персонажи врачи в русской литературе
Несмотря на то, что в последние годы все чаще слышны толки о смерти бумажной книги и конце эпохи Гуттенберга, всякий раз, посещая интеллектуальные фестивали или книжные ярмарки, я убеждаюсь, что книжная культура в России возрождается после упадка 90-х годов.
Так, на Московской международной книжной выставке-ярмарке, куда меня пригласили выступить на тему “Образ врача в русской литературе”, я увидел такое многообразие издательств и книг, о котором в юности не мог и мечтать.
Очень органично смотрелось собрание спикеров: писатель Марина Степнова, литературный критик Владимир Бондаренко, и я в качестве историка медицины. Подборка лекторов действительно очень правильная: писатель создает некую виртуальную действительность, историк исследует реальность, а критик, в некотором смысле, выступает в качестве медиума, соотносящего виртуальное и реальное.
Владимир Бондаренко в своем выступлении очень тонко подметил, что фигура врача в русской классической и советской литературе оказывается важнейшей метафорой всего образованного общества, будь то шарлатан Гибнер у Гоголя, абсолютный материалист Базаров у Тургенева, визионер Преображенский у Булгакова etc.
Действительно, уверенность наших естествоиспытателей в собственных силах, отсутствие моральных и гносеологических барьеров характерно не только для врачей, но и для русской интеллигенции в принципе.
Читаешь, например, поздние произведения Бердяева, написанные в эмиграции, когда уже нет былой России и армии, геополитическая ситуация в корне изменилась, а в это время Николай Александрович всерьез рассуждает о неотвратимом возвращении черноморских проливов.
Марина Степнова затронула еще один интересный аспект, рассказывая о своем литературном опыте, во многом инспирированном общением с родными и близкими, большинство из которых выбрали профессию врача.
Оказалось, что ее описания истории болезни некоторые преподаватели медвузов предлагают студентам в качестве образцов. Отсюда возникает вопрос: а может ли анамнез, история болезни быть литературой? Для меня, как для историка медицины, очевидно, что хороший врач, по крайней мере врач-исследователь, должен быть хорошим писателем.
Сама тема отношений медицины и литературы для русской культуры невероятно многогранна: врач-писатель, врач-персонаж, медицинский текст как литературное произведения и многое, многое другое. Поэтому фигура лекаря, знахаря, медика в отечественной книге будет актуальна ровно столько же, сколько будет существовать русская литература.
Образ врача в русской литературе
Образ врача в русской
Реферат по дисциплине «Русский язык и литература»
Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева…. 7
Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова ….10
Профессия врача не просто важна и интересна.
Врачебная деятельность связана с различными сторонами жизни: рождением, жизнью, страданием и смертью.
Образ врача в русской литературе – тема серьёзная и ответственная.
Одним из популярных писателей, обратившихся к деятельности врача, является Антон Павлович Чехов. Профессия врача отражена и у Викентия Викентьевича Вересаева, и у Михаила Афанасьевича Булгакова. В их произведениях отражены слабые и сильные стороны медицины, показана врачебная среда, со всеми ее плюсами и минусами. Образ врача мы рассмотрим на примерах произведений выше перечисленных авторов.
Может ли быть связан герой с его автором? Идеал врача, – каков он? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к целому ряду произведений Чехова. Это «Попрыгунья» (доктор Дымов), «Ионыч» (доктор Старцев), «Палата №6» (доктор Рагин).
Это произведения Булгакова: «Записки юного врача», «Морфий» (доктор Бомгард); «Собачье сердце» (доктор Преображенский); «Без дороги» (доктор Чеканов). Это «Записки врача» Вересаева.
И, конечно, нельзя не учесть жизненный путь самих писателей, воспоминания их современников.
Целью данной работы является изучение образа врача в русской литературе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— познакомиться с биографиями писателей-врачей: А. П. Чеховым, В. В. Вересаевым, М.А. Булгаковым;
— изучить творчество А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М.А. Булгакова о врачах;
— выявить особенности характеров героев-врачей в произведениях писателей-врачей.
Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Сам Чехов признается, что не знает, почему выбрал именно медицину. Наверное, сердце подсказало. В своей автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.
В годы студенчества изучал усердно медицину, с большим желанием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены, а в свободное время работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы Антон Павлович организовывал «производственную практику» и принимал больных в Чикинской больнице которая находилась недалеко от Воскресенска.
В ноябре 1884 года Чехов получает свидетельство в том, что он Университетским Советом утверждён в звании уездного лекаря. На дверях его квартиры появилась дощечка с надписью «доктор А. П. Чехов».
Истории пациентов послужили основой для создания художественных произведений, таких, как « Беглец», «Хирургия», «Мёртвое тело», «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма».
Чехов был лично знаком с земскими врачами, а их жизнь отражена в рассказах «Враги», «Неприятность», «Княгиня», в пьесе «Дядя Ваня».
В 1890 г. в поездке на остров Сахалин проявились лучшие черты врача- Чехова. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных. Писатель-врач почти всю жизнь занимался практической медициной. Став писателем, продолжает практиковать.
Медицина помогала Чехову, обогатив его научным пониманием психологии человека.
В рассказе «Попрыгунья», написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. Преданный своему делу, за копейки лечил больных. Он нравился коллегам своим характером, который свойственен врачам. Простой, умный и благородный. Работал в кабинете ночами, лечил пациентов.
Чехов считал, что «нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле». Его герои-врачи – обычные люди, и все-таки жизнь их подвергается тщательному анализу.
В рассказе «Ионыч» мы наблюдаем будничную жизнь города С., семьи Туркиных и доктора Дмитрия Старцева.
Складывается очень приятное впечатление о докторе. В начале рассказа Дмитрий Ионыч – «необыкновенный, удивительный доктор», необычайно трудолюбивый: «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Ему всё интересно, умел размышлять, давать оценку происходящему и даже мечтать.
К большому сожалению, это все осталось в прошлом.
«В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью». Все кажутся недостаточно понятливыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь.
Теперь же увлечение Старцева в основном частной практикой и бессмысленным присчитыванием денежных купюр говорит о нечестном служении медицине.
В кого же он превратился? В резкого, раздражительного, нетерпеливого Ионыча, которому живётся «скучно, ничто не интересует». По крайней мере, добрые Туркины не кажутся такими негативными по сравнению с доктором Старцевым.
Знакомя читателя с жизнью палаты № 6, Чехов показывает жизнь нового времени: «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли». Повесть знакомит с психически больными людьми. Долго и скучно шло время для пациентов, страдающих от врачебного безразличия.
Доктор Рагин. Сразу он предстаёт очень далёким от медицинской среды:
— внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук;
— доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом, нерешимость, равнодушие к себе;
— разочарование в медицине, после усердной работы, приема пациентов, операций, вдруг всё стало казаться бесполезным;
— равнодушие к больным.
Он сам «вырыл» эту яму собственной беспомощностью.
Врачи Чехова простые, мягкие добрые люди. Их жизнь проходит ровно. Чеховские врачи и не копируют путь писателя, и не имеют прототипов.
Антон Павлович, владея знанием психопатологии человека, на протяжении многих лет анализируя людей, приходит к выводу, что умирают его герои внутренне, и лишь потом от болезни.
Он считал, что «знание биологической стороны человека» обязательно необходимо, чтобы стать писателем.
2. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева
В 1894 году окончил медицинский факультет Дерптского университета и начинает врачебную деятельность в Туле. Во время русско-японской войны, призывают на военную службу военврачом, в Маньчжурию.
В своих произведениях он рассказал о слабых и сильных сторонах медицины, показал врачебную среду, врачей, которые использовали благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. Читатель становится свидетелем голода, неурожаев, эпидемий. В такой условиях врачам было очень тяжело работать.
Повесть «Без дороги» – исповедь – дневник, где рассказывается о 44 днях жизни молодого врача Дмитрия Чеканова.
Всё кажется ему скучным и ненужным. Чеканов потерял веру в себя.
Ему стыдно за свое привилегированное положение. После известия о холерной эпидемии Чеканов уезжает в захолустный городок.
Но вот вдруг, когда приходят в бараки добровольцы и ухаживают за пациентами безвозмездно, когда врач понимает, что выступает в роли спасателя многих жизней, его настроение резко меняется.
Конец повести все же оптимистичный, так как у доктора «светло и радостно на душе. Часто слёзы безграничного счастья подступают к горлу». Он уверен, что «не нужно отчаиваться, нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу, потому что работы страшно много», и об этом говорит остальным, таким же молодым, ищущим, «бездорожным». Для него, врача, стали превыше всего интересы пациента. Он и умер на своем посту.
Это мечты и реальность, трудная проверка на пути к ответственейшей из профессий.
Значителен круг вопросов, показанных писателем: отношения врача и пациента, зависимости человека от медицины, размышлений на тему опытов и риска в медицине и платы за лечение.
Путь становления многогранной медицины извилист, а проходят его только те, которые не бояться рисковать, набирать опыт методом собственных ошибок и экспериментов, порой даже на людях. Но может ли врач рисковать жизнью других? Кто дал право ему на опасные опыты? Врач должен получить навык, чтобы легко справляться с поставленными задачами и в любой момент оказать помощь больному. Но теоретические знания в институте лишь основа, которая не сможет принести пользы без практики. Всегда будет первый пациент, всегда будет страх перед неизвестностью.
Врач Вересаева приходит к выводу, что нужно многому научиться и долго и упорно работать над собой.
Главное – борьба. Борьба с жизнью и обстоятельствами, борьба в преодолении себя.
3. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова
В 1909 году Михаил Афанасьевич Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет. В 1915 году, в разгар войны, когда Киев стал превращаться в прифронтовой город, военное ведомство обратилось в ректорат Киевского университета с просьбой подготовить список из числа студентов, желающих служить в армии. И Булгаков оказался в числе первых, кто решил добровольно пойти на фронт.
Окончив университет в 1916 году со званием «лекаря с отличием», он немедленно приступает к работе в госпитале Красного Креста в Печерске. «Работать приходилось много: Михаил очень часто дежурил ночью, под утро приходил физически и морально разбитым, буквально падал на кровать, спал пару часов, а днём опять госпиталь, операционная, и так почти каждый день. Свою работу Михаил любил, относился к ней со всей ответственностью и, несмотря на усталость, находился в операционной столько, сколько считал нужным». В последних числах сентября 1916 года Булгаков с женой приезжает в село Никольское, где и развернутся события, которые в дальнейшем получат отражение в его произведениях.
«В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности – недолго». Устроить нормальную мирную жизнь в те годы не представляется возможным. С начала 1919 года власть в Киеве постоянно меняется, и каждое новое правительство мобилизует Булгакова как военного врача в свою армию.
В качестве военного врача он оказывается во Владикавказе, где заболевает тифом. Когда город занимают красные, Михаил Афанасьевич скрывает свою причастность к медицине, начинает сотрудничать с местными газетами, и вместо врача Булгакова появляется Булгаков-писатель. К профессиональному занятию медициной он больше уже не вернется.
Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, «Записки юного врача» и «Морфий».
В этих произведениях «заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с больным, страдающим, испуганным и беспомощным».
В «Записках юного врача» отображены многие подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова во время его работы в земской больнице села Никольское Смоленской губернии. Многие из проделанных операций отразились в его рассказах: ампутация бедра («Полотенце с петухом»), поворот плода на ножку («Крещение поворотом»), трахеотомия («Стальное горло»).
Герой рассказов Владимир Михайлович Бомгард – молодой врач, бывший студент, попавший по распределению в глухую деревню Горелово. Здесь у него начинается паника: «Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка». Но выхода нет, он единственный хирург, человек с высшим образованием в этом захолустье.
Врачебный долг – вот, что определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку («Стальное горло»), и девушку, попавшую в мялку («Полотенце с петухом»), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях непонятными словами («Пропавший глаз»).
Не боится молодой доктор сказать и о том, как трудно ему приходится, признать свои ошибки. Здесь происходит и самоанализ, и искреннее раскаяние, и угрызения совести.
Михаил Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его как хорошего врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался редко. Смелость помогала ему решиться на трудные операции. «Записки юного врача» созданы на основе «Записок врача» (1901) Вересаева, с которым Булгаков стал другом.
Врачи Булгакова заслуживают уважение своим трудолюбием, пользуются доверием, потому что спасли жизнь многим.
Эти врачи никогда не раскроют врачебную тайну, наделены чувством долга, милосердны, служат медицине. Они не допускают ошибок.
Если врач нуждается в знаниях, то стремится их получить с большой радостью.
Булгаков учит нас страдать и переживать, любить и испытывать отвращение, верить и ждать, то есть по-настоящему чувствовать и жить.
Литература и медицина встретились в произведениях писателей-врачей, как стихи и проза соединились в Лермонтове, как лёд и пламень сошлись у Пушкина.
Писатели-врачи были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Именно медицина помогла им изучить психологию и душевное состояние человека, почувствовать на себе жизнь будущих своих персонажей, передать часть себя. Только писатели-врачи могут под прямым углом посмотреть на героя-врача. Каждый из писателей по-своему описал образы врачей, каждый по-своему понимал медицинскую профессию. Чеховский герой-врач – добрый, трудолюбивый и отзывчивый, но и податливый.
Молодые врачи Булгакова повторяют судьбу самого писателя. Они образованны и талантливы, успешны, умеют преодолевать трудности и работать над собой, готовы к экспериментам.
Объединив лучшие перечисленные качества врачей, можно получить идеальный образ. Он бесстрашен перед неизвестностью, всегда на защите своего пациента, которому не побоишься вручить свою жизнь, для которого знание и милосердие стало профессиональным девизом.
После знакомства с данной литературой можно сделать следующие выводы:
— в отечественной литературе много интересных фактов из жизни писателей;
— в русской художественной литературе писателей-медиков подробно и глубоко изложена деятельность врачей;
— рассмотрев особенности характеров врачей, создано представление об идеальном образе врача.
Презентация «Врачи в русской литературе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Врачи в русской литературе Ивченко Карина СОШ №12, 11 класс Учитель: Анисимова О.Н. г.Выборг
Введение Цель: Рассмотреть образ врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам. Задачи: Найти связь героя произведения и автора Выделить характерные черты чеховского, булгаковского и вересаевского врача Увидеть идеальный образ врача, который создали писатели-врачи
Попрыгунья Осип Степанович Дымов
Ионыч Дмитрий Ионыч Старцев
Палата №6 Андрей Ефимыч Рагин
Врач глазами Чехова Чехов уделяет большое внимание внутреннему состоянию героя, его способности бороться с внешним миром и противостоять времени. Чеховский доктор – добрый, простой человек, трудолюбивый и отзывчивый, но вместе с тем мягкий и податливый, поэтому часто его побеждают обстоятельства, окружающие, время. Стиль Чехова – реалистичность, краткость, но в то же время клиническое описание душевного состояния и болезней, ёмкое содержание, понятный, но не сухой язык.
Викентий Викентьевич Вересаев «Моей мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека».
Без дороги Дмитрий Чеканов
Михаил Афанасьевич Булгаков «Вот увидишь, я буду писателем».
Записки юного врача Владимир Михайлович Бомгард
Собачье сердце профессор Преображенский
Каким видится врач Булгакова Молодые врачи Булгакова повторяют судьбу самого писателя, а опытные специалисты являются сатирической пародией на происходящее. Булгаковский врач талантлив и удачлив, он постоянно борется с собой, со своим страхом перед неизвестностью, перед трудностями. Его врач не боится пробовать, открывать что-то новое, ставить опыты. За их смелость и гуманизм судьба вознаграждает их. Булгаков умело сочетал реальность и фантастику, красочный и живой язык и медицинские термины, положительных и отрицательных героев.
Заключение Только писатели-врачи могут под прямым углом посмотреть на героя-врача. Чехов, Вересаев и Булгаков были настоящими медиками, и именно это помогло им изучить психологию и душевное состояние человека, почувствовать всё, что испытали их персонажи. Если попробовать соединить все лучшие качества врачей, о которых нам говорят писатели, то получится идеальный образ врача, врача, которому мы не побоимся доверить свою жизнь. Это гуманный и отзывчивый человек, глубокий мыслитель, который не боится препятствий и неизвестности.
Использованные материалы Е. Булгакова. Воспоминания о Михаиле Булгакове А.Аникин. Образ врача в русской классике В. Лосев. Зловещая операция (вступительная статья) Ю. Фохт – Бабушкин. О творчестве В. В. Вересаева (вступительная статья) В. Лакшин. Мир Михаила Булгакова И. М. Гейзер. А. П. Чехов и В. В. Вересаев. Писатели и врачи http://www.komediant.farvater.org http://www.portal-slovo.ru/ www.kritika.nl archives.narod.ru/main.htm http://apchekhov.ru/books http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w http://www.rulex.ru
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-326782
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Не то с мечом, не то со стетоскопом…». Книги о врачах
Какие-то писатели сами были медиками, какие-то лишь одевали в докторский халат своих героев — но у каждого из них найдутся слова, чтобы поддержать вас в карантине
Текст и коллаж: ГодЛитературы.РФ
Обложки взяты с сайтов издательств
Сейчас даже учителя литературы, когда слышат «герой нашего времени», сперва, наверное, думают о врачах, а лишь потом о Печорине. Коронавирус действительно заставил весь мир обратить внимание на титанический труд медиков: работающие на износ, сутки напролет спасающие чужие жизни и рискующие своей, врачи по праву обрели статус героев. Их кормят рестораны и кофейни — потому что готовить самим им некогда; их селят в отелях — потому что, вернувшись домой, они рискуют заразить близких; в Нью-Йорке в семь часов вечера самоизолировавшиеся американцы аплодируют врачам из окон, а наши депутаты предлагают наконец поднять им оклад. Все это замечательно, но труд врачей был героическим задолго до эпидемии — писатели из нашей «врачебной» подборки не дадут соврать. А заодно развеселят и дадут пищу для размышлений.
Михаил Булгаков «Записки юного врача»
В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и через семь лет получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В «Записках юного врача» изображены художественно переработанные, но реальные случаи, происходившие с писателем во время его работы в Никольском в 1916—17-х годах доктором, куда он был направлен с фронта, и в земской городской больнице Вязьмы.
Я в это время уже сидел за письменным столом, стараясь, чтобы двадцатичетырёхлетняя моя живость не выскакивала по возможности из профессиональной оболочки эскулапа. Правая моя рука лежала на стетоскопе, как на револьвере.
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье — как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!
Ну, нет… я буду бороться. Я буду… Я…» И сладкий сон после трудной ночи охватил меня. Потянулась пеленою тьма египетская… и в ней будто бы я… не то с мечом, не то со стетоскопом. Иду… борюсь… В глуши. Но не один. А идет моя рать: Демьян Лукич, Анна Николаевна, Пелагея Ивановна. Все в белых халатах, и всё вперед, вперед…
Людмила Улицкая «Казус Кукоцкого»
Книга Людмилы Улицкой, окончившей биологический факультет Московского государственного университета, описывает судьбу потомственного медика, профессора-гинеколога Павла Алексеевича Кукоцкого. Особый дар диагноста, «внутривидение», давал доктору возможность «видеть» поражённые внутренние органы пациентов.
Василий Аксёнов «Коллеги»
В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания, но из-за репрессированных родителей допуск ему не дали. Работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве. Повесть «Коллеги» (1959) рассказывает о трех друзьях, учившихся в Ленинградском мединституте и после распределения работающих в санитарно-карантинном отделе Ленинградского морского порта и в сельской больнице.
Может быть, вспомнил старый фельдшер, сколько раз, грозно насупившись, он бросал сакраментальную фразу: «Медицина бессильна!» — и не думал даже о том, что бессильна не медицина, а он сам.
Нда-с, батеньки, несмотря на все наши усилия, больные поправляются.
Почему в медицинский пошел? Вам это интересно? Ах, интересно! Ну, по недоразумению. Медицина? Я жить без нее не могу. А какого черта вы меня все расспрашиваете, словно начальник отдела кадров? Я грубиян? Идите вы знаете куда!
Борис Пастернак «Доктор Живаго»
Главный герой романа-эпопеи Бориса Пастернака — доктор и поэт Юрий Андреевич Живаго. Его прототипом, вероятно, был врач Дмитрий Дмитриевич Авдеев, сын купца второй гильдии, с которым Пастернак познакомился во время эвакуации в Чистополе, где писатель жил в 1941—1943 годах. Дмитрий Лихачев писал о романе, как об «автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. И тем не менее автор (Пастернак) как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, написанная им с предельной откровенностью».
Викентий Вересаев «Записки врача»
Вересаев (1867—1945) был современником Салтыкова-Щедрина, Короленко, Гаршина и продолжал писать, когда уже звучали имена Шолохова и Твардовского. Самым известным его произведением стали «Записки врача», открывшие миру «больные» стороны медицины. Эта книга принесла Вересаеву такую славу, которую, по его словам, без нее он никогда бы не имел.
Есть много превосходных теоретиков, истинно «научных» медиков, которые в практическом отношении не стоят ни гроша.
Артур Хейли «Окончательный диагноз»
Действие романа Артура Хейли разворачивается в середине прошлого века в американской больнице, где круглые сутки лечат и спасают людей. Казалось бы, это ли не главное в мире больницы? Однако Хейли по своему обыкновению разбавляет журналистские подробности медицинского быта всяческой литературой — изменами, предательствами, любовью; к последнему могут быть вопросы, но к собственно производственной части придираться сложно.
Человек должен жить. Это единственная задача медицины.
У медицины лишь одна задача, всегда была и всегда будет. Помочь каждому отдельному человеку выжить.
Все мы должны сочувствовать друг другу. Никогда не знаешь, когда сочувствие потребуется тебе самому.
А.П. Чехов «Ионыч»
У Туркиных перебывали все городские врачи; дошла наконец очередь и до земского. Вера Иосифовна написала ему трогательное письмо, в котором просила его приехать и облегчить ее страдания. Старцев приехал и после этого стал бывать у Туркиных часто, очень часто. Он в самом деле немножко помог Вере Иосифовне, и она всем гостям уже говорила, что это необыкновенный, удивительный доктор. Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени
Старцев всё собирался к Туркиным, но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа. Прошло больше года таким образом в трудах и одиночестве; но вот из города принесли письмо в голубом конверте.
В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью.
Лео Бокерия «Влюблен в сердце»
На счету Лео Антоновича Бокерии — 5000 операций на открытом сердце и более полувека у операционного стола. «Влюблён в сердце» — биография Лео Бокерии: воспоминания самого врача перемешиваются здесь с добрыми словами его коллег и родных и даже репортажами из операционной.
Врач никогда не станет бездушным роботом. И даже если операции начнут делать умные машины, а это время уже близко, за спиной самого умелого робота все равно будет стоять человек со своей умной и нежной душой.
У каждого из нас, и у меня и у любого другого живущего, есть множество интересов, свои планы и надежды. Но иногда наступает момент, и тогда ты должен принять решение. Я убеждён, что решение всегда должно быть принято в пользу борьбы. Человек никогда не должен сдаваться, а мы, врачи, должны ему в этом всеми своими силами помогать.
А.И. Солженицын «Раковый корпус»
В основу «Ракового корпуса» легли больничные впечатления Александра Солженицына, в 1954 году перенесшего онкологическое заболевание: в январе писатель был направлен на лечение в Ташкент, а в марте выписан со значительным улучшением. Так что неудивительно, что некоторые персонажи повести имеют реальных прототитов.
В несколько часов Русанов как потерял все положение своё, заслуги, планы на будущее — и стал семью десятками килограммов тёплого белого тела, не знающего своего завтра.
И ещё обязательное условие: переносить лечение не только с верой, но с р а д о с т ь ю! С радостью! Вот только тогда вы вылечитесь!
Юрий Герман«Дорогой мой человек»
«Многих воителей стоит один врачеватель искусный».
Какие бы кошки ни скребли, какие бы величественные и горькие мысли вас ни посещали, как бы вы ни сомневались – работайте.
Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»
Главным героем своего знаменитого романа Ремарк сделал немецкого хирурга, нелегально живущего в Париже в 1938—39 годах. Равич, участник Первой мировой войны, оперирует пациентов вместо менее умелых французских коллег. В конце романа начинается очередная война, Равич эмигрирует в США и работает там хирургом под настоящим именем: об этом, впрочем, мы узнаем лишь из романа «Тени в раю».
Вениамин Каверин «Открытая книга»
– И вот человечество вновь остановилось перед вопросом, которому гениальные умы прошлого отдавали все свои силы, – диктует старый доктор. – Кто уносит миллионы жизней, погибающих от сыпного тифа, оспы, испанки, бешенства и других болезней, возбудителей которых еще никому не удалось обнаружить? По мере того как эти болезни внимательно изучались…
Перед странной задачей остановились мы в послевоенные годы – доказать, что наша медицинская наука развивается с необычайной быстротой или, по меньшей мере, быстрее, чем наука других стран или всего мира. Нам, и никому другому, принадлежали все медицинские открытия XIX и XX веков – это утверждалось в книгах и статьях, в кино и театре. И никто не замечал, что наряду с защитой придуманного, мнимого первенства мы теряли подлинное, добытое в мучительных трудах и исканиях. Существовали десятки причин, по которым мы теряли это реальное первенство, но самая главная из них заключалась в том, что никто из нас не имел права делиться своими открытиями даже с лабораторией соседа.
Франц Кафка «Сельский врач»
Сельскому врачу надо ехать к больному ребёнку, но его лошадь «околела прошлой ночью». Вдруг он отыскивает в сарае пару лошадей и конюха, готового запрягать. Дальше уровень фантасмагоричности лишь вырастет, и цена, которую придется заплатить доктору за эту поездку, как обычно у Кафки, окажется высокой.
Таковы люди в наших краях. Они требуют от врача невозможного. Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырех стенах и рвет в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, от слабых рук хирурга. Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался; хотите принести меня в жертву своей вере — я и на это готов; да и на что могу я надеяться, я, старый сельский врач, лишившийся своей служанки?
Я назначен сюда районными властями и честно тружусь, можно даже сказать — через край. Хоть мне платят гроши, я охотно, не щадя себя, помогаю бедным.
Синклер Льюис «Эроусмит»
Образ главного героя книги, Мартина Эроусмита, был вдохновлен беседами Синклера Льюиса с микробиологом Полем де Крюи, автором известной книги «Охотники за микробами».
Когда она явилась, он объяснил ей, что его открытие сделано случайно, что большая часть научных открытий случайны и что ни один исследователь, даже самый великий, не может сделать ничего большего, как только вовремя оценить свои случайные наблюдения.
Но опять таки, помните всегда, что не всякий, кто работает в науке, – ученый. Лишь очень немногие! Остальные – секретари, пресс агенты, прихлебатели! Быть ученым – это все равно как быть Гете: с этим рождаются. Иногда мне кажется, что у вас есть немного вот этого, врожденного. Если оно у вас есть, тогда нужно делать одно… нет, две вещи нужно делать: работать вдвое упорней, чем вы можете, и не давать людям использовать вас.
Одно только смущает бактериолога, когда он настроится философически: к чему нам уничтожать эти милые патогенные микроорганизмы? Уверены ли мы, когда смотрим на этих весьма непривлекательных молодых студентов, из тех, что примыкают к ХАМЛу и поют нудные псалмы и носят шляпы с выжженными на подкладке инициалами, — уверены ли мы, что стоит тратить время на охрану их от какой-нибудь блестяще работающей тифозной бациллы с ее прелестными жгутиками?
Максим Осипов «Грех жаловаться»
Максим Осипов — врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, который в последние годы работает в Тарусской больнице. Очерки Осипова о российской провинции стали поводом для бурных дискуссий в прессе и в интернете. Эти очерки, гуманные и беспощадные, открывают сборник, который продолжается разговором об общественном служении.
Быть главврачом трудно. Во-первых, приходится руководить людьми, а это неприятно, особенно человеку с душой и особенно в районной больнице, где выбирать не из кого.
Чтобы радоваться, – надо быть. А чтобы быть, чтобы достичь полноты, надо служить. Здесь и сейчас, во времени и в пространстве – ценностям.
Алексей Моторов «Юные годы медбрата Паровозова»
Сюжет книги основан на подлинных фактах. Автор, врач по образованию, рассказывает о своей юности, пришедшейся на 80-е.
Такое впечатление, что самая необременительная, веселая и высокооплачиваемая работа – конечно же у врачей. Понять, почему в медицинские институты всегда стабильно высокие конкурсы, не может никто. Есть во всем этом что-то метафизическое.
Михаил Веллер «Байки скорой помощи»
Веллер родился в потомственной врачебной семье: мать — врач, выпускница Черновицкого медицинского института; отец окончил Военно-медицинскую академию, офтальмолог, заведующий отделением психиатрической больницы. В книге описаны случаи из практики бригады Скорой помощи, которые автор для простоты именует Огнестрельное, Голова, Артист, Бытовая Травма, Падение с Высоты.
. Только врачи и милиция знают изнанку большого города. Какие беспощадные войны, какие античные трагедии. Не было на них бытописателя, запрещена была статистика, и тонут в паутине отошедших времен потрясающие душу и разум сюжеты: простые житейские истории.
Александр Стесин «Нью-йоркский обход»
Чтобы ответить на вопрос, совместима ли наша работа с верой, достаточно взглянуть на ежегодную конференцию американского радиоонкологического общества. Это собрание сплошь состоит из ортодоксальныхевреев в кипах, сикхов в тюрбанах, строгих католиков и набожных протестантов, правоверных мусульман и индусов — словом, это самая религиозная группа людей, какую только можно себе представить. Даже шри Аппани, известный своей прижимистостью, несколько раз жертвовал огромные суммы на строительство храмов в Андхра-Прадеше. Почему? Потому ли что «в окопах не бывает атеистов», и, согласно диагностике Кьеркегора, любая вера начинается со страха (вера слепа, да у страха глаза велики)? Потому ли, что человеком, который выбирает профессию врача, движет — помимо прочего —желание контролировать ситуацию, но, как выясняется, никакого контроля нет и быть не может? Или потому что болезнь — это одиночество, и врач, изо дня в день имеющий дело с чужим одиночеством, не может не при-мерять его на себя? Все объяснения лежат на поверхности и по большому счету не имеют значения.
Вера нужна лично мне, чтобы продолжать заниматься своим делом, принимать все как есть. Чтобы не отводить глаз, когда бенгалец Сайид бормочет свое «иншалла, иншалла».
«Чудо возможно, доктор, иншалла». Посильное чудо.
Я провел повторный курс радиации. И чуть ли не год спустя Сайид позвонил мне, чтобы сообщить: вопреки всем прогнозам, его жена Шамина все еще жива и продолжает шевелить правым мизинцем.
Григорий Горин «Формула любви»
Григорий Горин окончил в 1963 году 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова, несколько лет работал врачом скорой помощи. «Советский врач, — писал Горин, — был и остаётся самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…»
Калиостро с блаженным выражением затянулся и опустил кончик мизинца в бокал с водой. Мизинец зашипел, как раскаленный паяльник, обильно образуя пар. После этого Калиостро посмотрел на доктора, который хранил невозмутимое спокойствие.
— Надеюсь, сударь, в вашем уезде подобного не случалось? — спросил Калиостро.
— От пальца не прикуривают, врать не буду! — сказал доктор. — А искры из глаз летят… Вот хоть у господина За-госина о прошлом годе мужик с воза свалился да лбом об оглоблю. Ну, я вам доложу, был фейерверк…
— Все сено сжег, — подтвердил Свиньин. — Да какое сено! Чистый клевер…
После этих слов Калиостро постучал вилкой по звонкому бокалу, потом эффектным движением сунул вилку в рот, с аппетитом прожевал ее и благополучно проглотил… После чего взглянул на доктора.
Доктор, подумав, ободрил Калиостро взглядом. Кивнул:
— Да! — сказал он. — Это от души… Это достойно восхищения. Ложки у меня пациенты глотали много раз, не скрою, но вот так, чтобы за обедом… на десерт… и острый предмет… замечательно! За это вам искренняя сердечная благодарность. Ежели, конечно, еще кроме железных предметов и фарфор можете употребить… — Он взялся за большую тарелку и оглядел ее со всех сторон. — Тогда просто нет слов!