персы история ирана эпоха зороастризма

Зороастризм в Иране: от зарождения к возрождению

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Над тем, что и как «говорил Заратустра», в Иране до сих пор размышляют не меньше великого философа Ницше. И если его книга «для всех и ни для кого», то Авеста, наверное, — не для каждого и не для случайного. Что принимают на веру зороастрийцы современности?

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Изображение Заратуштры из храма огня в Йезде / источник фото: wikipedia.org

Вера «на исходе»

«За древностию лет» установить точную дату появления зороастризма не представляется возможным. По одной из версий, когда жил и проповедовал Заратуштра (или Зороастр), мир еще не знал имени Александра Македонского (356-323 годы до н.э.), а по другой — династию Ахеменидов уже сменили Селевкиды [македонская династия, объявившая себя наследницей азиатской империи Македонского в 312 году до н.э. — прим. «Иран сегодня»]. Версий много, но, так или иначе, британская исследовательница Мэри Бойс называет приблизительную цифру три с половиной тысячелетия назад. Такой почтенный возраст самой древней религии откровения (т.е. посланной через пророка) отнюдь не делает ее историей.

На сегодняшний день в мире проживает около 200 тысяч последователей зороастризма. Из них, по разным оценкам, от 25 до 50 тысяч живут в Иране, что делает его вторым после Индии по численности этой религиозной группы.

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Церемония посвящения мобеда (зороастрийского священнослужителя) / источник фото: seratnews.com

Учение «по существу»

По современным меркам небольшие религиозные общины зороастризма — гебров в Иране и парсов в Индии — являются наследниками религиозных традиций двух когда-то значительнейших ветвей протоиндоиранцев: иранцев и индийцев-индоариев. Несмотря на некоторые различия, основа их учения одна — представление об Ахура-Мазде («Мудром Господе»), которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Анхра-Манью («Злой дух»), источник всего злого и темного, то есть небытия. Мир и сердца людей — арена их борьбы.

Уже в зороастризме появляется идея свободного выбора между добром и злом и воздаяния каждому по его поступкам, что впоследствии нашло свое продолжение в трех крупных конфессиях — христианстве, иудаизме и исламе. Впрочем, зороастризм обогатил не только мировые религии, но и культуры. В частности, подарил Ирану официальный новый год.

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Зороастрийский храм в Йезде / источник фото: navid24.com

Вызовы призыву веры

Хотя в Иран и новый год не приходит без зороастрийской традиции [Ноуруз — иранский новый год, пришедший из зороастризма; празднуется 21 марта — прим. «Иран сегодня»], история зороастризма в этой стране однозначной не была. Первым серьезным ударом стало арабское завоевание, принесшее на земли Ирана не только новую письменность, но и новую систему взглядов — ислам [в 637 году арабы взяли столицу сасанидского Ирана, Ктесифон, а к 651 году почти весь Иран оказался под властью Арабского халифата — прим. «Иран сегодня»].

С тех пор зороастризм, который мог бы претендовать на роль мировой религии, стал постепенно терять своих последователей в Иране. Не способствовали его популяризации и процессы эмиграции, а так же межконфессиональные браки, потомство в которых отдавало предпочтению исламу.

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Моление в зороастрийском храме селения Чак-Чак / источник фото: asriran.com

Верное пламя

И все же отстоять очаги веры — как в прямом, так и в переносном смысле — удалось традиционным зороастрийским центрам Ирана — городам Керману и Йезду. Зороастрийцы Йезда, защищая священный для них огонь от постоянных набегов, выстраивали свои дома как крепости. Такую узнаваемую застройку города отмечали еще первые европейские путешественники, впрочем, говорили они и об особой чистоте Йезда.

Дело в том, чистота — один из ключевых принципов зороастрийского учения. Как тогда, так и сейчас, последователи зороастризма уделяют особое внимание очищению — как личному, так и окружающему. Отсюда омовение перед молитвой, особые маски, препятствующие осквернению дыханием священного огня, а так же отсутствие обрядов захоронения или сжигания — во избежание осквернения любой из стихий природы. Последняя традиция держалась весьма долго, и лишь под нажимом шаха Резы Пехлеви (1925-1941) зороастрийцы стали постепенно отказываться от специальных «башен молчания», где умерших оставляли на открытом воздухе, и стали прибегать к захоронению в зацементированных гробах.

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Зороастрийское кладбище в Тегеране / источник фото: isna.ir

От зарождения к возрождению

Однако едва ли первая половина ХХ века реально пошатнула позиции зороастрийцев в Иране. Скорее — наоборот. Помимо традиционных центров и их окрестностей, где реставрировались старые зороастрийские храмы, вроде Гахамбар-хане, и строились новые, зороастрийцам был открыт путь и в столицу. По данным исследовательницы Мэри Бойс, между 1945 и 1965 годом численность зороастрийцев в Йезде уменьшилась почти наполовину, впрочем, настолько же прибавилась в Тегеране. А еще ранее в 1925 году первому зороастрийскому официальному депутату Кею-Хосрову Шахроху удалось добиться принятия в меджлисе (парламенте) официального употребления зороастрийских имен для названия месяцев солнечного календаря.

В этот же период, к середине столетия, зороастризм пережил настоящее возрождение. Ведь во время правления последней династии шахов Ирана Пехлеви (1925-1979) зародилась своеобразная мода на зороастризм: религиозная символика стала украшать государственные учреждения, мусульмане охотно отдавали своих детей в зороастрийские школы. Сами же зороастрийцы начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. А уже в конце 1930-х годов шиитское духовенство объявило в специальной фетве, что зороастрийцы находятся под защитой ислама.

персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть фото персы история ирана эпоха зороастризма. Смотреть картинку персы история ирана эпоха зороастризма. Картинка про персы история ирана эпоха зороастризма. Фото персы история ирана эпоха зороастризма

Зороастрийский храм в Тегеране / источник фото: morahem.com

С «нового дня»

На сегодняшний день зороастрийцы имеют такой же набор прав, как и другие религиозные меньшинства Ирана. За ними закреплено одно место в парламенте, предоставлена возможность содержать собственные школы и детские сады, отдельные кладбища, а также создавать культурные и спортивные объединения. Узнать о них, впрочем, не трудно. Ведь религиозные меньшинства Ирана сегодня могут осваивать не только духовное, но и медиапространство. Достаточно полистать издания «Берасад» и «Амордад».

Отыскать же самих зороастрийцев в Тегеране тоже не слишком сложно. Вот, по крайне мере, два адреса: зороастрийский храм (атешкаде) неподалеку от улицы Фердоуси, прямо напротив армянской церкви Сурб Аствацацин; и зороастрийский комплекс на востоке столицы, в районе Техран-Парс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *