первые духи в истории
Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто и когда придумал духи
Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.
Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.
Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.
Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?
Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.
Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.
Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.
Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.
Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме
Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.
Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.
Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.
Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней
В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.
В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.
В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.
В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.
В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Доброе утро
История парфюмерии. Часть 1
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Самые первые духи изобрел арабский алхимик Авиценна в одиннадцатом веке. В поисках эликсира молодости он смешал спирт с ароматическим маслом. Удалось ли кому-то омолодиться, история умалчивает. Но духами стали пользоваться. Одной из первых новинку оценила французская королева Екатерина Медичи.
Флакончик с духами в средневековой Европе ценился дорого. Мылись раз год, поэтому, чтобы избавиться от неприятных запахов, душиться по 100 раз на дню. Людовик XIV предпочитал запах розы. Король-Cолнце сам лично готовил духи, за что получил прозвище Ароматный. По легенде, однажды благоухающий король чуть не задохнулся от ароматов — пришлось срочно открыть все окна Версальского дворца.
Фаворитка Людовика XV, маркиза Помпадур тоже владела парфюмерным ремеслом. Она смешивала несколько капель пота короля с ароматами цветов. По слухам, в этом-то и был главный секрет ее привлекательности.
Наполеон парфюмером не был, но духи обожал. Только за один месяц император выливал на себя… 12 литров одеколона. При этом надушенных женщин не любил. «Буду через три дня. Не мойся».… — писал из похода полководец своей возлюбленной Жозефине.
История парфюмерии. Часть 1.
История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Люди еще не умели печь хлеб, но уже широко применяли благовония. В гробницах фараонов Древнего Царства были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы использовали специальные височные украшения в виде подвесок, в которые вкладывались ароматические вещества; при ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся приятный запах. Флаконы для духов из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, делались ювелирами и в Средние века, и позже.
Во времена нашествия варваров употребление ароматов в Европе прекратилось вплоть до 12 века. К этому времени арабы уже изобрели перегонный куб и улучшили технику дистилляции. Собственно парфюмерия в буквальном понимании слова — это курительные предметы, средства для ароматизации воздуха путем сжигания душистых веществ. Современная парфюмерия включает в себя огромный ассортимент «душистых» изделий. Но для этого парфюмерному искусству пришлось пройти очень долгий длинный путь. Лишь в 14 веке рождаются первые в мире жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, их использовали под названием «ароматических вод». Человечество открыло для себя мир ароматов в полной мере, парфюмерам необходимо было только стать проводниками между людьми и ароматами.
В Западной Европе в 12—13 века появились первые парфюмерные производства, в России же существовали зеленные лавки, где торговали различными лечебными снадобьями и предшественниками современной парфюмерии и косметики (белилами, благовониями, румянами). Многие появившиеся позже аптеки имели свои парфюмерно-косметические лаборатории. Фирма «Феррейн», владевшая знаменитой аптекой, в 1913 году выпустила более двухсот наименований духов, одеколонов и прочих парфюмерно-косметических товаров.
Несмотря на то, что в России парфюмерное дело зародилось на полтора столетия позднее, нежели в Западной Европе, по прошествии лишь четырех десятилетий знаменитые французы были вынуждены потесниться на парфюмерном олимпе.
И хотя становление российской парфюмерии было связано с выходцами из европейских стран, имевших богатый опыт и традиции, парфюмерное производство, перенесенное в Россию, приобрело совершенно особый национальный колорит и самобытность.
Вся парфюмерная индустрия дореволюционной России была сосредоточена в руках десяти фабрикантов, небезуспешно конкурирующих с западноевропейскими производителями парфюмерии, число которых на рынке составляло более тридцати. А в ассортименте парфюмерной продукции в начале 19 века наши фабриканты превосходили даже именитых французов: в прейскуранте известной парижской фирмы Е. Пино значится 80 наименований духов, а десятью годами раньше товарищество Ралле выпустило более 160 наименований духов.
Родоначальником парфюмерной индустрии в России можно считать Альфонса Ралле. В 1843 году он основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в нашей стране. Фабрика А. Ралле была не только старейшей в России, но и собравшей огромное количество наград и гербов, полученных за качество своей продукции. Плюс почетное звание «Поставщик императорского двора». В преддверии большевистского переворота 1917 года фирмой «А. Ралле и Ко» руководил директорат во главе с Эдуардом Бо. Ассортимент ее продукции был сравним с ассортиментом лучших западных парфюмерных компаний. Так, в 1910 году «А. Ралле и Ко» произвела 675 наименований парфюмерных товаров.
Эрнест Эдуардович Бо, сын директора-распорядителя фабрики «А. Ралле и Ко», родился в Москве в 1881 году и наследовал дело своего отца, став парфюмером-лаборантом, а затем и кандидатом в директора. После переворота 1917 года семья Бо уезжает за границу. Спустя три года Эрнест Бо создает знаменитые духи «Шанель N 5». Франция обрела гениального парфюмера. А фабрика «А. Ралле и Ко» в 1918 году была национализирована и переименована в мыльно-парфюмерный завод N 7, а позднее — в фабрику «Свобода».
К началу 20 века Ралле пришлось посторониться, уступая дорогу и славу лучшего парфюмера России другому крупнейшему фабриканту — Генриху Брокару.
Золотой век русской парфюмерии неразрывно связан с этим талантливым человеком. Генрих Брокар был потомственным парфюмером. Еще в юности в Америке он занимался парфюмерным бизнесом настолько успешно, что получил медаль за качество своих изделий. В 1861 году Брокар отправляется в Россию и, влюбившись в Шарлоту Равэ, навсегда остается в Москве. Во время своей службы в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика он изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Продав свое изобретение французской фирме, на вырученные деньги Генрих открыл собственное предприятие. С самого начала своей деятельности Генрих Брокар показал себя не только талантливым парфюмером, но и изобретательным торговцем. Его фирма приобрела невиданную популярность не только за отличное качество продукции, но во многом благодаря хитрым рекламным ходам.
Свою деятельность Брокар начал с мыла. Но, несмотря на высокое качество продукции, богатые люди предпочитали пользоваться заграничным товаром, а бедные — мыло не использовали вовсе. И тогда Шарлота Брокар придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. (Кстати, именно Брокар впервые стал использовать экологически чистые красители растительного происхождения). Такое мыло вполне могло служить, к примеру, гостинцем для мужиков, торгующих на ярмарке… Согласитесь, даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло — отличный сувенир, причем как для ребенка, так и для взрослого. Стоило же такое сокровище у Брокара всего одну копейку.
«С этой копейки ты и получишь свой миллион!» — сказала Шарлотта, и оказалась права. Копеечное мыло стало пользоваться неслыханной популярностью. А за ним и кокосовое — по пять копеек. Кроме того, Брокар придумал круглое мыло «Шаром», которое вместе с «Народным» получило в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве. В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух».
В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров. В 1873 году Шарлотта Брокар передает Великой княгине Марии Александровне (дочери Александра II) букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие! Уже через неделю Брокар становится придворным поставщиком великой княгини.
Тем временем производство продолжало расширяться: открывается еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию придумали сюрприз новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. А главное — фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! «Это же успех», — радовалась жена. «Это слава…» — ответил довольный муж. Настоящая слава обрушилась на дом Брокаров после того, как Генрих Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный». Для его рекламы на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды бил новый одеколон.
Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане. Он привлекал всеобщее внимание, люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей — они сами норовили попробовать новинку. Реклама добилась своего — «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России. В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль.
Вскоре Брокар создал великолепные духи с запахом сирени — «Персидская сирень». Это произведение уже по-настоящему оценили французы: духи получили не только популярность, но и наивысшую награду — Большую золотую медаль по разделу изящной и гигиенической парфюмерии на Всемирной выставке в Париже.
После смерти Генриха Брокара «Товарищество Брокар и Ко» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы». Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва».
Награды, полученные товариществом «Брокар и Ко»:
1865 г. | Серебряная медаль на Выставке русских производств, г. Москва. Первая награда, полученная всего лишь за первый год работы Товарищества, и отметившая фабрикаты мыла «Шаром», «Народное». Отмечены также доступная цена при высоком качестве продукции. |
1870 г. | Диплом и Серебряная медаль на Всероссийской мануфактурной выставке, г. Санкт-Петербург. Награда за туалетное мыло «отличного достоинства, при весьма умеренных ценах» в очередной раз доказала популярность и доступность продукции Брокара широким слоям населения. |
1874 г. | Осуществлена давняя мечта Анри Брокара — Фабрика удостоена звания Поставщика Государыни Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской. |
1882 г. | Золотая медаль на Всероссийской Промышленно-художественной выставке, г. Москва. За «Цветочный одеколон» (фонтан). |
1883 г. | Серебряная медаль на Торгово-промышленной выставке, г. Рига. За высокое качество продукции. |
1883 г. | Золотая медаль на Всемирной выставке, Ницца. За высокое качество продукции. |
1884 г. | Большая серебряная медаль на Всероссийской выставке, г. Одесса. За высокое качество продукции. |
1884 г. | Высшая награда на Всемирной выставке, г. Бостон. За высокое качество продукции. |
1888 г. | Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Барселона. За высокое качество продукции. |
1888 г. | Золотая медаль на Всемирной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции. |
1889 г. | Золотая медаль на Международной выставке, г. Париж. За духи «Персидская сирень». |
1890 г. | Золотая медаль на Международной выставке, г. Мадрид. За высокое качество продукции. |
1890 г. | Высшая награда (почетный диплом и медаль) на Всероссийской выставке, г. Казань. За высокое качество продукции. |
1890 г. | Золотая медаль и звезда на Международной выставке, г. Брюссель. За высокое качество продукции. |
1891 г. | Серебряная медаль на Среднеазиатской выставке, г. Москва. За высокое качество продукции. |
1893 г. | Высшая награда на Всемирной выставке, г. Чикаго. За высокое качество продукции. |
1896 г. | Малый Государственный Герб на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, г. Нижний Новгород. За неизменно высокое качество продукции, популярность и доступность разным слоям общества Брокару был пожалован Малый Государственный Герб — признание на официальном государственном уровне. |
1900 г. | Grand Prix на Всемирной выставке, г. Париж. За высокое качество продукции. После получения этой награды все парфюмерные дома Парижа, да и всей Европы признали Брокара как великого парфюмера. Эта награда стала венцом его карьеры и признанием в мировой парфюмерной индустрии. |
1913 г. | Товарищество «Брокар и Ко» удостоилось звания Поставщиков Двора Его Императорского Величества. Это — свидетельство высшего признания. |
Изображения медалей и гербов ставились на большинстве парфюмерных флаконов, выпускаемых товариществом Брокара.
По своему уникальной личностью был фабрикант — кондитер Адольф Сиу. Кроме основной кондитерской деятельности, он выпускал «высшую парфюмерию».
В начале 20 века фабрика Сиу производила более 120 разновидностей духов и 30—40наименований одеколона. После революции торговый дом Сиу был национализирован и превращен в фабрику «Большевик».
Русский парфюмер и косметолог Александр Остроумов пришел в бизнес рядовым провизором и таковым именовал себя и на пике своей карьеры.
В 1885 году Остроумов изобрел мыло от перхоти, что сделало его более или менее зажиточным человеком и позволило открыть собственную парфюмерную фабрику. Следующее изобретение — крем «Метаморфоза» — возвысило Остроумова в ранг мировых знаменитостей. Производство названного крема продолжалось более тридцати лет.
С Остроумова началась косметология в России. В 1919 году на Тверской он устроил специальную лабораторию, которая в скором времени переросла в уникальный по тем временам и единственный в мире Институт врачебной косметики. Этот институт не обошли стороной многие артистические знаменитости, среди них Антонина Нежданова, Елена Степанова, Тамара Карсавина, Мария Петипа, Вера Пашенная, Надежда Плевицкая…
Обласканный артистической элитой России, получивший множество наград за качество своей продукции, Остроумов не принял советскую власть и покинул Россию.
Свой след в истории российской парфюмерии оставили фабриканты: Константин Эрманс, Николай Матгейсен, Эмиль Бодло, Фердинанд Мюльгенс, Товарищество парфюмерной фабрики «С. Чепелевецкий с сыновьями».
Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов
Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов
Что и кому мы хотим сказать, выбирая тот или иной аромат? А чего хотели сказать наши дальние предки, втирая в кожу масла и эссенции? Покопаемся в прошлом и попробуем заглянуть в будущее: где и когда зародились первые духи, для чего их использовали, кого считают первым настоящим парфюмером и чего ждать от ароматного мира завтра.
Древний Египет
Родиной парфюма считают Древний Египет, а самой большой ценительницей ароматов — царицу Клеопатру. Там же появились и первые парфюмерные лаборатории: в них древние египтяне научились делать ароматические масла. Ноты для таких парфюмов добывали методом прессования, а в качестве основы использовались оливковое, кунжутное и миндальное масла. В качестве флаконов использовались миниатюрные цилиндрические сосуды из слоновой кости или рога носорога.
Древняя Месопотамия
Следующими новаторами в парфюмерии стали жители древней Месопотамии: именно они освоили процесс паровой дистилляции — метод, который до сих пор используют при создании духов. Они же открывают новые ингредиенты для создания ароматов: мускус, амбра, жасмин и роза.
Древняя Греция
Греческий флакон для духов в форме сирены
Древние греки первыми стали классифицировать запахи и использовать для создания ароматов разные части трав и цветов. Изначально греческое парфюмерное искусство было крепко связано с мифологией — каждый бог ассоциировался с определенным ароматом: Афродита — с розами и фиалками, Гермес — с гиацинтом и майораном. Но поскольку древние греки были буквально помешаны на красоте и гигиене тела, в скором времени ароматы пошли в народ. В городах стали появляться парфюмерные лавки: здесь можно было купить как готовые ароматические масла, так и все ингредиенты для их приготовления. Именно с легкой руки греков появились первые жидкие духи: цветы и травы перетирались в порошок, смешивались с оливковым маслом, после чего конденсировались на водяной бане до получения ароматной эссенции. В качестве флаконов греки использовали сферические сосуды, украшенные античными рисунками.
Древний Рим
Но самыми предприимчивыми в области парфюмерии стали древние римляне. Переняв у сирийцев технику выдувания стекла, римляне первыми стали разливать духи в стеклянные сосуды и поставлять их в Индию, Африку и на Аравийский полуостров, тем самым получив новую статью дохода для государства. Но с упадком империи и зарождением христианства развитие отрасли застопорилось, и пальма первенства снова перешла к арабам.
Благоухающий Восток
Перегонный куб Джабира ибн Хайяна
После падения Древнего Рима преградой на пути развития парфюмерии в Европе стало христианство: духи были объявлены вне закона, как предмет бесполезный и противоречащий истиной вере. В это же время Восток благоухает, продолжая постигать искусство изготовления ароматов: арабы открывают новые цветы и пряности, изобретают перегонный куб, улучшают технику дистилляции и, наконец, получают спирт, необходимый для создания настоящих духов. Главный компонент духов того времени — эфирное масло розы, а центром выращивания роз становится Дамаск (дамасская роза по сей день остается одним из популярных ингредиентов парфюмерии).
Первый опыт дистилляции Авиценны
В начале одиннадцатого века нашей эры ученый и мыслитель Авиценна проводит свой первый опыт дистилляции с розой, результатом которого становится розовая вода. Именно она стала прототипом первых спиртовых духов, ее производят в огромных количествах и используют во всех сферах жизни.
XII век и возвращение парфюмерии в Европу
Торговая ярмарка в средневековой Европе
К XII веку укрепление торговых отношений, развитие алхимии и рост университетов приводят к тому, что религиозный запрет на духи в Европе постепенно сходит на нет. Вместе с этим средневековое общество начинает больше внимания уделять гигиене: людям нравится принимать душистые ванны и ароматизировать одежду. Европа заново открывает для себя парфюмерию.
XIII век и первые помандры для духов
Портрет мужчины с помандром
В XIII веке появляется новый сосуд для хранения ароматических смесей — помандер (от французского pomme d’ambre). Первые помандеры довольно громоздкие и напоминают металлические шары с отверстиями, из которых просачивается запах. Со временем они становятся миниатюрнее и изготавливаются из благородных металлов с использованием эмали и драгоценных камней.
Новые земли — новые ароматы
Процесс дистиляции ароматических масел
Венгерская вода — прообраз современного одеколона
Святая Елизавета Венгерская
Во второй половине XIV века Европа начинает производить первые «ароматические воды» — жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. В большинстве парфюмерных книг фигурирует так называемая «вода венгерской королевы» или «венгерская вода» — первые духи с содержанием спирта. По легенде, в середине XIV века венгерская королева Елизавета получила в подарок ароматную жидкость с чудесным запахом и омолаживающими свойствами. Главным ароматическим компонентом воды был розмарин, а в качестве дополнительных ингредиентов использовали эфирные масла лимона, розы, нероли, мяты и мелиссы. По концентрации Hungarian Queen Water была сродни современным одеколонам — аромат был свежим, нестойким и быстро исчезающим.
XVIII век и изобретение первого одеколона
Eau de Cologne Original 1811
В 1709 году итальянец Иоганн Мария Фарина создает первый одеколон. Названный в честь немецкого Кельна Eau de Cologne Original состоял из смеси цитрусовых масел и чистого спирта. Несмотря на то что Фарина много лет жил в Германии, вдохновением для его ароматов всегда была родная Италия. По сравнению с насыщенными и строгими духами, которыми в то время пахла Европа, композиции Фарины были свежими, чистыми и новаторскими. Что неудивительно: пряным и густым нотам мускуса, корицы и сандала Фарина предпочитал свежие и чистые ноты лайма, апельсина, грейпфрута и бергамота.
Ароматный двор короля Людовика XV
В эпоху просвещения популярность ароматических вод достигает своего пика. Дворец короля Людовика XV называется не иначе как «ароматный двор»: духи — обязательный аксессуар придворных и вельмож. Ароматические воды наносят не только на тело, но и на предметы обихода — от вееров до мебели. В это же время у ароматических вод появляются конкуренты — туалетные уксусы. Самый популярный — «Уксус четырех воров» — обладал мощными дезинфицирующими свойствами и, по легенде, защищал от свирепствующей в это время в Европе чумы. Рецепт чудо-уксуса получили от мародеров, которые грабили пораженные чумой города и при этом умудрились остаться живыми и здоровыми.
Паскаль Герлен начинает историю дома Guerlain
Пьер Франсуа Паскаль Герлен
В конце XVIII века центром парфюмерии становится Париж. Насыщенные ароматы уходят на второй план, уступая место свежим и легким запахам. В 1828 году химик Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает в Париже маленький аптекарский магазинчик, в подвале которого занимается смешиванием ароматов. Именно здесь будущий основатель империи Guerlain создает Esprit de Fleurs. Необычный для того времени цветочный аромат нравится французским модникам, и магазинчик Паскаля становится популярным. Судьбоносным для парфюмера стал первый мужской одеколон Imperiale, созданный Герленом специально для французского императора Наполеона III. С этого момента Герлен становится не только официальным парфюмером императора, но и создает ароматы для испанских, австрийских и российских монархов.
Генрих Брокар дарит миру «Красную Москву»
В 1864 году с легкой руки французского предпринимателя и парфюмера Генриха Брокара в России открывается первая фабрика по производству мыла и духов «Новая заря». Самым знаменитым детищем француза стали духи «Любимый букет Императрицы», известные сегодня под названием «Красная Москва».
Органическая химия открывает новые ингредиенты в парфюмерии
Развитие химической промышленности в XIX веке выводит производство парфюмерии на принципиально новый уровень. Органическая химия позволила синтезировать запахи, то есть получать их искусственным путем. Первым парфюмером, смешавшим натуральные и синтетические компоненты, стал Франсуа Коти. В это же время появляется новый парфюмерный ингредиент — кумарин. Это синтетическое вещество с ароматом свежескошенной травы ложится в основу нового семейства ароматов: фужерные или папоротниковые.
Альдегиды в парфюмерии и бум на Chanel № 5
В 1921 году парфюмерный мир взрывает новый во всех смыслах слова Chanel № 5. Габриэль Шанель попросила пионера парфюмерии Эрнеста Бо создать «искусственный аромат женщины, которая пахнет женщиной». Как раз в это время Бо исследовал альдегиды (высоко-летучие соединения, благодаря которым цветочные ноты становятся более легкими и воздушными). Результатом трудов стал революционный для своего времени Chanel № 5. Аромат без главных нот базировался на 80 различных ингредиентах, усиленных нотами альдегидов, которые впервые использовались в таких пропорциях. Дизайн флакона был разработан лично Мадемуазель: простой, элегантный и утонченный, он сохранил свой первоначальный вид и в наши дни.
Середина XX века — эпоха ароматов от кутюрье
Юбер де Живанши и Одри Хэпберн
Вслед за Габриэль Шанель свои ароматы начинают выпускать Кристиан Диор, Нина Ричи, Юбер де Живанши и другие. В 1956 выходит легкий и нежный Diorissimo от Dior, годом позже — звездный L’Interdit от Givenchy (результат сотрудничества Юбера де Живанши с Одри Хэпберн). Главный хит 60-х — свежие цветочные ароматы, бестселлерами становятся Fidji от Guy Laroche, Climat от Lancome и Estee от Estee Lauder.
Винтаж 70-х: мода на восточные ароматы
В 70-е парфюмерия будто возвращается к истокам — в моде терпкие восточные ароматы. Первопроходец — Opium от Yves Saint Laurent, вслед за ним выходят Magie Noire от Lancome и Cinnabar от Estee Lauder. Но увлечение Востоком быстро сходит на нет, и к концу 70-х на арене снова чистые цветочные композиции, такие как White Linen от Estee Lauder и Anais Anais от Cacharel.
Модные 80-е: парфюмерия haute couture
80-е по праву можно назвать эпохой парфюмерии haute couture. На первый план выходят чувственные и сексуальные композиции. Главный аромат десятилетия — тяжелый, сладкий и дурманящий Poison от Dior. У аромата столько же поклонников, сколько и ненавистников — таблички в европейских кафе «No smoke, no Poison» были нормой.
Эпоха гранжа и унисекс-ароматы 90-х
В эпоху гранжа бал правит унисекс, не только в моде, но и в парфюмерии. Пионером тренда становится Кельвин Кляйн, выпустивший первый единый аромат для мужчин и женщин Calvin Klein СK One. Задумку дизайнера идеально воплотила андрогинная Кейт Мосс, ставшая лицом парфюма.
Золотой век парфюмерии: ниша и селективы
Новый век вполне можно назвать началом золотой эпохи современной парфюмерии. Удивить потребителя все сложнее: каждый год в мире выпускается около тысячи новых ароматов. На вопрос «Что за аромат» — редко услышишь в ответ название популярного бренда. Нишевая парфюмерия стала мастхэвом, а парфюмеры больше не боятся отходить от классических канонов, потому что знают — на каждый неожиданный и даже откровенно странный аромат найдется свой ценитель.
Взгляд в будущее
Чего ждать от парфюмерной индустрии в ближайшем будущем? Своими мыслями на этот счет с Salt Mag поделился креативный директор и сооснователь бренда EX NIHILO Бенуа Вердье: «Самая главная тенденция — это строгий контроль ингредиентов (неважно, натуральных или синтетических) на предмет аллергенности и вреда для окружающей среды. Уверен, ученые будут изобретать все новые и новые молекулы, сублимировать живую природу. Отчасти этот прогресс будет связан как раз с жесткими запретами. Нас ждет очень интересное развитие парфюмерных технологий — в этом я уверен на сто процентов!».