро выступал с куклой «Муссолини». Представления устраивали и для мирных жителей в Поволжье, Сибири, Казахстане. В 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Необыкновенный концерт

Послевоенное время ознаменовалось для театра появлением еще одного спектакля-легенды, задуманного Образцовым до войны. Речь идет о пародийном ревю «Необыкновенный концерт» (1946), который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное представление. Его сыграли больше 10 тысяч раз в разных странах мира.

Главный персонаж — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов. Не поднимая томных век на публику, он заставляет ее плакать от смеха. Первым исполнителем этой роли стал Зиновий Гердт — именно его голос сделал Апломбова незабываемым.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Получился этот персонаж почти случайно. Работая над «Необыкновенным концертом», Образцов в шутку подумал: «А почему бы нам не сделать куклу-конферансье?» Его поддержали. Прототипом героя стал известнейший конферансье тех лет Михаил Гаркави.

Как в случае с любой пародией, не обошлось и без обид: многие артисты стали узнавать в героях себя. Министерство культуры СССР вообще не хотело, чтобы спектакль показывали, — якобы он принижает советскую эстраду. Делать было нечего, Образцов переделал несколько номеров. Название, кстати, тоже менялось: было и «Обыкновенный концерт», и «Концерт кукол».

В 1968-м спектакль вышел в новой редакции. «Необыкновенный концерт» — до сих пор визитная карточка и один из самых популярных спектаклей Театра кукол имени Сергея Образцова.

Всемирная известность

В 1955 году Сергей Владимирович стал членом-корреспондентом Берлинской академии искусств, затем пробовал себя в качестве сценариста и режиссера документальных фильмов и телеспектаклей. Одна из самых известных его работ — «Небесное создание», сделанная на киностудии «Союзмультфильм».

Он продолжал ставить спектакли и вести преподавательскую деятельность — работать в ГИТИСе начал еще в 1935 году (в 1973-м стал профессором института).

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Между тем к его театру стала присматриваться Европа, а потом и США — спектакли показали и там. Зарубежных зрителей в первую очередь подкупала манера общения Образцова с залом.

В 1970 году Театру кукол дали новое здание — на Садовой-Самотечной улице. Надо сказать, и артистам, и их руководителю было жалко уезжать из старого дома, но выбора не оставалось: надо расширяться. К тому же здание требовало основательного ремонта. Новый, специально построенный для театра дом Образцов попросил украсить необычным часовым механизмом: каждый час в нем кричит петух, а из домика на фасаде под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка сказочного персонажа. В полдень из своих дверок одновременно выходят 12 кукол.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

А в 1976-м Образцову предложили стать президентом Международного союза кукольников и совета центра этой организации. В этой должности он пробыл восемь лет, затем стал почетным президентом.

Звание академического театр получил в 1981-м. К этому времени и он сам, и куклы превратились в звезд, которым рукоплескали Софи Лорен, Индира Ганди, Ив Монтан и многие другие известные личности.

Образцов-писатель

А еще Сергей Владимирович писал книги. Он говорил в них о режиссерской и актерской работе, о мастерстве обращения с куклами и о секретах их изготовления. Он кропотливо исследовал свои собственные удачи и поражения.

«Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья», — считал он.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Он написал книги «По ступенькам памяти», «Моя Кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств» и другие. В последней он размышляет о том, как все виды искусств сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Большое место в его размышлениях занимали куклы и отношение к ним. Вот как он писал во вступлении к книге «Моя профессия»:

«Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить ту же почетную ношу, ту же обязанность быть действительно нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу ни писать о куклах, ни заниматься этим искусством, потому что в таком случае оно превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничанье взрослых».

Источник

Необыкновенный концерт

Выход фильма «Необыкновенный концерт»

Необыкновенный концерт — пародийно-сатирический спектакль театра кукол им. С.Образцова. Одноимённый фильм со спектаклем снят в 1972 году.

Содержание

История

Eщё в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные. Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Между пьесой Введенского и созданным позже «Необыкновенным концертом» можно найти много перекличек по стилю, настроению, характеру драматургии, пародируемым жанрам. [1]

Работа над новым спектаклем началась уже весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса, осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Один из режиссёров спектакля, В. А. Кусов, вряд ли знавший о пьесе Введенского, вспоминал, что сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника». Спектакль, составленный как смешная пародия на стандартные приёмы и стереотипы множества тогдашних эстрадных концертов, так и назвали — «Обыкновенный концерт». Впервые он был показан в 1946 году. Постановка имела огромный зрительский успех, но через три года чиновники от культуры спектакль запретили. Пьесу, в которой не было положительного героя, обвинили в «очернительстве советской эстрады». Образцов нашёл выход из положения, введя в спектакль «положительного персонажа»: он сам решил вести концерт. По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова, и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт. [1]

В 1968 году [2] в новой редакции спектакля возродился полный концерт. Образцов изменил его первоначальное название на «Необыкновенный концерт». При этом ему удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей. [3]

Сюжет

Спектакль представляет собой пародию на различные жанры искусства, обычно входящие в сборный концерт: хоровое пение, опера, оперетта, авангардная музыка, цирковые номера, бальные танцы, цыганские романсы, зарубежная эстрада (французская певица Мари Жють — возможно, аллюзия на Мирей Матьё или Мари Лафоре, латиноамериканское трио «Лос Самоучос»), и, прежде всего — конферанс.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Крылатые фразы

Некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:

— Что?!
— За мной!
— Куда?!
— В монастыр. (сцена из оперетки «Букет моей бабушки»)

Источник

Нестареющий «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова

«Необыкновенный концерт» за свою историю был сыгран больше восьми тысяч раз, «живьем» его видели более пяти миллионов человек, а в телеверсии — больше двухсот миллионов. Получив эти цифры, эксперты Книги Гиннесса поначалу не поверили своим глазам: показатели самых популярных театральных постановок мира на два порядка ниже.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Еще в 1939 году Александр Введенский принёс в театр Образцова свою кукольную пьесу для взрослых «Концерт-варьете». Пьеса по просьбе Образцова была переработана для детей и представляла собой пародию на популярные концертные программы и исполнителей тех лет, а действующими лицами в ней были животные.

Однако постановку отложили, затем началась война, и пьеса Введенского так и осталась лежать в архиве театра. Работа над новым спектаклем началась весной 1944 года. Почти год продумывалась пьеса. Осенью 1945 года были готовы первые эскизы кукол, затем начались репетиции. Сценарий спектакля складывался постепенно по принципу театрального «капустника».

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Тогда Сергей Образцов поменял название спектакля на «Необыкновенный концерт». А в качестве положительного героя стал выступать сам, взяв на себя роль ведущего концерта.

По настоянию чиновников из программы были изъяты ещё несколько номеров (пародия на «буржуазный» джаз, «трафаретная» обезличенная хоровая капелла, в которой узнавали хор Свешникова и пр.), и оставшихся пять-шесть кукольных номеров хватило лишь на одно (второе) отделение, которое было названо «Концерт кукол», а в первом отделении Образцов исполнял свой сольный концерт.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

В 1968 году в новой редакции спектакля возродился полный концерт. При этом Образцову удалось сохранить неизменной всю программу, в том числе блестящие реплики конферансье, которые произносил Зиновий Гердт, искрометный юмор и сатирические образы всех персонажей.

Выражения «цыганский хор заполярной филармонии», «соло водобачкового инструмента» и «капелла главного аптекоуправления», равно как и имена Стеллы Свисс, Мари Жють и братьев Баклушиных знают у нас все, кому за двадцать или за двадцать пять.
«Необыкновенный концерт», не потеряв живой реакции, стал памятником ушедшей советской эстраде. О которой, иногда с горечью вспоминают какие-нибудь социально активные пенсионеры, которые, не теряя надежды на лучшее.
В прежние годы концерты были вправду разнообразнее. Мог выйти Василий Лановой и прочитать что-нибудь из Пушкина. Обычно он читал: «Алина, сжальтесь надо мною, быть может, за грехи мои, мой ангел, я любви не стою. »

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Что говорить, некоторые реплики ведущего Эдуарда Апломбова и участников концерта стали «крылатыми»:

«Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю».

«Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!»

«Молодой, холостой, незарегистрированный».

«Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона».

«А ну, ходи веселей, курносенький!»

«Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от Ла Скала».

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

«Дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность».

«Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте рояльчик».

«Лишь тот, кто витамины пьет, до самой смерти доживет!»

«Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. Есть мнение, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы».

«Завершающее монкондо белиссимо сюсюрандо водобачкового инструмента».

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Источник

Персонажи спектакля необыкновенный концерт

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

В 2011 году кукольный театр имени С. В. Образцова отпраздновал свое 80-летие и 110-летие со дня рождения своего создателя.
Культовый «Необыкновенный концерт», поставленный 65 лет тому назад, и сегодня колесит с аншлагами по стране.
А неподражаемый конферансье Эдуард Апломбов, говоривший раньше мягким баритоном Зиновия Гердта, последние тридцать лет вещает голосом одного из старейших актеров театра Роберта Ляпидевского.

— Когда Гердт брал в руки своего конферансье Апломбова из «Необыкновенного концерта», возникало ощущение, что у куклы даже менялось выражение лица. Но. Образцов очень ревниво относился ко всему, что делал Зяма. И однажды заявил в Минкультуры: «Или я, или Гердт». И Зяма написал заявление об уходе, проработав в театре 36 лет. Объяснял он всем деликатно: «Мы с Образцовым не сошлись по художественным вопросам».
Бывший фронтовик со своим знаменитым кукольным героем, конферансье Апломбовым
Бывший фронтовик со своим знаменитым кукольным героем, конферансье Апломбовым

О харизме
— Поразительно: прихрамывающий, не обладающий особыми физическими кондициями, он пользовался небывалым успехом у женщин. Все оттого, что выливал на каждую море мужской галантности. И дамы в нем безоговорочно соглашались тонуть. А как всех привлекал его голос! Этот густой ласковый тембр. Нам даже однажды пришло письмо от зяминой поклонницы: «Хочу иметь ребенка от этого тембра!»

— Когда Гердт брал в руки своего конферансье Апломбова из «Необыкновенного концерта», возникало ощущение, что у куклы даже менялось выражение лица. Но. Образцов очень ревниво относился ко всему, что делал Зяма. И однажды заявил в Минкультуры: «Или я, или Гердт». И Зяма написал заявление об уходе, проработав в театре 36 лет. Объяснял он всем деликатно: «Мы с Образцовым не сошлись по художественным вопросам».

На фото
Бывший фронтовик со своим знаменитым кукольным героем, конферансье Апломбовым

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

Реплики конферансье Эдуарда Апломбова

У рояля — то же, что было и раньше.

Дерзайте, маэстрочки, чтоб талантливо было, а я пойду немножко покурю.

Она (Мари Жють) поет о любви, только о любви в рамках культурного обмена. Ее тема — страдание, страдание не в смысле «я страдала, страданула», а в смысле «лямур-тужур-бонжур».

Мы с вами живем в эпоху деревянных реек, стекла и бетона. Вот почему на этой сцене столько деревянных реек, вот почему в нашем юморе столько бетона.

Пальмы, гитары и дружеская атмосфера — из ресторана «Метрополь».

Семён Иванович, будьте любезны, уберите этот сумасшедший инструмент.

Сидоров-Сидорини с огромным успехом пел в Милане, наискосок от Ла Скала.

Дикие звери работают в изолированной от публики клетке, что обеспечивает им полную безопасность.

Семен Иваныч, будьте любезны, дорогой, ликвидируйте, пожалуйста, рояльчик.

Ибо кто из нас не любит, придя домой после радостного трудового дня на службе, уединиться и попеть хором!

Конферансье. Слово это, к сожалению, до сих пор не русское, слово это зарубежное. Оттуда. Кстати, о Западе. С удовлетворением могу отметить, что Запад успешно загнивает. Но не будем на этом останавливаться, это, в конце концов, их нравы.

персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть фото персонажи спектакля необыкновенный концерт. Смотреть картинку персонажи спектакля необыкновенный концерт. Картинка про персонажи спектакля необыкновенный концерт. Фото персонажи спектакля необыкновенный концерт

«Гердт говорил мне, что я выиграл место в театре по трамвайному билету», — вспоминает Роберт Ляпидевский, один из исполнителей роли конферансье Апломбова в культовом спектакле Сергея Образцова «Необыкновенный концерт»

— Как возникла идея этого спектакля?

— Минутку… (Выходит и возвращается с куклой размером в половину человеческого роста — конферансье Апломбовым.) Вот он, наш герой. Началось все на концертах во время войны, когда Образцов с бригадой играли на передовой и в медсанбатах. Пародировали Гитлера, Муссолини и прочих персонажей. У каждого была своя кукла. Бойцы с хохотом катались по палате. Уже в 1945—1946 годах Образцов решил перевести театральное производство на мирные рельсы. Сыграли свою роль и демонстрации в театре. Представьте: куклы несут лозунги на красных растяжках: «Да здравствуют трудящиеся!», «Да здравствует КПСС!». Упасть не встать. Возникла мысль спародировать и эту халтуру, и бесчисленные артистические «бригадки». Зритель по сей день смотрит концерт с удовольствием. Но уже не подозревает, что это пародия на низкопробную эстраду, которая была почти нормой по тем временам. А потом Сергею Владимировичу Образцову пришла идея: «А что, если мы сделаем куклу-конферансье?» Его поддержал и наш художник Валентин Андриевич, Тин Тиныч, как его все величали в театре. Он нарисовал всех персонажей тогда еще «Обыкновенного концерта», в том числе и конферансье Апломбова.

— Проект легко прижился?

— Вовсе нет. Чиновники от культуры говорили: «Сергей Владимирович, как вам не стыдно? Неужели у нас такая отвратительная эстрада? Все советское — высшего класса. А вы, Сергей Владимирович, устраиваете карикатуру». Он пошел в министерство. Там то же самое: «Где положительный герой? Почему у вас все время кто-то пляшет и поет, когда говорит серьезные вещи? Вы просто из артистов сделали зоопарк. А где же позитив?» И тут Образцов предложил в качестве положительного персонажа себя. «Давайте, чтобы кукла вас не смущала, я буду выходить вживую и объявлять все номера». Ему дали карт-бланш. Он стал выходить и объявлять что-то вроде: «Выступает колоратурное сопрано». Не предупреждая, что это пародия. Или выходил какой-нибудь баритон с огромной шевелюрой, Сидор Сидорыч Сидоров-Сидорини. Но потом Образцову это перестало нравиться. Он пошел в министерство и благодаря своему авторитету отстоял свою точку зрения. Убедил чиновников Министерства культуры, что все-таки надо вернуть персонаж — куклу конферансье. Вернули. Только спектакль сменил название и из «Обыкновенного концерта» превратился в «Необыкновенный». Чтобы не возникало нежелательных обобщений.

— Были у Апломбова прямые прототипы?

— Многие не знают, что кукла Апломбов — это дружеский шарж на знаменитого конферансье Гаркави. Был такой обаятельный человек, очень талантливый конферансье, остроумный импровизатор. Однажды на концерте он умудрился объявить скрипача Когана как пианиста. За кулисами ему показывают: он же скрипач! И Гаркави не растерялся: «Ах да, совсем забыл, знаете, он еще и на скрипочке играет. И сейчас он как раз будет играть на скрипочке. Сейчас. А на пианино он сыграет потом». В общем, вышел из положения. В зале — оживление. Апломбова играли Евгений Сперанский, Семен Самодур и Зиновий Гердт. Причем западному зрителю Апломбова открыл именно Зяма, Зиновий Ефимович Гердт — гордость нашего театра.

— Как встречали вас за бугром?

— Когда впервые вывезли театр в Лондон, тамошний зритель был в недоумении. «Может, это люди, а нам вешают лапшу на уши — мол, это куклы? Приходили за кулисы и дотрагивались до персонажа руками. Ой, действительно, это кукла!» Дело в том, что в Европе меньше тростевых кукол — все больше марионетки. Зритель привык к ниткам и стержням — и вдруг он их не видит! А кукла идет по ширме, острит, балагурит. Просто шок. Потом гром аплодисментов, хохот. Тексты были транслитерированы переводчиком-фонетистом. Я вспоминаю Западный Берлин. Тогда мы сыграли «Божественную комедию» и «Необыкновенный концерт» в Шиллер-театре. Зал был

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *