первая монотеистическая религия в истории человечества это
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 4-1. Религия в странах Древнего Востока
1. Религиозные представления древних египтян и жителей Междуречья
В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались в соответствии с эволюцией человеческого общества. Если в древнейший период существовали примитивные религиозные представления, то с развитием человеческой цивилизации религии становились все более развитыми и сложными. Религиозные идеи воплощались в мифах. Для почитания богов строились многочисленные храмы, которые обслуживали жрецы.
В древнейший период существования древневосточных цивилизаций господствовал политеизм — вера в существование множества богов. Люди считали, что каждый из богов покровительствует или определенной природной стихии, или какой-либо сфере жизни общества.
В Древнем Египте боги еще представлялись людям в виде животных. Впоследствии богов стали изображать с человеческим телом, но с головой животного. Традиция представлять богов в таком виде сохранялась на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Ученые нашли обоснование тому, почему то или иное животное связывалось с функциями определенного бога. Египтяне в древности разводили преимущественно крупный рогатый скот, и поэтому божества в образе коров или быков связывались с плодородием. Бог Анубис в образе шакала стал покровителем перехода людей в загробное царство: ведь именно шакалов-падальщиков можно было чаще всего увидеть рядом с умершими. Бог Тот, олицетворявший мудрость и покровительствовавший жрецам, представлялся в образе ибиса. Эта птица была связана с представлением о грамотности. А богиня-кошка Баст (Бастет) покровительствовала домашней жизни.
Египтяне почитали Солнце, связывая с ним идею существования мира и вселенской справедливости. Наиболее почитаемым божеством Солнца был бог Амон-Ра, которого представляли в человеческом образе.
С развитием государства и хозяйства появились и новые представления о богах. Земледельцам было необходимо объяснить чередование плодородных и неплодородных сезонов года. В Древнем Египте эту функцию выполнял миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге — богине Исиде. Осирис погиб от рук брата, который стремился стать фараоном. Исида сделала всё, чтобы, собрав части тела Осириса, обеспечить ему загробное существование. Возрождение Осириса в загробном царстве символизировало возрождение плодородия и природы. В поздних мифах Осирис приобрел также функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги умерших.
Сильное государство требовало и сильного религиозного культа правителя. Фараон считался божеством, сыном бога Солнца Амона-Ра, его почитали как символ благосостояния и процветания страны, носителя высшей божественной силы. Во время важнейшего ритуала фараон бросал в Нил свиток папируса с приказом разливаться, таким образом олицетворяя собой силы плодородия страны. Религиозное представление о фараоне как о высшем божестве было важной чертой государственных культов Древнего Египта. Грандиозные усыпальницы фараонов — пирамиды — воплотили идею религиозного величия власти фараонов.
Жрецы многочисленных древнеегипетских храмов в честь множества богов постоянно конкурировали между собой. Однако даже самые влиятельные жреческие группы не могли рассчитывать на единовластие. Попытка введения культа единого бога Атона при фараоне Эхнатоне провалилась, и древнеегипетская религия до своего исчезновения оставалась политеистической.
В Месопотамии начало развития религиозных систем связано с шумерскими городами-государствами. Именно здесь возник пантеон богов, ставший основой местного политеизма. В дальнейшем аккадцы, вавилоняне, ассирийцы принимали этот пантеон, давали богам различные имена, однако добавляя в пантеон и свои божества. В итоге при всей сложности религиозных культов Месопотамии можно говорить о единой религиозной системе.
В шумерском пантеоне главенствующую роль играла триада богов: бог неба Ан (аккадцы и вавилоняне называли его Ану), божество вод и Мирового океана Энки (у аккадцев и вавилонян — Эа), бог земли Энлиль (у аккадцев и вавилонян — Эллиль, Бел).
Земледельческий культ также был представлен мифом об умирающем и воскресающем боге. Земледельческий миф о смене календарных сезонов рассказывал о богине любви и плодородия Инанне (у вавилонян и ассирийцев — Иштар), которая грустит, когда ее возлюбленный вынужден удалиться на время в загробное царство, — и в это время в мире происходит увядание. Но стоит ее любимому вернуться, как Инанна радуется и в мир возвращается плодородие.
В Древней Месопотамии считалось, что каждый город имел своего бога-покровителя. Здесь часто менялись политические лидеры, возвышались новые державы: шумерские города-государства, Аккад, Вавилония, Ассирия. Политические изменения вызывали и изменения в пантеоне богов. Побеждавший город навязывал всей стране своего бога, ставил его во главе пантеона. Самым ярким примером является Вавилон. С возвышением этого города местное божество Мардук, ранее малоизвестное, стало верховным божеством всего государства.
Правитель в Месопотамии не считался божеством, зато существовало представление, что правитель получал из рук божеств всё, даже свою власть. На стеле с законами Хаммурапи хорошо видно, как правитель стоит перед сидящим на троне богом солнца Шамашем. Считалось, что именно божество дало обществу «божественные» законы.
Жречество, как и в Египте, поклонялось многочисленным богам и не было объединено. Жрецы имели огромное влияние на месопотамское общество.
Шумерская и месопотамская культуры подарили человечеству первое произведение, в котором был поставлен вопрос о границах возможностей человека перед лицом богов. Стихотворное произведение «Эпос о Гильгамеше» было посвящено подвигам Гильгамеша, действительно существовавшего царя шумерского города Урука. Однако его реальный образ был мифологически преобразован, и в итоге в шумерской мифологии наряду с богами появился герой-человек, могучий царь с чертами бога. «Эпос» повествует о том, что Гильгамеш обнес город стенами и этим защитил людей от возможного гнева богов. Потом он захотел найти людям бессмертие, что уравняло бы их с богами. Однако тут он потерпел неудачу. Не всё во власти человека! «Эпос о Гильгамеше» уже на заре человеческой истории, когда религиозная идеология еще властвовала безраздельно, впервые обосновал идею независимости воли человека от воли богов.
Таким образом, политеизм господствовал в религиозных верованиях древних египтян и жителей Месопотамии. В их религиях сохранялись очень древние его формы. Но возникли и новые идеи: с развитием земледелия появились объясняющие смену календарных сезонов мифы, а с усилением власти правителя появились мифы о ее божественном характере.
Монотеизм
Что такое монотеизм?
Слово «монотеизм» имеет два значения:
Оно было образовано от греч. μονος (monos) — «один», θεος (theos) — «бог».
В отличие от пантеизма, при котором Бог отсутствует, как личность, монотеистические религии говорят о едином Боге с конкретным учением, а не об абстрактных философских течениях.
Монотеистические религии
В мире существует три основных направления монотеистических религий, которые разделяют представления о сверхтварном Творце и Создателе мира:
При этом монотеизм при определенном сходстве в этих религиях имеет и существенные различия. Так в Исламе Господь наш Иисус Христос воспринимается лишь пророком и учение каждой религии отличается от остальных.
Христианство и монотеизм
Это утверждение полностью отвергает идею, что все монотеистические религии едины, а Бога лишь называют разными именами: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19
Каждая монотеистическая религия — это вера в Бога, как в личность, выражающую свое отношение к Тварному миру. В христианстве — это великая искупительная жертва Христа, страдавшего за наши грехи. Бывает сложно вместить умом учение о Святой Троице, если мы говорим о монотеизме, о едином по существу и троичном в Лицах Боге. Образ бытия Троицы превышает человеческий разум, поэтому остается лишь душа, которая верит Слову нашего Господа.
Монотеизм предполагает личные отношения с Богом, живой диалог с Ним, обращение в молитве и вера в то, что эта молитва будет услышана. Если при пантеизме такой диалог не возможен, потому что пантеизм не предполагает Бога, как личность, то монотеизм дает человеку возможность выстроить отношения с Богом.
Пантеизм не дает четкого ответа на вопрос «как Бог относится к своему творению?». По сути это учение отрицает, что был Некто, сотворивший все сущее. У истоков течения также стоял еврейский философ Спиноза, который говорил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Отрицая Бога, как личность, мы в какой-то мере отрицаем человека, как личность. Что произойдет с нами после смерти? Станем ли мы тоже лишь обезличенной частью окружающего мира?
Читайте также:
Монотеистические религии
Содержание
История
Монотеизм в Древнем Египте
Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:
Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.
Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.
Монотеистические религии
Авраамические религии
Иудаизм
Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Согласно распространённому в науке мнению, [5] религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама.
С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, [6] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. [6]
Христианство
Христианство возникло как учение последователей одного из иудейских раввинов Иешуа из Нацерета, жившего в Палестине около двух тысяч лет назад. Не сохранилось (или не было) ни одного письменного источника, принадлежавшего руке самого Иешуа (Иисуса). Собрание посланий учеников и последователей Иисуса называется Новым Заветом. Косвенным свидетельством истинности сочинений Нового Завета может служить упоминание об Иисусе древним летописцем Тацитом, а также множество упоминаний в литературе второго и третьего веков нашей эры и даже Коране. Скрупулёзный анализ учёными самого Нового Завета также не вызывает сомнений в его подлинности.
Христианство как религия зародилась на почве тщательно подготовленной иудейскими учителями и была легко воспринята множеством простых иудеев. Такое же быстрое распространение Христианство получило и в Элладе и в Египте, как гармоничное продолжение вековой истории.
Основной идеей Христианства является утверждение:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Иоанн.3:16
Однако христианство не является политеистической религией, так в Новом Завете имеется следующее утверждение Иисуса Христа:
Я и Отец — одно. Иоанн. 10:30
Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.
Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр.). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. — мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.
Критика христианства
Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.
В связи с неприятием христианского догмата о Троице, монотеистичность христианства оспаривается:
Я и Отец — одно (сказал Иисус). Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его…хотим побить Тебя камнями за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом |
Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Мариам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!
Они хотят затушить свет Аллаха своими устами, но Аллах не допускает иного, как только завершить Свой свет, хотя бы и ненавидели это многобожники.
Ислам
Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.
Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.
Примечания
Ссылки
Боги
Полезное
Смотреть что такое «Монотеистические религии» в других словарях:
Религии откровения — Карта, показывающая распределение аврамических (розовый) и дхармических (жёлтый) религий на планете Авраамические (или авраамитические) религии монотеистические религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному… … Википедия
Авраамические религии — Карта, показывающая распределение авраамических (розовый) и индийских (жёлтый) религий на планете … Википедия
Единобожие — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В… … Википедия
Единство Бога — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В… … Википедия
Единый бог — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В… … Википедия
Монотеист — Монотеизм (букв. «единобожие» от греч. μόνος, «один» и греч. θεός, «бог») религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму)[1]. Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму.[2] В… … Википедия
Религия — одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в… … Экология человека
Магомет — Ислам История ислама … Википедия
Мухаммад (пророк) — Ислам История ислама … Википедия
Мухаммед (пророк) — Ислам История ислама … Википедия
Войдите в ОК
Известно много религиозных течений, которые формировались в разное время и имеют собственные принципы и основы. Одно из основных отличий заключается в количестве богов, в которые верят люди, так есть религии, основанные на веровании в одного бога, а есть и многобожие.
Что это монотеистические религии?
Учение о едином Боге принято называть монотеизмом. Есть несколько течений, которые разделяют представление о сверхтварном Творце. Разбираясь в том, что значит монотеистическая религия, стоит сказать, что так называют три основных мировых течения: христианство, иудаизм и ислам. По поводу других религиозных направлений ведутся споры. Важно заменить, что монотеистические религии – это отличающие направления, поскольку одни наделяют Господа личностью и разными качествами, а другие просто возносят центральное божество над другими.
В чем отличие монотеизма от политеизма?
В значении такого понятия, как «монотеизм» разобрались, а что касается политеизма, то он является полной противоположностью единобожия и основан на вере в нескольких богов. Среди современных религий к ним можно отнести, например, индуизм. Приверженцы политеизма уверены, что существует много богов, которые имеют свои сферы влияния, черты характера и привычки. Ярким примером являются боги Древней Греции.
Ученые считают, что сначала возникло многобожие, которое со временем перешло к вере в единого Бога. Многих интересуют причины перехода от политеизма к монотеизму, так вот есть несколько объяснений этому, но самой обоснованной является одна. Ученые считают, что подобные религиозные изменения отражают собой определенные этапы развития общества. В те времена происходило укрепление рабовладельческого строя и создание монархии. Монотеизм стал некой базой для формирования нового общества, которые верят в единого монарха и Бога.
Мировые монотеистические религии
Уже было сказано, что главными мировыми религиям, которые основаны на монотеизме, являются христианство, ислам и иудаизм. Некоторые ученые считают их массовой формой идеологической жизни, которые направлены на усиление морального содержания в ней. Правители государств Древнего Востока во время становления единобожия ориентировались не только на свои интересы и укрепление государств, но и на возможность максимально эффективно эксплуатировать людей. Бог монотеистической религии дал им шанс найти путь к душам верующих и укрепиться на своем троне монарха.
Монотеистическая религия – христианство
Если судить по времени возникновения, то христианство является второй мировой религией. Изначально она была сектой иудаизма в Палестине. Подобное родство наблюдается в том, что Ветхий Завет (первая часть Библии) является важной книгой как для христиан, так и для иудеев. Что касается Нового завета, который состоит из четырех Евангелий, то эти книги священны только для христиан.
1.Есть в теме монотеизм заблуждения в христианстве, поскольку основа этой религии, это вера в Отца, Сына и Святого духа. Для многих это противоречие основ единобожия, но на самом деле это все считается тремя ипостасями Господа.
2.Христианство подразумевает искупление и спасение, и люди верят в милосердие Бога к грешному человеку.
3.Сравнивая другие монотеистические религии и христианство, следует сказать, что в этой системе жизнь истекает от Бога к людям. В других же течениях человек должен приложить усилия, чтобы вознестись к Господу.
Монотеистическая религия – иудаизм
Самой древней религией, которая возникла примерно с 1000 году до н.э. Пророки для формирования нового течения использовали разные верования того времени, но было единственное важное отличие – наличие единого и всемогущего Бога, который требует от людей строгого соблюдения морального кодекса. Возникновение монотеизма и его культурные последствия являются важной темой, которую продолжают исследовать ученые, и в иудаизме выделяют следующие факты:
1.Основателем этого течения является пророк Авраам.
2.Иудейский монотеизм устанавливается, как основная идея для нравственного развития еврейского народа.
3.Течение основано на признании единого бога Яхве, который судит всех людей, причем не только живых, но и мертвых.
4.Первое литературное произведение иудаизма – Тора, в котором указываются основные догматы и заповеди.
Монотеистическая религия – ислам
Второй по величине религией является ислам, который появился позже других направлений. Зародилось это течение в Аравии в VII веке н. э. Сущность монотеизма ислама заключается в следующих догмах:
2.Основателем этого течения был Мухаммед, к которому явился Бог и передал ему ряд откровений, описанные в Коране.
3.Коран является основной мусульманской священной книгой.
4.В исламе есть ангелы и злые духи, именуемые джиннами, но все сущности находятся во власти Бога.
5.Каждый человек живет по божественному предопределению, поскольку Аллах назначает судьбу.
Монотеистическая религия – буддизм
Одна из старейших религий мира, название которой связано с важным титулом ее основателя, называется буддизмом. Возникло это течение в Индии. Есть ученые, которые перечисляя монотеистические религии, упоминают об этом течении, но по сути его нельзя отнести, ни к единобожию, ни к многобожию. Объясняется это тем, что Будда не отрицает наличия других богов, но при этом он уверяет, что все подчиняются действию кармы. Учитывая это, выясняя, какие религии монотеистические, включать в перечень буддизм некорректно. К его основным положениям относят:
1.Никто кроме человека не может остановить процесс перерождения «сансару», поскольку в его силах изменить себя и достичь нирваны.
2.Буддизм может принимать разные формы с учетом того, где он исповедуется.
3.Это направление обещает верующим избавление от страданий, переживаний и страхов, но при этом, она не подтверждает бессмертие души.
Монотеистическая религия – индуизм
Древнее ведическое течение, которое включает в себя разные философские школы и традиции, называется индуизмом. Многие, описывая основные монотеистические религии, не считают нужным упоминать об этом направлении, поскольку его приверженцы веруют примерно в 330 млн. богов. На самом деле это нельзя считать точным определением, поскольку индуистская концепция является сложной, и люди могут понимать ее по своему, но все в индуизме вращается вокруг единого Бога.
1.Практики считают, что нельзя понять одного верховного Бога, поэтому его представляют в трех земных воплощениях: Шива, Вишну и Брахма. У каждого верующего есть право самостоятельно решать, какому воплощению отдавать предпочтение.
2.У этого религиозного течения нет одного основополагающего текста, так верующие используют веды, упанишады и другие.
3.Важное положение индуизма указывает, что душа каждого человека должна пройти через огромное количество перевоплощений.
4.Карма есть у всех живых существ, и все поступки будут учтены.
Монотеистическая религия – зороастризм
Одной из самых древнейших религиозных направлений является зороастризм. Многие религиоведы считают, что все монотеистические религии начались с этого течения. Есть историки, которые говорят о том, что она дуалистическая. Появилось оно в древней Персии.
1.Это одно из первых верований, которое представило людям борьбу добра и зла. Светлые силы в зороастризме представлены богом Ахурамаздой, а темные – Анхра-Манью.
2.Первая монотеистическая религия указывает, что каждый человек должен поддерживать свою душу в чистоте, распространяя добро на земле.
3.Основное значение в зороастризме имеет не культ и молитва, а добрые дела, мысли и слова.
Монотеистическая религия – джайнизм
Древняя дхармическая религия, которая изначально была реформаторским течением в индуизме, принято называть джайнизмом. Появилась и распространилась она в Индии. Религия монотеизм и джайнизм не имеют ничего общего, поскольку это течение не подразумевает веру в Бога. К основным положениям этого направления относят:
1.Все живое на земле имеет душу, которая обладает бесконечными знаниями, силой и счастьем.
2.Человек должен отвечать за свою жизнь в настоящем и будущем, поскольку все отражается на карме.
3.Цель этого течения заключается в освобождении души от негатива, который вызывают неправильные действия, мысли и речи.
4.Основная молитва джайнизма – мантра Навокар и во время ее пения человек выказывает уважение освободившимся душам.
Монотеистические религии – конфуцианство
Многие ученые уверены, что нельзя считать конфуцианство религией, и называют его философским течением Китая. Идея монотеизма может просматриваться в том, что Конфуций был со временем обожествлен, но при этом это течение практические не уделяет внимание природе и деятельности Бога. Конфуцианство во многом отличается от основных мировых монотеистических религий.
1.Основывается на строгом выполнении существующих предписаний и обрядов.
2.Главное для этого культа – почитание предков, так у каждого рода есть свой храм, где совершаются жертвоприношения.
3.Цель человека – найти свое место в мировой гармонии, а для этого необходимо постоянно совершенствоваться. Конфуций предложил свою уникальную программу для гармонии людей с космосом.