первое национальное государство в истории

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

По­ня­тие «национальное государство» от­но­сит­ся к чис­лу дис­кус­си­он­ных, его еди­но­го тол­ко­ва­ния не су­ще­ст­ву­ет. В ка­че­ст­ве си­но­ни­ма это­го по­ня­тия час­то при­ме­ня­ют тер­мин «го­су­дар­ст­во-на­ция» (английский nation-state, франц. ́etat-nation), од­на­ко та­кой под­ход под­час под­вер­га­ет­ся кри­ти­ке. Под национальным государством не­ред­ко по­ни­ма­ет­ся мо­но­эт­нич­ное, мо­но­на­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во, ко­то­рое про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся мно­го­на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву. Про­тив­ни­ки та­кой точ­ки зре­ния ука­зы­ва­ют на слож­ность вы­де­ле­ния кри­те­ри­ев на­ции, а так­же на воз­мож­ность по­ли­тического ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния при раз­де­ле­нии го­су­дарств на на­цио­наль­ные и мно­го­на­цио­наль­ные. По мне­нию ря­да учё­ных, по­ня­тие «национальное государство» яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом тер­ми­на «пра­во­вое го­су­дар­ст­во».

По­след­нее, при­шед­шее на сме­ну со­слов­но­му го­су­дар­ству, от­ли­ча­ет пра­во­вое ра­вен­ст­во лю­дей не­за­ви­си­мо от их эт­нической, со­слов­ной и иной при­над­леж­но­сти, оди­на­ко­вое об­ра­ще­ние со все­ми чле­на­ми на­ции. Национальное государство в этом слу­чае про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся и кон­крет­но-ис­то­рическим фео­даль­но-аб­со­лю­ти­ст­ским об­ра­зо­ва­ни­ям (например, им­пе­рии Габс­бур­гов), и им­пе­рии как осо­бо­му ти­пу го­су­дар­ст­ва, строя­ще­му­ся на по­ли­тическом не­ра­вен­ст­ве ме­ж­ду со­об­ще­ст­ва­ми и ин­ди­ви­да­ми. Спе­циа­ли­сты по тео­рии ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний счи­та­ют ха­рак­тер­ным при­зна­ком национального государства «национальный су­ве­ре­ни­тет», под ко­то­рым по­ни­ма­ют мо­но­по­лию на власть внут­ри го­су­дар­ства и не­за­ви­си­мость по от­но­ше­нию к др. ак­то­рам, дей­ст­вую­щим на ме­ж­ду­народной аре­не. В на­учных кру­гах вы­ска­зы­ва­ет­ся так­же мне­ние, что тер­мин «национальное государство» яв­ля­ет­ся не­про­дук­тив­ным и от не­го сле­ду­ет от­ка­зать­ся, по­сколь­ку по­ня­тие «на­цио­наль­ное» не от­ра­жа­ет не­кое но­вое ка­че­ст­во го­су­дар­ст­ва, а лишь ха­рак­те­ри­зу­ет его ус­пех в фор­ми­ро­ва­нии «еди­ной на­ции».

Рас­хо­дясь в ин­тер­пре­та­ции сущ­но­сти национального государства, учё­ные при­дер­жи­ва­ют­ся так­же различных взгля­дов на его ге­не­зис и эво­лю­цию. Од­ни от­но­сят ста­нов­ле­ние национального государства к XV веку и свя­зы­ва­ют его со скла­ды­ва­ни­ем цен­тра­ли­зованных го­су­дарств и фор­ми­ро­ва­ни­ем национального са­мо­соз­на­ния (клас­сическим при­ме­ром, по их мне­нию, яв­ля­ет­ся Фран­ция конца XV-XVI веков). Ис­сле­до­ва­те­ли, стоя­щие на мар­кси­ст­ских по­зи­ци­ях, и учё­ные, раз­де­ляю­щие взгля­ды М. Ве­бе­ра, счи­та­ют воз­ник­но­ве­ние национальных государств и скла­ды­ва­ние на­ций про­дук­том ка­пи­та­ли­стических от­но­ше­ний. По­яв­ле­ние национального государства рас­смат­ри­ва­ет­ся ими как «нор­маль­ное» и за­ко­но­мер­ное яв­ле­ние ста­дии ка­пи­та­ли­стических раз­ви­тия. Ис­то­ри­ки и по­ли­то­ло­ги, де­лаю­щие ак­цент на по­ня­тии «национальный су­ве­ре­ни­тет», счи­та­ют, что национальное государство воз­ник­ло в середине XVI века как ре­зуль­тат функ­цио­ни­ро­ва­ния Вест­фаль­ской сис­те­мы ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний (от названия Вест­фаль­ско­го ми­ра 1648 года), за­кре­пив­шей в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми прин­цип тер­ри­то­ри­аль­но­го су­ве­ре­ни­те­та. Со­глас­но ещё од­ной точ­ке зре­ния, национальное государство, в ко­то­ром по­ня­тия «на­ция» и «го­су­дар­ст­во» сли­ты во­еди­но, в стро­гом смыс­ле сло­ва сло­жи­лось лишь по­сле Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции XVIII века.

