первоначальный уровень восприятия и освоения истории учащимися
Методический семинар «Формирование навыков освоения понятийного аппарата на уроках истории»
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В докладе президента Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа,на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход и уроки должны строиться в соответствии с новыми требованиями. Я, изучив основные документы ФГОС, дополнительную педагогическую литературу сначала растерялась в таком огромном количестве информации.Задалась вопросом: действительно ли мои уроки соответствуют современным требованиям?
Через некоторое время пришла к выводу, если системно-деятельностный подход базируется на семи дидактических принципах (принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип вариативности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, то я должна каждый свой урок анализировать через призму этих принципов. Если я на уроках буду придерживаться данных принципов, то мои уроки будут отвечать современным требованиям.
Неслучайно на первом месте стоит принцип деятельности, как самый основной и важный. Поэтому процесс обучения я строю на основе деятельности ученика, что в дальнейшем позволит сформировать его как личность.
Имея хоть и небольшой, но всё же определённый опыт работы в школе, я пришла к выводу, что кроме академических знаний по предмету, должна обладать совокупностью методических приемов, которые позволили бы вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность.
С какими трудностями ученики сталкиваются на уроках истории? Они слабо владеют понятиями, а это фундамент знаний. Мне важно работать в русле формирования и развития у учащихся понятийного мышления. Обратимся к определению термина «понятие» психологами и педагогами. Педагогическая энциклопедия даёт следующую трактовку: «Понятие – форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определённой совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков». Таким образом, понятие – это прежде всего форма и средство мышления, элемент знания.
Как сделать так, чтобы ребёнок смог не только успешно усвоить понятие, но и легко оперировать им в учебной и внеучебной практике?
Являясь учителем «Школы Превосходства», я систематически в своей практике использую технологию развития критического мышления учащихся. Что же она из себя представляет?
Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Совместная работа идеологов технологии, педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии – работа с информацией – чтение и письмо.
Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Важным в данной технологии является следование трем фазам: вызов, реализация смысла,рефлексия и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.
Первая фаза – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
Формируя понятийное мышление, на стадии вызова я использую следующие методические приёмы:
1. «Картинки». Это могут быть иллюстрации к различным историческим событиям, портреты выдающихся личностей. Вчера на открытом уроке использовала рисунки учащихся моей школы для мыслительного приема СИ-ФИНК–ВАНДЕР. (посмотри – подумай – задайся вопросом) Что вы видите? Что вы об этом думаете? Чтобы Вам хотелось узнать? Дети поняли, что будет битва. Я, конечно, понимаю, что ответ очевиден, но у меня была и другая цель, эмоциональное воздействие.
2. Таблица «ПМИ» и «ПМ?» – таблица «Плюс – минус – интересно» либо модификация данной таблицы «Плюс – минус – вопрос» (создатель Э. де Боно). Например, нам необходимо выяснить, как ордынское иго повлияло на Русь? Занесем имеющуюся у нас информацию в таблицу «ПМ?». Учащиеся систематизируют свой информационный запрос в виде вопросов и заносят их в третью графу.
Культурный обмен, влияние на русский язык Русь отстала в развитии от Европейских государств почти на 200 лет. Что было написано и построено в этот период?
Татаро-монгольское нашествие и иго положило конец феодальным войнам и заставило начать поиск объединения Руси Усиление феодальной раздробленности, рост княжеских междоусобиц Какое княжество стало центром объединения?
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу: заполняются соответствующие графы. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию,отражающую: положительные стороны явления – П «+», отрицательные стороны явления – М «—», а также информацию, которая просто заинтересовала – «И». Или вопросы, возникающие по ходу чтения текста. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом. Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
3. Таблица «Верные – неверные утверждения». Как организовать работу в режиме технологии, если в опыте учащихся информации по изучаемой теме нет? Началом урока по теме «Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков»могут быть следующие высказывания:
Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные –неверные утверждения».
Утверждения До После
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив учащихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы учителями были они сами. Таким образом, мы вернем учащихся к тексту, сделав его чтение более внимательным, и усилим рефлексивные умения учащихся. Таблица «Верные – неверные утверждения» – универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста. Аналогия этого приема – обучающая структура Сингапура ЭЙ АР ГАЙД для связи новых знаний с предыдущими знаниями. Можно также отдельных учеников попросить сделать карточки заранее.
Применяя выше перечисленные методические приёмы на своих уроках, я формирую такие УУД, как умение работать с понятиями, систематизировать и анализировать информацию, планировать собственную учебную деятельность.
Понятийное мышление на стадии реализации смысла помогают формировать такие методические приёмы,как:
3. Одним из главных и простых считаю приём «Карточки». Вчера на урокеобучающимся 6 класса было предложено такое задание: внимательно просмотрев видео о Куликовской битве, расположить иллюстрации в хронологической последовательности. Такого рода задания развивают внимательность, память, учат рассуждать. Работа с карточками позволяет разнообразить деятельность учеников. Например, я предлагаю в начале почти каждого урока в течение буквально одной минуты назвать события, которые произошли в годы, указанные на карточках. Также предлагаю дать определение терминам (баскаки, ….) Поднимаю готовые карточки. Или предлагаю узнать по портрету личность и коротко о ней рассказать. Карточки можно использовать для мыслительного приема СОРТ КАРДС. Рассортировать карточки по категориям, например политики, деятели искусства и т. д.
4. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами, как основной движущей силой мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задают вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень вопросов определяет уровень нашего мышления. Начнем с простых приемов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока. А конкретно на стадии осмысления это способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правую колонку – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Что такое ассамблея?
Когда платился бородовой знак?
Было ли, что царь собственноручно обрезал боярам полы кафтанов?
Дайте объяснение, почему дворянам приходилось изучать иностранные языки?
Почему вы считаете некоторые предписания книги «Юности честное зерцало» смешными?
В чем разница между одеждой дворян 17 и 18 века?
Применение методических приёмов «Денотатный граф», «Кластеры», «Карточки», таблицы «толстых» и «тонких» вопросов способствует формированию таких УУД, как умение работать с понятиями, систематизировать и анализировать информацию, формулировать и решать проблемы, осознанно «вдумчиво» читать.
Я считаю, что работа с понятиями на стадии рефлексии эффективна благодаря следующим методическим приёмам:
1. «Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Синквейны полезны для синтезирования сложной информации. На следующих слайдах представлена композиция синквейна и вариант написанного учащимися стихотворения.
3. «Продолжи начатое предложение». Данный приём так же был представлен вчера на открытом уроке. Несмотря на то что приём более простой, чем все остальные, он не менее эффективный. Обучающиеся, продолжая начатые предложения, учатся анализировать свою деятельность на уроке, систематизировать знания, выделять главное, делать выводы.
Приёмы, используемые мной на стадии рефлексии, формируют следующие УУД: умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного.
Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Моя задача копить приемы, внедрять в мою работу. Если учеников надо «учить учиться», то я понимаю, что мне как учителю надо «учиться учить»!
Статья на тему: Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории»
« Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории »
обществознания и географии
Диагностика познавательных возможностей школьников в обучении истории.
Понятия о п ознавательных в озможностях у ченика. ПВУ – это достигнутые на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств ученика, которые обеспечивают определенный результат во владении учебным предметом. Есть зоны ближайшего развития ученика. ПВ – это и уровень исторических знаний, степень развития его исторического мышления, уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти/, речи, восприятия, эмоций, чувств, воли, степень интереса ученика к истории, мотивации овладения учебными предметами.
Обучаемость – это способность экономно (по затрате времени и сил) взять из истории максимум образовательно-воспитательных ценностей. 3 уровня обучаемости: слабая (ученики недостаточно подготовлены, не владеют и не применяют знания, мешают учителю работать), средняя (ученики, которые имеют удовлетворительные знания по истории, но сегодня им нравиться, завтра нет) и сильная (небольшой процент – хорошо подготовлены, интерес к истории устойчив). Нужно учитывать все уровни – давать задания разного познавательного уровня, все должно быть разнообразным.
Тест на концентрацию внимания – описание объекта. Даются гравюры и картины, и спрашиваем, сколько каких было.
Как проверить тип восприятия? Прочитать текс, а потом спросить про него. Кто-то будет вдаваться в мелкие подробности, а кто-то общее и главное. Это дает возможность развивать противоположное.
Воображение – это создание новых образов на основе известных знаний. Классификация: воссоздающая и творческая. 70% воссоздают, 30% творческих. Классификация: зрительное и слуховое воображение. Есть вербальное (в старших классах) и знаковое (в младших классах) воображение. Как проверить? Тест №2. Даем 10 кружочков на листе. Надо подписать максимальное количество объектов – нарисовать круглую монет, круглую маску, круглый амфитеатр, круг колесницы.
Память – сохранение, воспроизведение материала. Слуховая, зрительная. Образная (по внешним признакам запоминание), смысловая, механическая (очень мало таких). Все ученики в школе с 4мя видами памяти – 1й все запоминают, медленно забывают, 2я – быстро запоминают, быстро забывают, 3й медленно запоминают, медленно забывают, 4й тип понятно какой.
Как проверить? По способу подачи на слух. Учитываем время, количество опыта, ошибок, воспроизведенных элементов.
Исследование логической памяти – читаем текс, и с логической памятью ученики быстро все воспроизведут. Метод парных ассоциаций – как лучше запоминать слова. Образные – с образными (летящая колесница, мертвое море). Смысловые – попарные. Механическая – вразнобой все дать.
Если больше на уроке людей со зрительной – развиваем слуховую и наоборот. А вот механическая – образное даем с логическим.
Мышление – творческое преобразование и исследование материала. Наглядно-образное, наглядно-действенное (с документом), теоретико-образное (и то, и то), теоретико-понятийное (мыслят философскими категориями). Политики (40%), экономисты (40%), этики (10-15%), историки (5%). Как выявить направленность? Дать три слова, и составить словосочетание. Каждый будет давать или экономические, или политические, или исторические аспекты.
Поэтому при проверке внимание обращается не только на правильность ответа, но и на его оформление: приемы воспроизведения исторических образов, детализация или схематизация рассказы, целостность или мозаичность описания, красочность или логичность изложения. В дальнейшем различным группам учащихся будут предлагаться задания разного типа и разной сложности.
Таким образом, д иагностика познавательных возможностей учащихся в обучении истории является важным фактором процесса обучения. На диагностику необходимо ориентироваться при постановке учебных целей, организации содержания и выборе адекватных им форм и способов обучения.
Познавательные возможности учащихся относятся к числу основных факторов процесса обучения и влияют на цель, содержание и характер учебной работы. Согласно познавательных возможностей учащихся данного класса формулируются и уточняются цели конкретного урока.
Тест № 2. По истории Промежуточная аттестация
Тест № 2. По истории Промежуточная аттестация
1. Выберете из предложенных одно правильное утверждение:
А) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его развивающей цели.
Б) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на ре- продуктивном, воспроизводящем уровне.
В) Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом действий и новым результатом познания историче- ской действительности.
Г) При структурном анализе исторических фактов учитель может счи- тать главными те, которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
Д) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
2. Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
А) Прием Б) Метод В) Умение
3. В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось уме- ние оценивать исторические личности?
А) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
Б) Определяет поступки и главные черты характера В) Описывает внешний вид исторического деятеля Г) Сравнивает двух личностей.
Д) Дает характеристику с общей оценкой.
4. Какое средство является лишним в ряду?
Б) План местности В) Слайд-карта
5. Расставьте в нужной последовательности этапы подготовки учи- теля к уроку истории:
А) Выбор приемов Б) Подбор средств
В) Формы контроля учащихся Г) Изучение материала темы
Д) Наметить познавательную деятельность Е) Провести структурный анализ
Ж) Сформулировать задачи урока З) Определить тип и форму урока И) Оформить конспект урока
К) Сделать функциональный анализ материала
6. Какие качества профессиональной подготовки учителя истории наи- более эффективно формирует курс методики?
А) Энциклопедизм знаний по истории Б) Этика общения с детьми
В) Умение подготовить урок Г) Умение провести урок
Д) Умение пользоваться техническими средствами Е) Знание учебной и педагогической литературы
7. Основным методом исследования школьного обучения истории явля- ется:
А) Тестирование Б) Анкетирование В) Наблюдение Г) Собеседование
8. В настоящее время в школах России реализован принцип обучения:
Б) Концентрический В) Смешанный
9. Современное содержание школьного исторического образования пре- дусматривает изучение всеобщей истории с древности до наших дней в:
А) Начальной школе Б) Основной школе
В) Полной средней школе
Г) 7-8 классах 9-летней школы
10. Как вы думаете, какая периодизация рубежа нового времени указана во временном госстандарте:
А) XIV-XV вв. – XVIII-XVIII вв. Б) XV-XVI вв. – XVIII-XIX вв.
В) XVI-XVII вв. – XIX-XX вв.
Г) XVII-XVIII вв. – середина XIX в.
11. Проверка достижений учащихся по категории «историческое дви- жение» включает в себя знание:
А) Хронологии событий
Б) Исторической географии
В) Изменений исторической карты мира Г) Фактов, событий, терминов
12. В структуру программы 10-11 классов «История России с древней- ших времен до наших дней» входит рубрика:
А) Межпредметные связи
Б) Нормы оценки знаний и умений учащихся В) Проблемы обсуждения на занятиях
Г) Основная методическая литература
13. Одним из приемов устного изложения фактического материала яв- ляется:
А) Конспективное описание Б) Предметная характеристика В) Образная характеристика Г) Портретная композиция
14. К главному материалу относятся сведения:
Б) Картографические В) Хронологические Г) Статистические
15. Что из данного перечня не относится к теоретическому материа- лу?
А) Понятия Б) суждения
В) Умозаключения Г) Факты
16. Как называются факты, которые имеют большое объективное ис- торическое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают важнейшие событий и явления, раскрывают их существенные стороны?
А) Объективные Б) Главные
17. Отгадайте методический кроссворд
По горизонтали: 1. Обобщенное название индивидуальных показате- лей скорости и качества усвоения материала учащимися.
По вертикали: 2. Один из познавательных процессов, происходящий при изучении фактического материала по истории.
3. Тип урока, наиболее распространенный в школе.
4. Процесс овладения учащимися знаниями и умениями в ходе познава- тельной деятельности на уроке.
5. Одна из форм внеклассной работы по истории.
6. Средство обучения, редко применяемое на уроках истории.
7. Один из современных подходов в методике преподавания истории, о с- нованной на составлении корректирующих методик с учетом индивид у- ально-психологических особенностей школьников.
8. Первоначальный уровень восприятия и освоения истории учащимися.
9. Предварительная работа учителя по рациональному распределению учебного времени.
10. Вид современного познавательного задания учащимся.
11. Один из способов диагностики методики.
Тест № 3. Промежуточная аттестация
а) массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образо- вания и определяющая виды деятельности
б) учебное издание по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела) и (или) методике воспитания и обучения
в) основа построения урока, помогает развивать внимание учащихся
г) учебная книга, представляющая собой сборник систематически подоб- ранных материалов по какой-либо отрасли знания
д) учебная книга, раскрывающая основы науки в соответствии с возрас- том учащихся и уровнем их подготовленности
2. Соотнесите функции учебника с их содержанием
3. Метод обучения – это
а) способ организации учебного материала и взаимосвязанной деятель- ности учителя и учащихся в процессе обучения
б) совокупность и порядок действий, используемых для решения какой- либо задачи
в) путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неум е- ния к умению, путь развития его умственных сил
г) движущая, действующая сила какого-либо процесса, явления, опреде- ляющая его характер или отдельные его черты
4. Отметьте репродуктивные методы
а) проблемного изложения
б) информационно-рецептивный г) частично-поисковый
5. К продуктивному относится метод
6. Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обу- чения:
а) способы обучения б) умения учащихся в) навыки учащихся г) приемы обучения
7. Как будет называться метод, когда осуществляется устное из- ложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического документа?
8. Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню познавательной деятельности?
а) объяснительно-иллюстративный б) печатно-словесный
9. Соотнесите понятия с их содержанием
10. Повествование бывает:
б) в виде драматизации в) сюжетным
г) образным д) обучающим
11. Сюжетное повествование может быть:
а) правдивым, реалистическим б) частично вымышленным
в) полностью вымышленным
12. Изучение теоретического учебного материала это
а) объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство б) картинное, портретное, аналитическое описание
в) таблицы, логические схемы, задачи, различные виды планов
13. Наглядность бывает
б) условно-графическая в) системная
д) пространственная е) изобразительная
14. Последовательность работы по картине на уроке:
а) начиная рассказ, учитель указывает место и время действия
б) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней
в) учитель делает общий вывод, указывает существенные признаки явле- ния
г) учитель, дав общее описание обстановки, фона, на котором разверну- лось действие, останавливается на главном
д) учитель дает учащимся некоторое время для восприятия в целом толь- ко что появившегося перед ними изображения
е) выявляет детали и частности
15. Технические средства обучения истории это
а) предметные, изобразительные, условно-графические объекты
б) схемы, графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки в) статичные наглядные пособия: экранные, зрительно-звуковые
16. Исторические карты
а) статичны б) динамичны
в) комбинированного свойства г) локальны
17. Исторические карты различаются по
а) охвату территории б) способу нанесения в) масштабу
г) форме изображенных объектов д) способам цветового решения е) содержанию
18. Исторические карты бывают
а) тематические б) событийные в) ситуационные г) обобщающие
19. Легендой называют
а) перечень географических ориентиров на карте б) условные обозначения карты
г) хронологические рамки карты
20. Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то
а) ее нельзя заменять картой другого исторического периода б) ее можно заменить картой другого исторического периода
в) лучше использовать физическую карту, не имеющую границ
а) картографическое изображение реальной местности б) карты на физико-географической основе
22. Выберете, что в результате работы с исторической картой уче- ники должны знать:
а) анализировать социально-экономическое, политическое развитие на- родов мира;
б) выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве;
в) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
г) находить на карте и называть включенные в легенду знаки;
д) определять последовательность и время, отображенных на карте со- бытий;
е) передавать содержание карты графическими средствами;
ж) правильно читать и описывать словами отраженную на карте действи- тельность;
з) применять карту при анализе причин и следствий событий;
и) сопоставлять и систематизировать данные нескольких исторических карт;
к) сопоставлять обозначенные на карте явления; л) сопоставлять разномасштабные карты и планы; м) сравнивать размеры территорий;
н) узнавать и называть изображенное на карте географическое простран- ство;
23. Приемы запоминания хронологии основаны на:
а) смысловых связях б) связях с событием в) связях по существу
г) чисто механическом заучивании дат
24. Иконические модели на уроках истории это
в) простейшие рисунки
25. Отметьте верное утверждение
а) применение схем не повышает уровень понимания учащимися основ- ных вопросов учебного содержания
б) знаки как бы фиксируют мысленные образы в) совокупность символов образует блок-схему
г) даже хорошо продуманная графическая схема не дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов
26. Соотнесите понятия с их содержанием
27. Функциями подготовки урока могут быть
а) воспитательная б) гностическая
в) идеологическая г) информативная
е) контрольно-учетная ж) корректирующая
з) образовательная и) объяснительная к) организационная
28. Вычеркнете лишнее слово или поменяйте местами слова так, чтобы получилось верное высказывание:
а) Эффективность проведения урока не зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уро- ке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения).
б) В рабочем плане прописаны структурные элементы урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено уро ка и какова деятельность учителя и учащихся. В развернутом плане излагается порядок объясне- ния нового материала, указывается объем главного и неглавного мате- риала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии.
в) Конспект не отражает педагогический замысел урока и не являет- ся его моделью, сценарием. Он не раскрывает ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начиная с образовательных, раз- вивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока.
г) Составляя план урока, учителю следует иметь в виду, что он со- вершенно не обязательно должен быть посильным для учащихся, реаль- ным.
29. Какие виды документов относятся к источникам, применяемым в обучении истории:
а) статистические материалы, справочные издания б) актовые документы
в) документы повествовательно-описательные г) публицистика, периодика
30. На какие группы подразделяют художественную литературу для изучения истории
а) литературные источники изучаемой эпохи
б) произведения, авторы которых являются непосредственными свидете- лями или участниками описываемых событий
в) историческая беллетристика
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.