первое явление нетленных мощей на руси
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
В действительности далеко не всякие мощи нетленны. Конечно, нетленность тела является одним из критериев при сборе свидетельств для канонизации праведника. Однако этот критерий не основной.
Тем, впрочем, примечательнее факт нетленности мощей отдельных святых, как, например, святитель Спиридон Тримифунтский или преподобный Иов Почаевский. А таковых действительно немало. Однако ещё больше тех, чьи мощи нетленны лишь частично, а то и вовсе сохранились в виде отдельных костей. Как уже было сказано, нетление мощей не основной и не единственный признак святости человека. Поэтому святой остаётся святым независимо от того, в каком состоянии находится его тело после смерти.
Совершенно очевидно, что называть нетленными все мощи подряд, на основании того, что все они – святыня, неправильно и недопустимо. Собственно, все мощи Церковь нетленными не называет, да и не называла никогда. Безусловно, мощи любого святого являются святыми. Однако нетленными можно назвать только те мощи, которые с момента смерти святого не подверглись разложению. Расширительно и при желании это понятие можно применить ещё к тем мощам, которые сохранились нетленными частично, как, например, мощи преподобного Александра Свирского. Но не более того.
Предвосхищая вопрос: «Почему же происходит так, что тела одних святых полностью нетленны, а другие истлели до костей?» – объясню. Святость – это состояние, которое достигается посредством веры человека, его покаяния и жизни согласно Евангелию. Но, поскольку никакими человеческими усилиями святость недостижима, она всегда – дар Божий. И дар этот – исключительно личный. Иные же благодатные дары, в нашем сознании нередко сопряжённые со святостью, праведник получает уже не для себя. Известные нам по опыту общения с праведными людьми или хотя бы просто из книг прозорливость, старчество, дар исцеления и прочие дары даются святому ради тех, кому они могут принести пользу. Откройте жизнеописание любого из святых прошлого века, и вы увидите не один десяток свидетельств об исцелениях неизлечимо больных, чудесных предостережениях от поступков, чреватых трагическими последствиями, молитвенной помощи в безвыходных ситуациях. Ради всех таких свидетелей, участников, исцелённых, умудрённых, раскаявшихся и даются праведникам дары благодати. Нетление тела – явление похожего порядка. К нетленным мощам идут люди, возле них исцеляются, каются, обретают веру. В этой связи вполне понятна нетленность мощей, например, преподобных Киево-Печерских. Но представьте себе, что святой полжизни подвизался в пустыне, где и скончался. Или погиб во время массового истребления христиан где-то на ныне мусульманском Востоке, или сам завещал не воздавать себе посмертные почести и оставить тело где-нибудь в непроходимых дебрях. Или жил в такой местности, где почитания мощей не было как такового (а в период I–V веков таковые существовали). Есть ли смысл в том, чтобы тело такого святого не истлело? Кому и какую пользу это принесёт? А в чём прок нетленности ради нетленности, я, признаться, не знаю и сам.
Второй фактор, непосредственно и крайне негативно повлиявший на сохранность мощей многих святых, как ни странно, – ревность верующих людей. К мощам святых церковный люд всегда относился с благоговейным почтением. И на сохранности многих мощей это сказалось самым худшим образом. Их попросту разобрали по частицам. Тем более что в истории Церкви бывали и такие времена, когда интерес к мощам был буквально повальным. Можете представить себе, сколько целых, сохранившихся и, возможно, нетленных на тот момент мощей не сохранились до наших дней в целости только потому, что святой был известен и почитаем. Не подумайте, я не имею ничего против отделения от мощей частиц, тем более, в некоторых случаях это – необходимость. Без частиц мощей мучеников невозможно, например, ни престол освятить, ни антиминс для храма выдать. Но частицы частицам рознь. Если в наше время отношение к этому внимательное и благоговейное, то в VIII или XII веке едва ли кто отделял от мощей частицы по волоску. И снова-таки, если в нетленности тела святого есть ясный смысл, то какой смысл в нетленности отдельно взятой фаланги его пальца – непонятно.
На этом, полагаю, можно закончить. На том закончить, с чего начали. Да, далеко не все мощи нетленны, но, несмотря ни на что, любые останки святого – святые мощи. Отношение к святыне, как нам хорошо известно, должно быть почтительным и благоговейным независимо от того, что перед нами – нетленное тело в монументальной раке или маленькая косточка в мощевике на иконе.
Нетленные мощи. Ответ атеисту
Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно «открыли» тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения. Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной). В 80-е годы прошлого века Тамила Решетникова работала в составе государственной комиссии по исследованию мощей, сотнями лет покоившихся в нашей Лавре. Полностью с этим уникальным научным исследованием Тамилы Решетниковой «Современные исследования святых мощей» можно ознакомиться в читальном зале библиотеки музея-заповедника Киево-Печерской лавры. В советские годы эта научная работа была издана очень маленьким тиражом.
Нетленные и чудотворные мощи святого преподобного Александра Свирского, за свою святость сподобившегося явления Бога, и почившего в 1533 году
Мощи против радиации
Но больше всего Решетникову поразило другое: «благословенные» зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 рентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи».
Они. живые?!
По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей.
После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в Православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти.
Преподобный Илья Муромец родился калекой
Каждый преподобный по-своему благоухает
Медленно продвигаясь по узким проходам дальних пещер Киево-Печерской лавры, мы восхищались духовными подвигами святых отцов. От замурованных в стене мощей преподобного Кассиана-затворника повеяло удивительным, неземным ароматом. В этом дыхании вечности чувствовалась глубокая мистика, способная вывести человека за пределы обычного рассудка.
По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи Митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ о немецком отроке Генрихе Мансвеле: находясь в лаврских пещерах со своими родителями, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: «Кто ты и почему ходишь как сумасшедший?». Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение.
Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом. собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем больше чувствовали себя счастливыми и тем сильнее становился их дар провидения, а сила их разума только возрастала.
Что такое святые мощи и почему их почитают
О феномене нетления мощей бытовало множество различных мнений. Кто только не изучал это явление, какие только гипотезы не выдвигались.
Православная Церковь, в отличие от ученых, никогда не сомневалась в подлинности мощей. И сегодня мощи святых угодников свидетельствуют миру об истинной вере, истинной Церкви, являясь неоспоримым доказательством Божьей любви.
О традиции почитания мощей Православной Церковью рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, нетленные мощи святых – свидетельство жизни вечной для верующих и загадка для учёных. Даже скептики не могут отрицать, что это настоящее чудо. Что значит поклоняться мощам? И когда начали почитать мощи?*
– Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обόжение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4 Цар. 13:21).
В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деян. 19:12).
Вся история Церкви преисполнена свидетельств благодатных действий Святого Духа через часто нетленные мощи угодников Божиих. Нетление святых мощей – не только исполнение ветхозаветного пророчества «Не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10), но и напоминание о будущем всеобщем воскресении мертвых и вечной жизни.
Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей. И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб. Исходя из такого опыта Церкви, отцы Седьмого Вселенского Собора называли святые мощи спасительными источниками, изливающими благодать на немощных.
Почитая святые мощи, мы не поклоняемся им, как поклоняемся Богу, но почитаем, как сосуды Святого Духа, Который стяжали святые еще при жизни и Который действует и поныне через их святые мощи. Подлинное же почитание святых мощей таково, как и почитание угодников Божиих: молитва, соединенная с подражанием жизни тех, кто подражал Христу (1 Кор. 4:16).
Печерские святые, чьи дни памяти приходятся на Рождественский пост
Богатыри – не мы!
В 1643 году преподобный Илья Муромец был причислен к лику святых и стал одним из 69 угодников Киево-Печерской Лавры. 1 января – день памяти святого.
При исследовании мощей преподобного Ильи Муромца в 1988 году ученые обнаружили поразительные факты: Илья «тридцать лет и три года», как и повествует предание, вообще не мог ходить. По заключению исследователей, причиной тому был туберкулез костей и полиомиелит, что спровоцировало паралич ног. Также ученые подтвердили, что это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. В XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким. На костях преподобного ученые обнаружили следы многих битв – множественные переломы ключицы, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. А смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом.
Через пост – к Богу
Преподобный Иоанн Печерский, постник, подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке и погребен в Ближних пещерах. Память святого чтим 20 декабря.
Мощи преподобного Иоанна Постника открыто почивают в Ближних пещерах. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках Лавры.
Прозвание Постник, данное преподобному Иоанну, говорит о том, что строгий пост был путем, которым он приблизился к Господу.
Образ жизни – затвор
Киево-Печерский патерик рассказывает, что Афанасий Затворник был монахом строгой жизни, заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи.
Ночью игумену было видение, и некто сказал ему: «Человек Божий этот второй день лежит непогребенным, а ты веселишься». Придя в келью, игумен с братией увидели, что Афанасий сидит живой и плачет. На вопросы о случившемся он ответил:
«Во всем слушайте игумена, во всякое время кайтесь, молитесь Господу Иисусу Христу, пречистой его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить вам жизнь здесь и сподобиться погребения в пещере со святыми отцами. Вот три самые важные вещи из всего, если только исполнять все это по чину, не возносясь. Более не спрашивайте меня ни о чем и молю вас простить меня».
После этих слов он ушел в пещеру, стал затворником и ни с кем не разговаривая прожил в ней 12 лет — «плакал беспрестанно день и ночь, ел немного хлеба и чуть-чуть пил воды, и то через день». Скончался Афанасий около 1176 года и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря. После смерти прославлен как чудотворец.
День памяти святого – 15 декабря.
*Свв. отцы проводили четкое различие между поклонением, которое можно воздавать только Богу, и почитанием, совершаемым по отношению ко всякой святыне – иконам, мощам и т. п.
Первое явление нетленных мощей на руси
О нетленных мощах «святых угодников» в религиозных книгах написано немало. Авторы этих книг утверждали, что нетленность тела после смерти человека — это верный признак его святости. Нетленными якобы были все причисленные церковью к «лику святых». В царской России во многих монастырях и церквах хранились такие мощи. Они служили источником очень больших доходов церковников.
В первые годы Советской власти по требованию трудящихся многие мощи «святых угодников» были вскрыты. Происходило это в присутствии духовенства и народа. И что же оказалось? В подавляющем большинстве вместо нетленных тел в храмах хранились сгнившие кости, труха, истлевшая материя и другие, порой совсем неожиданные вещи, вроде женских ботинок. Так, например, в январе 1919 года были вскрыты мощи Тихона Задонского. В книге «Жития всех святых» протоиерея Бухарева, изданной за три года до этого, в 1916 году, утверждалось, что мощи этого церковного деятеля «найдены нетленными» через 63 года после его смерти. А что показало вскрытие? Предоставим слово документам, Вот что было записано в протоколе вскрытия этих мощей (подписанном, кстати сказать, несколькими церковнослужителями): «Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до 1 вершка, обложенную вокруг черепа и в пустотах его. Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т. е. рассыпавшийся при прикосновении). Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне. Когда сняли полуботинок, оказался картон телесного цвета, имеющий форму ступни, сшитый белыми нитками. Внутри картона вместо мощей оказалась вата».
Многие верующие знают, как церковь почцтает святого Сергия Радонежского. Его мощи также были вскрыты в 1919 году.’ И вот что было обнаружено: полу-развалившийся череп, кости, которые рассыпались, как только к ним притрагивались, прядь волос, вата, кусочки полуистлевшей материи.
Однако в истории известны и такие случаи, когда тела умерших людей действительно сохранялись в нетленном виде очень длительное время. Объясняется это, конечно, не святостью людей, а теми условиями, в которых оказывается мертвое тело. Как известно, гниение тел вызывают особые, гнилостные бактерии. А для их развития нужны определенные условия. Скажем, если тело находится в условиях вечной мерзлоты, то оно может пролежать тысячи лет и останется во многом неизменным — для развития гнилостных бактерий тут не создается благоприятных условий.
Не будут размножаться они и тогда, когда мертвое тело находится в очень сухом воздухе, в очень сухом грунте, а иногда и в воде. При омывании тела почвенной водой, содержащей много извести, оно может «обызвест-коваться», окаменеть.
Когда в такие условия попадают тела даже самых «грешных» людей, они с успехом могут сохраниться, и их можно выдать за святых. Еще чаще встречаются «нетленные тела» крыс, лягушек и т. д.
Известно, что в песках пустынь путешественники находят иногда неразложившиеся трупы людей и животных. Известны мумии монахов, похороненных в Киево-Печерской лавре и Псковско-Печорском монастыре.
В начале нашего века в русской прессе было рассказано об одном необычном кладбище в г. Гванахвато (Мексика). Оно представляет собой настоящий склад мумий. Могилы расположены на склоне холма, господствующего над городом, в толстых стенах. Тела умерших завернуты,точно мумии.
В сыром климате такое обращение с мертвыми телами было бы, конечно, невозможно. Но на большой высоте, где воздух сух, прозрачен и обладает редкостными асептическими свойствами, тело высыхает и в конце концов превращается в прах, не издающий гнилостного запаха. Сухость атмосферы превращает мертвеца в мумию!
Можно рассказать о совсем удивительном случае — когда в мумию превратился человек, умерший в Москве. В 1962 году в одном из домов по 2-й Мещанской, где проживает Мария Константиновна М., был обнаружен совершенно высохший труп женщины. Хозяйка квартиры пояснила, что это труп ее старшей сестры, умершей в феврале 1943 года. При этом около 20 лет тело находилось в комнате вместе с живым человеком.
М. рассказала подробности. Ее сестра страдала сердечно-сосудистым заболеванием. Незадолго до смерти она резко похудела. В суровые годы войны в комнате, где жили сестры, не работало отопление. Обитатели ее не снимали пальто.
Помещение хорошо проветривалось. Форточка в окне не закрывалась. Недели через три от трупа начал исходить неприятный запах, и М. ушла жить к знакомым. Через полторы — две недели она вернулась домой, запах исчез. Она переложила труп на деревянную полку, устроенную поперек комнаты над входной дверью. Это место еще лучше проветривалось.
В 1962 году, когда мумию обнаружили, был составлен такой акт: «При судебно-медицинском исследовании трупа установлено, что вес его — 4120 граммов, длина — 150 сантиметров. Поза трупа фиксирована: голова наклонена вперед и несколько повернута влево. Руки сложены на животе, передняя брюшная стенка подтянута к позвоночнику. Ноги вытянуты. Объем трупа, особенно конечностей, уменьшен. Кожа твердая, сухая, коричневато-бурого цвета. Анатомо-морфологические особенности строения скелета, степень изношенности зубов и данные рентгенологического исследования показали, что мумифицированный труп является трупом женщины в возрасте старше 50 лет.
Отождествление личности покойной производилось по признакам внешности с использованием метода фотосовмещения. В качестве отождествляющего личность Ольги Константиновны М. объекта была использована фотография, изъятая из паспорта. Сходство общих признаков и положительные результаты фотосовмещения позволили в данном случае дать категорическое заключение о том, что обнаруженная мумия представляет собой труп Ольги Константиновны М., 1888 года рождения.
Признаков насильственной смерти при судебно-медицинском исследовании трупа не установлено. Результаты исследования и состояние трупа не исключают возможности наступления смерти от какой-либо болезни в феврале 1943 года».
Так, вполне естественным путем, при соответствующих, благоприятных условиях, труп- превратился в «мощи», не сгнил.
Все приведенные выше примеры убедительно показывают, что, каким бы чудесным ни казалось то или иное явление, оно может быть объяснено наукой, и тогда обнаруживается, что в нем нет ничего таинственного, необъяснимого, нет места для религиозных суеверий.
Но в далеком прошлом все необычные природные явления, подобные описанным выше, религиозные проповедники часто истолковывали как «знамения божьи», распространяя в связи с этим множество всевозможных пророчеств, используя невежество людей, их тяжелое состояние во время всенародных бедствий.
Нетленные мощи
Мощи.
В русской традиции словом Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Мощи святых бывают тленными и нетленными. Но святость праведников определяется не их нетлением, но их добродетельной жизнью, мученической смертью, проявлений сверхъестественных чудес и исцелений, благоуханием тел, и другими критериями.
В этом разделе вы найдете адреса местоположения святых, имеющие нетленные мощи, для того чтобы самим проверить истинность их существования. Вы можете посетить те города, где в настоящее время они расположены, тем самым обрести твердость или истинность веры своими собственными глазами.
Нетленные мощи святых:
С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания. Они сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников. Эти сказания идут от бесчисленного множества людей и подтверждаются действительными фактами нетления мощей.
Нетление святых мощей есть одно из чудес, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья, поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.
Одно из самых почитаемых православных святынь России являются нетленные мощи преподобного Александра Свирского. ( Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода, Свято-Троицкий Александро-Свирский Мужской Монастырь). Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет в 1547 г. Летом 1998 г. в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 г. святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 г. затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Милостью Божьей все они спустя 18 лет обретены.
Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой, хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи Св. Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 г., в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки.
История Русской Православной Церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них — мощи преп. Евстратия Печерского (Адрес Киево-Печерская лавра: Киев, ул. Ивана Мазепы, 21). Преп. Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах.
Гроб другого святого — преп. Сергия Радонежского (преставился в 1391 г.) — был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не повредилась. (Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра).
Мощи св. Иакова Боровицкого (адрес: 175400, Новгородская область, город Валдай, остров, Иверский монастырь) в 1540 г. принесены были на льдине на р. Мете, против ее течения, и пристали к Боровицкому порогу. Жители положили их на берегу в обрубе, потом они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 г. патриарх Никон перенес их в город Валдай, в Иверский монастырь.
Св. мощи Митрофана, первого епископа Воронежского (Адрес: Россия, 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 18а (Первомайский сквер) (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.
В 1842 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Богоматери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в склепе был погребен св. Тихон (Адрес Задонского мужского монастыря: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.), епископ Воронежский (преставился в 1783 г), и перенести гроб его в другое место. При этом оказалось, что склеп, под которым почивал святитель, от давности времени и от сырости обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и гроб близок был к разрушению; между тем тело святителя, несмотря на шестидесятилетнее пребывание его в сыром месте, обретено было совершенно нетленным; даже архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено целым.
Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе.
Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты; в настоящее время считаются утраченными.
Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм (Адрес: 103073, Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.). Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым.
Во Владимирском кафедральном соборе (Адрес: 01030, Украина, г. Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20) почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных!, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 октября 1702 г.) доныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами.
Преподобный Лука, Эконом Печерский (Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра) в 7-й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается, как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает.
Нетленные мощи свт. Спиридона Тримифунтского (The Church of Agios (Saint) Spyridon, Agiou Spyridonos 32, Corfu 49100, Greece.) весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Но после тщательного рассмотрения ученые приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Чудом является и то, что покровитель странников святитель Спиридон сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Святой почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. Десная рука святителя Спиридона была возвращена католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви.
Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича)(Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо: «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг». В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены, между прочим, следующие слова: «Всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы». Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы. Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор.
Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь) (преставился в 1077 г.) подвизался при водах великого озера ростовского Неро, Леонтий (преставился в 1073 г.) и Иаков (преставился в 1391 г.) Ростовские, Никита (преставился в 1186 г.) и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г.) спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и до сего дня хранятся не только все кости их, но и плоть.
Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с особой осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например; равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодоpa-варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых.
Это только малая часть святых, имеющих нетленные мощи в России. Имеются они в других православных странах Греции и стран СНГ.
Нетленные мощи грешников.
В православной практике отношение к нетленности тела всегда было достаточно осторожным и взвешенным. В случаях, если обреталось безымянное неразложившееся тело, не источавшее благоухания, и при нем не происходило никаких чудесных явлений, то мнение священноначалия склонялось видеть в этом скорее признак греховности. Если тело не было принято землей, следовательно, на то были особые причины, например — отлучение от святой Церкви. Один из старинных греческих источников гласит, что «тела отлученных не разлагаются, так как отлучаются от Бога иереем и стихии не смеют принять его», а Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела грешников от нетленных тел святых: «Нетленных телес, — говорит собор, — обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, да не обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельства пред великим и совершенным собором архиерейским».
Примером тому служит следующая повесть. Однажды (около 1480 г.) султан Мехмед II, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучат от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превращается в прах. Султан потребовал от патриарха Константинопольского Максима (1476-1482) удостоверения в слышанном, а патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением. Патриарх приступил к исследованию. Тут некто вспомнил о непотребной женщине, которая жила еще во дни патриарха Геннадия (1453-1460) и была до того бесстыдна, что распустила молву о незаконных связях с нею этого святого мужа, и была за то, поелику не раскаялась, отлучена от Церкви. Патриарх велел открыть гроб ее, и действительно найдено тело не разрушенное, только надутое и черное. Извещенный об этом султан послал своих приближенных для удостоверения. Турецкие послы, запечатав гроб с неистлевшим телом султанской печатью, назначили день, когда придут и вновь осмотрят тело. В назначенный день тело послами было осмотрено и найдено в прежнем виде — не истлевшим. В их присутствии патриарх служил Литургию и после Литургии читал разрешительную молитву над телом усопшей. Тогда еще во время чтения предстоящие услышали шум разлагающегося в гробе тела, слышали этот шум и султанские чиновники. Они, вновь запечатав гроб, обещали прийти через три дня. По прошествии этого времени при осмотре гроба они нашли в нем только прах и кости» («Летопись церковных событытий» архиепископ Арсений стр. 576.)
Следует отметить, что наличие мощей (и чудотворений у мощей) никогда не служило единственным критерием святости. Мощи иных святых никогда не были открываемы и по сей день находятся под спудом, в сокрытии или в неизвестности. Практика канонизаций, в том числе и в новейшее время, когда было прославлено множество новомучеников и исповедников XX века, показывает, что причисление к лику святых может совершаться и при полном отсутствии мощей и каких-либо телесных останков, на основании устных и письменных свидетельств, документов, памяти и церковного предания.