первые известия о руси 6 класс конспект урока
Конспект урока История, 6 класс Урок 18. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства
Урок 18. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Уроки – фиксированный размер ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.
Погосты – фиксированные места сбора ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – ежегодный объезд князем в сопровождении дружины своих земель с целью сбора дани. Проходило с ноября по апрель.
Варяги – наёмные скандинавские воины на службе русских князей. Vaeringjar – в переводе: «давшие клятву (верности)». На Руси так называли также торговцев – выходцев из Скандинавии.
Бояре – высший слой средневекового общества. В Древней Руси формировался из старших дружинников.
Дружина – княжеское войско, делилось на старшую и младшую.
За́купы – категория временно зависимого населения Древней Руси. Люди, заключившие долговой договор и на время отработки долга живущие на земле землевладельца.
Рядо́вичи – лица, служившие землевладельцу по договору, как правило за долги.
Смерды – так называются в древнерусском письменном своде законов «Русской Правде» свободные земледельцы, живущие на княжеской земле, они напрямую зависят от князя.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для изучения
Поговорим о первых шагах в истории государства Русь. О возникновении государства Русь мы узнаём из летописи XII в. «Повесть Временных лет». Её автор – монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Повествование Нестора является главным письменным источником о раннем этапе истории нашей Родины, но не единственным. Информацию об этом историческом периоде историки получили также из записей византийского, арабского и западноевропейского происхождения.
Первые упоминания о Руси относятся к V – VII вв. Греки в своих хрониках, описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, называли их антами. Историки Западной Европы называли их – росоманами, что в переводе значило «русые, светлые люди». К середине IX в. на пространствах между Балтийским и Чёрным морями сформировались союзы славянских племён. Их названия и территории подробно перечисляет летописец Нестор. Дискуссия о происхождении государства и названия «Русь» началась в середине XVIII в. Немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер, работавшие тогда в России, предположили, что варяги – русь – это шведы. Они сделали ошибочный вывод, что государство на Руси было создано не самостоятельно, а приглашенными князьями, скандинавами. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, потому что были недостаточно развиты. Их сторонников стали называть норманистами.
Против подобных взглядов выступил М. В. Ломоносов, который среди прочих наук занимался и историей. Он доказал, что к моменту прихода варяжских князей, славяне имели высокий уровень развития хозяйства, культуры, а также устройства общества. Его сторонников, стали называть антинорманистами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.
Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности.
А) Поход Святослава на хазар и вятичей
Б) Княжение Олега в Киеве
В) Принятие христианства княгиней Ольгой в Константинополе
Г) Осада печенегами Киева
Д) Захват Святославом города Переяславца на Дунае
Б) Княжение Олега в Киеве
В) Принятие христианства княгиней Ольгой в Константинополе
А) Поход Святослава на хазар и вятичей
Д) Захват Святославом города Переяславца на Дунае
Г) Осада печенегами Киева
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методическая разработка урока по истории в 6 классе на тему «Первые известия о Руси» с презентацией (в соответствии с ФГОС ООО)
Выбранный для просмотра документ 7 Первые известия о Руси.docx
Класс: 6 Дата проведения: ____________
Тема: Первые известия о Руси
Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;
тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;
изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.
ввести представление о происхождении слова «русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию (проблему). Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.
умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
Учащийся научится использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и руси.
Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
Проектор, компьютер, интерактивная доска;
Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат
Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке
Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, составленного учащимися или предложенного учителем
Организует работу по поддержанию интереса к истории России,
задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда
Разгадывают кроссворд по пройденным темам, применяют ранее полученные знания
отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы
Как называется наша страна? Откуда происходит это название? Что оно означает?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (2-3 мин.)
Демонстрирует слайды презентации, задает вопрос, помогает учащимся формулировать тему урока
Высказывают предположения, формулируют тему урока
«Боже, избави нас от ярости норманнов».
Вспомните, кто такие норманны. Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? Чем занимались норманны? На какие страны совершали набеги? Какой письменный источник рассказывает о начале истории Руси? (5-6 мин.)
Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации
Высказывают предположения, применяют ранее полученные знания
Работа с источниками
Прочитайте п. 2 §4. Как с норманнами была связана ранняя история древних славян?
Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород.
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение. (доп. материал). Как звали варяга? С какого года идет отсчет истории нашей страны?
Посчитайте, сколько лет русскому государству.
На основе рассказа учителя учащимся предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь»
Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.
Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения.
«Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывает о версиях происхождения термина «Русь»
Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы,
Подсчитывают, сколько лет русскому государству.
Анализируют информацию из отрывка летописи.
Определяют хронологические периоды.
Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь»
Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? Почему? Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий. Аргументируйте свое предположение.
Оцените работу на уроке свою и одноклассников. Применение рейтинговой таблицы на уроке (правильный ответ – 1 балл) (7-8 мин.)
Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД
Проводит оценивание совместно с учащимися
Оценивают существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение.
Проводят самооценку, взаимооценку
Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (3-2 мин.)
«Что вы сегодня узнали на уроке?»
«Что вам было наиболее интересно?»
«Что понравилось и что не понравилось на уроке?»
Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления
§4, стр. 36-39, з.2 – с. 39 (1 мин.)
Дает домашнее задание обучающимся
Записывают домашнее задание
Подведение итогов, выставление оценок в дневники (1 мин.)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015
3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. История России. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просещение, 2016
Конспект урока История, 6 класс Урок 18. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства
Урок 18. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Уроки – фиксированный размер ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.
Погосты – фиксированные места сбора ежегодной дани в пользу князя; установлены княгиней Ольгой в 945 г.
Полюдье – ежегодный объезд князем в сопровождении дружины своих земель с целью сбора дани. Проходило с ноября по апрель.
Варяги – наёмные скандинавские воины на службе русских князей. Vaeringjar – в переводе: «давшие клятву (верности)». На Руси так называли также торговцев – выходцев из Скандинавии.
Бояре – высший слой средневекового общества. В Древней Руси формировался из старших дружинников.
Дружина – княжеское войско, делилось на старшую и младшую.
За́купы – категория временно зависимого населения Древней Руси. Люди, заключившие долговой договор и на время отработки долга живущие на земле землевладельца.
Рядо́вичи – лица, служившие землевладельцу по договору, как правило за долги.
Смерды – так называются в древнерусском письменном своде законов «Русской Правде» свободные земледельцы, живущие на княжеской земле, они напрямую зависят от князя.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для изучения
Поговорим о первых шагах в истории государства Русь. О возникновении государства Русь мы узнаём из летописи XII в. «Повесть Временных лет». Её автор – монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Повествование Нестора является главным письменным источником о раннем этапе истории нашей Родины, но не единственным. Информацию об этом историческом периоде историки получили также из записей византийского, арабского и западноевропейского происхождения.
Первые упоминания о Руси относятся к V – VII вв. Греки в своих хрониках, описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, называли их антами. Историки Западной Европы называли их – росоманами, что в переводе значило «русые, светлые люди». К середине IX в. на пространствах между Балтийским и Чёрным морями сформировались союзы славянских племён. Их названия и территории подробно перечисляет летописец Нестор. Дискуссия о происхождении государства и названия «Русь» началась в середине XVIII в. Немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер, работавшие тогда в России, предположили, что варяги – русь – это шведы. Они сделали ошибочный вывод, что государство на Руси было создано не самостоятельно, а приглашенными князьями, скандинавами. Сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства, потому что были недостаточно развиты. Их сторонников стали называть норманистами.
Против подобных взглядов выступил М. В. Ломоносов, который среди прочих наук занимался и историей. Он доказал, что к моменту прихода варяжских князей, славяне имели высокий уровень развития хозяйства, культуры, а также устройства общества. Его сторонников, стали называть антинорманистами.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Установите соответствие между событиями и датами.
Задание 2. Расположите события в хронологической последовательности.
А) Поход Святослава на хазар и вятичей
Б) Княжение Олега в Киеве
В) Принятие христианства княгиней Ольгой в Константинополе
Г) Осада печенегами Киева
Д) Захват Святославом города Переяславца на Дунае
Б) Княжение Олега в Киеве
В) Принятие христианства княгиней Ольгой в Константинополе
А) Поход Святослава на хазар и вятичей
Д) Захват Святославом города Переяславца на Дунае
Г) Осада печенегами Киева
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по истории в 6 классе «Первые известия о Руси»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34
Первые известия о Руси
Борзыкина Татьяна Васильевна
учитель истории и обществознания
Тема урока: «Первые известия о Руси».
Цель урока: Выявить причины и факторы возникновения русской государственности. Разобрать различные точки зрения на возникновение государственности в Восточной Руси. На основе знакомства с различными источниками и теориями возникновения государства, построить логическую схему формирования Древнерусского государства.
Предметные УУД: Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны; Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из Варяг в Греки»; Описывать занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся в летописях.
Метапредметные УУД: Анализируя текстовую и графическую информацию различных источников, критически оценивать её достоверность. фиксировать результат. Определять понятия, устанавливать аналогии для достижения поставленных целей учебной деятельности.
Личностные УУД: Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.
Оборудование: Учебник: «История России» /под ред А.В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.; презентация.
1) Происхождение народа Русь
2) О чём говорит археология
3) Споры норманистов и антинорманистов
Основные понятия и термины: Русы; Варяги; Русь; Норманская теория.
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание Варягов
Домашнее задание: § 4.
Постановка темы урока, учебной проблемы и целей урока. Сформулировать и поставить цели урока.
Главным письменным источником для изучения истории древних славян является летопись монаха Киево-Печёрского монастыря Нестора «Повесть временных лет», которая начитается словами:
«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Руская земля стала есть»
Как вы думаете, о чём монах Нестор хотел нам поведать в летописи? Откуда появилась Русь, о государстве, кто был первым князем.
Какой должна быть тема нашего урока?
Предметные УУД – сравнивать простые однородные исторические факты истории всеобщей и истории древней Руси, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам.
Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга.
Актуализация опорных знаний. Включение учащихся в совместную деятельность, подготовку к изучению нового материала.
Давайте вспомним, что такое государство?
Государство – это особая организация общества.
По каким признакам мы можем понять, что перед нами уже государство: наличие территории, правителя и чиновников, единых государственных законов, армии, налогов на содержание системы управления и армии.
Какие исторические источники помогают нам в изучении древней истории?
Нужно ли верить всем письменным источникам? Почему многие вопросы древности вызывают споры среди историков?
Предметные УУД – сравнивать исторические факты, выявляя общие черты и сходства по предложенным вопросам, применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для решения исторических задач.
Метапредметные УУД – формулировать собственную точку зрения; формирование умения слушать и слышать друг друга.
Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.
Работа над новым материалом.
1. Лабораторная работа с историческим документом «Повесть временных лет» (10 мин.)
2. Знакомство с материалом учебника (пункт 2 «о чём говорит археология») (5 минут)
3. Изучение трех теорий возникновения русского государства, проихождения первых князей, появления термина – Русь. (материал учебника стр. 38, пункт 3) (10 минут)
Практическая работа. (5 минут) Посторение схемы «Появление предпосылок возникновения государства». (работа ведётся на основе дидактического материала – схемы, в которую расставляются предполагаемые предпосылки).
Задание с картой: Давайте посмотрим на карте – где находится Скандинавия, остров Рюген, город Новгород. Какой город в летописи называется Царьградом. По каким рекам могла проходить торговля. На основе карты выделите торговый путь «Из Варяг в Греки»
2. Открыли учебник пункт 2 (стр. 37.) «О чём говорит археология».
Вопрос: подтверждают или нет археологические находки летопись «Повесть временных лет». О чём свидетельствуют археологические находки в Ладоге и Новгороде?
Задание: По вопросу возникновения государства среди учёных историков возникло три теории возникновения государства Русь
1 теория – норманнская (авторы – немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер)
2 теория – славянская (антинорманская) (автор – М.В. Ломоносов)
На основе материала учебника найти аргументы в защиту каждой из теории.
Вопрос – Назовите главное расхождение нарманской и антинорманской теорий.
3 теория – центристская (смешанная)
Этой теории придерживаются многие современные историки. Они считают, что варяги действительно были приглашены в Новгород (может быть в качестве охраны – наёмников (первоначально князь с дружиной выполняли именно охранные функции, за что собирали дань с местного населения).
Практика приглашения князя или короля на правление было тогда очень распространено в Западной Европе, и проходила, как правило, мирным путём. Согласно возникновения термина Русь – споры продолжаются.
Практическое задание Может ли государство возникнуть очень быстро, по желанию кого-либо, или должны появиться определённые предпосылки (условия) для его возникновения?
Открыли документ 1, задание 2. В соответствие с вашими представлениями о предпосылках возникновения государства, расставьте данные понятия в схему (схема дана на слайде презентации урока).
Учащиеся подставляют в схему пропущенные предпосылки, далее проверяется правильность построения схемы.
На основе изученного материала подводится вывод урока : Призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства результат длительного внутреннего развития и оно не может быть принесено извне.
Метапредметные УУД – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, формулировать собственную точку зрения и точно выражать свои мысли в соответствие с заданием.
Личностные УУД – осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения.
Первичное закрепление материала. Этап применения знаний и умений.
1. Какие теории возникновения государства Русь мы узнали?
2. Можно ли считать какую-то одну теорию окончательно верной7
3. В чём главное расхождение норманнской и антинорманской теорий?
4. Можно ли считать появление термина «Русь» считать окончательно верным?
Метапредметные УУД – анализировать и обобщать факты и явления, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД – обрести мотивацию для дальнейшего изучения исторического материала.
Конспект урока на тему :»Первые известия о Руси»
Разработка урока учителя истории
и обществознания Прокудиной. О. А.
МОБУ «Покровская СОШ»
Класс: 6 Дата проведения: ____________
Тема: Первые известия о Руси
Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория)
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
воспитание трудолюбия и упорства в достижении цели, ответственности человека за свои поступки, патриотизма, воспитание взаимного уважения друг к другу;
тренировка внимания и восприятия; умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки;
изучить историю происхождения терминов «русь», «русский», познакомиться с норманнской теорией.
ввести представление о происхождении слова «русь», закрепить знания о древних славянах. Изучить норманнскую теорию (проблему). Изучить вопрос о легендарном призвании варягов.
умение извлекать информацию из текста, электронного документа, изображений, карты;
умение анализировать данные, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
осуществлять самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений;
Учащийся научится использовать историческую карту как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов), анализировать различные теории о происхождении варягов и руси.
Обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; выполнять опорный конспект; развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
Обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России; ответственному отношению к учению; уважительному отношению к труду; способности вести диалог, уважать собеседника; правилам спора и диалога; получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
1) Проектор, компьютер, интерактивная доска;
3) Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат