первая религиозная реформа на руси
Первая религиозная реформа на руси
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
2. Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
3. «Выбор веры»
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
5. Распространение христианства на Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
6. Значение принятия христианства
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Принятие Русью христианства. Первая религиозная реформа Владимира
Принятие Русью христианства. Дохристианские славянские верования.
Основными славянскими божествами были:
Род и рожаницы | божества земледелия |
Сварог | бог неба |
Даждьбог | бог Солнца |
Стрибог | бог ветра |
Перун | бог грома, покровитель дружины |
Велес | бог скота и покровитель пастухов |
Ярила | бог весны (или Солнца) |
Купала | бог лета |
Мокошь | богиня женского рукоделия |
Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Однако славянское язычество отличалось от античного или скандинавского: в нем не было главного бога, повелителя богов типа греческого Зевса.
Причины принятия христианства на Руси:
1. потребность дальнейшего развития Древнерусского государства, необходимость идеологического средства консолидации господствующего класса и распространения его власти на все общество.
2. Геополитическая и конкретно-политическая ситуация (союз Руси и Византии в борьбе императора Василия).
3. привлекательность «византийской модели» для русской элиты – пример Византии демонстрировал то, как единство религии способно скрепить этнически разнородное государственное образование.
4. подражание Византии – богатой стране с высокой культурой, наличие торговых связей с ней.
Принятие Русью христианства. Первая религиозная реформа Владимира
С объединением славян вокруг Киева, укреплением власти князя потребовался верховный бог – такой же единственный властитель на небе, как и князь на земле. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 980 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
Перун | Хорс (солнечный конь) |
Даждьбог | Мокошь |
Стрибог | Симаргл (значение неизвестно) |
Среди этих шести главным был Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.
Принятие Русью христианства. «Выбор веры»
Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому в 986 г. приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Самыми убедительными князь счел аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ – легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, которая в то время была самым развитым государством мира. Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
Первая религиозная реформа на руси
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
2. Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
3. «Выбор веры»
Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.
Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
5. Распространение христианства на Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
6. Значение принятия христианства
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.
Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Принятие Русью христианства. Первая религиозная реформа Владимира
В Древней Руси христианство появилось еще задолго до принятия официального статуса религии. Конечно, оно было довольно слабо распространено, но и не могло так же конкурировать с язычеством.
С Грецией — торговые отношения облегчали для Древней Руси знакомство с христианской верой. Например, варяжские купцы раньше, чем славяне ходили в Царьград, и там обращать в христианство. Затем они приходили на Русь и приносили новые учения, передавая их славянам.
Крещение Руси пришло сразу после принятия крещения Князя Владимира и его дружины
Религиозная деятельность князя Владимира была направлена — на укрепление княжеской власти
Религиозная деятельность князя Владимира — была направлена на укрепление княжеской власти. Мнения историков по этому поводу схожи.
О Владимире говорил Карамзин Н.М.:
русский писатель и историк
«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».
Рассмотрим подробнее религиозные реформы князя Владимира.
Для раннефеодального государства язычество было довольно не прогрессивной формой государственной религии, именно поэтому великий князь Владимир принял меры для установления соответствия между религией и политическим строем.
Князь Владимир провел две религиозные реформы:
в этом году Владимир и его дружина приняли христианство
Первая же сводилась к тому, что Владимир должен отобрать из числа языческих богов несколько главных. Среди них выделялись бог — Перун, это был покровитель княжеской дружины, а также другие божества южных восточнославянских областей.
Эта реформа была недостаточной, потому что для феодального государства требовалось уже утверждения монотеистической религии, которые лучше всего освещали власть великого князя. Именно таких религий в Киеве существовала только 3— это христианство, ислам и иудаизм.
Равноапостольный князь Владимир и равноапостольная княгиня Ольга. Именно они принимали решение, какое христианство лучше принять — западное или восточное
Княгиня Ольга, так же как и князь, Владимир должны были принять такой важный вопрос, какое христианство принять — западное или восточное. Тогда он начал думать.
Киеву намного выгоднее было иметь дело с Константинополем, потому что в его руках был водный путь «из варяг в греки», а с Византией давно уже существовали давние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда они были мирные.
Много лет Киев общался с Константинополем, и поэтому в связи с Западом были намного слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.
Смотрите также статью Почему Владимир не принял ислам
Реформаторская деятельность Владимира Святого
Введение
Реформаторство является неотъемлемым элементом функционирования современного общества. В широком понимании этого слова можно говорить о развитии человеческой цивилизации как о процессе реформирования различных сегментов жизнедеятельности общества с целью их совершенствования или кардинального изменения. Реформаторские процессы связаны с техническими достижениями человечества, с природно-климатическими изменениями, с хозяйственной, политической, идеологической, образовательной и иными видами деятельности людей. В соответствии с этим реформы могут носить локальный, региональный или всепланетный характер, могут затрагивать интересы и судьбы отдельных людей, социальных групп, наций, рас или человечества в целом.
Российская историческая наука в последние годы активизировала усилия по изучению опыта российских реформ. Учёные пытаются осмыслить реформаторские преобразования в России с позиций не только строгой исторической объективности, но и применительно к сегодняшним задачам. Так, авторы написанной в виде очерков книги «Реформы в России» (М., 1993 г.) пытаются выявить общие закономерности реформаторских процессов в России от эпохи Петра Великого до перестройки М.С. Горбачёва. Эта проблема активно разрабатывается учёными Института российской истории РАН. Разрабатывают эту проблему специалисты и других научных учреждений. Так, Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации в 1995 г. выпустила учебное пособие «Судьбы реформ и реформаторов в России». Большинство авторов сходятся во мнении о том, что реформирование есть закономерность, которая просматривается в истории каждой страны и Россия в этом плане, разумеется, не исключение.
Вместе с тем исследователи отмечают запаздывание власти в реформировании общества, что заставляло их выбирать варианты «догоняющего развития», и, кроме того, проводимые реформы далеко не всегда отвечали в должной мере потребностям общества и государства. Большая часть публикаций посвящена анализу реформаторских процессов, происходивших в стране в период от XVI в. до настоящего времени. Гораздо реже исследователи анализируют реформаторские процессы эпохи Киевской Руси. Этому есть своё объяснение.
Отдалённость эпохи, помноженная на скудость источников, процесс становления государственности, где чуть ли не любое нововведение есть реформа, и другие моменты не дают широких возможностей для сопоставления с реформаторскими процессами конца ХХ столетия, для поиска аналогий или истоков сегодняшних реформ. Всё это и определяет актуальность данной работы.
Целью нашей работы является рассмотрение реформаторской деятельности Владимира I. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
1) рассмотреть предпосылки введения христианства на Руси;
2) показать ход реформы.
Объектом исследования выступают реформы в России, предметом – реформы Владимира I Святого.
1. Предпосылки введения христианства на Руси
Проблеме введения христианства на Руси, деятельности православного духовенства, влиянию нового вероучения на исторические судьбы славян посвящено немало научных работ. Среди них назовём работы Е.Е. Голубинского, А.Г. Кузьмина, А.В. Карташева, Н.М. Никольского, М.Д. Приселкова, О.М. Рапова, Б.А. Рыбакова. Хотя авторы указанных работ исследуют историю становления христианства на Руси не в контексте реформаторских процессов, но их работы представляют интерес для понимания тех закономерностей исторического процесса, которые привели восточных славян в православие. В этих работах учёные приводят немало убедительных аргументов в пользу замены язычества православием как религией, наиболее соответствующей социально психологическому типу восточных славян и их образу жизни[1].
Вместе с тем в последние годы в средствах массовой информации у нас и за рубежом в рассуждениях некоторых западных учёных, выступающих с позиций антиправославия, проводится мысль о том, что православие увело восточных славян в сторону от столбовой дороги европейской цивилизации и предопределило такие качества, как жертвенность и самоотвержение, т.е. качества, которые обрекают народ на историческую несостоятельность, ведущую в тупик.
С такими взглядами трудно согласиться по ряду причин. И первое возражение лежит на поверхности – национальный характер восточных славян к моменту принятия христианства практически сложился, а под влиянием христианства он усовершенствовался или видоизменился, главным образом, в сторону смягчения (например, ушёл в прошлое языческий обряд жертвоприношения). Сошлёмся на примеры, которые в последнее время становятся хрестоматийными и включаются в школьные учебники. Так, греческие авторы свидетельствуют: «Племена славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и наставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье». Часто вступавшие в военные схватки со славянами греки о[2].
Наблюдения и характеристики, оставленные современниками восточных славян-язычников, свидетельствуют, что такие качества, как жертвенность и самоотвержение, связаны не с православием, а были изначально присущи менталитету жителей восточно-европейских равнин и сохранились в их потомках спустя более чем тысячу лет. Зададимся риторическим вопросом – можно ли считать качества, сохранённые и пронесённые через испытания тысячелетней историей, качествами, обрекающими народ на историческую несостоятельность и ведущими в тупик.
Второе возражение связано со временем принятия христианства. Оно пришло и было востребовано, в первую очередь, правящей элитой в эпоху, когда государство – Киевская Русь – уже сформировалось. Власть нуждалась в идеологической поддержке, которую языческая религия с её традицией многобожия оказать в должной мере не смогла. Уместно привести и ещё одно возражение. Оно связано с известным летописным повествованием о встрече князя Владимира с миссионерами от ислама, иудаизма, католичества и православия. В ходе антиалкогольной кампании 1980-х гг. многие её противники, цитируя известный ответ Владимира Святославича мусульманским миссионерам о том, что их религия запрещает употреблять спиртное, а «Руси есть веселие пить, не можем без того быть»[3], поднимали этот ответ на щит как решающий аргумент в отказе от ислама.
По нашему мнению, это не главная причина, а чисто дипломатический приём вежливого отказа. Если следовать за текстом «Повести временных лет», то там указаны три причины, из-за которых князь Владимир I отказался от ислама: обрезание, воздержание от употребления свинины и вина[4]. Истинная же причина, очевидно, кроется в глубоко укоренившейся на уровне обыденного сознания враждебности к кочевым народам, а их религией был ислам.
Не мог Великий князь принять и иудаизм – специфическую религию одного народа – евреев, рассеянных по всему миру. Ни один правитель планеты не пожелает такой судьбы своему народу. К тому времени, когда в Киеве правил Владимир Святославич, католическая церковь в Западной Европе уже успела проявить себя настойчивыми притязаниями на контроль над светской властью, что, естественно, не могло привлечь внимания и встретить поддержку правителей Восточной Европы.
Для княжеского выбора в пользу православия, а не католицизма имелся, таким образом, ряд веских причин. Среди них укажем и на достаточно развитые связи с Византией, скреплённые в том же Х в. письменными договорами в 911 и 944 гг. Следует отметить и большую (по сравнению с представителями других конфессий) активность православных миссионеров на Руси, построивших ко времени правления князя Владимира I как минимум одну церковь в Киеве в честь святого Ильи. Определённую роль играл и пример славян-соседей. Болгария к этому времени была православной страной. Важным фактором при выборе новой государственной религии был языковой барьер. В отличие от других религий, в том числе и католичества, разрешающего богослужение только на латыни, православие разрешает богослужение на родных языках, включая и перевод богослужебных книг на языки верующих народов.
Отметим определённую осторожность и тщательную проработку многих вопросов при выборе религии для подвластного населения. Так, автор «Повести временных лет» подчёркивает, что князь Владимир, получив от греческого миссионера предложение креститься, вежливо ответил: «Подожду ещё немного». Этот ответ летописец связывает с желанием князя побольше разузнать о всех верах. Летописный рассказ свидетельствует, что в 987 г. князь Владимир Святославич по совету «бояр и старцев градских» направил миссионерскую группу из десяти человек к болгарам-исламистам, немцам-католикам и грекам-православным. Эта группа, завершив свою миссию, сделала вывод в пользу принятия христианства по православному образцу. Летописец приводит их выводы от посещения греческих храмов: «Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве»[5].
Некоторые исследователи, изучающие историю введения христианства на Руси, отмечают, что в разных регионах государства оно имело неодинаковый характер, но по большей части болгарского типа. Такую точку зрения высказывает А.Г. Кузьмин. Мнение о том, что князь Владимир предпочёл подчинить Русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам из-за недоверия византийскому императору, высказывает А. Головатенко. Он указывает и на такую важную деталь, как использование богослужебных книг в Болгарии на славянском языке, близком к разговорному языку русских[6].
Не вдаваясь в детали и причины этих решений (они, на наш взгляд, вполне реальны), отметим их рациональность. С позиций проблем российского реформаторства особо подчеркнём эту, пожалуй, наиболее важную сторону любого реформаторского решения – рациональность. Опыт более поздних российских реформ показал, что за периодом реформ наступала полоса контрреформ, иногда достаточно продолжительная во времени, но объективный ход событий вновь возвращал правящую элиту на путь реформ.
Конечно, и первая в отечественной истории реформа проходила далеко не в идеальных условиях. Сопротивление принудительному обращению в христианство проходило как в пассивных формах (неисполнение религиозных обрядов), так и в активных (восстания, как правило, под руководством волхвов), при этом сопротивление в северных регионах Киевской Руси было сильнее, чем в южных. Этому есть своё объяснение. В южных регионах Киевской Руси греческое влияние, в том числе и религиозное, было уже вполне ощутимым. Действовали миссионеры, появилась и первая паства. К обширным торговым связям добавилось и дипломатическое сотрудничество, скреплённое договорами 911 и 944 гг. Кроме того, надо иметь в виду и настороженное отношение жителей северных и восточных земель ко всем распоряжениям, а тем более нововведениям, исходящим из резиденции киевского князя. Сила сопротивления религиозным нововведениям определялась и степенью авторитета местных служителей культа – волхвов, которые по роду своих занятий в обществе были носителями контрреформаторства.
Контрреформаторский потенциал на личностном уровне был напрямую связан с родом занятий новообращённого. Земледельцы, рыбаки и охотники, привыкшие поклоняться духам лесов, рек, полей, восприняв христианскую обрядность, совместили её со своими прежними представлениями о леших, водяных, домовых и т.п. Языческие представления об окружающем мире и при глубоко укоренившейся христианской традиции переходят из поколения в поколение, и как архаичная традиция существуют (главным образом, в сельской местности) и поныне.
Этот феномен российской духовности, очевидно, кроется в некоторых особенностях национального характера. Такая особенность применительно к рассматриваемой теме заключается в умении (при внешней незаметности) оказывать длительное сопротивление тем нововведениям, которые идут вразрез с вековыми традициями или являются неприемлемыми по каким-то иным причинам. Исторический опыт показывает, что такое незаметное сопротивление сводит на нет попытки внедрить что-то новое, не соответствующее интересам этноса. Это наглядно подтверждают и примеры, относящиеся к рассматриваемой проблеме. Языческая Русь из православного христианства восприняла только то, что оказалось подходящим к национальному характеру, к уже сложившимся традициям, что не противоречило славянской сущности.
Все исследователи, занимающиеся историей Киевской Руси, единодушны во мнении, что духовная жизнь народа длительное время носила характер духовного синкретизма. Это двоеверие порождало и двойственность в развитии культуры. Традиция двукультурия касалась не только сферы религиозной, но проявлялась и в других сферах человеческого бытия, в представлениях о природе и обществе, в праздничных обрядах и т.п. В условиях духовного синкретизма формировалось не одно поколение верующего населения Древней Руси.
В итоге длительного существования двоеверия духовное формирование отдельных индивидуумов, социальных групп и общества в целом проходило под влиянием таких сложных, весьма разнородных, а порой и взаимоисключающих факторов, что с научно-логических позиций не поддаётся полному пониманию и объяснению. Возможно, здесь лежат истоки тех свойств и качеств русского народа, которые и изумляют западных исследователей, и заставляют их говорить о непостижимости русской души и загадочности русского характера… Специалисты отмечают, что если из двух религий появляется новая, то это свидетельствует о том, что оба исходных вероучения являются вполне жизнеспособными мировоззренческими системами[7].
Известно, что отдельные языческие традиции русская православная церковь так и не смогла преодолеть. Некоторые языческие традиции удивительным образом переплелись с христианскими и сохранились в них. Достаточно вспомнить такие яркие праздники, как Троица, Масленница, которые массовым порядком отмечались даже в период атеистических запретов. Языческие традиции, пережив века, дошли до нас не только в форме религиозных праздников, но и в устном народном творчестве, детских играх и т.п.
Христианство привнесло много нового не только в повседневный быт, но и в культуру восточных славян. Это, в первую очередь, письменность, которая является не просто элементом культуры, но и самым мощным еёдвигателем как в сфере духовной, так и материальной. С распространением письменности в Киевскую Русь пришло и «учение книжное». В XI в. распространённым явлением на Руси стало переписывание и перевод книг зарубежных авторов. Б.В. Сапунов назвал это феноменальное явление «информационным взрывом XI века»[8]. Естественно, что этот «информационный взрыв» привёл к появлению в Киевской Руси не только большого количества книг, но и новых отраслей знаний, таких, например, как богословие, натурфилософия, начала астрономии, зоологии и т.п.
В условиях той эпохи церковь, распространив своё влияние на большую часть населения, стала, по сути, единственным постоянно действующим идеологическим институтом, активно влияющим на различные стороны жизни общества. Так, церковь взяла под свой контроль брачно-семейные отношения, существенно заметную долю в системе образования, формирования религиозно-нравственных установок в обществе. Церковь своей деятельностью способствовала развитию патриотического мышления, эволюции законодательных норм в пользу смягчения наказаний, внедрению в общественное сознание тех правил поведения, поступков и действий в отношении окружающих, которые сегодня принято называть общечеловеческими ценностями. В этом плане можно говорить о православной церкви, как об универсальном механизме поддержания социальной стабильности общества и авторитета государственной власти, хотя, разумеется, до известных пределов.
Конечно, церковная реформа не может быть оценена лишь исключительно в положительных проявлениях. С утратой язычества связаны и утраты в сфере культуры, быта, более тесной связи людей с окружающей природой и т.д. Эти утраты объясняются во многом жёсткой позицией церкви в соблюдении канонов богослужения, в искусстве, где преследовались музыкальные инструменты, танцы, скоморошество и т.п.
Следует отметить и такой важный элемент влияния православия на развитие русского общества, как создание монастырей. Эти специфические церковные учреждения заслуживают внимания не только системой организации монашеского братства, но и вкладом в решение задач обороны страны (монастыри строились как крепости), в распространение агрономических знаний и агротехнических приёмов ведения сельского хозяйства, в попечительство над пожилыми и инвалидами, наконец, в колонизацию малообжитых или вовсе безлюдных территорий северо-восточной Руси.
Все перечисленное далеко не исчерпывает положительного (главным образом) влияния православия более чем на тысячелетнее развитие российского общества. Нельзя не согласиться с мнением Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, о том, что православие избавило русский народ от распада на сообщества, исповедующие ислам, иудаизм и христианство[9]. И вряд ли русский народ смог бы при таком религиозном раскладе превратиться в суперэтнос, создавший супердержаву. Скорее наших далёких предков – восточных славян, а соответственно, и нас, их потомков, ждала судьба, сходная с судьбой славянских народов, населяющих современную Югославию. Конечно, трудно предположить, что князь Владимир I, осуществивший крещение Руси, заглядывал далеко на сотни и тысячи лет и предугадывал отдалённые последствия предпринятой им религиозной реформы. Однако сегодня, оценивая значение этой и других реформ в истории России, отметим, что первая реформа оказала глубочайшее воздействие на восточных славян, и степень этого воздействия столь глубока и всеохватна, что о христианстве можно говорить, как об одном из коренных факторов, определяющих историческую судьбу народа и государства.
Это стало ясно даже идеологам-марксистам. Несколько десятилетий атеистического забвения показали недальновидность и пагубность политики государства, где в качестве доминирующей и единственно верной идеологии была объявлена идеология марксизма-ленинизма. За последние 10 – 12 лет Русская Православная Церковь существенно укрепила свои позиции в обществе и продолжает их укреплять, наращивать своё влияние и не только среди верующих.
Уроки первой в отечественной истории масштабной реформы не утратили своего значения и могут быть полезны реформаторам сегодняшним и завтрашним. Главный урок, на наш взгляд – в постепенности проводимой реформы. Фактически она растянулась на долгие десятилетия, а по каким-то отдельным аспектам и на целые столетия. Поэтому постепенность – один из важных факторов, способствующих успеху реформ, особенно если они не носят локальный или узкий характер, а охватывают многие стороны жизнедеятельности общества.
Отечественный и мировой опыт показывает, что реформы всегда встречают сопротивление определённых слоёв общества. И потенциал противодействия (контрреформы) проявляется тем сильнее, чем неудачнее проходят реформы. Российские реформаторы, как правило, понимали, что реформы таят в себе многие опасности. Именно это понимание опасности останавливало некоторых реформаторов, заставляло их лавировать, отступать от курса реформ, а иногда приостанавливать или отказываться от них.
