первое упоминание о русских в истории

Первое упоминание о русских в истории

Продолжаю размещать на 100 книг свои очерки по русской истории, опубликованные в разное время в разных местах.

18 мая 839 года. Первое летописное упоминание русского народа

17.11.2017 / Егор Холмогоров

Почему из всех терминов власти первые русские употребляли именно слово «каган»?

Дело в том, что в течение многих столетий именно это слово ассоциировалось у славян с понятием о высшей власти.

Авары вторглись в Восточную Европу из степей в середине VI века и создали свое государство в Паннонии, на Дунае. Нанеся на своем пути поражение славянскому племенному союзу антов, они заключили достаточно тесные отношения с другим союзом – склавинами.

Не раз и не два славяне, возглавляемые аварскими каганами, вторгались на территорию Восточной Римской империи в поисках добычи и мест для расселения. Иногда эти походы были удачны, иногда заканчивались полным провалом.

Между славянами и аварами сложились своеобразные отношения союза-вражды.

«Дунайские славяне, расселившиеся в различных местностях Восточной Европы, оказали несомненное воздействие на процесс нивелировки диалектного многообразия… Заметный прилив славянского населения из Дунайского региона сыграл существенную роль в консолидации славянского населения Восточно-Европейской равнины, которая завершилась формированием древнерусской народности», – отмечал академик В. В. Седов, крупнейший наш археолог-славяновед, в работе «Древнерусская народность».

Пришедшие с Дуная славяне, несомненно, несли представление о том, что носителя высшей для них государственной власти называют именно каганом. И перенесли этот титул на верховного главу своего государственного объединения (так же как западные славяне, оставшиеся соседями франков, начали называть своего политического лидера Карлом – королем).

Но начиналось все именно с «кагана», отсылавшего на Дунай, к аварам, а не на Волгу, к хазарам, как часто утверждает историографическая «фантастика». «Каган» – это претензия на высший титул, известный в славянском ареале.

Так же обратите внимание на продолжающий тему очерк:

860 г. Осада русскими Царьграда

01.11.2017 / Егор Холмогоров

Источник

Как славяне стали русскими: Начало русской истории

В увлекательной лекции историк Сергей Цветков объясняет, как получилось, что наши славянские предки вышли на авансцену истории под именем пришлого, но родственного этноса «русь». Вы узнаете, что и за тысячу лет до Рождества Христова славяне уже имели свою пра-историю. Как они перемещались по карте Европы в составе разных племенных союзов, ассимилировали разнообразных пришельцев-варваров, контактировали с античным миром, превращаясь в могучий этнос, оставляя языковой след даже на побережье Пелопонесского полуострова.

Так же вы поймете, кем были русы, русины, руги и рутены. Откуда они пришли, чем промышляли, почему с 6 века нашей эры начали ассимилироваться славянами. И, наконец, как к моменту создания нашего государства два этноса слились в один, объединив 12 восточно-славянских племен под властью русских князей.

Подробнее об авторе лекции здесь.

Начало русской истории: Как славяне стали русскими

Русская земля образовалась в результате исторической деятельности и слияния двух этносов, славян и руссов, это разные этносы надо сразу сказать, до определенного времени их историю можно изучать только порознь.

Мы проследим путь обоих этих этносов с древнейших времен и примерно до 10-11 веков, когда произошло слияние и ассимиляция этих двух этносов на территории русской земли.

Лужицкая культура: прародина славян

Балтские племена, с которыми словене соседствовали на северо-востоке, их словене немцами не называли. Потому что балтские языки – это самые близкородственные славянскому языку. Между ними существует около полутора тысяч родственных слов. Лужицкая культура много столетий существует в одних и тех же границах. И она, к сожалению, не попала в поле зрения античных авторов и не была описана, в отличие от других этносов, в том числе варварских. Эта территория попадает в поле зрения античных авторов очень поздно, поэтому о древних славянах мы имеем этнографические описания только начиная с 6 века нашей эры, когда они стали вторгаться на территорию Византийской империи и византийцам пришлось обратить на них самое пристальное внимание, в том числе внимательно изучить их, как своих противников. А до того славянский этнос долгое время существовал под историческим псевдонимом «венеты».

Венеты: античная эпоха

Опять же это погребальные такие сосуды, лицевые урны, потому что сосуды с прахом имеют навершие в виде человеческого лица. Либо это портрет покойного, либо изображение какого-то божества. Эти лицевые урны характерны для погребений венетских в Балтийском море и для венетских же погребений в районе Средиземного моря. Из чего видно, что это миграция одного и того же этноса, одной и той же культуры. Благодаря тому, что они отличные мореходы, торговцы, они проникают в районе Кашурской возвышенности, подчиняют сначала поморские племена, это прото-балты. И уже осуществляют вместе с ними экспансию на территорию Лужицкой культуры и, по всей видимости, подчиняют себе славянские племена, которые живут на этой территории. Это вторжение произошло около 8 века до нашей эры, и к 5-4 векам окрестные народы начинают называть славян именем венетов. Потому что венеты здесь ассимилируются вместе со славянским этносом. Это доказывается тем, что соседние народы до сих пор называют славян и русских именами или этнонимами, имеющих в основе корень венеты.

С тех пор в немецкой историографии долго господствовал псевдо-этнос, как восточные германцы, под которые они подверстывали многие племена, которые на самом деле относятся к славянскому этносу. Это видно из чего, когда в раннем средневековье германские миссионеры проникли в эти же земли с целью христианизации, стали знакомиться с этими людьми, то все эти латинские восточные германцы быстро превращались в следующих: то, что у Тацита написано «лугии», они на самом деле оказались лужичанами. Варны-варины – это тоже такое племя мощное в районе Поморья славянского, этимологизируется только в славянское «варн». На языке поморских славян вран-ворон назывался варн. Колдуи – каледичи, мугеллоны – это явно можно этимологизировать из славянского города Могильно, который находится на этой территории. Гвельты – это будущие велеты, или лютичи, так они фигурируют в средневековой литературе. Не оказалось там никаких восточных германцев, оказались чисто славянские племена. Но для римских историографов и географов они не были славянами, они были венетами. В то же время Певтингерова карта так называемая, это дорожник 4-3 веков до нашей эры, фиксирует в районе верхнего Дуная следующие названия, которые легко находят соответствия в славянских языках, например, река Берзовия там отмечена, современная Бързава, Тиерна – современная Черна, Вълка – Волк и другие.

Это говорит о том, что не позже 3 века до нашей эры с территории Лужицкой культуры они уже продвинулись несколько на юг и на запад. Венеты никакого отношения к славянам не имеют. Это индоевропейский этнос, славяне тоже индоевропейский. Около дюжины народов исчезнувших и ныне живущих относится к индоевропейскому этносу. Это чисто кабинетный термин, армяне – индоевропейцы и славяне индоевропейцы. Эта общность организовалась исключительно по языку, а не по этническим признакам. Все эти языки сводимы к одному пра-языку, из которого они все произошли, но этносы это могут быть совершенно разные.

Великое переселение народов: гунны и славяне

Они имеют общее название, но внутри у них уже тоже происходят разделения. Правда, историки считают этот период с 1100 года до нашей эры и на протяжении еще почти следующего тысячелетия периодом общеславянского единства. Под этим подразумевается, что все славянские племена имели примерно одинаковую социальную организацию, одинаковую культуру, одинаковую мифологию. А различия в их языках носили лишь диалектный характер. И действительно, мы имеем свидетельства от 9-10 веков н.э., что тогдашние поляки и русские еще свободно друг друга понимали.

Расселение славян: 12 племен

На юге славяне, начиная с 6 века, активно просачиваются на территорию Византийской империи. Причем, в течение 6-8 веков они доходят до самого юга Пелопонесского полуострова, поселяются рядом со Спартой, и южное побережье Пелопонесского полуострова еще целых тысячу лет после них носит название Мория, от славянского «море». Это название еще в 18 веке употреблялось. Согласно сообщениям византийских историков, каждое вторжение славян стоило империи около 200 тысяч человек убитыми, и главным образом, угнанных в плен. Вообще, демографы считают, что во время Великого переселения народов, которое началось в 4-5 веках и закончилось вторжением венгров в 9 веке, за это время население Европы сократилось с 67 до 28 миллионов, более чем на две трети. Это примерные подсчеты, но они показывают, какое опустошение навели эти варварские вторжения в Европу. И славяне, действительно, очень сильно опустошили Пелопонесский полуостров и сильно проредили греческое население. Конечно, все население, они не истребили. Истреблению подверглось, главным образом, сельские районы, а города остались греческими. В качестве примера, вспомним Фессалоники или древнерусскую Солунь, откуда происходили равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий. Почему именно их византийский император отправил в эту миссионерскую поездку к славянам, потому что как сказано в житии, император сказал: «Они солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски». Хотя они и греки, то есть, фессалоникийцы были греками этнически, но в этом городе было двуязычие, все греки отлично говорили по-славянски. Потому что округа этого города сельская была славянской, вот так и жили.

Современные генетические исследования греков не подтверждают, что они ассимилированы славянами, очень сильны различия, но потери демографические греки понесли очень сильные именно из-за славянских вторжений. Кроме того, славянские вторжения воздвигли настоящий языческий вал между христианской Византийской империей и католическим Римом. Именно благодаря тому, что всякое общение между Восточной империей и Западной из-за этого прервалось, не было никакой возможности отправить послов или торговлю осуществлять по Дунаю, везде были славяне. И тамошние славяне вели достаточно разбойный образ жизни, осуществляли постоянные набеги. Общение между византийцами и Римом окончательно прервалось. Латынь вообще исчезает из византийской культуры, заменяется греческим языком. Это послужило к окончательному расколу, и автономному развитию восточной православной церкви и западной католической.

Именно благодаря крещению славян, болгар и других восстановилось в 9 веке сообщение между Константинополем и Римом, и это было торжественно отмечено в обеих столицах. В 8 веке византийцы уже начинают нанимать на службу славянские отряды, они поселяются на северном побережье Малой Азии, из них формируются, согласно византийским сообщениям, сильные поселения, десятками, сотнями тысяч славяне там поселяются. Их них формируются отряды, которые в 7-8 веках отправляются еще южнее, в Сирию, оборонять Византию от нашествия арабов.

Два главных этноса Византии, на которых она держалась всю свою историю, это греки и армяне, потому что Великая Армения – доходила до середины Малой Азии с востока. И третий этнос – это славяне, которые тоже вторглись и укрепили на долгое время Византийскую империю.

Здесь формируется такой этнос, достаточно воинственный, который получил название поморские, полабские славяне. Они состояли из множества разных племен, враждовали друг с другом, некоторые из них образовывали сильные племенные союзы. Среди последних особенно выделялись ободриты, вильцы – волки, которых иначе еще называли лютичи, вилеты по латыни. Они расселяются далеко на запад, от начала 8 века, когда начинает создаваться Франкское государство, славянские поселения через юг Дании доходят на восток Голландии.

Наконец, к 9 веку на всей этой огромной территории начинают практически одновременно образовываться славянские государства. Точнее, первое славянское государство образовалось еще раньше, в 7 веке. Оно возникло в связи с восстанием некоторых славянских племен, которые жили на территории Чехии, Словакии, Хорватии, Сербии, против аварского ига. В 6 веке, когда славяне массово переправлялись через Дунай, с востока нахлынула еще одна орда, которая получила название авар, это не родственники кавказских аварцев.

И вот на территории Венгрии возник огромный Аварский каганат, самих авар было около 20 тысяч всадников, их успехи были связаны с тем, что они привнесли очень значительное новшество в культуру конного боя. Это люди, которые принесли в Европу стремена. Благодаря тому, что они были облачены в хорошие доспехи, имели стремена, собственно, они и положили начало всаднической рыцарской культуре в Западной и Восточной Европе. Они подчинили очень много славянских племен, которые жили в этом районе, с Лужицкой культуры они придвинулись к Дунаю и попали во власть Аварского кагана.

Но ему, к сожалению, не удалось создать династию, после его смерти государство распалось, авары снова возобладали. В это время как раз славянам здешним приходится очень плохо, начинается активная работорговля славянами, с запада на них наседает Франкское государство. С востока авары, с юга византийцы. В это время даже этимология сближает «склав» и «слав». Склав – раб. В некоторых европейских языках существует созвучие славянин и раб. Но это чисто народная этимология, просто в это время славян очень активно захватывали в рабство и торговали ими по всей Европе. Они попадают даже в Испанию, из них составляют первые гвардейские отряды арабы, которые завоевывают Испанию.

Заселение русских земель

В это время как раз начинается и заселение восточно-европейской равнины, точнее, самые первые племена на территорию будущей Руси приходят еще в 5 веке. Возможно, это были те племена, которые спасались от гуннского нашествия.

Но они ушли достаточно далеко, потому что первые археологически известные славянские погребения на территории России находятся в районе Псковского и Ильменского озер. Это 5 век нашей эры. Затем, в течение 6-9 веков, происходит уже более активное проникновение. Славяне доходят на востоке до верховий Дона, где они попадают в зону хазарского влияния, здесь доходят до верхней Волги, Поднепровье. А по Южному Бугу и Днестру спускаются к Черному морю.

Это говорит о том, что к 8-9 векам социальная структура славян была полностью подготовлена к созданию государства. Потому что давно пришли те наивные времена, кода историки думали, что государства можно образовать среди каких угодно народов. Что касается восточных славян, вот этих 12 племен, у них сложилось два центра государственности: одно на Севере, где возник мощный союз ильменских словен.

Русь: пришлый родственный этнос

Самое первое европейское упоминание рутенов принадлежит Юлию Цезарю, «Записки о галльской войне». Он фиксирует их в районе южной Франции. И на этом обычно историки заканчивали. Но как-то странно проходили мимо того, что египетские надписи буквально пестрят упоминанием страны Рутенов. Это территория современной Сирии и Ливана. Называется Рутено. Известна она в египетских памятниках с 19 века до нашей эры, там жил конгломерат племен с индоевропейскими и семитскими корнями. Возглавляли этот конгломерат племена кочевники гиксосы, правитель которых носил название «Правитель стран». Кстати, позднее Тацит подметит характерную особенность ругов, что у них в почете царская власть, как ни у какого другого народа. Когда Тутмос Третий в 15 веке до нашей эры уничтожает империю гиксосов, тут, видимо, наступает момент истины и эти многие племена, я думаю, это мое мнение, но я не египтолог, таким путем, они, как и венеды, оказались на территории южной Франции, Галлии тогдашней.

Следующее упоминание об этом этносе находим у Тацита, который описывая Германию, упоминает на южной Балтике ругов. То, что речь идет об одном и том же народе, свидетельствует следующее, Цезарь поселил рутенов в соседстве с лемовиками. В период Великого переселения народов начинаются новые скитания. В конце концов, они оказываются на верхнем Дунае, где возникает земля Руголанд. Это в ранних средневековых памятниках отмечено именно так. Они создают королевство Ругов, которое падет под ударами готов, и с этого момента начинается непримиримая вражда готов, и вообще германского этноса и ругов. Она перейдет потом даже в скандинавские саги, «Сага о Тидреке Бернском» расскажет о ругском короле Вальдемаре, который очень долго будет сопротивляться Аттиле, германским племенам, а рядом с этим королем Вальдемаром будет богатырь Илья, который потом станет Муромцем. После того, как готы их сокрушат, часть из них уйдет в северную Италию, здесь их услугами воспользуется варварский король Одоакр, который захватит власть в Риме на некоторое время. Затем его одолеет гот Теодорих.

К 6 веку этот этнос расселяется на той территории, которую накроет волна славянского расселения. И здесь мы подходим к важнейшей вехе ругского, рутенского и славянского этноса, потому что начиная с 6 века эти этносы начинают ассимилироваться. Немногочисленные ругские общины оказываются в окружении славян. Где-то они занимают господствующее положение, как в Поморье. В средние века немецкие миссионеры отметят существование такого интересного острова, который сейчас носит название Рюген, к востоку от Дании. Принадлежит он Германии, но во времена раннего средневековья он носил названия Ругия, Рутения, Русия. Это единственный остров в Балтийском море, который носит название Русия, остров Буян потом.

Первый путь через верхнюю Волгу на юг, где их фиксируют начиная с 9 века арабские источники. Говорят о купцах-русах, которые приезжают вместе со славянскими рабами, с пушниной, причем настолько они хитры, что представлялись они там христианами, потому что в то время багдадский Халифат христианским купцам предоставлял таможенные льготы. Как только начинается апрель, пишут арабские историки, русы направляются на своих ладьях в походы на славян, захватывают их в плен. Это был самый ходовой товар на рынках Византии, Багдадского халифата.

Так славяне стали русскими терминологически. И после того как образуется Русь, все 12 славянских племен объединяются под властью русских князей, с этого момента и начинается история термина.

«КультБригада» — известная в столице площадка для дискуссий, лекций, мастер-классов. Своими знаниями на ней делятся знаковые российские писатели, режиссёры, музыканты, журналисты, публицисты и общественные деятели. Подробнее о проекте здесь.

Источник

Первое упоминание о руссах

Гомилии 3, 4 патриарха Фотия. 866 год.

Когда в Константинополь пришла весть о нападении русского флота под предводительством киевских начальников Аскольда и Дира, патриарх выступил с гомилиями(проповедями) к пастве:

Академик Василий Григорьевич Васильевский (1838—1899), переводивший и исследовавший текст «Жития святого Георгия Амастридского», высказывался о хронологической близости написания Жития к описываемым событиям 842 года и о достоверности нападения русов на Амастриду. Также он обращает внимание на то, что русов автор Жития называет народом, всем известным.

«Было нашествие варваров, Руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чём другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они—этот губительный и на деле и по имени народ, начал разорение от Пропонтиды, и, посетив прочее побережье, достигли, наконец и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но против всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыня оскверняется: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее свою силу. Убийство девиц, мужей и жён; и не было никого помогающего, никого, готового противостоять. Лугам, источникам и деревьям воздаётся поклонение. Верховный Промысл допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль.
Но однажды, ворвавшись в очередной храм, наши предки собрались разрушить гробницу святого Георгия Амастридского, считая, что там спрятаны сокровища. Но когда они собрались сделать это, всех наших соотечественников, находившихся в этот момент в храме, парализовало. Пленный грек объяснил, что необходимо уверовать в настоящего Бога, тогда здоровье обязательно вернётся. После всенощного бдения в храме утраченное здоровье вернулось к беднягам. Русы заключили мир с ромейцами, и перестали убивать и грабить.

Бертинские анналы. 839 год.

Бертинские анналы—собрание летописей монастыря святого Бертина, охватывающих период с 830 по 882 годов. Под 839 годом описывается пребывание греческих послов отправленных византийским императором Феофилом (годы жизни 813—842, императорства 829—842) в город Ингельгейм, в резиденцию франкского императора Людовика Благочестивого (годы жизни 778—840, императорства 813—840). Среди послов были представители загадочного народа Рос

В этом отрывке также говорится о короле росов, который зовётся хакан. Во многих письменных источниках русские князья назывались каганами. Этот титул был заимствован у хазар и политически направлен против хазар.

Насчёт ужаснейших варварских племён, отличавшихся безмерной дикостью, с которыми очень не хотели встретиться русские послы по дороге домой, советский историк Михаил Илларионович Артамонов (1898—1972) высказывал предположение,что посольству росов из Константинополя помешало вернуться вторжение в район Среднего Поднепровья венгерских племен.

Итак, самое первое упоминание о русских встречается в Бертинских анналах под 839 годом.
Автор Алексей Коновалов

Источник

первое упоминание о русских в истории. Смотреть фото первое упоминание о русских в истории. Смотреть картинку первое упоминание о русских в истории. Картинка про первое упоминание о русских в истории. Фото первое упоминание о русских в историиlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

первое упоминание о русских в истории. Смотреть фото первое упоминание о русских в истории. Смотреть картинку первое упоминание о русских в истории. Картинка про первое упоминание о русских в истории. Фото первое упоминание о русских в истории

В массовом сознании утвердилось мнение, что русскому государству, Древней Руси всего тринадцать с половиной столетий. А первым правителем на русских землях, принёсшим их жителям государственность, принято считать варяга Рюрика. То, что это не соответствует истине и Русь существовала задолго до этого легендарного князя, упорно замалчивается.

Игнорируется даже мнение Михаила Васильевича Ломоносова, автора мало известного большинству наших современников труда «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года». Великий русский учёный писал в ней «о дальней древности славенского народа». Приведём цитату из 6-го тома его полного собрания сочинений (Москва, Ленинград, 1952 год).

«В начале шестого столетия по Христе славенское имя весьма прославилось; и могущество сего народа не токмо во Фракии, в Македонии, в Истрии и в Далмации было страшно, но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу. Единоплеменство сих народов не токмо нынешнее сходство в языках показывает, но и за тысячу двести лет засвидетельствовал Иорнанд, оставив известие, что «от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которых имена хотя для разных поколений и мест суть отменны, однако обще славяне и анты называются». Присовокупляет ещё, что от Вислы простираются до Дуная и до Чёрного моря.

Прежде Иорнанда Птоломей во втором столетии по Христе полагает вендов около всего Вендского по ним проименованного залива, то есть около Финского и Курландского. Сей автор притом оставил в память, что Сармацию одержали превеликие вендские народы. И Плиний также свидетельствует, что в его время около Вислы обитали венды и сарматы. Итак, народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером согласно заключить не обинуюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы.

Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имён не начинаются, но имена народам даются. Иные от самих себя и от соседов единым называются. Иные разумеются у других под званием, самому народу необыкновенным или ещё и неизвестным. Нередко новым проименованием старинное помрачается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных. Посему имя славенское по вероятности много давнее у самих народов употреблялось, нежели в Грецию или в Рим достигло и вошло в обычай. Но прежде докажем древность, потом поищем в ней имени.

Во-первых, о древности довольное и почти очевидное уверение имеем в величестве и могуществе славенского племени, которое больше полуторых тысяч лет стоит почти на одной мере; и для того помыслить невозможно, чтобы оное в первом после Христа столетии вдруг расплодилось до толь великого многолюдства, что естественному бытия человеческого течению и примерам возращения великих народов противно. Сему рассуждению согласуются многие свидетельства великих древних писателей, из которых первое предложим о древнем обитании славянвендов в Азии, единоплеменных с европейскими, от них происшедшими».

Интересующиеся историей могут самостоятельно прочитать исторический труд Ломоносова, имеющийся в открытом доступе в Интернете [www.rus-sky.com/history/library/lomonos v.htm#_Toc488564228]. Из собранных несколькими поколениями отечественных учёных сведений можно сделать вывод, что возраст русской государственности не меньший, чем у Древнего Рима и Древней Греции.

Одним из наших современников, занимавшихся исследованиями на эту тему, был доктор наук Валерий Никитич Дёмин, скоропостижно скончавшийся в 2006 году. Он неоднократно выступал и в нашей газете по вопросам древней истории. Академические историки не жаловали его работы, рассматривая их как «псевдонаучные» в жанре «фолк-хистори». Не вступая с ними в полемику, отметим лишь, что заслуга Дёмина в том, что им был собран большой фактологический материал, в том числе в ходе археологических изысканий, скрупулёзно проанализированы древние русские летописи, в достоверности некоторых из них у него зародились сомнения. Точку зрения Валерия Дёмина по проблеме определения возраста русской государственности мы сегодня представляем.

первое упоминание о русских в истории. Смотреть фото первое упоминание о русских в истории. Смотреть картинку первое упоминание о русских в истории. Картинка про первое упоминание о русских в истории. Фото первое упоминание о русских в истории

Именно тогда произошла одна из тяжелейших по своим последствиям планетарных катастроф: по мысли Ломоносова, сместилась земная ось, изменилось местонахождение полюсов и в итоге как описано у Платона в диалоге «Политик», Солнце, ранее всходившее на западе (!), стало всходить на востоке. По Геродоту, такое случалось дважды.

Но есть в русских летописях ещё одна дата, не признанная официальной наукой. Речь идёт о древнерусском сочинении, известном под названием «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», включённом во многие хронографы русской редакции: начиная с XVII века известно около ста списков литературного памятника. Здесь рассказывается о вождях русского (и всего славянского) народа, которые после долгих скитаний по миру появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине 3-го тысячелетия до новой эры (!), основав города Словенск и Старую Руссу, откуда и начали военные походы «на египетские и другие варварские страны» (так сказано в первоисточнике), где наводили «великий страх».

Историки-снобы не видят в легендарных сказаниях о Русе и Словене никакого рационального зерна, считая их выдумкой чистейшей воды, причём сравнительно недавнего времени. Николай Карамзин, к примеру, в одном из примечаний к 1-му тому «Истории государства Российского» называет подобные предания «сказками, внесёнными в летописи невеждами». Спору нет: конечно, безвестные историки XVII века что-то добавляли и от себя, особенно по части симпатий и пристрастий. Ну а кто такого не делал? Карамзин, что ли? По накалу субъективных страстей и тенденциозности «История государства Российского» сто очков даст фору любому хронографу и летописцу.

Ещё иногда говорят: записи легенд о Словене и Русе позднего происхождения, вот если бы они были записаны где-нибудь до татаро-монгольского нашествия, тогда совсем другое дело. Что тут возразить? Во-первых, никто не знает, были или нет записаны древние сказания на заре древнерусской литературы: тысячи и тысячи бесценных памятников погибли в огне пожарищ после нашествия кочевников, собственных междоусобиц и борьбы с язычеством. Во-вторых, если говорить по большому счёту о позднейших записях, то «Слово о полку Игореве» реально дошло до нас только в екатерининском списке XVIII века да в первоиздании 1800 года; оригинальная же рукопись (тоже, кстати, достаточно позднего происхождения) сгорела во время московского пожара 1812 года, и её «живьём» мало кто видел.

Вот почему «довод» касательно поздней записи «Сказания о Словене и Русе» не выдерживает никакой критики. К тому же почти за двести лет до того содержащиеся в нём факты со слов устных информаторов были записаны послом «великого кесаря» Сигизмундом Герберштейном в его знаменитых «Записках о Московии». А ещё на полтысячи лет раньше о них сообщали византийские и арабские авторы.

Документальное подтверждение тому, что «Сказание о Словене и Русе» первоначально имело длительное устное хождение, содержится в письме в Петербургскую академию наук одного из ранних российских историографов Петра Крекшина, происходившего из новгородских дворян. Обращая внимание учёных мужей на необходимость учёта и использования в исторических исследованиях летописного «Сказания о Словене и Русе», он отмечал, что новгородцы «исстари друг другу об оном сказывают», то есть изустно передают историческое предание от поколения к поколению. Так что с легендарной историей Руси дело обстояло вовсе не так, как это представлялось Карамзину и последующим историкам.

В противоположность им Ломоносов усматривал в древних сказаниях русского народа отзвуки исторической действительности и писал буквально следующее: даже если «имена Словена и Руса и других братей были вымышлены, однако есть дела Северных славян в нём [Новгородском летописце] описанные, правде не противные».

У устных преданий совсем другая жизнь, нежели у письменных. Как отмечал академик Б.Д. Греков: «. в легендах могут быть зёрна истинной правды». Поэтому непременным условием аналитического и смыслового исследования исторических сказаний является отделение «зёрен от плевел». Легенды о происхождении любого народа всегда хранились как величайшая духовная ценность и бережно передавались из уст в уста на протяжении веков и тысячелетий.

Новгородские же летописи, имеющие совсем иную политическую направленность и раскрывающие подлинные исторические корни как самого русского народа, так и правивших на Руси задолго до Рюрика князей нередко замалчивались или попросту уничтожались. О том, что там было раньше, можно судить по летописи первого новгородского епископа Иоакима, которая дошла лишь в пересказе, включённом в «Историю Российскую» В.Н. Татищева.

Начальное новгородское летописание в корне противоречило интересам и установкам киевских князей, к идеологам которых относились и монахи Киево-Печерской лавры, включая и Нестора. Признать, что новгородские князья древнее киевских, что русская княжеская династия существовала задолго до Рюрика, считалось во времена Нестора недопустимой политической крамолой. Она подрывала право киевских князей на первородную власть, а потому беспощадно искоренялась. Отсюда совершенно ясно, почему в «Повести временных лет» нет ни слова о Словене и Русе, которые положили начало русской государственности не на киевском берегу Днепра, а на берегах Волхова.

Почему так происходило, удивляться вовсе не приходится. Уже в ХХ веке на глазах, так сказать, непосредственных участников событий по нескольку раз перекраивалась и переписывалась история такого эпохального события, как Октябрьская революция в России. Из книг, справочников и учебников десятками и сотнями вычёркивались имена тех, кто эту революцию подготавливал и осуществлял. Многие из главных деятелей Октября были вообще уничтожены физически, а хорошо известные и совершенно бесспорные факты искажались в угоду новым временщикам до неузнаваемости. Ну а спустя некоторое время наступала очередная переоценка всех ценностей, и уже до неузнаваемости искажался облик недавних временщиков. Это в наше-то время! Что же тогда говорить о делах давно минувших дней?

Вся Начальная летопись имеет ясно выраженную тенденциозную направленность. Её автору необходимо было в первую очередь доказать первородство киевских князей и легитимность династии Рюриковичей. Взглянем в данной связи ещё раз на знаменитое вступление (зачин) к «Повести временных лет»: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

Кстати, Киев поминается только в Лаврентьевском списке Несторовой «Повести». В Ипатьевской летописи зачин начертан безо всякого упоминания Киева.

Вот эту-то лакуну Карамзин и заполнил Новгородом. Его же создатель «Истории Государства Российского» позаимствовал из никому недоступной теперь и заведомо поздней Троицкой летописи, которая сгорела вместе с другими бесценными реликвиями русской культуры во время знаменитого Московского пожара 1812 года.

Упоминание Новгорода в конспекте Карамзина, не имеющее никакого отношения к Нестору-летописцу, было немедленно канонизировано, абсолютизировано и объявлено истиной в последней инстанции. Так, вроде бы из благих побуждений происходит элементарный подлог и фальсификация истории. Карамзина по сей день выдают за Нестора, а неискушённому читателю и в голову не приходит, что всё это шито белыми нитками.

Не может не удивлять также и странная разборчивость в выборе кумиров: выписки Карамзина из утраченной Троицкой летописи признаются более достоверными, чем текст самого Нестора-летописца, а вот аналогичный конспективный пересказ Татищевым утраченной Иоакимовской летописи, не совпадающей с официальной и официозной точками зрения, считается сомнительным и чуть ли не поддельным.

Ещё недавно за подобное вольнодумство можно было попасть на плаху или на дыбу и в лучшем случае лишиться языка (чтобы не болтал) и глаз (чтобы не читал). Ну а как расправлялись с инакомыслием и вольнодумством во времена Новгородской республики, с леденящими душу подробностями изложено в документальных повествованиях о походе Государя всея Руси Ивана Васильевича III на Великий Новгород летом 1471 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *