первая библиотека на руси появилась при князе
Первая библиотека на руси появилась при князе
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.
2. Немного о Древней Руси
Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.
Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.
3. Что такое «библиотека»?
Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год ) в Соловецкой летописи, которая сообщала : “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
4. Библиотека Ярослава Мудрого
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утвержда
ют, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера-“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.
“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.
О читателях этой библиотеки мы ничего не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…”. Дан здесь один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”
Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.
Обширное собрание книг- не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях»- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.
5. Древнейшие сокровища Новгорода
Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочислен
ных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга- “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была «найдена» в гардеробе императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.
Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдален
ных русских монастырей и переписывали здесь книги.
Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде- в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.
6. Существуют мнения
Однако вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христиантва, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не толлько иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.
Все больше и больше становилось на Руси людей, “насыщающихся сладостью книжной”.
7. Возникновение монастырских библиотек
“Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилсь в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.
Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы проветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими бибилиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.
По-видимому, в некотрорых библоитеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.
Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве”и другие сочинения.
Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и огралении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопроваждалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.
Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих бибилиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.
8. Христианство. Что оно дало?
Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросвх и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие архелогические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распрастранению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распрастранения и укрепления христианской религии- идеологической основы феодального государства.
Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия христаанства- официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужедные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из болеее чем 130 рукописных книг 11- 12 веков, около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.
9. Первые описи книг
К 16 веку сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечями библиотечных каталогов. По ним можно проследить и данамику роста фондов библиотек.
По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом бибилиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное ”вымывание” из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных бибиотек.
10. Библиотеки: громкие имена
Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана-3, Василия-3, Ивана Грозного, исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоёвывания Константинопаля турками.
Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко- культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
Презентация «Первые библиотеки на Руси»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Первая библиотека древней Руси Древнерусские книжники Древнерусская рукописная книга План
В «Повести временных лет» сохранились строки о создании первой библиотеки на Руси при Ярославе Мудром. Первая библиотека древней Руси
В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».
Вложенная презентация с изображениями Золотых ворот в Киеве.
Вложенная презентация с изображениями Софийского собора
Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в подземельях киевского собора. Памятный знак в честь библиотеки Ярослава Мудрого При Софии Киевской князь Ярослав устроил помещение для переписчиков книг и для библиотеки. Его книжное собрание, как утверждают, насчитывало до тысячи рукописных томов. В память об этом на Софийском подворье, недалеко от входа в собор, поставлен в 1969 году символический камень (скульптор Иван Кавалеридзе). На камне помещен портрет Ярослава и летописный текст: «В лето 6545 (по современному летосчислению 1037). Сей же Ярослав, сын Володимер, насея книжными словесы сердца верных людей. Велика бо польза бывает человеку от учения книжного». Дополнительные сведения
Великий князь основал и древнейшее русское книгохранилище при новгородском Софийском соборе, которое сохранилось до наших дней. Помещение бывшей библиотеки Софийского собора Новгород
Как русские люди оценивали сокровища, приобретенные ими с христианством, и как были благодарны людям, давшим им это сокровище, видно из отзыва летописца Нестора о деятельности князей Владимира и Ярослава:
«Подобно тому, как если бы кто распахал землю, а другой посеял, а иные стали пожинать и есть пищу обильную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца людей, просветивши их крещением; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы теперь пожинаем, принимая книжное учение. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, в словах книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания».
Писали книги специально обученные переписчики или очень грамотные и образованные люди. Древнерусские книжники
Переписывание книг на Руси считалось очень почетным занятием. Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое свободное время такой переписке. Н.К.Рерих. Ярослав Мудрый (1942)
Древнейший центр составления и переписки книг – Киево-Печерский монастырь.
С появлением на Руси писчей бумаги в конце XIV века большая часть самых ценных и необходимых книг была скопирована. Н. Усачев. Школа писцов сложилась и в Андрониковом монастыре, где трудилась над перепиской книг группа монахов-писцов
Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.
Специальные палаты для переписки и оформления книг теперь называются скрипториями. Реконструкция древнерусского скриптория на выставке «Свет Валаама» в музее Кижи
И в настоящее время в старообрядческих скитах, которые находятся в горах и в лесах, имеются современные скриптории, в которых переписываются и переплетаются книги по всем правилам древности.
Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.
Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец — автор первой истории русского государства – Повести временных лет.
Ученые очень дорожат древними рукописными книгами. Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках интересных находок. Такие экспедиции называются археографическими, а ученые, занимающиеся поиском, изучением и описанием древних книг, — археографами.
Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад. А рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад. Древнерусская рукописная книга
Поначалу книги привозились из православных стран — Византии и Болгарии. Затем их стали писать и на Руси. В «Повести временных лет» говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали множество книг.
При храмах и монастырях создавались первые русские библиотеки и школы. При монастырях же обучались искусству переписывания книг, которые требовались для новых монастырей, церквей и библиотек. Школа XIV в. Миниатюра из Жития Сергия Радонежского. Фрагмент. Конец XVI в.
Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения.
В монастырях зародилось и русское летописание. Новоскольцев А.Н. Летописец
Исследователи древнерусской книги установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Российская Национальная библиотека, зал редких книг
Но большинство из них, к сожалению, не сохранились. Многие древние рукописи погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам — в последующие столетия. Очень много старинных книг было утрачено уже в нынешнем столетии.
В Древней Руси огромное количество книг погибло в пожарах, которыми часто сопровождались вражеские набеги и междоусобицы. В лучшем положении были те рукописи или печатные издания, которые хранились в каменных соборах. Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.
Сейчас сохранившиеся древнерусские книги хранятся в архивах, музеях и библиотеках. Каждая из них имеет свой шифр, чтобы ученым было легче искать ее и ссылаться на нее. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг — Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Остромирово Евангелие 1056-1057
Всего от XI — XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них — книги для совершения церковных служб.
Почти все они написаны не на бумаге, а на пергамене (пергамен, или пергамент — это специально выделанная для письма телячья кожа).
На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения, или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги. Изборник Святослава 1073 г.
Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства. Преподобный Нестор-летописец
Первая библиотека на руси появилась при князе
Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения
1. Введение
Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.
2. Немного о Древней Руси
Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь.
Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными “роусьными письмены”. Все рукописные книги, а их называли еще “источниками мудрости”, “реками, наполняющими вселенную”, “утешением в печали”, ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала– пергамента.
Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10– начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их” на учение книжное”. Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей “учите книгами”. Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.
3. Что такое «библиотека»?
Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год ) в Соловецкой летописи, которая сообщала : “Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
4. Библиотека Ярослава Мудрого
В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утвержда
ют, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера-“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.
“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог
Монастырские библиотеки древнерусского государства
Со времен княжения Ярослава Мудрого начинается история русского монашества, появляются русские монастыри, которые играют не только роль религиозных центров, но и своего рода академий наук и университетов. В ХI-XIII веках были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах. В период до нашествия монголо-татар монастырей на Руси возникло около 70, они были расположены по всей обширной территории древнерусского государства.
“Зерна книжной мудрости”, посеянные Ярославом, дали пышные всходы по всей стране. По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои летописные мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи.
Монах-переписчик. XIII в.
став монастырей предусматривал в них особую должность книгохранителя и вменял в обязанности монахам чтение книг. В частности, устав греческого Студийского монастыря, который в XI веке был введен в русских монастырях, требовал от книгохранителя “по удару в било собирать монахов в дни, свободные от работы, и раздавать им книги для чтения. Вечером, по сигналу же, монахи должны были собираться опять и возвращать книги, взятые по записи”. По монастырским правилам книги также читались и вслух во время общей трапезы.
Устав обязывал книгохранителя бережно хранить книги, предусматривал меры наказания нерадивых читателей: “Кто же умедлит (опоздает) возвратить книгу, да подвергнется эпитимии (форма религиозного наказания: поклоны, пост, длительные молитвы)”.
Основным источником поступления книг в монастырь было переписывание книг наиболее образованными монахами. Но существовал еще и другой источник книжных поступлений. В те времена был обычай делать в монастыри и церкви вклады книгами. На многих древнейших рукописях имеются пометки, рассказывающие кто, когда и по какому поводу пожертвовал книги. Об этом же есть записи и в некоторых летописях.
Наиболее богатыми книжными собраниями владели новгородский Софийский собор и владимирский Успенский собор.
Софийский собор в Новгороде был крупнейшим культурным центром. Здесь было много грамотных людей, переписывались книги, велись летописи. Новгород, как и все древнерусские города, много раз страдал от пожаров, но избежал монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода.
Здесь, при новгородском Софийском соборе, еще в пору просветительской деятельности Ярослава Мудрого была создана другая древнейшая русская библиотека. В этой библиотеке сохранились неоценимые для истории России древнейшие славянские рукописи, в том числе ОстромировоЕвангелие (датируется 1056-1057 гг., в настоящее время хранится в Российской национальной библиотеке), “Изборник” Святослава (датируется 1073 г., сейчас хранится в Государственном историческом музее), древнейший список “Русской правды” (1280) и другие. Библиотека Софийского собора находилась под наблюдением и в ведении новгородского владыки.
Слава о собрании книг в Новгороде шла “по всей Руси великой”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Известно, например, что в библиотеке Софийского собора работал игумен Соловецкого монастыря, который копировал самые древние и знаменитые рукописи и пересылал их в библиотеку на Соловки.
Значение книжного собрания новгородской Софии огромно. Достаточно сказать, что новгородские рукописные книги легли в основу книгохранилища Новоиерусалимского монастыря, основанного в XVII веке патриархом Никоном. Около 2000 книг увезли в 1859 г. в Петербургскую духовную академию. И поныне многие книжные сокровища Софийской библиотеки Новгорода хранятся в фондах Российской национальной библиотеки.
Самым поразительным является то, что знаменитую библиотеку собора можно осмотреть и в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора.
Евфросиния Полоцкая — первая женщина-библиотекарь на Руси.
В 1037 г Ярослав Мудрый основал библиотеку в Киеве при Софийском соборе. Это собрание считается первой библиотекой на Руси. У князей, бояр и других людей, «насытившихся «сладостью книжной», имелись собственные манускрипты.
Одной из крупных русских «книгохранительниц» была библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке — «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись.
Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей — Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы — мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии — Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй — миниатюры, третий — переплеты. В основанных Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например Погодинское Евангелие ХI в. http://www.coramdeo.ru/pervaj_zhenshina__bibliotekar_..
Самые знаменитые библиотекари
Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет. Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Это была исключительно мужская профессия. Библиотекарями в свое время работали многие известные личности.
Вот некоторые имена известных библиотекарей разных веков (даны в алфавитном порядке):
Борхес Хорхе Луис (1899-1986) – один из крупнейших писателей в мировой литературе, удостоен высших литературных наград мира. На протяжении 27 лет (более трети жизни) Борхес был библиотекарем. Из них 9 лет служил в муниципальной библиотеке на окраине Буэнос-Айреса. В своем рассказе «Вавилонская библиотека» он воссоздал устройство той муниципальной библиотеки, где работал, передав точно количество книг и полок.
Когда в Аргентине произошла революция, Борхес был назначен на весьма престижную должность директора Национальной библиотеки.
Бэр Карл Максимович (1792-1876) – естествоиспытатель, основатель эмбриологии, один из учредителей Русского географического общества, иностранный член-корреспондент, академик, почетный член Петербургской академии наук.
Свою энциклопедическую научную деятельность Бэр сочетал с активной работой в течение 27 лет в качестве директора II (иностранного) отделения Библиотеки Академии наук.
Востоков Александр Христофорович (1781-1864) – филолог-славист, поэт, палеограф, археограф, был доктором Пражского университета, действительным и почетным членом многих зарубежных научных обществ, университетов и академий. Написал «Сокращенную русскую грамматику для употребления в низших учебных заведениях» и «Русскую грамматику по начертанию сокращенной грамматики, полнее изложенной».
Работал сотрудником Публичной Библиотеки Санкт-Петербурга с 1815 по 1844 г., а также старшим библиотекарем Румянцевского музея.
Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) – величайший поэт, гуманист, ученый и мыслитель в 1797 г. стал комиссаром «Верховного управления самостоятельными учреждениями по искусствам и наукам» при дворе герцога Веймарского.
В его подчинении был Веймарский театр и библиотека. Большое внимание Гете уделял библиотеке: комплектовал ее, ездил на книжные ярмарки и аукционы, выбирая нужные для библиотеки издания. Очень занятой, но обязательный человек, он объездил библиотеки соседних городов, чтобы ознакомиться с их устройством, с их фондами. С 1809 г. он стал создавать в библиотеке Музей книги.
Гете наладил строгий учет фондов, завел инвентарную книгу новых поступлений, провел ревизию, ввел новые правила пользования библиотекой. По его распоряжению были разработаны карточные каталоги.
Гете была свойственна необыкновенная трудоспособность, умение планировать и организовывать и свою и чужую работу. Он был символом культуры, творческой мощи человека, живой легендой и – библиотекарем.
Гримм Вильгельм (1786-1859) и Гримм Якоб (1785-1863) – немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры, а их сборник «Детские и семейные сказки» вошел в сокровищницу мировой литературы.
Братьев Гримм – членов Берлинской Академии Наук – можно смело назвать профессиональными библиотекарями. Якоб Гримм проработал в библиотеках более 30 лет, совмещая эту работу с исследовательской и преподавательской.
Дьюи Мелвиль (1851-1931) – автор «Десятичной классификации», выдающийся американский библиотекарь и библиограф. В 1887 г. при участии М. Дьюи в библиотеке Колумбийского университета была создана первая библиотечная школа. Впервые в истории библиотечного дела допустил женщин к работе в библиотеке, обратив внимание на то, что женщины отличаются чертами характера, крайне необходимыми библиотекарю.
М. Дьюи был сторонником расширения международного библиотечного сотрудничества, кооперации библиотек. Он был убежден, что библиотекарь должен не только «выдавать книги», но и быть воспитателем.
Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной па
Добавлю. Ярослав Мудрый – создатель первой крупной библиотеки на Руси
Ярослав Мудрый (около 978–1054), великий князь киевский (с 1016 г.), вошел в историю как выдающийся политический деятель XI века, автор первого на Руси кодекса законов «Русская правда».
Ярослав, сын Владимира I Святого и полоцкой княжны Рогнеды, от рождения был парализован. Но, согласно летописи, внезапно, при сильнейшем нервном напряжении, в гневе на отца за изгнание матери, – князь преодолел свой недуг; однако всю жизнь он оставался хромым. С раннего детства Ярослав пристрастился к книгам, тем более, что из-за болезни не мог предаваться подвижным забавам.
При правлении Ярослава большинство владык Европы стремились дружить с Русью, породниться с князем. Дочерей он выдал за правителей Норвегии, Франции и Венгрии; сестру – за польского короля; сыновей женил на византийской царевне и немецких княжнах.
Огромные средства князь щедро тратил на украшение Киева – были построены Золотые ворота, величественный храм Святой Софии и другими постройками. Открылось училище, где одновременно обучались грамоте 300 мальчиков.
Знаменитая библиотека Ярослава Мудрого была основана в 1037 г. в качестве книгохранилища в Софийском соборе, который был центром духовной и культурной жизни государства. В его многочисленных помещениях работали школы, мастерские переводчиков и переписчиков. Вокруг стены собора были расположены помещения для проведения народных собраний (вече), на которых обсуждались основные проблемы внутренней и внешней политики.
Политические и культурные связи страны были широкими. С разными целями сюда ехали люди из Германии, Византии, Италии, южнославянских стран; многие везли с собой книги. Переводились и переписывались книги и рукописи, привезённые на Русь послами, путешественниками, монахами, приглашёнными мастерами. Писцы не только копировали и переводили с разных языков, но и составляли так называемые «изборники» – из разных зарубежных книг переписывали отрывки; писали и собственные, оригинальные сочинения (публицистические и литературные). Ярослав был настоящим полиглотом, поэтому сам мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе.
Князь собирал библиотеку в течение примерно 25 лет. Никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Что касается количества книг, то в разных источниках можно найти самые разные цифры – от 500 до «многих тысяч».
Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, или, как тогда он назывался, «пергамине», «харатье». Он выделывался из кожи телят или молодых овец. Для написания книги среднего размера требовалось чуть ли не целое стадо телят. Оклады рукописных книг были украшены золотом и серебром, драгоценными каменьями – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Любая рукописная книга была подлинным шедевром и имела свой неповторимый облик.
Книгописная мастерская и библиотека сыграли огромную роль в просвещении Руси, не меньшую, чем сама София, в распространении и утверждении христианства. Книги, созданные в её стенах, послужили основой для появления новых библиотек.
У историков нет единого мнения о судьбе этой библиотеки. Следов её до сих пор не обнаружено, но нет и свидетельств её гибели. Одни считают, что книги разошлись по библиотекам храмов и монастырей; другие предполагают, что они спрятаны в тайных подземельях Киева. Некоторые книги увезла во Францию как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, жена французского короля Генриха І, королева Франции. Рукописное Евангелие, привезенное ею, стало знаменитым под названием Реймское Евангелие; семь веков все французские короли, вступая на престол, присягали именно на этой древней книге. Другие книги могла быть переданы в качестве приданого другим дочерям, также ставшим женами представителей правящих династий Европы.
Умер великий князь Ярослав Мудрый 2 февраля 1054 г. в Киеве.
9 интересных фактов о библиотеках
1. Самая старая действующая библиотека находится в Монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в Египте. Она была построена в середине VI века, став также второй по размеру коллекцией религиозных материалов в мире (после Ватикана). Она закрыта для широкой публики, и взять книги в ней могут только монахи и приглашенные студенты.
2. Наиболее часто крадут, скорее всего, Библию, а после нее – Книгу рекордов Гиннеса.
3. Первая плавающая библиотека появилась в 1959 году. Чтобы «запустить» этот проект, пришлось использовать целый ряд кораблей. Изготовленное на заказ специальное судно ввели в эксплуатацию в 1963 году. Его длина составляет 24 метра. Сегодня корабль используется для летних туристических круизов.
4. Самым первым библиотекарем стал Зенодот из Эфеса. Он был греческим литературным критиком, знатоком грамматики, а также комментатором Гомера. Он, ученик Филита Косского, стал первым библиотекарем Александрийской библиотеки.
5. Самые маленькие библиотеки в мире появились на улицах Нью-Йорка – в них есть место всего для одного читателя. В одном ярком желтом здании хранится 40 книг. Их цель – помочь горожанам отдохнуть от бешеного темпа жизни в мегаполисе, дав возможность бесплатно почитать хорошие истории. Маленькая свободная библиотека была разработана несколькими инновационными архитекторами с использованием переработанных материалов для защиты книг от непогоды.
6. Самая большая библиотека в мире – это Библиотека Конгресса, где хранится 158 миллионов названий на приблизительно 828 милях книжных полок (1 миля = 1,6 км – прим. Lifeinbooks). В коллекции библиотеки есть более 36 миллионов книг и других печатных материалов, 3,5 миллиона записей, 13,7 миллиона фотографий, 5,5 миллиона карт, 6,7 миллиона листов нот и 69 миллионов рукописей.
7. Самая высокая библиотека в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится на 60-м этаже JW Marriott Hotel в Шанхае (Китай). Она расположена на высоте 230, 9 метра над улицей. На 103 книжных полках хранится постоянно расширяющаяся коллекция китайских и английских книг. Кстати, площадь библиотеки не такая уж большая – всего 57 квадратных метров.
8. Первая библиотечная классификационная система была изобретена во времена Империи Хань. Однако в Северной Америке считается, что персональные коллекции книг попали на континент благодаря французским поселенцам XVI века.
9. Первая передвижная библиотека, согласно британскому ежемесячнику The British Workman, появилась в 1857 году. В это время она колесила по кругу из восьми сел в Камбрии. Викторианский купец и филантроп, Джордж Мур, создал проект с целью «распространить хорошую литературу среди сельского населения». Колесящая библиотека Уоррингтона, созданная в 1858 году, стала еще одной ранней британской передвижной библиотекой.