первые настольные игры история

Презентация к уроку

Цель: познакомить с разнообразными настольными играми. Рассмотреть настольные игры в культурно-историческом аспекте и подчеркнуть основное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка.

Ход классного часа

Строгого определения настольной игры не существует. Обычно к этой категории относят игры, состоящие в манипуляциях с относительно небольшим набором предметов, которые можно целиком разместить на столе (или на чём-нибудь, что может заменить стол) и/или в руках играющих. Такие игры могут вестись в небольшом закрытом помещении, в поезде или другом транспортном средстве, и, вообще, в любом месте, где имеется стол. Они не требуют специальных сооружений, зданий, крупногабаритного оборудования. Игроки в таких играх, как правило, могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться. Чаще всего настольные игры рассчитаны на несколько человек, хотя есть и исключения, например пазлы.

Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещаемого на обычном или специально сделанном столе.

Увлечение настольными играми, в которые, впрочем, играли не только на столе, но и на земле, и на полу, первоначально возникло как забава для элиты Римской империи, а затем распространились по всей Европе благодаря римским легионам.

Ну а голландский философ Йозеф Хайзенга эту теорию углубил. По мнению Хайзенги люди превращают в игру весь свет и человек только потому человек, что умеет играть. По этой теории вполне понятно отчего настольные игры зародились так давно, что уже и не узнать, откуда произошла эта забава.

Итак, вот некоторые вехи в истории настольных игр мира:

Самой древней настольной игрой считается сенет. Развлечение это было популярно еще 4000 лет до нашей эры в Древнем Египте и по своим правилам напоминала шашки.

Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. Нарды — игра шашечного типа, появившаяся на арабском Востоке и сохранившаяся до сих пор, хотя и в изменённом виде. Тогда кстати в нарды играли по немного другим правилам.

В это время в Индии уже играли в чаупар, тоже игру шашечного типа. Известно, что в это же время зарождается игра наподобие шашек в Испании и России.

Две тысячи лет назад зарождается знаменитая и по сей день настольная игра Го.

2 тысячелетие до нашей эры

Го и Го-моку — игры шашечного типа, в которых фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё. Появились в древнем Китае и сохранились по сей день, с минимальными изменениями.

Многие классики и военные деятели поклонялись шашкам. Игра, которая развивает логику и стратегию. Великие Пушкин, Державин, Лев Николаевич Толстой были приверженцами этой игры. Даже такие полководцы, как Суворов и Наполеон увлекались шашками и во многом полагались на свой опыт благодаря умению играть в эту занимательную и интересную, всегда новую игру.

Правила древней игры были очень похожи на современные: игровая доска уже состояла из 64 клеток, шашки были, как и сейчас, белыми и черными. Правда, ходить они могли, подобно наступающим на противника солдатам, только вперед. Если одна из шашек прорывалась в тыл врага, получала преимущества, становясь дамкой, и могла вести нападение не по прямой траектории.

Английский шашист польского происхождения, оставшийся в истории под прозвищем Поляк, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток и немного изменить правила игры — появились стоклеточные (польские) шашки. Широкое распространение и отсутствие расхождений в правилах игры сделало этот вариант шашек международным.

В истории настольных игры ознаменован появлением первой игры шахматного типа. В Индии тогда появилась игра чатуранга, напоминающая современные шахматы.

Стал одним из важнейших в истории развития настольных игр. Именно этим веком датированы первые найденные игральные карты. Найдены они были на востоке.

В эту пору из Азии в Европу привозят домино. Первой страной, где полюбилась эта игра мазаичного типа стала Италия.

1870 год стал годом игры маджонг. Приблизительно в этом году в Китае зарождается знаменитая азартная игра, с применением игральных костей.

1880 год в этом году в Великобритании изобретают знаменитую игру реверси (настольная игра шашечного типа на доске 8*8 клеток).

1934 год в этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Тогда это была экономическая настольная игра, что-то вроде экономической стратегии. Впоследствии появились тысячи разновидностей этой игры. Полагают, что причиной для создания этой игры стала Великая депрессия 1930-х в США.

Придумана знаменитая игра «Скрэббл». В России она более известна как «Эрудит». Впрочем, аналогом этой игры можно считать русскую игру под названием «Балда».

Игра “Мафия” придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем Каменска-Уральского. Вначале в неё играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ, но после того как некоторые студенты университета провели каникулы в летних студенческих лагерях, где отдыхали студенты и других советских ВУЗов, игра вместе с новыми игроками стала распространяться по другим учебным заведениям СССР.

В 1998 году игра “Мафия” и ее европейский прототип — игра “Убийца” были использованы калининградской Высшей школой МВД РФ для курса “Визуальная психодиагностика”. Игры легли в основу учебно-методического пособия, с помощью которого развивали навыки курсантов в отношении различных приёмов и методов чтения языка телодвижений.

В Китае “Мафия” используется для лечения азартных людей от игровой зависимости, а в США — как средство перевоспитания “трудных” подростков в летних христианских лагерях. А еще, с помощью “Мафии” к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники.

Мафия признана одной из “50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года”.

«Что наша жизнь? Игра» написал однажды А. Пушкин в своей «Пиковой даме».

Знаете ли вы, что настольных игр для старших школьников значительно больше, чем для детей? Казалось бы должно быть наоборот. Несмотря на то, что в последнее время настольные игры приобретают всё большую популярность, многие из них по-прежнему малоизвестны.

Настольные игры — уникальное средство от скуки, способное разнообразить домашний досуг во время непогоды, объединить всех членов семьи и стать настоящим спасением для большой заскучавшей компании гостей.

Источник

История настольных игр

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

За последние несколько лет, настольные игры пережили взрывной рост. В 2012 году “The Guardian” назвали его «Золотым веком для настольных игр» и заявили, что темпы роста с каждым годом возрастают. Это также быстро становится одной из самых финансируемых категорий проектов.

С чего же все началось?

Первая настольная игра (5000 до н.э)

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Многие люди не понимают, что настольные игры на самом деле произошли за много лет до того, как мы начали писать. Какой же была самая первая настольная игра? Как ни странно, но это – игра в кости! Предмет, который является самым простым, распространенным и используется на сегодняшний день во многих настолках.

Серия из 49 небольших резных расписных камней была найдена в 5000-летнем кургане Башур-Хойюк в Турции. Это самые первые игровые предметы, которые были найдены. Подобные предметы были найдены также в Сирии и Ираке.

Однако во многих других регионах были найдены другие удивительные находки. К примеру в Египте игральные кости напоминали плоские палочки, на которых были нарисованные различные рисунки. Их делали из различных материалов, в том числе резных костяшек, дерева, окрашенных камней и панцирей черепах.

Настольные игры – королевское времяпрепровождением (3100 до н.э.)

Настольные игры стали популярны среди фараонов в Древнем Египте. В первую очередь игра Сенет. Игра была найдена в погребениях до-династии и Первой династии. Сенет фигурирует в нескольких иллюстрациях из древнеегипетских гробниц. Древние египтяне были убеждены, что успешный игрок находился под защитой главных богов: Ра, Тота, а иногда и самого Осириса. Следовательно, доски Сенет часто помещали в могилу рядом с другими погребеными предметами.

Что касается игрового процесса, есть множество споров. Сенет представляет собой сетку из 30 квадратов, расположенных в три ряда по десять. Есть два набора пешек. Историки восстановили приблизительные правила игры для Сенет, которые были приняты различными компаниями-производителями, которые производят наборы на сегодняшний день.

Настольные игры связывают с религией (3000 до н.э.)

С ростом популярности настольных игр среди членов королевской семьи они быстро стали популярными среди простого населения. Вскоре они стали связаны религиозными убеждениями. Одной из таких игр является Мехен.

Хотя полный набор правил, как играть в игру, так и не был найден, мы знаем, что игра представляет божество Мехен. Культ Солнца представлял бога Мехена огромным змеем, который обернул бога Солнца Ра в свои витки (игровая доска имитирует это).

Хотя никаких правил для Мехена не было обнаружено, похожая арабская игра, известная как игра гиена, имела несколько общих характеристик. Из-за этого игровой процесс, используемый в игре гиены, был адаптирован к игре Мехен.

Каждый игрок начинает с шести шариков и одного льва. Кости определяли движение. Игроки начинают с хвоста, вдоль внешнего края доски и движутся к центру, где покоится голова змеи. Игроки мчатся к центру своими мраморными фигурами. Как только фигурка достигает центра, движение меняется на противоположное, и игроки снова движутся к началу. Кусок льва затем вводится в игру. Этот хищный предмет используется для захвата фигур оппонента.

Первое свидетельство самой древней настольной игры (2650 до н.э)

Многие думают, что в нарды играли дольше всех из настольных игр, однако на самом деле это королевская игра в Ур. Игра считалась давно умершей и заменена нардами 2000 лет назад. Тем не менее, энтузиаст игры Ирвинг Финкель обнаружил правила игры, вырезанные из древней каменной таблички.

Игра получила свое название от основания Королевских гробниц Ура в Ираке. Был также набор найден в гробнице фараона Тутанхамона. В «Королевской игре Ур» есть два сета: один черный и один белый, из семи фигурок и трех четырехгранных кубиков.

Первое упоминание нард (2000 до н.э)

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Ludus duodecim scriptorum – настольная игра была невероятно популярна во времена Римской империи. Название переводится как «игра двенадцати меток», вероятно, ссылаясь на три ряда по 12 меток, найденных на найденных досках. Табула игры, как полагают, является потомком этой игры, и оба похожи на современные нарды.

Самая старая игра, правила которой, как известно, почти идентичны нардам, описывала ее как доску с теми же 24 шашками, по 12 с каждой стороны. Так как сегодня у каждого игрока было 15 шашек, и они использовали кубические шестигранные кубики. Цель игры – быть первым, кто снял все свои шашки, также была одинаковой. Единственными отличиями от современных нардов были использование дополнительного кубика (три, а не два).

Популярность нардов возросла в середине 1960-х годов, отчасти благодаря харизме князя Алексея Оболенского, который стал известен как «Отец современных нардов». Он был соучредителем Международной ассоциации по нардам, которая опубликовала свод официальных правил. Он также основал Всемирный клуб по нардам в Манхэттене, который разработал систему турниров по нардам в 1963 году. Позднее он организовал первый крупный международный турнир по нардам в марте 1964 года, в котором приняли участие члены королевской семьи, знаменитости и пресса.

Игра стала огромным увлечением, и в нее играли в студенческих городках и в загородных клубах. Люди разной возрастной категории по всей стране играли в нарды. Сигаретные, алкогольные и автомобильные компании стали спонсировать турниры, а Хью Хефнер устраивал нарды в Playboy Mansion. Были созданы клубы по нардам и проведены турниры, в результате чего был проведен чемпионат мира в Лас-Вегасе в 1967 году.
Совсем недавно в 2009 году была организована Федерация по нардам США (USBGF), чтобы популяризировать игру в Соединенных Штатах. Членами совета директоров и комитетов являются многие из ведущих игроков, директоров турниров и писателей мирового сообщества по нардам.

Влияние настольных игр на восточную культуру (400 до н.э)

Liubo была первой настольной игрой (вскоре за ней последовало «Go») разработанной в восточном мире. В настольную игру играли два игрока. Считается, что у каждого игрока было шесть игровых фигур, которые были помещены вокруг точек квадратного игрового поля с характерным симметричным рисунком. Ход определялся броском шести костей.

Любо был очень популярен во времена династии Хань. Однако вскоре популярность этой игры упала. Предполагается, что это могло быть вызвано ростом популярности игры в Го. Любо почти полностью забыли. Знания об игре возросли в последние годы благодаря археологическим открытиям игровых фигурок Любо в древних гробницах.

Доски Любо и игровые предметы часто можно найти в могилах династии Хань в качестве надгробных предметов. Игровые доски изготавливались из самых разных материалов: каменные плиты, резное дерево или длинные ножки со встроенными в них досками и бронзовыми фигурками. Общей чертой всех досок Liubo является характерный рисунок, вырезанный или окрашенный на их поверхности.

Во многих раскопанных игровых досках Liubo сохранились только определенные части. Так как некоторые части сделаны из органического материала, такого как дерево, они гниют. Однако в 1973 году нашли хорошо уцелевший набор игры!

Как и в большинстве древних настольных игр, здесь нет инструкций и написанных правил. Тем не менее, вот краткое изложение теоретических правил:

«Два человека сидят лицом к лицу над доской, доска разделена на двенадцать дорожек с двумя концами и областью, называемой «водой» в середине. Используются двенадцать игровых фигур, по древним правилам шесть белых и шесть черных. Есть также два элемента “рыбы”, которые помещаются в воду.

Бросок игральных костей осуществляется с помощью нефрита. Два игрока по очереди бросают кости и перемещают свои фигуры. Когда часть фигурок перемещается в определенное место, то становиться «совой». После этого игрок может войти в воду и съесть рыбу.

Каждый раз, когда игрок тянет рыбу, он получает два жетона. Если он тянет две рыбы подряд, он получает три жетона (для второй рыбы). Когда один игрок выигрывает шесть жетонов, игра заканчивается».

Тафл и рождение шахмат (400 н.э.)

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Игры Тафл – это семейство древних германских и кельтских стратегических настольных игр, в которые играют на клетчатой ​​доске с двумя армиями с неодинаковыми числами.

Хотя размер доски и количество фигур варьировались, во всех играх использовалось четкое соотношение фигур 2: 1, при этом меньшая сторона имела королевскую фигуру, которая начиналась в центре. Целью короля было убежать на периферию или углы доски, в то время как целью большей силы было захватить его. Атакующая сила имеет естественное преимущество в начале каждой игры.

Чатуранга

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Чатурангу играли на доске 8 × 8. На доске иногда имелись специальные маркировки, значение которых на сегодняшний день неизвестны.
Вскоре после этого игра превратилась в европейский вариант шахматы, в который играют на той же доске 8 × 8. Самое раннее свидетельство о шахматах найдено в Сасанидской Персии около 600 года нашей эры. Теоретически мусульманские торговцы пришли в европейские морские порты с декоративными шахматами.

Около 1200 года правила Шатранджа (персидская форма шахмат) начали изменяться в южной Европе, а около 1475 года несколько серьезных изменений сделали игру, по сути, такой, какой она известна сегодня. Эти современные правила были приняты в Италии и Испании. Пешки получили возможность перемещаться на два поля с первого хода, а епископы и королевы приобрели свои современные способности. К концу 10-го века королева заменила более раннюю шахматную фигуру визиря, а к 15-му веку стала самой мощной. Следовательно, современные шахматы назывались «шахматами королевы» или «шахматами безумной королевы». Эти новые правила быстро распространились по всей Западной Европе. Правила, касающиеся тупиковой ситуации, были доработаны в начале 19 века.

Первое свидетельство Манкалы (700 н.э.)

Манкала обычно упоминается как игра, однако на самом деле это жанр игры. Это семейство настольных игр, в которые играют по всему миру, и называемых играми «подсчет и захват», которые описывают игровой процесс. Слово манкала происходит от арабского слова накала, означающего «двигаться». Известно более 800 наименований традиционных игр манкалы и описано около 200 изобретенных игр.

Большинство игр с манкалой имеют общий игровой процесс. Игроки начинают игру, помещая определенное количество семян, предписанных для конкретной игры, в каждую из ям на игровом поле. Игрок может сосчитать свои камни, чтобы построить игру. Ход состоит из удаления всех фигурок из ямы, «посева» семян и захвата в зависимости от состояния доски.

Доска Манкала, как правило, изготавливается из различных материалов с рядами отверстий, расположенных рядами, обычно два или четыре. Материалы включают глину и другие формуемые материалы.
Игровые фигуры – это семена, бобы, камни или другие маленькие фишки, которые помещаются в отверстия во время игры и перемещаются вокруг них.

Цель большинства игр с двумя и тремя рядами манкалы – захватить больше камней, чем противник. В играх с четырьмя рядами обычно стараются оставить противника без законных ходов или иногда захватить все фишки в их первом ряду.

Хозяин игры (1903)

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Вы никогда не слышали об Игре Хозяина? Она была изобретена Лиззи Мэги, одним из первых американских дизайнеров настольных игр. Игровое поле состояло из квадратной дорожки с рядом свойств, которые игроки могли купить. На игровом поле было четыре железных дороги, две коммунальные службы, тюрьма и уголок под названием «Труд на матери-земле приносит заработную плату», который приносил игрокам 100 долларов каждый раз, когда они проходили мимо … Звучит знакомо?
В 1904 году Мэги изобрела и запатентовала игру «Хозяин» и разработала игру как практическую демонстрацию захвата земли со всеми ее обычными исходами и последствиями. Она основывала игру на экономических принципах георгизма, предложенной Генри Джорджем, с целью демонстрации того, как аренда обогащает владельцев собственности и обнищавших арендаторов.

Она знала, что некоторым людям было бы трудно понять, почему это произошло и что с этим можно сделать, и подумала, что если идеи будут воплощены в конкретную форму игры, их будет проще продемонстрировать.

В 1935 году Мэги продала свой патент на игру Parker Brothers, которая сейчас называется «Монополией». После успеха в «Монополии» они стали выпускать «Риск», «Извините», «Тривиальное преследование» и многое другое. Лиззи Мэги продала свой оригинальный патент на оригинальную игру за 500 долларов.

Оскар настольных игр (1978)

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Spiel де Jahres переводит как «Игра года». Считается самой престижной наградой для настольных и карточных игр и присуждается ежегодно жюри немецких игровых критиков.

У Spiel des Jahres есть заявленная цель – поощрить превосходство в игровом дизайне и продвигать высококачественные игры на немецком рынке. Считается, что наличие и популярность награды является одним из основных факторов качества игр, выходящих из Германии.
Номинация Spiel des Jahres может увеличить типичные продажи игры с 500–3 000 экземпляров до примерно 10 000; и победитель обычно может продать от 300 000 до 500 000 экземпляров.

Spield Des Jahres несет ответственность за популярность и рост таких игр, как «Поселенцы Катана», «Доминион», «Ханаби» и «Диксит». Он также считается одним из основных факторов популярности жанра Euro Games (Евро-игр). Euro Games – это класс настольных игр, которые, как правило, преуменьшают удачу, косвенно взаимодействуют с игроками и ориентированы на экономику и стратегию.

Источник

История настольных игр: от горстки камней и костей к пластиковым солдатикам и коллекционным карточкам

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Сегодня мы с вами немного отдохнём от компьютеров, консолей и мобильных устройств. «Какой же тогда жанр можно разобрать?» — спросите вы. Мы рассмотрим целый вид, а именно — настольные игры, ведь рубрика называется «История игр», а не «История жанров компьютерных игр». В статье про историю RPG мы уже касались темы «настолок», но сегодня мы исследуем её более детально от самых первых игр с костями животных до современных коллекционных карточных игр с минифигурками, политикой, экономикой и прочими терминами.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Самыми первыми предметами для игр считаются различные кубики и палочки, вырезанные из костей, дерева, камней и других материалов. Кости и камни обтачивали и наносили отметки для обозначения очков. Плоские деревянные палочки окрашивали либо наносили резной узор с одной стороны. Как и игральные кости, при игре палочки брали рукой и бросали. Победитель определялся по количеству палочек, упавших окрашенной стороной вверх. Кстати, слово «азарт» происходит от арабского الزهر‎ (аль-захр) — игральная кость. Интересно, но настольные игры могли появиться ещё до изобретения столов. Так, первые упоминания о столе как предмете мебели встречаются в Древнем Египте и датируются 2650 годом до н. э. (4669 лет назад), а древнейший набор игральных костей возрастом около 5200 лет был найден в Иране при раскопках города Шахри-Сухте. Похожий набор из 49 вырезанных и покрашенных камешков был найден археологами в 5000-летнем кургане Башур Хаюк на юго-востоке Турции.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Титул самой древней настольной игры в мире принадлежит древнеегипетской игре сенет. Она была найдена в захоронениях додинастической эры, а это значит, что ей более 5 тысячи лет. Правила сенета, к сожалению, до наших дней не дошли. Изначально историки предполагали, что данная игра является прародительницей шахмат, чуть позже — шашек. Однако оказалось, что сенет имеет мало общего с этими играми. Также предполагается, что изначально это была игра для фараонов и лишь с течением времени она дошла до широких масс. Более того, набор для игры в сенет мог использоваться людьми в качестве гадального инструмента. Некоторые исследователи даже считают, что карты Таро произошли от сенета. По крайней мере, 22 козыря колоды египетского Таро действительно могут восходить к этой игре.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В период между 2600 и 2400 годами до н.э. в Месопотамии появилась Царская игра Ур, которая ныне держит титул самой долгоживущей игры в мире. Правила игры по состоянию на II век до н. э. известны благодаря обнаруженной вавилонской глиняной табличке, текст которой написан писцом Итти Мардук-балату. Оказалось, что в некоторых поселениях кочинских евреев в Индии в Царскую игру Ур продолжали играть практически в неизменном виде как минимум до начала массовой эмиграции в Израиль в 1950-х годах. Суть игры заключается в том, чтобы переместить семь своих фишек на другой конец доски. Количество ходов определялось при помощи четырёхгранных игральных костей, что вносило в игру Ур элемент удачи. По сути, по этому принципу построены многие современные настольные игры, относящиеся к семейству «гоночных», куда, кстати, входят и нарды.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Прообразом современных нард является греко-римская игра табула, впервые описанная в эпиграмме византийского императора Зенона (482 год н. э.). На доске было нарисовано поле, состоящее из 24 ячеек. Игроки по очереди бросали три кубика, чтобы определить количество ходов. Целью табулы было совершить полный круг всеми фишками, которых было по 15 на каждого человека. И хотя в истории есть упоминания о древнеримской игре Ludus duodecim scriptorum (с латинского — «игра двенадцати знаков»), описанной в «Науке любви» Овидия (1 год до н. э. — 8 год н. э.), а также более древних подобных безымянных игр, найденных археологами на территории Ирана, табула действительно мало чем отличается от нард. Сами же нарды, по легенде, были придуманы персидским мудрецом Бозоргмехром.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Множество настольных игр зародилось в Индии. Например, шахматы. Древнеиндийская игра чатуранга была создана примерно в VI веке нашей эры. На доске 8х8 клеток 2 игрока располагали по 16 фигур. Цель — уничтожить все вражеские фигуры. Из Индии игра попала в Персию, где превратилась в шатрандж, которая считается прямым предком шахмат. Основное отличие шатранджа от шахмат заключается в более слабых ферзях и слонах. Примерно к X веку игра дошла до Европы, где в течение ещё примерно пятисот лет формировались правила, практически полностью совпадающие с современными. Кстати, из чатуранги выросли не только шахматы, но и китайская настольная игра сянци, японская сёги, тайская макрук и корейская чанги. Также в Индии придумали домино, хотя и считается, что родина данной игры — Китай. Самые древние плоские таблички из слоновой кости с вырезами, определяющими очки, имеют возраст более 2 тысяч лет. Нашли их на территории современной Индии. В Китае же первое упоминание о домино, которое смогли обнаружить историки, относится к XIII веку. Хотя некоторые сохранившиеся пластинки датируются XII веком.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Зато Китай точно является родиной игральных карт. До появления бумажных карточек использовались таблички из дерева или бамбука. Известно, что в Японии даже играли ракушками. Первые упоминания о продолговатых листах, с помощью которых можно играть, датируются IX веком. Настольные игры, как вы уже могли заметить, часто кочевали из Индии в разные страны. Так случилось и с картами. Сначала они попали из Китая в саму Индию, где превратились в круглые карточки ганджифа, а затем отправились в Персию и Египет. Оттуда карты перекочевали в Европу предположительно в XIV веке. К этому же периоду относятся и первые сохранившиеся указы европейских правителей и духовных лидеров, которые запрещали играть в кости, карты, шахматы и другие настольные игры. Интересно, что история не сохранила ни единого запрета на шашки, которые, возможно, являются единственной игрой, придуманной в Европе. По крайней мере, скандинавская игра шашечного типа хнефатафл является самой древней игрой подобного рода. Первые упоминания о ней датируют III веком. По данным историков, викинги завезли хнефатафл в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Киевскую Русь.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Карты же быстро стали одним из самых популярных феноменов в Европе. Общее количество карточных игр за пару веков уже насчитывало несколько сотен. Наибольшее распространение получила так называемая «французская колода», состоящая из 54 карт. Она разделена на четыре масти по 13 карт в каждой и два джокера. Также с течением времени появляются специальные колоды для фокусов, гадания и так далее, что выводит карты за пределы настольных игр. Один человек может разложить пасьянс, десять — сыграть в покер. Практически каждый мог найти подходящий сценарий применения карт. Позже появилось и такое понятие как коллекционные карточные игры, где игроки сами составляют колоды из перечня доступных карточек.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В XVI веке в Генуе (Италия) появляется лото — азартная игра с использованием бочонков и карточек с цифрами. В Россию она попала только в XVIII веке, а во времена СССР была признана семейной и развивающей игрой. В XVIII—XIX веках с появлением картона в Европе начали развиваться гоночные игры ходилки, где игроки должны были переместить свою фишку от стартовой клетки до финишной раньше других. Появляются всяческие тематические поля с разными уникальными клеточками, на которых были написаны дополнительные условия, например, переместиться на несколько шагов вперёд или пропустить ход. Эти игры полностью зависели от удачи и выпавших очков на игральных костях. Также среди простого народа очень популярными становятся игры, в которые можно сыграть быстро, используя лишь бумагу и ручку, например, «Морской бой» или крестики-нолики.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В конце XIX века в Китае появляется ещё одна игра, потихоньку захватившая весь мир. Это маджонг — игра для четырёх человек с использованием игральных костей (фишек, напоминающих домино, но только вместо очков на них нанесены иероглифы), по правилам напоминающая покер. Первое время в маджонг играли только в ограниченной части центрального Китая, но уже к 1920 году игра распространилась по всей Азии и считалась национальной. Позже также был придуман вариант маджонга для одного игрока, напоминающий карточный пасьянс (все же играли в него на Windows?). Кстати, в 1889 году Фусадзиро Ямаути основал компанию Nintendo Koppai, которая изначально занималась производством и продажей игральных карт Ханафуда. Думаю, чем сейчас занимается Nintendo, читателям нашего сайта и так известно.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Начиная с XX века на арену изобретателей настольных игр выходит Америка. В 1903 Элизабет Мэги (Elizabeth Magie) придумывает «Игру землевладельцев». По задумке автора, игра должна была стать практической демонстрацией существующей на тот момент системы захвата земли со всеми её обычными результатами и последствиями (это как раз тот момент истории США, когда прокладывались железные дороги, а все земли скупались магнатами). Поле было поделено на клетки, каждой из которых соответствовала какая-то недвижимость. Если один игрок становился владельцем какой-нибудь ячейки, то все остальные игроки должны были платить ему определенную сумму при попадании на эту клетку.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Именно «Игра землевладельцев», как вы уже могли догадаться, является прообразом «Монополии», которую Чарльз Дэрроу (Charles Darrow) совместно с издательством Parker Brothers выпустили в 1935 году. А уже в 1936 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США. Её начали копировать многие другие издательства, немного меняя правила, тему, оформление, но суть всегда сохранялась. Играл ли кто-то из вас, дорогие читатели Trashbox.ru, в «Менеджер», «Империю», «Бизнесмена» или «Мультимиллионера»? Всё это клоны «Монополии».

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1931 году американский архитектор Альфред Баттс (Alfred Butts) создаёт игру Lexiko (от греческого lexicos, что означает «слова»). Каждый игрок получал набор из 9 букв и пытался составить из них слово. От издания Lexiko отказались и Parker Brothers, и Milton Bradley. Позже Баттс добавляет в комплект поле размером 15х15 клеточек и переименовывает игру в Criss-Cross Words. В 1948 Джеймс Бруно (James Brunot) покупает права на издание игры, немного упрощает правила и даёт ей окончательное название — Scrabble (Скрэббл, более известный в России как «Эрудит»).

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1954 году Чарльз Робертс (Charles Roberts) выпускает игру Tactics, которая считается первой настольной игрой жанра варгейм (военная игра). Это разновидность стратегических игр, где с помощью фишек или миниатюрных фигурок, обозначающих отряды войск, военную технику или мифические существа (драконы, огры), имитируются различные конфликты. Считается, что именно варгеймы легли в основу первого свода правил Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы»). Но об этом позже, потому что 50-е годы стали поистине выдающимися для стратегических игр. Помимо варгейма Tactics на свет появилась ещё и пошаговая стратегическая настольная игра Risk. Она была создана французским кинорежиссёром Альбертом Ламоросси и выпущена в 1957 году во Франции под названием La Conquête du Monde, что в переводе с французского языка означает «Завоевание мира».

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Следующий рывок настольные игры совершили в 1971 году, когда на свет появились сразу две будущие легенды — Uno и Chainmail. Первая — очередная вариация на тему карточных игр. Однако нестандартная колода, простые правила, которые доступны даже детям, и динамичная механика сделали своё дело. Uno становится очень популярной сначала в Америке, а затем и за её пределами, и продолжает процветать даже спустя почти 50 лет. Вторая появилась благодаря Гэри Гайгэксу (Gary Gygax), Джеффу Перрену (Jeff Perren) и издательству Guidon Games. Chainmail (кольчуга) стала хитом практически сразу после выхода. Мало того, что эта игра была одной из первых варгеймов с элементами фэнтези, так ещё и является прямым предшественником Dungeons & Dragons.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Когда Гайгэкс играл с товарищем Дэйвом Арнесоном (Dave Arneson) в свою же игру, он заметил, что их игровые сессии начали плавно переходить от битв целых армий на огромных полях в приключения отдельных персонажей в небольших подземельях, и что для них это представляет даже больший интерес. Они решили оформить свой игровой опыт в качестве свода правил для новой игры. Так, в 1974 году компания Tactical Studies Rules (которую, кстати говоря, основал сам Гайгэкс) издаёт первую редакцию правил настольной ролевой игры Dungeons & Dragons, по которым для комфортной игры рекомендовалось также иметь в наличии правила игры Chainmail на случай, если в сражениях начнут принимать участие большие армии.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1979 году в Германии впервые была вручена премия «Настольная игра года» (Spiel des Jahres), её получила игра Hare and Tortoise. Это одна из первых ярких представительниц жанра еврогейм (так называемые игры немецкого типа), для которого характерны относительно простые правила, небольшая продолжительность партии и высокий уровень взаимодействия игроков. Считается, что именно появление данной премии дало толчок развитию настольных игр в Европе. Кстати, в 1979 году также была выпущена эпическая настольная стратегия Dune по мотивам одноименного романа Фрэнка Герберта. Многие механики из этой игры можно проследить в современных стратегических «настолках». Например, систему контроля территорий, реализацию влияния дипломатии и использование лидеров в бою можно увидеть в «Игре престолов».

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1980 году в Великобритании вышла ещё одна легендарная настольная игра — Civilization. Именно в неё играл Сид Мейер (Sid Meier), когда разрабатывал всем известную компьютерную стратегию. Создатель Civilization Фрэнсис Трешем (Francis Tresham) ввёл в настольные игры такое понятие как древо технологий. Издательство Gibsons Games увидело в этом новшестве потенциал и согласилось издать игру. Как мы знаем — оно не прогадало. Игра была действительно революционной. 11 видов ресурсов для торговли между игроками. Карточки бедствий, такие как, например, «Извержение вулкана» или «Гражданская война». Карточки цивилизаций, которые предоставляли доступ к различным технологиям (медицина, сельское хозяйство, философия и так далее). Очень многие элементы данной настольной игры в итоге перекочевали в Sid Meier’s Civilization.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1986 году студент факультета философии Московского государственного университета Дмитрий Давыдов придумал правила для игры «Мафия». И хотя изначально это не совсем настольная игра, но не упомянуть о ней нельзя. В середине XX века в СССР была популярна дворовая игра «Сыщики и воры». Дети тянули листочки с разными ролями и затем пытались отгадать, кто есть кто. Психологическая ролевая игра «Мафия» также опирается на концепцию слепого жребия ролей и использования логики и интуиции в определении «злодеев». В Европе также существовала подобная игра, но там маньяк лишь один. Сейчас у «Мафии» множество различных изданий и вариаций с разными карточками персонажей. В неё можно играть в больших компаниях. По ней проводят турниры. А в 2016 году даже вышел российский художественный фильм «Мафия: Игра на выживание».

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

Небольшое отступление. Мы уже говорили о том, что карты хорошо прижились в человеческом обществе. Тысячи различных игр со стандартной колодой. Сотни уникальных колод. В Америке ещё с середины XIX века появилась мода на коллекционирование карточек с изображением известных бейсболистов. Казалось бы, что ещё можно придумать? На этот вопрос в 1991 году ответил доктор философии по комбинаторной математике Ричард Гарфилд (Richard Garfield), когда изобрёл концепцию коллекционных карточных игр и сформировал правила для Mana Clash. Компания Wizards of the Coast не сразу заметила в новинке потенциал. Однако в 1993 году всё же купила права на игру и выпустила её под названием Magic: The Gathering, которая, кстати, как раз сейчас переживает новую волну популярности. И мир заполонило бесчисленное множество различных ККИ (признавайтесь, кто никогда не пробовал сыграть в Hearthstone?). И 90-е могли бы запомниться лишь бумом коллекционных карточных игр, если бы не «Колонизаторы».

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В 1995 году вышла одна из самых успешных и влиятельных игр жанра еврогейм — The Settlers of Catan, более известная в России под названием «Колонизаторы». Она стала лучшей игрой не только по версии Spiel des Jahres, но и по многим другим. Более того, The Settlers of Catan стала одной из первых игр данного жанра, популярность которой вышла за пределы Европы. В 1996 году американская Академия приключенческого игрового искусства и дизайна (AAGAG) оценила её как лучшую фантастическую/фэнтезийную настольную игру года (Best Fantasy or Science Fiction Board Game). Впоследствии The Settlers of Catan получила многочисленные дополнения, её перенесли на ПК, на мобильные устройства (сначала на Java, а потом на Android и iOS), по ней стали проводить мировые чемпионаты и она до сих пор считается эталоном семейных игр.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

В современном мире очень трудно придумать уникальную настольную игру. Однако в 2008 году Жан-Луи Рубира (Jean-Louis Roubira) смог представить обычную игру на ассоциации в необычном свете. Игра Dixit («Диксит») была выпущена компанией Libellud и получила более 15 наград по всему миру. Во многом успех Dixit связывают с интересными иллюстрациями французской художницы Мари Кардуа (Marie Cardouat), которые действительно заставляют воображение работать. Эта игра никак не связана со случайностью. Dixit — это игра, где способность анализировать, мыслить абстрактно и доверять своей интуиции должны быть развиты максимально хорошо.

первые настольные игры история. Смотреть фото первые настольные игры история. Смотреть картинку первые настольные игры история. Картинка про первые настольные игры история. Фото первые настольные игры история

И хотя придумать что-то принципиально новое сейчас довольно сложно, но всё же мы с вами живём в уникальное время, когда каждый может попробовать создать себе игру мечты благодаря краудфандинговым платформам — например, Kickstarter. Одним из самых ярких примеров успеха такой затеи является игра «Взрывные котята» (Exploding Kittens), собравшая почти 9 миллионов долларов (хотя цель проекта была собрать 10 тысяч долларов для печати одной партии игры). На эти деньги было создано мобильное приложение, несколько дополнений к стандартной версии настольной игры и другие вещи, о которых авторы даже и не мечтали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *