первые представления о философии на руси сложились после
Первые представления о философии на руси сложились после
1. Первые представления о философии на Руси сложились после …
составления «Русской Правды»
возвышения Московского государства
2. Начало материалистической традиции в русской философии положил …
3. Автором работы «Слово о законе и благодати» является…
4. Появление светского типа философствования в России происходит в …
5. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был …
6. Представитель русского космизма, учения русской философии конца XIX – начала XX века о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, …
7. Одним из первых представителей марксизма в русской философии является …
8. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой» – …
9. Идейное течение, обосновывавшее своеобразие исторического развития России:
10. Русский философ, центральными темами творчества которого были проблемы свободы, личности и творчества:
11. В основе философии В. Соловьева лежит идея ….
12. Создание первой философской системы в России связано с именем…
13. В противоположность западному индивидуализму славянофилы как основу самобытности Российской цивилизации связывали с …
14. Вопрос об исторических судьбах России в начале XIX века был поставлен..
15. Распространение марксизма в России связано с именами…
Г. Плеханова и В. Ленина
Н. Чернышевского и А. Герцена
В. Белинского и М. Бакунина
П. Лаврова и Н. Михайловского
16. Разработка проблемы идеального в советской философской мысли связана с именами…
Первые представления о философии на руси сложились после
1. Учение о сложноорганизованных системах, по-новому рассматривающее процессы развития, называется.
б) синергетикой
2. Философское учение об универсальной одушевленности материи есть.
г) гилозоизм
3. Мысленное объединение частей в единое целое есть.
а) синтез
4. Философская дисциплина, исследующая происхождение, природу, функции, структуру, роль в обществе нравственности, морали есть.
б) этика
5. Философская позиция, предполагающая множество исходных оснований и начал бытия, называется…
а) плюрализмом
а) характерно только для социума
б) присуще природе, обществу и сознанию
в) наблюдается только в живых системах
г) характерно только для материальных систем
7. Систематическое философское исследование феномена техники началось в…
а) эпоху Просвещения
в) эпоху Возрождения
г) конце ХIХ – начала XX вв.
8. Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется.
а) аксиологической
9. История становится объектом философского анализа в философии…
в) эпохи Возрождения
г) Просвещения
10. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был.
б) Сократ
11. Первые представления о философии на Руси сложились после…
а) составления «Русской Правды»
б) монголо-татарского ига
в) возвращение Московского государства
г) принятия христианства
а) единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна стать волею их всех
б) продукт взаимодействия людей
в) совокупность биологических существ, организованных с целью выживания
г) организованная форма совместной деятельности людей
13. Взаимосвязь пространства и времени утверждается в ________ концепции.
г) реляционной
14. Учитывая остроту глобального экологического кризиса, человечество способно выжить лишь в условиях освоения принципа совместного и согласованного существования общества и природы, т.е. принципа.
б) коэволюции
15. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…
а) смертен
16. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и т.д. в качестве руководства в духовной и практически-преобразовательной деятельности, выступает в роли…
б) методологии
б) прагматизма
18. Формой рационального познания является.
а) понятие
19. Категория «субстанция».
а) обозначает чувственно-воспринимаемый мир
б) выражает идею единства бытия
в) обозначает совокупность всех существующих предметов, процессов и явлений
г) обозначает духовный мир человека
20. Применив материалистическую философию к области истории, Маркс и Энгельс явились создателями ___________________ материализма.
а) исторического
21. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в…
а) появлением первых людей
б) эпоху древнейших цивилизаций
г) Древней Греции
22. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:
а) «не следует умножать сущности сверх необходимого»
б) «нет ничего кроме Бога и Бог есть бытие»
в) «возлюби ближнего своего, как самого себя»
г) «всё сущее есть благо»
23. Для эпохи Возрождения характерен.
в) антропоцентризм
а) Аристотель
25. Преувеличение значения абсолютной истины есть.
б) догматизм
а) предотвращение мировой термоядерной войны
б) угроза пандемии СПИДа
в) освоение космоса
г) международный терроризм
Первые представления о философии на руси сложились после
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
+ в. Нравственно-религиозный характер
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
+ б. Любовь к мудрости
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Тесты по философии с ответами (Что является предметом …)
Тесты по философии с ответами (Что является предметом философии в широком смысле …)
Основные тестовые вопросы по философии
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
3 — Тест. Мировоззрение это —
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
Тест — 4. Что является предметом философии как науки?
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
9 — Тест. Назовите основную черту русской философии?
+ в. Нравственно-религиозный характер
10 — Тест. Как формулируется основной вопрос философии?
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
+ б. Любовь к мудрости
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
33. Майевтика это —
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Философская мысль на Руси (в XI-XVII веках)
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ. В XI-XVII вв. начальный этап русской философии, обладающий специфическими чертами своего становления и развития. Для него характерно восприятие, с одной стороны, элементов славянского языческого мировоззрения, которое по различным источникам (письменным, археологическим, этнографическим) реконструируется специалистами по истории культуры, с другой стороны, теоретических положений развитой к тому времени восточиохристианской философской и богословской мысли (через византийское и южнославянское посредничество). От Византии, бывшей главной хранительницей античного наследия, Русь получила немало образов, понятий основополагающей для европейской культуры эллинской цивилизации, но не в чистом, а в христианизированном виде. В XI—XIII веках о древнерусской философской мысли можно говорить как о сложившемся явлении, в XV-XVI века она переживает свой расцвет, в XVII веке начинается постепенная смена средневекового типа мышления новоевропейским. Принявшее окончательные формы к X веку языческое сознание восточнославянских и близких к ним тюркских, угро-финских, балтских и др. племен явилось итогом многотысячелетнего архаического периода. Его основные установки таковы: нерасторжимость с природными циклами, политеистическое поклонение стихиям, неразличение духовного и материального аспектов бытия, культ тотемов и предков как способ социальной детерминации. Христианство вместо натуралистического равновесия языческого пантеизма вводит напряженное противостояние духа и материи, в мире и человеке усматривается непримиримая борьба двух противоположны: начал, отождествляемых с Богом и дьяволом, добром т злом, душой и плотью. Вместо идеи вечного круговорот вырабатывается концепция линейного развития эсхатологического, финалистического типа от сотворения мира для грядущего Страшного суда. Человек взывается к моральной ответственности, его жизнь подключается к мировом; универсуму, судьба его этноса становится частью обще человеческой истории. Реально древнерусское сознание при господстве православного учения включало элементы языческого прошлого, что принято называть двоеверием. В отличие от западноевропейской схоластики, языком которой была латынь, отечественная философия с самого начала следовала традиции славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, создавших азбуку и положивши: начало перевода Библии как основного источника средневековых представлений о мире и человеке на старославянский язык Неотделимость от контекста культуры в целом, тесный союз с литературой и искусством, когда многие философские идеи воспринимались не в виде понятийно-логических и системно-образующих конструкций, а через художественно-пластические образы, и отсюда тяготение к живому образному слову, публицистичность, особый интерес т исторической и нравственно-этической проблематике составляют отличительные черты русской средневековой философствования. Благодаря им не только средневековая, но и вся последующая русская культура приобретала высокую философскую значимость, вместе с тем они сыграли и тормозящую роль в конституировании философии как особого вида профессиональной деятельности. Термины «философ», «философия», «философствовать» довольно часто встречаются в древнерусской письменности, но их значение было гораздо шире, чем в современном языке.
В конце XIV века объединительная политика Московского княжества увенчалась победоносной битвой на Куликовом поле. Наиболее ярко значимость этого события отражает «Задонщина», созданная, по преданию, Софонием Рязанцем и насыщенная глубоким патриотическим чувством. Столь важному в этот период росту народного самосознания, воспитанию духовности личности способствовала агиографическая (житийная) литература, имевшая учительный характер и сложившаяся на Руси в один из наиболее развитых жанров. Ключевский отмечал ее не узкое церковное, но широкое общественное значение, ибо «древнерусский биограф своим историческим взглядом смелее и шире летописца обнимал русскую жизнь», а созданные им жизнеописания носителей высокого духовного подвига, выходцев из разных слоев, имели характер идеализированных народной молвой биографий почитаемых заступников за Русскую землю.
Агиографический жанр представлен, в частности, в творчестве Епифания Премудрого («Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского»), Сквозь все житие Сергия Радонежского проходит тема Троицы, которая осмысляется в литературе и искусстве Руси как один из наиболее глубоких философских символов, выражающих тайну бытия, природного и человеческого. «Три» как ключевое понятие постоянно воспроизводится Епифанием: «Везде бо троичисленное число всему добру начало и вина извещению». В его произведении символически интерпретируется онтологический и гносеологический аспекты тринитарности мироздания. Особый интерес представляет влияние на русскую культуру и мышление XIV-XV веков исихазма, понимаемого в широком смысле как аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации, разработанное раннехристианскими отшельниками IV-VII веков (Макарий Египетский, Иоанн Лествичник и др.), а в более узком смысле как возникшее в XIV веке на Афоне и наиболее разработанное теоретически Григорием Паламой религиозно-философское учение о нетварных (божественных) энергиях, улавливаемых «энергийным центром» человека.
Если самодержец выступал за абсолютистскую, ничем не ограниченную монархию, то бежавший в пределы Речи Посполитой опальный князь отстаивал идею «Святорусского царства», основанного на соблюдении законности, признании прав родовой знати и координации действий царя духовными и земскими соборами. Курбский имел и непосредственное отношение к развит ию собственно философской мысли XVI века. Он переводил труды Иоанна Дамаскина, написал ряд натурфилософских соч. Ему же принадлежат произведение, которые «позволяют говорить об их авторе как первом русском ученом в области логики» (Н. К. Гаврюшин). Крупнейшим мыслителем русского средневековья является Максим Грек, своеобразно соединявший византийские, возрожденческие и древнерусской традиции. Он настойчиво проводил мысль о единстве филологии как науки о языке (грамматике) и философии как науки о мышлении. Именно плодотворным синтезом творческого труда писателей и мыслителей он объяснял взлет эллинской философии.
В Москве в 1649 году царским окольничим Ф. М. Ртищевым было открыто училище при Андреевском монастыре «ради российского рода во просвещение свободных мудростей учения». Для преподавания в нем пригласили около 30 украинских ученых монахов во главе с Епифанием Славинецким, которые занялись не только преподаванием, но и переводами книг. Епифаний Славинецкий осуществил свыше 30 переводов, причем не только патриотической и богослужебной литературы, но и трудов Фукидида, Плиния Младшего, Эразма Роттердамского. Он же является автором около 50 «Слов» и 40 силлабических гимнографических сочинений, которые в художественной форме выражали и философскую проблематику. Из его последователей сложилось так называемое грекофильское направление, ориентировавшееся на просветительские традиции эллинской культуры и книги, переведенные с греческого языка.
Чудовский инок Евфимий и придворный пиит Карион Истомин были наиболее известными представителями этого направления, полемизировавшими с так называемыми латинистами, которые ориентировались на западную культуру и латинскую письменную традицию. Вождем и крупнейшим деятелем латинского направления стал Симеон Полоцкий.
При царе Алексее Михайловиче он играл роль, сравнимую с ролью Феофана Прокоповича при Петре I. Симеон был писателем, основателем русской силлабической поэзии и драматургии, публицистом, мыслителем и вместе с тем астрологом, непримиримым врагом старообрядцев и тайным униатом. Под царским покровительством Симеон развернул обширную просветительскую деятельность. Творческое наследие Полоцкого огромно. Он написал «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Изданы сборник его проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная». Также издана «Псалтырь рифмотворная» (стихотворное переложение Псалтыри), которую Ломоносов относил к «вратам учености». В сочинении Полоцкого имеется немало сюжетов, образов, символов, притч на философские темы. В «Рифмологионе» есть главы с названиями «Истина», «Гражданство», «Закон», «Мысль», «Разум». В особой главе «Философия» приводятся высказывания Фалеса Милетского (о мудрости как высшей ценности), Диогена (философия научает терпению), Аристиппа (она же учит смелости с сильными мира сего), Аристотеля (врачует нравы).
В конце 1687 году в Москве начались занятия в Славяно-греко-латинской академии, первом высшем учебном заведении России, сыгравшем значительную роль в развитии отечественной культуры, в т. ч. и философского мышления. Во главе академии стали греческие монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Ими были составлены учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике. В дальнейшем почти все из них использовались в преподавании и сыграли определенную роль в становлении фонда отечественной философской литературы (см. Философское образование в России). В XVII веке началась постепенная профессионализация философии и выделение ее в особую форму общественного сознания и область духовной деятельности. Отечественная мысль теснее смыкалась с европейской, древнерусская мудрость постепенно эволюционировала и интегрировалась в русскую философию нового времени. XVII века стал завершением многовекового пути развития древнерусской культуры и философии, он же стал прологом нового этапа в ее развитии. Многие из традиций, заложенных в допетровский период (этизация и эстетизация философских идей, интерес к бытию человека и общественно-политической тематике, сильная художественная струя в философском творчестве, публицистичность и практическая направленность мышления), вошли в отечественную философию последующего периода.
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 714-717.
Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1992. Т. 1-12; Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937 (Вильнюс, 1991); Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV вв. М., 1987; Горский В. С. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI кон. XII в. Киев, 1988; Мудрое слово Древней Руси. М., 1989; Громов М. П.. Конов Н. С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 1990; Громов М. П. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997; Он же. Изборник 70. М„ 2013; Громов М. Н. Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001; История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013); Goerdt W. Russische Philosophic: Zugange und Durehbucke. Freiburg; Miinchen, 1984; Knezevic A. Fiiozofija i siavenski jezici. Zagreb, 1988; Zapata E. La philosophie russe et sovielique. P., 1988.