Важным для успеха или неудачи реформ является личность реформатора. Недозавершённость многих российских реформ связана и с тем, что главным реформаторам не хватало полномочий для завершения задуманного. Особенность большинства российских реформ (реформы Владимира I – редкое исключение) заключается в том, что судьба реформаторов зависела от воли монарха или, как в современной России, – президента. Можно в качестве примера напомнить о судьбах реформаторов из окружения Ивана IV, Александра I или Президента Б.Н. Ельцина…
В современной России существует потенциальная угроза распада государства. И если более тысячелетия назад постепенно проводимая религиозная реформа предотвратила такую угрозу, то этот полезный опыт, на наш взгляд, необходим и современной России. Наметившиеся контуры сотрудничества религиозных учреждений с органами государственной власти в центре и на местах дают положительные результаты. Расширение и углубление этого сотрудничества, несомненно, принесут ещё более заметные результаты, будут способствовать достижению согласия и сотрудничества в обществе, предотвращению угрозы распада Российской Федерации.
К концу 1980 – началу 1990-х годов большинству советских реформаторов стало ясно, что создать эффективную экономику, способную производить конкурентоспособную с зарубежными аналогами продукцию можно лишь с использованием рыночных механизмов. Выбирая их варианты внедрения рыночных механизмов, российские реформаторы отдали предпочтение зарубежному опыту, где быстрая смена экономической модели, названная «шоковой терапией», дала определённые положительные результаты.
Однако опыт проведения реформ 90-х годов в России показал, что быстрый, а подчас и поспешный перевод промышленных предприятий, созданных в своё время под плановую экономику, на рыночные условия, как правило, не даёт таких результатов. Инициаторы российских реформ как на главную причину неудач указывают на противников реформ (контрреформаторов) в Государственной думе и в регионах. Но реформаторы именно тогда заслуживают уважения современников и благодарной памяти потомков, когда они учитывают и просчитывают все составляющие реформаторского и контрреформаторского процессов и умеют действовать с учетом степени поддержки и сопротивления их нововведениям.
Опыт первой в истории Отечества реформы, как и опыт многих последующих реформ, показывает, что только постепенность реформ, их своевременная корректировка в сочетании с твёрдой политической волей и стремлением довести реформаторские процессы до конца могут дать необходимый результат. Только последовательное и, на наш взгляд, постепенное проведение начатых в 1990-е годы рыночных реформ позволит России занять место в мировом сообществе, адекватное ее территории, природным богатствам и количеству населения.
Список использованной литературы
1. Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сборник тезисов. – М., 1987.
2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
3. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси: Собр. соч.: В двух томах. – М., 1997.
4. Сахаров А.И., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. – М.: Дрофа, 1995.
5. Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. – М., 1982.
6. Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам). – М., 1987.
7. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. I. Т. 1 – 2. «История России с древнейших времен». – М., 1993.
8. Тальберг Н. История русской церкви: Репринтное издание: В 2 т. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994.
9. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995.
10. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
[1]Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. – С. 83.
[2]Сахаров А.И., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века. – М.: Дрофа, 1995. – С. 23.
[3]Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн. I. Т. 1 – 2. «История России с древнейших времён». – М., 1993. – С. 192.
[4]Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материалам). – М., 1987. – С. 62.
[5] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. – С. 43.
[6]Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Крещение Руси: Сборник тезисов. – М., 1987. – С. 152.
[7]Тальберг Н. История русской церкви: Репринтное издание: В 2 т. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. – Т. 1. – С. 193.
[8]Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – С. 150.
[9]Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. – М., 1995. – С. 210.
Информация о работе «Реформаторская деятельность Владимира Святого»
Раздел: История Количество знаков с пробелами: 24599 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Исторический опыт реформаторской деятельности самодержавия в первой половине XIX в.
… были призваны иные люди. Снова получил большое значение Сперанский; во главе Государственного совета был поставлен Кочубей, сотрудник императора Александра в годы его юности; стали на виду и другие деятели первой половины царствования Александра. Решимость императора Николая начать реформы сказывалась не только в речах его, но и в мероприятиях. Одновременно с отдельными мерами в разных отраслях …
Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века
… в семье Европейских народов. В данной главе автор рассматривает историческую ситуацию, делающую необходимым проведение кардинальных реформ в России XVIII века, обращается непосредственно к содержанию реформ в области культурно просветительской деятельности, анализирует их итоги и влияние на дальнейшее развитие нашего отечества. Для разработки поставленных вопросов автор обращается к работам …
Кабинет Столыпина: результаты деятельности
… Бролее подробно эта проблема будет рассмотрена во второй главе, где будет сделана попытка проанализировать, насколько результаты деятельности кабинета зависели от действий (или бездействия) конкретных министров, а также насколько от состава кабинета зависело выполнение поставленных П. А. Столыпиным задач. Это тем более важно рассмотреть в рамках данного исследования, поскольку в составе кабинета …
Учебник по истории отечества
… восстание в середине века (1648 г.) произошло в Москве под названием «соляного бунта», а вскоре вспыхнул «медный бунт» (более подробно об этих событиях можно узнать из учебника авторов А.Л. Юрганова и Л.А. Кацва «История России. ХVI-ХVII вв.», стр. 146-148). Но самым значительным было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1667-1671 гг.)– о ходе восстания см. в указанном …
В 988 году князь Владимир вместе со своей дружиной принял крещение
В 988 году князь и его дружина приняла христианство. Именно за крещением князя и последовало принятие христианства всей Руси.
Новая религия отвечала не только интересам знати и дружинников, а также она удовлетворяла потребности социального строя, который утвердились в качестве господствующей в древней Руси.
Но, к сожалению, хоть и люди принимали христианство, христианизация Руси не сделало ее православной. Многие регионы страны, то есть часть населения принимала крещение довольно долго, в течение нескольких веков.
Княжеская символика – трезубец
Среди «знаковых» мероприятий Владимира после крещения историки отмечают начало чеканки князем собственной золотой и серебряной монеты – «золотников» и «сребреников», ведь чеканка монеты принадлежала к непременным атрибутам суверенного властителя. Если так поступал византийский император, то и его русский родственник имел подражать этому достойному примеру. Златник Владимира весил 4,2 г и был равен по стоимости византийской номисми и мусульманском динару. Это была высокохудожественная монета с гербом-тамгой трезубцем, портретом князя и словесной легендой. На обратной стороне было изображение Христа Спасителя. Такими же были и ранние сребреники с легендой «Владимир на столе – а это его серебро». Более поздние сребреники на обороте вместо изображения Христа Спасителя имели только трезубец. Исследователи выдвинули многочисленные гипотезы о значении трезубца как символа, но к единому мнению не пришли. Его предлагают рассматривать как изображение церковного светильника-трикирия или паникадила, хоругви, церковного портала, сокола как княжеского тотема, ворона, голубя, «государства» как регалии, шлема, обоюдоострого топора, верхушки скипетра. Рассматривается вариант этого знака как монограммы (можно прочитать слово «воля»). В последнее время популярность приобрели толкования трезубца как символа триединства мира и сочетание символов, распространенных когда, культов солнца и якоря. Позволим тоже предположить, что именно может означать этот Княжеский знак. Как известно, князь довольно длительное время провел в Византии. Также оттуда, из императорского дома, была и его жена. Поэтому, вероятно, он был хорошо знаком с концепцией Юстиниана о симфонии светской и духовной власти, которая символически находила отражение в гербе Византийской Империи – двуглавом орле. По нашему мнению, став христианином, Владимир Святославич творчески подошел к реализации этой идеи в своем государстве. Так, трезубец мог быть для него, в первую очередь, постоянным напоминанием о Святой Троице. (В этом контексте, кстати, было бы очень хорошо исследовать или не произвел этот Княжеский знак определенного влияния на иконографическое изображение Святой Троицы Андреем Рублевым, которое, по крайней мере, контурно напоминает геральдический знак Киевского князя). С другой стороны, трезубец мог иметь целью показать, что кроме власти государственной и власти церковной есть еще одна неотъемлемая составляющая настоящей христианской страны – народ. Причем, средний «зуб» является не только связующим между двумя крайними, но и, по своей форме напоминает корень, который приносит плод. То есть, Церковь и государство объединяют свои усилия для того, чтобы народ принес достойный плод, став народом Божиим. Конечно, эти наши соображения лишь гипотезой, которая, надеемся, требует дальнейшего изучения.
Православие — занимает первое место среди религий в стране
Теперь поговорим о том, как же все-таки произошло крещение князя, а затем крещение Руси. Как мы видим, почти 900 лет православие было государственной религией в России.
Сейчас православная религия занимает — 1 место в стране.
Как же все-таки Русь отошла от язычества и приняла православную веру?
На самом деле, князь Владимир очень долго наблюдал за своими людьми и заметил, что насколько сильно отличается грубое и яростно язычество от высокого христианского учения, потому что в Киеве тогда обитало довольно много христиан, да и в самой дружине князя Владимира, было немало православных.
На пути к единобожию
Важно учесть и тот факт, что объявленная князем Владимиром языческая реформа во многом сузила пантеон богов и тем подготовила народ к переходу от политеизма к монотеизму, то есть единобожию, лежащему в основе всех главных мировых религий. Подобно тому как в христианстве сонм Небесных Сил группируется вокруг единого Творца и Повелителя вселенной, так и в предложенном им варианте язычества весь пантеон богов являлся окружением центральной фигуры верховного божества – грозного и всесильного Перуна.
После принятия крещения — князь Владимир приказал уничтожить всех идолов
После того, как князь Владимир выбрал христианство, он приказал уничтожить всех идолов. Многие, видя это, горько плакали, они никак не хотели принимать другую веру. Тогда князь, разозлившись, сказал, что те, кто не пойдет с ним принимать новую веру, тот идет против него.
После крещения князя Владимира (его можно увидеть на фото), началась христианизация древней Руси
Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность
Но, в чем же была причина принятия Русью христианства? Почему же князь, среди многих религий, выбрал именно это? Это объясняется тем, что язычество — это просто совокупность верований, культов, но никак не учений. А христианская вера — это учение, учение о Христе.
Также у людей было стремление выбраться из-под болот и степей, а хотелось скорее познать мир. В то время князь Владимир еще пытался слить разнородных богов всех племен, то это потерпело неудачу.
Решающим шагом принять православие было и то, что по своему опыту, Византия давно славилась традиционными политическими, экономическими связями. А в системе Византии духовная власть занимала подчиненное положение у самого императора.
Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность, которая и была дана Болгарией
Это и соответствовало политическим взглядам и устремлениям Владимира. Это и еще больше укрепило отношения Киева с Византией.
С помощью болгарской письменности, христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии, с довольно высокой культурой. Самое важное, что дало христианство для Руси — это церковная письменность, которая и была дана Болгарией.
Именно эта письменность и позволила Руси не начинать литературу, а позволила ей продолжать ее, а также создавать произведения, которыми можно было гордиться.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Союз Руси и Византии
Из исторических источников нам известно, что инициатива союза с Киевской Русью вышла именно от Византии. Василевс Империи Ромеев попросил князя Киевского о военной помощи. Тот, в свою очередь, потребовал руки византийской царевны. Михаил Грушевский пишет, что объяснить такое желание можно было тем, что тогда «не только Рим Старый и Новый (Византия) верили в свое избранное положение между государствами и народами, как государства над государствами, как центры мировой жизни, – но сим взглядом проникнуты были и «варварские» народы. Для них Византия была идеалом блеска, славы, культурности, византийский император – недостижимым идеалом могущества, власти, влияния, престижа». И это была исключительно заслуга власти, которая, осознавая свой сакральный характер («всякая власть от Бога» (Рим. 13,1)) пыталась в полной мере соответствовать ему – служить Богу и людям. Да, были ошибки, были и определенные проблемы, связанные с так называемым «цезарепапизмом». Однако, в своем идеальном смысле, понятие о власти в христианстве кардинально отличается от понятия о власти в язычестве. Для христианина император – это в первую очередь слуга, причем, слуга не только по отношению к народу, но и по отношению к Богу. В Византии существовало четкое распределение прав и обязанностей императора по отношению к Церкви. Так, он был гарантом не Конституции, а сохранение чистоты Православной веры, и в то же время не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Для язычника фигура императора абсолютно сакральная – он царь и бог. Его решение – это решение бога. Его действия не критикуются, он живет исключительно для себя, а если и думает о народе – это большое благо. Отметим, что князь Владимир сознательно отказался от этой позиции, и выбрал путь служения народу и Богу, а не удовлетворение собственных интересов. Наше мнение подтверждают и историки Толочко, которые подчеркивают, что крещение в Византии князя Владимира полностью меняло все: место обладателя в иерархии власти, статус его страны, систему ценностей, самый стандарт и образ жизни. С недавнего почти дикого варвара и практически изгоя обладатель превращался в уважаемого члена «семьи властителей», нередко даже буквального родственника императора. Что чувствовал новокрещенный в Константинополе властитель, этом источнике славы и благодати, можно подтвердить цитатой профессора Гарвардского университета Игоря Шевченко: «До обращения новокрещенный властитель рассматривал государство ромеев как землю обетованную. Вернувшись домой, он будет отождествлять себя с империей как член новой семьи, захочет «входить в неразрывное сообщество» византийцев и будет держать, по крайней мере должен, вечный мир с ними».
Десятинная церковь в Киеве. Реконструкция П.П.Толочко