первые детективы в истории
15 великих детективов
В хороших детективах у любого злодейства есть объяснение, а на каждое преступление найдется свой Пуаро или Холмс. Литературный критик Анна Наринская выбрала книги, которые лучше всего раскрывают секреты самого востребованного жанра литературы
1 Э. Т. А. Гофман. «Мадемуазель де Скюдери» (1818)
Многие произведения Гофмана так или иначе построены вокруг загадки, которая с великолепным «а оказывается» взрывается с треском и искрами в самом конце, — взять хотя бы знаменитого «Песочного человека». И вообще, напряженная таинственность, свойственная практически всем его текстам, даже хулиганским вроде «Принцессы Брамбиллы», — идеальная атмосфера для детективной истории. Но именно новелла «Мадемуазель де Скюдери» соединяет это настроение со ставшей впоследствии классической цепочкой «преступление — несправедливое обвинение — поиск истины» — так что то самое конечное «а оказывается» совпадает с читательским вздохом облегчения.
2 Уилки Коллинз. «Лунный камень» (1866)
Первый (сошлемся на авторитетное мнение Т. С. Элиота В своей статье «Homage to Wilkie Collins: An omnibus review of nine mystery novels» 1927 года поэт, драматург и критик Т. С. Элиот писал, что в «Лунном камне» Коллинза содержится весь английский детектив в зародыше. ) полноценный детективный роман. Интрига с пропажей алмаза здесь одновременно сюжетный крючок и механизм, заставляющий проявляться характеры. Готовность, с которой многие из персонажей соглашаются объявить удобную кандидатуру виновной, — это психологический лакмус, проверка на вшивость, ну и пример того, «как не нужно», для читателя (без этого Коллинз, ученик моралиста Диккенса, само собой, обойтись не мог).
И хотя главное здесь не конечное откровение и даже не ход расследования, а выверенная многоголосица героев-рассказчиков и незабываемые второстепенные персонажи вроде гадающего на «Робинзоне Крузо» дворецкого Беттереджа, то, как точно детали и оговорки складываются в единственно возможное решение головоломки, не может не вызывать восхищения.
3 Чарльз Диккенс. «Тайна Эдвина Друда» (1870)
Диккенс, всегда прятавший в своих романах одну, а то и пару детективных историй (вроде тайны происхождения леди Дэдлок и загадки убийства стряпчего Талкингхорна в «Холодном доме» или причины затворничества мисс Хэвишем в «Больших надеждах») и заразивший этим Достоевского, решил наконец написать роман, полностью посвященный преступлению и его расследованию, — и умер, успев только загадать загадку, не оставив к тому же черновиков и планов. Литературный и жизненный сюжет сошлись в одной точке, составив в некотором роде идеальный, замкнутый на себя детектив.
Наиболее достоверной попыткой восстановить концовку считается работа Дж. Каминга Уолтерса «Ключи к „Тайне Эдвина Друда“», но тщательные литературоведческие построения никого не удовлетворяют — продолжения пишутся и оспариваются вот уже сто пятьдесят лет. Известно, что один американский медиум вызывал дух Диккенса, чтоб он вкратце надиктовал задуманное продолжение. Эта запись существует (Елена Блаватская даже перевела ее на русский). Но ей тоже никто не верит.
4 Антон Чехов. «Драма на охоте» (1884)
Великий текст об убийстве и любви, в котором чеховская тонкость и проницательность работают на романтически надрывном материале вроде пьес, которые пародирует в «Ионыче» четырнадцатилетний Пава, картинно восклицая «Умри, несчастная!». Нас же здесь интересует вот что: этот текст написан за сорок лет до «Убийства Роджера Экройда», знаменитого и считающегося новаторским детектива Агаты Кристи, построенного на том же самом приеме — ненадежный рассказчик, играющий нашим доверием. Только у Чехова этот блестящий фокус не становится центральным, остается на периферии читательского сознания. Потому что главное в «Драме» — общая декларация экзистенциальной несправедливости жизни, в которой знание правды не меняет вообще ничего.
5 Артур Конан Дойл. «Собака Баскервилей» (1901)
Разумеется, никакой — даже самый ангажированный — список детективов не может обойтись без Шерлока Холмса. А «Собака» прекрасна не только сложностью построения, демонстрирующего, кaк поверхностный человеческий взгляд («доклады» доктора Уотсона) оказывается пищей для взгляда аналитического (объяснения Холмса), но и искусным нагнетанием той самой атмосферы тревоги, которая составляет поэтику детектива как жанра.
6 Гастон Леру. «Тайна желтой комнаты» (1907)
Но если все-таки о тексте, то следует сказать вот что. Трудно назвать произведение, больше повлиявшее на развитие жанра. Идея возможности преступления в замкнутом и вроде бы никому не доступном пространстве родственна концепции детектива как возможности невероятного в сохраняющем рациональность мире, о которой позже говорил писатель Джон Диксон Карр (он, кстати, считал «Тайну желтой комнаты» лучшей детективной историей на свете). Агата Кристи писала в автобиографии, что решила сочинять детективы, прочитав именно эту книгу. Строки из «Комнаты» цитировал в своих стихах Жак Превер. К переизданию романа написал предисловие Жан Кокто. Будем считать, что этих рекомендаций достаточно.
7 Дэшил Хэммет. «Стеклянный ключ» (1931)
Хэммет, без преувеличения, великий писатель, и в этом смысле неважно, что его тексты сконструированы как детективы. Но все-таки эти потрясающие тексты — детективы, так что в этом списке они обязательны. «Стеклянный ключ», с его разочарованным и даже отчасти коррумпированным следователем поневоле Недом Бомоном, сам писатель любил больше всего. Впрочем, ни «Проклятие Дэйнов», ни «Мальтийский сокол» — романы Хэммета — ему практически не уступают.
8 Джон Диксон Карр. «Убийство в музее восковых фигур» (1932)
Карра, при всей его известности, можно считать недооцененным автором. Он всегда немного в тени своего кумира Конан Дойла, всегда рассматривается как «биограф», «продолжатель» и «развиватель», а не как самостоятельная фигура. Это несправедливо.
В принципе, именно Карр окончательно помещает преступление на грань между маловероятным и совершенно невозможным. У его героев-расследователей Генри Мерривейла, доктора Фелла и особенно Анри Бенколена нет настойчивого христианского антимистицизма отца Брауна Отец Браун — католический священник, герой детективных рассказов Г. К. Честертона. и уверенности во всеобщей объяснимости, присущей Холмсу. Они — прямо как герои первого сезона сериала «True Detective» — вот-вот готовы поверить, что в реальности появилась щель, что потустороннее проникло в повседневность. Вполне «телесный» преступник, правда, всегда находится, но странная дрожь потревоженной реальности остается.
Читать именно «Убийство в музее восковых фигур» стоит в первую очередь отрицательного героя — мефистофелеобразного красавца со сломанным носом, явно наследующего антагонисту Холмса профессору Мориарти. И перекличек с вышедшей шестью годами раньше «Новеллой о снах» Артура Шницлера, экранизированной Стэнли Кубриком под названием «С широко закрытыми глазами».
9 Агата Кристи. «Убийство в „Восточном экспрессе“» (1934)
Так как спойлеров тут можно не бояться (если все же боитесь, этот пункт лучше пропустить), следует сказать следующее: здесь одним махом перевернута привычная система, когда преступник по определению на стороне зла, а сыщик должен отдать его в руки закона. В клаустрофобическом помещении поезда, куда нас отправляет Кристи, чуть ли не все — преступники, и при этом они по большому счету невинны. И сыщик понимает и принимает эту невинность.
Попробуйте отбросить привычность — забыть экранизации, пересказы и аллюзии на этот сюжет в других произведениях — и увидеть свежим взглядом, насколько это круто.
10 Дафна дю Морье. «Ребекка» (1938)
Идеально выверенная концепция прошлого, подстерегающего настоящее. Дю Морье тут наследует Диккенсу, Достоевскому, сестрам Бронте (и даже вполне конкретно «Грозовому перевалу»), но при этом подпитывается распространяющимися идеями феминизма. Это удивительный эксперимент над читателями и особенно над читательницами, чьи симпатии беспрерывно мечутся между нежной и женственной рассказчицей и грозной тенью таинственной Ребекки. сильная женщина еще не может выжить в современном дю Морье мире, но она уже может отомстить.
11 Джозефина Тэй. «Дочь времени» (1951)
Изящный пастиш и в то же время достоверное историческое исследование. Немного легкомысленный, но при этом поучительный текст, ставящий под сомнение культурные и исторические репутации. Название цитирует старинную английскую поговорку «Правда — дочь времени». Она подразумевает, что современники легко обманываются и истина часто объявляет себя только последующим поколениям.
Герой многих детективов Тэй инспектор Алан Грант мается от скуки в больнице со сломанной ногой. Чтобы развлечься, он решает расследовать преступления Ричарда III, в том числе знаменитое убийство маленьких наследных принцев — сыновей Эдуарда IV, описанное в пьесе Шекспира. И даже вроде бы докапывается до правды. Но от Шекспира просто так не отмахнешься.
12 Рэймонд Чандлер. «Долгое прощание» (1953)
Романы Чандлера воплощают собой ту сторону детективного жанра, которая, слившись с кинематографом, стала поразительным явлением культуры под названием film noir.
Чандлер понимал главное о том, что происходит в тени, в неопределенности, на территории между жестокостью закона и жестокостью беззакония, отчаяньем преступления и отчаяньем страсти. Придуманный им частный детектив Филип Марлоу — один из главных образов хорошего плохого парня в мировой культуре. Точнее всего его играл Хамфри Богарт, но все-таки лучший фильм по Чандлеру — «Долгое прощание» Роберта Олтмана. Там Марлоу играет Эллиотт Гулд, действие перенесено в хипповски-гангстерскую Калифорнию семидесятых, а в воздухе висит фирменная чандлеровская безысходность.
13 Умберто Эко. «Имя розы» (1980)
Сам Эко говорил, что постмодернистская позиция напоминает положение человека, влюбленного в очень образованную женщину, которой невозможно сказать «люблю тебя безумно», так как она понимает, что подобные фразы — прерогатива бульварных романов, и приходится говорить: «Как говорится в бульварных романах, „люблю тебя безумно“». И если воспринимать это серьезно, то выходит, что фетиш доступного, массового постмодернизма — роман «Имя Розы» — создан не совсем с постмодернистской позиции. Потому что эта деконструкция детектива складывается в детектив, который можно в том числе воспринимать прямолинейно, не считывая намеки и аллюзии, не погружаясь в исторические экскурсы, а просто ожидая разгадку. И вот как раз это дает нам возможность любить эту книгу безумно. Не «как говорится», а просто — очень-очень.
14 Мартин Круз Смит. «Парк Горького» (1981)
Памятник западной заинтригованности Советским Союзом — холодной таинственной пустыней, где творятся страшные вещи и живут самые красивые в мире девушки. Невероятный успех этого романа породил целую серию книг о московском следователе Аркадии Ренко (в экранизации 1983 года его сыграл Уильям Херт). Персонаж Ренко пережил крушение СССР, а последний роман о нем (отчасти основанный на событиях вокруг гибели Анны Политковской) вышел в 2013-м. Но никакого сравнения с первой книжкой последующие не выдерживают.
В стаявших по весне сугробах парка Горького обнаружены три трупа — лица и кончики пальцев срезаны, чтоб их нельзя было идентифицировать. Ниточки от преступления ведут на самый верх советского истеблишмента, следователь сталкивается с системой.
Особый интерес представляет то, как воспринимался этот текст в Москве начала восьмидесятых. Это была настоящая лихорадка. Несколько оказавшихся в Москве экземпляров те, кто знал английский, брали друг у друга на ночь. А потом пересказывали этот роман группам жаждущих, скинувшихся в пользу рассказчика по рублю.
Ностальгический для многих текст, важный для понимания «кем мы были для них и кто они были нам».
15 Пи Ди Джеймс. «Первородный грех» (1994)
Филлис Дороти Джеймс, конечно, наследует Агате Кристи, но в ее текстах куда больше социального, критики современной Англии и современного мира в принципе (она, кстати, автор знаменитого романа-антиутопии «Дитя человеческое»).
«Первородный грех» — подробное описание пейзажа благопристойного Лондона с дотошным перечислением всех скелетов во всех шкафах буржуазной богемы. Убийство здесь не отклонение, а симптом. Инспектор Адам Далглиш непременно найдет виновного — но это ничего не поменяет. Современная система подпитывается преступлениями, и новое непременно совершится. А это, кроме прочего, значит, что новый детектив будет написан.
ДЕТЕКТИВ
Термин «Детектив» появился в начале XX века; ранее использовались термины «судебный роман», «криминальный роман» и др.
Сюжетная схема детектива допускает разнообразные модификации и проекции в различные жизненные сферы, что порождает многочисленные разновидности жанра: шпионский (Дж. Ле Карре, Я. Флеминг), политический (Дж. Карр в Англии, М. Шёвалль и П. Валё в Швеции, Л. Шаша в Италии), гангстерский (Д. Хамметт в США), иронический (И. Хмелевская в Польше), культурологический (У. Эко в Италии) и др. Синтез детектива и философской прозы представляют романы Ф. Дюрренматта о детективе Барлахе. В литературе второй половины XX века шаблоны традиционных детективов нередко подвергаются пародированию («Разносчик» П. Хандке, 1967, и др.).
В кинематографе детектив зачастую представляет собой экранизацию литературного произведения, однако отличается бóльшим динамизмом, акцентом на действии, а не на размышлении и анализе.
Политизация западного кино в 1960-1970-х годах вызвала к жизни серию политических детективов: «Дзета» (1969, режиссёр К. Коста-Гаврас), «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1969, режиссёр Э. Петри), «Сиятельные трупы» (1976, режиссёр Ф. Рози), телесериал «Спрут» (1984-1999, режиссёры Д. Дамиани, Ф. Ванчини, Л. Перелли, Дж. Баттиато). На рубеже XX-XXI веков центральной темой как гангстерских, так и полицейских фильмов стали коррупция и глобальное беззаконие: «Однажды в Америке» (1984) С. Леоне, «Хорошие ребята» (1990) и «Отступники» (2006; премия «Оскар») М. Скорсезе, «Секреты Лос-Анджелеса» (1997) К. Хансона, «Чёрная орхидея» (2006) Б. Де Пальмы.
Как авторы детективных историй играли с читателями, и почему так сложно не любить детективы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древний мир и просто давние времена, когда уже вовсю распутывались таинственные преступления
Уже в Древнем Египте появлялись записанные на папирус повествования, которые имели черты детектива. В сказке «Правда и Кривда», которая датируется 13-12 веками до нашей эры, Правда оклеветан своим братом Кривдой и обвинен в краже, за что был ослеплен и изгнан из дома. Спустя годы сын Правды восстанавливает истинную картину произошедшего и добивается наказания настоящего преступника.
Убийства, похищения сокровищ и расследование этих происшествий героями, наделенными особенными качествами, описывались и в античности – Софокл создал пьесу «Царь Эдип», в которой главный герой, расследуя обстоятельства смерти царя Лая, выясняет, что убийца – он сам.
Ветхозаветная «Книга пророка Даниила» содержит историю о Сусанне и двух похотливых старцах, что обвинили ее в прелюбодеянии. В результате допроса каждого из обвинителей по отдельности юноша Даниил (будущий пророк) ловит их на несоответствиях и добивается оправдания девушки.
Детективные и похожие на них истории не обошли и восток – взять хотя бы «Рассказ о трех яблоках» из «Тысяча и одной ночи», в котором визирю поручается в течение трех дней расследовать убийство прекрасной девушки, чье тело найдено в сундуке.
Не оставили без внимания этот литературный жанр и в Китае, где восхвалялся честный и благородный служитель закона, что бросал вызов злу и несправедливости – и попутно, само собой, отыскивал истину, помогающую наказать виновных и принести свободу невинно обвиненным. Часто при этом расследующий преступление сыщик обращался к помощи потусторонних сил и к духам умерших, чтобы картина произошедшего была максимально полной, а решение – справедливым. Одним из героев таких произведений был некий «судья Ди», реально существовавший когда-то чиновник, что был доброжелательным, учтивым и проницательным борцом с преступниками.
В XX веке судья Ди был включен в цикл произведений Роберта ван Гулика, нидерландского писателя и востоковеда, который «заразился» интересом к этому персонажу и к его расследованиям после того как в 1949 году выполнил перевод повести о судье Ди. Первым произведением цикла стало «Убийство на улице Полумесяца».
Появление детективного жанра литературы
Родоначальником детектива как самостоятельного жанра принято считать Эдгара По, а первым произведением, вобравшим в себя все главные черты детективной литературы – «Убийство на улице Морг».
Но и ранее европейские писатели создавали произведения с похожими чертами. Девятнадцатый век вообще стал временем повышения интереса читающей публики к литературе художественно-криминальной. В немалой степени этому способствовало появление сыскных подразделений полиции, а также то, что рутинная, довольно скучная жизнь обычного европейца, состоявшая из похожих один на другой дней, была отличным фоном и средой для появления таких историй. Герой, который ставил своей целью распутывание чьих-то коварных планов и обличение злодея, конечно, был очень мил сердцу читателя XIX века. Играло роль и то, что с распространением периодической печатной продукции осведомленность горожан о преступности и о степени раскрываемости преступлений – довольно небольшой – вынуждала их обращаться к тем произведениям, где, в отличие от газет, добро в лице сыщика побеждало, а зло – преступник – получало неотвратимое и справедливое возмездие.
Уже в начале века любители такого рода историй с удовольствием читали «Записки» Эжена Видока, некогда преступника-рецидивиста, а затем – главу парижской национальной безопасности, Эмиля Габорио с романами о молодом офицере полиции Лекоке, Уилки Коллинза, Чарльза Диккенса, Честертона, Гастона Леру – и это далеко не полный перечень тех, кто стоял у истоков детективного жанра и подкидывал читателю головоломки, пока еще не считавшиеся детективами.
Главным, пожалуй, отличием детектива от других литературных жанром, можно считать его «интерактивность», вовлеченность читателя в происходящее на страницах книги расследование. Возможно, неутихающая любовь к детективным книгам этим и объясняется, ведь от автора следует некоторый вызов, предложение разгадать тайну, основываясь на всех тех данных, что необходимы и достаточны для установления истины. Книжному сыщику это удается всегда, а вот читатель может и обмануться – и, в таком случае, взяться за очередной детектив, где попытать удачи снова.
Из этого правила, как и положено, есть исключения – когда автор берется показать читателю убийцу или иного преступника сразу же, с первых страниц произведения. Такой «детектив» получился у Достоевского – роман «Преступление и наказание». Это пример «перевернутого» детектива, где главной интригой становится не личность преступника, а тот мыслительный процесс и те действия, которые приводят сыщика к разгадке тайны преступления.
А вот еще мастера детективного жанра в литературе, за чьими идеями гонялся сам Хичкок: Буало и Нарсежак.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Детектив
Детектив — широко использующийся в литературе и кинематографе жанр, главная особенность которого выражается в характерном развитии сюжета от преступления к наказанию.
Произведения в жанре детектива описывают, как заинтересованные люди с помощью «ума и сообразительности» расследуют загадочные происшествия, надеясь выяснить все обстоятельства и найти виновных. В центре детективного расследования обычно стоит преступление, зачастую убийство.
Главными героями детективов становятся личности, которым не чужда жажда приключений — это может быть и честный представитель закона, и ищейка-любитель, и бесстрашный журналист, и частный сыщик, и все-все-все, кто так или иначе любит совать нос в чужие дела. Конечно же, в хорошем смысле.
Как правило, хотя это и не интуитивно, абсолютных злодеев в этом жанре мало. За редкими исключениями, убийцы в детективах вовсе не злодеи, в очень редких случаях, вроде «Убийства в Восточном Экспрессе», или «Десяти Негритятах» (см. троп Герой-Социопат) они могут даже быть на стороне добра. Обычно они показаны как люди слабые, достаточно добрые, которые искренне собираются сделать немало добрейших дел. с помощью денег на которые у них нет права. Или доведённые до ручки. Иногда старающиеся кого-то защитить от серьёзной опасности, или отомстить за содеянную подлость. В общем, если убийца в детективе показан как абсолютное зло, автор ленился.
Виды детективов [ править ]
Список знаменитых сыщиков [ править ]
(Пока что не про всех написаны статьи)
Детектив (жанр)
Содержание
Определение
Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).
Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик, полицейский роман и т. д.).
Особенности жанра
Важное свойство классического детектива — полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы.
Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):
Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.
Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив — невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена — свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.
Типичные персонажи
История детектива
Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По, написанные в 1840-х, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина 1819 «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев — сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока, опубликованные в 1828.
Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом. Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио — автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).
Некоторые виды детективов
Детектив закрытого типа
Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.
Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно — убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается — например
Психологический детектив
Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.
Исторический детектив
Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.
Иронический детектив
Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.
Фантастический детектив
Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.
Политический детектив
Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.
Шпионский детектив
Основывается на повествовании о деятельности разведчиков, шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива
Детектив в кино
Детектив — субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.
Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.
Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы, неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.
По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.