первую в истории педагогической мысли возрастную периодизацию ввел тест
Тест по педагогике с ответами
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопрос 1. Функции педагогической науки:
Вопрос 2. Предмет педагогики:
Вопрос 3. Первые педагогические мысли встречаются в трудах:
Вопрос 5. Понятие «Педагогика» означает:
Вопрос 6. Развитие педагогики как науки определило:
Вопрос 7. Науки, входящие в систему педагогических:
Вопрос 8. Факторы, оказывающие влияние на развитие личности:
Вопрос 9. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие личности:
Вопрос 11. Впереди развития (по Выготскому Л.С.) идут процессы:
Вопрос 12. Дополнительный фактор личностного развития:
Вопрос 13. Стадии социализации:
Вопрос 14. Основные группы факторов социализации:
Вопрос 15. Социализация человека включает:
Вопрос 16. Формирование личности означает:
Вопрос 19. Под методологией понимают:
Вопрос 21. Метод научно-педагогического исследования – это:
Вопрос 22. Межличностные отношения в коллективе можно изучить:
Вопрос 23. В результате педагогических исследований устанавливается:
Вопрос 24. Движущими силами педагогического процесса являются:
Вопрос 25. Для педагогического процесса характерны:
Вопрос 26. Теория целостного педагогического процесса в Казахстане разработана:
Вопрос 27. Стержнем целостного педагогического процесса, по мнению Хмель Н.Д., является:
Вопрос 28. Единицей, «клеточкой» целостного педагогического процесса, по мнению Хмель Н.Д., является:
Вопрос 29. Содержанием целостного педагогического процесса является:
Вопрос 30. Укажите этапы педагогического процесса:
Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема
Возрастная периодизация как историко-педагогическая проблема
Возрастная периодизация является важной теоретической проблемой в педагогической науке, так как педагог в сфере своей деятельности должен знать и понимать, в каком конкретно возрастном периоде будут проявляться те или иные особенности ребенка и соответственно, какие методы обучения будут оптимальные в определенные возрастные периоды. Как известно, каждый отдельный возрастной период характеризуется индивидуальными психологическими и физическими особенностями. Именно в этом является актуальность данной работы.
С одной стороны, естественно что, будучи в своей среде, в окружении детей, педагог явно видит разграничение между определенными возрастами, и может, исходя из ситуации, выбрать наиболее подходящий метод обучения для данного возрастного периода. Однако, насколько правильно может охарактеризовать возрастную категорию ребенка педагог, учесть особенности его возраста, сопоставить с существующими критериями? Для составления данных разграничений работали немало известных ученых-педагогов и психологов, изучали все составляющие и потребности определенного возрастного периода. По данной теме можно выделить несколько определений.
Возраст— этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями.
Периодизация— деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды.
Мы изучили работы классоков педагогической науки (Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега) и составили матрицу, показывающую общее и частное в возрастных периодизациях, предложенных этими философами и педагогами (табл.1).
Возрастная периодизации, разные теоретические мнения
От рождения до 6 лет. Ребенок получал навыки труда и введения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой
От рождения до 2 лет. В этот период преимущественное внимание считается необходимым уделять физическому воспитанию ребенка
От рождения до 9 лет. Умственная деятельность ребенка выражается на чувственные восприятия. Склонность рассматривать предметы, ощупывать, нюхать и лизать их. Любознательность ребенка проявляется в виде любопытства
От 6 до 12 лет. Уважать старших,
Развитие в учебной деятельности: естествознание, астрономия, география
От 2 до 12 лет. Руссо
Образно называет «сном разума». Полагает, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению. Главный образ развитие внешних чувств
От 9 до 14 лет. Накопления в памяти фактического материала и практических знаний, необходимых в жизни. Изучение иностранных языков и различные предметы, к которым они проявляют большой интерес
Изучается иностранные и древние языки, а так же « свободные искусства» (философия, риторика)
От 12 до 15лет. Основное внимание уделяется умственному и трудовому воспитанию
С 14 лет преобладает рассудочная деятельность, ярко выявляются его склонности. Обучение в этом возрасте опирается главным образом на создание, на логику. Если до 14 лет обучение строилось преимущественно на основе индукции, то после 14 лет на первое место выступает дедукция
От 15 лет до совершеннолетия.
В это время на первый план должен быть выдвинут нравственное воспитание юноши
Источники использованной литературы:
БСЭ, Том 12 А.М.Прохоров, Москва., 1973, стр 425 ст.1262
БСЭ, Том 14 А.М.Прохоров, Москва, 1973, стр 578 ст.1721
БСЭ, Том 19 А.М.Прохоров, Москва, 1975, стр 297 ст.877
Дидактические взгляды Адольфа Дистервега. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.piskunovalexey.narod.ru/disterveg.html
Коменский Я.А. «Педагогическое наследие» Москва, 1989
педагогика тесты с ответами и вопросы к зачету. Вопросы по дисциплине педагогика, курс История образования и педагогической мысли
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА>, курс «История образования и педагогической мысли» для студентов П курса ФФКиС (ДО) 2010-2011 уч.г.
1. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Методологические принципы изучения историко-педагогических явлений.
2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.
3. Воспитание и обучение в древневосточных государствах.
4. Система воспитания и обучения в античных государствах.
5. Педагогические идеи античного мира.
6. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
7. Развитие образования и педагогической мысли в европейских странах в период Средних веков.
8. Народная педагогика белорусов.
9. Культура и просвещение в древнебелорусских княжествах.
10. Образование и педагогическая мысль европейских государств в эпоху Возрождения.
11. Педагогические идеи эпохи Реформации в Западной Европе.
12. Иезуитская система воспитания в Западной Европе в период Контрреформации.
13. Просвещение в Беларуси в составе Великого княжества Литовского.
14. Состояние и характер просвещения в Беларуси в составе Речи Посполитой.
15. Просветительская деятельность Ф. Скорины. ■
16. Типы конфессиональных школ в Беларуси в XVI-XVII вв.
17. Демократизм деятельности братских школ Беларуси.
18. Влияние Реформации и Контрреформации на развитие прос*уценил и педагогической мысли в Беларуси.
19. Педагогические взгляды С. Полоцкого.
20. Педагогическая система Я.А. Коменского.
21. Педагогические взгляды Д. Локка.
22. Педагогические идеи французских просветителей. 2*3. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
25. Просвещение и основные направления в развитии педагогической мысли России в ХУШ вв.
26. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XVIII вв.
27. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
28. Выдающиеся художественно-педагогические произведения XVIII века, их авторы и основные идеи.
29. Педагогические идеи представителей западно-европейского утопического социализма (XIX век).
30. Основные направления в развитии зарубежной школы в XIX веке.
31. Педагогические взгляды А. Дистервега.
32. Вклад ИТербарта в педагогическую науку.
33. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.
34. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
35. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого.
36. Русская революционно-демократическая педагогика XIX века.
37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в XIX веке.
38. Марксистское учение о воспитании и образовании.
39. Педагогические воззрения Г. Спенсера.
42. Состояние просвещения в Беларуси в начале XX века.
43. Основные направления в развитии системы образования в Беларуси (1917-1941 гг.).
44. Педагогические воззрения Н.К. Крупской.
45. Педагогическая концепция СТ. Шацкого.
46. Педагогическая система С. Френе.
47. Педагогические воззрения Р. Штейнера.
48. Педагогические воззрения П.П. Блонского
49. Педагогическая система А.С. Макаренко.
50. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.
51. Школа в Западной Европе и США (XX в.).
52. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
53. Школа и учительство Беларуси в годы Великой Отечественной войны.
55. Становление и развитие национальной системы образования в Республике Беларусь (с 1991 г. по настоящее время).
56. Основные идеи педагогики сотрудничества.
57. Основные тенденции в развитии образования зарубежных стран на современном этапе.
58. Подготовка учителя в развитых зарубежных странах.
59. Выдающиеся художественно-педагогические произведения XX века, их авторы и основные идеи.
60. Всемирно известные учебно-воспитательные учреждения.
2010-2011 уч. г.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по интегрированному курсу «Педагогика современной школы. История образования педагогической мысли» для студентов II курса ФФК и С ЗО
1. Предпосылки возникновения и развития педагогической науки. Объект и предмет педагогики. Ее основные категории и функции.
2. Методы и методика педагогического исследования.
3. Сущность личности. Факторы развития личности. Личность как объект и субъект воспитания.
4. Педагогическая деятельность: сущность, функции, структура. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога.
5. Образование как социокультурный феномен. Система образования в РБ. Характеристика образовательных учреждений.
6. Содержание образования и его роль в развитии личности. Компоненты содержания школьного образования. Критерии его отбора. Документы, определяющие содержание общего среднего образования. Их характеристика.
7. Процесс обучения и его функции. Структурные компоненты процесса обучения.
8. Многообразие методов и приемов обучения. Основные критерии выбора эффективного применения методов и приемов обучения.
9. Средства обучения. Назначение, характеристика, классификация.
10. Формы обучения. Их многообразие и назначение.
12. Сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Воспитание как процесс, как средство, как результат. Закономерности и принципы воспитания.
13. Цель, задачи и содержание воспитания в современных условиях.
14. Многообразие методов и приемов воспитания. Различные подходы педагогов-исследователей. Их классификация.
15. Формы воспитания, их многообразие. Взаимосвязь содержания и форм воспитательной работы.
16. Формирование основ нравственной культуры школьника.
17. Формирование экологической культуры и здорового образа жизн*; учащихся.
18. Гражданское воспитание. Его цель и сущность. Воспитательные возможности учебных предметов и внеурочной деятельности в реализации задач гражданского воспитания.
19. Эстетическое воспитание: его сущность, задачи, содержание. Возможности школы и учителя в решении задач эстетического воспитания.
20. Сущность и задачи трудового воспитания.
21. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения.
22. Педагогическое общение в учебно-воспитательном процессе: функции, стили, технологии. Конфликт в педагогическом общении. Его причины и последствия. Способы разрешения конфликтов.
23. Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.
24. Воспитание и обучение в древне-восточных государствах.
25. Система воспитания и образования в рабовладельческих государствах.
26. Культура и просвещение в древне-белорусских княжествах.
27. Просвещение в Беларуси в составе ВКЛ.
28. Состояние и характер просвещения Беларуси в составе Речи Пасполитой.
29. Педагогическая система Я.А. Коменского.
30. Педагогические воззрения Дж. Локка.
31. Педагогические взгляды Жан-Жака Руссо.
32. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в 18 веке.
33. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
34. Педагогические взгляды Адольфа Дистервега.
35. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
36. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого.
37. Образование и педагогическая мысль в Беларуси в 19 веке.
38. Основные направления в развитии системы образования в Беларуси с 1917 по 1941 гг.
39. Педагогическая система А.С. Макаренко.
40. Педагогическая деятельность и взгляды Я. Корчака.
41. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.
42. Школа и учительство в Беларуси в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
43. Развитие образования и педагогической мысли в Беларуси с 1945 по 1991 гг.
44. Становление и развитие национальной системы образования в РБ с 1991 по настоящее время.
Тема L Зарождение воспитания в первобытном обществе
1.Автором работы «Культура и мир детства» является:
2.Науку, изучающую бытовые и культурные особенности народов мира, источники которой позволяют воссоздать картину воспитания у первобытных народов, называют:
а) этнография б)антропология;
3.При изучении особенностей первобытного воспитания не используется в педагогических исследованиях:
а) ретроспективный метод;
в) сравнительно-исторический метод;
4.Воспитание как особый вид деятельности зародилось:
а) 100-200 тыс. лет назад;
б) 35-40 тыс. лет назад
в) 75-80 тыс. лет назад;
г) 20-30 тыс. лет назад.
5.Автором психологической концепции происхождения воспитания является:
6.Эволюционно-биологическая теория объясняет происхождение воспитания:
а) появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым;
в) необходимостью передачи трудовых навыков старших младшим;
7. Инициация как форма воспитания впервые возникла в:
а) цивилизациях Древнего Востока;
г) первобытном обществе
а) интеллектуально-трудовое взросление;
в) посвящение подростков во взрослые члены социума
г) одну из форм нравственно-эмоционального воспитания в раннеродовом обществе.
9.Ориентирами дифференциации воспитания в первобытную эпоху являлись:
а) трудовые умения и навыки;
б) социальное положение и пол;
в) социальное положение и возраст;
10.Физические наказания превращаются в главный метод воспитания в:
а) раннепервобытных общинах;
в) ранжированном обществе;
г) цивилизациях древнего востока
Тема 2. Воспитание и обучение в древневосточных государствах
У. Своим возникновением первые учебные заведения в государствах Древнего Востока обязаны:
2.Школы писцов (Древний Египет) готовили:
3.Наказания с целью добиться усвоения изучаемого материала применялись в:
4.Свод правил жизни и воспитания детей в Шумерском государстве назывался:
г) «Беседы и суждения».
5.Первые учебные заведения в Древних Шумерах назывались:
6.Упанаяма в Древней Индии означала:
б) философское воззрение;
7. Стремление рассмотреть воспитание и обучение в неразрывном единстве как неотъемлемые стороны одного процесса было характерно для педагогической традиции:
8.Какое из высказываний принадлежит Конфуцию:
а) «Речь спасет, но может и погубить»;
в) «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в сундуке»;
г) «Если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?»
9.«Бхагавадгита» служила учебной книгой в:
10.Изречение «Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец» отражает идею воспитания и обучения в:
б) Древней Месопотамии;
Тема 3. Система образования и педагогическая мысль в античном мире
1.Автором книги «Образование оратора» являлся:
а) воспитание джентльмена;
в) гармоническое развитие личности;
г) воспитание рыцаря.
3.Создателем исторически первой возрастной периодизации был:
4.Высшие учебные заведения в Древнем Риме были представлены:
а) риторскими школами
г) грамматическими школами.
5.Эвристический метод обучения был предложен:
6.Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась:
7. Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал человека в древнегреческой философии называлась:
8.Идея дошкольного воспитания была впервые выдвинута:
9.Основными типами школ в Древнем Риме были:
а) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;
б) палестра, гимнасий, эфебия;
в) приходские, монастырские, соборные;
г) элементарные, грамматические, риторские школы
10.Идея всестороннего развития личности была впервые выдвинута в:
б) эпоху Просвещения;
в) эпоху Реформации;
Тема 4. Развитие образования и педагогической мысли в эпоху
1.Автором популярных в VI в. школьных учебников был:
2.В комплекс «семи свободных искусств» входили следующие предметы:
а) механика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
б) грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка
в) родной язык, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка;
г) естествознание, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
3.Для раннего Средневековья были характерны следующие типы школ:
а) цеховые, гильдейские, бюргерские;
б) элементарные, грамматические, риторские
в) приходские, монастырские, соборные;
г) палестра, гимнасий, эфебия.
4.Направление в средневековой философии, считавшее основной задачей теоретическое обоснование догм христианской религии, называлось:
5.Основным учебным заведением, дававшим классическое образование в XVI в., стала:
в) бюргерская школа;
г) кафедральная школа.
6.Основоположником иезуитской системы воспитания был:
7.Первые славянские университеты (Пражский, Краковский) были открыты в:
8.Основной педагогической идеей эпохи Реформации стала идея:
а) гармонического развития личности;
б) всеобщего образования и обучения на родном языке в)гражданского воспитания;
г) реального образования.
9.«Венцом наук» в период Средневековья называли:
10.Основоположником первой в мире «Школы радости» был:
Контрольные тесты по курсу «История образования и педагогической мысли»
Контрольные тесты по курсу «История образования
и педагогической мысли»
I раздел. История педагогики и образования как область научного знания
1. История педагогики и образования – это наука, изучающая
А) различные системы образования
Б) развитие педагогической мысли
В) историческое развитие педагогического знания и практики образования
Г) проблемы образования
2. Кто из отечественных педагогов первым обобщил опыт историко-педагогических знаний?
II раздел. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире.
1. Специфическими особенностями первобытного воспитания являлись
Б) индивидуальный подход
В) передача жизненного опыта
Д) коллективное начало
2. Как называется ритуал перехода подростков в группу полноценных членов первобытного общества?
3. В каких странах древнего Востока существовали
А) жреческие или придворные школы
Б) общинные или земледельческие
Варианты ответов: 1. Китай, 2. Египет, 3. Индия
4. Кого в древней Греции называли педагогом?
А) руководителя агелл
Б) учителя гимнастической школы
В) раба, сопровождавшего детей рабовладельцев на учение
А) грамматическая школа
Б) риторическая школа
Г) гимнастическая школа
6. Кто из перечисленных философов являлся учеником Сократа?
III. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья Возрождения, Нового времени.
1.Основным методом обучения в средневековой школе выступал
Б) метод взаимообучения
В) метод упражнения
Г) схоластический метод
2. Что не входило в состав «семи свободных искусств»
3. Идеал воспитания эпохи средневековья предполагал
Б) трудовое воспитание
В) воспитание джентльмена
Г) воспитание гражданственности
4. Какой факультет отсутствовал в средневековых университетах?
5. Какой временной период занимает эпоха Возрождения?
6. Кто из деятелей эпохи Возрождения организовал школу, названную «Дом радости»?
В) Витторино де Фельтре
7. Установите соответствие между датами и событиями возникновения западноевропейских средневековых школ
А) возникновение церковных школ
Б) открытие университетов
В) возникновение городских школ
8. В чьем труде законы обучения и воспитания названы «основоположениями»?
9. Кто обосновал и первым применил классно-урочную систему образования?
10. Какой принцип заложен в основу высказывания А. Дистервега «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить»
11. Кому из деятелей эпохи Просвещения принадлежат следующие высказывания
1. «Воспитание может все», «Воспитание нас делает тем, чем мы есть»
2. «Воспитанием можно достигнуть много, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа»
12. Кто является «отцом немецких учителей»?
13. Кто является автором теории элементарного обучения?
14. «Теория управления» лежит в основе педагогической концепции…
А) Г. Кершенштейнера
15. Кому принадлежит следующее высказывание: «Все, насколько возможно, предлагать чувствам»?
IV. История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции развития мирового образовательного процесса.
1. Кто был первым наркомом российского просвещения?
2. В каком году в России была создана комсомольская организация?
3. Автором «Писем к пионерам» были…
А) Школа им. Достоевского («Шкид»)
Б) Колония им. М. Горького
А) развитие личности в ее онтогенезе
Б) подготовка полезного обществу человека
В) обучение ребенка сочетанию личных и общественных интересов, коллективному труду, развитие его способностей
7. Кому принадлежит авторство работ
Б) «О пользе педагогической литературы»
Г) «Сердце отдаю детям»
8. В каком году был принят нормативный документ (Закон), установивший в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование?
V. История развития школы и педагогической мысли в России
1. В какие годы появились на Руси первые рукописные педагогические сборники «Изамрагд», «Златоструй», «Златоуст»?
2. Что послужило причиной появления братских школ на территории современной Украины и Белоруссии в XVI – XVII веках?
А) желание приобщиться к европейской культуре
Б) желание дублировать европейское образование
В) стремление следовать канонам католицизма
Г) стремление противостоять национально-культурному порабощению и сохранить национальный менталитет
3. Как называлось первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1632 году?
А) Киево-братская школа
Б) Греко-латинская академия
В) Киево-братская коллегия
4. Какие учебные книги не использовались в гражданских отечественных школа и в академии в XVII веке?
5. Кто автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная»?
6. С именем какого русского монарха связано реформирование отечественного образования в XVIII веке?
А) «Российская грамматика»
Б) «Российская математика»
В) «Российская физика»
8. В каком году была открыта школа математических и навигацких наук?
9. Где была открыта школа математических и навигационных наук?
10. Какие цели ставились государством перед образовательными учреждениями при Петре I
А) повышение грамотности населения
Б) подготовка специалистов разного профиля
В) сохранение существующего экономического положения
Г) усиления роли церкви в обществе
11. К какому учебному заведению приравнивался Царскосельский лицей?
В) городское училище
Г) высшее учебное заведение
12. Когда было создано Министерство народного просвещения в России?
13. Какому уровню образования соответствовала прогимназия России?
Б) начального образования
Г) неполного среднего образования
14. Кто из перечисленных педагогов рассматривал человека как предмет воспитания?
16. Кто является автором дидактического трактата «Руководство учителям народных училищ»?
А) «Великая дидактика», «Материнская школа»
Б) «Азбука», «Новая азбука»
В) «Родное слово», «Проект учительской семинарии»
18. Кто из перечисленных педагогов преподавал в Нижнем Новгороде?
I раздел. История педагогики и образования как область научного знания
1. В какие годы в российской педагогике появились первые исследования в области истории педагогической мысли?
А) вторая половина XIX века
Б) первая половина XX века
2. Кто автор первого в России учебника по история отечественной педагогики?
II раздел. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире.
1. Какие специфические особенности не свойственны первобытному воспитанию?
А) индивидуальный подход
В) коллективное начало
2. В каком социальном строе впервые появился обряд инициации?
Б) рабовладельческое общество
В) первобытно-общинный строй
3. На каком этапе развития цивилизации появились первые специальные учреждения (школы) для обучения и воспитания подрастающего поколения?
А) дородовое общество
Б) расцвет первобытного общества
В) разложение первобытно общества
4. Как назывался учитель грамматической и кифарической школ в Афинах?
5. Какой вид воспитания отсутствовал в афинской системе?
А) гимнастическая школа
В) элементарная школа
Г) военное учебное заведение
7. Кто первым обосновал мысль о необходимости следовать в воспитании за природой?
III. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового времени.
1. Кому в период раннего феодализма принадлежала «монополия на интеллектуальное образование» и воспитание?
2. Что лежало в основе воспитания будущих рыцарей?
А) «семь добродетелей»
3. Какой вид мышления развивала схоластика?
4. Когда были открыты в Европе первые университеты?
5. Что стало главным для деятелей эпохи Возрождения?
6. Кто из деятелей эпохи Возрождения впервые выдвинул идею соединения образования с трудом?
Б) Эразм Роттердамский
7. Установите соответствие между представителями гуманистического направления в педагогической мысли эпохи Возрождения и их произведениями.
4. Эразм Роттердамский
А) «Гаргантюа и Пантагрюэль»
В) «Золотая книжка, или Утопия»
8. Кому из перечисленных ниже педагогов принадлежат следующие высказывания о целях воспитания?
1. «Есть три ступени приготовления к вечности: познание себя, управление собой и стремление к богу»
2. «Самодеятельность на служении истине, красоте и добру»
3. «Здоровый дух в здоровом теле»
9. Принцип природосообразности предусматривает
А) воспитание у обучаемых любви к природе, окружающему миру
Б) опору учителя, воспитателя на факторы естественного, природного развития ребенка
В) использование в обучении и воспитании элементов природы
10. Какой принцип назван «золотым правилом дидактики»?
11. Кто из перечисленных мыслителей не принадлежит к эпохе Просвещения?
12. Дидактику как систему научных знаний первым разработал
13. В работе какого педагога сформулированы 33 правила обучения?
14. Кому принадлежит идея «гражданского воспитания» и «трудовой школы»?
Г) Т. Кершенштейнеру
15. Какое направление педагогики основывается на привлечении к процессу обучения и воспитания знаний из различных наук о человеке?
В) свободного воспитания
IV раздел. История педагогики и образования в Новейшее время.
1.Как называлась первая советская государственная школа?
А) единая общеобразовательная школа
Б) средняя общеобразовательная школа
В) единая трудовая школа
Г) единая трудовая и профессиональная школа
2. В каком году была создана пионерская организация?
3. Работа «Задачи союза молодежи» написана
4. В каком году в нашей стране было принято Постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении»?
5. Чья воспитательная система описана в книге Пантелеева «Республика Шкид»?
6. Что такое педология?
А) теория обучения детей с различными психическими отклонениями
Б) теория обучения трудновоспитуемых детей
В) наука об особенностях развития ребенка под влиянием разных условий
А) «Народное образование и демократия»
Б) «Очерки школьного советского воспитания»
В) «Разговор с молодым директором школы»
Г) «Книга для родителей»
Д) «Педагогическая поэма»
8. Кто из советских педагогов был удостоен звания «Герой Социалистического труда»?
V раздел. История развития школы и педагогической мысли в России
1. Как называли первых учителей на Руси?
2) В каком веке было изобретено звукобуквенное письмо на основе греческого алфавита?
3. Что послужило важным и факторам развития просвещения в Киевской Руси?
А) принятие христианства
Б) введение кириллицы
В) укрепление роли монастырей
Г) татаро-монгольское иго
4. Кто из русских князей первым начал открывать школы («даяти нача на учение книжное»)
Б) Владимир Киевский
В) Ярослав Осмомысл
Г) Владимир Мономах
5. В каком веке было написано «Поучение Владимира Мономаха детям»?
А) X в. Б) XI в. В) XII в.
6. Какая книга стала первым печатным изданием на Руси?
А) «Изборник Святослава»
Б) «Поучение Владимира Мономаха»
7. В каком году был открыт Московский Университет?
А) в 1725 Б) в 1745 В) в 1755
8. Кто был основоположником Смольного института?
9. Какое учебное заведение, открытое Петром I, можно считать первым реальным училищем в России?
Б) школу математических и навигацких наук
В) горнозаводские школы
Г) артиллерийские школы
10. Кто ввёл в практику преподавания в России классно-урочную систему?
11. Какие цели не были главными в образовательной политике
А) повышение грамотности населения
Б) усиление роли церкви в обществе
В) сохранение существующего экономического положения
Г) подготовка специалистов разного профиля.
12. Когда состоялось открытие Царскосельского лицея?
13. Какого учебного округа не было в России в первой четверти XIX века?
В) «Проект учительской семинарии»
Г) «О народности в общественном воспитании»
15. Кому принадлежат приведенные высказывания?
А) «Человек как предмет воспитания»
Б) «Всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными»
В) «Человек – существо сложное, характер которого является результатом его природной организации и влияния внешних обстоятельств»
А) педагог Б) юрист В) врач
17. Кто автор работ «Детский мир», «Родное слово»?
18. Кто автор проекта «университета в лаптях»?
VIII. Монографии, хрестоматии, рекомендации и учебные пособия, изданные преподавателями вуза
1. Берельковский, и научно-педагогическая интеллигенция: идеологический диктант в СССР конца 1920–х – начала 1950-х гг. (по материалам Нижегородской губернии – Горьковской области). – Н. Новгород, 2005.
2. Илалтдинова, Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия : 1939 – середина 1970-х гг.: монография. – Н. Новгород, 2010.
4. Макаренко, жизни, труда, воспитания: учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 2.
6. Нижегородский педагогический. Страницы истории. – Н. Новгород, 2001.
7. Слепенкова, системы отечественного педагогического образования в ХХ веке (начало века – 30-е годы): учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2006.
8. Слепенкова, и развитие педагогической научно-исследовательской деятельности будущего учителя отечественной школы в XX веке: монография. – Н. Новгород, 2008.
9. Фролов, А. А. в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). – Н. Новгород, 2006.
12. Школа советского общества: опыт политической истории (По материалам Нижегородской области): учебное пособие по курсу «История образования». – Н. Новгород, 1997.