первая брачная ночь после свадьбы на руси
Тайны первой брачной ночи в старой Руси, или Что грозило согрешившей до свадьбы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда это происходило
Свадьба в старой Руси всегда проводилась в подходящее время. К ней готовились, ее ждали, широко праздновали. Но если в мире есть народы, где новобрачные уединялись в опочивальне не в первый же день, а, например, по истечении 3-4 суток, то на Руси первая брачная ночь издревле была приурочена к свадьбе. Именно потому день этого торжества очень внимательно выбирали, чтобы он попал на дату, которая разрешена церковью. Ведь есть некоторые ограничения: православие считает недопустимым проводить первую ночь любви во время церковных праздников, или же, например, в те недели, когда длится пост. Церковный календарь имел огромное значение при назначение даты.
Какой ритуал проводили для подготовки к этому событию и что такое подклет
Итак, старая Русь, скоро свадьба, а, значит, скоро и подклет. К этим забавным слова называли устроенное для молодых ложе. Оно не должно было находиться в теплом месте и поэтому располагалось в чулане, бане, подклети избы. Но одно оставалось неизменным: подклет организовывали доме жениха.
Как же выглядело это место? Делали крепкое деревянное основание и на него водружали ложе. Девушка должна была поделиться своим приданым, из которого брали постельные принадлежности. Стелить постель поручалось так называемым постельницам, выбранным из свах. Это могла сделать женщина из семьи жениха, например, его сестра или же мама.
Ведут новобрачных в спальню – сегодня такое представить сложно
Наступал момент, когда молодым нужно было идти в опочивальню. Сегодня сложно себе представить, что толпа гостей, родственников, знакомых с криками и хохотом стала бы провожать молодых в спальню. В старой Руси было именно так: все, кто хотел поучаствовать в этом действе, включая родственников, свах, друзей и подружек, с веселыми песнями, дружескими советами и зачастую с непристойными шутками вели покрасневшую невесту под руку с женихом в подклет. Так называемый дружка должен был выгнать нечистую силу, для чего со всей силы лупил кнутом по брачной постели. После этого постельницы брали с него выкуп, чтобы молодые были счастливы.
И, наконец, наедине – что делали молодожены и причем тут курица
Наконец-то проводы завершались, и новобрачные уединялись. Но это не значит, что их оставляли в покое: снаружи на дверь навешивали замок, который оставляли сторожить специального человека, так называемого клетника. Говорили, что его задача к тому же отгонять нечисть. Гости же очень часто подсматривали за новоиспеченным и супругами.
Невинность девичья: что грозило согрешившей до свадьбы и как отмечали брачную ночь
Одним из самых важных элементов ритуала был показ гостям невестиной окровавленной рубашки. Если ткань была испачкан, это значило, что девушка честная, хорошая. А если пятен не наблюдалось, то это означало позор и невесте, и ее родителям. Их могли сурово наказать: родителям и свахе подвешивали хомуты на шее, отец девушки должен был пить вино из дырявой чарки, а сама невесту могли обругать и погнать обратно в дом родителей.
Девственность была так важна, что ее потерю даже отмечали, для чего били горшки и расшивали красными нитками полотенца. Когда брачная ночь заканчивала, молодая должна была надеть головной убор и одежду, соответствующую новому статусу. К ритуалу относились серьезно, ведь несоблюдение грозило разными бедами, нищетой, бесплодием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Невесту по кругу. Как обходились с женщинами древние славяне
У древних славян девушки имели больше прав и привилегий по сравнению с женщинами Востока или гречанками. Они жили под охраной отцов, вели свободную жизнь и до замужества могли иметь любовников и рожать детей. Более того, мужчины охотнее женились на тех, у кого уже был ребёнок, ведь это гарантировало, что его жена не будет бесплодна.
Замужем они лишались девичьих привилегий и полностью оказывались во власти мужа, а если он умирал, вдову могли живьём сжечь в погребальном костре или заживо похоронить в могиле.
Замужняя женщина не имела права изменить мужу: изменники — и жена, и любовник — наказывались смертью, причём извинения не принимались.
Несмотря на такую «строгость нравов», у древних славян существовало право первой ночи, когда жених должен был уступить свою будущую и часто ещё девственную жену знакомым, родственникам, а иногда и совершенно посторонним людям.
Женщин умыкали и принуждали
Брачные обычаи славян были разными. У полян, кривичей и словен они были более цивилизованными: семьи действовали по предварительному сговору, спрашивали согласия девушки, после чего родители приводили невесту в дом жениха и несли приданое. Несколько жён могли иметь только князья и знать, остальные жили с одной супругой.
Более архаичные браки существовали у древлян, родимичей, вятичей и северян. Вплоть до крещения Руси в ряде поселений семьи были коллективными, а в некоторых местах было распространено многожёнство. Здесь воля девушки в расчёт не принималась. Мужчины договаривались между родами, а потом невесту просто «умыкали» и принуждали к браку. Традиция «умыкания невесты» практиковалась и без сговора. Проще говоря, незамужнюю женщину и особенно молоденькую девушку мог насильно увезти любой, кому она приглянулась.
Даже после принятия христианства такие традиции сохранялись веками. И особенно это касалось традиций, связанных со свадьбой и смертью. Пусть теперь молодых и везли венчаться в храм, это не мешало до XVII века, а в некоторых местах и позже, соблюдать один из самых диких обычаев — право первой ночи, когда то, что должно было совершаться тайно, становилось достоянием всей деревни.
Брачное ложе чаще всего устраивали в доме жениха, а брачная ночь должна была состояться в первый день свадьбы. Молодым стелили в холодном помещении на полу: в подклети, хлеву, амбаре, сеннике. Обычно постель приносилась в качестве приданого невесты. Её стелили не только женщины, этим могли заниматься дружка жениха (приятель) и сваха или только мужчины, например дружка или деверь. В центральных регионах Московской Руси для этого назначался специальный человек — «кормовой».
В постель часто подкладывали предметы, имеющие эротическое значение: полено с сучком, чурбаны, плётку, тряпичных кукол, вожжи. Уже во время пира каждый из присутствующих имел право прижать невесту к стене — «чтобы привыкала».
Проводы молодых в спальню сопровождались эротическими песнями, грубыми выкриками и советами молодому мужу получше «порыться в меху». В спальне дружка хлестал плетью по стенам и старался выгнать из постели парочку, которая во время пира «грела постель», занимаясь плотским грехом, — это считалось залогом будущего хорошего секса жениха и невесты.
Постель приходилось выкупать. После чего невеста снимала с жениха сапоги в знак покорности, а потом её раздевали. Иногда это делал жених, а иногда дружка или сват. Венец невесты разрезали ножом или косой; девушку раздевали до рубашки, а иногда меняли на новую.
В покое молодых не оставляли ни на минуту: специальный человек — «клетник» — ездил вокруг амбара, якобы охраняя молодую пару, дружка поминутно кричал: «Чи вже?», пьяные гости интересовались, как идут дела, и плясали, изображая половой акт.
Если дела у жениха шли неважно, то в спальню к молодым запускали более опытную пару — для демонстрации процесса. Если и это не помогало и растерявшийся жених не был в состоянии исполнить долг, в тех регионах, где засвидетельствование девственности невесты в первую брачную ночь было обязательным, начиналось невообразимое.
Первым делом звали «боярина» — старшего на селе, чтобы исправил оплошность жениха. Если его не было, то звали родственников жениха: под Харьковом и под Сумами — дядю или отца, в районе Бреста — старшего брата, в Черниговской области — свата. Звали дружку, приятеля или деверя — мужа сестры, в некоторых сёлах под Житомиром для этого приглашали специального «свадебного музыканта».
В некоторых местностях невеста должна была первую брачную ночь провести с другом жениха, а в некоторых сёлах её клали между опытными мужчинами. Немудрено, что к утру всё это могло закончиться настоящей свалкой.
Да и обычай похищения невесты у жениха его друзьями у славян не так уж и невинен, как может показаться неискушённому человеку. Невесту крали с одной лишь целью — посмотреть, что досталось другу.
Как только невеста лишалась девственности, мужчины должны были засвидетельствовать это всем гостям — вынести её рубашку или простыни на обозрение. Гости в ответ били посуду.
Ранним утром молодых будили шумом, битьём горшков о стену, стуком в дверь, песнями и криками. Молодую жену вели к колодцу — для ритуального умывания. После такой брачной ночи это было необходимо. В произошедшем никто из гостей не видел ничего особенного — всё взрослое население с удовольствием предавалось подобным игрищам на русалии и на Ивана Купалу.
Обычай отдавать в первую ночь невесту «на пробу» старосте или старейшине общины был законодательно запрещён княгиней Ольгой в 946 году, после того как она приняла православие. Отныне и навсегда право первой ночи заменялось выкупом. Так было вплоть до закабаления русских крестьян, когда помещики снова вспомнили о праве первой ночи и вплоть до 1861 года совершенно безнаказанно растлевали невинных девушек и девочек.
Кстати, великая княгиня Ольга запретила и близкородственные браки, которые были распространены у славян. А сексуальные оргии с налётом мистицизма снова стали практиковаться раскольниками лишь в XVIII−XIX веках, когда в России появилось множество очень странных сект, многие из которых отрицали брак, но допускали сожительство и под видом «радений» предавались греху.
Как проходила первая брачная ночь на Руси
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.
Почему бы не вспомнить о том, как проходила первая брачная ночь на Руси? Тем более что сам Нестор-Летописец считал это достойным сюжетом для своих трудов.
До Крещения Руси даже особого церемониала бракосочетания не было. Зачем, когда позволялось многоженство? В ряде славянских племен считалось, что, если в ночь первой близости у жениха ничего не получалось, невеста. должна была пойти и утопиться. Что это, мол, за баба, которая не способна вызвать желание?!
Принятие христианства с этим варварством покончило. Но обряд свадьбы все же оставил в веках элементы разгульного язычества. У русских было принято вступать в первую интимную связь обязательно во время свадебного пира.
Ночь с кочергой
Первое интимное свидание молодожены должны были провести в доме родителей жениха. (Хотя в некоторых южнорусских областях было наоборот).
Брачную ночь часто иносказательно называли подклетом, поскольку ложе для молодых всегда устраивали в прохладном месте, например, в подклети избы — нижнем этаже для хозяйственных нужд. А так же чулане, амбаре или нетопленой бане.
Курица перед сексом
В тщательно подготовленную опочивальню новобрачных провожала целая толпа: дружки, свахи, родственники и любой желающий гость. Так что нашим предкам, честно говоря, не позавидуешь. Молодым давали советы «про это», пели похабные частушки и веселились от души. И даже оставив наедине, могли беззастенчиво подглядывать.
Плетка в спальне
Про эротические изыски тогда не думали, церковь не одобряла сексуальные «художества». Хотя такой аксессуар современных эротических затейников, как плетка, в старославянской спальне все же появлялся. Дружка колотил ею ложе, дабы отвадить нечистую силу.
В остальном же главным было лишить девственности невесту, притом наглядно — чтобы на белой простыне (она была непременно) образовалось красное пятно. Простыню эту потом таскали по всей деревне на радостях, били горшки (чем больше черепков, тем больше детей) и украшали дома полотенцами, расшитыми красными нитями.
А как у них?
*В некоторых племенах Африки жених в первую брачную ночь выбивал невесте два передних зуба.
* Во Франции сохранился странный обычай перед первой брачной ночью подавать молодоженам еду в посуде в форме унитаза (первоначально для этого использовались ночные горшки). Французы считают, что такое «подаяние» придаст энергии новобрачным перед интимной близостью.
*В Корее с жениха снимают носки, связывают ноги и начинают бить по ступням рыбой. Во время выполнения этого обряда мужчина подвергается допросу. Если его ответы не устраивают публику, избиение рыбой становится сильнее. Считается — ему же лучше! Якобы, такой метод заменяет виагру и наделяет молодого сексуальной энергией.
Как проходила первая брачная ночь на Руси
Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.
На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.
Время проведения
Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).
У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.
Ритуал подготовки к брачной ночи
У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.
Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.
На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.
Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.
Проводы новобрачных
В подготовленную таким образом «опочивальню» новобрачных провожала целая толпа гостей: дружки, свахи, родственники и вообще любой, кто хотел поучаствовать в шумном и веселом действе. Проводы сопровождались песнями, непристойными шутками и советами. Дружка бил кнутом по ложу, выгоняя нечистую силу. Затем он должен был заплатить выкуп постельницам.
Наедине
После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.
Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног жениха сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.
Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался фактически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.
Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.
Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.
Как проводили первую брачную ночь на Руси
Первая брачная ночь на Руси устраивалась особым образом и имела очень много отличий от аналогичной традиции других наций. У народов Африки, Европы и Индии право первой ночи подразумевало интимный контакт невесты с посторонним мужчиной. Зачастую это был старейшина племени, знатный господин, а то и просто первый встречный.
На Руси право лишения девушки девственности традиционно принадлежало ее будущему мужу. По церковным канонам венчанный брак священен и любое покушение на чужое брачное ложе является большим грехом. Позднее феодалы нередко пренебрегали этим законом и пользовались правом первой брачной ночи, но церковь это не приветствовала.
Время проведения
Обряд свадьбы на Руси был очень сложным таинством, соединившим в себе христианские и языческие традиции. Время проведения свадьбы всегда очень тщательно подбиралось. У многих народов мира первое соитие новобрачных могло произойти на третьи или четвертые сутки, а то и позднее (некоторые мусульманские страны, Индия и др.).
У русских же первая брачная ночь происходила во время свадебного торжества, поэтому очень важно было назначить свадьбу на разрешенную церковью дату. По православным законам нельзя иметь половые отношения в пост и в церковные праздники, поэтому и свадьбы на это время не назначались. Дату проведения торжества тщательно подбирали, согласовываясь с церковным календарем.
Ритуал подготовки к брачной ночи
У русского народа брачную ночь долгое время именовали подклетом. Это связано с тем, что ложе молодых всегда устраивали в прохладном месте: в подклети избы, чулане, амбаре или бане. Это всегда происходило на территории жениха, поскольку девица после свадьбы переходила жить к нему.
Для новобрачных готовили высокое ложе на крепком деревянном основании. Его застилали постельными принадлежностями, которые были взяты из приданого девушки. Подготовкой ложа для жениха и невесты занимались женщины-постельницы из числа свах. Также постель могла готовить мама или сестра жениха.
На ложе укладывали много ритуальных предметов, которые должны были уберечь молодоженов от порчи и обеспечить им в будущем безбедное существование. К таким оберегам относились небольшие ржаные снопы, мешки с мукой, матрасы, перины. Сверху ложе застилали белоснежным вышитым покрывалом.
Под кровать постельницы клали несколько поленьев, сковородник, кочергу, можжевеловую ветку. Эти предметы должны были уберечь пару от всякой нечисти. Поленья символизировали будущее потомство, поэтому их нужно было класть побольше.
Проводы новобрачных
Наедине
После всех этих ритуалов новобрачных наконец оставляли одних. Дверь закрывали на замок, а возле нее оставляли охранника-клетника. Он тоже должен был оберегать молодоженов от злых чар и разной нечисти. Но и гости нередко оставались под дверью и попросту подсматривали за молодыми.
Оставшись одни, жених с невестой сначала угощались хлебом и курицей. Эта пища должна была дать паре плодовитость. После еды девица обязана была снять с ног парня сапоги. Тем самым она демонстрировала смирение перед будущим мужем и показывала свою готовность во всем его слушаться. Также девушка должна была спросить у мужа разрешения лечь с ним.
Затем обязательно должен быть состояться половой акт. Об этом несколько раз приходил осведомиться дружка. Как только девушка теряла девственность, брак считался физически подтвержденным, о чем громогласно объявлялось всем гостям. Молодых могли снова вывести на пир и радовать их песнями самого непристойного содержания, либо гости сами приходили в подклеть к молодоженам и оставались там с ними до самого рассвета.
Невинность как главный атрибут
Самым главным моментом во всем этом ритуале была демонстрация рубашки невесты с пятнами крови. Если невеста сохранила девственность до свадьбы, она считалась честною. В противном случае навлекала позор не только на себя, но и на родителей. На шею свахе и родителям нечестной новобрачной вешали хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Девушку могли даже вернуть в отчий дом.
Потерю девственности в первую брачную ночь символически отмечали развешиванием расшитых красными нитками полотенец и битьем горшков. После этого девица становилась «молодкой», а парень — «молодым». После брачной ночи молодку обряжали в одежду замужней женщины и надевали ей соответствующий головной убор. Весь ритуал нужно было строго соблюсти, иначе новой семье грозили бесплодие и нищета.