первые школы на руси открылись при
Как появились первые школы на Руси?
Жители Древней Руси долгие годы не уделяли образованию должного внимания.
Дети получали навыки и знания в домашних условиях.
Семьи бояр и дворян имели возможность приглашать наемных учителей.
Бедные семьи отдавали своих отпрысков к мастеру на обучение ремеслу.
Но ситуация начала меняться после крещения Руси. Самые первые школы были образованы в Киеве в 988 году.
Владимир Святославович распорядился основать первую школу. Бояре отдавали своих детей в школу для обучения письму и чтению.
Такое принудительное обучение не вызвало интереса среди детей. Школьная грамота была неизвестностью для людей тех лет.
В Древней Руси термин «школа» в первый раз был упомянут к концу XIV века.
Школа была учебным заведением, где обучали ремеслу, грамоте и науке. В маленьких селениях детям преподавал знатный и образованный боярин.
Класс состоял из нескольких человек, обычно такие группы не были больше 5 учащихся.
В стенах первой школы сразу несколько сотен учеников получали образование.
Ученики были разделены на разновозрастные группы до 15 человек. К каждой такой группе был прикреплен свой учитель.
При Владимире получать образование могли только мальчики.
В первые годы их обучали книжному делу.
Считалось, что женщинам грамота была не нужна, ведь в будущем все они становились хозяйками.
Первое учебное заведение для девушек было основано Анной Всеволодовной в 1086 году.
Обучение предоставлялось девушкам из зажиточных семей того времени.
Образовательный процесс проходил точно также как и в других школах. К концу XI века школы открылись в других городах Руси.
Учебные заведения открывали при церквях и монастырях. Священнослужители долгие годы считались самыми умными и начитанными людьми.
Уже с XV века частные школы открылись во многих городах и поселениях.
Увеличилось количество образованных людей. Начали переводиться книги и различные писания с других языков.
Однако большой упадок в этой сфере пришелся на период монголо-татарского ига.
Образование начало вновь развиваться только спустя несколько веков.
Тогда главой Российской Империей был Петр I. Именно в эту эпоху образовательная система потерпела ряд существенных изменений.
В это время открылась специализированная школа по систематическим наукам, которые правитель государства считал самыми необходимыми современному человеку тех лет.
Такое образование по-прежнему было доступно лишь выходцам из богатых семей.
Латинский язык считался одним из самых важных школьных предметов.
Изучение латыни помогало людям осваивать медицину, астрономию, математику и другие науки.
Бурному развитию образования поспособствовало строительство лицеев, где ученикам была предоставлена возможность ознакомиться с различными дисциплинами. В школах проходило изучение основ медицины.
Государство открыло первое высшее учебное заведение в 1687 году. Это было связно с западным вектором развития Российской Империи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История возникновения школ: от Древней Руси до современности
История возникновения школ: от Древней Руси до современности
Зарождение школьного образования на Руси тесно связано с событиями 988 года,а именно с крещением Руси. Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение», где учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии первые учебные заведения стали открываться при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Сам князь Владимир утверждал образовательную программу, а учителями были монахи. Спустя столетие, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. В частных школах обучались мальчики из зажиточных семей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: грамматику, риторику, церковное пение, землемерие, географию, звёздознание. Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Школьное образование при Петре I
Значительные изменения в образовательной системе произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России. В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию. В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ. В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши, а в 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц. В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии. В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры. В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось. Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения. Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство. Изучали юриспруденцию и государственную экономию. Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения: приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика. В гимназиях могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий. Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет, изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах. Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем. Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование. В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным. С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Новая школа в России
В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.
Первые школы на Руси и царской Росcии (4 фото)
Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
грамматику,
диалектику,
риторику,
церковное пение,
землемерие,
географию,
звёздознание.
Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:
В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
Первые школы в Киевской Руси
Первое образование в Киевской Руси дети получали в семье, причем в каждом сословии были свои традиции. В богатых семьях приглашались наемные учителя, а детей простых людей отдавали к мастерам учиться различным ремеслам.
Начало школьного образования в Киевском государстве неотрывно связано с введением христианства в 988 году. Первые школы были основаны князем Владимиром Святославовичем. Дабы упрочить позиции христианства, в строившиеся во всех городах и селах церкви нужны были грамотные и образованные священники. Древние летописи сохранили сведения о том, как по приказу князя Владимира были отобраны дети лучших людей и отданы в книжное обучение. Школьная грамота для древних русичей была чем-то страшным и непонятным, незнакомая вера – чужой, а все нововведения – дикими и ужасными. Насильно завербованных в первые школы учеников матери искренне оплакивали, как будто провожая в последний путь. Позже, в 1028 году, сын князя Владимира Ярослав Мудрый ещё больше расширил круг постигающих грамоту, открыв в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей духовенства. Постепенно число школ стало расти. Как правило, открывались они при церквях и монастырях, поэтому священники на Руси считались самыми образованными людьми.
Первые школы давали возможность изучать не только церковные книги, но и такие дисциплины, как грамматика, арифметика, риторика. Изначально в данных заведениях имели право обучаться только мальчики. Считалось, что женщинам для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей грамота ни к чему, тогда как мужчина должен быть знающим и образованным. Процесс преподавания проходил по ступеням. Каждая группа имела своего преподавателя – наставника, состояла из 5-15 учеников, причем зачастую разновозрастных.
Развитие образования в стране
Первое женское училище на Руси было открыто в мае 1086 года сестрой Владимира Мономаха Анной Всеволодовной в Киеве, при Андреевском монастыре. По словам современников, молодых девиц в нем обучали, кроме «писания», пению, «швению» и другим ремеслам.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Как появилась школа: от Древней Руси до современности
В этой статье мы проведём экскурс в образование прошлого, обозначим становление и вехи в развитии действующей школьной системы.
Первые школы на Руси
988 год — крещение Руси и зарождение школьного образования.
Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, в каждой был свой учитель грамоты и чтения.
Впоследствии похожие школы открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.
Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.
В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты». Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.
Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.
Школы в допетровской России
До Петра I образование развивалось медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
Для знатных мальчиков с 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. Изучали «семь свободных художеств»:
Зарубежные языки (латынь, греческий) учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил.
Школьное образование при Петре I
Пётр I провёл реформу образования.
При Петре Великом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. Появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году это право получили и девушки. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц.
Мужское образование также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
Школьная система XIX века
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения.
Ещё одно знаменательное событие — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система была следующей.
В 1864 были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах».
В XIX веке проведена масштабная реформа образования. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
Школа советского периода
Становление советской педагогики можно разделить на следующие этапы.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Новая школа
В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение.
В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.