В конце XX века в свя­зи с окон­ча­ни­ем «хо­лод­ной вой­ны» и раз­ви­ти­ем про­цес­сов ин­те­гра­ции и гло­ба­ли­за­ции в на­учной литературе ста­ло вы­ска­зы­вать­ся мне­ние о «раз­мы­ва­нии» национального су­ве­ре­ни­те­та и «кон­це национального государства», на­ча­ли зву­чать пред­ло­же­ния рас­смат­ри­вать национальное государство как «ис­то­ри­че­ски прой­ден­ный этап» раз­ви­тия че­ло­ве­че­ства. Та­кая по­зи­ция под­вер­глась кри­ти­ке со сто­ро­ны при­вер­жен­цев т. н. реа­ли­стической тра­ди­ции в тео­рии ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний, счи­таю­щих, что национальное государство про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся главным ак­то­ром на ме­ж­ду­народной аре­не. В то вре­мя как «функ­цио­на­листы» и «ин­сти­ту­цио­на­ли­сты» (смотрите Най Дж.) рас­смат­ри­ва­ют ме­ж­ду­народные ор­га­ни­за­ции и ин­те­грационные струк­ту­ры как ка­че­ст­вен­но но­вый фе­но­мен, при­шед­ший на сме­ну национального государства, «реа­ли­сты» по­ла­га­ют, что эти ор­га­ни­за­ции и струк­ту­ры яв­ля­ют­ся лишь фор­мой объ­е­ди­не­ния национальных государств под эги­дой силь­ней­ших из них, ко­то­рым и при­над­ле­жит ре­аль­ная власть как в ин­те­гра­ци­он­ных объ­е­ди­не­ни­ях, так и в ми­ре в це­лом.

Дополнительная литература:

Mearsheimer J.J. The False Promise of In­ternational Institutions // International Security. Winter 1994/95. Vol. 19. № 3;

На­цио­наль­ное го­су­дар­ст­во: что это та­кое? // Сво­бод­ное сло­во: ин­тел­лек­ту­аль­ная хро­ни­ка де­ся­ти­ле­тия, 1985–1995 / Ред.-сост. А. А. Гу­сей­нов и др. М., 1996;

Яко­вен­ко И.Г. От им­пе­рии к на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву: (по­пыт­ка кон­цеп­туа­ли­за­ции про­цес­са) // По­лис. 1996. № 6;

Evans G., Newnham R. The Penguin dic­tionary of international relations. L., 1998.

Источник

Сначала хотелось бы добить тему, из которой вырос этот вопрос: государство является не высшей, а всего лишь одной из форм организации общества, которая выражает потребность в структурировании управления и по необходимости сопряжена с иерархией. Отдельный вопрос – о превращении государства в аппарат насилия.

Надо понимать, что как сам термин «национальное государство», так и описываемое им явление, не имеют общепринятого определения и интерпретируются историками и социологами по-разному. Пионеры создания национальных государств – Англия и Франция – были империями до середины XX в. Испания, США, Россия и та же Англия – это многонациональные государства. Различны и пути появления национальных государств.

Очевидно, что национальное государство требует наличия государства и нации.

Государство существовало испокон веков. Цивилизация возникает в форме государства – городов-государств в Древнем Шумере приблизительно за 6 – 5,5 тыс. лет до РХ. Последующие тысячелетия увидели различные формы государств – империи, диктатуры, демократии, республики, но ни одна из них не являлась государством-нацией, потому что тогда таких понятий и не существовало. Ретроспективно примеряя к ним современное определение государства (тоже неоднозначное), можно сказать, что у них были некоторые признаки государства – общая территория, общий этнос и общий язык. В Древнем Риме существовал даже институт гражданства. Но у всех этих государственных образований не было определённых границ, а главное – население, во всяком случае в его полноте, не было вовлечено в управление государственными делами.

Характер государств меняется с началом Нового Времени, и связано это с процессами, которые и составили суть новой эпохи.

1) Великие географические открытия повели к увеличению национального богатства Англии, Франции, Испании, Португалии, Голландии (все – морские державы), расширили географию и объём мировой торговли, обеспечили продовольственную стабильность (за счёт новых продуктов питания), что обусловило увеличение численности населения, вызвали рост экономической активности, в которую вовлекалось всё большее число людей – формировалась современная рыночная экономика.

2) Города с массой свободного населения, участвующего в производственной деятельности, становились источниками растущих налоговых поступлений и финансово-экономической опорой центральной власти в противостоянии с независимыми баронами. Расширились возможности монархов самостоятельно вести войны – за счёт налогов и кредитов.

3) В то же время города превращались в центры свободного самоуправления и очаги политической активности.

4) Реформация лишила Церковь властных полномочий в пользу государств.

5) Вестфальский мир (система договоров) фактически институционализировал принцип суверенитета (хотя сам термин появился позже).

6) Поражение Наполеона стимулировало рост национального самосознания повсеместно в Европе, что, в частности, проявилось в мощном импульсе развития национальных культур – литературы, музыки, живописи.

Вот такими примерно были истоки появления наций.

Процесс создания национальных государств вышел за пределы XIX в. Его основными вехами в ХХ в. были Версальский договор 1919 и распад социалистической системы в 1989-91.

Источник

первое национальное государство в истории. Смотреть фото первое национальное государство в истории. Смотреть картинку первое национальное государство в истории. Картинка про первое национальное государство в истории. Фото первое национальное государство в историиruskom

Русский коммунист

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы

Рассмотрение вопроса о противоречии классических принципов формирования национальных государств и сегодняшнего их состояния не может не адресовать к истокам их зарождения. Кроме важности самого вопроса, время зарождения национальных государств настолько исторически интересно, что пропустить этот период нельзя ни по рациональным, ни по эстетическим причинам. Как не может пропустить каждый мальчишка в своей юности время, когда он увлекался парусниками, мечтал о великих морских походах, и, чего скрывать, мечтал быть великим пиратом (или охотником на пиратов).

Предпосылки для формирования национальных государств в Европе были и политическими, и экономическими и социальными. О политических мы поговорим сейчас, экономические и социальные пойдут отдельными постами. Конечно, нельзя выделить главную предпосылку, как и тяжело выделить «в чистую» каждую из этих предпосылок. Но, для классификации мы будем определять предпосылки по этим трем группам, напомнив, что они работали смешано и нет смысла выделять ведущую предпосылку.

Европу до XIII века принято называть Европой феодальной, историческую эпоху с XIII по XVII века называют эпохой Возрождения. Эпоха Возрождения содержала в себе не только расцвет интеллектуальный, художественный и культурный. Так уж исторически получилось, что именно эпоха Возрождения своим отрицанием предыдущего феодального этапа подготовила основательную почву для построения в последующие века национальных государств. Парадоксально то, что эпоха Возрождения со своим универсализмом привела к новому времени, Модерну, одним из столпов которого является специализация.

Именно в течение эпохи Возрождения в Европе вместо разрозненных, часто конфликтующих между собой феодов произошло формирование крупных, сильных, централизованных государств. Как это происходило? Главными политическими субъектами того времени были империя, церковь, вольные города и крупные протонациональные феодалы, на основании которых впоследствие сформировались национальные государства Англия, Франция, Испания, Португалия. Между этими силами находилась масса мелких феодалов, за которых и шла политическая борьба.

В политической (и отчасти, экономической) плоскости появление Лютера и Реформация была выгодна феодалам, которые могли в этом процессе изъять у церкви огромные земельные и денежные богатства. Именно поэтому германские княжества массово переходили в лютеранство. Протонациональные государства не остались в стороне от процесса, например Англия вообще конфисковала все церковное имущество в пользу короны, Франция поступила тоньше, и реквизировала многое у церкви под предлогом ее защиты от Реформации.

В результате этого процесса протонациональные государства с помощью своей военной силы, своих финансов и финансов вольных городов (читай, денег зародившейся уже тогда торговой буржуазии), процессов церковной реформации решили вопрос с феодальной раздробленностью и образовали государства с абсолютной властью монарха. Впоследствии, однако, эти государства стали национальными, урезав или уничтожив власть монарха вообще. Парадокс? Посмотрим. Читайте следующие посты.

Источник

Национальное государство

Положение о национальном характере государства закреплено в конституциях некоторых государств, как, например, в статье 1-й Конституции Румынии. В идеале такое государство предполагает, что все его граждане (или подданные) имеют общий язык, культуру и ценности, а также что все они являются частью единого общества, с его институтами и его проблемами.

Стран, отвечающих всей строгости данного определения, менее 10 %, однако большинство современных государств включают многие его элементы.

Современные государства управляют множеством городов и соприкасающихся регионов посредством централизованных, дифференцированных и автономных структур. Они обладают монополией на формулирование обязательных к исполнению правил и на применение силы в пределах своей территории. Таким образом они распространяют своё прямое правление на всё население на своей территории и стремятся организовать жизнь всех людей определённым образом для экономического развития или обороны. Этим они отличаются от городов-государств, которые не стремятся к интеграции глубинки, и от империй, которые не пытаются надзирать над повседневными делами всех жителей. Кроме того, национальное государство стремится к добровольной интеграции народов, и этим также отличается от империи, которая ставит целью захват новых территорий, их удержание и колонизацию.

Национальное государство ассоциируется с его гражданами, однако на внутренней и международной арене его обычно представляет один государственный лидер. Так, Шарль де Голль утверждал, что глава французского государства должен олицетворять «некую идею о Франции» (фр. une certaine idée de la France).

Несмотря на схожесть понятий «нация» и «национальное государство», национализм делает между ними некоторое различие. Понятия «нация», «государство» и «общество» относятся к различным уровням: культурному, политическому и социальному. Например, принято считать, что армия защищает не государство, а народ.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Большинство политических и культурных явлений до нового времени имело универсальный, а не национальный характер. Громко заявив о себе в конце XVIII века в связи с революциями в Америке и Франции и приведя к распаду европейские империи и колониальные системы в XIX и XX веках, национализм по сей день остаётся одной из ведущих мировых идеологий.

Источник

Национальное государство

Национальное государство — тип государства, которое является формой самоорганизации, самоопределения и самовыражения определенной нации на определенной суверенной территории. Нация является высшей ценностью, главным источником власти и определителем социо-политической системы этого государства. Идеалом национального государства является моноэтническое государство, где подавляющее большинство граждан принадлежат к одному коренному этносу и используют единую знаковую систему, понятную всем представителям этой нации: язык, культуру, обычаи, стереотипы, систему ценностей.

Концепция национального государства тесно связана с развитием национализма в Европе в 17 — 18 веках, колониализмом и национально-освободительными движениями 19 — первой половины 20 века. В 20 веке национальные государства стали доминирующими формами государственной организации большинства мира; они заменили династические и классовые государства средневековья.

Национальным государствам часто противопоставляются наднациональные образования имперско-интегрального типа, такие как СССР, так и современные — ЕС и тому подобное. В конце 20 века предрекался упадок национальных государств, однако развал СССР доказал обратное. В большинстве международных организаций, таких как ООН, именно национальное государство выступает основной политической единицей во всех международных процессах.

Содержание

[править] История и происхождение

Во Франции, утверждает Эрик Хобсбаум, французское государство предшествовало формированию французского народа. Хобсбаум считает, что государство создало французскую нацию, а не французский национализм, который возник в конце XIX века, во времена дела Дрейфуса. Согласно Хобсбауму, во время Французской революции 1789 года только половина французов немного говорила по-французски, а 12-13 % говорили на той версии, которую можно было найти в литературе и в учебных заведениях. [9]

Историки Ганс Кон, Лиа Гринфельд, Филип Уайт и другие классифицировали такие нации, как Германия или Италия, где культурное объединение предшествовало объединению государств, как этнические нации или этнические народности. Однако «ведомые государством» национальные объединения, такие как Франция, Англия или Китай, с большей вероятностью будут процветать в полиэтнических обществах, создавая традиционное национальное наследие гражданских наций или основанных на территориях национальностей. [10] [11] [12]

Со временем такие взгляды получили название национализм, а их сторонников стали называть националистами. По призыву Фихте в Германии начали возникать тайные патриотические союзы, самым известным из которых был «Тугендбунд». Своей целью они объявляли воспитание молодежи и освобождение страны от захватчиков.

В первой половине XIX столетия националистические движения возникли и в других европейских странах. В 1831 году Джузеппе Мадзини создал организацию «Молодая Италия», которая объявила своей задачей подготовку революции для превращения Италии в единое национальное государство. По итальянскому примеру вскоре возник союз «Молодая Германия», а затем еще несколько подобных организаций.

Однако Мадзини не ограничивался собственно «итальянским проектом». Он стремился сплотить освободительные движения из разных стран Европы вокруг общей цели — превращения континента в сообщество национальных государств, которые должны сменить легитимные монархии, восстановленные Венским конгрессом. Лозунг Мадзини «каждой нации — свое государство» в Италии и Германии звучал как призыв к объединению страны, в Австрийской и Российской империи — как требование их разделения на несколько отдельных государств, а польские (как и украинские) последователи Мадзини вынуждены были выполнять обе задачи одновременно.

Со временем, однако, лозунг «национального государства» у революционеров перехватили их консервативные и реакционные оппоненты и конкуренты. Именно под ним произошло объединение Италии Кавуром и образование Германской империи Бисмарком. В русское национальное государство пытались превратить свою империю Александр II и Александр III.

[править] Характеристики

Национальные государства имеют свои особенности, отличные от характеристик донациональных государств. Во-первых, у них иное отношение к своей территории по сравнению с династическими монархиями: она полусакральна и непередаваема. Ни одна нация не будет обмениваться территорией с другими государствами просто, например, потому, что дочь короля вышла замуж. У них другой тип границы, в принципе определяемый только районом расселения национальной группы, хотя многие национальные государства также стремились к естественным границам (реки, горные хребты). Они постоянно меняют численность населения из-за ограниченных границ.

Наиболее заметной характеристикой является степень, в которой национальные государства используют государство как инструмент национального единства в экономической, социальной и культурной жизни.

Национальное государство способствовало экономическому единству, отменив внутренние обычаи и пошлины. В Германии этот процесс, создание Таможенного союза, предшествовало формальному национальному единству. Национальные государства обычно проводят политику по созданию и поддержанию национальной транспортной инфраструктуры, облегчая торговлю и путешествия. В Европе 19-го века расширение сетей железнодорожного транспорта сначала было в основном делом частных железнодорожных компаний, но постепенно перешло под контроль национальных правительств. Французская железнодорожная сеть, основные линии которой расходятся из Парижа во все уголки Франции, часто рассматривается как отражение централизованного французского национального государства, руководившего ее строительством. Национальные государства продолжают строить, например, специально национальные сети автомагистралей. В частности, транснациональные инфраструктурные программы, такие как Трансъевропейские сети, являются недавним нововведением.

Национальные государства обычно имели более централизованное и единообразное государственное управление, чем его имперские предшественники: они были меньше, а население менее разнообразным (национальное разнообразие Османской империи, например, было очень большим). После триумфа национального государства в Европе в 19 веке региональная идентичность была подчинена национальной идентичности в таких регионах, как Эльзас-Лотарингия, Каталония, Бретань, Корсика. Во многих случаях региональная администрация также подчинялась центральному (национальному) правительству. Этот процесс был частично обращен вспять с 1970-х годов с введением различных форм региональной автономии в ранее централизованных государствах, таких как Франция.

Наиболее очевидное влияние национального государства по сравнению с его вненациональными предшественниками — это создание единой национальной культуры посредством государственной политики. Модель национального государства подразумевает, что его население представляет собой нацию, объединенную общим происхождением, общим языком и многими формами общей культуры. Когда подразумеваемое единство отсутствовало, национальное государство часто пыталось его создать. Оно продвигало единый национальный язык посредством языковой политики. Создание национальных систем обязательного начального образования и относительно единой учебной программы в средних школах было наиболее эффективным инструментом распространения национальных языков. В школах также преподавалась национальная история, часто в пропагандистской и мифологизированной версии, и (особенно во время конфликтов) в некоторых национальных государствах до сих пор преподается такая история. [14] [15] [16] [17]

Языковая и культурная политика иногда была негативной, направленной на подавление инородных элементов. Языковые запреты иногда использовались для ускорения принятия национальных языков и упадка языков меньшинств.

В некоторых случаях такая политика спровоцировала ожесточенные конфликты и дальнейший этнический сепаратизм. Но там, где это сработало, повысилось культурное единообразие и однородность населения. И наоборот, культурное расхождение на границе стало более резким: теоретически единообразная французская идентичность простирается от Атлантического побережья до Рейна, а на другом берегу Рейна начинается единообразная немецкая идентичность. Чтобы обеспечить соблюдение этой модели, у обеих сторон разная языковая политика и образовательные системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *