первые концлагеря в истории
Кто создал первые концлагеря в истории
Сегодня в современной Европе права человека являются главной ценностью. Это звучит странно, но сегодня главные критики нацизма и сталинизма, также борцы за гуманизм и толерантность стали забывать о своем 100-летнем прошлом. Итак, давайте ближе к делу.
Для начала обратимся к периоду англо-бурской войны 1899-1902 годов.
Бурская семья, 1886 год. Фото в свободном доступе.
Кстати, многие жители Европы и Российской Империи не могли спокойно смотреть на неравную борьбу буров за свою независимость. Среди этих добровольцев был и русский подполковник Евгений Максимов. В ходе войны он сдружился с местными и был повышен до генерала.
Буры в ожидании боя. Фото в свободном доступе.
После победы англичане задались вопросом: «А что делать с побежденными?». Промышленность, дороги и сельское хозяйство британцы уничтожили еще во время войны, применяя тактику «выжженной земли». И решено было построить для всех пленных и неугодных концентрационные лагеря.
Концлагерь Питермарицбурга. Фото в свободном доступе.
Женщин и детей отрывали от их семей и отправляли в другие британские колонии. Всего в таких лагерях содержалось около 200 тыс. человек, это почти половина белого населения буров.
Что же я думаю по поводу этого? Руководители Третьего Рейха, которые имели отношение к тактике «выжженной земли» или к системе концлагерей были осуждены на Нюрнбергском процессе. Большевики, которые имели отношение к репрессиям против мирного населения в первой половине 20 века, получили осуждение многих потомков и историков. А как же самые главные «борцы за права человека»?
За три года в британских лагерях смерти погибло около 30 000 человек, в том числе женщины и дети.
А теперь вопрос читателям:
Как Вы считаете, кто на самом деле был изобретателем концлагерей?
Кто на самом деле изобрёл первые концлагеря?
Если вы считаете, что концентрационные лагеря, это новшество фашистов или коммунистов, то вы глубоко заблуждаетесь. В действительности, ни Сталин со своим ГУЛагом, ни Гитлер с «лагерями смерти», не были новаторами в этой области. Авторство в создании концентрационных лагерей принадлежит совсем другим людям.
Современные европейцы постоянно говорят о правах человека. Они обвиняют Путина в давлении на оппозицию, других мировых лидеров в нарушении человеческих прав. А ведь не так давно, всего каких-то 100 лет назад, толерантные европейцы вели себя совсем по-другому.
Давайте вспомним про англо-бурскую войну, которая продлилась 3 года в период с 1899 по 1902-й.
Семья буров
Кто же такие эти самые буры. По факту, это обычные фермеры, которые в своё время покинули Европу, в основном Нидерланды, и переселились в южную часть Африканского континента. В какой-то момент они устали от тирании Великобритании и решили выступить против короны. Надо ли объяснять, что британцы не стали церемониться, а решили вопрос силой, тем более что они были явно в пользу европейцев.
Стоит отметить, что и в Европе, и в России нашлись те, кто не смог равнодушно отнестись к судьбе буров. Они отправились в Африку в качестве добровольцев. Среди них был и русский офицер Евгений Максимов, который пользовался уважением у местных и получил звание генерала.
Бурские солдаты в ожидании британской атаки
Во время войны, чтобы одержать победу, британцы особенно не стеснялись. Они уничтожали целые города, промышленные районы, сельское хозяйство. После того, как армия буров потерпела поражение, в Лондоне стали думать о том, куда девать местное население. Именно в тот момент у аристократичных лордов возникла идея создать концентрационные лагеря, куда поместили всех неугодных.
Безусловно, такое поведение «колонизаторов» не могло устраивать местное население. Многие из тех, кто до этого не принимал участие в войне, поднялись на борьбу. Люди уходили в партизаны, что доставляло не мало проблем британцам. Постепенно местные лагеря наполнялись обитателями. Каждый, кто хотя бы был заподозрен в помощи партизанам, лишался не только имущества, но и свободны. Не напоминает ли вам это знаменитый немецкий «Новый порядок»?
Концентрационный лагерь Питермарицбурга
Женщин и детей, мужья которых были отправлены в такие лагеря, насильно депортировали в другие колонии. Всего, за время борьбы с бурами, через концлагеря прошло порядка 200 тысяч человек, что составляет почти половину их численности.
Хочется отметить, что «истинные» создатели концлагерей были незаслуженно забыты. Нацистские преступники, которые применяли аналогичную тактику на оккупированных территориях, были осуждены международным трибуналом. Сталин и его «кровавый ГУЛаг» нашёл осуждение среди потомков репрессированных и историков.
И только британцы, которые совершали подобные преступление ещё до Гитлера и коммунистов, остаются истинными борцами за права человека. И это при том, что за 3 года войны, в лагерях скончалось около 30 тысяч буров, среди которых были не только мужчины.
Первый концлагерь Европы создавался для русских. Сто лет неизвестному геноциду
Сейчас западные области (исторический регион Галиция) считаются на Украине самыми антироссийски настроенными. История сложилась так, что именно «Западенщина» превратилась в первой половине ХХ века в цитадель украинского радикального национализма, а в 1940-е – 1950-е годы здесь действовали антисоветские вооруженные формирования украинских националистов. Но так было не всегда. Современные политические настроения на западе Украины уходят своими корнями в столетнюю давность и связаны не столько с исконными предпочтениями жителей региона, сколько с целенаправленной политикой Австро-Венгерской империи.
В середине XIX века, на волне европейского революционного подъема, в славянских землях Австрийской империи началось национальное возрождение. Чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы и, разумеется, населявшие запад современной Украины русины вспомнили о своей славянской принадлежности, задумались о своем политическом положении в империи, управлявшейся немецкой и (в меньшей степени) венгерской аристократией.
Естественно, что «маяком» для славян Восточной Европы в то время была Россия. Нет, к Российской империи как к государству, монархии, большая часть славянских национальных деятелей того времени относилась прохладно или даже откровенно враждебно, тем более, что Россия была членом Священного Союза вместе с той же Австро-Венгрией. Но русский мир, русский язык и русская цивилизация воспринимались славянами Восточной Европы как тот культурный феномен, на который следовало бы ориентироваться и который был единственной альтернативой германскому миру, в котором славянам находилось место лишь на самых низших этажах иерархии.
По понятным причинам, в Австро-Венгрии очень боялись российского влияния. Хотя российские императоры в XIX веке часто выступали в союзе с Веной, австрийские политические круги прекрасно понимали опасность панславистских настроений в Восточной Европе и считали необходимым сделать все возможное, только бы оградить «своих» славян от опасного соседства и влияния Российской империи. Так, еще в 1848 году, когда Россия помогала Австро-Венгрии справиться с венгерской революцией, галицкий губернатор граф Стадион фон Вартгаузен заявил, что галичане должны забыть о своем русском происхождении и развивать собственную культуру как отдельный от России народ.
Ситуация особенно накалилась на рубеже XIX-ХХ вв., когда Австро-Венгрия превратилась в надежного союзника Германии и вероятного противника России в предстоящем конфликте (а в том, что рано или поздно грядет большая европейская война, многие видные политики Европы того времени и не сомневались).
Наибольшие опасения у австро-венгерских властей на рубеже веков вызывала как раз Галиция (Галичина). Этот регион тогда считался оплотом русского и православного влияния в Австро-Венгерской империи. Местное население идентифицировало себя как «руських», значительная часть русинского населения исповедовала православное христианство и симпатизировало России. Естественно, такое положение дел очень напрягало австро-венгерские власти, которые видели в русинах, особенно исповедующих православие, потенциальную «пятую колонну» Российской империи в случае конфликта двух государств.
С конца XIX века Австро-Венгрия начала вкладывать значительные силы и средства в формирование нового, прежде невиданного политического конструкта – «украинства». Ключевой роль в этом процессе сыграл, как известно, профессор Михаил Грушевский. Человек, чьи юношеские и молодые годы прошли в России, где он окончил Киевский университет, в 1894 году Грушевский получил предложение возглавить только что созданную кафедру всеобщей истории со специальным обзором истории славян Восточной Европы в Львовском университете. Львов тогда входил в состав Австро-Венгрии. Примерно с этого времени и началась деятельность Грушевского как идеолога проавстрийского «украинства».
В 1914 году началась Первая мировая война, в которой Австро-Венгрия выступила в союзе с Германией против Российской империи и стран Антанты. Но хваленая австро-венгерская армия практически сразу же потерпела ряд серьезных поражений от российских войск, в результате чего русские заняли Восточную Галицию и Буковину. Опасаясь начала антиавстрийского и пророссийского восстания в Галиции, австро-венгерский режим начал массовые политические репрессии. Как и следовало ожидать, их главным объектом стали православные русины, считавшиеся крайне ненадежной частью населения.
Первыми австро-венгерские спецслужбы стали выявлять и задерживать активистов русофильского движения. Так, в сентябре 1914 г. 28-летний православный священник Максим Сандович был расстрелян в тюрьме польского города Горлице. Незадолго до начала войны, в 1912 году, Сандовича уже арестовывали австрийские власти – за то, что он якобы измерял шагами протяженность какого-то моста, чтобы затем передать эти сведения русской разведке. Но тогда священнику повезло – время было довоенное и столь абсурдное обвинение не поддержал даже австрийский суд. Спустя два года Сандович вновь был арестован, но на этот раз австрийцы уже не пощадили православного священника, не скрывавшего своих пророссийских симпатий.
Вслед за арестами политических активистов начались и задержания любых православных русинов. Так, только в одном Львове австрийскими властями было арестовано две тысячи человек – православные русины, которых подозревали в ненадежности и в том, что они потенциально могут сотрудничать с русской разведкой. Поскольку тюрем для содержания столь большого количества заключенных в Львове, как и в других городах Галиции, не хватало, австрийские власти вышли из сложной ситуации вполне своеобразно – они решили создать в Галиции сеть концентрационных лагерей.
До начала Первой мировой войны концентрационные лагеря создавались лишь европейскими державами в африканских колониях. В Европе концлагерей не было. Англичане создали первые концентрационные лагеря в Южной Африке во время англо-бурской войны 1899-1902 гг., а в 1904 году в соседней Намибии германская колониальная администрация также создала концентрационные лагеря для размещения участников повстанческого движения местных народов гереро и готтентотов. Но создавать концентрационные лагеря в Европе не решался в то время никто – считалось, что в отношении белого европейского населения такие меры просто недопустимы.
Австро-Венгрия стала первой европейской страной, где это «табу» было нарушено – в 1914 году на территории Европы, да не где-нибудь, а в предгорьях Альп, появился первый концентрационный лагерь Талергоф. Первое время он представлял собой обычный участок альпийского поля, огороженный колючей проволокой и охраняемый вооруженными солдатами. Люди жили на этом огороженном поле под открытым небом, несмотря на плохие погодные условия. Лишь зимой 1915 года в Талергофе были построены первые бараки.
Судя по воспоминаниям современников, концлагерь был едва ли не страшнее, чем печально известные «лагеря смерти», созданные гитлеровцами в годы Второй мировой войны. Например, побывавший в Талергофе священник Иоанн Мащак писал о том, что одиннадцать человек просто погибли от чрезмерного заражения вшами. Вши съели людей! В просвещенной Европе, в начале ХХ века!
Естественно, не только от вшей гибли заключенные Талергофа. С огромной скоростью в концлагере распространялись дизентерия, брюшной тиф, туберкулез. За первые шесть месяцев существования концлагеря умер каждый пятый его узник. Но не только болезни и голод, а также невыносимые бытовые условия губили заключенных в Талергофе. Многие погибали от рук охранников концлагеря, которые жестоко издевались над своими подопечными, пытали их, а иногда и просто убивали ради забавы, отписываясь потом, что такой-то был убит при попытке к бегству или нападению на охрану.
Русинский писатель и историк Василий Ваврик, прошедший через ужасы заключения в Талергофе и сумевший не только выжить, но и дожить до 1970 года, вспоминал:
По словам Ваврика, концлагерь в Талергофе был самым страшным застенком Австрийской империи. Только казнено по распоряжению австро-венгерских властей в Талергофе было 3800 человек, а о количестве умерших от голода, болезней, избиений можно только догадываться.
Конечно, кому-то из узников Талергофа посчастливилось, пройдя эти круги ада, выжить и даже вернуться на родину. Но многие от перенесенных испытаний уже были полными инвалидами со сломанной психикой. Так, сошел с ума священник Игнатий Гудима – приятель и соратник расстрелянного священника Максима Сандовича. Судьба отца Игнатия Гудимы сложилась трагически – он сошел с ума от пыток в Талергофе, но выжил и вернулся на родину, а через 20 с лишним лет, уже будучи глубоко больным человеком, во время оккупации нацистами Западной Украины был схвачен гестаповцами и расстрелян.
В мае 1917 года император Австро-Венгрии Карл I Габсбург распорядился закрыть концентрационный лагерь в Талергофе. Однако оставшиеся от лагеря бараки стояли практически нетронутыми до 1936 года, когда были снесены. В процессе их сноса было эксгумировано 1767 трупов, перезахороненных в общей могиле в соседней австрийской деревне Фельдкирхен.
Страшный Талергоф не был единственным концлагерем Австро-Венгерской империи, где содержались заключенные русины из Галиции и Закарпатья. В районе Литомержице в Чехии в 1914 году был открыт концлагерь Терезин, созданный на месте старинной крепостной тюрьмы. В Терезине умер от туберкулеза убийца эрцгерцога Франца Фердинанда сербский националист Гаврила Принцип. Во время Второй мировой войны гитлеровцы как превосходные наследники австро-венгерских палачей, превзошедшие своих наставников, открыли в Терезине концлагерь Терезиенштадт, в котором содержались преимущественно евреи, в том числе известные в Германии и других европейских странах деятели культуры, науки, искусства.
То, что творила в годы Первой мировой войны Австро-Венгрия в отношении православного русинского населения Галиции, можно охарактеризовать лишь одним словом – геноцид. Но сейчас о тех трагических событиях предпочитают не вспоминать – ни в Австрии, ни на Украине. Ведь современная украинская государственность куда ближе идеологии, выведенной в австро-венгерских «политических пробирках», а ее представители и защитники – той части русин, которая предпочла поменять свою веру, свою славянскую и русскую идентичность на комфортную жизнь австро-венгерских и германских коллаборационистов.
Рождение ужаса Как появились концлагеря и почему это может произойти вновь
Появление концлагерей изменило европейское мышление ХХ века, но если Освенцим стал предметом напряженного осмысления для поколений философов, то ГУЛАГ — нет. О том, почему это так и чем трагическая история прошлого века актуальна для современного человека, рассказал доцент кафедры политических и общественных коммуникаций РАНХиГС Михаил Немцев в ходе лекции, которую он прочитал в Московской высшей школе социальных и экономических наук. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.
О таких вещах, как ГУЛАГ и Освенцим, надо говорить потому, что любой опыт требует рефлексии, осмысления и преобразования суждений и знаний. Важно вести этот разговор с позиции солидарности с жертвами, ради их памяти.
Описывая трагические события XX века, следует воздерживаться от того, что некоторые ученые (такие как голландский исследователь исторической памяти Бербер Бевернаж) называют «временным манихейством», то есть ощущения, что все это было в «плохом» прошлом, а мы теперь живем в цивилизованном мире, где существование концлагерей невозможно. Как писал Варлам Шаламов, «любой расстрел 1937-го может быть повторен». Соответственно, разговор о концлагерях XX века — это разговор о нашем обществе, о корнях тех явлений, которые в скрытом виде присутствуют в современности.
Философ Джорджо Агамбен говорил, что мы должны рассматривать лагерь как скрытую метрику пространства, в котором мы живем. Репрессивная история так сильно повлияла на современную интеллектуальную культуру, что, не обращаясь к ней, мы многое не сможем понять.
Машины смерти
Концлагеря появились в XIX веке. Формально первым концлагерем исследователи считают Андерсонвилль — американский лагерь для военнопленных-северян, организованный южанами вблизи одноименного города во время Гражданской войны в США в феврале-марте 1864 года. У северян был свой лагерь для военнопленных-южан — Кэмп-Дуглас.
Затем такие лагеря открылись в Африке в ходе англо-бурской войны, — они назывались «лагерями для беженцев». Словосочетание «концентрационный лагерь» закрепилось во время Первой мировой войны, но своего расцвета это явление достигло в нацистской Германии и в СССР, поэтому и существуют два условных обозначения двух типов концлагерей — Освенцим и ГУЛАГ. Естественно, под Освенцимом имеется в виду не только фабрика смерти Аушвиц-Биркенау. Освенцим — это имя нарицательное для всех лагерей смерти, созданных нацистами. ГУЛАГ — тоже имя нарицательное, представляющее целую индустрию.
Нужно отметить, что Освенцим — не синоним Холокоста. Хотя исторически эти явления очень связаны и зачастую обсуждаются вместе, их следует разделять. Холокост — это программа геноцида, а Освенцим — индустрия смерти. Холокост работал и без Освенцима: когда зажглись печи Освенцима, половина европейских евреев уже были убиты. Лагерь, в свою очередь, работал и без евреев, на «топливе» из советских военнопленных, цыган, гомосексуалистов и других.
Если сопоставлять Освенцим и ГУЛАГ, становится ясно, что они представляют собой два типа концлагеря: эксклюзивный и интегрированный. Существование лагерей смерти долгое время скрывалось, до конца своего существования нацистский режим старался скрыть назначение лагерей. Программа уничтожения «расово неполноценных» европейцев официально никогда не была объявлена. Лагеря представлялись пенитенциарными учреждениями, резервациями для временного содержания. В Чехии был создан показательный лагерь Терезиенштадт, куда возили иностранных журналистов, чтобы продемонстрировать, что евреи там вполне благополучно существуют. Потом их тоже убили.
ГУЛАГ был полностью интегрирован в советское народное хозяйство, поэтому само его существование невозможно было скрыть, хотя масштабы этой системы и внутренние отношения в ней не могли публично обсуждаться. Одна из важных и очень тревожащих тем книги Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — отсутствие четкой границы между волей и заключением во времена сталинского режима. Это два модальных состояния советского гражданина, легко перетекающие одно в другое.
ГУЛАГ не был машиной смерти, он представлял собой хозяйственное учреждение, уничтожающее людей вдобавок к своей основной функции. Освенцим же, наоборот, был машиной уничтожения людей, помимо этого выполняющей хозяйственные функции.
И ГУЛАГ, и Освенцим встраивались в карательные институты своих государств. Формально концлагеря должны были действовать в рамках пенитенциарной системы, но по совершенно иной логике, это не тюрьма, хотя некоторые люди отбывали там наказание. В нацистской Германии, кроме Освенцима, существовали лагеря для уголовников, но концлагерь как явление, как проблема для европейской социальной мысли второй половины XX века — это не тот лагерь, где обычные преступники отбывали свой срок.
Что такое лагерь
Лагерь — это выделенное государством место чрезвычайного положения, где правовые процедуры действуют формально и произвольно. Попадание в лагерь предопределяется особыми законами. В Германии был введен особый закон о чрезвычайном положении. В СССР, например, действовали специальные антиконституционные внесудебные органы (особое совещание, «тройки»).
Людей забирали в лагерь согласно внешнему и произвольному принципу — без вины. Граждане попадали туда не за какой-то проступок, а потому, что они были другими по своим расовым признакам или происхождению. Этим лагерь отличается от тюрьмы.
Государство проводило между людьми границу — как нечто само собой разумеющееся. Кто такие евреи? Легко было считать человека евреем, если у него семитская внешность или он говорит на идише. Но в Освенциме оказывались и люди, которые узнавали, что они евреи, только в момент ареста.
В СССР было много разных признаков, по которым людей отправляли в лагерь. Они вводились государством и затем закреплялись в массовом сознании как естественные. В русском языке, например, до сих пор сохранилось слово «раскулаченные». В СССР в эту категорию попадали и священники, и даже малоимущие люди, которых кто-то назвал «кулаками».
Управление людьми в лагере сводится до управления их телами. Как писал Шаламов, в шахте преимущество было у тех заключенных, которые могли работать лучше при отсутствии нормального питания, — то есть их тело было выносливее. Интеллект, образование, воспитание и другие формируемые культурой качества никак не могли на «общих работах» повлиять на продолжительность жизни человека. Он же описывает превращение заключенных из людей, лишенных свободы, в рабочую силу.
Краткая история концлагерей свободного мира
На днях мой приятель, известный московский юрист яростно убеждал меня в том, что первые концлагеря в истории были созданы по приказу Ленина. А ведь умный человек.
В своем кратком обзоре я не буду затрагивать историю советских и германских концентрационных лагерей. Нет нужды. Все СМИ забиты информацией о них. Тоталитаризм вывернул всю подноготную. Демократия же, тщательно укутавшись в покрывало, скромно ковыряет землю туфелькой. Исправим это упущение.
По некоторым свидетельствам, авторство создания первого концлагеря принадлежит колониальным властям Испании в Латинской Америке. В частности, американская исследовательница Энн Эпплбаум утверждает, что первое подобие концлагерей появилось на Кубе ещё в 1895 г., во времена войны испанцев против кубинских партизан. Организация лагерей для военнопленных гораздо старше.
Во время англо-бурской войны демократия потребовала массовых жертв мирного населения.
К весне 1901 года концентрационные лагеря уже покрывали всю территорию бурских республик — их можно было увидеть в Барбертоне, Хейделбурге, Йоганнесбурге, Клнрксдорпе, Мидделбурге, Почефстроме, Стандертоне, Ференигипге, Фолксрюсе, Мафекинге, Айрине и других местах.
В концентрационные лагеря англичане загнали более 200 тысяч человек, в основном женщин и детей, надеясь таким образом лишить партизан поддержки. Условия содержания в концлагерях ни в чем не повинных людей были ужасными — по самым скромным подсчетам, от голода и болезней в них погибло более 26 тысяч человек.
В течение только одного года — с января 1901 по январь 1902 года — в концлагерях от голода и болезней умерли 2484 взрослых и 14284 ребенка. Только в лагере Мафекинг осенью 1901 года погибло около 500 человек, в апреле того же года в Йоганнесбургском лагере умерло почти 70% находившихся там детей в возрасте до восьми лет. Англичане не постеснялись даже опубликовать официальное извещение о смерти сына бурского комманданта Д. Герцога, гласившее: «В Порт-Элизабет умер военнопленный Д. Герцог в возрасте восьми лет».
Английское правительство публично заявляло, что целью создания концентрационных лагерей является обеспечение безопасности мирного населения бурских республик, на что президент Оранжевой Республики М. Т. Штейн заявил:
«Утверждение, что женщины добровольно остаются в концентрационных лагерях — ложно.
Военный министр, говорят, заявил парламенту, что женщины отводятся в концентрационные лагеря потому, что буры не хотят, будто бы, заботиться о поддержании своих семей. Это клевета, позор, которой падает на самого клеветника».
Создание концлагерей вызвало ярость у буров, не смирившихся с британской оккупацией. Генерал Девет с возмущением писал:
«Сколько милых, образованных, достойных другого, лучшего занятия, девушек делалось погонщиками быков, только бы не быть схваченными преследователями, только бы по возможности дольше не быть уведенными в концентрационные лагеря, называвшиеся англичанами «Refugee» (место спасения).
Как это ужасно! Могли бы кто-нибудь и когда-нибудь думать до этой войны, чтобы в XX веке допускаемы были подобные варварства? Конечно, нет! (Наивному бурскому генералу не дано было узнать, что в середине XX века человечеству предстоит ужаснуться от еще более массового и жестокого варварства тоталитарных режимов, родовым признаком которых станут концентрационные лагеря, превратившиеся в настоящие фабрики смерти, а число невинных жертв пойдет уже на миллионы. Британские лагеря были лишь первым опытом массовых репрессий, у которого, к сожалению, нашлось много последователей. — И. Д.)
Я и каждый из нас знаем, что во время всякой войны происходят ужасные смертоубийства! Но сознательно совершаемое, прямо или косвенно, убийство беззащитных женщин и детей превосходит всякое вероятие! Уверяю, я бы голову дал на отсечение до войны, что цивилизованная английская нация не способна допустить подобное дело даже во время войны.
В лагерях, где не было никого, кроме женщин, детей и престарелых старцев, пушками и ружьями принуждать к молчанию!! Я мог бы привести здесь сотни случаев, засвидетельствованных мною лично. Но я этого не делаю, так как не в этом моя цель. Я только слегка, мимоходом, касаюсь этого. В Южной Африке, да и в самой Англии найдется достаточное количество людей, которые сумеют и без меня вынести подобные дела к позорному столбу и сообщат о них миру для того, чтобы они остались увековеченными на все времена».
В начале Первой мировой войны австро-венгерскими властями были созданы концентрационные лагеря, так как тюрьмы оказались переполненными. Основными были лагеря в Талергофе в Штирии и в Терезине в Северной Чехии. С началом войны в Австро-Венгрии была с новой силой развязана борьба с Русским движением в Прикарпатской Руси среди русинов. Борьба против русинской интеллигенции и крестьян, заподозренных в симпатиях к Российской Империи или просто считающих себя русскими, проводилась и раньше, но с началом войны она обрела массовые масштабы. Русинов стали помещать под стражу, а иногда и расстреливать без суда и следствия.
Несколько тысяч русинов содержались в Терезинской крепости, где их использовали на тяжёлых работах, и затем этапировали в Талергоф. Заключённые в Талергофском лагере находились в ужасных условиях. Так, до зимы 1915 года там не хватало на всех бараков и минимальных санитарных условий, для жилья отводились ангары, сараи и палатки. Узники подвергались издевательствам и побоям. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера (Schleier) от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 русинов. Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 до 10 мая 1917 прошло не менее 20 тысяч галичан и буковинцев. Только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных. Всего же, по некоторым оценкам, во время Первой мировой войны было уничтожено не меньше 60 тысяч русинов.
Кроме всего прочего интернированию в Талергоф были подвергнуты граждане стран Антанты, на момент объявления войны находившиеся на австрийской территории (туристы, студенты, коммерсанты и т. д.)
Заключению в концентрационные лагеря подвергались также сербы. Так, именно в Терезинской крепости содержался Гаврило Принцип. Сербское гражданское население находилось в концлагерях Добож (46 тысяч), Арад, Нежидер, Дьор.
Понятно, что карательный лагерь для украинцев опасно было устраивать на этнической украинской территории. Также посчитали нежелательным «загрязнять» подобным учреждением центральную Польшу.
Позже добавились и заключенные «нетрадиционной ориентации» — криминальной. Узниками становились дельцы черного финансового рынка Польши — нарушители экономического законодательства из представителей преимущественно еврейской буржуазии. Зачем их «прессовали» в политическом концентрационном лагере? Может быть, ради того, чтобы выдавали тайные банковские счета.
Изначальная «идея» этого концлагеря состояла в проведении кратковременного (стандартный срок заключения составлял 3 месяца, хотя очень многим его затем продлевали), но весьма интенсивного «курса дубинкотерапии». Целью ставилось за короткое время так «застрашить» человека, так сломать его морально и физически, чтобы он вышел на волю с квадратными от ужаса глазами и полной неспособностью противодействовать властям Великой Польши.
Практиковались публичные, посредством газет, саморазоблачения и покаяния узников. Таких отпускали довольно быстро.
В отличие от Гулага, который, как известно, был отраслью советской экономики, лагерь в Березе-Картузской не имел производственных заданий. Работы, на которые выгоняли узников, носили преимущественно обслуживающий характер и так же, как и издевательские «физические упражнения», имели целью изнурение.
Приведем фрагменты статьи Сергея Кричильского «Союз нацистской Германии и диктаторской Польши» из львовской газеты «Народний Оглядач» от 2 марта 2003 года:
«Первые дни лета 1934 года были отличительны для диктаторской Польши тем, что в Варшаву зачастили с дружескими визитами видные бонзы нацистской Германии. Частым гостем диктатора Пилсудского, а позже диктаторов Мосьцицкого и Рыдз-Смиглы был Геринг. Эта компания часто любила возить Геринга в Беловежскую Пущу на охоту, выслушивая рекомендации относительно создания концлагерей.
Удовлетворенным от визита Геббельса в Варшаву в июне 1934 года был тогдашний министр внутренних дел Польши, крайний украинофоб, «герой борьбы» за украинский город Львов Бронислав Перацкий. Именно ему принадлежит идея и воплощение в жизнь при непосредственных консультациях немецких нацистов сооружения концентрационных лагерей в польском государстве.
Береза-Картузская была построена как точная копия первого нацистского концлагеря Ориенбург: 5 защитных рядов изгороди из колючей проволоки, широкий ров с водой, проволочная изгородь под высоковольтным напряжением. Углы высокой (около 7 метров) изгороди венчали деревянные сторожевые башни с пулеметными гнездами; масса польской полиции с немецкими овчарками.
Кто же находился в концентрационном лагере Береза-Картузская? Это были в основном сознательные украинцы и некоторые белорусы. Среди известных украинцев были: Тарас Бульба-Боровец, Геннадий Янкевич (Клевань), Александр Кудра (Степань), Андрей Кисель, Ростислав Волошин (Дубенщина), Павел Данилюк, Роман Бжеский, Ярослав Гоцкий, Евген Серветник, Евген Епик, Александр Куц, Иван Дзюмюк, Трофим Лисюк, инженер Токарный, Иван Левчук, Василь Лоханок, Антон Небожук, Иван Митринга, Михаил и Богдан Кравцивы, Владимир Янив, Богдан Старух, Антон и Ярослав Романюки, Роман Шухевич, Григорий Клымив, доктор Горбовый, Владимир Тимчий, Емельян Матла, Василь Колодий, Гарамбура, Михайлишин, Пантелеймон Либак (Ривне), Адам Остапчук (Тучин) и многие другие. Среди белорусов — Виктор Еремейчик (Лунинец) и многие другие».
Прибытие в лагерь и «посвящение» в узники
Самойлович:
— Мы подошли к Березе: с правой стороны был парк, а среди парка виднелось белое здание. Слева — высокий, плотный деревянный забор, наверху обтянут колючей проволокой. На углу этого забора со стороны города и улицы, по которой мы шли, увидели два красных здания. Стало ясно — это лагерь. Кругом с наружной стороны забора ездят конные полицейские и, завидев издалека, кто в этом направлении едет в Березу, встречают и, завернув, бьют резиновыми дубинками. Нам пришлось видеть, когда шли, как была завернута конным полицейским подвода, на которой сидели мужчина и женщина. Полицейский их километра два гнал обратно и, сидя верхом, беспрерывно бил палкой.
Андреюк:
— Со мной везли скованных комсомольцев Панасюка из деревни Радваничи и Куприянюка из деревни Щебрынь. В Березу-Картузскую приехали к вечеру. Издали было видно два больших двухэтажных здания, обнесенных высоким серым кирпичным забором — это и был концлагерь. У ворот лагеря нас ожидала толпа полицейских. Один из них открыл калитку и приказал стать на колени и ползти на территорию концлагеря. «Это священные ворота и пройти их нужно только на коленях», — пояснил он. Мы молча стояли. Тогда нас начали избивать резиновыми дубинками, требуя стать на колени. Куприянюк не выдержал первого испытания и стал на колени, а я с Панасюком продолжал стоять на ногах. Тогда палачи начали бить нас не только резиновыми дубинками, но и прикладами винтовок, кулаками в зубы и, свалив нас с ног, били каблуками и носками сапог. Окровавленные, мы лежали на земле и, как сговорившись, не подымались на ноги. Тогда они схватили нас за волосы и потащили на территорию концлагеря.
Очутились в небольшой комнатушке, где стояли стол, лавка и два табурета. За столом сидел красномордый полицейский. Это был комендант арестантского блока Ковальский. «Раздевайтесь!» — скомандовал он. Мы стали раздеваться. Куприянюк был уже раздетый и стоял возле стола, отвечая на вопросы Ковальского, который заполнял анкетные данные, а полицейские обыскивали его одежду, тщательно ощупывая каждый рубец. После Куприянюка отвечал я. Все было без задержек, пока дело не дошло до вопроса вероисповедания.
— Белорус, — ответил я.
— Нет такой веры! — заорал Ковальский. — Есть только католическая, православная, лютеранская, еврейская и мусульманская вера. Ты, наверное, православный?
— Нет, я неверующий.
— Как, неверующий, курва твоя мать! — заорали одним голосом полицейские и начали бить меня дубинками по голому телу…
Бурак:
— Расстояние от ворот лагеря до казармы около 150–200 метров. Если два узника были скованы одними наручниками, то таким доставалось ударов намного больше, чем тем, кто был скован в одиночку. Прибывшим дали номер, который каждый должен был пришить сзади и на правом рукаве. В камере, куда сажали по 30 человек, сверху поперек нар прикреплялись те же номера.
Новоприбывший помещался в одиночную изолированную комнату, где в течение шести-семи дней подряд подвергался избиению. При этом узник должен был стоять лицом к стенке и не шевелиться, не падать на пол без команды. Делалось это для того, чтобы сразу ошеломить узника, измотать его, деморализовать. И действительно: кто характером был неустойчив, здоровьем слаб, то он мог дрогнуть, подписать декларацию об отказе от своих убеждений. Новичков, когда их оставляли полуживыми на полу, «старики» старались поддержать такими словами: «Товарищи, мужайтесь. Надо выдержать не более семи дней. Потом будет легче, останетесь людьми».
Лагерный режим
Новик:
— Фамилия заключенного упразднялась, он фигурировал только под номером. Специальный полицейский, назначенный для «учения», первым делом заставлял вытвердить слова: «Господин комендант, заключенный такой-то просит покорно пройти туда-то». Если заключенный ошибался, получал палки.
Самойлович:
— За невыполнение приказов комендант (так тут называют надзирателей) имеет право наказать арестованного физически (дубинкой). Если приказ не выполняется при повторении, арестованный подлежит наказанию карцером на семь суток, а если после принятия указанных мер арестованный по-прежнему не выполняет тот же приказ, то комендант имеет право расстрелять «с брони» (из огнестрельного оружия) или «заклуць багнетом» (заколоть штыком).
Бурак:
— Разговора между узниками никакого не допускалось, даже взглядом нельзя было передавать ничего. Всякое передвижение было только по команде «Бегом марш». За малейшее нарушение — битье резиновыми палками до полусмерти.
Андреюк:
— В уборную запускали на пять минут сразу всю камеру, человек 20–30, а так как очков было всего 4, то люди оправлялись прямо на пол. Полицейские били их по голове дубинками и толкали в кал, а потом голыми руками заставляли убирать кал с пола уборной.
Живлюк:
— В лагере было запрещено получать посылки с продуктами. Если кому приходили посылки, то их надзиратели выбрасывали свиньям. Можно было получить только иголку, нитки и что-нибудь из одежды.
Ганецкий:
— Не разрешали никакого и ни с кем свидания даже при самых тяжелых заболеваниях. Когда узник освобождался из лагеря, он давал подписку о неразглашении секретов лагерного режима и обо всем, что ему тут стало известно.
Ситковец:
— Среди заключенных есть свидетели того, как в предвоенное время из фашистской Германии в Картуз-Березу приезжала специальная делегация для ознакомления с опытом работы здешних палачей.
Кадры администрации
Ситковец:
— Вдохновителем создания лагеря на белорусской земле был палач украинского и белорусского народов воевода Полесского воеводства Костек-Бернацкий.
Волосюк:
— Начальником лагеря был полицейский подполковник Камаля-Курганский, человек внешне напоминающий крука — черного ворона. Именно так его звали заключенные. Особой жестокостью отличались полицейские Пытель, Прухневич, Надольский, Солецкий…
Ситковец:
— В концлагерь были подобраны настоящие палачи-садисты, которые, избивая человека, смеялись, чувствуя в этом дикое наслаждение. Всех этих негодяев называли в концлагере комендантами. Однако ж из них еще выделялся особый негодяй над негодяями, палач над палачами, своего рода какой-то палачиссимус, настоящий чистопородный расовый палач — пан Надольский. Это было настолько озверевшее существо, потерявшее последние признаки всякой человечности, что даже вся остальная концлагерная полиция сама его побаивалась, с затаенным страхом посматривая на своего пана-коллегу.
Работы в лагере
Новик:
— Работа часто заключалась в том, что на носилки накладывали столько камней, чтобы тяжело было поднять, и заставляли переносить с одного места на другое и обратно. Если с гружеными носилками надо было идти быстрым шагом, то с пустыми — обязательно бегом. Мерным шагом здесь ходить вообще запрещалось. Часто заключенных запрягали в телегу, насыпали полную песка и заставляли везти в указанное место или на стройку дороги. Каждый день несколько человек ездили с бочками за водой. Один заключенный впрягался в оглобли двуколки с бочкой, другой подталкивал сзади.
Живлюк:
— Меня и украинца Казачука запрягли в борону. Борона была большая деревянная с железными зубьями, на которую положили два больших камня. Мы боронили рожь, посеянную по картофлянищу. Нас запрягли так, как лошадей в постромки, и перепоясали через грудь. Мы думали, что над нами сделают короткую пробу. Оказалось, что мы бороновали весь первый день. У нас дрожали руки и ноги, а потом мы начали падать. Следовавший за бороной полицейский, вооруженный автоматом и резиновой палкой, начал нас избивать.
Волосюк:
— За лето заключенные раскопали и разобрали фундаменты от зданий сожженного военного городка. Кирпич, камни — все вытаскивалось наверх и носилками относилось в бурты. Тяжелые камни до полутонны весом откатывались, а малые — до центнера — относились носилками. Часто носилки ломались от тяжести, и за это «вредительство» полицаи секли дубинками. С пустыми носилками должны были возвращаться бегом.
Фантазии палачей
Новик:
— По команде надо было быстро падать и вставать по нескольку десятков раз — в грязь или в воду, ползать на животе, ходить «по-утиному», прыгать лягушкой, целыми часами бегать бегом и быстро строиться в колонны, падать «штурмово». Это «штурмовое» падание состояло в том, чтобы, не сгибая колен, падать на землю. Многое зависело от того, какой полицейский дежурит. Некоторые не давали покоя и в выходные дни или после работы, гоняли заключенных под нары бегом и обратно. Ну а кто отставал, избивали палками. Вечером перед отбоем заключенные должны были быстро по команде раздеться и уложить в так называемые «костки» (кубики) одежду, поставить «на смирно» обувь, опять стать на свое место и ждать проверки. После проверки полицейские часто для своего удовольствия гоняли под нары и обратно, и, по обыкновению, никогда не обходилось без палок. Потом поступала команда ложиться спать и «отставить» — так по нескольку раз.
Ситковец:
— Беда была тем, кто не знал польского языка. Горе и смех! Хуже всех доставалось украинцам. Кто не мог докладывать начальству или же не так выражался, того беспощадно дубасили.
Самойлович:
— После обеда к нам подошла группа полицейских из резервной смены. Один из них, Надольский, дал команду: «539-й ко мне». Я думал, что этот кат пришел почесать об меня руки. Привели меня к месту, где лежал большой камень, возле которого стоял новый товарищ. Видно, недавно прибывший в лагерь, он оглядывался со страхом в глазах. На камне сидел карауливший его полицейский. Я подошел, и мне скомандовали «кругом». Таким образом я оказался спиной к новичку. Надольский скомандовал мне: «Спустить кальсоны». Я подумал, что хотят побить дубинкой по голому телу, чтобы навести ужас на новичка, чтобы он растерялся и с испугу подписал декларацию об отречении от компартии. Я решил, что как только дадут команду наклониться, то я наклонюсь так, чтобы между своих ног поймать глазами глаза новичка, и буду всячески подавать знаки ободрения, чтобы он держался. Я так и сделал. Нагнулся, голову опустил между ног и увидел его перепуганный взгляд. Я попробовал улыбнуться и моргать глазами. Он смотрел на меня остолбенело, а я ждал ударов дубинки, по привычке подергивались мышцы, напрягаясь в отпор ударам. Но этому товарищу дали команду: «Цалуй его в дупу» — целуй его в зад. Новичок в недоумении переводил взгляд с одного полицейского на другого и команды не выполнял. Тогда полицейские, девять человек, остервенело замолотили дубинками, и товарищ упал и потерял сознание. Его подтянули и оперли о камень. Мне скомандовали «поднять кальсоны, повернуться кругом». Я оказался против этого товарища, который был без сознания и очень страшный — сине-желтый. Один из полицейских стал лить воду на голову товарища. Когда тот открыл глаза и стал хватать воздух, мне дали команду: «Бей его в морду за то, что он не целовал тебя в дупу»…
Живлюк:
— С коммунистом Лившицем меня запрягли в телегу и заставили вывозить из уборной кал. Полицейский кричал: «Я вам покажу советскую власть!» Лившиц ответил: «Мы бы эту телегу провели из Картуз-Березы через Варшаву и — в Лигу наций, чтобы показать ваше бессилие». После работы вечером Лившиц был избит и брошен в карцер, а на второй день и я тоже попал в карцер.
Здесь прервем повествование узников. Рассказывать о здешних ужасах можно долго, а современного читателя трудно удивить жестоко-натуралистическими подробностями в описаниях разного рода мест лишения свободы. Поразмыслим же вот о чем.
Верно то, что в Березе-Картузской людей не травили газом, не сжигали в печах. Здесь не расстреливали из пулеметов во рвах, не топили в шахтных забоях. Очевидно, поэтому современная польская общественная мысль иногда обращает к миру призыв не ставить на одну доску, не сравнивать Березу-Картузскую с гитлеровскими концлагерями, с лагерями Гулага. Мол, то был лагерь не уничтожения, а подавления.
Ну, а с чем тогда сравнивать?
С чем сравнить изуверское изобретение, которое сделал комендант лагеря, бывший служащий львовской полиции Юзеф Камаля-Курганский? По его приказу была устроена так называемая «Сталинская аллея» — дорога из вмурованных остриями вверх осколков камней, по которой узников заставляли ползать на коленях, чтобы мясо сдиралось до костей…
Отличие Березы-Картузской заключалось в искренне-страстной ненависти к узникам со стороны полицейских надзирателей. Но откуда же она происходила?
Ненависть — весьма сильное чувство, требующее больших затрат душевной энергии. Сравним: могли ли позволить себе подобные «траты» служащие гитлеровских концлагерей или лагерей Гулага? Едва ли. Масштабы не те. Когда узников миллионы, то отношение к ним, как к материалу. Разве забойщик скота на конвейере мясокомбината всякий раз наливается злобой, когда лишает жизни животное.
Имелась одна особенность польского концлагеря, которая отражена в разных источниках. Поляки почему-то делали акцент на человеческих экскрементах в качестве средства «усмирения». Читаем в документе НАРБ:
«Обычным развлечением охранников была команда совершить дефекацию на счет вслух до четырех. Если за эти секунды узник не успевал оправиться и подняться с корточек, то его били по голове и человек падал в кал. Причем хуже всех бывало арестованным евреям-биржевикам — людям как правило немолодым. По причине возраста они обычно страдали хроническими запорами, и лишение оправки приводило у них к серьезным поражениям внутренних органов».
Невозможно представить лощеного эсэсовца или вертухая НКВД в шевиотовой гимнастерке, которые бы самозабвенно пачкались в зековском дерьме. Тогда почему надзиратели в Березе-Картузской столь исступленно глумились над узниками? Здесь требуется одно пояснение.
Значительную часть охраны составляли полицейские, которых за служебные провинности командировали сюда «на исправление» из разных частей Польши. Жили они, что необычно для подобных учреждений, на лагерной территории. Лишь внутренняя улица имени Тадеуша Костюшко (!) разделяла казармы узников и обиталище палачей. Выход рядовых охранников за колючую проволоку без разрешения коменданта был запрещен. Естественно, эти полицейские находились тут без семей и так же естественно проводили время в отупляющем и озлобляющем пьянстве. К тому же наблюдался явный кадровый избыток в полицейском «дисбате». В январе 1939 года на 502 узников приходился 131 рядовой полицейский.
Продолжим цитирование свидетельств:
Смерть в лагере
Бурак:
— Первые год-два старались избегать физической смерти в границах концлагеря. Умирающих выписывали из лагеря для того, чтобы формально соблюсти статистику.
Ситковец:
— Одно время в концлагере загостил тиф. Куда девали заболевших людей, никто не знал. Народ лишь догадывался, и эта жуткая догадка была точной и справедливой: заболевших тифом узников бросали еще живыми в ямы, присыпали известью и зарывали.
Бурак:
— Помню, накануне освобождения 17 сентября 1939 года в камеры приходили полицейские и спрашивали фамилии узников. Были слухи, что тогда расстреливали по особому списку.
Король:
— За три дня перед нашим освобождением начали по отдельному списку вызывать узников на площадь — всего около 150 человек. Что с ними было, мы не установили, после ходили слухи, что их всех расстреляли.
Начало войны
Ситковец:
— С первого сентября 1939 года, когда гитлеровские войска напали на Польшу, власти взялись за массовые аресты неблагонадежных элементов. Кроме коммунистов, поступали в лагерь и украинские националисты, и православные священники. Питание у них в лагере было еще хуже нашего.
Новик:
— Если в 1937 году количество заключенных, по моим наблюдениям, не превышало 700–800 человек, то после гитлеровского нападения на Польшу в концлагерь было согнано около 15 тысяч человек. Была группа из Закарпатской Украины, а также немцы, проживавшие в Польше. Но основная часть, свыше 10 тысяч, были коммунисты. Применить полностью все старые приемы и издевательства полицейские уже не могли ввиду огромной массы народа. Разделили заключенных на группы и к каждой определили специального «инструктора» из среды профессионалов-воров, которые неистовствовали, били, издевались над политическими заключенными, но это уже была не основная проблема. Основной проблемой был голод. В день заключенному давали кусочек хлеба весом около 200 граммов, утром — так называемого кофе и один раз — мутной баланды около пол-литра. Люди пухли с голода, умирали. Если бы такое положение продлилось еще 2–3 месяца, то страшная трагедия голодной смерти сотен и тысяч заключенных была бы неминуема.
Король:
— Хотя мы вестей с фронта не получали, но по поведению администрации видели, что близится конец Польши, и очень опасались какой-либо провокации, чтобы всех нас не перестреляли или не погубили удушливыми газами. Поэтому было решено до последних возможностей избегать каких-либо провокаций.
Адамчик:
— В первых сентябрьских числах появились два пленных гитлеровских летчика, сбитые с самолетами. Эти летчики себя в концлагере чувствовали как в гостях. Они ходили, гуляя по дорожкам свободно, в полном своем отличии. Пролетают немецкие самолеты — они им махают платочками и улыбаются. И никто из надзирателей им ничего не говорит.
Ситковец:
— Люди кормили нас и перевозили от деревни до деревни. Встречались по дороге партизанские отряды, обезоруживавшие полицию. Командовать польскими войсками уже было некому, солдаты шли без всякой команды, направляясь каждый к себе домой. Через некоторое время я узнал, что бывшие узники Картуз-Березы поймали в Бресте несколько своих палачей и там же их повесили…
Обратим внимание на точные детали в рассказе Иосифа Адамчика про события 18 сентября 1939 года: «На улице снаружи стояли четыре польских немца с ломами в руках и один с дробовиком… заключенные поговаривали, что из-под Бреста идут немцы».
И в чем абсолютно не приходится сомневаться, так это свидетельство Григория Ситковца про самосуды над польскими полицейскими: «Бывшие узники Картуз-Березы поймали в Бресте несколько своих палачей и там же их повесили».
…Советские исследователи утверждали, что за пять лет существования лагеря (до 18 сентября 1939 г.) через него прошло свыше 10 тысяч узников. Польский историк Войцех Слешиньски писал, что до 1 сентября 1939 года, то есть до момента массового интернирования, связанного с началом Второй мировой войны, в Березе-Картузской всего побывало немногим более трех тысяч заключенных: «Арестованный Тадеуш Бешчиньски, который прибыл 29 августа 1939 г., имел лагерный номер 3091, и это наибольший номер во всех сохранившихся папках личных дел».
Конечно, это немного, если сравнивать, например, с Карагандалагом, Воркуталагом, Магаданлагом, Севураллагом…
Но если заниматься не количественным, а качественным анализом, то параллель от Березы-Картузской можно провести в современность.
На наш взгляд, концлагерь в Березе-Картузской явил собой предшествующий аналог тюрьмы в Гуантанамо (Guantanamo Bay detention camp) — лагеря для лиц, обвиняемых властями США в различных преступлениях, в частности, в ведении войны на стороне противника, на бессрочно арендуемой США военно-морской базе в кубинском заливе Гуантанамо. В американском примере использована близкая по сути уловка: Гуантанамо находится не на территории США и поэтому тут «можно» позабыть о конституционных правах заключенных, отменить habeas corpus.
Польский концлагерь на Кресах Всходних был следствием известного в истории эффекта: «страна не по размеру». В 1919–1922 годах амбициозные правители Польши сумели, образно говоря, откусить и проглотить смежные территоррии Западной Украины, Западной Белоруссии, Средней Литвы. Однако «переварить» их не смогли.
В результате наступило «государственное несварение», которое выразилось в брутальном терроре на землях с оккупационным режимом. И страшно даже говорить о том, чем «отрыгнулась» Береза-Картузская людям в польской военной форме…
Британцы, сколотившие в свое время крупнейшую колониальную империю, а потом утратившие почти все свои заморские владения, оставили о себе недобрую память, в частности на Черном континенте.
Бывшие участники народного восстания в Кении, жестоко подавленного британцами в 1950-х гг., которым сейчас уже по 70 и 80 лет, требуют от Лондона компенсации за перенесенные ими мучения в концлагерях, а также справедливого суда над своими истязателями.
Четверо престарелых кенийцев, являющихся жертвами британского ГУЛАГа, прибыли в Лондон и устроили демонстрацию протеста перед зданием верховного суда. В концлагере их подвергли зверским пыткам и кастрировали. Однако, несмотря на все издевательства и невыносимые условия содержания, эти люди хотя бы остались в живых. Между тем 90 тыс. участников восстания были казнены в отместку за убийство 32 белых переселенцев, 160 тыс. кенийцев отправили в лагеря.
Требования компенсации готовы выдвинуть к Великобритании тысячи репрессированных кенийцев. К суду могут быть привлечены и те британцы, которые участвовали в кенийской кампании, длившейся вплоть до 1960 г., когда мятеж удалось подавить. Юристы считают, что у иска узников кенийского ГУЛАГа против их мучителей-британцев хорошая судебная перспектива.