первые иконы на руси названия

Русская иконопись: какие стили были на Руси?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Иконопись пришла к нам вместе с Крещением Руси в X веке — из Византии. Вместе с новой верой из Византии прибыли и мастера, которые писали иконы, создавали мозаики и фрески. При Киево-Печерском монастыре они основали иконописную школу, откуда вышли первые русские мастера — Григорий Иконописец и преподобный Алипий Печерский.

В XIV веке из Византии прибыл Феофан Грек. Он воспитал целую плеяду учеников и оставил после себя огромное наследие. А его ученик Андрей Рублёв прославил русскую иконопись на весь мир.

Собственно, русский иконопис­ный почерк стал узнаваем, начиная примерно с XIV века. Его создавали иконописные школы — новгородская, владимиро-суздальская, псковская, тверская, московская. У каждой школы было свое неповторимое лицо.

«Золотой век» русской иконописи завершился в конце XV столетия, именно тогда творил великий иконописец Дионисий. Позже русская традиция иконописи претерпела большие изменения: появилась декоративность, византийской и первой русской иконописи не свойственная. В XVII веке Симон Федорович Ушаков привнес в русскую икону портретность и академичность. Потом был послепетровский период с полным отходом от древнерусской традиции.

Параллельно движению от аскетизма к академизму в русской иконописи существовало интересное явление — иконописные промыслы. Мстёра, Холуй и, конечно, известный на весь мир Палех — уникальные ремес­ленные кластеры, где происходил полный процесс создания икон и рождались настоящие произведения искусства.

Источник

Иконопись: из истории появления на Руси

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

В своей первой публикации мне хотелось бы рассказать, конечно же, об иконописи. Как она появилась на Руси, откуда возникла.

Иконопись, иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины. А русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире. Наверное, любому обывателю известна эта история, поэтому не буду останавливаться на ней. Вместе с крещением князь Владимир привёз из г. Херсонес в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» (греческих) икон ни одной не сохранилось. Вообще, из Киева,Чернигова, Переяславля, Смоленска и других южных и западных русских городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода, хотя как раз в этих городах располагались крупные художественные центры. О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров — первые росписи храмов делались мастерами, приглашёнными из Византии. А икона, то есть образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки.

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

В VIII веке христианская Церковь столкнулась с ересью иконоборчества, идеология которой возобладала полностью в государственной, церковной и культурной жизни. Иконы продолжили создаваться в провинциях, вдали от императорского и церковного надзора. Выработка адекватного ответа иконоборцам, принятие догмата иконопочитания на Седьмом вселенском соборе (787 год) принесли более глубокое понимание иконы, подведя серьёзные богословские основы, связав богословие образа с христологическими догматами.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Богословие же иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии, складывание иконописных канонов. Отходя от натуралистической передачи чувственного мира, иконопись становится более условной, тяготеющей к плоскостности, изображение лиц сменяется изображением ликов, в которых отражается телесное и духовное, чувственное и сверхчувственное. Эллинистические традиции постепенно перерабатываются и приспосабливаются к христианским концепциям. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV-XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек,Андрей Рублёв, Дионисий. Самобытные школы иконописи формируются в Грузии, южнославянских странах.

После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «Древнерусское искусство» Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла Соколова М.Н (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже. Она изучала и сохраняла иконописные традиции. Создала и сохранила множество прорисей и иконографий которые собрала в книге «Труд иконописца» по которой до сих пор учатся наши современники.

Сейчас мы можем видеть множество восстановленых икон в музеях, можем проследить по векам и стилям как развивалось искусство иконописи. Очень важно восстановить нам не только иконописание, но и иконопочитание, чтобы наше отношение к образу было святым, благоговейным. Люди не интересуются тем, что за икона перед ними, относятся к ней, как к амулету. Необходимо восстановить отношение к иконе, как к вероучительному тексту, потому что она выражает нашу веру.

Надеюсь, то немногое, что мне сегодня вкратце удалось рассказать будет вам интересно и я постараюсь периодически писать подобные статьи.

Источник

Первая русская икона

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

1 июля Русская православная церковь празднует день Боголюбской иконы Божией Матери, одной из древнейших русских икон

Ныне насчитывается немногим более трёх десятков домонгольских, то есть написанных ещё до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, написанная в 1157 году по указу благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, позже прославленного в лике святых. Некоторые искусствоведы считают её и вовсе первой русской иконой, ибо до той поры все иконы привозились на Русь из Византии.

Впрочем, Боголюбская икона является копией с византийской иконы: даже сама композиция принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространённому в греческом церковном искусстве XI–XII веков. Но вот над образом Богоматери русский мастер (или греческий иконописец) поместил клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею Юрьевичу в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, архангелов Михаила и Гавриила.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Виктор Васнецов. Портрет князя Андрея Юрьевича Боголюбского Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственная Третьяковская галерея.

Собственно, и само празднование Боголюбской иконы, установленное благоверным князем, также было неразрывно связано с путешествием князя в 1155 году, когда князь Андрей Юрьевич решил переселиться со всем своим двором из Вышгорода в Суздальскую землю.

С собой в дорогу он взял из Вышгородского женского монастыря чудотворную икону Божией Матери, по преданию, написанную некогда самим святым евангелистом Лукой (ныне эта икона, известная как Владимирская икона Богородицы, находится в Третьяковской галерее в Москве).

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Владимирская икона Божией Матери из Византии. Государственная Третьяковская галерея

Когда княжеский обоз уже подъезжал к городу Владимиру, произошло чудесное событие: лошади, которые везли икону, внезапно остановились как вкопанные – их как будто удерживала некая невидимая сила. Тогда набожный князь решил на месте остановки отслужить молебен Богородице, во время которого Андрей Юрьевич чудесным образом и узрел в Небесах саму Деву Марию: в левой руке Пречистая держала свиток с молитвой к Господу Иисусу Христу, а правой указывала на образ Спасителя. После этого князь и дал обет основать на месте остановки монастырь в честь Богородицы.

Также князь призвал лучших иконописцев и повелел им написать икону явления ему Божией Матери, чтобы сохранить память о произошедшем чуде. После того как был возведён и освящён храм, Андрей Боголюбский внёс в него обе иконы – древнюю византийскую и новонаписанную – и установил празднование в честь нового образа 18 июня (1 июля по новому стилю). Вскоре, впрочем, древняя икона была отправлена во Владимир, от имени которого она и получила своё второе название.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Поставление Андреем Боголюбским иконы Богоматери во Владимирской Богородицкой церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Устроенный по завету Богородицы монастырь, а также город, который вскоре по велению князя был построен рядом с обителью, князь назвал Боголюбовом – дескать, Сама Божия Матерь «возлюбила это место». С этого момента и самого князя Андрея стали называть Боголюбивым, или Боголюбским.

Князь Андрей полюбил основанный монастырь. Так, именно в Боголюбово он уединялся для молитвы, особенно после того, как внезапно умер его двадцатилетний сын Глеб. После гибели самого князя от рук заговорщиков в 1174 году Боголюбский монастырь был разграблен, однако сама Боголюбская икона осталась невредимой.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя в XIII веке храм в честь Рождества Богородицы был сожжён, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия

Боголюбская икона Божией Матери. XII век. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

В 1395 году во время нашествия Тамерлана икона вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ. после того, как Тамерлан отказался от покорения Руси (возникла даже легенда, что Богородица явилась Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы), Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители, где она и оставалась до закрытия монастыря большевиками.

В настоящий момент икона Божией Матери Боголюбская находится в специальной мастерской Владимиро-Суздальского музея, где её надеются отреставрировать и снова выставить для всеобщего обозрения и поклонения – в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре города Владимира.

Исследователь Гоголя Егор Сартаков – о духовном смысле поэмы «Мертвые души»

В разгар пандемии московских медиков решили переаттестовывать. Врач – о возможных причинах такой идеи

Источник

Русская иконопись

«Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год)

Основа древнерусской культуры изобразительного искусства

О русской иконописи

Искусство развилось на основе православной веры и укрепилось как основа изобразительного искусства Древней Руси. Начало ему было положено в конце X века, с крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Десятинная церковь

Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской.

Исторические свидетельства

О иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры.

Первая иконописная школа

Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий.

Размер икон

Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма.

Творёное золото

Листовое золото растирают в порошок, затем разводят на камеди. Таким образом получают, в буквальном смысле, золотую краску. Им исполняются, когда это надо, узоры на одеждах, Нимбы вокруг ликов и всё, что должно сиять особым светом на иконе.

Живая традиция

По данным иконописной мастерской Живая Традиция, разным иконописцам, из разных стран, представляющим разные школы и направления, задавался вопрос: » почему, несмотря на активное возрождение иконописи в России, почти все современные росписи, и иконы, являют собой технические клоны наиболее известных из древних образов?»

Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Новгородский музей.

Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Новгородский музей.

Некоторые ответы повторяются, другие исключительно оригинальны. Основная масса опрошенных российских и американских иконописцев сетовала на то, что техника письма у современных церковных художников еще недостаточно совершенна, некоторые говорили о прерванности традиции, и о разнице в методах обучения (в древности и в наше время). Высказывались мнения и о том, что корень проблемы лежит в утрате нашими современниками чувства реальности присутствия изображаемого, и о многом другом. Вынужден признать, что все высказанные точки зрения, безусловно,содержат в себе значительную долю истины. Традиция, несомненно, прервана, и современный человек живет другой жизнью, в другом пространстве и в других категориях, чем средневековый. Нам сейчас просто технически невозможно в полной мере выполнение всех предъявлявшихся древним иконописцам требований, тем более, что каждый заказывающий икону или фреску священник в каждом конкретном случае руководствуется своим собственным, подчас весьма индивидуальным вкусом.

Немного истории

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.

В Киеве, после 988 года началось строительство первой каменной церкви, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись, были выполнены приглашенными византийскими мастерами.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия «Устюжское Благовещение», начало XII века. Государственная Третьяковская галерея

Князь Владимир I Святославич привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось.

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства первой половины XI века, то есть — аскетическому стилю.

Важная роль

Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия Спас Нерукотворный. Около 1191 года. ГТГ

Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи.

Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись.

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названия «Ярославская Оранта», начало XIII в.

Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.

Сохранившиеся древние иконы

Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенском соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века.

Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.

Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы — двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия (см. Святой Георгий (икона Успенского собора Московского Кремля)).

Сохранился ряд новгородских икон XII — начала XIII вв.

Икона святителя Николая (ГТГ) была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.

Сохранившиеся и отреставрированные древние иконы можно увидеть во многих музеях России и за рубежом. Немало древних икон и в храмах, где им оказывается особое почитание.

Работа иконописца

В иконописном ремесле много своих особенностей и секретов. Если икона пишется на доске, то поверхность подготавливают, грунтуют.

Затем намечают рисунок. Для этого существует несколько способов, самый легкий из которых и скорый состоит в «припорошке»- в накладке на грунт листа бумаги с рисунком, где по контурам пробиты ряды дырочек и в набивании через эти дырочки порошка какой-либо (обыкновенно красной) краски.

Теперь мастер золотит листовым червонным золотом венцы, фон и все что требуется, и приступает к работе красками.

В сути сюжета тоже свой порядок и свои термины: «доличное»- это ризы, палаты, деревья, скалы и другие принадлежности образного пейзажа. После уже пишут телесные части фигур и лики.

Освещенные места и блики как в одеждах, так и в других принадлежностях доличного, иногда «пробеливаются», т.е. обозначаются золотыми штрихами, для чего употребляется, так называемое «твореное» золото.

Когда живопись иконы вполне окончена, и на ней сделаны (киноварью или другой краской и накладным золотом) надлежащие подписи, она покрывается олифою — особым родом масляного лака, сообщающим её поверхности блеск и большую прочность.

«Где бы не были мощи святого и в каком бы состоянии сохранности они не были, воскресшее и просветленное тело его в вечности есть, и икона, являя его, тем самым уже не изображает святого свидетеля, а есть самый свидетель.»

Иконопись в наше время

Современная иконопись в течение последних пары десятилетий переживает очень интересный период: — то, что созидалось веками, было вдруг стерто с лица земли за несколько десятков лет.

Современная иконопись, считают многие специалисты, ещё не установилась как самостоятельная школа. По понятным причинам, из-за гонений на церковь, в этом ремесле произошёл серьёзный перерыв, который остановил развития русской иконописной школы.

Современные художники сейчас полагаются на старые школы, в основном копируя старинные работы.

Борис и Глеб. Конец XIV века. ГТГ.

Святые Борис и Глеб. Икона второй половины XIII века. Музей русского искусства в Киеве.

Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.

Белозерская икона Богоматери. XIII век. ГРМ.

Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна. Конец XIV века. ГТГ.

Крещение. Середина XIV века. ГЭ.

Димитрий Солунский(русская икона, 1275—1300 годы)

Деисус. Псковская икона XIV века.

Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.

Приглашаем приобрести авторские иконы в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Источник

История появления икон

История появления икон

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названияПервой иконой, которая была дана людям самим Господом, является Нерукотворный Образ Спаса Иисуса Христа, проявившийся, согласно преданию, на тканевом холсте после того как Спаситель, умывшись, отер им Свое лицо (в Церкви день памяти этой иконы совершается 29 августа по новому стилю). Таким образом, первая икона стала не воплощением желания иконописца, но даром Самого Христа. В дальнейшем образ Спаса Нерукотворного стал одним из самых популярных в православной Церкви, в том числе и на Руси. В византийской же традиции он стал основой для написания других иконописных изображений, например, иконы Господь Пантократор.

Случайно ли Господь оставил Свой лик на том холсте? Конечно, нет – ведь Он ничего не делает случайно. Запечатлевшийся лик Христа стал Его видимым образом, позволяющим людям, обращающимся к Нему, более полно прочувствовать общение с Богом (а в дальнейшем – и с Его святыми). Таким образом, Нерукотворный Спас положил основу для возникновения в христианской среде традиции иконописи и иконопочитания. Кроме этого, он являлся одним из важнейших аргументов православных епископов при спорах с еретиками во время возникновения в христианской среде иконоборческой ереси.

Первый мастер-иконописец

Первым мастером-иконописцем стал Апостол от семидесяти и Евангелист Лука. Согласно преданию, он написал первую икону Пресвятой Богородицы и икону Апостолов Петра и Павла. Всего же образов, написанных Лукой, насчитывается более 70, причем большая их часть представляет собой различные иконы Божьей Матери (при этом только 3 из них были написаны при Ее жизни – называемые ныне Смоленская, Филермская и Корсунская). Все 3 эти работы Лука закончил практически в одно и то же время, после чего показал готовые образа Богородице и получил от нее одобрение. В дальнейшем с этих икон было сделано множество списков, почитающихся как чудотворные.

Интересно отметить, что писал иконы Богородицы Лука не с натуры (тем более, что Христос был изображен на них еще в младенческом возрасте), а по научению Духа. В современной православной традиции существует даже икона, изображающая момент написания Лукой иконы Богородицы (на ней позади иконописца стоит подсказывающий ему Ангел).

История появления икон на Руси

первые иконы на руси названия. Смотреть фото первые иконы на руси названия. Смотреть картинку первые иконы на руси названия. Картинка про первые иконы на руси названия. Фото первые иконы на руси названияПервые иконы стали появляться на Руси уже в 10 веке – сразу после принятия Крещения и православной веры. Они очень быстро заняли не только положенное им место в духовной жизни русских христиан, но и были наиболее значимыми объектами изобразительного искусства вплоть до петровских времен, после которых иконопись уступила свое место в культуре светской живописи.

Наиболее ранними образами, появившимися на Руси после 988 года, стали Византийские иконы, привезенные восточными епископами. Сами они до нашего времени не сохранились по различным причинам, но об активном духовном и культурном влиянии Восточной Римской империи на молодое Русское государство можно судить по дошедшим до наших времен фрескам и отдельным элементам росписи храмов крупных городов (одной из самых ранних таких росписей принято считать роспись первой каменной церкви Киева, носящей название Десятинной). Общий стиль ее фресок полностью соответствовал аскетическому византийскому стилю конца 10 – начала 11 века, что говорило о полном копировании восточной традиции мастерами-иконописцами Руси.

Самобытная же русская иконопись стала формироваться постепенно, переживая на своем пути определенные этапы взлетов и падений, связанных, главным образом, с монгольским нашествием и разграблением крупных духовных центров страны. После его окончания (к 14 веку) вновь укрепившееся государство возобновило и свои связи с Византией, что находит отображение и в манере написания икон. Интересно отметить, что для Русских икон 14 века характерна не утонченная манера византийского письма этой же эпохи, а тяжелый, монументальный византийский стиль 13 века, более подходящий по своему духу русским иконописцам.

Своего же наибольшего расцвета русская иконописная традиция достигла к концу 14 – 15 веку, во время которых были сформированы отдельные, отличающиеся своим особенным образом письма, школы:

К этому периоду относятся творения и таких знаменитых мастеров иконописи, как Феофан Грек и Андрей Рублев с их иконами Троицы, Преображения, Спаса Вседержителя и целым рядом икон Пресвятой Богородицы. Эти иконописцы положили основу целым школам, взявшим за основу их манеру и образ письма, которые в практически неизменном виде дошли и до наших дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *